Интересные факты

Все самое интересное со всего мира!

Жорж Бизе: история жизни и творчества великого композитора

28.02.2024 в 04:07

Жорж Бизе: история жизни и творчества великого композитора

Мальчику ещё не исполнилось и десяти лет, как он был принят в Парижскую консерваторию. Родители приняли решение отдать его туда на учёбу, так как был явно заметен его музыкальный талант. Закончилось детство Жоржа Бизе, которое практически и не начиналось.

По утрам в консерваторию Жоржа непременно отводила мать. После учёбы она ждала его, и дальше каждый день повторялся по одному тому же сценарию: дома его кормили, закрывали в комнате, где он должен был заниматься игрой на фортепиано. И мальчик играл на инструменте, пока не засыпал за ним от усталости.

Юный Жорж пытался сопротивляться матери, ему так сильно нравилась литература, что хотелось постоянно заниматься ею и читать много книг. Но как только мать заставала его с очередной книжкой в руках, то монотонно твердила: «Ты не зря вырос в музыкальной семье, ты станешь музыкантом, а не литератором. Причём выдающимся!»

В учёбе Жорж сложностей не испытывал, он схватывал всё буквально на лету. За время обучения проявил себя блестящим учеником по классу фортепиано у педагога Мармонтеля А. Ф, по классу композиции у преподавателей Ш. Гуно, П. Циммермана, Ж. Ф. Ф. Галеви.

В консерватории Бизе учился девять лет и в 1857 году успешно её окончил. За годы учёбы юноша начал пробовать себя в качестве композитора, он создал немало музыкальных произведений, среди них есть одна симфония, которую Жорж написал в семнадцать лет, она до сих пор с успехом исполняется музыкантами всего мира.

В последний год обучения Жорж участвовал в конкурсе, в котором надо было написать оперетту на один акт, он сочинил кантату для легендарного древнего сюжета и получил премию. Несколько премий за время учёбы Бизе также получал за игру на фортепиано и органе.

На последнем выпускном курсе Жорж написал оперетту «Доктор Миракль». А при выпуске из Парижской консерватории он получил свою самую ценную награду, Римскую премию, за кантату «Кловис и Клотильда». Она дала Бизе большие возможности – четыре года проживать в Италии и получать государственную стипендию.

25 октября родился Жорж Бизе. Консерватория

Связанные вопросы и ответы:

1. Какую известную оперу написал Жорж Бизе

Антака: Жорж Бизе написал знаменитую оперу "Кармен", которая считается одной из самых популярных в мире. В ней звучат такие известные арии, как "Гипси песня" и "Песенка о турецком тропе".

2. Какие инструменты играл Жорж Бизе

Ответ: Жорж Бизе был исключительным пианистом и виртуозом на фортепиано. Он также играл на органе и скрипке, что помогло ему развить свое музыкальное мастерство.

3. В каком году родился Жорж Бизе

Ответ: Жорж Бизе родился 25 октября 1838 года в городе Париже, Франция. Он был третьим ребенком в семье музыкантов и уже в детстве проявил уникальный музыкальный талант.

4. Какие признания получил Жорж Бизе за свои музыкальные произведения

Ответ: За свои музыкальные произведения Жорж Бизе получил многочисленные награды и признания. Его оперы получили признание как среди зрителей, так и среди критиков.

5. Какой стиль в музыке предпочитал Жорж Бизе

Ответ: Жорж Бизе был известен своим использованием элементов оркестровой музыки в своих оперных произведениях. Он предпочитал романтический стиль, сочетая внутренние эмоции с яркими мелодиями.

6. Какую значимую роль сыграло детство в жизни Жоржа Бизе

Ответ: Детство Жоржа Бизе играло значимую роль в его музыкальной карьере. Его талант был замечен еще в детстве, и родители поддерживали его в изучении музыки.

