Интересные факты

Все самое интересное со всего мира!

Буржуазный этикет 19 века: от правил до ритуалов

12.09.2024 в 11:09

Буржуазный этикет 19 века: от правил до ритуалов

Понятие респектабельности

В отличие от предшествующих столетий этикет 19 века носил буржуазный характер; общепринятые правила поведения, приобретая интернациональный характер, были распространены среди всех слоев обществ. Требования к воспитанному человеку были одинаковыми во всех странах Европы и Америке.

Этикетные формы больше не были связаны с поведением при дворе монарха, а касались всех и были направлены на регламентирование ежедневного бытового поведения каждого, что происходит и в наши дни. Но по сравнению с 20 веком, прошедшее столетие культивировало гораздо более разветвленную систему этикетных норм и установок, касающихся самых мелких деталей личной и социальной жизни человека, в результате чего влияние этикета на частную жизнь индивида было чрезвычайно велико.

И в более ранние эпохи правила поведения третьего сословия отличались от этикета аристократии, но в 19 веке средний класс становится определяющим в обществе и, отвергая аристократические церемонии, создает свои представления о хороших манерах, зачастую не менее жесткие. Знатность происхождения перестает быть столь важной, а богатство еще не дает права на положение в обществе -- необходимо было соответствовать некоему поведенческому стереотипу, который лучше всего определяется словом «респектабельность». Предполагалось, что мужчина должен всецело стремиться к тому, чтобы собственным трудолюбием и добропорядочным поведением занять подобающее место в обществе, а идеал женщины -- стать возможно более достойной женой и матерью, ограничивающей свои интересы семейным кругом, строго следящей за соблюдением своими домашними принятых правил поведения, являя собой пример их выполнения. Стало больше цениться религиозное благочестие, выражавшееся в ежедневных семейных молитвах перед едой и на ночь. Внешнее соблюдение религиозных правил-предписаний дошло до поистине тартюфовского показного благочестия. В этот период появляется фраза «ножки надо закрывать даже у рояля», так как упоминание многих частей человеческого тела было строго табуировано, как и упоминание о беременности, рождении ребенка, некоторых предметах туалета, самой невинной взаимной склонности людей противоположного пола и невероятном множестве других вещей, принцип отбора которых обычно недоступен для понимания современного человека.

Связанные вопросы и ответы:

1. Что такое буржуазный этикет 19 века

Буржуазный этикет 19 века представляет собой набор правил и норм поведения, которые были приняты в буржуазном обществе того времени. Эти правила касались различных аспектов жизни, таких как одежда, поведение, общение, отношения между людьми, а также правила ведения бизнеса и финансовых отношений. Буржуазный этикет был важным элементом социальной жизни, поскольку он определял статус и положение человека в обществе.

2. Какие основные правила были приняты в буржуазном этикете 19 века

Основные правила буржуазного этикета 19 века включали следующее: соблюдение приличий в одежде и поведении, соблюдение правил этикета на обеде и приёмах, соблюдение правил общения и вежливости, соблюдение правил ведения бизнеса и финансовых отношений, соблюдение правил отношений между людьми, включая правила отношений между мужчиной и женщиной.

3. Как был организован приём гостей в буржуазном доме 19 века

Приём гостей в буржуазном доме 19 века был строго регламентирован. Гости приглашались на определенное время, обычно на обед или ужин. Они приходили в одежде, соответствующей положению хозяев. По прибытии гости проходили в гостиную, где их встречали хозяева. Затем гости переходили в столовую, где уже был накрыт стол. После еды гости могли остаться в гостиной или перейти в другое помещение для разговора и общения.

4. Как был организован обед в буржуазном доме 19 века

Обед в буржуазном доме 19 века был строго регламентирован. Стол был накрыт белым скатертием, на нем были расположены тарелки, вазы с цветами, стаканы и столовые приборы. Обед начинался с закуски, затем следовали горячие блюда, десерт и кофе. Гости сидели за столом в определенном порядке, обычно мужчины и женщины сидели по разные стороны стола. Во время еды гости велели вежливо и не шумно, а также соблюдали правила этикета.

