12 всемирно известных перформансов Марины Абрамович. 5 лучших перформансов Марины Абрамович
- 12 всемирно известных перформансов Марины Абрамович. 5 лучших перформансов Марины Абрамович
- Шокирующие перформансы. Серия перформансов
- Марина Абрамович эксперимент. Жуткий эксперимент: художница простояла 6 часов, позволяя творить с ней, что угодно
- Марина Абрамович 2019. Выбираем мини-юбку на весну: какие модели будут в тренде в наступающем сезоне
12 всемирно известных перформансов Марины Абрамович. 5 лучших перформансов Марины Абрамович
Работы сербской художницы-перформансиста Марины Абрамович, по праву, считаются одними из самых интересных и заслуживающих внимание проектов в сфере современного искусства. Они оказали влияние на творчество многих молодых художников, стиль которых пребывал на этапе формирования. Из множества перформансов художницы мы постарались отобрать 5, по нашему мнению, лучших.
Одним из наиболее социальных проектов Марины Абрамович был „Балканское барокко“, который оценили на Венецианской биеннале престижной премией „Золотой лев“. Суть работы заключается в критике явления, которое можно обозначить как чёрное пятно в истории, практически, каждого народа – войне. В данном перформансе художница сидела на полу и перемывала гору окровавленных костей в память жертв Югославской войны.
Главной особенностью всего творчества Абрамович можно назвать способность рисковать и жертвовать чем-то, а иногда и собой, ради искусства и собственных идей. В проекте „Ритм 0“ художница оставила для себя наиболее пассивную роль – оставаться неподвижной на протяжении 6 часов. Основным заданием было проанализировать взаимодействие публики с самим художником во время работы, и искусством как явлением. В зале находилось 72 предмета, которые было разрешено применять по отношению к художнице по своему усмотрению. Некоторые из вещей могли доставлять удовольствие, другие – боль и увечья, а некоторые даже представляли опасность для жизни, такие как нож, или заряженный пистолет. Поначалу публика вела себя достаточно дружелюбно, но, увидев власть в своих руках, понемногу начала действовать агрессивней, позже Абрамович вспоминает: „Полученный мной опыт говорит о том, что если оставлять решение за публикой, тебя могут убить. Я чувствовала реальное насилие: они резали мою одежду, втыкали шипы розы в живот, один взял пистолет и прицелился мне в голову, но другой забрал оружие. Воцарилась атмосфера агрессии. Через шесть часов, как и планировалось, я встала и пошла по направлению к публике. Все кинулись прочь, спасаясь от реального противостояния“. Таким образом, многие человеческие качества, которые нельзя проявить в социуме, оказались на поверхности, а люди показали себя как достаточно жестокие существа.
Еще одним проектом, основанным исключительно на доверии, но уже не публике, а любимому человеку был проект „Энергия покоя“. На протяжении нескольких минут Абрамович держала лук, а Улай – стрелу, натянутую и нацеленную прямо в сердце Марины. В это время динамики транслировали ритм сердца и учащенное дыхание художников. Любое неосторожное движение Улая или Марины могло закончиться фатальной ошибкой, но проект получился более чем интересным и запоминающимся.
Окончание долгого периода отношений и совместной работы Марины и Улая тоже были оформлены как перформанс. В 1988 году они запланировали духовное путешествие с противоположных концов Великой китайской стены. Пройдя по 2500 км, они встретились посередине и приняли решение проститься навсегда.
Этот список закончит один из последних проектов Абрамович „Присутствие художника“, который состоялся в 2010 в Нью-Йоркском музее современного искусства. На протяжении нескольких суток заданием художника было смотреть в глаза зрителям, которые постоянно сменяли друг друга. За более чем 700 часов перформанса, Марина встретилась взглядом примерно с 1500 людьми, одним из них был и Улай. Стоит упомянуть, что это было их первой встречей после последнего совместного проекта в 1988 году. На несколько секунд художница поддалась эмоциям и расплакалась, но любовь к искусству оказалась сильней и уже через мгновение перформанс продолжился как ни в чем не бывало.
