Интересные факты

Все самое интересное со всего мира!

Удивительные традиции и обычаи киргизского народа: от кочевья до современности

14.09.2024 в 10:59

Удивительные традиции и обычаи киргизского народа: от кочевья до современности

Традиции и обычаи киргизского народа. Традиции и культура Кыргызстана

Традиционная культура в Кыргызстане является весьма значимым явлением, с которым можно без труда встретиться в повседневной жизни. Народные традиции и обычаи кыргызов тесно связаны с кочевническим образом жизни, свойственным тюркским и монгольским народам С кочевьем связанно буквально все: праздники, народные ремесла, стихи и музыка, кухня и быт. И по сей день, несмотря на то что Кыргызстан является современным государством, народные традиции здесь любят, почитают и бережно передают от поколения к поколению.

Кочевой образ жизни наложил сильный отпечаток на культуру кыргызов. Быт, духовная и социальная организации, культура древних киргизов тесно переплетались с такими же аспектами жизни других народностей, населявших Центральную и Среднюю Азию, в частности гуннов, саков, тюрков, моголов, усуней. В киргизской культуре очень много общего с культурой тюрко-монгольских народов. Через территорию Киргизии проходил Великий шелковый путь, который наложил свой отпечаток, дополняя и изменяя культуру киргизов. Переносное жилище юрта одно из проявлений материальной культуры кыргызских кочевников. Мягкость, простота, удобство, универсальность — основные ее качества. Богатство декоративно-прикладного искусства, ювелирное искусство поражает яркостью и разнообразием. Обычаи и обряды киргизов нашли свое отражение в одежде, на которую оказали влияние климатические условия и кочевой образ жизни.

В киргизской культуре традиционно ценились те виды деятельности, которые не требовали много снаряжения и могли заполнить пустые часы между рутинной каждодневной работой и закатом.

Музыка была и остается глубоким проявлением духовности кыргызов, отражая их жизнь и чаяния. Особое место занимает песенное творчество певцов-акынов. Древнейшие народные музыкальные инструменты, как духовые, так и струнные, пользуются большой популярностью и сегодня. Отличительной чертой кыргызской культуры является устное творчество акынов, которые без подготовки могли слагать целые поэмы и устраивать произвольные поэтические состязания. Особое место здесь занимает творчество манасчи, которые являются сказителями эпоса «Манас».

Юрта

Безусловно, одним из самых главных символов Кыргызстана является кочевничье жилище — юрта. Веками, именно юрта являлась основным жилищем кыргызов, определяя их образ жизни, заключающийся в передвижении с равнин в горы и обратно. В юртах круглый год жили люди, устраивались праздненства, а сама юрта имела огромную ценность и значимость. Технически, юрта представляет из себя небольшой шатер, имеющий деревянный сборный каркас и покрытый слоями войлока, который не пропускает холод и влагу. Все элементы каркаса и покрытия являются разборными, а потому юрту безо всяких усилий можно собрать и перенести в другое место. Юрта не является сугубо кыргызским изобретением, она широко распространены у монгольских и тюркских народов. Однако именно кыргызская юрта известна как наиболее красивая и искусно выделанная из всех прочих и отличается более сложной технологией изготовления, требующей большого терпения и мастерства. Так, жерди для крыши в кыргызской юрте изгибаются путем длительного вымачивания и высушивания, а жерди для стен соединяются коровьими жилами, что обеспечивает весьма хорошую подвижность и вместе с тем прочность и легкость. Самой же сложной в изготовлении частью кыргызской юрты является тундук — верхняя часть юрты, являющаяся точкой соединения для крыши, которая и позволяет крыше юрты быть устойчивой и не валиться. Также тундук служит дымоходом и источником света в дневное время. К слову, именно тундук изображен на флаге Кыргызской Республики.

Связанные вопросы и ответы:

Вопрос 1: Что такое традиции и обычаи киргизского народа

Ответ: Традиции и обычаи киргизского народа представляют собой совокупность культурных и социальных практик, которые были переданы из поколения в поколение. Они включают в себя праздники, обряды, ритуалы, фольклор, народные танцы и песни, национальную кухню и многое другое. Киргизские традиции и обычаи являются неотъемлемой частью культурного наследия этого народа и отражают его историю, духовность и жизненный стиль.