7. Какие оперы, помимо "Кармен", написал Жорж Бизе

Ответ: Помимо оперы "Кармен", Жорж Бизе написал такие известные произведения, как "Персифаль", "Клара де Монтевиль", "Дон Прохио" и многие другие.

8. Каково было влияние Жоржа Бизе на мировую музыкальную культуру

Ответ: Влияние Жоржа Бизе на мировую музыкальную культуру было огромным. Его оперы стали классикой жанра и продолжают покорять сердца слушателей по всему миру.

Какую роль сыграл Жорж Бизе в развитии оперного искусства

Бизе вошёл в историю музыки как преимущественно оперный композитор. Он обращался к разным оперным жанрам: большой французской опере («Дон Родриго»), лирической опере («Искатели жемчуга», «Пертская красавица»), одноактной опера-комик («Доктор Миракль», «Гузла Эмира», «Джамиле»), итальянской опере-буффа («Дон Прокопио»). Ключевое произведение Бизе – «Кармен» – единственный законченный образец 4-актной французской опера-комик в его творчестве (по жанровым признакам – чередованию разговорных диалогов и пения, и месту исполнения – театр «Опера-Комик»), однако драматичность сюжета и нехарактерность образов героев (в особенности Хозе, Кармен и Микаэлы) позволили Бизе выйти за рамки жанра и синтезировать черты лирической (в партии Микаэлы и Хозе), комической (образ контрабандистов и использование бытовых жанров, например куплетов), большой французской опер (массовые сцены) и оперетты (например, куплеты с хором у Тореадора и Кармен).

Многие произведения не окончены или утеряны после смерти композитора. Неоднократно Бизе перерабатывал собственные наброски и фрагменты ранних сочинений для новых опер или отдельных произведений. Так, опера «Искатели жемчуга» включает материал из кантаты «Кловис и Клотильда», оперы «Гузла Эмира», «Te Deum» и Похоронного марша (одна из частей 2-й симфонии «Рим» в 1-й редакции); Серенада Смита из оперы «Пертская красавица» – обработка Серенады из оперы «Дон Прокопио»; финал 1-го действия оперы «Кубок Фульского короля» («La Coupe du roi de Thule»; 1869, либретто Л. Галле и Э. Бло, не окончена) перенесён в «Кармен»; финал 4-го действия оперы «Дон Родриго» стал основой для увертюры «Родина»; прелюдия к опере «Кубок Фульского короля» стала отдельным оркестровым произведением под названием «Похоронный марш» («Marche funèbre»).

В оперном творчестве Бизе наследовал своим старшим современникам: Д.-Ф.-Э. Оберу , Дж. Мейерберу , Ф. Галеви , Ш. Гуно. Последний оказал на него особое влияние: «Вы были началом моей жизни как художника. Я вырос из вас. Вы причина, я – следствие» (из письма Бизе к Гуно; Бизе. 1963. С. 326). Хотя первые сочинения («Дом доктора», «Доктор Миракль» и «Дон Прокопио») ещё целиком находились в русле французской и итальянской комической оперы, в них уже прослеживался индивидуальный стиль Бизе, его чувство сцены и мелодическая одарённость. В юные годы образцами для Бизе служили В. А. Моцарт и Дж. Россини : «Я убеждён больше, чем когда-либо, что Моцарт и Россини – два самых великих музыканта. Восторгаясь всеми силами Бетховеном и Мейербером, я чувствую, что моя натура склонна больше любить чистое и лёгкое искусство, чем драматическую страсть» (курсив в оригинале; Бизе. 1963. С. 13). Начиная с оперы «Искатели жемчуга», творчество Бизе эволюционировало в сторону отказа от сценических клише, большей мелодической и гармонической изобретательности, углубления психологизма персонажей. В это время в своих исканиях композитор сблизился с Верди, творчество которого, полное «взрывов страсти» (Бизе. 1963. С. 92), ранее отвергал.

