Интересные факты

Все самое интересное со всего мира!

Интересные факты медный всадник. Кумир на бронзовом коне. Интересные факты о Медном всаднике

28.02.2020 в 22:43

Интересные факты медный всадник. Кумир на бронзовом коне. Интересные факты о Медном всаднике

Торжественная церемония открытия памятника Петру Великому, который сейчас известен как Медный всадник, состоялась 18 августа 1782 года. Сегодня этот памятник - достопримечательность, без которой не обходится ни один туристический маршрут. Буквально с момента открытия он был окутан мистическим флером, а с годами правда и фантастические выдумки о нем и вовсе смешались в одну пеструю, таинственную историю. SPB.AIF.RU предлагает вспомнить самые любопытные детали из «биографии» Медного всадника.

Место выбрала сама Екатерина II

Место установки монумента – пожалуй, единственное, о чем почти не спорили при его создании. Екатерина распорядилась поместить памятник на Сенатской площади, поскольку рядом расположены основанное Петром I Адмиралтейство и главное на тот момент законодательное учреждение России – Сенат. Правда, царица желала видеть памятник в центре площади, но скульптор поступил по-своему и передвинул постамент ближе к Неве.

Изначально на этом месте должны были установить прижизненный памятник самой Екатерине, но она сочла более правильным увековечить память об основателе Петербурга к 100-летию его восшествия на престол.

Скульптора порекомендовали Дидро и Вольтер

Для подготовки такого грандиозного события нужен был настоящий мастер, и по рекомендации своих друзей Дени Дидро и Вольтера Екатерина вызвала в Россию скульптора Этьена-Мориса Фальконе, автора «Грозящего Амура», который сегодня хранится в Лувре, и других известных скульптур. Художнику к тому моменту уже исполнилось 50 лет, у него был богатый послужной список, но таких монументальных заказов он еще не выполнял.

Фальконе чувствовал, что это его произведение должно войти в историю, и не стеснялся спорить с императрицей. Например, она требовала, чтобы Петр восседал на коне с жезлом или скипетром в руке, как римский император. Руководитель проекта и правая рука Екатерины Иван Бецкой советовал поставить на постамент фигуру в полный рост с полководческим жезлом в руке. А Дени Дидро и вовсе предлагал памятник в виде фонтана с аллегорическими фигурами. Доходило до таких тонкостей, что «правый глаз Петра должен быть направлен на Адмиралтейство, а левый – на здание Двенадцати коллегий». Но Фальконе стоял на своем. В контракте, который он подписал, говорилось, что памятник должен состоять «главным образом из конной статуи колоссального размера».

Интересные факты медный всадник. Кумир на бронзовом коне. Интересные факты о Медном всаднике

Фальконе заявил, что никакого скипетра в руке Петра не будет. Фото: АиФ / Ксения Матвеева

«Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он, конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, и вот ее-то и надо показать людям. Мой царь не держит никакого жезла, он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемой им страной. Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом, - это эмблема побежденных им трудностей», - писал Фальконе в одном из писем.

Камень для постамента искали по объявлению

Обычно постаменту уделяют значительно меньше внимания, чем самому памятнику. Но в случае с Медным всадником получилось едва ли не наоборот. Его постамент, возможно, единственный в истории монументальной скульптуры имеет собственное имя – Гром-камень. В качестве метафоричной «скалы» Фальконе хотел использовать монолитную породу, но камень подходящего размера найти оказалось непросто. Тога в газете «Санкт-Петербургские ведомости» появилось объявление, обращенное ко всем частным лицам, которые готовы выломать где-нибудь кусок породы и привезти в Петербург.

Интересные факты медный всадник. Кумир на бронзовом коне. Интересные факты о Медном всаднике

Медный всадник описание для детей. Конспект занятия в подготовительной группе «Прогулки по Петербургу. Медный всадник»

Мария Тимонина
Конспект занятия в подготовительной группе «Прогулки по Петербургу. Медный всадник»

Прогулки по Петербургу . Конспект занятия в подготовительной группе .

