Истории о великих композиторах: 7 удивительных фактов
- Истории о великих композиторах: 7 удивительных фактов
- Связанные вопросы и ответы
- Какой великий композитор был склонен к эксцентричным повадкам
- Какое музыкальное произведение оставил наследие великий композитор Бетховен
- Какой композитор жил во времена Ренессанса и сочинил много музыки для церкви
- Какое название имела одна из самых известных опер, написанная композитором Верди
- Какую музыку написал великий композитор Чайковский на военную тему
- Какое учреждение было основано в честь Людвига ван Бетховена после его смерти
- Какой композитор был гениальным фортепианистом и сочинил множество произведений для этого инструмента
- Как называется массивная музыкальная композиция, написанная композитором Шостаковичем во время Второй мировой войны
Истории о великих композиторах: 7 удивительных фактов
Фанни Мендельсон. Набросок её мужа Вильгельма Хензеля, 1829 г. Изображение: Wikimedia Commons
Имя композитора Мендельсона стало нарицательным благодаря его свадебному маршу. Помимо него, Феликс написал пяток опер, больше полутора десятков симфоний, сочинял музыку для хоров и органов — короче говоря, был довольно продуктивным композитором. Но немногим известно, что не все произведения Мендельсона принадлежат ему.
У композитора была сестра Фанни, которая тоже сочиняла музыку. Правда, она была больше известна как певица — даже несмотря на то, что написала фортепианные трио и квартет, оркестровую увертюру, четыре кантаты, больше 125 пьес для фортепиано и около 250 песен.
Большая часть этих произведений не была опубликована при жизни Фанни. А те, что были, подписывались именем её брата. Дело в том, что в XIX веке общество было всецело убеждено, что женщине в музыке делать нечего — если она, конечно, не певица . О том, чтобы дама стала композитором, и речи быть не могло — сегодня позволишь им писать музыку, а завтра они, чего доброго, станут носить брюки и требовать равных прав!
Отец Фанни и Феликса, Авраам Мендельсон, тоже был непоколебим в этом вопросе.
Музыка, быть может, станет его профессией, а для тебя она может и должна быть лишь украшением.
Авраам Мендельсон
Сам Феликс обращался с сестрой мягче, чем отец, но и он был невысокого мнения о её композиторских способностях: «Насколько я знаю Фанни, должен сказать, что у неё нет ни склонности, ни призвания к авторству. В ней слишком много женского для этого».
Под творчеством сестры он подписывался с её ведома и согласия — потому что музыкальные критики ни за что не признали бы сочинений женщины. В частности, долгое время считалось , что «Пасхальная соната» для фортепиано была написана Феликсом Мендельсоном, и только в 2010 году музыковеды, изучив оригинал рукописи, поняли, что она сочинена Фанни.
Истории о великих композиторах: 7 удивительных фактов
Фанни Мендельсон: таинственная сестра композитора
Многие из нас знают имя Феликса Мендельсона, композитора, создавшего знаменитый свадебный марш. Но мало кто знает о его сестре, Фанни, которая также была композитором. Фанни была певицей, но она также сочиняла музыку для фортепиано, оркестра и хора. Ее произведения включают фортепианные трио, квартет, оркестровую увертюру, четыре кантаты и более 125 пьес для фортепиано, а также около 250 песен. Однако, большая часть ее произведений не была опубликована при ее жизни, а те, которые были, подписывались именем ее брата. Это потому, что в XIX веке общество считало, что женщины не должны заниматься композицией, если они не были певицами. Ее отец, Авраам Мендельсон, также разделял это мнение, считая, что музыка - это только украшение для женщины, а не ее профессия. Феликс Мендельсон также был не слишком высокого мнения о композиторских способностях своей сестры. Он писал: "Я знаю Фанни, и должен сказать, что у нее нет ни склонности, ни призвания к авторству. В ней слишком много женского для этого". Ирония в том, что Фанни была более продуктивной композитором, чем ее брат, но ее работы были не признаны в то время.Связанные вопросы и ответы:
1. Какой факт связан с композитором Людвигом ван Бетховеном
Людвиг ван Бетховен был известным немецким композитором и пианистом периода классицизма. Он стал глухим в результате постепенной потери слуха, но продолжал создавать музыку. Бетховен написал более 600 музыкальных произведений, включая 9 симфоний, множество сонат для фортепиано и квартетов для струнных инструментов. Его "Oda радости" из Симфонии №9 стала гимном Европейского союза. Бетховен признан одним из величайших композиторов всех времен.
