Медный всадник интересные факты для детей. Кумир на бронзовом коне. Интересные факты о Медном всаднике
- Медный всадник интересные факты для детей. Кумир на бронзовом коне. Интересные факты о Медном всаднике
- Трещина на Медном всаднике. Страж города на Неве. Восемь фактов о «Медном всаднике»
- Почему медный всадник так называется. Медный всадник? Почему медный?
- Интересные факты о сенатской площади. Самые интересные факты о Медном всаднике
- Кумир на бронзовом коне это. Кумир на бронзовом коне
Медный всадник интересные факты для детей. Кумир на бронзовом коне. Интересные факты о Медном всаднике
Торжественная церемония открытия памятника Петру Великому, который сейчас известен как Медный всадник, состоялась 18 августа 1782 года. Сегодня этот памятник - достопримечательность, без которой не обходится ни один туристический маршрут. Буквально с момента открытия он был окутан мистическим флером, а с годами правда и фантастические выдумки о нем и вовсе смешались в одну пеструю, таинственную историю. SPB.AIF.RU предлагает вспомнить самые любопытные детали из «биографии» Медного всадника.
Место выбрала сама Екатерина II
Место установки монумента – пожалуй, единственное, о чем почти не спорили при его создании. Екатерина распорядилась поместить памятник на Сенатской площади, поскольку рядом расположены основанное Петром I Адмиралтейство и главное на тот момент законодательное учреждение России – Сенат. Правда, царица желала видеть памятник в центре площади, но скульптор поступил по-своему и передвинул постамент ближе к Неве.
Изначально на этом месте должны были установить прижизненный памятник самой Екатерине, но она сочла более правильным увековечить память об основателе Петербурга к 100-летию его восшествия на престол.
Скульптора порекомендовали Дидро и Вольтер
Для подготовки такого грандиозного события нужен был настоящий мастер, и по рекомендации своих друзей Дени Дидро и Вольтера Екатерина вызвала в Россию скульптора Этьена-Мориса Фальконе, автора «Грозящего Амура», который сегодня хранится в Лувре, и других известных скульптур. Художнику к тому моменту уже исполнилось 50 лет, у него был богатый послужной список, но таких монументальных заказов он еще не выполнял.
Фальконе чувствовал, что это его произведение должно войти в историю, и не стеснялся спорить с императрицей. Например, она требовала, чтобы Петр восседал на коне с жезлом или скипетром в руке, как римский император. Руководитель проекта и правая рука Екатерины Иван Бецкой советовал поставить на постамент фигуру в полный рост с полководческим жезлом в руке. А Дени Дидро и вовсе предлагал памятник в виде фонтана с аллегорическими фигурами. Доходило до таких тонкостей, что «правый глаз Петра должен быть направлен на Адмиралтейство, а левый – на здание Двенадцати коллегий». Но Фальконе стоял на своем. В контракте, который он подписал, говорилось, что памятник должен состоять «главным образом из конной статуи колоссального размера».
«Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он, конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, и вот ее-то и надо показать людям. Мой царь не держит никакого жезла, он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемой им страной. Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом, - это эмблема побежденных им трудностей», - писал Фальконе в одном из писем.
Камень для постамента искали по объявлению
Обычно постаменту уделяют значительно меньше внимания, чем самому памятнику. Но в случае с Медным всадником получилось едва ли не наоборот. Его постамент, возможно, единственный в истории монументальной скульптуры имеет собственное имя – Гром-камень. В качестве метафоричной «скалы» Фальконе хотел использовать монолитную породу, но камень подходящего размера найти оказалось непросто. Тога в газете «Санкт-Петербургские ведомости» появилось объявление, обращенное ко всем частным лицам, которые готовы выломать где-нибудь кусок породы и привезти в Петербург.
Трещина на Медном всаднике. Страж города на Неве. Восемь фактов о «Медном всаднике»
Открытие монумента Петру Великому. Гравюра А. К. Мельникова с рисунка А. П. Давыдова, 1782 г. © /
1. Вопреки своему названию, «Медный всадник» в своем составе не имеет ни грамма меди. Памятник Петру Великому был отлит из бронзы, как изначально и задумывалось. Объяснение у этой странности самое простое — в XVIII–XIX веках в русском языке слово «медь» допускалось к употреблению и в отношении бронзы.