Вопрос 2: Какие праздники отмечаются киргизским народом

Ответ: Киргизский народ отмечает множество праздников, многие из которых имеют древние корни. К ним относятся Новруз, Курман Айты, Эскиши Оруз, Сабантуй, Терек Сызга, Улутош, Ош Оруз и другие. Новруз - это праздник весны, который отмечается в начале марта. Курман Айты - праздник в честь солнца, который отмечается 22 декабря. Эскиши Оруз - праздник в честь первого дня нового года, который отмечается 21 марта. Сабантуй - праздник в честь матери-земли, который отмечается в июне. Терек Сызга - праздник в честь коня, который отмечается в июле. Улутош - праздник в честь солнца, который отмечается в августе. Ош Оруз - праздник в честь огня, который отмечается в сентябре.

Вопрос 3: Какие обряды и ритуалы имеются у киргизского народа

Ответ: Киргизский народ имеет множество обрядов и ритуалов, которые сопровождают различные события в жизни человека. К ним относятся обряды рождения ребенка, обряды инициации подростков, обряды бракосочетания, обряды похорон и другие. Обряды рождения ребенка включают в себя нанесение на лоб ребенка красной краски, что символизирует удачу и счастье. Обряды инициации подростков включают в себя обрезание и первое курение. Обряды бракосочетания включают в себя много этапов, таких как выбор невесты, обручение, свадьба и торжества. Обряды похорон включают в себя много этапов, таких как оплакивание, похороны и поминальные дни.

Вопрос 4: Что такое киргизская народная музыка и танцы

Ответ: Киргизская народная музыка и танцы являются неотъемлемой частью культурного наследия этого народа. Киргизская музыка характеризуется мелодичностью, эмоциональностью и выразительностью. Она исполняется на национальных инструментах, таких как комуз, дойра, саз и других. Киргизские танцы также являются выразительными и эмоциональными. Они характеризуются быстротой, энергией и пластичностью. Киргизские танцы отражают жизненный стиль и историю этого народа.

Вопрос 5: Что такое киргизская национальная кухня

Ответ: Киргизская национальная кухня представляет собой совокупность блюд и рецептов, которые были переданы из поколения в поколение. Она включает в себя блюда из мяса, молочных продуктов, овощей и фруктов. Киргизская кухня известна своими мясными блюдами, такими как бешбармак, куурдак, шашлык и другими. Киргизская кухня также включает в себя блюда из молочных продуктов, таких как кумыс, айран, шербет и другие. Киргизская кухня отражает историю и культуру этого народа.

Вопрос 6: Что такое киргизский фольклор

Ответ: Киргизский фольклор представляет собой совокупность народных песен, сказок, легенд, поговорок и пословиц, которые были переданы из поколения в поколение. Киргизский фольклор отражает историю, культуру и духовность этого народа. Он включает в себя множество народных песен, таких как эпос "Манас", "Курман Айты", "Эскиши Оруз" и другие. Киргизский фольклор также включает в себя множество сказок и легенд, которые рассказывают о героях, животных, природе и других сюжетах. Киргизский фольклор является неотъемлемой частью культурного наследия этого народа.

Вопрос 7: Что такое киргизский национальный костюм

Ответ: Киргизский национальный костюм представляет собой совокупность одежды, которую носили киргизские женщины и мужчины в прошлом. Он включает в себя множество элементов, таких как штаны, куртки, шарфы, шапки, обувь и другие. Киргизский национальный костюм был сделан из натуральных материалов, таких как шерсть, хлопок, шёлк и другие. Киргизский национальный костюм был не только функциональным, но и эстетическим. Он отражал историю, культуру и духовность этого народа. Киргизский национальный костюм является неотъемлемой частью культурного наследия этого народа.

Что такое кочевье и как оно повлияло на традиции и обычаи киргизского народа

Красивые, захватывающие фестивали Кыргызстана поражают своей масштабностью и зрелищностью.
 
