Византия налог на воздух. Чудо-налоги мировых цивилизаций
Византия налог на воздух. Чудо-налоги мировых цивилизаций
В древние времена войны велись так часто, что казна просто не успевала наполниться. Приходилось придумывать все новые способы пополнить ее с помощью платежей от населения. В веках запомнились:
- Мочевой налог римского императора Веспасиана. В 70-е годы нашей эры император ввел налог на посещение общественных туалетов. Задумка себя оправдала, ведь римляне использовали уборные не только по прямому назначению, но и для общения. Туалетный налог дал рождение крылатой фразе: «Деньги не пахнут».
- Византийский налог на воздух. Оказывается, платить за воздух должны были не только герои знаменитой сказки Джанни Родари «Чиполлино». Но, если в сказке тяготы от налога падали на плечи бедняков, в Византии платить за воздух должны были как раз богачи. Чем большего размера дом был у знатного византийца, тем больше налог ему приходилось платить.
Европейские налоги поражали своим широким охватом – от самого насущного, до мелочей:
- Налог на жизнь. Английский налог XIV века, платить который были обязаны все живущие, вне зависимости от уровня дохода. Взимание абсурдного сбора стало одной из причин серьезного крестьянского восстания под предводительством Уота Тайлера.
- Налог на окна. Голландский, а затем и английский налоговый сбор привел к тому, что владельцы домов значительно сокращали количество окон в своих домах, а то и вовсе избавлялись от них, заложив кирпичом.
- Воробьиный налог. Немецкий налог, придуманный в XVI веке. Безобидные птицы не угодили жителям своим звонким чириканьем. Каждый собственник жилья обязан был избавить город не менее чем от дюжины воробьев или заплатить сбор. Развилась даже подпольная торговля дохлой птицей – купить их для отчета было намного дешевле, чем заплатить сам налог.
- Шляпный налог. Он собирался в Англии в XVIII веке, когда джентльмены перемещались по городу исключительно в котелках или цилиндрах. Со временем налог утратил актуальность и был отменен.
Восточные налоги отличались своим своеобразием:
- Налог за порчу зубов. Чиновники Османской империи придумали этот налог, чтобы возместить свои расходы на лечение зубов. Они утверждали, что от вредной и сладкой пищи, подаваемой в столовых, у них портятся зубы. А значит население в этом виновато, ему и платить.
- Налог на нос. Тибетский налог, его размер зависел от величины носа. Длинноносым приходилось платить больше, чем, например, курносым.
- Налог на уши. Также был инициативой тибетцев. Он собирался на военные нужды – по монете за каждое ухо. Тем, кто не хотел или не мог платить, отрезали одно ухо. В дальнейшем это даже сокращало размер платежа.
Религия Византии. Культура Византии
Византийская культура — исторический этап развития европейской культуры эпохи Средневековья; оригинальная культура, сложившаяся после распада Римской империи на Западную и Восточную. Наследница культуры Древней Греции, в то же время вобрала в себя много из культур восточных народов, населявших территории Византии. Охватывает собой период существования Византии от основания Константинополя в 330 году и до захвата Османской империи, однако не имеет четких хронологических и территориальных границ. До основания Византийской империи зачатки будущего её искусства формировались в раннем христианстве.
Большое культурное значение имел период правления императоров от Василия I Македонянина до Алексея I Комнина ( 867 — 1081 ). Существенные черты этого периода истории заключаются в высоком подъёме византинизма и в распространении его культурной миссии на юго-восточную Европу. Трудами знаменитых эллинистов и византийцев-фессалоникийцев Кирилла и Мефодия появилась славянская азбука — глаголица , что привело к возникновению у славян собственной письменной литературы. Патриарх Фотий положил преграды притязаниям римских пап и теоретически обосновал исконное право Константинополя на церковную независимость от Рима (см. Разделение церквей ).
В научной сфере этот период отличается необыкновенной плодовитостью и разнообразием литературных предприятий. В сборниках и обработках этого периода сохранился драгоценный исторический, литературный и археологический материал, заимствованный от утраченных теперь писателей.
После 1456, когда империя была уничтожена турками, традиции византийского искусства продолжали свое существование на Руси, на территории современных Греции , Румынии , Сербии , Грузии , Болгарии .