2. Официально автором памятника считается французский скульптор Этьен Фальконе , который был рекомендован императрице Екатерине Великой философом Дени Дидро . Однако над созданием «Медного всадника» работал целый коллектив авторов: голову статуи лепила ученица Фальконе Мари Анн Колло , змею создавал русский скульптор Федор Гордеев , отливкой статуи занимался литейный мастер Федор Гордеев .
3. «Медный всадник» сегодня немыслим без своего величественного основания — Гром-камня. В свое время за сообщение о нем казенный крестьянин Семен Вишняков получил премию в размере 100 рублей — очень крупная сумма для России XVIII века. В своём первоначальном виде камень весил около 2000 тонн, имея размеры порядка 13 м в длину, 8 м в высоту и 6 м в ширину. Для перевозки гигантского мегалита в Петербург архитектор Юрий Фельтен разработал уникальную машину, которая позволила успешно решить необычную задачу.
4. Этьен Фальконе до «Медного всадника» не занимался лично отливкой памятника из бронзы. Приглашенный французский мастер литья, однако, оказался не в состоянии выполнить требования скульптора. С этого момента все подготовительные работы к отливке осуществлял сам Фальконе. В 1778 году он покинул Россию, так и не доведя проект до конца. Завершать строительство памятника пришлось Юрию Фельтену. Самого же Фальконе даже не пригласили на открытие памятника.
5. «Медный всадник» — классический пример русской неторопливости при строительстве чего-либо. От разработки первых эскизов до открытия памятника прошло 16 лет. Императрица Екатерина II, выдвинув идею памятника Петру Великому, смогла получить желаемое лишь к 20-летию своего царствования. Зато появилась возможность приурочить открытие памятника к 100-летию восшествия Петра I на престол.
6. Первые полвека своего существования монумент Петру Великому в Петербурге не имел какого-то особого названия. Все изменила поэма Александра Пушкина «Медный всадник», написанная в 1833 году, и опубликованная впервые в 1837 году. Название оказалось чрезвычайно удачным, и теперь конную статую Петра Великого иначе и не называют.
7. За свою историю «Медный всадник» пережил несколько реставраций. Во время первой из них, в 1909 году, был вскрыт люк в крупе коня, после чего было удалено 150 ведер воды, проникшей внутрь через многочисленные трещины. Во время масштабной реставрации 1976 года, к которой были привлечены лучшие советские специалисты, большинство трещин, угрожавших памятнику, были заделаны.
8. Согласно легенде, Петербург не падет и не будет разрушен, пока «Медный всадник» занимает свое место. Во время блокады Ленинграда в период Великой Отечественной войны монумент Петру I был обшит бревнами и досками и вокруг него уложили мешки с песком и землей. Сам памятник избежал попаданий гитлеровских бомб и снарядов, а город не был взят немцами.
Почему медный всадник так называется. Медный всадник? Почему медный?
«Медный всадник» – знаменитый памятник Петру Великому в Санкт-Петербурге и яркий пример того, как изделия из металла (в данном случае – скульптура из бронзы) могут украшать не только интерьеры, но и города. «Медный всадник» давно уже стал символом северной столицы.
Автор памятника – французский скульптор Этьен-Морис Фальконе, приглашенный специально в Россию по указу Екатерины II князем Голицыным. В 1765 г. Екатерине, после поисков скульптура через своих послов, к нему посоветовали обратиться Дидро и Вольтер, вкусу которых она доверяла. Так 50-летний Фальконе, работавший в то время на парижском фарфоровом заводе и мечтавший о монументальной скульптуре, получил заказ с условием, что выполнит его за 8 лет.
Екатерина думала установить памятник великому основателю
Петербурга в самом центре Сенатской площади, однако Фальконе поступил по-своему
и перенес скульптуру ближе к Неве. Видение будущего памятника у художника и
великой императрицы просто разительно отличалось; по этому поводу было немало
трений.
Екатерина II хотела видеть Петра в стиле римских императоров – с жезлом
и скипетром в руках, царственно восседающем на коне. Но Фальконе узрел в
«Медном всаднике», прежде всего, государственного деятеля, а не великого
полководца и основателя, с чем он также был согласен. В итоге Фальконе сумел
убедить всех, и через 3 года работы над моделью памятника в натуральную
величину были готовы. Еще 12 лет ушло на гипсовую модель «Медного всадника»,
и в 1774 г. памятник начали отливать из бронзы.