« Медный всадник »

Старшая группа

Тема: Санкт- Петербург

Цель: Развивать у детей интерес и любовь к родному городу;

Задачи:

• Расширить и закрепить знание детей о родном городе, его достопримечательностях и истории ;

• Закрепить умения детей составлять описательный рассказ по картине, используя полученные ранее знания и представления;

• Развивать умение рассказывать связно, полно и выразительно, использовать образные слова и выражения.

• Совершенствовать монологическую и диалогическую речь;

• Расширение словарного запаса детей

• Совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления;

• Воспитывать доброжелательное отношение к памятникам и достопримечательностям города;

Оборудование:

• Наглядно демонстративныйматериал: Картинки иллюстрации, фото с изображением города, памятников, музеев и дворцов СПб

• Картотека стихи о Петербурге

• Игрушка «Кот Матроскин»

Ход занятия:

Дети садятся на стульчики в полукруг.

Воспитатель: Ребятки сегодня мы с вами продолжим знакомится с нашим городом. Кто мне может сказать как называется наш город? (ответы детей) ; Кто знает кто основал наш город? (ответы детей) . Какие памятники архитектуры вы знаете? ; Хорошо. А сегодня мы с вами познакомимся с памятником который назевается « Медный всадник » , а расскажет нам про него наш гость, Питерский кот «Матроски» , он давно живет в нашем прекрасном городе и много интересного про него знает. Давайте его позовем (дети зовут кота) Воспитатель берет заранее приготовленную игрушку и продолжает беседу уже от имени кота.

«Матроскин» : Здравствуйте ребята! Сегодня я вам расскажу про один из символов Санкт- Петербурга , а именно памятник « Медный всадник » Одним из символов Петербурга стал величественный памятник основателю города Петру I. Император поднял на дыбы коня, правую руку он протягивает вперед, словноговоря: «Здесь будет город заложен!» Величественный монумент, который увековечит память первого российского императора, решила возвести жена его внука императрица Екатерина II. Создать памятник должен был знаменитый скульптор Этьенн-Морис Фальконе, он специально для этого приехал из Франции в Россию. Работе над образом Петра скульптор посвятил двенадцать лет — с 1766 по 1782 г. Медный всадник на самом деле отлит из бронзы. Фальконе задумал поставить конную статую Петра на огромную каменную скалу. Однако отыскать подходящий камень для постамента было очень трудно. Наконец крестьяне на берегу Финского залива нашли исполинский кусок гранита. Поднять его было не в человеческих силах. Сначала камень катили к морю по деревянным желобам, а потом погрузили на судно, которое специально построили для перевозки будущего постамента. Камень бережно доставили на Сенатскую площадь, там он стоит и сейчас, а на нем — огромный всадник . На постаменте Екатерина по-латыни и по-русски приказаланаписать: «Петру Первому. Екатерина Вторая» . Прошло полвека, и А. С. Пушкин описал конный памятник Петру в поэме « Медный всадник » . С тех самых пор за памятником закрепилось это название.

«Матроскин» : Что-то мы засиделись, давайте немногопоиграем:

Физминутка:

Раз, два, три, четыре, пять,

Все умеем мы считать

Отдыхать умеем тоже-

Руки на спину положим,

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим.

Мы сейчас пойдем направо,

А потом пойдем налево,

В центре круга соберемся

И на место все вернемся.

Мы тихонечко присядем,

Ручками себя погладим,

Мы поднимемся тихонько

И попрыгаем легонько.

Пусть попляшут наши ножки

И похлопают ладошки.

Интересные факты о сенатской площади. Самые интересные факты о Медном всаднике

Памятник Петру I, получивший название Медный всадник с легкой руки Александра Пушкина, – один из символов Северной столицы. Возведенный по воле Екатерины II, он уже более 200 лет украшает Сенатскую площадь. Сегодня мы расскажем об интересных фактах и о самых таинственных легендах, связанных с Медным всадником.

