Интересные факты

Все самое интересное со всего мира!

Пересвет бился с кем. Поединок Пересвета с Челубеем

05.03.2020 в 03:40

Пересвет бился с кем. Поединок Пересвета с Челубеем

О поединке богатырей Пересвета и Челубея перед началом Куликовской битвы (1380 г.) мы хорошо знаем, благодаря картине советского художника М.И.Авилова.

Мастер написал её в трагический для страны, переломный 1943 год, когда важно было поддержать дух советской армии и направить её на достижение победы в освободительной святой войне. Ведь в свое время поединок богатырей решил исход Куликовской битвы в пользу русичей.
В том историческом бою оба воина погибли, но победа была признана за Пересветом, сумевшем доехать на коне до русских полков, а выбитый из седла Челубей остался лежать на поле.
Значение Куликовской битвы для судьбы Русского государства очень велико, поскольку господство Орды тогда основательно пошатнулось.Уже сам исход Куликовской битвы, по мнению историков, был предрешен результатом поединка русского и татарского богатырей.
Оказывается, по сложившимся ещё в древности законам, поединки сильнейших воинов перед боем назначались только при возникновении сложной или неопределённой ситуации.
Это был своего рода жребий для выбора атакующей стороны. Хорошо известно, что войско, первым начинающее бой, всегда несёт большие потери. Поэтому поединок мог иметь решающее значение для исхода боя. Тот из участников, который оказывался проигравшей стороной, обрекал своё войско на большие потери. Что за ситуация в соотношении противоборствующих сил имела место перед Куликовским сражением?
Оказывается, русское и татарское войска были на то время примерно равными по силе, имели примерно одинаковое количество воинов. Это ни у одной из армий не вызывало желания атаковать первыми, так как потерять значительную часть своего войска никому не хотелось. Поэтому боевые полки стояли друг против друга, ожидая действия от противоположной стороны.
У татар была ещё одна причина для затягивания начала сражения – они ждали спешащее к ним на подмогу войско литовского князя Ягайло. Русские по этой же причине были заинтересованы в скорейшем начале боя, пока не произошло объединения сил татар с литовцами.
Вот для разрешения этой ситуации противостояния и был начат поединок. От татарского войска выехал великан-печенег Мурза Челубей, воин огромной силы, владеющий приёмами древней борьбы «Бонч-бо».
Он уже более 300 раз побеждал своих соперников в поединках на копьях, используя хитрый приём: благодаря неимоверной силе он брал копьё на 1 метр длиннее копья соперника, чтобы иметь возможность первым поражать противника.

От русичей вызвался могучий воин Александр Пересвет – монах из Троицко-Сергиевского монастыря. Понимая что защита не спасет от удара противника-гиганта, Пересвет не надел на поединок кольчугу, чтобы быть посвободнее в движениях. Именно это и помогло ему поразить Челубея.
Когда всадники сблизились в смертельном ударе, более длинное копьё печенега проткнуло не защищенное кольчугой тело Пересвета насквозь, но не выбило того из седла из за низкого сопротивления живой плоти железу. А копьё Александра, за счёт сокращения расстояния между противниками, смогло поразить противника насмерть и выбить его из седла.
Русский богатырь ещё некоторое время оставался живым и нашел в себе силы на коне доехал до русского войска. Мамай видел, что победа принадлежит русскому воину, поэтому сразу бросил своих передовых конников в атаку.
Куликовская битва закончилась разгромом Мамаева войска, остатки которого русичи преследовали ещё много вёрст от поля Куликова.
За ратный подвиг во имя Руси Пересвет был причислен к лику святых, его память празднуется в соборе Тульских святых 22 сентября по юлианскому календарю. Могила героя до сих пор так и не найдена.

Челубей тибетский монах. То что не написано в житиях

Недавно на собеседовании у Святейшего Патриарха я обратил внимание на картину, висящую в его приемной. Это был подлинник картины Павла Рыженко «Победа Пересвета». На полотне изображена знаменитая схватка непобедимого татаро-монгольского богатыря Челубея и нашего Александра Пересвета — монаха, который по особому благословению преподобного Сергия Радонежского вышел со своим собратом Андреем Ослябей на бой на Куликовом поле.

Челубей тибетский монах. То что не написано в житиях

    

Великая мудрость и прозорливость замечательного русского святого, преподобного Сергия, проявилась в самой сути этой схватки. Это была битва сил света и сил тьмы. И это вовсе не образное выражение, а самое существо событий, произошедших 8 сентября 1380 года.

Когда мы стояли перед этой картиной, один из игуменов Троице-Сергиевой лавры рассказал нам такую историю. В лавре есть монах, который во времена своей юности, как и многие тогда, был увлечен восточными духовными традициями и боевыми искусствами. Когда началась перестройка, он с друзьями решил поехать в Тибет, дабы поступить в какой-нибудь буддийский монастырь. С 1984 года, когда монастыри Тибета открыли для доступа, правда, по ограниченным квотам, туда стало приезжать множество иностранцев. И надо прямо сказать, что к чужеземцам отношение в монастырях было крайне скверное: все-таки это тибетская национальная духовность. Наш будущий монах и его друзья были разочарованы: они так стремились к этому возвышенному учению, к этому братству, духовным подвигам, мантрам и молитвам. Такое отношение продолжалось до тех пор, пока тибетцы не узнали, что перед ними русские. Они стали переговариваться между собой, и в разговоре прозвучало слово «Пересвет». Стали выяснять, и оказалось, что имя этого русского монаха записано в особой святой книге, где фиксируются их важнейшие духов¬ные события. Победа Пересвета занесена туда как событие, которое выпало из привычного хода вещей.

