Интересные факты

Все самое интересное со всего мира!

Откройте для себя 25 удивительных фактов о великом композиторе Николае Римском-Корсакове

22.03.2024 в 20:37

Откройте для себя 25 удивительных фактов о великом композиторе Николае Римском-Корсакове

  • Родился будущий композитор и музыкант в известном дворянском семействе, члены которого из поколения в поколение служили на военно-морском флоте Российской Империи.
  • Учиться игре на фортепиано Римский-Корсаков начал, когда ему было всего 6 лет.
  • С детства он мечтал о путешествиях и далёких землях, поэтому отец отдал его на обучение в Морской кадетский корпус.
  • Свои первые музыкальные сочинения Римский-Корсаков сочинил в 11-летнем возрасте.
  • Будучи ещё 3-летним ребёнком, он уже попадал в ноты, играя на барабане.
  • В бытность свою кадетом Римский-Корсаков попал в Петербург, где познакомился с культурной жизнью столицы, и навсегда влюбился в музыку, решив связать с ней свою жизнь.
  • Римский-Корсаков во время военно-морской службы, продлившейся три года, много ходил по морям и посещал разные страны.
  • Однажды он, будучи приглашённым Львом Николаевичем Толстым, поссорился с ним, так как писатель утверждал, что любая музыка вредна, с чем Римский-Корсаков, разумеется, не мог согласиться ( интересные факты о Льве Толстом ).
  • Он был настолько талантлив, что Петербургская консерватория предложила ему занять должность преподавателя музыки, хотя у него даже не было музыкального образования.
  • «Царская невеста» Римского-Корсакова входит в топ-100 самых популярных опер в мире.
  • В браке у Римского-Корсакова родилось семеро детей, но двое из них умерли ещё в раннем детстве.
  • Он сочинял самые разные произведения, но самыми знаменитыми его сочинениями стали сказки. Сам Римский-Корсаков говорил, что работа над ними доставляет ему особое удовольствие.
  • Римский-Корсаков не только сочинял музыку, но и был великолепным дирижёром, а также виртуозно играл на пианино.

Связанные вопросы и ответы:

1. Каким образом Римский-Корсаков начал свою музыкальную карьеру

Римский-Корсаков начал свою музыкальную карьеру, поступив в музыкальное училище, где изучал кларнет и фагот. Затем он поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию, где изучал композицию и совершенствовал свое мастерство.

2. Какие жанры музыки преобладали в творчестве Римского-Корсакова

Римский-Корсаков был известен как композитор опер, симфоний, симфонических поэм, камерной и инструментальной музыки. Он также написал много музыки для балетов и оркестров.

3. Где Римский-Корсаков проводил большую часть своей жизни

Римсий-Корсаков провел большую часть своей жизни в Санкт-Петербурге, где работал в консерватории. Также он часто путешествовал, знакомился с западноевропейской музыкальной культурой.

4. Какие известные произведения Римского-Корсакова можно выделить

Известными произведениями Римского-Корсакова являются оперы "Снегурочка", "Царская невеста", "Майская ночь", симфоническая сюита "Шехеразада" и многое другое.

5. В чем особенность стиля Римского-Корсакова

Особенностью стиля Римского-Корсакова является использование народных мотивов и русских тем в его музыке, а также богатая оркестровка и мелодичность его произведений.

6. Каким образом влиял Римский-Корсаков на развитие русской музыкальной культуры

Римский-Корсаков имел значительное влияние на развитие русской музыкальной культуры как композитор, педагог и дирижер. Он вдохновлял многих молодых музыкантов и внес вклад в формирование русского музыкального стиля. Его работы до сих пор ценятся и исполняются во всем мире.

Когда и где родился Николай Римский-Корсаков

Николай Андреевич родился в городе Тихвин Новгородской губернии в семье потомственных дворян. Прапрадед будущего композитора занимал пост контр-адмирала флота при Елизавете Петровне. Отец Андрей Петрович Римский-Корсаков носил титул действительного статского советника, служил Новгородским вице-губернатором, четыре года занимал пост Волынского губернатора. Мать Софья Васильевна принадлежала к роду помещиков Скарятиных, но была рождена от крепостной крестьянки.

