Интересные факты

Все самое интересное со всего мира!

Как ведьм казнили. Мир сошел с ума

12.07.2022 в 18:36

Как ведьм казнили. Мир сошел с ума

В Италии, после опубликования в 1523 году буллы о ведьмах папы Адриана VI, только в районе Комо стали ежегодно сжигать более 100 ведьм. Но больше всего ведьм оказалось в Германии. Немецкий историк Иоганн Шерр писал: «Казни, совершаемые разом над целыми массами, начинаются в Германии около 1580 года и продолжаются почти целое столетие. В то время как вся Лотарингия дымилась от костров… в Падеборне, в Браденбургии, в Лейпциге и его окрестностях совершалось тоже множество казней.

В графстве Верденфельде в Баварии в 1582 году один процесс привел на костер 48 ведьм… В Брауншвейге между 1590-1600 годами сожгли столько ведьм (ежедневно по 10-12 человек), что позорные столбы их стояли «густым лесом» перед воротами. В маленьком графстве Геннеберг в одном 1612 году сожжены 22 ведьмы, в 1597-1876 годах — 197… В Линдгейме, насчитывавшем 540 жителей, с 1661 по 1664 год сожжено 30 человек».

Появились даже свои рекордсмены по казням. Фульдский судья Бальтазар Фосс хвастался, что он один сжег 700 колдунов обоего пола и надеется довести число своих жертв до тысячи. Особенной страстью в гонениях ведьм отличился вюрцбургский епископ Филипп-Адольф фон Эренберг. В одном только Вюрцбурге он организовал 42 костра, на которых сожгли 209 человек, в том числе 25 детей в возрасте от четырех до четырнадцати лет. Среди казненных были самая красивая девушка, самая полная женщина и самый толстый мужчина, слепая девушка и студент, говоривший на многих языках. Любое отличие человека от других казалось епископу прямым свидетельством связей с дьяволом.

А еще сильнее зверствовал его двоюродный брат — князь-епископ Готфрид Иоганн Георг Второй Фукс фон Дорнхейм, казнивший в Бамберге в период 1623-1633 годов более 600 человек. Последнее массовое сожжение в Германии было устроено архиепископом Зальцбургским в 1678 году, когда на костер отправилось сразу 97 человек.

Увы, не осталась в стороне от охоты на ведьм и Россия. Так, когда в 1411 году в Пскове началась эпидемия чумы, по обвинению в напущении болезни сожгли сразу 12 женщин. Впрочем, в сравнении с Западной Европой, можно сказать, что в России к ведьмам относились терпимо. И обычно жестоко наказывали, только если они злоумышляли против государя. В общем, жгли редко, все больше пороли.

В Европе же не только жгли, но и старались казнить с особой изощренностью. Судьи порой настаивали, чтобы при казни колдуньи непременно присутствовали ее малолетние дети. А иногда вместе с ведьмой отправляли на костер и ее родственников. В 1688 году целая семья, включая детей и прислугу, была сожжена за колдовство.

В 1746 году сожгли не только обвиняемую, но и ее сестру, мать и бабушку. И наконец, сама казнь на костре была словно специально сделана, чтобы еще более опозорить женщину. В первую очередь сгорала ее одежда, и она на какое-то время оставалась нагой на виду у многочисленной толпы, собравшейся посмотреть на ее умерщвление. В России же обычно сжигали в срубах, возможно, чтобы избежать этого самого позора.