Всемирные игры кочевников  – красочное, захватывающее событие, проходящее раз в два года на берегу высокогорного озера Иссык-Куль, отражающее культуру, обычаи и традиции номадов. Зрелищное, впечатляющее соревнование лучников; скачки, игры на лошадях; национальные виды борьбы; уникальная, сохранившаяся всего в нескольких странах соколиная охота, поражающая невообразимым доверием и единством человека и хищной птицы; зажигательные этнотанцы, мелодичная этномузыка, яркие этнокостюмы, замечательное угощение из национальной кухни и ярмарка национальных сувениров.
подробнее…  

Лошади, искусство верховой езды – то, без чего невозможна жизнь кочевника, именно поэтому в культуре кочевых народов лошадь занимает особое, важное место. Без показательных выступлений, соревнований, скачек не проходят никакие праздники в Кыргызстане. На Фестивале национальных конных игр , проводимом в живописной долине высокогорного озера Сон-куль, гостей ждет фееричное шоу из разнообразных конных состязаний: борьбы за тушу козла – улак тартыш, скачек за поцелуем – кыз куумай, борьбы всадников – эр эниш, фольклорной музыки и вкусного угощения.
 
Фестиваль ловчих птиц на южном берегу озера Иссык-Куль дает возможность увидеть поразительную грациозность, силу, красоту, скорость, с которыми взмывает ввысь и устремляется на добычу беркут, сокол или орел. Особое взаимопонимание между охотником и птицей достигается путем многолетних взаимоотношений и обучения ловчих птиц, тонкости которого передаются от поколения к поколению на протяжении многих веков. Яркое национальное музыкальное шоу и своеобразная национальная кухня – приятное дополнение к незабываемому событию.
 
Международный ежегодный фестиваль традиционной культуры и ремесел «Оймо» с раскинувшимися в столице Кыргызстана Бишкеке и на берегу озера Иссык-Куль шатрами и юртами приглашает ремесленников и гостей из разных стран мира на торжество народного искусства. Красочное шествие участников и гостей фестиваля в национальных костюмах, народные игры, мастер-классы, флешмобы, выступления музыкальных коллективов и народных сказителей, ароматная кухня и, конечно же, выставка-ярмарка поражающих воображение изделий керамистов, ювелиров, резчиков по дереву; чарующей красоты войлочных ковров и другие вещей из войлока; шелковых тканей с нескончаемым жизнеутверждающим восточным узором; завораживающих орнаментом вышитых изделий.

Какие праздники и фестивали являются важными для киргизского народа

В свадебном обряде у киргизов обнаруживается немало сходных черт со свадебными церемониями у казахов, некоторых народов Средней Азии и Южной Сибири. Универсальность многих свадебных обычаев общеизвестна, ею прежде всего и можно было бы объяснить характеризуемое ниже сходство свадебного обряда киргизов, казахов, полукочевых узбеков, ряда тюркоязычных народов Саяно-Алтайского нагорья и некоторых других. Но такое объяснение было недостаточным. Исторические судьбы этих народов не были изолированы друг от друга, а процесс их этнического формирования указывает на такие связи, которые должны были сказаться на их позднейших культурно-исторических особенностях.

Первый этап свадебного обряда-сватовство и помолвка-имеет много общих черт у киргизов и у казахов. Обычай одаривания одеждой сватов жениха отмечен и у бурят. Во многих деталях совпадают описанные ранее добрачные посещения невесты женихом (кюйёёлёё)с соответствующим обычаем у казахов. И у киргизов и у казахов обязательным являлось предварительное согласие отца девушки на добрачную встречу помолвленных, получение женатыми родственников (жене) подарков от жениха, которыми он как бы «покупает» себе право на свидание с невестой и т.п.

Формула благословения, произносимого по адресу молодых, совпадает почти текстуально у киргизов, хакасов (бельтиров), бурят, телеусов. Так же следует отметить большую близость терминологии, употребляемой в семейно-брачных отношениях у кыргызов и алтайцев, которая может быть иллюстрирована, например, терминами для невесты (кирг. колукту, алт. колту), для выкупа за невесту (кырг. салыт, алт. шаалта, шалта, и т.п.)

Свадебные игры молодежи широко представлены и у казахов, и у бурят. В числе обычаев, восходящих к древнейшим явлениям родового строя, должны быть названы имевшие место у киргизов угощение племянников во время свадебного пира и обязательное участие дяди со стороны матери в расходах на калым и на приданное(и участие в их получении).у телеутов во время свадебного пира дядя со стороны невесты с материнской стороны наделял мясом своих племянников «дьеен». Примерно то же самое происходило и у киргизов, когда каждому племяннику (жээн) во время свадебного пира устроитель его обязательно давал блюдо с мясом (отсюда и название жээн табак, т.е. блюдо племянника), причем мясо клали лучшего качества.