В семье воспитывалось двое сыновей – Воин и Николай. Старший сын Воин Андреевич стал впоследствии морским контр-адмиралом. Разница в возрасте между братьями составляла 22 года, поэтому младший брат находился под сильным влиянием авторитета старшего.

Николая с ранних лет готовили к службе на флоте, но отец, сам владеющий игрой на фортепиано, с шести лет привил любовь младшему сыну к музыке. Первоначально Николай увлекался только церковным пением и русским фольклором. В 9 лет мальчик сочинил первое вокальное произведение.

В 1856 году подростка определили в Морской кадетский корпус. Переехав в северную столицу, Римский-Корсаков погрузился в культурную жизнь города и стал посещать оперный театр. Николай познакомился с музыкальными произведениями Джоаккино Россини, Джакомо Мейербера, Михаила Глинки, Людвига ван Бетховена, Амадея Моцарта и Феликса Мендельсона.

Юноша стал брать уроки игры на виолончели у педагога Улиха, затем занимался у пианиста Федора Канилле. В1862 году Николай Римский-Корсаков окончил морское училище. В этом же году юношу постигла тяжелая утрата – умер отец будущего композитора. Мать и старший брат перебрались в Санкт-Петербург.

Какие музыкальные произведения принесли ему наибольшую популярность

В истории любого успеха есть много примеров, когда только одно произведение автора делает его популярным на десятилетия или даже века.
В популярной музыкальной классике тоже есть много произведений, которые как якорь, удерживают имя их автора в сознании публики.

1. Витторио Монти - "Чардаш"

Монти - итальянский композитор. Он был также дирижёром, скрипачом и мандолинистом и писал музыку в разных жанрах.
Но в список мировых хитов попало только одно его произведение - этот Чардаш для скрипки (или мандолины) и фортепиано, созданный по мотивам венгерского фольклора.
Высший знак успеха этого чардаша в том, что он сразу же пошёл "в народ". С момента его создания в 1904 году, он закрепился в репертуаре практически всех европейских цыганских ансамблей.
Типичный знак венгерской цыганской музыки - медленный выход и зажигательная пляска в продолжении - в этом чардаше выглядит особенно эффектно.

 

2. Михаил Огинский -  Полонез "Прощание с родиной"

Огинский был польским дворянином, дипломатом и политическим деятелем. Композицией он занимался на досуге, как любитель. В его фортепианных вальсах, мазурках и полонезах трудно найти выдающийся талант. Но в какую-то счастливую минуту он написал этот прекрасный полонез, моментально полюбившийся всем.
Полонез был издан в 1794 году и не был предназначен для танцев. Это фортепианная салонная пьеса. В Польше такие полонезы назывались "меланхолическими".
За двести прошедших лет обстоятельства его создания обросли разнообразными и чаще всего ничем не подтверждёнными легендами.
Самая устойчивая их них связывает этот полонез с трагическими событиями восстания Тадеуша Костюшки, в котором Огиньский принимал непосредственное участие. Во всяком случае с первого его звука ясно, что эта печаль имеет не личный, а национальный масштаб.

 

3. Томазо Альбинони - "Адажио"

Альбинони жил в 18 веке и был довольно крупным итальянским композитором. Его музыка, как это произошло практически со всеми композиторами эпохи барокко, была забыта на двести лет.
Это уникальный случай, когда композитора прославило произведение, которого он вообще не писал. На самом деле эту музыку написал итальянский историк музыки и композитор Ремо Джадзотто в 50-е годы 20 века.
Сейчас сочинения Альбинони довольно часто играют в концертных залах. Но ни одно из них не может сравниться по популярности с Адажио.
Все знают имя Альбинони именно благодаря этому Адажио.