2. Каким образом композитор Вольфганг Амадей Моцарт начал создавать музыку в раннем возрасте
Вольфганг Амадей Моцарт начал учиться музыке в три года под руководством своего отца, который был известным композитором. Он начал сочинять музыку еще до того, как научился писать. В детстве Моцарт был признан одаренным ребенком с невероятным музыкальным талантом. Свою первую оперу "Бафф" он написал в 12 лет. Моцарт стал известным не только как композитор, но и как виртуоз на фортепиано.
3. Каким образом композитор Йоханн Себастьян Бах влиял на развитие музыкального искусства
Йоханн Себастьян Бах считается одним из самых важных композиторов в истории музыки. Он развивал различные музыкальные жанры, включая кантаты, хоралы, фуги и прелюдии. Бах создал "Музыкальное приношение", в котором предложил сложные музыкальные импровизации. Его творчество оказало огромное влияние на последующих композиторов, таких как Моцарт, Бетховен и Шуман. Бах также занимался педагогической деятельностью и обучал многих музыкантов.
4. Какой интересный факт связан с композитором Фредериком Шопеном
Фредерик Шопен был польским композитором и пианистом, чьи произведения часто исполняются во всем мире. Он стал известен своими виртуозными пьесами для фортепиано. Шопен начал сочинять музыку в раннем детстве и был признан одним из величайших композиторов романтической эпохи. Он часто выступал в собственных концертах, где исполнял свои произведения и импровизировал на фортепиано. Шопен также был известен своими романсами, балладами и этюдами.
5. В чем заключается вклад композитора Петра Ильича Чайковского в мировую музыкальную культуру
Петр Ильич Чайковский был русским композитором, чьи произведения стали классикой мировой музыкальной литературы. Он написал несколько балетов, симфоний, опер, концертов и камерной музыки. Чайковский создал такие шедевры, как балет "Щелкунчик", оперы "Евгений Онегин" и "Пиковая дама", а также "1812 год" - уникальную увертюру, написанную в честь победы России над Наполеоном. Его музыка прославила русскую культуру и оказала значительное влияние на музыкальное развитие в XIX веке.
6. Какой важный аспект творчества композитора Иоганна Штрауса внес наибольший вклад в развитие музыкальной традиции
Иоганн Штраус, с его богатым творчеством в жанре венского вальса и оперетты, внес огромный вклад в развитие музыкальной традиции. Он стал известен как "Король вальса" благодаря своим прекрасным мелодиям и живому, танцевальному ритму. Штраус написал более 500 произведений, включая музыку для вальсов, польок, мазурок и маршей. Его оперетты пользовались огромной популярностью в Вене и за ее пределами. Штраус стал символом австрийской музыкальной культуры и оказал влияние на многих последующих композиторов.
Какой великий композитор был склонен к эксцентричным повадкам
Ввиду того, что Джон Кейдж является, наверное, самым известным представителем авангардной классической музыки XX-го века, биографического материала о нём довольно много. Причем, как «со стороны», так и из уст самого композитора. Справедливости ради, биография Кейджа действительно интересна, но касается в основном личности Джона как таковой. Поэтому в рамках данной статьи будут освещены лишь некоторые биографические факторы, непосредственно касающиеся музыкального пути Кейджа, а главный упор будет сделан на рассмотрение ключевых музыкальных новшеств и изобретений, привнесенных американским композитором.
Джон Кейдж с молодости планировал связать свою жизнь с творчеством, но изначально видел себя писателем. С обучением в американском колледже не задалось, и с целью набраться писательского опыта в 1930 Кейдж отправляется путешествовать по Европе. Музыка всё это время присутствовала в его жизни, но терялась на фоне множественных мимолетных творческих увлечений архитектурой, поэзией, живописью и другими сферами человеческого самовыражения.
Тем не менее, к концу поездки Кейдж уже начал сочинять и по возвращению в США целенаправленно решил обучаться музыке. После нескольких менее примечательных учителей Кейдж в 1933 году попал в руки Арнольда Шёнберга, автора додекафонической техники. К тому моменту Кейдж окончательно определился с тем, что посвятит свою жизнь музыке (и даже дал клятву), в виду чего именитый учитель и согласился обучать Джона бесплатно.
Отношения между учителем и учеником были по-кинематографически странными. В то время как Кейдж откровенно фанател и проявлял исключительно обожание, Шёнберг отвечал тем, что можно назвать уважительным неприятием. Надо понимать, что творчество Кейджа с самого начала было концептуальным и экспериментальным, то есть специфичным и оторванным от традиции классической музыки. Собственно, Шёнберг как композитор, находящийся в русле академической традиции, вообще не воспринимал Кейджа как музыканта, он корректно называл ученика гениальным изобретателем.