5. Как были организованы отношения между мужчиной и женщиной в буржуазном обществе 19 века

Отношения между мужчиной и женщиной в буржуазном обществе 19 века были строго регламентированы. Мужчины и женщины должны были соблюдать определенные нормы поведения и вежливости. Мужчины должны были быть любезными и внимательными к женщинам, а женщины должны были быть скромными и вежливыми. Мужчины и женщины должны были соблюдать определенные правила общения, включая правила вежливости и этикета.

6. Как были организованы отношения между людьми в буржуазном обществе 19 века

Отношения между людьми в буржуазном обществе 19 века были строго регламентированы. Люди должны были соблюдать определенные нормы поведения и вежливости. Они должны были быть любезными и вежливыми друг к другу, соблюдать определенные правила общения, включая правила вежливости и этикета. Люди должны были соблюдать определенные правила отношений, включая правила отношений между мужчиной и женщиной, а также правила отношений между людьми разного социального статуса.

7. Как были организованы отношения между людьми разного социального статуса в буржуазном обществе 19 века

Отношения между людьми разного социального статуса в буржуазном обществе 19 века были строго регламентированы. Люди из высшего класса должны были соблюдать определенные нормы поведения и вежливости, которые отличались от норм поведения и вежливости людей из других классов. Люди из высшего класса должны были быть любезными и вежливыми к людям из других классов, но при этом должны были соблюдать определенные правила отношений, которые определяли их статус и положение в обществе. Люди из других классов должны были соблюдать определенные правила поведения и вежливости, которые были приняты в их классе, но при этом должны были соблюдать определенные правила отношений, которые определяли их статус и положение в обществе.

Что такое буржуазный этикет 19 века

Изменение этикетных норм в XVIII веке со времен упадка рыцарства все большее влияние на развитие этикета оказывают нравы среднего класса. С одной стороны, блистательные дворы абсолютных монархов предлагают все более сложные правила поведения, с другой, с течением времени бытовые этикетные нормы становятся значительно демократичнее под влиянием новых социальных условий. Недаром просветители 18 века считали, что придворный этикет отдален от основной массы населения и призывали к более естественным манерам.

В Россию европейский этикет проникает в начале 18 века. Артиллерийское и морское образование, которое ввел Петр I для дворян, впоследствии было заменено школой светских манер. Самой популярной стала книга “Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению” (1717) – своего рода учебник этикета, неоднократно перепечатывавшийся в XVIII веке. В этой книжке, пишет русский историк В.Ключеский, вслед за азбукой и цифирью излагались правила, как обращаться в свете. Сидеть за столом и обходиться с вилкой и ножом, на каком расстоянии снимать шляпу при встрече со знакомыми и какую позитуру принимать при поклоне.

Реформы Петра I нарушили традиционную замкнутость боярских, дворянских и городских (посадских) семей. Регламентация всех сторон быта, проводимая Петром I, коснулась в первую очередь института брака. Резко возросло число неравных браков с представителями низших сословий, добившихся «чинов». С 1720 года разрешались браки с иностранцами (при условии сохранения супругом православной веры). Было разрешено заключать браки с разведенными и даже с расстриженными монахами и священниками. Указом 28 февраля 1714 года Петр I запретил во избежание увиливания от государственной службы дворянским и «подъяческим» сыновьям жениться, не окончив школы. Указом от 1722 года «О дураках» браки запрещались слабоумным, если они не проходили годовое «исправление» на службе. Оставался запрет на четвертый по счету брак, плата государству при заключении каждого последующего из трех браков возрастала. Сам царь, знаменитый своим скандальным браком с Мартой Скавронской, будущей императрицей Екатериной Алексеевной, поддерживал добровольный брак, по его мнению, способствовавший «умножению» служилого дворянства. Пары могли познакомиться, как и раньше, в церкви, затем на ставших свободными для женщин прогулках, приемах, ассамблеях (даже воспитанницам монастырей давали часы для знакомства с будущими женихами). В 1720 году Петр I запретил составлять «сговорную запись» и закреплять ее в приказе крепостных дел, заменив «росписью приданого». Реформы Петра I сделали немало для внешней европеизации семейного уклада дворян.

Как он отличался от этикета других социальных классов

Этикет за столом в Средние века во многом отличался от современных стандартов и отражал социальную структуру того времени. Существовали значительные различия между практиками у высшего сословия и обычных людей, но некоторые общие черты характеризовали столовые манеры той эпохи.

Трапезы служили не только для питания, но и для демонстрации богатства и статуса. Приглашение гостей на обеденные приёмы было важным социальным событием.