 

4. Иоганн Пахельбель - "Канон"

Иоганн Пахельбель - это крупная фигура немецкого барокко, знаменитый органист.
Но из огромного количества музыки этого композитора в концертной практике прочно закрепился только этот незамысловатый Канон, написанный для трёх скрипок и баса (любого инструмента, включая орган).
Канон - это когда она и та же тема вступает поочерёдно в каждом голосе с некоторым запаздыванием. В Каноне Пахельбеля всё это накладывается на отдельную мелодию баса. Она всё время повторяется.
Канон Пахельбеля был довольно известен при жизни автора (17- начало 18 века), но потом его забыли почти на двести лет. И только в семидесятых годах 20 века начался настоящий бум этого произведения.

 

5. Луиджи Боккерини - "Менуэт"

Нет ни одного камерного оркестра, который не играл бы этот симпатичный Менуэт - настоящий символ галантного стиля 18 века. Он был написан как часть струнного квинтета (ор.11 №5 ми мажор).
Этот менуэт приобрёл популярность уже с начала 20 века. Но настоящим хитом он стал после выхода на экраны популярной английской криминальной кинокомедии The Ladykillers 1955 года. После этого фильма менуэт стали исполнять и записывать ансамбли и оркестры во всём мире.

В какой стране Римский-Корсаков получил музыкальное образование

Композитор Римский-Корсаков родился в Тихвине, на территории Новгородской губернии 18 марта 1844 г. по новому стилю.

Его предки не имели отношения к искусству. По отцу будущий сочинитель был дворянином. Мужчину звали Андреем Петровичем. Его деды прославились многолетней службой на флоте в течение нескольких поколений.

Сам же отец композитора занимался гражданской деятельностью, был чиновником. Получил пост вице-губернатора, а затем должность губернатора.

В какой стране Римский-Корсаков получил музыкальное образование. Ранние годы

Андрей Петрович Римский-Корсаков — отец композитора

Мать будущего музыканта звали Софья Васильевна. Она имела смешанное происхождение. По женской линии была из крепостных крестьян. А ее отец был помещиком, дворянином из рода Скарятиных.

По воспоминаниям Римского-Корсакова мать была особой хорошо образованной и начитанной. Знала французский язык, умела играть на фортепиано, и отличалась подобающими времени манерами.

В какой стране Римский-Корсаков получил музыкальное образование. Ранние годы

Софья Васильевна Скарятина — мать композитора

Начальное образование композитор получал дома под контролем родственников и частных преподавателей. В 6 лет он начал осваивать общеобразовательные дисциплины и впервые подошел к фортепиано.

Интересно, но музыка не производила на молодого человека сильного впечатления. Тот предпочитал читать. Литература была страстью будущего композитора. Но он был не прочь послушать народные песни и любил церковные произведения.

Спустя несколько лет по настоянию отца Римского-Корсакова определили в Морской кадетский корпус, крупное и престижное заведение, которое готовило кадры для флота.

В какой стране Римский-Корсаков получил музыкальное образование. Ранние годы

Н. Римский-Корсаков — кадет морского корпуса

Известно, что учился он прилежно. А в 1858 году у будущего сочинителя проснулась настоящая тяга к музыке. Юноша с упоением слушал произведения корифеев композиции: как российских, так и зарубежных.

Композитор рос и формировал собственные вкусы на основе сочинений Бетховена, фон Вебера, Россини, Глинки и прочих знатоков своего дела.

Очень скоро молодой человек захотел писать сам. Однако понял, что ему не хватает фундаментально базовой подготовки. Чтобы устранить досадное упущение, в 1859 он начал брать частные уроки у Федора Канилле.

Какие известные композиторы были его учителями

Александр Скрябин был сыном известной пианистки, выпускницы Санкт-Петербургской консерватории Любови Щетининой. Мать будущего композитора умерла, когда ему было два года. Музыкой с ним занималась тетя, Любовь Скрябина.