Интересные факты медный всадник. Кумир на бронзовом коне. Интересные факты о Медном всаднике 02

Интересные факты медный всадник. Кумир на бронзовом коне. Интересные факты о Медном всаднике 03

Медный всадник: Екатерина II Петру I.
Создание памятника оказалось очень хлопотным: замысел именитого парижского скульптора Этьена-Мориса Фальконе, специально приглашенного в Россию Екатериной для работы над памятником Петру Великому, был грандиозным. Увековечивая фигуру российского реформатора, было решено создать его скульптуру на коне. Согласно замыслу, наездник поднимался на высокий утес, оставляя позади всех неприятелей и преодолевая тем самым все жизненные трудности.

Интересные факты медный всадник. Кумир на бронзовом коне. Интересные факты о Медном всаднике 04

Перевозка «Гром-камня
Первым испытанием стал поиск камня, который бы послужил постаментом. Вначале предполагалось собрать его из отдельных камней, но все же попытки найти глыбу соответствующих размеров предпринимались. С этой целью даже разместили объявление в газете: и, о чудо, обычный крестьянин согласился доставить в Петербург валун. Считается, что отыскать нужную породу ему помог юродивый, сам камень назван Гром-камнем за то, что когда-то давно пострадал от удара молнии. Доставка постамента длилась 11 месяцев, перемещать глыбу весом в 2400 тонн пришлось зимой, так как она продавливала буквально все на своем пути. Согласно другой легенде, камень был назван Конем, поскольку был найден на одноименном острове и в незапамятные времена лежал у входа во врата иного мира. Согласно поверьям, местные жители приносили коней в жертву богам у этого камня.

Интересные факты медный всадник. Кумир на бронзовом коне. Интересные факты о Медном всаднике 05

Иллюстрация к поэме Медный всадник А. Пушкина кисти Александра Бенуа.
Когда Гром-камень был доставлен в Петербург, Фальконе стал работать над скульптурой всадника. Чтобы добиться максимальной реалистичности, он соорудил постамент с таким же углом наклона, и раз за разом просил наездника заезжать на него. Наблюдая за движениями лошади и всадника, скульптор постепенно создал эскиз. На протяжении последующих восьми лет статую отливали из бронзы. Название «медный всадник» – это художественный прием Пушкина, на самом деле фигура – бронзовая.

Интересные факты медный всадник. Кумир на бронзовом коне. Интересные факты о Медном всаднике 06

Открытие памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Бумага, гравюра резцом. Середина XIX в.
Несмотря на то, что Екатерина была в восторге от проекта Фальконе, затянувшаяся работа по отливке статуи рассорила ее со скульптором. Француз уехал в Париж, не дождавшись торжественного открытия. Справедливости ради, отметим, что, когда монумент был представлен публике, по велению Екатерины II отчеканенные по случаю торжества монеты с благодарностью доставили Фальконе.

Интересные факты медный всадник. Кумир на бронзовом коне. Интересные факты о Медном всаднике 07

Медный Всадник в годы Великой Отечественной войны
Медный всадник – визитная карточка Петербурга. Во время войны 1812 года была мысль его эвакуировать, но этому помешал случай. Если верить преданиям, майор российской армии, которому было приказано заниматься памятником, попросил у Александра I разрешения оставить монумент на месте: якобы ему приснился сон, в котором сам Петр I уверял русских, что, пока он на месте, его творению ничего не угрожает. В годы Великой Отечественной войны за памятник тоже переживали, но снять его с постамента не решились: обложили мешками с песком и досками. Так медный всадник и пережил блокаду.

Медный всадник анализ. Анализ поэмы "Медный всадник"

Представляем вашему вниманию краткий анализ поэмы "Медный всадник". Год написания "Медного всадника" 1833 год. Автор этой "петербургской повести" - Александр Пушкин. В 1833 году Пушкин отправился в Болдино, где находилось имение жены, там поэт хотел остаться в уединении, спокойно поразмышлять, собрать воедино мысли. Именно в Болдино Пушкин и написал знаменитую поэму "Медный всадник", посвященную Петру Первому.

