Софисты интересные факты. Что такое СОФИСТИКА – определение, значение простыми словами.
Софисты интересные факты. Что такое СОФИСТИКА – определение, значение простыми словами.
Простыми словами, Софистика – это философское течение , зародившееся в Древней Греции, создатели которого выдвигали ряд тезисов, в числе об относительности истины и познания:
«Человек – вот мерило сущности всего (Протагор)»
Из этого следует, что знание – относительно. Соответственно, вывод: и объективной истины также не существует, и доказывать, таким образом, можно сегодня, что это, например, белое, а завтра уже – черное. При этом главное, – аппарат доказательств, умение и умно, и хитро, используя его, вести полемику. Собственно, суть Софистики и укладывается в эти несколько постулатов их философской школы.
Небрежность софистов по отношению к своему научному наследию привела к тому, что из написанного ими ничего не сохранилось и давать оценку их творчеству мы можем, лишь пользуясь трудами критиков – Платона и Аристотеля.
Что такое Софистика, определение – это умствования, в основе которых умышленные нарушения законов, а также правил формальной логики, подмена «чистой» аргументации, ложными доказательствами. В своих рассуждениях, софисты не чурались словесных уловок и иносказаний, многозначности понятий, прибегали к подмене значений, смешиванию понятий, сознательно допускали различные логические ошибки, заведомо неверные посылки. Такое вот насквозь неправильное, с точки зрения логики, умственное построение, преднамеренно выдаваемое за правильное и выглядящее как правильное, и есть софизм , а извращенная неправильность – это суть софизма. Многие, из софизмов – это искусно сработанные парадоксы логики.
Сказанное выше – сказано правильно. Но – это, скорее, современное, скажем так, видение и звучание софистики. То, к чему она пришла, чем стала. Так как и когда «мудрость» стала сестрой демагогии ?
Софисты старшие и младшие. Древнегреческие софисты. Философия софистов
Софист в Древней Греции - это платный преподаватель красноречия, искушенный в ораторском мастерстве и ведении дискуссий. В греческих городах-полисах гражданам нужно было лично защищать себя в суде (адвокатов не было) и выступать в народных собраниях, поэтому многие брали уроки у таких учителей.
По-гречески софист (σοφιστής) - это умелый человек, знаток, мудрец. Изначально этим словом обозначали искусного мастера, но уже в древности термин стали использовать уничижительно - в значении «изворотливый спорщик, демагог ».
К классическим софистам V-IV веков до н.э. относятся Протагор Абдерский, Горгий из Леонтин, Гиппий из Элиды, Продик Кеосский, Антифонт, Критий Афинский (так называемые старшие софисты), а также Ликофрон, Алкидамант, Фрасимах и другие младшие софисты. Труды большинства софистов не сохранилось, доступны лишь фрагменты и упоминания их идей у других авторов.
Он (Протагор) первый заявил, что о всяком предмете можно сказать двояко и противоположным образом, и сам первый стал пользоваться в спорах доводами…
Он первый стал брать за уроки плату в сто мин; первый стал различать времена глагола и точно выражать время действия; стал устраивать состязания в споре и придумал уловки для тяжущихся; о мысли он не заботился, спорил о словах, и повсеместное нынешнее племя спорщиков берет свое начало от него.
Диоген Лаэртский. «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов»
Софисты не были едины в своих философских взглядах. Например, идею о том, что все в мире относительно, они объясняли совершенно по-разному:
Человек есть мера всех вещей, поэтому все истинно, утверждал Протагор.
Всякое мнение ложно, поэтому подлинной истины не бывает, считал Ксениад.
В действительности не существует ничего; но если реальность и существует, то человек ее постигнуть не может; а если и может постигнуть - не способен объяснить другому, рассуждал Горгий.
Исходя из этих разных посылок, софисты проповедовали этический релятивизм - обосновывали право каждого человека по-своему оценивать мир с учетом своих интересов.
Софисты четко разделяли законы природы и законы общества. Законы природы действуют для всех, они неизменны. А все человеческие установления - это результат соглашения между людьми. Например, принятое в Греции рабство не вечно, потому что люди от природы равны и свободны, объяснял Алкидамант.
Большинство софистов были атеистами или агностиками - не верили в богов или считали вопрос об их существовании неразрешимым. «О богах я не могу знать ни того, что они существуют, ни того, что их нет», - признавал Протагор.
А вот Критий прямо утверждал, что религию выдумали умные люди, чтобы заставить глупых подчиняться и выполнять законы.
СОФИСТИКА. Психологические
Психологические причины софизмов бывают троякого рода: интеллектуальные, аффективные и волевые. Во всяком обмене мыслей предполагается взаимодействие между 2 лицами, читателем и автором или лектором и слушателем, или двумя спорящими. Убедительность софизма поэтому предполагает два фактора: α — психические свойства одной и β — другой из обменивающихся мыслями сторон. Правдоподобность софизма зависит от ловкости того, кто защищает его, и уступчивости оппонента, а эти свойства зависят от различных особенностей обеих индивидуальностей.