Обычаи, связанные с запретами, соблюдение которых в отношении родственников жениха (мужа) и невесты (жены) носили обязательный характер, кроме кыргызов находим и у узбеков, казахов, алтайских тюрков. Тесную связь со снятием этих запретов имели обряды, аналогичные отмеченному у киргизов обряду «приобщения к огню».

Когда невеста отправлялась в юрту своего будущего мужа, сопровождающие ее двое верховых держали перед ее глазами занавеску. Хотя кыргызские женщины, как и алтайки, никогда не закрывали своего лица, но во время первой поездки молодухи-кыргызки в аил мужа лицо ее закрывали куском белой ткани, приколотым к головному убору, носившим название бюркёнчёк. Это покрывало перед входом молодухи в юрту кто-нибудь обязательно должен был снять, обычно мальчик или подросток.

Вывод: кыргызский свадебный обряд, взятый в сопоставлении с аналогичными церемониями у народов, находившихся с кыргызами в той или иной связи или в древнейшей, или в более поздний период, обнаруживает большую близость и к среднеазиатскому тюркоязычному миру(прежде всего к обрядам казахов и полукочевых узбеков),и к южносибирскому тюркско-монгольскому кругу народов (в особенности к обрядам алтайцев и хакасов, отчасти бурят). Эта близость не может быть понята только из одного предположения об общности стадий социального развития, пройденных этими народами, и однотипности их экономического базиса, условий хозяйствования. Вполне можно допустить, что сходство распорядка свадебных церемоний, прямые параллеликак в некоторых важных элементах ритуала, так и в немалом количестве деталей могут быть возведены к общим историческим судьбам некоторых племен, вошедших в состав названных народов. Следовательно все это служит дополнительным свидетельством этногенетических связей рассмотренного круга народов.

Киргизский народ славится своей богатой культурой и традициями, которые отражаются в различных праздниках и фестивалях. Одним из наиболее важных праздников является Навруз, который отмечается в день весеннего равноденствия. Этот праздник символизирует приход весны и нового года, и его отмечают с большими торжествами и традиционными блюдами.

Другим важным праздником является Курман айт, который отмечается в честь окончания поста у мусульман. Этот праздник сопровождается традиционными блюдами, молитвами и встречами с друзьями и семьей.

Кроме того, киргизский народ славится своими национальными играми и состязаниями, такими как Кок бору (бой на конях) и Кыз куу (погоня за девушкой). Эти игры являются важной частью киргизской культуры и традиций.

В свадебном обряде киргизов также обнаруживается немало сходных черт со свадебными церемониями у других народов Средней Азии и Южной Сибири. Например, у киргизов и казахов обязательным являлось предварительное согласие отца девушки на добрачную встречу помолвленных, получение женатыми родственников (жене) подарков от жениха и т.п.

Формула благословения, произносимого по адресу молодых, совпадает почти текстуально у киргизов, хакасов, бурят, телеусов. Это говорит о том, что киргизский народ имеет общие корни и традиции с другими народами региона.

В целом, киргизский народ славится своей богатой культурой и традициями, которые отражаются в различных праздниках и фестивалях. Эти праздники и традиции являются важной частью киргизской идентичности и продолжают жить и развиваться до сих пор.

Как выглядит свадебная церемония у киргизского народа

Удивительные традиции и обычаи киргизского народа: от кочевья до современности 01

Фестиваль «Айтыш-2007», завершившийся вчера, 4 ноября, еще раз показал, что кыргызы – народ довольно самокритичный и при этом неунывающий. Иначе как объяснить тот факт, что в эпоху самых разных потрясений, будь то мигом взлетевшие цены на продовольствие или непрекращающийся отток граждан из страны, люди находят время и силы, чтобы просто собраться и как в старые добрые времена послушать акынов, которые издавна считались совестью общества.