Почему же его называют «Медным всадником», когда этот шедевр – скульптура из бронзы? Название пришло позднее от одноименной поэмы А. С. Пушкина, где слово «медный» поэт относил к бронзе (как и в других своих произведениях), как и было принято в те времена: «колокольная медь», «медных пушек звонкий ряд» и т.д.
Отливкой памятника долго никто не хотел заниматься – пугали его огромные размеры. К тому же, по расчётам Фальконе для равновесия монумента передние стенки скульптуры должны были быть тончайшими – не больше сантиметра. Французский литейщик, которого специально пригласили для этого, даже назвал своего земляка сумасшедшим и отказался, ведь такого способа отливки никто раньше в мире не делал. Но в итоге мастер, готовый решиться, нашелся. Это был русский рабочий, отливавший пушки – Емельян Хайлов.
Для отливки понадобилось 176 т бронзы и 4 т железа (для равновесия). Отлить скульптуру удалось лишь за 3 года: во время 1-ой отливки лопнула труба, и раскаленная бронза повредила верхнюю часть скульптуры – к ужасу Фальконе. Хайлов, рискуя жизнью, сумел собрать часть вытекшего металла, но полностью изъян удалось исправить только через 2 года. В память об этом на одной из плащевых складок Петра мастер написал: "Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года".
С Гром-камнем, на котором вздымается конь Петра I, история не менее интересна. Как задумал Фальконе, основанием памятника должна была стать естественная скала в виде волны – напоминание о том, что Пётр I открыл России нужный путь к морю. Поисками монолита занялась Академия художеств – еще, когда была готова лишь голова памятника, которую вылепила ученица Фальконе, приехавшая с ним в Россию – 17-летняя Мари-Ан Колло. Гром-камень нашли у деревни Лахты. Из-за того, что в него когда-то ударила молния и сделала в нем расщелину, местные жители его так и прозвали. По преданию на Гром-камень несколько раз входил сам Петр, чтобы обозреть окрестности.
Массивный гранит доставляли до места почти год. Его первоначальный вес был 2000 т. Сам же памятник весит – 8 т, а в ширину – 5 м.
Но установить памятник Фальконе так и не пришлось. К этому моменту он совсем рассорился с императрицей и вместе со своей ученицей в 1778 г. отбыл из России. Руководить установкой бронзовой скульптуры на постамент доверили архитектору Ф. Г. Гордееву.
Наконец, 7 августа 1782 г. торжественное открытие «Медного всадника» состоялось. На Сенатской площади собралось много народу и войска, а императрица Екатерина II смотрела на открытие с балкона Сената и со слезами на глазах поклонилась изображению в бронзе великого Петра. Такого массивного и красивого изделия из металла Санкт-Петербург раньше не знавал. Эта скульптура из бронзы и сегодня – украшение не только северной столицы, но и всей Европы, один из лучших памятников Петру I.
Интересные факты о сенатской площади. Самые интересные факты о Медном всаднике
Памятник Петру I, получивший название Медный всадник с легкой руки Александра Пушкина, – один из символов Северной столицы. Возведенный по воле Екатерины II, он уже более 200 лет украшает Сенатскую площадь. Сегодня мы расскажем об интересных фактах и о самых таинственных легендах, связанных с Медным всадником.
Медный всадник: Екатерина II Петру I.
Создание памятника оказалось очень хлопотным: замысел именитого парижского скульптора Этьена-Мориса Фальконе, специально приглашенного в Россию Екатериной для работы над памятником Петру Великому, был грандиозным. Увековечивая фигуру российского реформатора, было решено создать его скульптуру на коне. Согласно замыслу, наездник поднимался на высокий утес, оставляя позади всех неприятелей и преодолевая тем самым все жизненные трудности.
Перевозка «Гром-камня
Первым испытанием стал поиск камня, который бы послужил постаментом. Вначале предполагалось собрать его из отдельных камней, но все же попытки найти глыбу соответствующих размеров предпринимались. С этой целью даже разместили объявление в газете: и, о чудо, обычный крестьянин согласился доставить в Петербург валун. Считается, что отыскать нужную породу ему помог юродивый, сам камень назван Гром-камнем за то, что когда-то давно пострадал от удара молнии. Доставка постамента длилась 11 месяцев, перемещать глыбу весом в 2400 тонн пришлось зимой, так как она продавливала буквально все на своем пути. Согласно другой легенде, камень был назван Конем, поскольку был найден на одноименном острове и в незапамятные времена лежал у входа во врата иного мира. Согласно поверьям, местные жители приносили коней в жертву богам у этого камня.