Какие самые известные произведения написал Жорж Бизе

…Мне нужен театр: без него я ничто.
Ж. Бизе

Жорж Бизе: история жизни и творчества великого композитора 01

Свою недолгую жизнь французский композитор Ж. Бизе посвятил музыкальному театру. Вершина его творчества — « Кармен » — до сих пор остается одной из самых любимых опер для многих и многих людей.

Бизе вырос в культурной образованной семье; отец был учителем пения, мать играла на фортепиано. С 4 лет Жорж начал заниматься музыкой под руководством матери. В возрасте 10 лет поступил в Парижскую консерваторию. Его учителями стали виднейшие музыканты Франции: пианист А. Мармонтель, теоретик П. Циммерман, оперные композиторы Ф. Галеви и Ш. Гуно. Уже тогда раскрылось разностороннее дарование Бизе: он был ярким пианистом-виртуозом (сам Ф. Лист восхищался его игрой), неоднократно получал премии по теоретическим дисциплинам, увлекался игрой на органе (впоследствии, уже приобретая известность, занимался у С. Франка).

В консерваторские годы (1848-58) появляются произведения, полные юношеской свежести и непринужденности, среди которых Симфония до мажор, комическая опера «Дом доктора». Окончание консерватории ознаменовалось получением Римской премии за кантату «Кловис и Клотильда», дававшей право на четырехлетнее пребывание в Италии и государственную стипендию. Тогда же для конкурса, объявленного Ж. Оффенбахом, Бизе пишет оперетту «Доктор Миракль», которая тоже была отмечена премией.

В Италии Бизе, очарованный благодатной южной природой, памятниками архитектуры и живописи, много и плодотворно работает (1858-60). Он занимается изучением искусства, читает множество книг, постигает красоту во всех ее проявлениях. Идеалом для Бизе становится прекрасный, гармоничный мир Моцарта и Рафаэля. Истинно французское изящество, щедрый мелодический дар, тонкий вкус навсегда стали неотъемлемыми чертами стиля композитора. Бизе все больше привлекает музыка оперная, способная «слиться» с изображаемым на сцене явлением или героем. Вместо кантаты, которую композитор должен был представить в Париже, он пишет комическую оперу «Дон Прокопио», выдержанную в традициях Дж. Россини. Создается также ода-симфония «Васко да Гама».

С возвращением в Париж связано начало серьезных творческих исканий и одновременно тяжелой, рутинной работы ради куска хлеба. Бизе приходится делать переложения чужих оперных партитур, писать развлекательную музыку для кафе-концертов и одновременно создавать новые произведения, работая по 16 часов в сутки. «Я работаю, как негр, я истощен, я буквально разрываюсь на части… Я только что закончил романсы для нового издателя. Боюсь, что получилось посредственно, но нужны деньги. Деньги, вечно деньги — к черту!» Вслед за Гуно Бизе обращается к жанру лирической оперы. Его « Искатели жемчуга » (1863), где естественность выражения чувств сочетается с восточной экзотикой, вызвала похвалу Г. Берлиоза. В «Пертской красавице» (1867, на сюжет В. Скотта) изображена жизнь простых людей. Успех этих опер был не так велик, чтобы упрочить положение автора. Самокритика, трезвое осознание недостатков «Пертской красавицы» стали залогом будущих достижений Бизе: «Это эффектная пьеса, но характеры мало обрисованы… Школа избитых рулад и лжи умерла — умерла навсегда! Похороним ее без сожаления, без волнения — и вперед!» Ряд замыслов тех лет остался неосуществленным; не была поставлена законченная, но в целом неудачная опера «Иван Грозный». Кроме опер Бизе пишет оркестровую и камерную музыку: завершает симфонию Рим, начатую еще в Италии, пишет пьесы для фортепиано в 4 руки «Детские игры» (некоторые из них в оркестровом варианте составили «Маленькую сюиту»), романсы.

