Интересные факты

Все самое интересное со всего мира!

Тайны гения: необычные факты из жизни великих композиторов

21.03.2024 в 09:38
Содержание
  1. Тайны гения: необычные факты из жизни великих композиторов
  2. Связанные вопросы и ответы
  3. Какой известный композитор был человеком с трудным характером и часто вел себя агрессивно
  4. Какой великий композитор стал глухим в результате тяжелого заболевания
  5. Какой композитор был известен своим уникальным стилем музыки и необычными жизненными обстоятельствами
  6. Какой знаменитый музыкант был изобретателем новых музыкальных форм и жил в постоянном поиске вдохновения
  7. Какой композитор писал музыку созерцая природу и открыв для себя новые музыкальные гармонии
  8. Какой известный музыкант путешествовал по всему миру, познавая разные культуры и вдохновляясь ими
  9. Какой композитор был известен своей трагической судьбой, которая нашла отражение в его музыке
  10. Какой великий музыкант создавал свои произведения в полном одиночестве и тайне от окружающих

Тайны гения: необычные факты из жизни великих композиторов

Великие композиторы оставили после себя бесценное наследие в виде гениальных музыкальных произведений. Жизни гениев априори не могут быть скучными и неинтересными. В этом обзоре собрано несколько неизвестных , но занимательных фактов из биографий некоторых композиторов.

йозеф гайдн

однажды, будучи прославленным композитором, гайдн увидел на пороге своего дома мясника. тот попросил у маэстро написать менуэт для свадебного марша в честь его дочери. гайдн согласился и уже через день отдал мяснику заветный менуэт. спустя пару дней композитор услышал громогласную музыку с улицы, в которой он с трудом узнал свое произведение. открыв дверь, гайдн обнаружил у себя на пороге довольного мясника, его дочь и мужем, толпу странствующих музыкантов и огромного быка с позолоченными рогами, который был преподнесен в дар композитору. после этого менуэт до-мажор стал называться «менуэтом быка».

франц петер шуберт

знаменитый австрийский композитор франц петер шуберт написал свою первую серьезную симфонию в 17 лет. в последующие 15 лет своей жизни он создал немало гениальных произведений, но пресса почему-то отказывалась их публиковать. от этого композитор жил более чем скромно и отчаянно нуждался в финансах. наконец в возрасте 32 лет шуберт устроил концерт из своих произведений и собрал 800 флоринов (его первый серьезный гонорар). этих денег композитору хватило, чтобы наконец приобрести фортепиано и раздать долги. через пару недель шуберт снова оказался в нужде. в том же году великий композитор умер, а перечень его имущества состоял всего лишь из нескольких костюмов, пары сапог, матраса, подушки и одеяла.

иоганн себастьян бах

в 18 веке невероятно популярными при королевских дворах были выступления музыкантов, композиторов. так, однажды в дрезден прибыл французский органист луи маршан, который поразил публику своим исполнением. в то же время король прослышал о талантливом иоганне себастьяне бахе. музыкант из веймара был приглашен к королевскому двору.
Тогда же Луи Маршан выступал с французской арией , дополненной его виртуозными вариациями. После окончания выступления публика ехидно пригласила Баха к клавиру. К всеобщему потрясению Бах в точности исполнил композицию Маршана, притом, что слышал он ее первый раз в жизни. Когда же Бах набрался смелости пригласить Маршана на творческое состязание в игре на органе, француз решил тут же покинуть страну.

вольфганг амадей моцарт

в последний год своей жизни моцарт отчаянно нуждался в деньгах, а обострившаяся болезнь только усугубляла ситуацию. однажды на пороге его дома появился незнакомец и от лица своего хозяина заказал у композитора написание реквиема. со всей своей страстью моцарт взялся за дело, но из-за ухудшения здоровья казалось, будто он пишет этот реквием для себя. спустя некоторое композитор скончался.
Тем незнакомцем, который заказывал у Моцарта реквием, оказался граф Франц фон Визьген цу Штуппах. Ему так хотелось называться композитором, что он покупал у музыкантов их работы и выдавал их за свои. Также граф хотел поступить с произведением Моцарта , но этого так и не случилось.