Иллюстрация к поэме Медный всадник А. Пушкина кисти Александра Бенуа.
Когда Гром-камень был доставлен в Петербург, Фальконе стал работать над скульптурой всадника. Чтобы добиться максимальной реалистичности, он соорудил постамент с таким же углом наклона, и раз за разом просил наездника заезжать на него. Наблюдая за движениями лошади и всадника, скульптор постепенно создал эскиз. На протяжении последующих восьми лет статую отливали из бронзы. Название «медный всадник» – это художественный прием Пушкина, на самом деле фигура – бронзовая.
Открытие памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Бумага, гравюра резцом. Середина XIX в.
Несмотря на то, что Екатерина была в восторге от проекта Фальконе, затянувшаяся работа по отливке статуи рассорила ее со скульптором. Француз уехал в Париж, не дождавшись торжественного открытия. Справедливости ради, отметим, что, когда монумент был представлен публике, по велению Екатерины II отчеканенные по случаю торжества монеты с благодарностью доставили Фальконе.
Медный Всадник в годы Великой Отечественной войны
Медный всадник – визитная карточка Петербурга. Во время войны 1812 года была мысль его эвакуировать, но этому помешал случай. Если верить преданиям, майор российской армии, которому было приказано заниматься памятником, попросил у Александра I разрешения оставить монумент на месте: якобы ему приснился сон, в котором сам Петр I уверял русских, что, пока он на месте, его творению ничего не угрожает. В годы Великой Отечественной войны за памятник тоже переживали, но снять его с постамента не решились: обложили мешками с песком и досками. Так медный всадник и пережил блокаду.
Кумир на бронзовом коне это. Кумир на бронзовом коне
Вернее, речь пойдёт не об одном, а сразу о двух кумирах, двух конных памятниках в Санкт-Петербурге, изображающих русского царя Петра I в образе античного триумфатора.
Один из этих монументов, работы Этьена Фальконе, обрёл значение символа Северной столицы на Сенатской площади. Ему мало равных в мировой скульптуре. Воспетый Пушкиным как Медный всадник, он органично вписался в ансамбль невских набережных.
В неколебимой вышине,
Над возмущенною Невою,
Стоит с простертою рукою
Кумир на бронзовом коне…
Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!
А в сем коне какой огонь!
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
О мощный властелин Судьбы!
Не так ли ты над самой бездной
На высоте уздой железной Россию поднял на дыбы?
Другой конный памятник Петру I, работы Карло Растрелли, стоит напротив Михайловского замка. Отлитая в царствование дочери Петра I, Елизаветы, статуя свыше сорока лет ждала своего часа и была установлена уже правнуком преобразователя - Павлом I перед южным фасадом своей новой резиденции. Наряду с стремительным Медным всадником Фальконе, гордый монумент Растрелли - символическое воплощение победоносной, преображенной России. Как и много лет назад, сегодня он является композиционным центром ансамбля Кленовой и Замковой улиц.
Искуссницу попросили рассказать историю создания этих удивительных монументов эпохи барокко и классицизма в России.
Итак, дорогие мои читатели, начиная рассказ, хочу напомнить вам, что искусство никогда не умирает, оно существует рядом с нами, внутри нас, помогает расставить вехи исторического пути. Взгляд на фигуру и роль в истории Петра Великого неоднозначен, но сегодня мы посмотрим на него глазами современников и потомков, которые пришли ему на смену. Елизавета, Екатерина II, Павел I - дочь, жена внука и правнук. И те, кто своим талантом и трудом создал образ Преобразователя, Отца Отечества и Героя - Карло Бартоломео Растрелли и Этьен Фальконе.
Труды и дни Карло Растрелли
1715 год. Пётр I посылает в Европу своего доверенного человека, Ф. Лефорта для того, чтобы вербовать для работы в Санкт-Петербурге знатных архитекторов, скульпторов, механиков, специалистов по гравировке и чеканке. В Париже Лефорт заключает договор сроком на три года с итальянским архитектором и скульптором графом Карло Бартоломео Растрелли. Талантливый художник едет в Россию с целью завоевать благосклонность царя Петра.