Несмотря на то, что такие конкурсы певцов-импровизаторов проводятся благодаря общественному фонду «Айтыш» уже не первый год, я впервые стала свидетелем подобного мероприятия и, честно говоря, осталась в восторге. Может быть, хорошее впечатление объяснимо тем, что это уже были финальные состязания, так как к финишу из общего числа участников - 26 акынов - пришли лучшие из лучших: Аалы Туткучев, Азамат Болгонбаев, Амантай Кутманалиев и Женишбек Токтобеков.

Первый же словесный поединок между Аалы Туткучевым и Женишбеком Токтобековым показал, что истинные акыны всегда знают о чаяниях народа не понаслышке. Кроме стандартных юмористических замечаний в адрес друг друга и восхваления озера Иссык-Куль, близ которого и проходил фестиваль, пели народные сказители и о нынешней ситуации в стране, причем все это, как известно, делается экспромтом. И вот здесь-то эффекту слов, слетавших с уст акынов, позавидовали бы даже самые опытные партийные работники, лишь мечтая о подобной политагитации.

Для начала, вспомнив о том, что скоро в стране пройдут выборы в парламент по партийным спискам, один из акынов спросил своего коллегу, не вступил ли он случаем в какую-то из партий, - уж слишком много он говорит о политике. На что получил достойный ответ: от такой заразы лучше держаться подальше. «Сейчас ты поешь о народе и для народа лишь правду, но стоит тебе попасть во власть, твои глаза так же, как и у нынешних правителей заплывут жиром, и про людей совсем забудешь», - объяснял певец. «А к народу так относиться нельзя, он – главный судья и палач, ведь если помнишь, во время мародерств даже магазины стали «Мы с народом», - не унимался акын.

Коллега поддержал его: мол, правду говоришь, лучше быть акыном и служить достойно людям. «Вот только такого же, как мы с тобой, молодого певца Адилета посадили. Между тем как люди, руководившие им, не только избежали наказания, но в итоге оказались в «Белом доме», - вспомнил он.

И тут акыны разговор перевели на другого человека, тоже волею судьбы оказавшегося в Доме правительства, а в этот день гостившего на фестивале - Турсунбека Акуна. По-хорошему припомнили ему и судебные процессы, и поседевшую голову, но все-таки поблагодарили за то, что «хоть один человек из власть предержащих обратил внимание на этот конкурс».

Благодарили, вообще-то, певцы в этот день многих. И гостеприимных барскаунцев, и своих учителей – великих кыргызских акынов, и француженку Жаклин Рипар, которая, по словам сказителей, в отличие от представителей властных структур страны захотела помочь энтузиастам, вознамерившимся возродить искусство айтыша и вернуть былое величие кыргызской лошади, а именно в честь нее и проводился этот фестиваль.

Но самой интересной частью словесных состязаний акынов, по признанию многих, явился конкурс алым сабак, где певцам позволено высказываться лишь двумя строчками и передавать эстафету сопернику. Вот тут-то и определяются истинные качества акына-импровизатора - находчивость, сообразительность, тонкий юмор и кругозор.

В финальном поединке за Гран-при и первое место акын Аалы Туткучев, ни на минуту не дававший расслабиться своему сопернику Азамату Болгонбаеву, сделал широкий жест, добровольно уступив пальму первенства своему товарищу. Члены жюри высоко оценили подобный поступок, посетовав, что не хватает подобных качеств кыргызским политикам. «Если бы кто-нибудь из чиновников проявил истинную доброту не важно, в каком деле - да хоть тот же Адахан Мадумаров - разве стал бы я продолжать споры?», - обратился к народу глава комиссии по правам человека при президенте КР Турсунбек Акун. «Но ведь никто из них не делает добрых поступков», - грустно заметил правозащитник.

Что такое айтыш и как он влияет на культуру киргизского народа

Киргизы, за небольшим исключением отдельных групп, вели кочевой образ жизни. Кочевали из зимних стойбищ в долины и ущелья или вверх к горам. Кочевание носило сезонный характер, аил со своим скотом собирался на летние пастбища с появлением зелёного травостоя. До августа месяца, постепенно перекочёвывая, достигали до альпийских лугов, где скот набирал жир и становился упитанным. К перекочёвке готовились тщательно.