Еще Скрябина учили играть на фортепиано Сергей Танеев и Георгий Конюс. Педагоги отмечали врожденный талант будущего композитора. Уже в раннем детстве он мог без нот воспроизвести на фортепиано музыку, которую услышал. А в восемь лет Скрябин попытался написать свою первую оперу. Георгий Конюс вспоминал: «Все потребное для музыканта… жило в Скрябине самородочной жизнью, заготовлено было самой природой. Мне оставалось по большей части прикреплять теоретические этикетки (названия, термины и т. д.) к тому, что врожденно оказалось им уже усвоенным» .

Почти все родственники Скрябина были военными. Поэтому вместо младшего отделения консерватории отец отдал его во 2-й Московский кадетский корпус. Однако будущий композитор продолжал брать частные уроки у Георгия Конюса и Сергея Танеева. Занимался он и у Николая Зверева.

В 1888 году, на последнем курсе кадетского корпуса, Александр Скрябин поступил в  Московскую консерваторию сразу на две специальности: фортепиано и свободное сочинение. С одним из своих преподавателей, Антоном Аренским, будущий композитор поссорился. Скрябин не делал домашних заданий, много спорил с педагогом. На экзамене по дисциплине «канон и фуга» Аренский поставил Скрябину тройку. А вскоре его отчислили из класса Аренского за неуспеваемость.

Скрябин продолжил занятия у дирижера и пианиста Василия Сафронова по классу фортепиано. Консерваторию он закончил в 1892-м, в один год с  Рахманиновым . За отличную учебу композитор получил Малую золотую медаль.

С 1898 года Александр Скрябин преподавал в Московской консерватории по классу фортепиано. Пианист и педагог Павел Кон вспоминал: «Скрябин пригласил меня к себе в класс выслушать его учениц, и я с большим удовольствием пробыл 4 часа, убедясь в том, что он солидный педагог и ведет свое дело с большим знанием и любовью. Я почти уверен, что он лучший профессор Московской консерватории» .

Александр Скрябин был сыном известной пианистки, выпускницы Санкт-Петербургской консерватории Любови Щетининой. Мать будущего композитора умерла, когда ему было два года. Музыкой с ним занималась тетя, Любовь Скрябина.

Учители

  • Сергей Танеев
  • Георгий Конюс
  • Николай Зверев

Педагоги отмечали врожденный талант будущего композитора. Уже в раннем детстве он мог без нот воспроизвести на фортепиано музыку, которую услышал. А в восемь лет Скрябин попытался написать свою первую оперу. Георгий Конюс вспоминал: «Все потребное для музыканта… жило в Скрябине самородочной жизнью, заготовлено было самой природой. Мне оставалось по большей части прикреплять теоретические этикетки (названия, термины и т.д.) к тому, что врожденно оказалось им уже усвоенным».

Образование

Почти все родственники Скрябина были военными. Поэтому вместо младшего отделения консерватории отец отдал его во 2-й Московский кадетский корпус. Однако будущий композитор продолжал брать частные уроки у Георгия Конюса и Сергея Танеева. Занимался он и у Николая Зверева.

В 1888 году, на последнем курсе кадетского корпуса, Александр Скрябин поступил в Московскую консерваторию сразу на две специальности: фортепиано и свободное сочинение. С одним из своих преподавателей, Антоном Аренским, будущий композитор поссорился. Скрябин не делал домашних заданий, много спорил с педагогом. На экзамене по дисциплине «канон и фуга» Аренский поставил Скрябину тройку. А в скоре его отчислили из класса Аренского за неуспеваемость.

