Салтыков-Щедрин личная жизнь. Творчество Салтыкова-Щедрина
Салтыков-Щедрин личная жизнь. Творчество Салтыкова-Щедрина
Михаил Салтыков-Щедрин является одним из наиболее ярких представителей сатиры в русской литературе . Он обладал тонким чувством юмора и умел блестяще передавать его на бумаге.
Интересен факт, что именно им были придуманы такие выражения, как «головотяпство», «мягкотелый» и «благоглупость».
Один из самых популярных портретов писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина
После того, как Салтыков-Щедрин возвратился из ссылки в Петербург , он опубликовал сборник рассказов «Губернские очерки» под именем Николая Щедрина.
Стоит заметить, что даже после того, как он приобрел всероссийскую популярность, многие его почитатели будут вспоминать именно это произведение.
В своих рассказах Салтыков-Щедрин изобразил множество разных героев, которые, по его мнению, являлись яркими представителями русского народа .
В 1870 г. Салтыков-Щедрин написал один из наиболее известных рассказов в своей биографии – «История одного города».
Стоит заметить, что данное произведение изначально не было оценено по достоинству, поскольку в нем присутствовала масса аллегорий и необычных сравнений.
Некоторые критики даже обвинили Михаила Евграфовича в намеренном искажении исторических фактов . В рассказе были представлены простые люди разного ума и характера , которые беспрекословно подчинялись власти.
В скором времени из-под пера Салтыкова-Щедрина вышла очень интересная и глубокая по содержанию сказка «Премудрый пискарь». В ней рассказывалось о всего боящемся пискаре, который до самой смерти прожил в страхе и одиночестве.
Затем он начал работать редактором в издании «Отечественные записки», владельцем которого был Николай Некрасов . В этом журнале, помимо своих прямых обязанностей, Михаил Салтыков-Щедрин также публиковал собственные произведения.
В журнале впервые были опубликованы наиболее выдающиеся произведения русской литературы 1840-х годов – стихотворения и повести Лермонтова , произведения Достоевского и Островского (см. интересные факты об Островском ).
В 1880 г. Салтыков-Щедрин написал гениальный роман «Господа Головлевы». В нем рассказывалось о семье, которая всю сознательную жизнь думала только об увеличении своего капитала. В конечном счете это привело все семейство к духовному и моральному разложению.
О чем писал Салтыков-Щедрин. Политическая сатира в сказках писателя
И.С. Тургенев писал об особенностях сатиры Салтыкова:
«В Салтыкове есть нечто свифтовское: этот серьёзный и злобный юмор, этот реализм, трезвый и ясный среди самой необузданной игры воображения, и особенно этот неколебимый здравый смысл, сохраняемый несмотря на неистовства и преувеличения формы».
Всё это абсолютно верно для сказок Салтыкова-Щедрина. Сказки — это особый литературный жанр, основанный на народных легендах, былях, песнях, суевериях. В них часто используются традиционные сюжеты, персонажи (Василиса Прекрасная, Иван-царевич, серый волк), художественные приёмы (фантастика, устойчивые обороты, присказки, устойчивые эпитеты, антитеза). Сказки Салтыкова-Щедрина имеют фольклорную основу — сказки о животных, но это только форма. По сути своей эти произведения являются политическими памфлетами.
Сказки о животных Салтыкова-Щедрина имеют литературных предшественников. Это не только русские народные сказки, где животные также зачастую изобличают социальные пороки. Схожий сюжет, например, в средневековом французском романе-фаблио «Роман о Лисе». Лис в этой истории — мелкий феодал. Он обманывает более крупных хищников — волка, медведя, льва, и тогда читатель сочувствует ему. Но когда Лис начинает обижать более слабых — кур, зайца, он получает заслуженное наказание.
Политические сказки Салтыкова-Щедрина ближе к басне. Как и в баснях, в сказках Щедрина есть мораль-заключение, все герои статичны (они являются воплощением тех или иных пороков, отрицательных черт человека), в них отсутствует образ положительного героя.
При этом сказки не просто изображают абстрактные пороки, как это было в нравоучительных баснях XVIII века, но они дают представление о реальной жизни России во второй половине XIX века. Сам Салтыков-Щедрин был уверен, что пишет на злобу дня. Он так об этом говорил:
«…Писания мои до такой степени проникнуты современностью, так плотно прилаживаются к ней, что ежели и можно думать, что они будут иметь какую-нибудь ценность в будущем, то именно и единственно как иллюстрация этой современности».
Действительно, многие описываемые им реалии ушли с исторической сцены. Нет крепостного права, правитель уже не имеет столько власти казнить и миловать, но до сих пор остались «премудрые пескари», жестокие хищные волки. Автор обычно тщеславен, но вряд ли Салтыков-Щедрин порадовался бы, узнав, что его сказки до сих пор более-менее отражают объективную современную уже нам, живущим столько лет спустя, действительность. Рассмотрим некоторые сказки более подробно.