Связанные вопросы и ответы:

1. Каким образом Людвиг ван Бетховен продолжал сочинять музыку, несмотря на глухоту

Ответ: Несмотря на то, что Людвиг ван Бетховен стал глухим в середине своей жизни, он продолжал сочинять музыку благодаря своему внутреннему слуху. Он использовал свои воспоминания и воображение, чтобы создавать великолепные произведения, не смог бы сделать этого, будь у него слух. Также Бетховен часто общался через письма с людьми, объясняя им свои музыкальные идеи. Его глухота стала для него испытанием, но не помешала ему стать одним из величайших композиторов всех времен.

2. Какой необычный фобии страдал Франц Шуберт

Ответ: Франц Шуберт страдал фобией выходить из дома без головного убора. Он всегда носил шляпу, даже в помещениях, чтобы избежать тревоги и дискомфорта. Эта необычная фобия ограничивала его в повседневной жизни, но не помешала созданию великолепных музыкальных произведений. Шуберт был известен своими мелодиями и лирическими композициями, которые до сих пор любимы слушателями по всему миру.

3. Какую незаметную деталь в своих произведениях использовал Юзеф Эльзнер

Ответ: Юзеф Эльзнер использовал незаметные речевые паттерны и интонации в своих музыкальных произведениях. Он тайно вкладывал в свои композиции фразы и ритмы, напоминающие звучание слов. Это придавало его музыке особую изящность и чувственность. Эльзнер был мастером в создании музыкальных образов, которые звучали как говорящие персонажи, заставляя слушателей воспринимать его произведения на уровне слов.

4. Какую привычку Ян Сибелиус считал своим талисманом

Ответ: Ян Сибелиус считал своей привычкой каждое утро выпивать рюмку коньяка перед тем, как начать работу. Он считал это своим талисманом, который приносил удачу и вдохновение для творчества. Сибелиус был известен своими симфониями и музыкальными поэмами, в которых он воссоздавал образы природы и национального характера Финляндии. Его привычка выпивать коньяк стала частью его ритуала сочинения музыки.

5. Каким образом Йозеф Хайдн спасал свои композиции от кражи

Ответ: Йозеф Хайдн спасал свои композиции от кражи, зашифровывая музыкальные темы и идеи в своих рукописях. Он использовал специальные коды и символы, чтобы скрыть свои творения от посторонних глаз. Это позволяло ему сохранять уникальность своего стиля и избегать плагиата. Хайдн был одним из самых изобретательных и оригинальных композиторов своего времени, и его методы защиты авторских прав помогли ему добиться признания и успеха.

6. Каким образом Рихард Вагнер был связан с Байроем

Ответ: Рихард Вагнер был связан с Байроем, местечком в Баварии, благодаря строительству оперного театра, который называется Байройтский фестивальный театр. Вагнер сам принимал участие в проектировании и строительстве этого театра, который стал центром проведения фестивалей его опер. Байройт стал своеобразным культурным центром для поклонников музыки и опера, привлекая множество туристов и артистов. Рихард Вагнер оставил неизгладимый след в истории музыкального искусства, благодаря своей связи с Байроем и созданию театра, который стал его названием.

7. Почему Йоганн Себастьян Бах был признан величайшим органистом своего времени

Ответ: Йоганн Себастьян Бах был признан величайшим органистом своего времени благодаря его уникальной технике игры на органе и глубокому пониманию органных произведений. Он сочинил множество произведений для органа, которые считаются эталоном органной музыки. Бах был мастером импровизации и виртуозной игры на органе, что принесло ему мировую известность. Его музыкальное наследие остается великим вкладом в развитие музыкального искусства, и его творения исполняются и изучаются по сей день.

8. Какую особенность в музыке имел Фредерик Шопен

Ответ: Особенностью в музыке Фредерика Шопена была использование польской национальной музыкальной традиции и фольклора. Он интегрировал элементы польских народных песен и танцев в свои композиции, придавая им уникальный колорит и изысканность. Шопен создал множество произведений для фортепиано, которые стали классикой мировой музыки и пользовались огромной популярностью. Его музыка отличается изысканной лирикой, виртуозностью исполнения и глубоким эмоциональным звучанием, что делает его одним из величайших композиторов романтической эпохи.

