Интересные факты

Все самое интересное со всего мира!

Откройте для себя мир кыргызских обычаев и обрядов

04.01.2025 в 02:47

Откройте для себя мир кыргызских обычаев и обрядов

Семейные традиции киргизов имеют богатую и долгую историю своего формирования. В их основе лежит принцип почитания старших и воспитания у младшего поколения уважения к своим родственникам. Каждый из членов семьи должен стремиться сохранять мир и взаимопонимание с родными, ценить своих близких.

Решение старших членов семьи издавна считается законом для молодого поколения. В старину даже браки между киргизами заключались по решению их родителей. Сегодня эта традиция уходит в прошлое, однако слово отца или матери имеет не менее важное значение, чем прежде.

Издавна при решении важных вопросов киргизы прибегали к советам аксакалов (в переводе значит “белобородые”). Это были старейшины рода, к которым во всём селении относились с особенным уважением.

Обычаи и обряды кыргызского народа » FOTO.KG. Семейные обычаи народа

Сокольничий со своим орлом в долине Барскаун, Кыргызстан / © Tjabeljan / wikipedia.org

Киргизов нельзя назвать “Иванами, не помнящими родства”. Напротив, каждый киргиз обязан знать предков до седьмого колена. Во-первых, это необходимо было для заключения брака – чтобы убедиться, что у невесты и жениха нет общих родственников.

Во-вторых, с этим обычаем была связана традиция “ашар”. В переводе с киргизского это слово обозначало “взаимопомощь”. Если кто-то из родных оказывался в трудной ситуации или беде, родственники спешили выручить его, чтобы уберечь единство представителей рода. Конечно, такая сплочённость заслуживает искреннего уважения.

Обычаи и обряды кыргызского народа » FOTO.KG. Семейные обычаи народа

Связанные вопросы и ответы:

Вопрос 1: Что такое обычаи и обряды кыргызского народа

Ответ: Обычаи и обряды кыргызского народа - это традиции, которые существуют у кыргызов с древних времен. Они включают в себя ритуалы, праздники, обряды и церемонии, которые проводятся в различные моменты жизни. Эти обычаи и обряды являются важным аспектом культуры кыргызов и помогают сохранить их национальную идентичность.

Вопрос 2: Какие обычаи и обряды проводятся на свадьбе у кыргызов

Ответ: Свадьба у кыргызов - это важный обряд, который включает в себя множество традиций. Свадьба начинается с обручения, когда жених и невеста обмениваются кольцами. Затем происходит обряд "кудуу", когда жених и его друзья похищают невесту и увозят ее в дом жениха. После этого происходит обряд "куш", когда невеста приносит еду своему жениху. Свадьба заканчивается торжественным банкетом, на котором гостей угощают национальными блюдами и проводятся различные церемонии.

Вопрос 3: Какие обычаи и обряды проводятся на похоронах у кыргызов

Ответ: Похороны у кыргызов - это важный обряд, который включает в себя множество традиций. Когда кто-то умирает, его тело омывают и одевают в чистую одежду. Затем тело кладут на специальный стол и оплакивают. После этого происходит обряд "кудуу", когда тело кладут на телегу и увозят на кладбище. Похороны заканчиваются торжественным банкетом, на котором гостей угощают национальными блюдами и проводятся различные церемонии.

Вопрос 4: Какие обычаи и обряды проводятся на празднике Нооруз у кыргызов

Ответ: Нооруз - это праздник весны и нового года, который празднуется у кыргызов. В этот день люди одеваются в лучшие одежды и устраивают праздничный ужин. Затем происходит обряд "кудуу", когда дети кладут в специальный ковёр различные предметы, такие как монеты, яйца и фрукты. Затем ковёр сбрасывают, и предметы, которые выпали наверх, символизируют удачу и счастье.

Вопрос 5: Какие обычаи и обряды проводятся на празднике Курман-Айт у кыргызов

Ответ: Курман-Айт - это праздник, который отмечается в честь памяти умерших родственников. В этот день люди устраивают праздничный ужин и кладут на стол блюда, которые любили умершие родственники. Затем происходит обряд "кудуу", когда люди кладут на стол блюда и подношения для умерших родственников.

Вопрос 6: Какие обычаи и обряды проводятся на празднике Сыргы-Сыр у кыргызов

Ответ: Сыргы-Сыр - это праздник, который отмечается в честь солнца и пробуждения природы. В этот день люди одеваются в национальные костюмы и устраивают праздничный ужин. Затем происходит обряд "кудуу", когда люди кладут на стол блюда и подношения для солнца.