Место за столом определялось социальным статусом или рангом. Чем выше статус, тем ближе к главе стола сидел гость. Часто еда подавалась в больших общих блюдах, из которых каждый брал себе порцию. Это требовало определённой аккуратности и уважения к другим гостям за столом. Ели в основном руками — правило «не более трёх пальцев» было распространено среди аристократии.

Музыка, танцы и другие виды развлечений часто сопровождали обеденные приёмы в замках и дворцах.

Что ели и пили

Еда во многом зависела от сезона и местных продуктов. это было мясо, в основном дичь, бобовые, вощи: капуста, репа, редис, хлеб. Большое значение придавалось свежести ингредиентов. Еда подавалась поэтапно, начиная с закусок и заканчивая десертами — количество и разнообразие блюд зависели от богатства хозяина. Вино и пиво были обычными напитками, поскольку вода зачастую была непригодна для питья.

Правила поведения

Перед едой и после неё было принято мыть руки — часто слуги подносили воду для мытья рук гостям у стола. Перед началом трапезы произносили молитву или благословение. Считалось неприличным опираться локтями на стол во время еды, говорить с полным ртом. Шумное жевание, сморкание или отрыжка признавались дурным тоном (хотя в некоторых культурах отрыжка могла считаться комплиментом хозяину). Считалось вежливым предложить еду соседям по столу, прежде чем начать есть самому. Аристократы использовали салфетки для защиты одежды во время еды, а также для вытирания рук и рта в процессе трапезы. Но в основном вытирали руки о скатерть, которая выполняла роль большой салфетки.

Сервировка

Еду часто подавали в больших общих тарелках. В начале Средних веков использовали кусок хлеба в качестве тарелки, на который клали другую еду из общей посуды. Индивидуальные тарелки стали более распространёнными только ближе к концу Средних веков. Вилки были редкостью и в основном использовались в Италии. В других частях Европы люди ели руками и иногда пользовались ложками или ножами. Напитки подавали в общих кубках или чашах.

Этикет за столом в XVI–XVIII веках

Период Возрождения ознаменовал значительный сдвиг в обеденной практике и столовом этикете. Это было время культурного возрождения и утончения, когда европейские дворы и элитный высший класс сосредоточили внимание на изысканности и элегантности во всех аспектах жизни, включая кухню.

Строгая иерархия оставалась важной частью застольного этикета. Место за столом определялось социальным статусом, возрастом или занимаемой должностью. Развитие сервировки стола, включая использование скатертей, индивидуальных тарелок, стаканов и серебряной посуды, стало отражением растущего внимания к личной гигиене и эстетике.

Этот период также характеризуется появлением первых печатных книг по этикету, которые давали подробные инструкции по манерам за столом, отражая растущее внимание к личной гигиене, индивидуализации и социальной дифференциации. Поведение за столом стало не просто отражением социального статуса, но и средством его подтверждения и укрепления.

Что ели и пили

В это период на столах также присутствовала дичь, но горожане стали есть больше красного мяса — говядины. Перестали использовать большое количество специй, чтобы раскрыть натуральный вкус мяса. Модно стало подавать к столу не крупных птиц, а мелких: жаворонков, бекасов, дроздов.

Правила поведения

Было важно не подавать руку за столом за едой или питьем, не говорить с полным ртом и не облокачиваться на стол. Поддержание приятного и изысканного разговора считалось важным элементом хорошего тона. Избегали грубых тем и шуток. Употребление алкоголя, особенно вина и позже дистиллированных напитков, было тщательно регулировано социальными нормами. Пьянство считалось неприемлемым среди высшего общества.

Сервировка

Сервировка стола отражала статус хозяина. Серебряные и порцеллановые сервизы, хрустальные бокалы и изысканные скатерти были признаком богатства и хорошего вкуса. Появление вилок в качестве столовых приборов в Италии в XVI веке постепенно распространилось по всей Европе. К XVIII веку использование вилок, ножей и ложек стало обычным делом для аристократии и буржуазии.

Какие были основные правила буржуазного этикета

Буржуазный этикет 19 века. Понятие респектабельности

В отличие от предшествующих столетий этикет 19 века носил буржуазный характер; общепринятые правила поведения, приобретая интернациональный характер, были распространены среди всех слоев обществ. Требования к воспитанному человеку были одинаковыми во всех странах Европы и Америке.