Интеллектуальные причины софизма заключаются в преобладании в уме лица, поддающегося софистике, ассоциаций по смежности над ассоциациями по сходству, в отсутствии развития способности управлять вниманием, активно мыслить, в слабой памяти, непривычке к точному словоупотреблению, бедности фактических знаний по данному предмету, лености в мышлении (ignava ratio) Обратные качества, разумеется, являются наиболее выгодными для лица, защищающего софизм: обозначим первые отрицательные качества через , вторые соответствующие им положительные через .
Сюда относятся трусость в мышлении — боязнь опасных практических последствий, вытекающих от принятия известного положения; надежда найти факты, подтверждающие ценные для нас взгляды, побуждающая нас видеть эти факты там, где их нет, любовь и ненависть, прочно ассоциировавшиеся с известными представлениями, и т. д. Желающий обольстить ум своего соперника софист должен быть не только искусным диалектиком, но и знатоком человеческого сердца, умеющим виртуозно распоряжаться чужими страстями для своих целей. Обозначим аффективный элемент в душе искусного диалектика, который распоряжается им как актёр, чтобы тронуть противника, через , а те страсти, которые пробуждаются в душе его жертвы и омрачают в ней ясность мышления через ., вводящий в спор личные счёты, и, влияющий на аффекты толпы, представляют типичные софизмы с преобладанием аффективного элемента.
При обмене мнений мы воздействуем не только на ум и чувства собеседника, но и на его волю. Во всякой аргументации (особенно устной) есть элемент волевой — императивный — элемент внушения. Категоричность тона, не допускающего возражения, определённая мимика ( ) действуют неотразимым образом на лиц, легко поддающихся внушению, особенно на массы. С другой стороны, пассивность ( ) слушателя особенно благоприятствует успешности аргументации противника. Таким образом, всякий софизм предполагает взаимоотношение между шестью психическими факторами:. Успешность софизма определяется величиной этой суммы, в которойсоставляет показатель силы диалектика,есть показатель слабости его жертвы. Прекрасный психологический анализ софистики даёт Шопенгауэр в своей «Эристике» (перев. кн. Д. Н. Цертелева). Само собой разумеется, что логические, грамматические и психологические факторы теснейшим образом связаны между собой; поэтому софизм, представляющий, например, с логической точки зрения quaternio ter.
СОФИСТИКА значение. Значение слова СОФИСТИКА
софистикаСофистика Софи́стика (от ):
софистикаI ж.Учение софистов . II ж.Рассуждения, основанные на софизмах.
софистикаприменение в споре или в доказательствах софизмов
софистика1. ж. Учение софистов (1*).2. ж. Рассуждения, основанные на софизмах.
софистикаприменение в споре или в доказательствах софизмов
софистикасофистический способ рассуждений
софистика(греч. sophistike),1) рассуждение, основанное на преднамеренном нарушении законов логики (употребление софизмов).2) Учение древнегреческих софистов 5-4 вв. до н. э.
софистикасофистика1. ж. Учение софистов (1*).2. ж. Рассуждения, основанные на софизмах.
софистикасофистки, мн. нет, ж. (книжн.).1. Рассуждение, основанное на софизмах; применение софизмов.2. Учение софистов (истор. филос.).
софистика(от греч. sophistike - умение хитро вести прения),1) философское течение в Древней Греции, созданное софистами .2) Рассуждение, основанное на преднамеренном нарушении законов логики, на употреблении ложных доводов (см. Софизм ) .
СОФИСТИКА приемы. Практическая софистика: запрещенные приемы
Предисловие
Пробежав глазами по оглавлению этой книги, вы, конечно, спросите: при чем здесь софистика? Ведь речь здесь идет, кажется, о риторике? Разве не риторику называют «наукой убеждать»? Разве не к ней относятся такие вопросы, как композиция публичного выступления, методика аргументации, фигуры речи?..
Разумеется, вы правы. Все это изучает риторика. Однако изучает она это весьма специфическим образом, и для наших задач она совершенно не подходит.
Та риторика, которую преподают в современных лицеях и вузах, давно дискредитировала себя как предмет, совершенно закосневший в своих формах и вызывавший тошноту и зевоту уже у современников Пушкина. Вот, например, как характеризовал ее Белинский: «И какие же плоды этого учения? – Бездушное резонерство, расплывающееся холодною и пресною водою общих мест или высокопарных риторических украшений. И потому ученик, образованный по старой системе, напишет вам рассуждение о том, что знает, а между тем не умеет написать записки, простого письма. Это похоже на человека, который умеет ходить на манер древних героев, со всем театральным величием, а не умеет ни войти, ни стать, ни сесть в порядочном обществе. О господа, ужасная эта наука – риторика! Блажен, кто мог стряхнуть с себя ее педантическую гниль и пыль, и горе тому, кто навсегда и поневоле остался щеголять в ее мишурной порфире, в ее бумажной короне на голове и с ее деревянным кинжалом!» 1
Белинский В. Г. Способ к распространению шелководства. Я. Юдицкого // Белинский В. Г. Собр. соч.: В 9 т. Т. 2. М.: Художественная литература, 1977.