Какое влияние оказала на его творчество народная музыка

Сегодняшняя молодёжь в большей степени – это поколение клубной музыки, грубого рэпа и взрывных техно-мелодий. Ноты таких произведений ярко характеризуют молодых людей, интересующихся подобными жанрами: психическая неуравновешенность, рассеянность внимания, агрессия, а также быстрая утомляемость. Что же можно сказать о фольклоре? Наши предки пели о чарующей красоте природы, любви к родному краю, о своих традициях. Мелодии таких песен очень тонкие, вызывающие внутреннюю гармонию. К сожалению, народные мотивы не пользуются популярностью в наш век. Но можно с уверенностью сказать, что народная музыка играет огромную роль в современном искусстве.
Давайте начнём с музыки в принципе. Музыка - это искусство, средством которого является звук и тишина. Наверное, любой человек в своей жизни слышал хоть раз журчание ручейка в лесу, шелест осенней листвы, пение птиц. Разве это не похоже на мелодию? Именно тогда, когда человек начал вокруг себя замечать подобные детали, он осознал, что его повсюду окружает музыка. Люди стали экспериментировать, искать средства передачи звуков, самовыражаться. Появились первые музыкальные инструменты. Слова превращались в стихи и напевались под звучные мелодии.
Чем же характеризуется народная песня? Правдивость, поэтичность, богатство мелодий, разнообразие ритма, ясность, простота. Наши предки напевали обрядовые песни, мотивирующие песни солдат и рабочих, заводные частушки. И в каждую мелодию, в каждый текст были заложены душа и скрытый смысл. Люди верили, что обрядовая песня способна влиять на их жизнь. А в рабочее или жуткое военное время песня мотивировала, сохраняла эмоциональную стабильность, спасала душу павшего духом человека. Ну а заводные частушки - это смесь весёлых мелодий и сатирического текста, позволяющие с юмором взглянуть на житейские проблемы.
Особое многообразие красок произведений народной художественной культуры, яркий музыкальный язык народных напевов, контрастность в характеристике сказочных героев, борьба добра и зла дают основание предположить о ценности фольклора в воспитательном процессе. Народное искусство является действенным средством воспитания национального характера мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания.
Ценность народного творчества в том, что оно воздействует на чувства людей благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. Воздействуя на чувственную сферу человека, оно стимулирует развитие творческих способностей личности.
Давайте обратимся к творчеству участников фестиваля «Тюменская областная студенческая весна». Молодые люди активно включают народные песни в концертные программы. Их выступление сопровождается яркими национальными костюмами, музыкальными инструментами и танцами. Можно с уверенностью сказать, что их наставники проделывают фантастическую работу по созданию номера. И в процессе этой работы артистам прививаются ценности и традиции народной культуры. А уже выступая со сцены молодые люди несут воспитательный характер своим сверстникам в зрительный зал.
Сегодняшнее поколение молодых людей в большей мере результат кризиса воспитания. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. Безжалостное обрубание своих корней, отказ от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности, отбивает желание проявить себя творчески. Приобщение к нравственным традициям, способствует узнаванию и укреплению государственного самосознания, принципиального для сохранения самобытности общества, сохранение истории нашей Родины.

В каких жанрах музыки он работал

Творчество И. С. Баха – грандиозное завершение эпохи барокко в музыке, обобщение опыта многих поколений немецких, французских и итальянских композиторов. Оно объединило в себе достижения как духовной традиции (благодаря деятельности М. Лютера музыка и особенно протестантский хорал стали важнейшей частью образования, воспитания и церковной службы), так и светской, в том числе придворной. Бах работал практически во всех жанрах немецкой музыки 1-й половины 18 в. (кроме оперы). Количественно доминируют жанры церковной (духовной) музыки – свыше 750 вокально-инструментальных (кантаты, оратории, пассионы, мессы, Магнификат , мотеты , духовные песни) и органных сочинений. Значительная часть созданного Бахом в области вокально-инструментальных жанров утеряна: из 5 годовых кантатных циклов на все воскресные и праздничные дни сохранились лишь первые два (около 200 кантат).

Влияния светской (в том числе оперной) и церковной традиций скрестились в кантатах; большинство их открывается полифонически разработанным вводным хором , как правило построенным на мелодии хорала, и завершается простым 4-голосным пением того же хорала (вероятно, предполагалось участие прихожан). Средними и связующими частями служат сольные арии да капо в итальянском стиле (также вокальные ансамбли) в сопровождении оркестра и/или солирующих инструментов, речитативы , ариозо , хоры, в том числе свободные от хоральной основы. Те же композиционные принципы лежат в основе «Страстей по Иоанну» BWV 245 (1724), «Страстей по Матфею» BWV 244 (1727) и «Рождественской оратории» BWV 248 (1734; представляет собой цикл из 6 кантат) – их многоплановая драматургия включает монументальные хоры, хоралы, арии на свободно сочинённые стихи и короткие хоровые реплики на тексты Евангелий, а также речитативы рассказчика-евангелиста. Месса h-moll BWV 232 (1749) – величественное произведение с латинским текстом (версия латинского ординария из лейпцигского лютеранского песенника, 1681), поистине вселенское по духовному значению.