Удивительные традиции и обычаи киргизского народа: от кочевья до современности 02

В день перехода все надевали праздничные одежды и украшения. По обычаю, накануне перехода на старое стойбище "эски журт", устраивали жертвоприношение - "тулое". По пути их встречали др. аилы и преподносили в чашках прохладительные напитки - "айран", "кымыз", детям давали угощения и благословляли в добрый путь - "кеч байсалдуу болсун". По приезду на новое место соседи посещали новый аил - "ерулуктое", приносили с собой в качестве угощения готовые блюда и благословляли на благополучное пребывание - "конуш жайлуу болсун". Гостеприимство считалось одним из прекрасных народных обычаев. Всё лучшее, что находилось дома: еда, постель, а также всеобщее внимание домочадцев посвящали гостю. Гостями могли быть: случайный путник - "кудай конок", приглашённые - "коноктор". Если к юрте подъезжали всадники, то обязательно к ним навстречу выходили хозяева и помогали спуститься с коня, приглашали в юрту. У киргизов не принято было с ходу задавать вопросы, расспрашивать о цели приезда. Гостю обязательно предоставляли ночлег (если отказывали в ночлеге или предоставляли неудобную для сна постель, то гость очень недовольный покидал эту семью и распространял слухи среди аильчан о плохом гостеприимстве). Такое гостеприимство осуждалось общественным мнением. Киргизы говорили: "Коноктуу уйде кут бар" - "Гость - благодать дома". По обычаю хозяин отвечал за сохранность вещей и за фураж лошадям гостей. В системе взаимоотношений между определёнными категориями людей существовал обычай дарения - "тартуу", "белек". Дарили скот, охотничьих птиц, предметы конского убранства - "ээр токум", плеть - "камчы"; музыкальные инструменты, ювелирные изделия и др. По обычаю, получатель дара отвечал взаимностью, но обязательно должен был дарить более весомые вещи. В традиционной культуре киргизского народа особое место занимал обычай родовой взаимопомощи. Во всех случаях жизни киргиза обязательное участие принимали сородичи и оказывали моральную, материальную помощь - "жардам". Если семья испытывала острую нужду в пище, жилище, одежде, то вся родня, аильчане приходили к ней на помощь. Особой сплочённостью и коллективизмом отличалась семейно-родственная группа - "бир атанын балдары", "топ", "ража". Такие группы обычно состояли из нескольких десятков семей и в 3, 4, 5 продолжениях родов имели общего предка, именем которого и называлась данная группа. Жизнь семей этих групп протекала во многих случаях совместно: могли организовать совместный выпас скота, сообща охранять скот и безопасность членов группы. Самый старший человек группы организовывал и координировал многие стороны быта, хозяйства родственных семей. Такие группы существуют и в наши дни. Естественно, былого влияния на жизнь конкретных семей нет. Однако на похоронах, в крупных семейных торжествах проявляются лучшие качества взаимопомощи и коллективизма. Именно эти группы сегодня могли выступить эффективным механизмом социального контроля над молодыми поколениями и быть действенным институтом социализации и этнизации молодёжи.

Какие роли играют мужчины и женщины в традиционной культуре киргизского народа

Удивительные традиции и обычаи киргизского народа: от кочевья до современности 03

Фото Юрия Кузьминых. Этнографический городок «Кымыз-Ордо»

Этнографический городок «Кымыз-Ордо» расположен в селе Бактуу-Долоноту, в самом центре курортной зоны на Иссык-Куле. Он сразу бросается в глаза необычным видом, все выполнено в национальном стиле. Особенно пользуются популярностью у заезжих туристов установленные юрты. Все их убранство позволяет гостям на несколько минут погрузиться в историю кыргызского народа.

По словам хозяйки заведения Шейшен кызы Венеры, прежде всего она идет от пожеланий клиентов. Как показывает практика, сегодня «европой» никого не удивишь. Все стремятся приобщиться к древней культуре кочевых народов.

Взять юрты — они из настоящего войлока, в таких же жили наши предки. Людям приятно, что мы чтим древние традиции.

Шейшен кызы Венера

Хозяйка заведения первым делом наливает нам пиалу целебного напитка. Она долго и со знанием дела размешивает его в огромной деревянной бочке. После кристально белый кумыс переливается в специальный ковшик.

«У нас так заведено: каждый гость, прежде чем зайти сюда, должен распробовать его самостоятельно, а потом решить, переступать ему порог нашего заведения или нет, — говорит Шейшен кызы Венера . — Как правило, все, кто хоть раз продегустировал у нас напиток, становятся постоянными посетителями».