Этикетные формы больше не были связаны с поведением при дворе монарха, а касались всех и были направлены на регламентирование ежедневного бытового поведения каждого, что происходит и в наши дни. Но по сравнению с 20 веком, прошедшее столетие культивировало гораздо более разветвленную систему этикетных норм и установок, касающихся самых мелких деталей личной и социальной жизни человека, в результате чего влияние этикета на частную жизнь индивида было чрезвычайно велико.

И в более ранние эпохи правила поведения третьего сословия отличались от этикета аристократии, но в 19 веке средний класс становится определяющим в обществе и, отвергая аристократические церемонии, создает свои представления о хороших манерах, зачастую не менее жесткие. Знатность происхождения перестает быть столь важной, а богатство еще не дает права на положение в обществе – необходимо было соответствовать некоему поведенческому стереотипу, который лучше всего определяется словом респектабельность. Предполагалось, что мужчина должен всецело стремиться к тому, чтобы собственным трудолюбием и добропорядочным поведением занять подобающее место в обществе, а идеал женщины – стать возможно более достойной женой и матерью, ограничивающей свои интересы семейным кругом, строго следящей за соблюдением своими домашними принятых правил поведения, являя собой пример их выполнения. Стало больше цениться религиозное благочестие, выражавшееся в ежедневных семейных молитвах перед едой и на ночь. Внешнее соблюдение религиозных правил-предписаний дошло до поистине тартюфовского показного благочестия. В этот период появляется фраза ножки надо закрывать даже у рояля, так как упоминание многих частей человеческого тела было строго табуировано, как и упоминание о беременности, рождении ребенка, некоторых предметах туалета, самой невинной взаимной склонности людей противоположного пола и невероятном множестве других вещей, принцип отбора которых обычно недоступен для понимания современного человека.

Правила поведения женщин в 19 веке

Чрезвычайно усложнены были правила поведения женщин и в отношении женщин. Жизнь респектабельной женщины 19 века была окружена системой запретов, сопровождавших ее с младенчества. Так, девушки до замужества не могли есть в гостях, много говорить, демонстрировать свои знания в какой-либо области, зато от них требовалось умение легко краснеть и падать в обморок (что, правда, при существовавшей тогда суровой моде на ношение корсетов было нетрудно). Девушке нельзя было выходить одной куда бы то ни было и оставаться наедине с мужчиной в течение хотя бы нескольких минут, даже если этот мужчина был ее женихом. Она должна была просто одеваться, никогда громко не говорить, не смеяться. Ее родители тщательно следили за кругом ее чтения, знакомств и развлечений. Впрочем, после замужества предписания этикета для женщины становились немногим легче – она по-прежнему не могла принять гостей-мужчин в отсутствие мужа, предпочитала не появляться одна в общественных местах и строжайшим образом следила за своей речью и манерами. Мужчины, в свою очередь, должны были всячески подчеркивать привилегированное положение и благочестие дамы, что выражалось в оказании бесчисленных мелких услуг и существовании таких норм этикета, как обязательное вставание, снятие шляпы перед женщиной, обязанность открывать перед ней двери, помочь сесть, нести все ее вещи от перчатки до дамской сумочки и т. п.

В этот период также усложняется система нанесения взаимных визитов, которые четко регламентировались по значению и времени. Входят во всеобщее употребление визитные карточки, причем многие страницы тогдашних руководств по этикету заполнены правилами оформления и послания карточек на случай свадьбы, рождения ребенка, соболезнования, приезда, отъезда, формального визита, поздравления и т. п.

Также строго регламентировались правила приема гостей, застольные манеры, одежда для определенных случаев, ритуалы приветствия и темы бесед. Лишь неукоснительное выполнение всех этих правил давало человеку возможность быть принятым в своем кругу, каким бы этот круг ни был. Естественно, манеры представителей высшего света и мелких буржуа различались между собой, но только непременное их соблюдение делало человека респектабельным, т. е. уважаемым и полноправным членом общества.

Как этикет влиял на взаимоотношения между людьми в буржуазном обществе

В отличие от предшествующих столетий этикет 19 века носил буржуазный характер; общепринятые правила поведения, приобретая интернациональный характер, были распространены среди всех слоев обществ. Требования к воспитанному человеку были одинаковыми во всех странах Европы и Америке.