Какой инструмент он сам играл

Ни его талант, ни его энергия, ни беспредельное доброжелательство к ученикам и товарищам никогда не слабели. Славная жизнь и глубоко национальная деятельность такого человека должны составлять нашу гордость и радость. …много ли можно указать во всей истории музыки таких высоких натур, таких великих художников и таких необычайных людей, как Римский-Корсаков?
В. Стасов

Откройте для себя 25 удивительных фактов о великом композиторе Николае Римском-Корсакове 03

Почти через 10 лет после открытия первой русской консерватории в Петербурге, осенью 1871 г. в ее стенах появился новый профессор по классу композиции и оркестровки. Несмотря на молодость — ему шел двадцать восьмой год — он уже приобрел известность как автор оригинальных сочинений для оркестра: Увертюры на русские темы , Фантазии на темы сербских народных песен, симфонической картины по русской былине « Садко » и сюиты на сюжет восточной сказки « Антар ». Кроме этого написано немало романсов и в разгаре находилась работа над исторической оперой « Псковитянка ». Никому в голову не могло прийти (и меньше всего директору консерватории, пригласившему Н. Римского-Корсакова), что он стал композитором, почти не имея музыкальной подготовки.

Римский-Корсаков родился в семье, далекой от художественных интересов. Родители, по семейной традиции, готовили мальчика к службе на флоте (моряками были дядя и старший брат). Хотя музыкальные способности выявились очень рано, серьезно заниматься в маленьком провинциальном городке было не у кого. Уроки фортепианной игры давала соседка, потом знакомая гувернантка и ученица этой гувернантки. Музыкальные впечатления дополняли народные песни в любительском исполнении матери и дяди и культовое пение в Тихвинском мужском монастыре.

В Петербурге, куда Римский-Корсаков приехал поступать в Морской корпус, он бывает в оперном театре и на концертах, узнает «Ивана Сусанина» и «Руслана и Людмилу» Глинки, симфонии Бетховена. В Петербурге же у него появляется наконец настоящий учитель — отличный пианист и образованный музыкант Ф. Канилле. Он посоветовал одаренному ученику самому сочинять музыку, познакомил его с М. Балакиревым, вокруг которого группировались молодые композиторы — М. Мусоргский, Ц. Кюи, позднее к ним присоединился А. Бородин (балакиревский кружок вошел в историю под названием « Могучая кучка »).

Ни один из «кучкистов» не прошел курса специальной музыкальной подготовки. Система, по которой Балакирев готовил их к самостоятельной творческой деятельности, заключалась в следующем: сразу же он предлагал ответственную тему, а дальше под его руководством, в совместных обсуждениях, параллельно с изучением произведений крупнейших композиторов решались все возникавшие в процессе сочинения сложности.

Семнадцатилетнему Римскому-Корсакову Балакирев посоветовал начать с симфонии. Между тем молодой композитор, закончивший Морской корпус, должен был отправиться в кругосветное плавание. К музыке и друзьям по искусству он вернулся лишь через 3 года. Гениальная одаренность помогала Римскому-Корсакову быстро овладеть и музыкальной формой, и яркой колоритной оркестровкой, и приемами сочинения, минуя школьные основы. Создавший сложные симфонические партитуры, работающий над оперой, композитор не знал самых азов музыкальной науки и не был знаком с необходимой терминологией. И вдруг предложение преподавать в консерватории!.. «Если б я хоть капельку поучился, если б я хоть на капельку знал более, чем знал в действительности, то для меня было бы ясно, что я не могу и не имею права взяться за предложенное мне дело, что пойти в профессора было бы с моей стороны и глупо, и недобросовестно», — вспоминал Римский-Корсаков. Но не недобросовестность, а высочайшую ответственность проявил он, начав учиться тем самым основам, которые должен был преподавать.