Удивительные традиции и обычаи киргизского народа: от кочевья до современности 04

Фото Юрия Кузьминых. Хозяйка Шейшен кызы Венера

Она рассказала, как она и младшая сестра Эльвира Осконбаева стали заниматься семейным бизнесом.

«Лет 15 назад сильно заболела мама. Мы ездили по всем медицинским учреждениям, но явных улучшений не наблюдали. Один врач предложил попить ей кобылье молоко. Хотя всегда в хозяйстве были лошади, в нашей семье этот продукт не употребляли. Пришлось ехать к чабанам в горы и просить их доить кобыл. Вместе с мамой приобщилась к молоку вся семья. Потом целебного напитка в доме стало с избытком, и мы начали продавать излишки. Ни о каком семейном бизнесе тогда речи не шло. Но наше кобылье молоко и кумыс стали пользоваться большим спросом. Тогда и решили заняться этим делом серьезно», — продолжила собеседница.

Все началось в Кочкорском районе. В 2012 году решили перебраться на Иссык-Куль. Дело пошло. Клиенты все довольные. На рынке мы около 15 лет.

Шейшен кызы Венера

Нечистые на руку предприниматели вместо натурального продукта используют порошок, который завозят из Китая. Пару лет назад некоторые кыргызские СМИ сообщали об отравлении кумысом.

Удивительные традиции и обычаи киргизского народа: от кочевья до современности 05

Фото Юрия Кузьминых. Здесь для производства кумыса используют только натуральные продукты

«Я много раз слышала об этом, но в глаза этот порошок не видела. Выход очень простой. Даже не специалисту легко отличить настоящий кумыс от подделки. Свежий напиток, когда его смешиваешь с молоком, сначала сладкий на вкус. Чем он дольше стоит, тем сильнее брожение. Через пару дней он станет крепким. А кумыс, изготовленный из порошка, вкус не поменяет никогда», — отмечает хозяйка заведения.

Ценители отличают кумыс на вкус. Например, кумыс из Нарынской области жидкий и более кисловатый, но он полезнее, чем иссык-кульский. Здесь он более густой. Все это зависит от пастбищ.

Шейшен кызы Венера

По ее словам, клиенты бывают разные. Самый традиционный вопрос: «А у вас кумыс настоящий?»

«Если честно, изначально мы долго разъясняли людям производство напитка. Теперь таким невежам даем просто пробовать его. Сами посудите, как я буду в своем этногородке разбавлять напиток водой или другим продуктом? Постоянных клиентов мне терять нет смысла», — говорит предприниматель.

Наша собеседница откровенно призналась, что спрос на ее продукцию из-за пандемии коронавируса упал в этом году. Тем не менее люди стремятся пить кумыс, он хорошо поднимает иммунитет. Целебный напиток с медом употребляют для очищения организма.

Взрослым мы рекомендуем выпивать стакан-полтора перед едой. Не зря кобылье молоко сравнивают с женским. В древности наши предки поили им младенцев, отучая детей от груди.

Шейшен кызы Венера

Для приготовления настоящего кумыса используют свежее кобылье молоко. Доят кобылу примерно пять-семь раз в сутки, каждый раз получают в среднем литр молока. Интересно, что перед дойкой к ней подводят жеребенка, так как в противном случае кобыла не даст себя доить. При добавлении в молоко специальной закваски оно превращается в бодрящий и освежающий напиток. Что нужно в жару — утолить жажду, охладить организм изнутри, восстановить силы.

Удивительные традиции и обычаи киргизского народа: от кочевья до современности 06

Фото Юрия Кузьминых. Живительный и свежий напиток

Полученное молоко наливают в специальную емкость, где хранится небольшое количество предыдущего кумыса, предназначенного для закваски. А первичную закваску — так называемое бродило — везде готовят по-разному, используя разваренное пшено, солод, кислое коровье молоко, внутренности ягненка, простоявшее кобылье молоко.

Вместо кожаного бурдюка сейчас часто можно встретить специально изготовленные бочки из дерева. Сверху она закрывается, однако крышка имеет маленькое отверстие, через которое проходит деревянный шест со специальной крестовиной на конце для сбивания и взбалтывания.

