Краткая биография о Римского-Корсакова. Биография Корсакова кратко
- Краткая биография о Римского-Корсакова. Биография Корсакова кратко
- Как называли Римского-Корсакова. Оперы Римского-Корсакова:
- Римский корсаков портрет. Римский-Корсаков Николай Андреевич
- Римский корсаков интересные факты. Успех и признание
- Город в котором учился и работал римский-корсаков. Биография Николая Андреевича Римского-Корсакого
- Кантаты Римского-Корсакова.
- Биография Римского-Корсакова в таблице. Биография Римского-Корсакова - жизненный и творческий путь
Краткая биография о Римского-Корсакова. Биография Корсакова кратко
Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844–1908).
Родина композитора – Новгородская губерния, провинциальный городок Тихвин. Начальное музыкальное воспитание будущий композитор получил дома, занимаясь со своей матерью. Впоследствии музыкальное образование он получает в пансионе, где музыка являлась одним из общеобразовательных предметов.
Под влиянием отца и старшего брата, служившего в системе военно-морского образования, в 1856 г. Николай поступает в Морской кадетский корпус. Учится он усердно, поскольку любовь к морю живет в нем с детских лет и в 1862 г. с отличием завершает обучение.
После смерти отца в 1861 г. семья композитора переезжает в Санкт-Петербург, где судьба сводит Николая Андреевича с известным композитором и общественным деятелем Милием Балакиревым, который знакомит его с композиторами «Могучей кучки» и обучает основам композиторского мастерства.
Продолжается и служба морского офицера Римского-Корсакова во флоте. Множество ярких впечатлений получает композитор, побывав во время кругосветного плавания на клипере «Алмаз» во множестве стран, среди которых Италия, Англия, Польша, Франция, США, Норвегия и другие. Это путешествие подпитывало творческую фантазию музыканта в течение многих лет.
В 1865 году, возвратившись в Санкт-Петербург, Римский-Корсаков, практически забросивший во время службы занятия музыкой, вновь попадает в круг профессиональных музыкантов «Могучей кучки». Здесь он встречается с А.П. Бородиным, П.И. Чайковским, Александром Даргомыжским и с новой силой приступает к сочинению. В 1873 г. Римский-Корсаков начинает преподавательскую деятельность в качестве профессора консерватории в Санкт-Петербурге, годом позже принимает у М.А. Балакирева руководство музыкальной бесплатной школой и, продолжая традиции знаменитого музыканта, становится фактически главой русской новой школы музыки.
Н.А. Римский-Корсаков создал большое (15!) количество опер. Особенно вдохновляют композитора образы сказочные, былинные. После первой оперы «Псковитянка», рассказывающей о пути становления единого государства Российского, появляются «Ночь перед Рождеством» и «Майская ночь» по сюжетам Н.В. Гоголя, сказка «Снегурочка» по произведению А.Н. Островского, симфоническая картина и опера «Садко». Позднее написаны оперы «Золотой Петушок» по сказке А.С. Пушкина и опера «Кощей бессмертный».
Музыкальное творчество и общественная деятельность величайшего русского музыканта стали подлинным украшением национальной культуры. Талантливый композитор, музыкальный критик, дирижер, общественный деятель был к тому же прекраснейшим педагогом. Среди знаменитых учеников композитора И.Ф. Стравинский, А.К. Лядов, С.С. Прокофьев и другие прекрасные музыканты.