Какой известный композитор был человеком с трудным характером и часто вел себя агрессивно

Карло Джезуальдо

Известный итальянский композитор 16 века, как утверждают историки, был весьма мрачным человеком, создавая соответствующие произведения. Страшная трагедия, наложившая отпечаток на всю его оставшуюся жизнь и творчество произошла в 1590-м году, когда композитор узнал, что его жена ему не верна.

Тела его жены и ее любовника – герцога Андрии были найдены в постели со следами жестокого насилия и множественными ранами. У жены было перерезано горло. Сомнений о том, кто виновен в трагедии на самом деле не могло и быть – Джезуальдо видели входящим в квартиру к убитым, и слышали, как он кричал: "Убейте этого мерзавца и блудницу!". Затем, весь в крови, он вышел из здания, но, побоявшись, что кто-то остался жив, вернулся туда.

Так как система в то время значительно отличалась от современной, а Карло происходил из знатного рода, наказания за содеянное он не понес. Вскоре он снова женился, и во втором браке его изменам не было конца, что значительно сказывалось на жизни его жены.

Фрэнк Синатра

Фрэнк Синатра был настоящей иконой стиля, талантливым и неповторимым музыкантом. Не многим удавалось превзойти его в мастерстве. При этом, у этого великого человека был один огромный недостаток – его скверный характер. Его жена даже однажды сказала, что характер Синатры был типа "Джекил-и-Хайд". Публике известны так же множественные ссоры музыканта с окружающими людьми, часто перерастающие в драки с причинением оппонентам серьезных травм.

В 1948 году он ударил репортера, впоследствии урегулировав конфликт. Находясь в отеле Беверли Хиллс, известный музыкант кинул телефон в стоящего рядом бизнесмена, а так же затеял драку, в ходе которой проломил мужчине череп. Однажды он запустил в свою, на тот момент, жену бутылку шампанского, чуть ее не убив.

В приступах гнева Фрэнк громил все, что попадалось ему под руку. Он изрезал ножом картину Нормана Роквелла, выбросил неисправный телевизор в окно отеля, а так же выломал автомобильное радио, услышав из него песню популярной группы The Doors. От его рук пострадали и некоторые бесценные вещи – например, старинная ваза династии Минь в одном из отелей Гонконга.

Какой великий композитор стал глухим в результате тяжелого заболевания

Великий чешский композитор и дирижер, основоположник современной чешской музыки. Его проблемы со здоровьем намного менее известны, чем болезнь Бетховена, хотя оба композитора к концу жизни были глухими. Здоровье Сметаны резко пошатнулось в 1874 году, когда композитору исполнилось 50 лет. У него начались сильные головные боли и постепенная потеря слуха – первые симптомы развившегося нервного заболевания, которое вынудило его оставить пост дирижера Национального театра в Праге. Сметана поселился на природе, в доме мужа дочери, лесничего в деревеньке близ чешской столицы. Несмотря на постоянно ухудшающееся здоровье, начавшуюся потерю речи и памяти и прогрессирующую глухоту, он продолжил творить. В последние 10 лет жизни им были созданы 4 оперы, 2 струнных квартета, различная симфоническая и камерная музыка, а также знаменитый цикл симфонических поэм «Моя родина», ставший вершиной его творчества. Уже полностью глухой, Сметана несколько раз выступил как пианист; сбор с концертов пошел на восстановление сгоревшего здания Национального театра. С этой же целью он 28 сентября 1881 года последний раз дирижировал оркестром, будучи уверенным, что оркестранты его не подведут, а имя привлечет много слушателей. Новое здание театра открылось в 1883 году оперой Сметаны «Либуше» в присутствии автора. Работать композитор прекратил всего за несколько месяцев до смерти, которую встретил в пражской лечебнице для душевнобольных.