Как киргизский народ празднует Новый год и Рождество

Задание:

Сочинение на тему "Экологические проблемы в Кыргызстане"

Ответ нейросети:

Экологические проблемы в Кыргызстане
Кыргызстан, расположенный в центральной части Центральной Азии, сталкивается с рядом серьезных экологических проблем, которые оказывают негативное воздействие на природу и жизнь людей. В этом сочинении мы рассмотрим некоторые из них и предложим решения для их преодоления.
Одной из главных экологических проблем в Кыргызстане является загрязнение водных ресурсов. В ряде городов и сел загрязнение воды достигает критических уровней из-за неправильного использования химических удобрений в сельском хозяйстве, неполного очищения сточных вод и незаконного вылива отходов предприятий в реки и озера. Это приводит к ухудшению качества питьевой воды и угрозе здоровью людей, а также снижению биоразнообразия в водной экосистеме.
Безусловно, земельные проблемы также составляют значительную часть экологических проблем Кыргызстана. Большая часть земель Кыргызстана используется для сельского хозяйства, и нерегулируемое развитие этой отрасли приводит к вырубке лесов, неправильному использованию пастбищ и эрозии почвы. В результате сельскохозяйственные земли становятся истощенными, ачаев пустынными и непригодными для дальнейшего использования. Это приводит к уменьшению плодородия почвы и увеличению риска пищевой независимости для страны.
Одна из самых затрагивающих сердец проблем экологии в Кыргызстане — это управление отходами. К сожалению, существующая система управления отходами недостаточно эффективна, и большая часть отходов попадает на свалки, где оказывает отрицательное воздействие на почву, воду и воздух. Поэтому необходимо внедрить систему переработки отходов и увеличить использование возобновляемых источников энергии, чтобы снизить воздействие энергетической отрасли на экологию.
Однако, несмотря на всю сложность экологических проблем, есть надежда на их преодоление. Во-первых, необходимо улучшение законодательства, направленного на защиту окружающей среды. Кыргызстан должен разработать и принять строгие нормы и стандарты по охране окружающей среды и обеспечить их эффективную реализацию.
Во-вторых, осведомленность об экологических проблемах и ее воздействии на общество должна быть повышена. Необходимо проводить образовательные программы населения, чтобы сформировать уважение к окружающей среде и мотивировать граждан к активному участию в экологических инициативах.
Таким образом, экологические проблемы в Кыргызстане требуют незамедлительных действий для сохранения природы и обеспечения благополучия населения. Необходимо принимать меры по защите водных ресурсов, рациональному использованию земли, управлению отходами и созданию сознательной экологически осведомленной общественности. Только совместными усилиями государства, общества и международного сообщества можно решить эти проблемы и обеспечить устойчивое будущее для Кыргызстана.

Что такое кумыс и как он связан с культурой киргизского народа

Джузбаева Айзада Нургазиевна – старший преподаватель кафедры Художественного проектирования костюма Кыргызского государственного университета строительства, транспорта и архитектуры имени Н.Исанова.

Аннотация: В этой статье рассматривается многовековая история кыргызкого декоративно-прикладного искусства. Анализируются наличие большого количества разнообразных по характеру изображения и семантике орнамента, технике изготовления предметов декоративно-прикладного искусства, которые свидетельствуют о самобытной и достаточно технически развитой культуре древних. Художественное творчество Кыргызстана периода распространения здесь ислама развивалось в русле культур оседлых земледельцев и скотоводов, ведущих кочевой или полукочевой образ жизни. Анализируются достижения мастеров прикладного искусства раннего средневековья, которых можно судить не только по археологическим находкам. Также анализируется, высоким для того времени уровнем и технология изготовления декор башни Бурана, кюмбёза Манаса, Узгенского комплекса, мавзолея Шах-Фазиль и другие, которые дают представления об архитектурно-художественных особенностях построек, не дошедших до наших дней. Рассматриваются отдельные предметы как сумки и мешочки для хранения мелких предметов, посуда, одежда, постельные принадлежности, конская сбруя, женские украшения, охотничье снаряжения, различные предметы убранства юрты, циновки из тонкого тростника-чия, которые изготовлялись в домашних условиях и составляли единое целое с юртой кочевников, обусловлены их назначением, целесообразностью и местом в интерьере.