Как называли Римского-Корсакова. Оперы Римского-Корсакова:
Особенности стиля и художественного метода композитора с наибольшей полнотой раскрылись в оперном творчестве. 15 опер Римского-Корсакова представляют необычайное разнообразие жанровых, драматургических, композиционных и стилистических решений. Среди них — сочинения, тяготеющие к номерной структуре (“Майская ночь”, “Снегурочка”, “Царская невеста”) и к непрерывному развитию (“Моцарт и Сальери”, “Кащей бессмертный”, “Сказание о невидимом граде Китеже”, “Золотой петушок”); оперы с широкими массовыми сценами (“Псковитянка”, “Майская ночь”, “Снегурочка”, “Млада”, “Садко”, “Китеж” и без них (“Моцарт и Сальери”, “Вера Шелога”, “Kaщей бессмертный”), с развёрнутыми законченными ансамблями (“Царская невеста”) и без ансамблей (“Moцарт и Сальери”, “Золотой петушок”). В каждом конкретном (случае выбор жанра, принципы драматургического и стилистического решения обусловлены сюжетными предпосылками. “Я никогда не верил и не верю, — подчёркивал Римский-Корсаков, — в одну единую истинную оперную форму, считая, что сколько на свете сюжетов, столько (почти столько) должно быть и соответствующих самостоятельных оперных форм”. Утверждая взгляд на оперу как на произведение прежде всего музыкальное (см. авторские предисловия к партитурам “Сервилии”, “Китежа”, “Золотого петушка”), Римский-Корсаков предъявлял в то же время высокие требования к её поэтической основе, единству и выдержанности литературного стиля. Он активно направлял работу либреттистов (крупнейший среди них — В. И. Бельский, автор выдающихся по художественным достоинствам либретто “Сказки о царе Салтане”, “Сказания о граде Китеже”, “Золотого петушка”). Ряд оперных либретто композитор написал сам.
Римский корсаков портрет. Римский-Корсаков Николай Андреевич
Ри́мский-Ко́рсаков Николай Андреевич (6 марта 1844, Тихвин — 8 июня 1908, усадьба Любенск, Санкт-Петербургская губерния) — русский композитор, дирижер, музыкально-общественный деятель. Член «Могучей кучки» . Римский-Корсаков — мастер инструментовки, новатор гармонии. Профессор Петербургской консерватории (с 1871 года), директор Бесплатной музыкальной школы, руководитель Беляевского кружка. Глава композиторской школы.
Николай Римский-Корсаков родился в 1844 году в городе Тихвине Новгородской губернии, в дворянской семье. Его отец Андрей Петрович Римский-Корсаков (1784—1862) был волынским гражданским губернатором. Мать, Софья Васильевна родилась у крепостной крестьянки от богатого помещика Василия Федоровича Скарятина.
Николай с детства обучался музыке, отдавая предпочтение церковной музыке и русским народным песням. Вскоре он и сам начал сочинять музыкальные произведения.
В 1856 году он, следуя желанию отца, поступил в Морской кадетским корпус. В это время интерес Римского-Корсакова к музыке значительно возрос: он восхищался операми Россини и Глинки , произведениями Бетховена и Моцарта .
В 1862 году семья Римских-Корсаковых переехала в Санкт-Петербург, где Николай познакомился в Милием Балакиревым и вошел в его кружок, позднее названный «Могучей кучкой».
В 1861—1862 годах Римский-Корсаков работал над своим первым серьезным сочинением — Первой симфонией. В это же время он окончил Морской корпус и поступил на службу на клипер «Алмаз». За несколько лет морской службы Римский-Корсаков побывал в Англии, Норвегии, Франции, Италии, Испании, США и Бразилии.
Римский-Корсаков продолжал состоять в Балакиревском кружке, где познакомился с А. П. Бородиным , А. С. Даргомыжским , П. И. Чайковским . Он завершил работу над симфонией, которая была исполнена в 1865 году. За ней последовали «Увертюра на три русские темы» (1866) и «Сербская фантазия» (1867).
В 1867 году Римский-Корсаков написал музыкальную картину «Садко», которая впоследствии была им использована при написании одноименной оперы.
Римский-Корсаков неоднократно работал над завершением и оркестровкой чужих произведений: он помогал Цезарю Кюи в работе над оперой «Вильям Радклиф», закончил партитуру оперы «Каменный гость» по завещанию ее автора Даргомыжского.
С 1871 года Римский-Корсаков был профессором Санкт-Петербургской консерватории, где преподавал музыкальные дисциплины, с 1874 года он занимался дирижированием.