Этикетные формы больше не были связаны с поведением при дворе монарха, а касались всех и были направлены на регламентирование ежедневного бытового поведения каждого, что происходит и в наши дни. Но по сравнению с 20 веком, прошедшее столетие культивировало гораздо более разветвленную систему этикетных норм и установок, касающихся самых мелких деталей личной и социальной жизни человека, в результате чего влияние этикета на частную жизнь индивида было чрезвычайно велико.

И в более ранние эпохи правила поведения третьего сословия отличались от этикета аристократии, но в 19 веке средний класс становится определяющим в обществе и, отвергая аристократические церемонии, создает свои представления о хороших манерах, зачастую не менее жесткие. Знатность происхождения перестает быть столь важной, а богатство еще не дает права на положение в обществе — необходимо было соответствовать некоему поведенческому стереотипу, который лучше всего определяется словом «респектабельность». Предполагалось, что мужчина должен всецело стремиться к тому, чтобы собственным трудолюбием и добропорядочным поведением занять подобающее место в обществе, а идеал женщины — стать возможно более достойной женой и матерью, ограничивающей свои интересы семейным кругом, строго следящей за соблюдением своими домашними принятых правил поведения, являя собой пример их выполнения. Стало больше цениться религиозное благочестие, выражавшееся в ежедневных семейных молитвах перед едой и на ночь. Внешнее соблюдение религиозных правил-предписаний дошло до поистине тартюфовского показного благочестия. В этот период появляется фраза «ножки надо закрывать даже у рояля», так как упоминание многих частей человеческого тела было строго табуировано, как и упоминание о беременности, рождении ребенка, некоторых предметах туалета, самой невинной взаимной склонности людей противоположного пола и невероятном множестве других вещей, принцип отбора которых обычно недоступен для понимания современного человека.

Какие были основные ритуалы буржуазного этикета

Эта система достигла своего апогея в 17 веке при дворе Людовика XIV, где стараниями «короля-солнца» была ритуализирована каждая мелочь. Церемонии того времени возносили короля до уровня недоступного божества. Утром, при пробуждении короля, на него надевали халат главный хранитель опочивальни и несколько придворных, причем было расписано не только то, кто какую именно оказывал услугу, но и их движения. Затем двери опочивальни открывались, и короля могли лицезреть придворные высших рангов, склонившиеся в глубоком поклоне. Король произносил молитву и выходил в другую комнату, где одевался, при этом ему вновь прислуживали представители высшей знати, в то время как основные придворные, имеющие на это право, лицезрели этот процесс, стоя в отдалении в почтительном молчании. Затем король удалялся в часовню во главе процессии, а на его пути рядами стояли сановники, не удостоенные аудиенции, повторяя свои прошения в надежде, что проходя мимо, Людовик XIV услышит их и даже, может быть, произнесет: «Я подумаю об этом». Во время королевской трапезы все придворные должны были стоять, соблюдая полнейшую тишину. Король восседал в кресле. Королева и принцы, если они присутствовали, имели право сидеть на стульях, а другие члены королевской семьи — на табуретах. Король мог оказать величайшую честь знатной даме, позволив ей сесть на табурет; у мужчин такой привилегии не было, но все они стремились к ней ради своих жен.

Этикеты при дворе Людовика XIV

При дворе Людовика XIV, также известного как "король-солнца", этикет достиг своего апогея. Каждая мелочь была ритуализирована, а церемонии возвели короля до уровня недоступного божества.

Утренний ритуал

Утром, при пробуждении короля, на него надевали халат главный хранитель опочивальни и несколько придворных. Это было расписано до мелочей, включая движения и обязанности каждого участника.

Прием утренней молитвы

После этого король произносил молитву и выходил в другую комнату, где одевался. Ему вновь прислуживали представители высшей знати, в то время как основные придворные, имеющие на это право, лицезрели этот процесс, стоя в отдалении в почтительном молчании.

Процессия в часовню

Затем король удалялся в часовню во главе процессии, а на его пути рядами стояли сановники, не удостоенные аудиенции, повторяя свои прошения в надежде, что проходя мимо, Людовик XIV услышит их и даже, может быть, произнесет: "Я подумаю об этом".