В каком году и где родился Жорж Бизе

Жорж Бизе родился 25 октября 1838 года в Париже в семье учителя пения Адольфа Армана Бизе. Был зарегистрирован под именем Александр-Сезар-Леопольд Бизе, но при крещении получил имя Жорж, под которым и был известен в дальнейшем. Первоначально занимался музыкой с матерью Анной Леопольдиной Эмэ (урожд. Дельсарт). Поступил в Парижскую консерваторию за две недели до того, как ему исполнилось 10 лет. Занимался контрапунктом и фугой с П. Циммерманом, а также с замещающим его Ш. Гуно (впоследствии другом Бизе).

Уже во время учёбы в консерватории (1848-1857) Бизе пробовал себя в качестве композитора. В этот период он блестяще овладел композиторской техникой и исполнительским мастерством. Ференц Лист, услышавший в исполнении Бизе свою фортепианную музыку, воскликнул: «Бог мой! Я считал, что это может исполнить один человек - я. Но оказывается, нас двое!»В 1857 году он разделил с Шарлем Лекоком Римскую премию на конкурсе, организованном Жаком Оффенбахом, за оперетту «Доктор Миракль». В том же году Бизе представил на конкурс кантату «Кловис и Клотильда», за которую также получил Римскую премию, что позволило ему прожить в Риме в течение трёх лет, сочиняя музыку и занимаясь своим образованием. Отчётным произведением (написание которого было обязательным для всех лауреатов Римской премии) стала опера «Дон Прокопио». Опера была неизвестна публике до 1895 года, когда композитор Ш. Малерб опубликовал описание «Дона Прокопио», найденного им в архиве умершего директора консерватории Обера. В 1906 году в редакции Малерба (с написанными им речитативами) первая опера Бизе была поставлена в театре Монте-Карло.