"Охота на ведьм" в Америке

Охота на ведьм в АмерикеЯ уже несколько раз писал о том, что не удивлюсь, если белых в Западной Европе скоро будут третировать и убивать как евреев во время Второй мировой войны. Сначала поодиночке, погружая в атмосферу страха и вынуждая бежать, куда глаза глядят, а потом массово и повсеместно.
Впрочем, в США может быть несколько иной вариант. Там могут начать массово третировать людей за их традиционные взгляды. А примеров этого уже хватает.
Вот и агентство UTA уволило актрису сериала «Мандалорец» Джину Карано после того, как она сравнила политический климат в США с гонениями на евреев в Германии после прихода нацистов к власти в 1930-х. Также от сотрудничества с артисткой отказалась студия Lucasfilm. Об этом пишет Deadline.
Причиной увольнения стал тот факт, что Карано опубликовала в соцсетях пост, в котором заявила, что евреев в Германии избивали их соседи, а не «нацистские солдаты». «Поскольку историю правят, сегодня многие не понимают, что до того, как нацистские солдаты начали арестовывать евреев тысячами, правительство сперва заставило собственных граждан ненавидеть их за то, что они были евреями. Как это отличается от того, чтобы ненавидеть кого-либо из-за политических взглядов? » — задалась вопросом актриса.
В Lucasfilm заявили, что перестали сотрудничать с Карано и в будущем не рассматривают возможности совместной работы с актрисой. Представители компании подчеркнули, что посты Карано в соцсетях, в которых та «порочит людей на основании их культурных особенностей или религиозных убеждений», являются неприемлемыми и отвратительными.
https://lenta.ru/news/2021/02/11/mandaloretcs/
Гражданка Карано конечно не совсем верно проводит параллель того что сейчас происходит в США с нацистской Германии.
То что сейчас происходит ближе к "охоте на ведьм" имени сенатора Маккарти, только вместо коммунистов преследуют трампистов, причем помимо государственной кампании давления на инакомыслящих, создается (или вернее, уже создана) устойчивая атмосфера ненависти к тем, кто поддерживал Трампа или не поддерживал Байдена (или же связанные с Байденом и Демократической Партией идеологемы, начиная от BLM и заканчивая "Новым Зеленым Курсом"). И разумеется, если ты не одобряешь кампанию травли и созданную атмосферу нетерпимости, в особенности публично, будь то в шутку или всерьез, то ты сам становишься объектом травли, что и произошло с "штурмовиком повстанцев" из означенного сериала. В современных США, всякий Rebel Scum типа Джины Карано ждет кованный сапог демократического порицания.

Охота на ведьм выражение. Охота на ведьм

Уголовное преследование ведьм и колдунов практиковалось в Западной Европе и Америке конца XV — середины XVII веков. Только по судам над баскскими ведьмами (1609-1610, судья Пьер де Ланкр) проходило не менее 7 тысяч человек.

В католических странах дела о колдовстве, как правило, рассматривались церковным судом — инквизицией.

Наказания за колдовство варьировались от штрафа до смертной казни, в зависимости от тяжести обвинений и степени раскаяния подсудимого. Приговорённых к смерти обычно сжигали на костре, заживо или предварительно умерщвляя.

Фразу "Охота на ведьм" (Witch-hunting) в политике стали применять в первой половине 1950-х гг. в США, по отношению к расследованию «антиамериканской деятельности», чтобы выявить всех, кто придерживался левых взглядов, симпатизировал СССР, был членом Компартии США (или просто относился к ней лояльно). Возглавлял эту деятельность сенатор Джозеф Мак-карти (1908—1957). Популярности выражения способствовала антимаккартистская по своему подтексту пьеса американского драматурга Артура Миллера «Тяжкое испытание» (1953) — о процессе «салемских колдуний» («салемских ведьм»), который состоялся в 1692 г.

.

В каком веке сжигали ведьм. Преследование и жестокое истребление ведьм – одна из самых ужасных страниц в истории Средневековой Европы. Concepture разбирается, кем были ведьмы и в чем их вина.

Как правило, гонения на ведьм мы оцениваем в отрыве от времени и условий, в которых они происходили, поэтому нам кажется это чем-то необъяснимым и пугающим. Однако вера в существование ведьм, в их дьявольскую силу и уверенность в правильности действий инквизиции не было чем-то неестественным для средневекового европейца. Охоту на ведьм открыл в 1484 году Папа Иннокентий VIII, обнародовав буллу «С величайшим рвением», направленную против ведовства как антихристианской практики. Этот официальный документ не просто содержал факты объединения ведьм с нечистой силой, но давал полное право инквизиции преследовать и карать ведьм. Хотя не во все байки про дьявольские выходки колдуний верил сам народ.

В каком веке сжигали ведьм. Преследование и жестокое истребление ведьм – одна из самых ужасных страниц в истории Средневековой Европы. Concepture разбирается, кем были ведьмы и в чем их вина.