Какой композитор был известен своим уникальным стилем музыки и необычными жизненными обстоятельствами

Тайны гения: необычные факты из жизни великих композиторов

…Я вычерпывал богатую сокровищницу народных песен родины и из этого, до сих пор не исследованного, изучения норвежской народной души пытался создать национальное искусство…
Э. Григ

Э. Григ — первый норвежский композитор, творчество которого вышло за пределы своей страны и стало достоянием европейской культуры. Фортепианный концерт , музыка к драме Г. Ибсена « Пер Гюнт », « Лирические пьесы » и романсы являются вершинами музыки второй половины XIX в. Творческое созревание композитора проходило в обстановке бурного расцвета духовной жизни Норвегии, усилившегося интереса к ее историческому прошлому, фольклору, культурному наследию. Это время принесло целое «созвездие» талантливых, национально самобытных художников — А. Тидеман в живописи, Г. Ибсен, Б. Бьернсон, Г. Вергеланд и О. Винье в литературе. «За последние двадцать лет Норвегия пережила такой подъем в области литературы, каким не может похвалиться ни одна страна, кроме России», — писал в 1890 г. Ф. Энгельс. «…Норвежцы создают гораздо больше, чем другие, и накладывают свою печать также и на литературу других народов, и не в последнюю очередь на немецкую».

Григ родился в Бергене, где его отец занимал пост британского консула. Мать, одаренная пианистка, направляла музыкальные занятия Эдварда, она привила ему любовь к Моцарту. Последовав совету знаменитого норвежского скрипача У. Булля, Григ в 1858 г. поступил в Лейпцигскую консерваторию. Хотя система преподавания не во всем удовлетворяла юношу, тяготевшего к романтической музыке Р. Шумана, Ф. Шопена и Р. Вагнера, годы учения не прошли бесследно: он приобщился к европейской культуре, расширил музыкальный кругозор, овладел профессиональной техникой. В консерватории Григ нашел чутких наставников, уважительно относившихся к его дарованию (К. Рейнеке по композиции, Э. Венцель и И. Мошелес по фортепиано, М. Гауптман по теории). С 1863 г. Григ живет в Копенгагене, совершенствуя композиторское мастерство под руководством известного датского композитора Н. Гаде. Вместе со своим другом, композитором Р. Нурдроком Григ создал в Копенгагене музыкальное общество «Евтерпа», целью которого было распространение и пропаганда творчества молодых скандинавских композиторов. В путешествиях по Норвегии с Буллем Григ учился лучше понимать и чувствовать национальный фольклор. Романтически мятежная фортепианная Соната ми минор, Первая скрипичная соната , « Юморески » для фортепиано — таковы многообещающие итоги раннего периода творчества композитора.

Какой знаменитый музыкант был изобретателем новых музыкальных форм и жил в постоянном поиске вдохновения

Ни одна национальная культура не живет сама по себе. Иногда она отправляется за вдохновением за рубеж — а иногда даже идти никуда не надо: талантливые люди приходят в гости сами. В очередном выпуске проекта «Британская музыка от хора до хардкора» рассказываем, что для британской музыки сделали иммигранты

«Музыка с той стороны Альп»

Какой известный музыкант путешествовал по всему миру, познавая разные культуры и вдохновляясь ими. От Генделя до грайма: как иностранцы создали британскую музыку

Разворот из второго сборника «Musica Transalpina». 1597 год © The British Library

1580-е оказались бурным десятилетием в истории Англии. На престоле была Елизавета I, страна в основном исповедовала протестантизм, но существовала мощная католическая угроза из-за границы: Филипп II Испанский пытался завоевать Англию при помощи своего военного флота — Великой армады. И хотя в итоге он потерпел поражение, напряженность не ослабевала: необъ­явленная Англо-испанская война окрашивала все последние годы елизаветин­ского правления.

Именно на этом фоне в Англии происходила музыкальная революция. В 1585 го­ду умер великий композитор Томас Таллис  Томас Таллис (ок. 1505 — 1585) — английский композитор и органист. Его творчество зани­мает главное место в антологиях английской хоровой музыки. , двумя годами ранее на свет появился его преемник, Орландо Гиббонс  Орландо Гиббонс (1583–1625) — английский композитор, клавесинист и органист, автор церковной музыки. . А в 1588-м вышел сборник мадри­галов «Musica Transalpina», возвестив начало золотого века этого жанра в Англии — английской школы мадригала.