Сам Пушкин отзывался о данной поэме, как о "горестном рассказе" и "грустном преданьи", и убежденно заявлял о том, что происходящие в поэме события основаны на правде. Проводя анализ поэмы "Медный всадник", обязательно стоит заметить, что Пушкин поднял очень актуальные для той эпохи вопросы. Один из них касается общественных противоречий, а второй будущего России. Именно поэтому поэт единой нитью повествования показал что было в прошлом, чем живет Россия теперь и ее будущее, объединив это в единое целое. Ниже мы рассмотрим также сюжет поэмы "Медный всадник" .

Главное в анализе "Медного всадника"

Александр Пушкин в общем проявлял большой интерес к эпохе Петра Первого - его интересовало то как прогрессивно действовал Петр, однако в поэме "Медный всадник" царь предстает перед читателями в двух обликах: одним он видится сильным и смелым человеком, который производит реформы на благо страны, другие видят в Петре самовластного царя, который тяжелой рукой заставляет слушаться и подчиняться.

Поэма "Медный всадник" наполнена глубоким смыслом, хотя Пушкин написал ее меньше чем за месяц - 6 октября 1833 года поэт начал работу над произведением, а 31 октября работа была окончена.

Сюжет поэмы

Сюжет поэмы "Медный всадник" достаточно прост: бедный чиновник Евгений, главный персонаж, бросил вызов основателю Санкт-Петербурга, Медному всаднику, статуе Петра Первого. Понятие "маленького человека" не раз фигурирует в произведениях Алексанра Пушкина, и, проводя анализ "Медного всадника", видно, что здесь один из таких случаев. "Маленький человек" чиновник Евгений пережил страшное потрясение, потеряв во время наводнения в Петербурге невесту, что и послужило причиной дерзости, на которую осмелился главный герой. А все чего хотел в жизни Евгений - это семейное счастье и скромный достаток.

И вот, спустя год, снова наступает ненастная пора. На Евгения нахлынывают воспоминания о пережитом прошлом, и вдруг ему видится фигура каменного изваяния. Хотя император и выступил, как спаситель России, подняв ее из бездны и основав град Петра, это принесло несчастье в судьбу бедного чиновника Евгения. А в это время гордая статуя так и стоит на дыбах, даже не желая посмотреть вниз и помочь бедным ничтожным людям.

Вы прочитали краткий анализ поэмы "Медный всадник" и узнали, о чем она. К тому же мы познакомили вас с главными героями и сюжетом поэмы.

Интересные факты медный всадник. Кумир на бронзовом коне. Интересные факты о Медном всаднике 08

Анализ драмы Островского "Гроза"

Александр Островский как-то отправился путешествовать по Поволжью, и его настолько впечатлила поездка – люди, быт, нравы, что он сел за написание произведения, ставшего в будущем одним из самых популярных в русской литературе. Это драма «Гроза»,…

"Бежин луг" - анализ произведения

"Бежин луг" - это произведение Ивана Тургенева, входящее в известный цикл "Записки охотника", начавший публиковаться в 1847 году. В произведениях этого цикла присутствуют не только яркие краски природного наследия России, но и проводится анализ…

Краткое содержание повести "Барышня крестьянка"

Действие повести Пушкина происходит в первой трети XIX века в провинциальных дворянских имениях.

Трещина на Медном всаднике. Тайна «Медного всадника»

Она кажется невероятной, на первый взгляд. Петр I ли стоит, расправив длань, на берегах Невы? Потом понимаешь, для сомнения, есть все основания
Трещина на Медном всаднике. Тайна «Медного всадника»

Памятник Петру I, стоящий на Сенатской площади Санкт-Петербурга, называют еще «Медный всадником». Последнее не вызывает никакого сомнения. Мы видим вздыбленного коня, на нем, скорее, не российского самодержца, а римского патриция или кого-то похожего на него, и его длань, распростёртую над землей

По официальной версии, это памятник Петру I, который изготовлен по приказу императрицы Екатерины II, архитектором Фальконе в 1778 году. Открытие его состоялось еще через четыре года.