В 1487 году Генрих Инститорис и Яков Шпренгер выпустили печально известную книгу «Молот ведьм», в которой они привели в систему разрозненные народные суеверия о ведьмах. Жуткий по содержанию «Молот ведьм» стал настольным руководством по демонологии, где присутствовали сведения об учении чернокнижников и методах борьбы с ересью. «Молот ведьм» разделен на три части. Первая часть раскрывает сущность колдовства, которая заключается в предательстве истинной веры и поклонении дьяволу, с которым ведьмы вступают в половой контакт. Вторая часть представляет собой классификацию совершаемых ведьмами преступных деяний и способов борьбы с ними. Третья часть носит уже практический характер, то есть содержит правила задержания ведьмы и исполнения приговора. «Молот ведьм» помогал узнать ведьму среди множества невиновных женщин и информировал должностных лиц о тех преступлениях, за которые они подвергались суду. Правда при обвинении в ведовстве доказательная база ограничивалась обыкновенным доносом. А доносчик ничем не рисковал, поскольку в большинстве случаев ведьмы давали чистосердечное признание…под пытками. Если же ведьма и под пытками отрицала вину, то это расценивалось как помощь от дьявола, и ее все равно вели на костер. Этим и объясняется чудовищная цифра уничтоженных женщин – несколько миллионов.

Охота на ведьм в переносном смысле. Значение словосочетания «охота на ведьм»

  • Охота на ведьм — преследование людей, подозреваемых в колдовстве. Уголовное преследование ведьм и колдунов известно с древности, но особого размаха достигло в Западной Европе конца XV — середины XVII веков.В католических странах дела о колдовстве, как правило, рассматривались церковным судом — инквизицией (хотя, скажем, французское дело о ядах разбирал особый светский суд, «огненная палата»). Распространены были также случаи самосуда над подозреваемыми в ведовстве.Как фразеологизм, «охота на ведьм» означает доведённое до абсурда преследование инакомыслящих, дискредитацию каких-либо социальных групп по неразумным мотивам.

Салемская охота на ведьм. ***

Историю с охотой на ведьм в Салеме долгие годы списывали на трудноопределимый массовый психоз и искали медицинские объяснения показаниям девочек, с которых все началось: то ли они галлюцинировали на фоне отравления спорыньей, то ли страдали тяжелой формой болезни Лайма. Это только две версии из примерно полусотни. Однако в 1974 году историки Пол Бойер и Стивен Ниссенбаум опубликовали монографию «Одержимый Салем: социальные корни колдовства» (Boyer P., Nissenbaum S. Salem Possessed: The Social Origins of Witchcraft. Harvard University Press, 1974), и тогда на печально знаменитую деревню удалось взглянуть совершенно по-новому.

Бойер и Ниссенбаум, изучая историю Салема, вытащили на свет все возможные документы, касающиеся ее жителей накануне охоты на ведьм: брачные свидетельства, купчие, завещания, судебные иски, доверенности, генеалогические древа, долговые обязательства. Картина оказалась сложной, запутанной, но совсем не мистической. Например, выяснилось, что у проповедника Пэрриса, с чьей дочки Бетти началась вся история, был на редкость склочный нрав. Он добивался от своей салемской паствы не только полного содержания, то есть дома, участка, жалованья, но и сена для скота, дров для отопления и других житейских благ и удобств, за которые обычно проповедник платил сам. Половина деревни во главе с Патнэмами согласилась на условия Пэрриса, а вторая половина во главе с Проктерами отказалась. Как мы видели, Патнэмы оказались на стороне обвинения, а Проктера повесили.