Какие награды и звания получил Римский-Корсаков за свои композиции

«Сила судьбы» (итал. La forza del destino) — опера Джузеппе Верди в 4-х актах, 10 картинах, на либретто Франческо Марии Пьяве по драме «Дон Aльваро, или Сила судьбы» Анхеля Сааведры. «Сила судьбы» демонстрирует нам композитора в полной зрелости его таланта, то есть в тот период его жизни, когда он уже сочинил свои великие оперы, принесшие ему огромную славу: «Риголетто», «Трубадура» и «Травиату». Верди был уже поистине знаменитым — сенатором в своей родной Италии, известным во всей Европе.

«Сила судьбы» была написана для России по заказу Большого Каменного театра Санкт-Петербурга, где впервые поставлена 10 ноября 1862 (единственная опера Верди, написанная специально для российского театра). Сюжет оперы основан на пьесе испанского аристократа-романтика герцога Риваза. С самого начала в опере ощущаются романтический дух и драматическая напряженность этой пьесы. В скором времени опера была также поставлена в Риме, Мадриде, Нью-Йорке, Вене, Буэнос-Айресе и Лондоне.

После внесения Верди вместе с Антонио Гисланцони в оперу некоторых изменений премьера новой, используемой ныне, версии состоялась 27 февраля 1869 года в миланском «Ла Скала». Все же «Сила судьбы» долгое время оставалась одним из менее популярных сочинений композитора/ Возрождение ее наступило в XX в. В России в советский период «Сила судьбы» исполнялась на концертной эстраде (Ленинград, 1934), а в 1963 г. была с успехом поставлена в Театре оперы и балета им. Кирова (ныне Мариинский театр).

В каких театрах и странах были поставлены его оперы

Какую роль он сыграл в развитии русской музыкальной школы. Просмотр содержимого документа «Зарождение русской классической музыкальной школы. М.И. Глинка. Урок-презентация по МХК/Искусству, 11 класс, базовый уровень»

МХК, 11 класс

Урок № 15

Зарождение русской классической музыкальной школы.

М.И. Глинка

Д.З.: Глава 15, ?? (с.175), тв. задания (с.175-177)

© ред. А.И. Колмаков

Какую роль он сыграл в развитии русской музыкальной школы. Просмотр содержимого документа «Зарождение русской классической музыкальной школы. М.И. Глинка. Урок-презентация по МХК/Искусству, 11 класс, базовый уровень»

ЦЕЛИ УРОКА

  • Познакомить учащихся с характерными чертами русской классической музыкальной школы, творчеством М.И. Глинки;
  • Развивать умение самостоятельно изучать материал и подготовить его к презентации; продолжать развивать умение анализировать музыкальное произведение;
  • Воспитывать культуру восприятия шедевров русской классической музыкальной школы.
Какую роль он сыграл в развитии русской музыкальной школы. Просмотр содержимого документа «Зарождение русской классической музыкальной школы. М.И. Глинка. Урок-презентация по МХК/Искусству, 11 класс, базовый уровень»

ПОНЯТИЯ, ИДЕИ

  • русская классическая музыкальная школа; М. И. Глинка;
  • камерная вокальная классика; фольклорные традиции в симфонической музыке;
  • русская национальная опера;
  • опера «Жизнь за царя»;
  • опера-сказка «Руслан и Людмила»

Проверка знаний учащихся

1. Каковы характерные черты западноевропейской музыки романтизма? Как ей удалось выразить дух своей эпохи и мироощущения человека того времени? Почему именно в этом виде искусства они нашли наиболее яркое и образное воплощение? В чём, на ваш взгляд, проявились отличия музыки романтизма от музыки классицизма? Поясните свой ответ.