В истории византийской культуры выделяют следующие периоды:
- предыстория — до VI века ;
- 1) от VII до X столетия;
- 2) от XI до падения Константинополя .
Основная статья: Византийский быт
Вся жизнь византийского общества характеризуется сочетанием архаичных позднеантичных черт с христианской религиозностью. Христианство , в его византийской (позже была названа православной ) форме, имело безоговорочное влияние на повседневную жизнь каждого византийца. Это влияние ощущалось во всех сферах — от жизни государственного, публичного к интимно-семейному. Постоянное выражение религиозности было неотъемлемой частью византийского быта. В этом византийское общество было подобно другим средневековым европейским обществам.
Несмотря на первоочередную роль христианской религиозности в византийской жизни, античные влияния оставались достаточно значительными в течение всего времени существования Византийской империи . Следы этого можно увидеть в большей степени в других аспектах культурной жизни Византии, но они есть и в быту. Античные тенденции имели значительное влияние на византийское семейное право, особенно в ранневизантийский период. Их можно увидеть даже в сфере развлечений. Самым популярным видом развлечений среди византийцев были спектакли на ипподроме , что является непосредственным наследием римского времени. Византийцы считали себя прямыми наследниками Римской империи и называли себя ромеями , то есть римлянами. Идеологическая направленность на имперский универсализм сильно отразилась в сознании византийского общества и одновременно требовала у него постоянного внимания к своему античному прошлому, хотя часто и переосмысленному через призму христианства.
Другим фактором влияния, сыгравшим большую роль в формировании византийского быта, было влияние восточное. Это влияние было неизбежным, так как фактически наиболее значимыми были именно азиатские владения империи. Постоянный контакт в военной или торговой форме с восточными народами не мог не привести к восточному влиянию на различные сферы жизни и культуры византийцев.
Византийская цивилизация кратко. Византийская цивилизация
История византийской цивилизации всегда вызывала особый интерес. Во-первых, это единственная цивилизация, даты рождения и смерти которого известны с точностью до дня. ее днем рождения стало 8 ноября 324 г., когда по приказу римского императора Константина (306-337 гг.) на берегу Босфора был заложен новую столицу его государства - Новый Рим, которую впоследствии назвали в его честь Константинополем. День гибели - 29 мая 1453 г., когда это большой город захватили турки. Во-вторых, эта цивилизация возникла на рубеже двух эпох - гибели поздней античности и рождение средневековья, на стыке между Западом и Востоком, что дало основания называть ее "золотым мостом" между ними. В-третьих, хотя эта цивилизация погибла почти 600 лет назад, ее влияния продолжают действовать в наше время, особенно это касается российской цивилизации и тех народов, которые были вовлечены в ее орбиту. Не будет преувеличением сказать, что в жизни каждого из нас византийский фактор присутствует повседневно.
Византийская цивилизация не является первичной, ведь она возникла в результате развала Римской империи. Отделение восточной части последней началось еще в Ш в. и было обусловлено как экономическими, так и идейно-политическими причинами. Восточные области Римской империи отличались более высоким уровнем развития экономики, и кризис рабовладельческого хозяйства приобрела здесь не таких резких форм. Нападения варваров, социальные движения и внутренние междоусобицы на западе угрожали самому существованию Римского государства. Указанные обстоятельства вынудили императора Константина перенести политический центр на Восток. Принятие им христианства как официальной религии также сыграло свою роль в перемещении центра идейного жизни, потому что именно восточные провинции были не только колыбелью, но и идеологической опорой христианской религии. Новый центр должен исключительно удачное географическое расположение. Константинополь господствовал над проливами Босфор и Дарданеллы, контролировал торговые и военно-стратегические пути из Европы в Азию. Древний Византий - мегарська колония, возникшая примерно в 660 г. до н. э., дал впоследствии название всему государству. Понятие "Византия" появилось в трудах историков лишь в XIX в. Итак, "Византия" является историческим термином, принесенным к литературе исследователями более поздних времен. Жители того государства называли себя римлянами, на греческом языке, которая была распространенной, - ромеями, а империю - роменською, то есть они не признавали прерывания наследственности своего общества и классически римского. Собственная история византийской цивилизации ведет отсчет от 395 г., когда после смерти императора единой Римской державы Феодосия (379-395 гг.) произошел окончательный раздел Римской империи на Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю, первым правителем которой стал Аркадий (395 - 408 гг.).