В 1880-е годы композитор написал оркестровую сюиту «Шехеразада», «Испанское каприччио», увертюру «Светлый праздник». В 1890-е были созданы оперы «Ночь перед Рождеством», «Садко», «Моцарт и Сальери», пролог к опере «Псковитянка» и «Царская невеста».
Семья
В 1872 году Римский-Корсаков женился на пианистке Надежде Николаевне Пургольд (1848—1919). У супругов было шестеро детей: сыновья Михаил (1873—1951), Андрей (1878—1940), Владимир (1882—1970), Святослав (1889—1890), дочери Софья (1875—1943), Надежда (1884—1971), Мария (1888—1893).
Живописно-изобразительный характер музыки, особой чистоты лирика присущи произведениям Римского-Корсакова, связанным с миром сказки, с поэзией русской природы, картинами народного быта; немаловажна роль и образов Востока.
Римский-Корсаков является автором 15 опер (эпические, сказочные, историко-бытовые), в том числе «Псковитянка» (1872), «Майская ночь» (1879), «Снегурочка» (1881), «Садко» (1896), «Царская невеста» (1898), «Кащей бессмертный» (1902), «Сказание о невидимом граде Китеже…» (1904), «Золотой петушок» (1907); «Испанское каприччио» (1887), «Шехеразада» (1888) и другие сочинения для оркестра, романсы, обработки русских народных песен. Завершил ряд произведений М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, А. С. Даргомыжского.
Оперы
- Псковитянка
- Майская ночь
- Снегурочка
- Млада
- Ночь перед Рождеством
- Садко
- Моцарт и Сальери
- Боярыня Вера Шелога (пролог к опере «Псковитянка»)
- Царская невеста
- Сказка о царе Салтане
- Сервилия
- Кащей Бессмертный
- Пан воевода
- Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии
- Золотой петушок
Симфонические произведения
- Симфония № 1
- Сказка (симфоническая пьеса)
- Симфония № 2
- Симфониетта
- Увертюра на темы трех русских песен
- Антар
- Симфония № 3
- Шехеразада (симфоническая сюита)
- Испанское каприччио
- Светлый праздник (увертюра)
- Садко
- Снегурочка (сюита)
- Ночь перед Рождеством (сюита)
- Концерт для фортепиано с оркестром
Вокальные сочинения
- романсы
- хоры
- сборники: «100 русских народных песен», «40 народных песен»
- Кунин И. Ф. Н. А. Римский-Корсаков. М., 1988.
- Н. А. Римский-Корсаков и его наследие в исторической перспективе: Сборник докладов международной музыковедческой конференции 19-22 марта 2010 года. СПб., 2010.
- Рацкая Ц. С. Н. А. Римский-Корсаков. М., 1977.
Сочинения
- Летопись моей музыкальной жизни. М., 1982.
Римский корсаков интересные факты. Успех и признание
Успех произведений был настолько очевиден, что уже в 1871 г. Римский-Корсаков получает приглашение на должность профессора практического сочинения, инструментовки и оркестровки в Петербургскую консерваторию.
Здесь надо заметить, что без соответствующего образования получить профессорское назначение было не так просто. Однако необычная биография и выдающиеся способности будущего классика никем не подвергались сомнению. Интересно, что на сегодняшний день эта консерватория носит его имя.
Композитор в 1897 году
Через два года музыкант становится инспектором духовых оркестров Морского ведомства, а в 1874 – директором Бесплатной музыкальной школы. В этом же году Римский-Корсаков начинает активно заниматься дирижированием симфонических концертов, а потом и оперных спектаклей.
В биографии Римского-Корсакова отчетливо прослеживается, насколько легко он принимался за тот или иной вид деятельности.
Интересно, что его прозвали «сказочником» за любовь к фантастическому миру сказок. Именно он придумал симметричный лад, который позже назовут «гамма Римского-Корсакова».
Первой оперой маэстро стала «Псковитянка», написанная в 1872 г. Через семь лет он создает «Майскую ночь» по сюжету Н.В. Гоголя. Затем, в 1881 г. появляется наиболее вдохновенная опера «Снегурочка», написанная для сказки А.Н. Островского.