Поскольку для обвинения в колдовстве требовалось немного, то жители Салема быстро поняли, какой удобный механизм для сведения счетов друг с другом попал им в руки. Помните квакершу Поуп? Она не только отдала в руки суда Марту Кори, но и способствовала обвинению Ребекки Нерс, чей скот потоптал посевы Поупов. И таких примеров в Салеме при ближайшем рассмотрении оказались сотни. Бойер и Ниссенбаум показали, что в начале 1690-х годов в силу сразу нескольких причин салемцы и в целом жители Массачусетса стали реже судиться друг с другом по хозяйственным вопросам: сказалась и сложная ситуация с судами, которые перестали действовать на время выработки новой хартии, и удорожание судебных пошлин. Таким образом, в колонии, особенно в беднейших ее районах, типичные конфликты перестали разрешаться законным образом и тлели исподволь. Кроме того, в конце XVII века экономика колонии переживала кризис: сказались тяжелые зимы, засухи, неурожаи, а также непрерывные войны с индейцами на северной границе. Многие колонисты заметно обеднели, особенно те, кто целиком зависел от своих полей и скота, а такими были почти все жители деревни Салем.

Охота на ведьм в англии. Процессы над ведьмами в Бамберге


Охота на ведьм в англии. Процессы над ведьмами в Бамберге

Процессы над ведьмами в Бамберге. \ Фото: wordpress.com.

Одна из крупнейших европейских охот на ведьм проходила в Бамберге, Германия, с 1626 по 1631 год. Из тысячи осужденных девятьсот человек были сожжены на костре, некоторым из которых посчастливилось быть обезглавленными. Это была единственная охота на ведьм, в которой не было дискриминации: люди всех возрастов, полов и классов были убиты во время процессов над ведьмами в Бамберге. Все началось в 1626 году, когда люди обратились с петицией к местным властям, спрашивая, почему ведьмы и колдуны послали морозы, чтобы уничтожить их посевы. Принц-епископ Иоганн Георг Фукс фон Дорнхайм начал расследование, и вскоре одна женщина была арестована и призналась в том, что вызвала мороз.

Охота на ведьм в англии. Процессы над ведьмами в Бамберге

Слева направо: Принц-епископ Иоганн Георг Фукс фон Дорнхайм, гравюра Иоганна Сальвера. \ Шабаш ведьм, Франсиско Гойя, 1797-8 годы.

Это была одна из тех охот на ведьм, где пытки могли применяться без ограничений, что приводило не только к признаниям, но и к извлечению новых имён. Под пытками обвиняемый признался в участии в Шабаше ведьм, злонамеренной магии и сношениях с сатаной, а также с его приспешниками. Жертв этой охоты на ведьм было так много, что в 1627 году было построено специальное здание - «Дом ведьм». Методы пыток, применявшиеся в то время для получения признаний и обвинений от жертв, включали использование винтов для больших пальцев, тисков для ног и ремешков.

Охота на ведьм в англии. Процессы над ведьмами в Бамберге

Слева направо: Доротея Флок. \ Друденхаус — специальная тюрьма для людей, обвиняемых в колдовстве в немецком городе Бамберге.

Наконец, муж обвиняемой женщины по имени Доротея Флок сумел сбежать в соседний Нюрнберг и подал жалобу императору, который вмешался. Принц-епископ, возглавлявший процессы над ведьмами в Бамберге, был отстранён от власти, но только после того, как он получил очень солидную прибыль, захватив земли тех, кого он стремился уничтожить.Иоганн Георг Фукс фон Дорнхайм был заменен на посту принца-епископа в 1631 году, что положило конец бамбергским процессам над ведьмами. И всё же европейское увлечение охотой на ведьм ещё не закончилось. Это продолжалось ещё двадцать лет, и последняя казнь за колдовство в Европе состоялась только в 1782 году.Наибольшее количество казней за преступление колдовства произошло в Германии во время европейского увлечения охотой на ведьм раннего нового времени, при этом, по современным данным, там проходило сорок два процента судебных процессов по делам о колдовстве, закончившихся смертью. Сожжение было наиболее распространённым способом казни ведьм в Европе, а в Англии и Северной Америке повешение было в порядке вещей.

Когда сжигали ведьм. «Всеми силами души». Как началась большая охота на ведьм

5 декабря 1484 года Римский Папа Иннокентий VII издал буллу Summis desiderantes affectibus, положившую начало охоте на ведьм в Европе.

Колдовство как преступление

Магические упражнения, известные под общим названием «колдовство», возникли ещё на заре человечества. Практически во всех ранних культурах так или иначе появлялись группы людей, пытавшихся воздействовать на силы природы с помощью различных обрядов.