Официальной версии не поверил и более внимательно присмотрелся памятнику исследователь и историк Алексей Кунгуров. Он заметил много непонятного и даже удивившего его. Начиная с камня, на котором установлен постамент. Его масса, по разным источникам, от 1700 до 2500 тонн. Такая махина неподъемна даже для современных механизмов, не говоря уже о банальной лошадиной тягловой силе. Даже представить сложно, каким способом камень подняли, на что погрузили и как привезли в Питер.

Трещина на Медном всаднике. Тайна «Медного всадника»

Дальше количество вопросов нарастает, как снежный ком. С какого перепугу автор обрядил Петра в римскую или греческую тогу, нацепил ему меч и лавровый венок на голову? Героизация образа? Тогда искажение пропорций тела Петра I тоже надо отнести к этой же причине. Непропорционально сложенный, узкоплечий, он предстает перед нами былинным красавцем с аршинной саженью в плечах, налитым силой телом

Трещина на Медном всаднике. Тайна «Медного всадника»Трещина на Медном всаднике. Тайна «Медного всадника»Трещина на Медном всаднике. Тайна «Медного всадника»очему у всадника на коне отсутствуют стремена и седло, которое заменяет какая-то шкура?

На фото это хорошо видно
Трещина на Медном всаднике. Тайна «Медного всадника»

Без сёдел и стремян ездили на лошадях разве что скифы и сарматы. Предание гласит, что они умели управлять лошадьми даже с помощью мысли. Но к чему эти, откровенно архаичные детали, образу великого самодержца

Но больше всего меня удивило наличие некоего отростка, похожего на змею, под задними ногами коня. Это что? Если, действительно, змей, то как он увязывается с образом Петра? С зеленым змием, разве что, боролся, но такая версия выглядит смешной.
Трещина на Медном всаднике. Тайна «Медного всадника»

Автор исследования считает, что памятник некогда был переделан. И изначально у ног коня было тело поверженного дракона, примерно, как на этом фото.
Трещина на Медном всаднике. Тайна «Медного всадника»

Или на этом.
Трещина на Медном всаднике. Тайна «Медного всадника»

Конь, человеческая фигура на нем, вся композиция памятников, действительно, похожи друг на друга. Явное сходство замысла, исполнения, сюжета.

В доказательство того, что такие памятники ставили на Руси, исследователь приводит картину японского художника, который бывал в наших краях и добросовестно зарисовал увиденное.
Трещина на Медном всаднике. Тайна «Медного всадника»

Почему убрали дракона, а хвост оставили? – возникает логичный вопрос. Посмотрите на следующий снимок и поймете – хвост одна из точек опоры и крепления памятника к камню. Без нее он бы не смог стоят. Поэтому специалисты по переделке вынужденно оставили хвост.
Трещина на Медном всаднике. Тайна «Медного всадника»

Тогда кому же был изначально поставлен памятник? Георгию Победоносцу или ещё какому неизвестному нам герою древности. Вам так не кажется? Если в руку бронзового Петра вложить копьё, а у ног коня сотворить змею, получится, без всякого сомнения, готовый Победоносец.

Алексей Кунгуров утверждает, что если внимательно присмотреться к рукавам рубахи и краю накидки всадника, то можно увидеть вообще невообразимое - вышитый свастичный узор, который носили только славянские воины. А ведь Пётра I никак нельзя отнести к хранителям российской истории и ее почитателям. Он решительно и безжалостно истреблял все традиции и обычаи, в угоду нового европейского порядке, введенного им. Тогда свастика здесь причем?

«Очень похоже на то, что фамилией Фальконе просто прикрыли нечто, что хотели уничтожить, исказить или утаить от нас с вами, - считает Алексей Кунгуров. И продолжает. - Приведённый краткий анализ наталкивает на мысль о том, что памятник «Медный всадник» подвергался переделке, что изначально он был поставлен совсем другому герою – настоящему».

Почему медный всадник так называется. Медный всадник? Почему медный?

«Медный всадник» – знаменитый памятник Петру Великому в Санкт-Петербурге и яркий пример того, как изделия из металла (в данном случае – скульптура из бронзы) могут украшать не только интерьеры, но и города. «Медный всадник» давно уже стал символом северной столицы.