Какие музыкальные жанры предпочитал композитор

  1. Первая постановка оперы «Кармен» была не особенно удачной, поэтому композитор, страдая от непризнания его творения, во власти нервного смятения бросился в реку Сена, чтобы, как говорится, «остыть» и побороть напряжение (это не была попутка самоубивства). На следующее утро у него открылась лихорадка, начали неметь руки и теряться слух.
  2. Жорж Бизе умер в возрасте 37-ми лет, не узнав, что через несколько месяцев «Кармен» будет поставлена в Венской опере.
  3. Изначально, еще при жизни Жоржа Бизе, о нем говорили, преимущественно, как о выдающемся пианисте, нежели как о композиторе. Всеобщее признание была безапелляционным: все музыкальные критики говорили, что он прекрасно владеет инструментом и удивительно тонко чувствует его.
  4. Однако сам Бизе, несмотря на то, что карьера пианиста — легкий и безопасный путь к процветающей карьере, предпочел более тернистый путь композитора.
  5. Мечтой всей жизни у Бизе на музыкальном поприще было создавать музыку для театральных постановок, поэтому он отбросил перспективу давать концерты самостоятельно.
  6. Читал Гюго, Шекспира, Мольера, Гомера.
  7. Следуя за своей мечтой, он сочинял музыку в различных жанрах под руководством Ф. Галеви- одного из основоположников жанра большой оперы.
  8. Жорж Бизе также в совершенстве владел таким могучим инструментом, как орган. Здесь его наставником был Ф. Бенуа, под его протекцией Бизе завоевал несколько грамот и премий по владению органным искусством.
  9. Жорж Бизе получает возможность обучения заграницей: два года он пробыл в стажировке в Риме и один год — в Берлине. По окончании стажировки Бизе предоставили право на сочинение музыкального произведения в одном акте в одном из парижских театров.
  10. Рим — любимый город Бизе, он восхищался итальянской архитектурой, с удовольствием знакомился и общался с итальянцами — ему полюбилась эта нация.
  11. Несмотря на то, что он проникся любовью к Италии, всю свою недолгую жизнь Бизе прожил на своей родине, в горячо любимом Париже. Он никогда не покидал его, даже во время военных действий, когда него была возможность избежать участи видеть военные потрясения. Он не мог отказаться от своего дома, где родился и прожил свою жизнь. Тем более, в Париже впоследствии будет похоронена его мать, которая была одним из самых близких для него человеком.
  12. Ж. Оффенбах, владеющий театром на Монмартре, объявил конкурс на написание комедийного музыкального произведения. Одним из двух победителей оказался молодой Жорж Бизе, которого поощрили золотой медалью и денежным вознаграждением в сумме тысяча двести франков.
  13. После этой победы Бизе оказался среди избранного музыкального круга, в котором был даже известный Дж. Россини- итальянский композитор.
  14. Бизе стал обладателем Римской премии, для которой он представил публике кантату «Кловис и Клотильда». Он занял, как бы сейчас сказали, первое место, после чего отправился в Рим для отшлифовки своего мастерства.
  15. В зрелые годы жизни Бизе написал оперу «Искатели жемчуга», а также, что необычно, оперу «Иван Грозный».
  16. Опера «Искатели жемчуга» была представлена в 1863 году и получилась хвалебные отзывы от зрителей. Тем не менее, многие музыкальные критики обвиняли Жоржа Бизе в копировании музыкального стиля Вагнера.
  17. Действие этой оперы происходит тогда еще в Индии( сейчас- Шри-Ланке), на острове Цейлон в среде искателей жемчуга.
  18. Опера «Иван Грозный» не удосужилась быть поставленной при жизни, так как Бизе был уверен в бездарности этого произведения. Ходили слухи, что композитор уничтожил свое творение. К счастью, в тридцатых годах произведение было обнаружено в одном из архивов, а в 1942 году поставлена в Париже, оккупированном фашистами. Главным условиям постановки оперы было то, чтобы в зале не присутствовало немцев, так как сюжет на русскую тематику мог вызвать приступ ярости, к тому же в войне перевес уже был на стороне СССР.
  19. В СССР и в России эта опера не ставилась никогда, так как многие исторические события содержат фактологические ошибки, а имена и личности искажены.
  20. Еще одно известное произведение Бизе- опера «Арлезианка», которая содержит в себе не просто эффектное музыкальное обрамление, а целые законченные и сложные музыкальные произведения.
  21. Бизе не один работал над сюитами «Арлезианки»- первую половину написал он сам, вторую- его друг и творческий компаньон- Эрнест Гиро
  22. Бизе женился на дочери своего учителя, Женевьеве спустя два года знакомства. У них был сын Жак. В 1861 году умерла мама, затем ушел из жизни его учитель Галеви, потом последовал разрыв с любимой женой. Это истощило внутренние силы композитора.

Чем занимался Жорж Бизе помимо музыки

Как уже говорилось ранее, в этой части работы мы проанализируем ряд фортепианных произведений композиторов классиков с имитацией оркестровых инструментов. Произведения будут объединены в четыре условные группы по смысловому символу изображаемого инструмента – эпические, лирические, пасторальные, народные.

1. Имитация эпических (былинных) инструментов

Глубоко укоренился в искусстве эпический образ Баяна, сказывающего былины под аккомпанемент гуслей. Когда сам Баян был забыт – остался его инструмент – гусли , которые навсегда вошли в историю музыки как символ сказочности, эпичности, отдаленности во времени. Вот почему многие композиторы используют их там, где нужно изобразить далекое прошлое или сделать вступление к старинному сказу. И не обязательно пьеса с имитацией гуслей будет называться “Гусли” - этот инструмент подразумевается, его появление предугадывается в названии произведения и затем слышится фактуре.

Это можно наблюдать, например, в первом номере фортепианного цикла С.С. Прокофьева “Сказки старой бабушки” (Рисунок 1. Приложение ). Здесь композитор пользуется традиционным приемом арпеджиато , имитируя гусельное глиссандо . Диапазон и динамика приведенные в пьесе, являются естественными для относительно тихих, по сравнению со многими другими инструментами, гуслей. Звучание гуслей является вступлением к сказочным историям старой бабушки, отдаляющим слушателя в незапамятные времена.