Отношение к колдунам часто зависело от результатов их деятельности, меняясь от обожания и почитания до ненависти и стремления к физической расправе.

С появлением первых государств власть стала рассматривать колдунов как лиц, своим влиянием способных подорвать авторитет правителей.

Ещё в знаменитых древних законах царя Хаммурапи предусматривалась ответственность за колдовство: «Если человек бросил на человека обвинение в колдовстве и не доказал этого, то тот, на которого было брошено обвинение в колдовстве, должен пойти к Божеству Реки и в Реку погрузиться; если Река схватит его, его обвинитель сможет забрать его дом. Если же Река очистит этого человека и он останется невредим, тогда тот, кто бросил на него обвинение в колдовстве, должен быть убит, а тот, кто погружался в Реку, может забрать дом его обвинителя». Человек, признанный виновным в колдовстве, при наличии убедительных доказательств подлежал смертной казни.

В Древнем Риме колдовство каралось в зависимости от степени нанесённого ущерба в рамках так называемого талионного права. Если человек, признанный виновным в нанесении увечья другому при помощи колдовства, не мог выплатить пострадавшему компенсации, то ему должно было быть нанесено такое же увечье. Нанесение смерти путём колдовства аналогичным образом каралось смертью.

Опасная ересь катаров

Борьба с колдовством вышла на новый уровень с утверждением христианства в Европе. Стремясь окончательно искоренить язычество, богословы объявляли языческих богов демонами и запрещали какое бы то ни было общение с ними, называя это идолопоклонничеством. На первых порах, впрочем, идолопоклонничество грозило лишь отлучением от церкви.

При этом христианские богословы I тысячелетия не были склонны преувеличивать возможности колдунов. Так, епископ Бурхард Вормсский призывал святых отцов разоблачать ложь о ночных полётах колдуний, которые они якобы совершают в свите языческих богов.

В начале II тысячелетия церковь столкнулась с новой проблемой — возникновением христианских сект, отрицающих догматы веры и выступающих против власти господства римских первосвященников. Особенно большого влияния достигла секта катаров, или «Добрых христиан», как они сами себя называли.

Катары исповедовали неоманихейскую дуалистическую концепцию о двух равных принципах мироздания, добре и зле, причём материальный мир рассматривался как зло.

В XIII веке, стремясь покончить с усилением влияния катаров, Римский Папа Иннокентий III санкционировал первый в истории крестовый поход в христианские земли. Катарский, или альбигойский, крестовый поход, начавшийся в 1209 году, растянулся на 20 лет и закончился полным поражением катаров. Этим, однако, дело не ограничилось — римская церковь предоставила особому церковному суду, получившему название «инквизиция», широкие полномочия для искоренения ереси, в том числе путём физического устранения её носителей.

Когда сжигали ведьм. «Всеми силами души». Как началась большая охота на ведьм

Ян Люйкен. Приготовления к казни в 1544 году. Гравюра XVII в. Фото: www.globallookpress.com

«Дьявол» в качестве аргумента

Но широким слоям населения был непонятны глубокие богословские споры между различными ветвями христианства. Для многих это выглядело так: по велению Римского Папы одни христиане истребляют других.

Для того, чтобы избавиться от подобной неловкости, катаров стали активно обвинять в колдовстве и связях с дьяволом. Под пытками еретики признавались в отрицании Христа , поклонении дьявольским силам и тех самых ночных полётах, которые за несколько веков до этого богословы называли ложью и бредом.

Соответственно, теперь ситуация для широких масс выглядела так: церковь борется не с христианами, а с кознями дьявола и с теми, кто, поддавшись его влиянию, встал на службу врагу человечества.

Подобные обвинения оказались весьма эффективным и действенным инструментом и после окончательного уничтожения катаров стали активно использоваться инквизицией и против других врагов церкви.

Когда сжигали ведьм. «Всеми силами души». Как началась большая охота на ведьм

Источник: https://interesnyefakty.com/stati/kogda-vedm-szhigali-na-kostre-kakie-strany-otlichilis-vo-vremya-srednevekovoy-ohoty-na-vedm