Королевская трапеза

Во время королевской трапезы все придворные должны были стоять, соблюдая полнейшую тишину. Король восседал в кресле. Королева и принцы, если они присутствовали, имели право сидеть на стульях, а другие члены королевской семьи — на табуретах.

Привилегии и почет

Король мог оказать величайшую честь знатной даме, позволив ей сесть на табурет. У мужчин такой привилегии не было, но все они стремились к ней ради своих жен.

Как этикет влиял на модные тренды в буржуазном обществе

Буржуазный этикет:"Правила поведения женщин в 19 веке.

 

«В этикете и отношениях, установленных светом, существует множество степеней и оттенков. Есть разница в отношениях к совсем незнакомым и лишь поверхностно знакомым людям; затем следует интимные отношения с друзьям и, наконец, семейные отношения. Но все эти градации подчиняются одному общему правилу, состоящему в непременном соблюдении вежливости, любезности и такта, и в отсутствии эгоизма: руководствуясь этим, легко попасть на настоящую дорогу»

Женщины
 Жизнь респектабельной женщины 19 века была окружена системой запретов, сопровождавших ее с младенчества.
Так, девушки до замужества не могли есть в гостях, много говорить, демонстрировать свои знания в какой-либо области, зато от них требовалось «умение» легко краснеть и падать в обморок (что, правда, при существовавшей тогда суровой моде на ношение корсетов было нетрудно).
Девушке нельзя было выходить одной куда бы то ни было и оставаться наедине с мужчиной в течение хотя бы нескольких минут, даже если этот мужчина был ее женихом.

Как этикет влиял на манеры в буржуазном обществе

Молодые актеры и режиссеры должны знать особенности стилевого поведения русского и западноевропейского общества – это совершенно необходимо в спектаклях классического репертуара.

Материалы, содержащие сведения о быте, этикете и поведении людей в Древнем Египте, Греции, Риме, Византии и раннем средневековье Европы, пока настолько незначительны, что могут быть использованы только как консультационный материал. Режиссерам и актерам предлагается краткое изложение уклада боярского общества XVI и XVII столетий и описание осанки, походки, жестов и манер представителей этого общества.

Обилие исторических материалов, живопись, графика, скульптура, художественно-прикладное искусство и литература ярко и образно освещающие жизнь, быт и нравы западноевропейского общества XVI, XVII и XVIII веков и обстоятельные правила "хорошего тона" русского светского общества XIX столетия, позволили разработать соответствующие упражнения и ввести их в практический курс предмета. С помощью этих упражнений педагоги, актеры и режиссеры имеют возможность практически осваивать пластические особенности поведения феодального, аристократического и буржуазного общества.

Глава тридцать третья особенности в поведении русского боярства XVI-XVII веков

Боярское обхождение XVI-XVII столетий частично заимствовано из дворцового этикета Византии, но во многом сохранило народные обычаи.

Россия этого периода была феодальным государством. Крепостное крестьянство жестоко угнеталось, зато крупные феодалы (и в частности бояре) неслыханно обогащались. В политическом и экономическом отношении боярство России никогда не было монолитным – этому мешала постоянная родовая вражда, столкновение личных интересов. Любой ценой бояре старались добиться наибольшего влияния на царя и его родню, шла борьба за захват самых выгодных должностей, неоднократно предпринимались попытки дворцовых переворотов. В этой борьбе все средства были хороши, лишь бы они приводили к поставленной цели, – клевета, доносы, подложные письма, наушничество, поджоги, убийства. Все это оказало огромное влияние на жизнь боярства. Яркой внешней стороной боярского быта оказались особенности в правилах этикета – обхождении.

Основное в облике боярина – его крайняя внешняя сдержанность. Боярин старался меньше говорить, а если и позволял себе пространные речи, то произносил их так, чтобы не выдать настоящей мысли и не раскрыть своих интересов. Этому обучали боярских детей, и так же вели себя слуги боярина. Если слугу посылали по делу, то ему наказывали не смотреть по сторонам, не разговаривать с посторонними (хотя ему не возбранялось подслушивать), а в разговоре по делу сказать только то, с чем он был послан. Замкнутость в поведении считалась достоинством. Основой красоты боярина (среднего и пожилого возраста) считалась дородность. Чем толще был боярин, чем пышнее и длиннее были его усы и борода, тем большего почета он удостаивался. Людей с такой внешностью специально приглашали к царскому двору, особенно на приемы иностранных послов. Дородность свидетельствовала о том, что этот человек не работал, что он богат и знатен. Для того чтобы еще больше подчеркнуть свою толщину, бояре подпоясывались не по талии, а под животом.