Вопрос 7: Какие обычаи и обряды проводятся на празднике Эски-Желгер у кыргызов

Ответ: Эски-Желгер - это праздник, который отмечается в честь начала нового года по лунному календарю. В этот день люди одеваются в лучшие одежды и устраивают праздничный ужин. Затем происходит обряд "кудуу", когда люди кладут на стол блюда и подношения для начала нового года.

Что представляют собой обычаи и обряды кыргызского народа

Культура киргизского народа развивалась на протяжении многих веков и вплоть до настоящего времени сохранила свою уникальность и ярко выраженные элементы кочевого образа жизни. Гостеприимство, доброта и открытость – это главные качества, которыми славятся киргизы.

Народные традиции, обычаи и обряды киргизского народа определялись кочевым образом жизни. Особое место среди них занимают семейно-бытовые традиции, которые, складываясь веками, отражают накопленную многими поколениями мудрость.

Откройте для себя мир кыргызских обычаев и обрядов 02

Обычай гостеприимства

Самым традиционным обычаем у киргизов – как и у всех народов - является гостеприимство. Любому гостю оказывались почести. Важны и традиции уважения к старшим. В киргизской семье жилище бабушки и дедушки называли не иначе, как «чон уй» («большой дом»), выражая этим почтительность к основателям семьи. Издревле каждый, чей путь проходил через киргизский аул, не покидал его, не разделив с хозяевами стол и кров. Чай — необходимый атрибут азиатского стола и дружеской беседы. А ведь живущие в Средней Азии уже и не замечают, что обычный напиток стал символом дружественного диалога между людьми, таким незаметным, но и незаменимым собеседником.
Рождение ребенка
Самое радостное и долгожданное событие в истории каждой семьи, конечно, рождение ребенка. Ребенок в семье – символ продолжения рода, бессмертия нации. Поэтому к детям в Кыргызстане особое отношение.
Начнем с того, что еще задолго до знаменательного события беременную женщину старались оградить от всевозможных домашних забот и волнений. Здесь в ход шла магия. В одежде беременной в обязательном порядке должен быть «тумар» - амулет с изречениями из Корана, а также старинные языческие обереги, типа когтей медведя «аюу тырмагы» или лапы филина «укунун тырмаг». В юрте рожающей женщины днем и ночью горел огонь, лежал нож, острием к двери, а на остове дома дулом в небо привязывалось ружье. Все эти нехитрые приспособления должны были отгонять злых духов, с какой бы стороны они ни подступали.

С самого рождения детей в Кыргызстане оберегают от злых глаз, для этого применялись различные амулеты и обереги. Вообще благополучной у киргизов считалась семья, имеющая 10 и более детей, так повелось с незапамятных времен, когда более многочисленный род легче справлялся с внешними опасностями и врагами, да и чисто экономические проблемы обходили его стороной.
Рождение ребенка рассматривается как особо радостное, счастливое событие. Несколько человек как добрые глашатаи верхом на конях разносили весть о рождении ребенка всем знакомым, родным и друзьям, за что получали подарки - суюнчи. Близкие родственники и друзья при этом прославляли родителей.