Интересным фактом в биографии Римского-Корсакова является то, что в начала 1890-х годов у него начал наблюдаться некоторый творческий спад. Однако потом, наоборот, с невероятной интенсивностью выходят потрясающие оперы «Ночь перед Рождеством» (1895), «Садко» (1896), «Моцарт и Сальери» (1897), пролог к опере «Псковитянка» и «Царская невеста» (по драме Льва Мея, 1898).
Город в котором учился и работал римский-корсаков. Биография Николая Андреевича Римского-Корсакого
Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 18 марта 1844 года в Тихвине. Отец, композитор Андрей Петрович, происходил из старинного дворянского рода. Его предки занимали видные посты в армии и администрации, начиная с прапрадеда, контр-адмирала флота при Елизавете Петровне.
В шесть лет Ника , как звали его родные, начал заниматься музыкой, но учительницы попадались неинтересные, и занятия не увлекали.
Нике было 12 лет, когда отец привез его в Петербург и определил в морской кадетский корпус . Сбылась сокровенная мечта стать моряком. Занимался Ника усердно и ровно. И все же бытовавшие здесь нравы были ему чужды. Он страдал от бессмысленных занятий «фрунтом», муштры.
В этом же году он начал брать уроки по фортепиано у виолончелиста оркестра Александрийского театра Улиха . Занятия сводились, главным образом, к совместной игре в четыре руки. В 1858 году Ника начал учиться у известного пианиста Федора Андреевича Канилле. Педагог пришелся по душе. Под его руководством были сделаны первые опыты сочинительства. Однако старший брат — Воин Андреевич решил их прекратить, считая, что трата времени на музыку может неблагоприятно сказаться на учебе в корпусе. По-своему он был прав 16-летний юноша потерял интерес к морскому делу. Музыка вторглась в его жизнь, отодвинув на второй план все остальное. А тут еще осенью 1861 года произошла встреча с Балакиревым, и молодой Римский-Корсаков стал участником балакиревского кружка. Он оказался вовлеченным в горячие обсуждения и споры. Юноша был счастлив, что его принимают как равного эти талантливые люди, увлеченные музыкой. Творческие радости были омрачены большим горем умер отец. Римский-Корсаков тяжело пережил эту утрату.
Кантаты Римского-Корсакова.
18 марта исполняется 170 лет со дня рождения великого русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова.
Николай Андреевич Римский-Корсаков родился в небольшом городе Тихвине Новгородской губернии. Игре на фортепиано он начал обучаться дома с шести лет, хотя поначалу музыка производила на него меньшее впечатление, чем книги. Больше всего ему по душе были церковные произведение, а также русские народные песни.
После начала учебы в Морском кадетском корпусе, музыка стала интересовать Николая значительно больше, позже он будет вспоминать: «Я был 16-летний ребенок, страстно любивший музыку и игравший в нее». С осени 1859 года берет уроки у пианиста Федора Канилле.
После знакомства с Милем Балакиревым, Римский-Корсаков начинает писать первое крупное сочинение — Певая симфония ор.1. Впервые она была исполнена в 1865 году под управлением самого Балакирева.
Одним из основополагающих произведений композитора стала музыкальная картина «Садко», музыка которой в будущем была частично использована в одноименной опере. После появления произведения, часть произведений композитора будет тесно связано с определенной литературной программой.
В 1872 году окончил первое оперное произведение «Псковитянка». В последствии, оперные произведения стали ведущими в творчестве. В 1880-х годах уделил внимание симфоническим жанрам, выходят сюита «Шахерезада», «Испанское каприччио» и увертюра «Светлый праздник». В последние годы XIX столетия написал знаменитые оперы «Садко» (1896) и «Царская невеста» (1898).
Среди сочинений Римского-Корсакова 15 опер, 3 симфонии, симфонические произведения, инструментальные концерты, кантаты, камерно-инструментальная, вокальная и духовная музыка.
Вспомним 10 произведений композитора, прочно вошедших в сокровищницу мировой музыкальной культуры.