Оказывается, Челубей был не просто опытным воином и богатырем — это был тибетский монах, прошедший подготовку не только в системе боевых искусств Тибета, но и освоивший древнейшую практику боевой магии — Бон-по. В результате он достиг вершин этого посвящения и обрел статус «бессмертного». Словосочетание «Бон-по» можно перевести как «школа боевой магической речи», то есть искусство борьбы, в котором эффективность приемов боя беспредельно возрастает за счет привлечения путем магических заклинаний силы могучих сущностей потустороннего мира — демонов (бесов). В результате человек впускает в себя «силу зверя», или, проще говоря, превращается в единое с демоном существо, некий симбиоз человека и беса, становясь бесноватым. Платой за такую услугу является бессмертная душа человека, которая и после смерти не сможет освободиться от этих жутких посмертных объятий сил тьмы.

Считалось, что такой монах-воин практически непобедим. Количество таких, избранных духами, воинов-тибетцев всегда было крайне невелико, они считались особым явлением в духовной практике Тибета. Поэтому-то Челубей и был выставлен на единоборство с Пересветом — чтобы еще до начала сражения духовно сломить русских.

На известной картине В. М. Васнецова оба воина изображены в доспехах, что искажает глубинный смысл происходившего. Павел Рыженко написал этот сюжет вернее: Пересвет на схватку вышел без доспехов — в облачении русского монаха великой схимы и с копьем в руке. Поэтому он и сам получил тяжелую рану от Челубея. Но «бессмертного» он убил. Это вызвало полное замешательство татарского войска: на их глазах произошло то, чего в принципе не может быть. Нарушился привычный ход вещей и пошатнулись незыблемые законы языческого мира.

И по сей день служители духов тьмы, мастера восточных единоборств, хранят память о том, что есть некие «русские», у которых есть свой Бог, сила которого неодолима. И этот русский Бог выше всех их богов, и воины этого Бога — непобедимы.

Источник: https://interesnyefakty.com/novosti/bilsya-s-chelubeem-na-kulikovom-pole-chto-ne-napisano-v-zhitiyah

История создания картины васнецова поединок Пересвета с Челубеем. Описание картины "Поединок Пересвета с Челубеем" ("Поединок на Куликовом поле") Авилова для сочинения


Картина "Поединок Пересвета с Челубеем" ("Поединок на Куликовом поле") была написана М. И. Авиловым в 1943 году.Работа выполнена маслом на холсте. Размер картины составляет 327 x 557 см (около 2 х 5 метров!). На данный момент картина находится в Государственном Русском музее. История создания картины "Поединок Пересвета с Челубеем"

Замысел картины появился у Авилова за 25 лет до написания полотна. Еще в 1917 году Авилов выставлял работу "Выезд татарина Чели-Бея на единоборство с Пересветом". Эта картина не удовлетворила Авилова и позже была им уничтожена.Осенью 1942 года Авилов вернулся в Москву из эвакуации. В Москве он получил большую мастерскую, которая дала художнику возможность работать над крупной картиной.В годы Великой Отечественной войны многие художники обращались к событиями из русской истории. Авилов также искал свою тему и создал четыре крупных эскиза: "Дмитрий Донской у Сергия Радонежского", "Дмитрий Донской решает переправляться за Дон", "Куликовская битва" и "Бегство Мамая".

Авилов создал первый и единственный эскиз к "Поединку" и сразу нашел нужное композиционное решение сюжета. В декабре 1942 года он приступил к работе над картиной, которую написал всего за шесть месяцев.
Художник стремился максимально правдиво передать образы исторических персонажей, детали костюмов и оружия. Для этого Авилов многократно посещал Центральный Исторический музей, где делал зарисовки. По словам самого Авилова, картина "Поединок Пересвета с Челубеем" писалась им необыкновенно легко. Это произведение занимает особое место в творчестве Авилова.

На картине "Поединок Пересвета с Челубеем" изображен эпизод накануне Куликовской битвы, которая произошла 8 сентября 1380 года. На поединке сражаются Пересвет и Челубей.Александр Пересвет - русский витязь, монах Троице-Сергиевой Лавры. Челубей - татарин (по одним данным его имя звучит как Челибей или Телебей, по другим — Темир-мурза). Поединок окончился гибелью обоих воинов.

В 1946 году за картину "Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле" Авилов был награжден Сталинской премией первой степени. В настоящее время картина находится в собрании Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге."

Описание картины из книги "История русского и советского искусства":
"Выпускник батальной мастерской Академии художеств, участник Первой мировой и гражданской войн, Михаил Авилов в своих работах демонстрирует не только мастерство живописца, он поражает убедительностью изображения батальных сцен."
(Алленов М.М. и др. "История русского и советского искусства", 1989 г.)
Описание картины из книги "Русское изобразительное искусство":
"Представление о развитии станковой живописи в годы Великой Отечественной войны будет… неполным, если в заключение не остановиться на формировании советской исторической картины, в предшествующее время скупо представленной лишь отдельными полотнами.

Мастера изобразительного искусства, отражая героизм советских людей, не могли не указать в числе его истоков на славные традиции исторического прошлого. В 1942—1945 годах создаются произведения П. Д. Корина "Александр Невский" (1942), Е. Е. Лансере "Трофеи русского оружия" (1942), М. И. Авилова "Поединок Пересвета с Челубеем" (1943); в 1943 году А. П. Бубнов приступает к исполнению монументального полотна "Утро на Куликовом поле" , законченного в 1947 году."
(И. И. Пикулев "Русское изобразительное искусство", 1977 г.)

Это было описание картины "Поединок Пересвета с Челубеем" ("Поединок на Куликовом поле") Авилова: материалы для сочинения, история создания картины.

Видео ПЕРЕСВЕТ И ОСЛЯБЯ Куликовская битва