Сам жанр мадригала возник еще в конце XIII века, но музыка, приобретшая популярность в XVI веке, была иной. Это были светские вокальные произве­дения для нескольких голосов, написанные в технике контрапункта и обычно без инстру­ментального аккомпанемента. В Италии мадригал в таком виде расцвел в 1520-е; в Англию его привез композитор из Болоньи Альфонсо Феррабоско — старший. Именно ему принадлежит большинство мадригалов, вошедших в «Musica Transalpina». Правда, сам Феррабоско умер в том же году, когда сборник был опубликован, и так и не узнал, что в ближайшие сорок лет мадригалу суждено было оставаться в Англии самым модным музыкальным жанром.

Какой композитор писал музыку созерцая природу и открыв для себя новые музыкальные гармонии

После ошеломительного успеха оперы «Жизнь за царя» в 1836 году Михаила Глинку , основателя русской музыкальной школы, увлекла идея оперы по мотивам поэмы Пушкина «Руслан и Людмила» . В произведение композитор вложил все свои духовные и творческие силы, но петербургская публика приняла его крайне холодно.

«В конце 5-го действия императорская фамилия уехала из театра. Когда опустили занавес, начали меня вызывать, но аплодировали очень недружно, между тем усердно шикали» , — вспоминал композитор в своих записках.

Помимо критики либретто, написанного уже без участия Александра Пушкина, а также выступления артистов, со скептицизмом зрители встретили и музыку Глинки. В ней он использовал новаторские и непривычные уху музыкальные приемы, отличные от традиционных итальянской и французской оперных школ, к которым публика оказалась не готова. В то время как сторонники Глинки защищали новый жанр — русскую эпическую оперу — и называли его музыкой будущих поколений, критики продолжали негодовать, возмущаясь, «почему же тогда ее предлагают им, современникам».

«Руслана и Людмилу» очень долго считали «несценичным» произведением, партитуру сочинения переделывали и сокращали. Позже один из защитников оперы Глинки, известный музыкальный критик Владимир Стасов, назвал ее«мученицей нашего времени».

Сам композитор тяжело переживал провал. Он уехал за границу, где продолжал писать, вдохновляясь мотивами Франции и Испании. В 1848 году в Варшаве Глинка вернулся к истокам русской музыки и написал симфоническую фантазию «Камаринская» на темы двух песен: свадебной лирической «Из-за гор, гор высоких» и бойкой плясовой. Так Глинка заложил новый тип русской симфонической музыки, которая сочетала самые разные ритмы, характеры и настроения. Впоследствии Петр Чайковский признал: «Вся русская симфоническая школа, подобно тому как весь дуб в желуде, заключена в симфонической фантазии «Камаринская» .

Какой известный музыкант путешествовал по всему миру, познавая разные культуры и вдохновляясь ими

Людвиг ван Бетховен действительно родился в бедной семье. Семья жила в Бонне, отец, Иоганн Бетховен, был певчим в придворной капелле кельнского курфюрста  Курфюрст — высший дворянский титул в Священной Римской империи. Курфюрст обладал правом избрания императора. и получал около 315 флоринов в год: этого хватало только на еду и съемную квартиру. Небольшой дополнительный доход приносили частные уроки: Иоганн преподавал игру на клавире  Клавиром называют клавикорд, клавесин, фортепиано, орган и другие клавишные инструменты, на которых играли в XVIII веке. , скрипке и альте. Он был профессиональным музыкантом, и его приглашали в состоятельные дома. На матери Людвига Марии Магдалене Иоганн Бетховен женился по любви, но его отец, капельмейстер боннской придворной капеллы, счел этот брак мезальянсом и лишил сына финансовой поддержки. Смягчился он, только когда родился внук, которого в честь деда назвали Людвигом.

В 1787 году Мария Магдалена умерла от туберкулеза. Миф о сифилисе, которым, по разным версиям, болели и мать, и отец композитора, и он сам, возник позже и ничем не подтверждается. Якобы именно поэтому старшие братья композитора рождались слепыми, глухими и с особенностями развития. На самом деле Бетховен был вторым ребенком в семье: его старший брат умер вскоре после рождения. Никаких сведений о том, что дети в семье Бетховена имели врожденные пороки развития, не сохранилось.