Какие были основные правила поведения на публике в буржуазном обществе

XIX в. - время, окончательного упрочения господства буржуазии, и победивший класс навязывает свои взгляды и правила игры всему обществу. Эта генеральная линия не исключает того, что буржуазия усваивает многие дворянские черты, т.е. нормы того класса, преемницей которого она является. Буржуазия отнюдь не однородна. Социологам хорошо известны трудности выделения ее отдельных групп, множественность применяемых для этого критериев. Используются характеристики имущественного положения, образа жизни, образования, классового самосознания и другие. Не входя в обсуждение проблем социологического анализа, ограничимся наиболее общими моментами. Рассмотрим свойства, нормы и ценности, в той или иной степени присущие среднему классу. Собственность - это "священная корова", на которую не может посягнуть ни один истинный буржуа. Она (или ее денежный эквивалент) приобретает в буржуазном мире особое качество - становится мерилом подлинной ценности человека. Деньги - это я сам. Отсюда возникает культ денег, ментальность, отражающая мир в денежных категориях. Эта своеобразная шкала отсчета может применяться не только для товара, не только для материальных субстанций, но и для нематериальных свойств, качеств, явлений. "Время - деньги" - девиз, выражающий программную установку. Конечно, деньги играли важную роль и раньше; правящий класс всегда был неравнодушен к богатству, выражалось ли оно в денежной форме или нет. Однако дворянско-рыцарские нормы обязывали игнорировать все, связанное с деньгами. К ним не положено проявлять интерес, их следует не замечать, как если бы они не существовали в реальности. Наоборот, буржуазное мировосприятие все переводит на деньги, рассчитывает рыночную стоимость того или иного предмета. Буржуа помнит все цены, не забудет упомянуть, во сколько обошелся ему фарфоровый сервиз, шелковое платье для жены, красивая безделушка для дома.

Какие были основные правила поведения в частной жизни в буржуазном обществе

Буржуазный этикет 19 века: от правил до ритуалов

Правила поведения женщин в 19 веке
Чрезвычайно усложнены были правила поведения женщин и в отношении женщин. Жизнь респектабельной женщины 19 века была окружена системой запретов, сопровождавших ее с младенчества. Так, девушки до замужества не могли есть в гостях, много говорить, демонстрировать свои знания в какой-либо области, зато от них требовалось «умение» легко краснеть и падать в обморок (что, правда, при существовавшей тогда суровой моде на ношение корсетов было нетрудно). Девушке нельзя было выходить одной куда бы то ни было и оставаться наедине с мужчиной в течение хотя бы нескольких минут, даже если этот мужчина был ее женихом. Она должна была просто одеваться, никогда громко не говорить, не смеяться. Ее родители тщательно следили за кругом ее чтения, знакомств и развлечений. Впрочем, после замужества предписания этикета для женщины становились немногим легче — она по-прежнему не могла принять гостей-мужчин в отсутствие мужа, предпочитала не появляться одна в общественных местах и строжайшим образом следила за своей речью и манерами. Мужчины, в свою очередь, должны были всячески подчеркивать привилегированное положение и благочестие дамы, что выражалось в оказании бесчисленных мелких услуг и существовании таких норм этикета, как обязательное вставание, снятие шляпы перед женщиной, обязанность открывать перед ней двери, помочь сесть, нести все ее вещи от перчатки до дамской сумочки и т. п.

В этот период также усложняется система нанесения взаимных визитов, которые четко регламентировались по значению и времени. Входят во всеобщее употребление визитные карточки, причем многие страницы тогдашних руководств по этикету заполнены правилами оформления и послания карточек на случай свадьбы, рождения ребенка, соболезнования, приезда, отъезда, формального визита, поздравления и т. п.Также строго регламентировались правила приема гостей, застольные манеры, одежда для определенных случаев, ритуалы приветствия и темы бесед. Лишь неукоснительное выполнение всех этих правил давало человеку возможность быть принятым в своем кругу, каким бы этот круг ни был. Естественно, манеры представителей высшего света и мелких буржуа различались между собой, но только непременное их соблюдение делало человека «респектабельным», т. е. уважаемым и полноправным членом общества.