2. Почему так тесны были связи музыки романтизма с литературой и живописью? Что вы могли бы рассказать о программной музыке композиторов-романтиков? Какие изменения произошли в системе музыкальных жанров? Расскажите о некоторых из них. Каковы дальнейшие пути развития музыки романтизма?

3. Э. Делакруа писал: « … Вагнер хочет всё обновить; он убеждён в своей правоте, он отбрасывает множество музыкальных условностей…». Как вы думаете, что именно «Обновил, а какие «условности» оперного искусства нарушил Вагнер? В чём заключается реформаторский характер его творчества?

4. Каковы характерные черты русской музыки романтизма? Почему её наиболее яркие успехи были достигнуты в романсово-песенном творчестве русских композиторов?

Универсальные учебные действия

  • оценивать вклад М. И. Глинки в историю мирового и отечественного искусства с позиций современности;  различать характерные особенности индивидуального авторского стиля композитора;  проводить самостоятельный поиск , отбор и обработку информации о творчестве М. И. Глинки;  систематизировать и обобщать полученные знания о творчестве М. И. Глинки;  слушать музыку композитора и определять характерные признаки и приемы развития художественных образов;  исследовать эволюцию художественных образов
  • оценивать вклад М. И. Глинки в историю мирового и отечественного искусства с позиций современности;
  •  различать характерные особенности индивидуального авторского стиля композитора;
  •  проводить самостоятельный поиск , отбор и обработку информации о творчестве М. И. Глинки;
  •  систематизировать и обобщать полученные знания о творчестве М. И. Глинки;
  •  слушать музыку композитора и определять характерные признаки и приемы развития художественных образов;
  •  исследовать эволюцию художественных образов и особенности их трактовки в творчестве композитора;
  •  комментировать научные точки зрения и оценки деятелей культуры;
  •  совершенствовать коммуникативную компетентность в процессе выступления, отстаивать и обосновывать собственную точку зрения, проявлять уважительное отношение к мнению оппонентов
Какую роль он сыграл в развитии русской музыкальной школы. Просмотр содержимого документа «Зарождение русской классической музыкальной школы. М.И. Глинка. Урок-презентация по МХК/Искусству, 11 класс, базовый уровень»

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  • Глинка - основоположник русской музыкальной классики.
  • Рождение русской национальной оперы.

Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет русская классическая музыкальная школа, творчество М.И. Глинки?

Какую роль он сыграл в развитии русской музыкальной школы. Просмотр содержимого документа «Зарождение русской классической музыкальной школы. М.И. Глинка. Урок-презентация по МХК/Искусству, 11 класс, базовый уровень»

подвопросы

  • Глинка - основоположник русской музыкальной классики. Судьба композитора, основные этапы его творческой биографии. Романсово-песенное творчество М. И. Глинки — шедевры камерной вокальной классики. Фольклорные традиции в симфонической музыке (на примере известных сочинений).
  • Рождение русской национальной оперы. Героико-патриотический дух русского народа в оперном творчестве М. И. Глинки. Опера «Жизнь за царя», ее историческая основа. Опера-сказка «Руслан и Людмила» как обобщенное отражение национальных представлений о сущности жизни, добре и зле
Какую роль он сыграл в развитии русской музыкальной школы. Просмотр содержимого документа «Зарождение русской классической музыкальной школы. М.И. Глинка. Урок-презентация по МХК/Искусству, 11 класс, базовый уровень»

Михаил Иванович Глинка (1804-1857)

«Глинка положил начало всему, чем живёт наше музыкальное искусство. К какому явлению русской музыки ни обратись – все нити поведут к Глинке…. У истоков любого значительного явления русской музыки будет сиять имя Глинки».

Г.В.Свиридов

Какую роль он сыграл в развитии русской музыкальной школы. Просмотр содержимого документа «Зарождение русской классической музыкальной школы. М.И. Глинка. Урок-презентация по МХК/Искусству, 11 класс, базовый уровень»

Глинка был первым русским композитором, в творчестве которого образ народа, обобщенный и глубокий, стал в центре всего произведения.