Какие обычаи и обряды наиболее важны для кыргызского народа

Обычаи, обряды и материальная культура киргизского народа прошли сложный путь исторического развития. Формирование основных характерных признаков происходило в тесной взаимосвязи с тюрко-монгольской этнокультурной средой. В поисках лучших пастбищ и водных источников скотовод вместе с семьёй и своим родом часто переходил из одного места в другое, где вступал в хозяйственные, торговые, семейно-брачные отношения, как с родственными племенами, так и с чужими. Происходил обмен информацией, культурными ценностями, трудовыми навыками, взаимное обогащение культур и хозяйственно-бытовых технологий. Деятельность кочевника и его семьи была направлена на создание материальных ценностей и укрепление безопасности.
На каждом этапе развития материальной культуры, обычаев и обрядов происходили существенные изменения. Вся культура, образ жизни, идеологические представления и т.п. находились в состоянии постоянного обновления и совершенствования. Не было застывших, замкнутых систем. Наоборот, проявлялось постоянное стремление к новизне, к аккумулированию этнокультурных достижений племён и народов. Киргизы не случайно говорят: "Элуу жылда эл жанырат" т.е. по прошествии 50 лет сам народ и его культура обновляется. В этой пословице выражено народное понятие об историческом отрезке времени, философия истории.
Если всю двухтысячную историю киргизского народа разделить на этот отрезок времени, то народ самообновлялся 40 раз. С другой стороны, благодаря сильным семейным, родственным, племенным традициям, любви и преданности к своему народу, отечеству, естественному стремлению к самосохранению народ из поколения в поколение передавал самое лучшее, самое ценное из опыта жизни предыдущего поколения. Поговоркой "Атан барда элди тааны, атын барда жерди тааны" - "Пока жив отец, познай народ, пока на коне, познай землю", умудрённый жизнью аксакал и знакомил своего отпрыска с окружающим миром.
Межпоколенная передача историко-культурных традиций у киргизов имеет особое значение в деле социализации и этнизации молодого поколения. Существует целый ряд институтов, посредством которых совершался процесс просвещения. Вершиной народной памяти о прошедших героических событиях в истории киргизского народа является величественный эпос "Манас". В его почти полумиллионных стихотворных строках охвачен весь спектр культуры и быта, семьи и брака, обычаев и обрядов, идеологических воззрений и другие компоненты киргизского народа. Сам процесс передачи навыков сказителя эпоса у киргизов представляет собой целый комплекс обряда посвящения в "манасчи" . Культурные традиции, обычаи и обряды имеют мощный положительный потенциал, способный воспитать гармоничную личность, крепко стоящую как на традициях своего народа, так и успешно впитавшую достижения современной цивилизации.
Основные комплексы обычаев, обрядов киргизского народа, его материальная культура и в условиях современной техногенной цивилизации составляют органическую часть культуры нашего народа. В 20 веке народ подвергся революционным изменениям. Многие обычаи, обряды вышли из употребления, но многие стороны материальной культуры сохранились и получили дальнейшее развитие в трансформированном виде, как главные, составляющие этническую особенность, элементы традиционной культуры.
Обычаи и обряды у киргизов представляют собой богатый и сложный по своему содержанию этнокультурный комплекс. В нём переплелись обычаи и обряды, возникшие в различные исторические эпохи, на разных уровнях социально-экономического и культурного развития. Идеологическое освещение обычаев и обрядов имело синкретический (смешанный) характер, в них наряду с исламскими традициями можно обнаружить целый пласт доисламских верований, культов и обычаев. В отдельных случаях, последние имеют доминирующее значение, например, обычаи и обряды, связанные с жизненным циклом человека, различные культы и т.д. Также сильнейший отпечаток оставили на характере и функционировании обычаев, родоплеменные и патриархально-байские отношения. Все обычаи и обряды можно условно классифицировать следующим образом: обычаи и обряды, связанные с жизненным циклом человека, со сватовством, помолвкой, свадьбой, похоронно-поминальным циклом, календарём, кочевкой, материальным объектами культуры и др.

Как обычаи и обряды кыргызского народа отражают их культуру и историю

Статус человека у киргизов зависит от высоты его шапки. Белая шапка из войлока называется бакай-калпак. Этот колпак украшают ручной вышивкой. Если человек из простого рода, то его бакай будет низким, а если из богатого — вытянутым. Самая красивая вышивка у людей пожилого поколения.
У киргизов до сих пор сохранилась игра кок-бору, напоминающая поло. Правда, играют в ней не мячом, а тушкой козла. В целях гигиены в последние годы стали использовать муляж тушки. Игра настолько популярна, что в Киргизию съезжаются на мировые чемпионаты, называемые Всемирными играми кочевников. Во время их проведения играют в кок-бору, устраивают стрельбу из лука, проводят состязание в борьбе.
На рынках каждую лавку нужно окуривать дымом. Для процедуры используется можжевельник. Киргизы считают, что эта трава помогает изгнать злых духов.
Живут киргизы в юртах. Это жилище считается по-настоящему уникальным, поэтому занесено в список ЮНЕСКО. Юрты строят даже для покойных. Такое жилье называют поминальным. В нем усопший проводит 3 дня и 2 ночи, чтобы каждый родственник смог прийти и попрощаться.
До сих пор сохранился обряд кражи невесты — ала качуу. Власти борются с подобными обрядами, хотя не слишком успешно: уголовное преступление совершают 10–15 тысяч раз за год. Поражает факт, что кражи происходят по-настоящему. Древняя традиция гласит, что похищенная девушка должна выходить замуж за похитителя. Сейчас местные власти активно пропагандируют свободу выбора жениха в отношении девушек.
Едят киргизы, сидя на циновках за низкими столиками. Причем во время застолья почетному гостю преподносят хвост барана, выказывая уважение. Если за столом присутствует старейшина, ему преподнести тазовую кость. Самым важным гостям преподносят голову. По традиции, одариваемый должен вырезать глаза, разрезать пополам и поделиться с другим гостем, наиболее ему симпатичным. Девушкам обычно дарят нёбо. Дети получают правое ухо, а левое хозяин дома оставляет у себя, добавляя в коллекцию.
Наконец, важной основой в жизни каждого киргиза является омен. Это благодарность Всевышнему, которую произносят после трапезы. Такой обычай пришел из ислама и соблюдается практически всеми, даже те киргизы, которые не являются мусульманами, должны произнести омен, поднеся ладони к голове.