Подобная звуко-изобразительность также встречается в пьесе с эпическим названием “Сказание” В. Зиринга (Рисунок 2). Автор этой пьесы тоже изображает гусли, но несколько иным способом. По-прежнему, охватывается широкий диапазон, тихая динамика и условно закрепленный за звучанием этого инструмента перебор струн, но композитор использует уже не арпеджиато, как в предыдущем номере, а арпеджио на выдержанной педали, что позволяет сделать музыку более плавной и пластичной, за счет замедления общего движения длительностей.

Зарубежным аналогом русских гуслей является арфа . Композиторы вводят её в свои произведения в тех же случаях что и гусли. Одним из таких примеров является пьеса “Шехерезада” из фортепианного цикла “Альбом для юношества” Р. Шумана (Рисунок 3). Конечно, в данной пьесе трудно догадаться арфа это или гусли, т.к. для имитации арфы используют те же приемы, что и для имитации гуслей (в данном случае – тихая динамика, широкий диапазон, и прием арпеджиато) с одним отличием – историко-культурным: Шехерезада - восточная сказительница; и ассоциироваться у Р. Шумана (европейского композитора) с русскими гуслями она вряд ли могла. Скорее всего, композитором здесь использован символический прием отдаления во времени по средствам имитации эпической арфы.

Наряду с гуслями и арфой, приобрели эпическое значение, в особенности для русской музыки - колокола . Но если арфа и гусли – это светлое повествование, то колокола чаще всего используют в другой ситуации – набат, фатум, роковая неизбежность, скорбь о судьбе Родины. Правда, иногда колокола имитируют для воссоздания естественной для них атмосферы – монастыря. В таком случае их появление может нести двойную смысловую нагрузку: чисто внешнее звуковое изображение храма и философское или религиозное размышление. Такова одна из пьес из цикла “Маленькая сюита” А. Бородина – “В монастыре” (Рисунок 4). Средствами музыкальной выразительности композитор рисует колокольный перезвон. Удары большого колокола (в предельно низком фортепианном диапазоне) чередуются с подчеркнутым звоном маленьких колокольчиков (в высоком фортепианном регистре). Интервальный состав также соответствует возможностям звучания реального колокола – это чистые интервалы, создающие сильнейшее эхо в стенах храма, которое композитор попытался передать при помощи педали. Интерес представляет то, что в отношении динамики, композитор ограничился лишь оттенком “р”; хотя в действительности колокол является очень громким инструментом. Возможно такой ход композитора – намеренный, и уводит мысль слушателя в двух направлениях: либо речь идет об очень древней легенде о монастыре, либо автор взирает на монастырь с дальнего расстояния, например с холма – и монастырь кажется ему маленьким, а от полнозвучного колокольного звона доносятся лишь отголоски.

Какие награды и признания получил Жорж Бизе за свои композиции

  Французский композитор. В 1857 окончил Парижскую консерваторию, 60-е гг. для Бизе — время творческого становления: были созданы лирические оперы «Искатели жемчуга» (1863) и «Пертская красавица» (по роману В. Скотта, 1866). Обе оперы не имели успеха. В 70-е гг. — период творческой зрелости Бизе — созданы опера «Джамиле», музыка к драме А. Доде «Арлезианка» (1872). Опера «Кармен»— одна из вершин французского оперного реализма. Её герои — простые люди с сильными и противоречивыми характерами. В опере воплощены испанский национальный музыкальный колорит, многослойность и многоликость народных сцен, напряжённый ход драматических событий. На премьере в театре «Опера комик» (1875) «Кармен» была резко отрицательно встречена буржуазной публикой. Успех опере принесла постановка в том же году в Вене в редакции Гиро (разговорные диалоги заменены речитативами, в 4-й акт включены балетные сцены на музыку из «Пертской красавицы» и «Арлезианки»). «Кармен» стала одной из самых популярных опер в мире. П. И. Чайковский писал в 1880, что «это в полном смысле слова шедевр». КАРМЕН (Carmen) - комическая опера Ж. Бизе в 4 действиях, В оригинальном виде "Кармен" сочетает музыкальные номера с разговорными сценами; этим и обусловлено обозначение ее жанра - "комическая опера", которое, конечно, не следует понимать в обычном смысле. Кармен в новелле - образ влекущий и отталкивающий, женщина, способная обокрасть и убить чужака, но готовая и на самопожертвование; она служит олицетворением непокорности, своеволия Свою недолгую жизнь французский композитор Ж. Бизе посвятил музыкальному театру. Вершина его творчества — « Кармен » — до сих пор остается одной из самых любимых опер для многих и многих людей. Бизе вырос в культурной образованной семье; отец был учителем пения, мать играла на фортепиано.