Автор памятника – французский скульптор Этьен-Морис Фальконе, приглашенный специально в Россию по указу Екатерины II князем Голицыным. В 1765 г. Екатерине, после поисков скульптура через своих послов, к нему посоветовали обратиться Дидро и Вольтер, вкусу которых она доверяла. Так 50-летний Фальконе, работавший в то время на парижском фарфоровом заводе и мечтавший о монументальной скульптуре, получил заказ с условием, что выполнит его за 8 лет.

Екатерина думала установить памятник великому основателю Петербурга в самом центре Сенатской площади, однако Фальконе поступил по-своему и перенес скульптуру ближе к Неве. Видение будущего памятника у художника и великой императрицы просто разительно отличалось; по этому поводу было немало трений.
Екатерина II хотела видеть Петра в стиле римских императоров – с жезлом и скипетром в руках, царственно восседающем на коне. Но Фальконе узрел в «Медном всаднике», прежде всего, государственного деятеля, а не великого полководца и основателя, с чем он также был согласен. В итоге Фальконе сумел убедить всех, и через 3 года работы над моделью памятника в натуральную величину были готовы. Еще 12 лет ушло на гипсовую модель «Медного всадника», и в 1774 г. памятник начали отливать из бронзы.

Почему же его называют «Медным всадником», когда этот шедевр – скульптура из бронзы? Название пришло позднее от одноименной поэмы А. С. Пушкина, где слово «медный» поэт относил к бронзе (как и в других своих произведениях), как и было принято в те времена: «колокольная медь», «медных пушек звонкий ряд» и т.д.

Отливкой памятника долго никто не хотел заниматься – пугали его огромные размеры. К тому же, по расчётам Фальконе для равновесия монумента передние стенки скульптуры должны были быть тончайшими – не больше сантиметра. Французский литейщик, которого специально пригласили для этого, даже назвал своего земляка сумасшедшим и отказался, ведь такого способа отливки никто раньше в мире не делал. Но в итоге мастер, готовый решиться, нашелся. Это был русский рабочий, отливавший пушки – Емельян Хайлов.

Для отливки понадобилось 176 т бронзы и 4 т железа (для равновесия). Отлить скульптуру удалось лишь за 3 года: во время 1-ой отливки лопнула труба, и раскаленная бронза повредила верхнюю часть скульптуры – к ужасу Фальконе. Хайлов, рискуя жизнью, сумел собрать часть вытекшего металла, но полностью изъян удалось исправить только через 2 года. В память об этом на одной из плащевых складок Петра мастер написал: "Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года".

С Гром-камнем, на котором вздымается конь Петра I, история не менее интересна. Как задумал Фальконе, основанием памятника должна была стать естественная скала в виде волны – напоминание о том, что Пётр I открыл России нужный путь к морю. Поисками монолита занялась Академия художеств – еще, когда была готова лишь голова памятника, которую вылепила ученица Фальконе, приехавшая с ним в Россию – 17-летняя Мари-Ан Колло. Гром-камень нашли у деревни Лахты. Из-за того, что в него когда-то ударила молния и сделала в нем расщелину, местные жители его так и прозвали. По преданию на Гром-камень несколько раз входил сам Петр, чтобы обозреть окрестности.

Массивный гранит доставляли до места почти год. Его первоначальный вес был 2000 т. Сам же памятник весит – 8 т, а в ширину – 5 м.

Но установить памятник Фальконе так и не пришлось. К этому моменту он совсем рассорился с императрицей и вместе со своей ученицей в 1778 г. отбыл из России. Руководить установкой бронзовой скульптуры на постамент доверили архитектору Ф. Г. Гордееву.

Наконец, 7 августа 1782 г. торжественное открытие «Медного всадника» состоялось. На Сенатской площади собралось много народу и войска, а императрица Екатерина II смотрела на открытие с балкона Сената и со слезами на глазах поклонилась изображению в бронзе великого Петра. Такого массивного и красивого изделия из металла Санкт-Петербург раньше не знавал. Эта скульптура из бронзы и сегодня – украшение не только северной столицы, но и всей Европы, один из лучших памятников Петру I.