Опера «Снегурочка». Исполняет Белорусский Государственный академический Большой театр оперы и балета.
Cюита «Шехеразада»
«Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане». Исполняет Симфонический оркестр Колледжа имени Гнесиных, Дирижер — Заслуженный артист РФ Виктор Луценко.
Опера «Садко» в исполнении Государственного академического Большого театра СССР.
Опера «Царская невеста». Исполняет Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета.
Опера «Ночь перед Рождеством». Постановка Киевского муниципального академического Театра оперы и балета для детей и юношества.
Опера «Кащей бессмертный» . Спектакль Белорусской оперы. Режиссер-постановщик Галина Галковская, дирижер Иван Костяхин.
Увертюра «Светлый праздник». Исполняет оркестр Капеллы «Таврическая».
Опера «Псковитянка». Санкт-Петербургская консерватория им. Римского-Корсакова, два Ариозо Ольги в исполнении Татьяна Павловской.
Испанское каприччио. Исполняет Концертный симфонический оркестр Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского. Дирижёр — Станислав Дятлов.
Биография Римского-Корсакова в таблице. Биография Римского-Корсакова - жизненный и творческий путь
В небольшом провинциальном городе Тихвине Новгородской губернии в 1844 году 18 марта родился будущий великий русский композитор. Биография Римского-Корсакова берет свое начало в уважаемой семье потомственных военных, где большая часть представителей мужского рода несла службу в военном морском флоте. Но родители, узнав о большом таланте ребенка, не стали препятствовать его увлечению музыкой.
Первое знакомство с музыкой
В доме любили и почитали музыку. Биография Римского-Корсакова, детские годы в том числе, прошла в ее окружении. В шесть лет мальчика стали обучать игре на фортепьяно. В скором времени он проявил незаурядные композиторские способности. Но отец, следуя семейным традициям, определил Римского-Корсакова в Морской кадетский корпус, где тот обучался до 18-ти лет.
Образование и композиторские устремления
Во время учебы в Санкт-Петербурге биография Римского-Корсакова по-прежнему неразрывно связана с музыкой. Он не оставляет своих занятий на фортепиано у Канилле Федора Андреевича. Активную поддержку в его устремлениях оказывает старший брат, не менее талантливый человек. Педагог по фортепиано знакомит юного кадета с Балакиревым, основателем известной группы композиторов «Могучая кучка».
С этого момента биография Римского-Корсакова получает вполне определенное направление. Встреча с руководителем «Могучей кучки» подвигла юного композитора на написание симфонии. К этому времени он закончил свое образование в Морском кадетском корпусе и как выпускник отправился в кругосветное трехгодичное плавание, вынужденно отказавшись на время от своего истинного призвания.
Годы становления Римского-Корсакова как композитора
Возвратившись из плавания, военный офицер возобновляет отношения с Балакиревым. Все свободное время от службы он посвящает музыке. В 1865 году закончена первая симфония. В 1971 году место профессора по оркестровому письму и композиции в петербургской консерватории получил Николай Римский-Корсаков. Биография зафиксировала, что на тот момент ему было всего 27 лет от роду. Но композитор не останавливается на достигнутом и продолжает покорять музыкальный Олимп. Из-под его пера выходят новые симфонические произведения и романсы.1873 год – Морское ведомство предлагает ему работу в качестве инспектора духовых оркестров, а годом позже Римский-Корсаков становится их дирижером. Все больше и больше его привлекает оперный жанр. Уже создана первая опера «Псковитянка». Несколькими годами позже увидит свет одно из крупнейших произведений композитора – симфоническая сюита «Шехерезада».
Композитор Римский-Корсаков, биография творчества которого включает в себя такие оперы, «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок» (по сказкам Пушкина), "Садко", "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии", создал все эти произведения в период с 1895 год по 1907 год. Это время можно считать расцветом его музыкальной деятельности.
Умер композитор в 1908 году в июне 21 числа, оставив после себя огромное наследие, ценность которого признана не только у него на родине, но и во всем мире.