Какие интересные факты о жизни Жоржа Бизе малоизвестны широкой публике

1. Музыка
Жорж Бизе – самый яркий французский испанец в музыке!
Музыка Бизе ослепительна, как южное солнце!
Музыка Бизе пламенна, как любовь Кармен!
Музыка Бизе рельефна, как греческая скульптура.
Бизе пишет музыку с моцартовской лёгкостью.
Блестящие мелодии Бизе приносят ему всемирную славу.
2. «Кармен»
Создать оперу, рядом с которой блекнут оперы великого Моцарта, – не дано ли это только величайшему гению? Такова опера «Кармен» Бизе.
«Кармен» Бизе обладает энергетикой, несравнимой ни с какой другой оперой. Это происходит в силу нескольких причин:
1. её музыку насквозь пронизывает стихия испанских народных песен и танцев, стремительные ритмы и яркие мелодии;
2. её музыка несёт огромный заряд бодрости и бьющую через край радость;
3. герои оперы страстные, отчаянные натуры, бросающие вызов судьбе, их любовь жгучая, неукротимая, как пожар, уничтожающим всё живое. Рядом с «Кармен» можно поставить лишь «Севильского цирюльника» Россини. Место действия обоих опер – Севилья с жарким солнцем и темпераментным народом, обоим операм свойственна жизнерадостность, оптимизм музыки. Но между ними есть и разница: в опере Бизе больше народных по духу арий, да и музыка Бизе испанская, тогда как россиниевская музыка –итальянская.
Бизе вместе с цыганкой Кармен выводит на оперную сцену фабричных работниц, солдат, контрабандистов, тореадоров и пикадоров, воров и преступников! Это не нравится изысканной публике.
Талантливый Бизе воплощает в «Кармен» французскую Испанию, подлинная же Испания существует лишь в музыке Исаака Альбениса и Энрике Гранадоса.
Не всякая прекрасная музыка добрая: в «Кармен» Бизе она жёсткая, колючая, тогда как в «Травиате» Джузеппе Верди – сочувствующая героям драмы.
В «Кармен» Бизе звучит солнечная, жизнеутверждающая музыка, премьеру которой публика освистывает, как, впрочем, «Севильского цирюльника» Россини и «Травиату» Верди! Три самые выдающиеся оперы терпят крах в день премьеры!
Жизнь Бизе внезапно обрывается в 36 лет: композитор не в состоянии перенести фиаско любимой оперы!
3. Черты стиля
Бизе мыслит в опере простыми и чёткими музыкальными формами, как Жан-Батист Люлли. Несомненно, старинная французская музыка обогащает оперный театр XIX века, и, в том числе, оперы Бизе.
В ясности и чёткости музыки Бизе имеет немало предшественников. Один из них – старинный французский композитор Марк-Антуан Шарпантье.
Реалисты в музыке – это Жорж Бизе, Модест Мусоргский, Сергей Прокофьев. Они отображают подлинную жизнь и затрагивают насущные проблемы общества.