После смерти жены и младшей дочери у Бетховена-старшего действительно начались проблемы с алкоголем: семнадцатилетний Людвиг не раз вытаскивал его из полиции.

Какой композитор был известен своей трагической судьбой, которая нашла отражение в его музыке

Тайны гения: необычные факты из жизни великих композиторов 02

Моя готовность служить своим искусством бедному страждущему человечеству никогда, начиная с детских лет… не нуждалась ни в какой награде, кроме внутренней удовлетворенности…
Л. Бетховен

Музыкальная Европа еще была полна слухами о гениальном чудо-ребенке — В. А. Моцарте , когда в Бонне, в семье тенориста придворной капеллы, родился Людвиг ван Бетховен . Крестили его 17 декабря 1770 г., назвав в честь деда, почтенного капельмейстера, выходца из Фландрии. Первые музыкальные знания Бетховен получил от отца и его сослуживцев. Отец хотел, чтобы он стал «вторым Моцартом», и заставлял сына упражняться даже по ночам. Вундеркиндом Бетховен не стал, однако довольно рано обнаружил композиторское дарование. Большое воздействие на него оказал К. Нефе, обучавший его композиции и игре на органе, — человек передовых эстетических и политических убеждений. Из-за бедности семьи Бетховен был вынужден очень рано поступить на службу: в 13 лет он был зачислен в капеллу как помощник органиста; позднее работал концертмейстером в боннском Национальном театре. В 1787 г. он посетил Вену и познакомился со своим кумиром, Моцартом, который, прослушав импровизацию юноши, сказал: «Обратите на него внимание; он когда-нибудь заставит мир говорить о себе». Стать учеником Моцарта Бетховену не удалось: тяжкая болезнь и смерть матери вынудили его спешно вернуться в Бонн. Там Бетховен обрел моральную поддержку в просвещенной семье Брейнингов и сблизился с университетской средой, разделявшей самые прогрессивные взгляды. Идеи Французской революции были с энтузиазмом встречены боннскими друзьями Бетховена и оказали сильное влияние на формирование его демократических убеждений.

Какой великий музыкант создавал свои произведения в полном одиночестве и тайне от окружающих

Роберт Бернс, шотландский поэт XVIII века, оказал значительное влияние на литературу и культуру своего времени, а также на последующие поколения. Его творчество стало символом шотландской национальной идентичности и вдохновило многих писателей и поэтов.

Одним из основных вкладов Бернса в литературу было его использование шотландского диалекта в стихах. В то время, когда английский язык был преобладающим в литературе, Бернс решил писать на шотландском, чтобы сохранить и популяризировать свою родную культуру. Его стихи на шотландском языке стали популярными и получили признание как в Шотландии, так и за ее пределами.

Бернс также известен своими социальными и политическими взглядами, которые он выражал в своих произведениях. Он критиковал социальные неравенства и несправедливость, а также выступал за права и свободу шотландского народа. Его стихи стали голосом простых людей и вдохновили многих на борьбу за свои права.

Влияние Бернса на литературу и культуру проявляется и в его вкладе в развитие романтизма. Его стихи полны эмоций, природных образов и глубоких чувств. Он открыто выражал свои эмоции и страсти, что было новаторским для его времени. Бернс вдохновил многих писателей и поэтов на создание романтических произведений, которые стали популярными в XIX веке.

Кроме литературы, Бернс оказал влияние на шотландскую культуру в целом. Его образы и идеи стали символами шотландской национальной идентичности. Он воспевал красоту шотландской природы, традиции и обычаи, что помогло сохранить и популяризировать шотландскую культуру.

В заключение, Роберт Бернс оказал огромное влияние на литературу и культуру своего времени и на последующие поколения. Его использование шотландского языка, социальные и политические взгляды, а также его вклад в развитие романтизма сделали его одним из самых важных и известных шотландских поэтов. Его творчество до сих пор актуально и востребовано, а его влияние на шотландскую литературу и культуру остается неизменным.