Портрет Салтыкова-Щедрина. Описание картины Ивана Крамского «Портрет Михаила Салтыкова-Щедрина»
Для галереи Третьякова Иван Крамской по заказу выполнял серию работ в жанре портрета. Изображать на полотнах нужно было деятелей русской культуры. Неслучайно попал в этот список М. Салтыков-Щедрин – человек большого ума, писатель разножанровой литературы, в частности, сатирических обличительных произведений о событиях в обществе России.
С первого взгляда на портрет Щедрина бросается в глаза четкая контрастность лица и рук с пиджаком, фоном и столом, на который облокачивается писатель. Намеренно Крамской озаряет светлыми красками выражение лица с подробно изображенными мимическими движениями и сплетение рук, неспокойных, напряженных. Неравнодушная душа мыслителя читается в этих чертах, его обеспокоенность судьбой народа и личная ответственность за нее.
Работа над картиной была начата зимой 1877 года. Вскоре творение кисти было готово к представлению публике. Но Третьяков изъявил желание, чтобы портрет охватывал не только голову Салтыкова-Щедрина, но и кисти, ведь в начальной версии их не было. Портретист мастерски исполнил пожелание, и в 1879 году полотно поступило в галерею.
Фигура писателя изображена в кажущемся полном спокойствии, лишь во взгляде и подробно прорисованных деталях просматриваются бурные потоки движущейся души. Целью художника было показать образ глубоко мыслящего человека. И наряду с иными картинами в портрете Салтыкова-Щедрина реализовать задачу удалось великолепно.
Люди, знакомые с творчеством писателя, сразу узнают его на полотне по взыскующему взгляду, негодованию в слегка сдвинутых бровях и по огромной душевной силе. В облике деятеля культуры мы видим понимание жизни и несокрушимую волю. Великий русский публицист предстает зрителям человеком, целиком посвятившим собственную личность и время служению на благо общества.
Салтыков-Щедрин произведения. Автор Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
В закладки
Любимое
Пользовательская
Пока бросил
Убрать
В процессе
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
День рождения :
Дата смерти :(63 лет)
Знак зодиака : Собака, Водолей ♒
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826 год - 1889 год) - известный писатель - сатирик.
Известный писатель-сатирик Михаил Евграфович Салтыков (псевд. Н. Щедрин) родился 15 (27) января 1826 г. в с. Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии. Выходец из старинного дворянского, по матери - купеческого рода.
Под влиянием социалистических идей пришел к полному отрицанию помещичьего уклада, буржуазных отношений и самодержавия. Первая крупная публикация писателя - "Губернские очерки" (1856-1857), изданные от имени "надворного советника Н. Щедрина".
После решительного сближения с социал-демократами в начале 1860-х гг. вынужден был в 1868 г. на время отойти от масштабной деятельности в редакции журнала "Современник" в связи с кризисом демократического лагеря; с ноября 1864 г. по июнь 1868 года занимался провинциальной административной деятельностью последовательно в Пензе, Туле и Рязани.
В Туле служил с 29 декабря 1866 г. по 13 октября 1867 г. в качестве управляющего Тульской казенной палатой.
Своеобразные особенности характера Салтыкова, проявленные им во время руководства важным правительственным учреждением в Туле, наиболее выразительные черты его личности были запечатлены служившим под его началом тульским чиновником И. М. Михайловым в статье, опубликованной в "Историческом вестнике" в 1902 г. На административном посту в Туле Салтыков энергично и на свой манер боролся с бюрократизмом, взяточничеством, казнокрадством, стоял за интересы низших тульских общественных слоев: крестьян, кустарей-ремесленников, мелких чиновников.
В Туле Салтыков написал памфлет на губернатора Шидловского "Губернатор с фаршированной головой".
Деятельность Салтыкова в Туле завершилась его удалением из города по причине остроконфликтных отношений с губернским начальством.
В 1868 году этот "беспокойный человек" был по повелению императора Александра II окончательно уволен в отставку как "чиновник, проникнутый идеями, не согласными с видами государственной пользы".
Продолжая писательскую деятельность, Салтыков открыл 1870-е годы произведением "История одного города", где по предположениям тульских краеведов, в портретной характеристике градоначальника Прыща присутствуют живые черты губернатора Шидловского.
Тула и Алексин упоминаются Салтыковым в его произведениях "Дневник провинциала в Петербурге" и "Как один мужик двух генералов прокормил". На тульский практический опыт Салтыков, видимо, опирался в одном из своих "Писем из провинции". Однако краеведы сходятся во мнении, что трудно учесть с документальной точностью, в каких еще щедринских произведениях отразились тульские впечатления.
Пребывание Салтыкова-Щедрина в Туле отмечено мемориальной доской на здании бывшей казенной палаты (пр.Ленина,43). Документы о служебной деятельности писателя хранятся в Государственном архиве Тульской области. Тульским художником Ю. Ворогушиным в память о сатирике созданы восемь офортов-иллюстраций к "Истории одного города".
Умер М. Е. Салтыков-Щедрин 28 апреля (10 мая) 1889 г. в Петербурге.