Шокирующие перформансы. Серия перформансов
Марина Абрамович и Улай, 1976–1988
Пожалуй, самый известный пример того, как анализ отношений внутри пары вылился в серию художественных высказываний, — история Марины Абрамович и Улая. Если до встречи с западногерманским художником Уве Лайсипеном Абрамович исследовала границы своего тела и психики (наносила себе раны; принимала препараты, вызывавшие кататонию; отдавала себя в руки зрителей в знаменитом перформансе « Ритм 0 »), то, обретя соратника и партнёра, обратилась к тому, что происходит между двумя людьми.
В перформансе «Отношения в пространстве» обнажённые Марина и Улай сталкивались телами, как бы пытаясь на практике воплотить идею о слиянии мужчины и женщины в паре; во время «Отношений во времени» часами сидели спина к спине со сплетёнными волосами; в «Смерти себя» дышали рот в рот одним воздухом буквально до потери сознания. Так продолжалось 12 лет, пока художники не поняли, что больше не хотят быть вместе, но даже свой разрыв они превратили в перформанс. Во время «Похода по Великой Китайской стене» каждый прошёл 2 500 километров, чтобы напоследок встретиться — и расстаться.
Работы Абрамович и Улая рассматривали «чистые» отношения, за пределами эмоций и бытовых проблем. Реальность оказалась грубее: так, в 2010 году Улай заставил Абрамович потерять самообладание и расплакаться , явившись на её перформанс «В присутствии художника», а в 2015 и 2016 годах отсудил у неё в общей сложности 250 тысяч евро за использование их совместных работ в коммерческих целях.
Марина Абрамович эксперимент. Жуткий эксперимент: художница простояла 6 часов, позволяя творить с ней, что угодно
В 1970-х годах сербская художница Марина Абрамович провела эксперимент: она неподвижно стояла в одном из выставочных центров, а рядом с ней лежали разнообразные предметы — от молотка с пистолетом до акварельных красок. При этом людям разрешалось взять любой из этих предметов и делать с Мариной то, что им захочется.
Неоспоримый авторитет в мире современного искусства, Марину Абрамович называют бабушкой искусства перформанса. Об ее выступлениях продолжают говорить десятилетия спустя. Одна из самых известных ее акций называлась «Rhythm 0» и была организована в 1974 году в Неаполе.
Задумка перформанса «Rhythm 0» была очень проста: Абрамович должна была стоять смирно в течение шести часов, в то время как люди, которые пришли на нее посмотреть, могли делать с ней все, что им вздумается, используя любой из 72 предметов, которые она положила на стол рядом.
Абрамович стояла посреди комнаты с табличкой на груди, которая гласила: «Инструкции: на столе лежат 72 предмета, которые можно применять ко мне как хочется. Перформанс. Я — объект. В этот промежуток времени я несу полную ответственность. Длительность: 6 часов (8 часов вечера — 2 часа ночи)» .
На столе лежали «предметы для удовольствия» и «предметы для разрушения». Среди безвредных предметов были цветы и перья. Среди опасных — нож, бритвенные лезвия и заряженный пистолет.
Поначалу зрители стеснялись, только смотрели на нее, дарили розы, целовали. Но потом раздели, разрисовали и даже порезали. Кто-то развернул ее вокруг оси. Кто-то поднял ее руки вверх. Один мужчина использовал лезвие, чтобы сделать у нее на шее надрез. Зрители меняли положение тела художницы. Некоторые прикрепляли к ней различные предметы. Некоторые мужчины раздевали и лапали ее. Причем свои действия они сопровождали смехом. Перформанс был остановлен охраной здания, когда один из посетителей взял пистолет.
На третий час с нее срезали лезвиями всю одежду. На четвертый час теми же лезвиями начали исследовать ее кожу. Ее подвергли всяким домогательствам. Кто-то заставил ее направить на себя пистолет. Она была так сосредоточена на перформансе, что не стала бы сопротивляться ничему.