Какие обычаи и обряды происходят в кыргызском обществе

доцент Байбосунов Али Аскар

Человек и природа в устном народном творчестве.

Отношение человека к природе, животным и растениям определяется не только его природным окружением, но и особенностями хозяйственного уклада у киргизов, как известно, занятия кочевым скотоводством сочетались с охотой. Охота для киргизов была одним из важных промыслов после главного их занятия скотоводством. Непосредственно сталкиваясь с животным миром, уже в древности люди пытались осмыслить сокровенные связи между человеком и природой.

Духовным богатством, наследством киргизского народа являются такие эпические произведения, как «Манас», «Эр Т љштї к», «Кожожаш», «Карагул ботом» и др.

Эпос «Манас» - это и история народа, и его эпическое наследие. Он представляет собой неотъемлемую часть народного сознания, концепцию его эстетических и моральных воззрений. Первоначальный вариант относится к середине 1 тысячелетия до н. э. К такому выводу пришли ученые - А. П. Окладников, М. П. Грязнов, С. В. Киселев, Г. Н. Потанин, С. И. Руденко, С. М. Абрамзон, Ю. С. Худяков на основании анализа археологических данных, наскальных рисунков, устного народного творчества киргизов, проживающих в различных регионах мира. По мнению профессора А. Н. Бернштама, академика В. М. Жирмунского И М. А. Ауэзова «Манас» был широко известен тюркоязычным народам мира с IX века и не имеет себе равных в мире по объему, уникален по содержанию, охватывает все стороны жизни и быта народа.

Эпос «Эр Төштүк» создан раньше «Манаса». В нем показана дружба человека с меньшими нашими «братьями», подчеркивается тесная связь жизни человека с жизнью остальных живых существ, начиная от муравьев и кончая сказочной птицей Алп кара куш (букв. великан-беркут).

В «Кожожаше» - малом эпосе киргизского народа показана киргизская земля, борьба человека с враждебными ему силами природы.

Поэма «Карагул ботом» написана в форме кошока - плача по умершим. В основе поэмы лежат реальные события из жизни киргизских охотников.

В них проводится, в частности, очень важная мысль о бережном отношении к окружающей среде, о сохранении всего живого на земле.

В поэме «Кожожаш» отражена напряженная работа мысли, стремление людей к познанию окружающей среды.

Однако ограниченность их общественно-исторической практики, на развитость средств познания, как уже отмечалось, привели к тому, что основной формой обобщения знания у них стала мифология с элементами мистицизма.

Приведем отрывок из «Кожожаша», в котором показано одно из центральных событий эпоса:

(Сур эчки),

Биреен тирүү койбостон, Не оставил в живых никого,

Башкасы түгөл кырылып, Все были убиты.

Акты суудай кандары Кровь текла, как вода,

Алабаштын уругу. Рода Алабаш.

Кожожаш - любимый народный герой, противостоит силам природы, олицетворенным в образе Сур эчки – Серой козы. В эпосе показана противоречивость в борьбе человека с природой. Победа охотника расценивается как беда не только для его жертвы.

Серая коза в эпосе выступает как мифологический образ природы. В эпосе, таким образом, проводится мысль, что человек является детищем природы и принадлежит ей. И нарушение равновесия в природе ведет к исчезновению разных видов животных. Многие мифологические образы сохранились в памяти народа, например: Чолпон-Ата - старец, покровитель баранов, Камбар-ата - покровитель лошадей, Ойсыл-кара - покровитель верблюдов, Занги-баба – покровитель коров, Баба-дыйкан - покровитель земледельцев и др. Каждый раз, когда происходил массовый падеж скота от эпидемий, кочевники просили помощи у старца-покровителя. Народ был уверен в том, что чрезмерным сознательным уничтожением урожая и скота (когда жгли урожай на поле или резали большое количество скота при возвращении из барымта ) можно разгневать покровителей и они покарают за это.

В фольклорных произведениях зачастую изображаются взаимоотношения героев с миром животных. Примером может служить следующий отрывок из эпоса «Эр Т љштї к»:

Барып Т љштї к караса, Подходит Тоштук и видит,

Ал жолборстун бутуна, Что тигр вогнал в ногу занозу

Чөңөр кирип кетиптир. Как прежде не может

Жортуп жүрүп аш таппай, Добывать себе пищу.

Арык болуп кетиптир. Тоштюк вытащил занозу.

Чөңөрү сууруп алды эми Выпустил испорченную кровь.

Ириң менен кан кетти.