Собственные впечатления Абрамович от того, что люди с ней делали, оказались еще более ужасающими. Художница вспоминает: «Сначала зрители очень хотели со мной поиграть. Потом они становились все более агрессивными, это были шесть часов настоящего ужаса. Они отрезали мне волосы, втыкали в тело шипы роз, резали кожу на шее, а потом наклеили пластырь на рану. После шести часов перформанса я со слезами на глазах голая пошла в сторону зрителей, отчего они в буквальном смысле выбежали из комнаты, так как поняли, что я «ожила» — перестала быть их игрушкой и начала сама управлять своим телом. Я помню, что, придя в отель в этот вечер и посмотрев на себя в зеркало, я обнаружила у себя прядь седых волос» – вспоминает Абрамович.
«Эта работа раскрывает нечто ужасное о человечестве. Она показывает, как быстро человек может причинить тебе боль при подходящих обстоятельствах. Она показывает, как легко обезличить человека, который не сопротивляется, который не защищает себя. Она показывает, что, если создать соответствующие обстоятельства, большинство «нормальных» людей, очевидно, могут стать очень жестокими».
Марина Абрамович 2019. Выбираем мини-юбку на весну: какие модели будут в тренде в наступающем сезоне
Идея эксперимента была проста и элегантна: в течение шести часов позволить людям обрести полную власть над телом другого человека. Перформанс состоялся в выставочном центре в Неаполе.
Марина Абрамович встала перед длинным столом , на котором были сложены 72 различных предмета. Одни могли доставить удовольствие , другие — причинить боль и даже убить. Перед художницей лежали перья , спички , нож , гвозди , цепи , ложка , вино , мед , сахар , мыло , кусок торта , соль , коробка с лезвиями , металлическая труба , скальпель , спирт и многое другое.
Перед собой Марина Абрамович поставила табличку с инструкцией:
«Инструкция.
Перформанс
Я — объект.
В течение этого времени я беру на себя полную ответственность.
Продолжительность: 6 часов ( 20:00 — 2:00)».
Поначалу зрители были аккуратны и нежны: они целовали ее , дарили цветы , но , не получая отпора и возражений , постепенно заходили все дальше и дальше. Присутствующий на перформансе искусствовед Томас МакЭвили писал: «Все началось невинно. Кто-то повернул ее , другой потянул за руку , кто-то дотронулся уже более интимно. Страсти неаполитанской ночи начали накаляться. К третьему часу вся ее одежда была изрезана лезвиями , а к четвертому лезвия добрались и до ее кожи. Кто-то надрезал ее горло и пил кровь. С ней проделывали и другие вещи сексуального характера. Она была так вовлечена в процесс , что не возразила бы , если бы зрители захотели изнасиловать или убить ее. Столкнувшись с ее безволием , нашлись люди , которые встали на ее защиту. Когда один из мужчин приставил к виску Марины заряженный пистолет , положив на курок ее собственный палец , между зрителями разразилась драка».
« Сначала зрители очень хотели со мной поиграть, — вспоминает Абрамович. — Потом они становились все более агрессивными , это были шесть часов настоящего ужаса. Они отрезали мне волосы , втыкали в тело шипы роз , резали кожу на шее , а потом наклеили пластырь на рану. После шести часов перформанса я со слезами на глазах , голая пошла навстречу зрителям , отчего они в буквальном смысле выбежали из комнаты , так как поняли , что я „ожила“ — перестала быть их игрушкой и начала управлять своим телом. Я помню , что , придя в отель в этот вечер и посмотрев на себя в зеркало , я обнаружила у себя прядь седых волос».
« Я хотела показать одну вещь: это просто удивительно , насколько быстро человек может вернуться в дикое пещерное состояние , если ему это позволить. Полученный мной опыт говорит о том , что если оставлять решение за публикой , тебя могут убить», — говорит художница.