И это крайне любопытный момент. Главный учитель и кумир Кейджа никогда не хвалил его музыку, а по доступным нам данным можно сделать вывод, что Шёнберг скорее всего относился к ней с неприязнью, но, тем не менее, он находил в себе силы признать инновационность и нетривиальность музыкального мышления ученика. Именно на почве творческого непонимания их пути разошлись в 1935 году.
Эта ситуация ознаменовала начало самостоятельной карьеры Джона Кейджа, который впоследствии станет в определенном смысле более значимым и точно более известным композитором, нежели его преподаватель-кумир.
Какое музыкальное произведение оставил наследие великий композитор Бетховен
Симфония — самый серьезный и ответственный жанр оркестровой музыки. Подобно роману или драме, симфонии доступен круг самых разнообразных явлений жизни во всей их сложности и многоплановости.
Бетховенские симфонии возникли на почве, подготовленной всем ходом развития инструментальной музыки XVIII века, в особенности непосредственными его предшественниками — Гайдном и Моцартом . Сложившийся окончательно в их творчестве сонатно-симфонический цикл, его разумные стройные конструкции оказались прочным основанием массивной архитектуры симфоний Бетховена.
Но бетховенская симфония могла стать тем, что она есть, лишь в результате взаимодействия множества явлений и их глубокого обобщения. Большая роль в развитии симфонии принадлежала опере. Оперная драматургия оказала существенное влияние на процесс драматизации симфонии, — это было явно уже в творчестве Моцарта. У Бетховена же симфония вырастает в подлинно драматический инструментальный жанр.
Принципы оперной драматургии, примененные к симфонии, способствовали углублению контрастов и укрупнению общего плана симфонии; они диктовали необходимость большей последовательности и закономерности в отношении частей цикла, большей их внутренней связи. Следуя по пути, проложенному Гайдном и Моцартом, Бетховен создавал в симфонических инструментальных формах величественные трагедии и драмы.
Художник иной исторической эпохи, он вторгается в те области духовных интересов, которые с опаской обходили его предшественники и только косвенно могли их затронуть.
Грань между симфоническим искусством Бетховена и симфонией XVIII века проведена прежде всего тематикой, идейным содержанием, характером музыкальных образов. Бетховенская симфония, обращенная к огромным человеческим массам, нуждалась в монументальных формах «соразмерение числу, дыханию, зрению собравшихся тысяч» (Ромен Роллан). И действительно, Бетховен широко и свободно раздвигает границы своих симфоний. Так, Allegro Героической почти в два раза превышает Allegro самой большой из симфоний Моцарта — « Юпитер », а исполинские размеры Девятой вообще несоизмеримы ни с одним из ранее написанных симфонических произведений.
Высоким сознанием ответственности художника, дерзновенностью замыслов и творческих концепций можно объяснить тот факт, что Бетховен до тридцати лет не решался писать симфонии. Теми же причинами по-видимому вызваны медлительность, суровая избирательность, напряжение, с которым он отделывал каждую тему. Любое симфоническое произведение Бетховена — плод долгого, подчас многолетнего труда: Героическая создавалась в течение полутора лет, Пятую Бетховен начал в 1805 году и закончил в 1808 году, а работа над Девятой симфонией растянулась почти на десять лет. Следует добавить, что большинство симфоний, от Третьей до Восьмой , не говоря о Девятой, приходится на период расцвета и самого высокого подъема бетховенского творчества.
В Первой симфонии C-dur черты нового бетховенского стиля проступают еще очень робко и скромно. По мнению Берлиоза, Первая симфония — «превосходно написанная музыка… но… это еще не Бетховен» Заметно движение вперед во Второй симфонии D-dur, появившейся в 1802 году. Уверенно-мужественный тон, стремительность динамики, вся ее поступательная энергия значительно ярче раскрывают лицо создателя будущих триумфально-героических творений. «В этой симфонии все благородно, энергично, гордо. Все в этой симфонии дышит весельем, и даже воинственные порывы первого Allegro совершенно лишены какого бы то ни было неистовства…», — пишет Г. Берлиоз. Но подлинный, хотя и подготовленный, но всегда изумляющий творческий взлет, произошел в Третьей симфонии Только здесь по-настоящему «раскрылась впервые вся необъятная, изумительная сила творческого гения Бетховена, который в своих первых двух симфониях еще является не более, как хорошим последователем своих предшественников — Гайдна и Моцарта» (П. И. Чайковский).
Какой композитор жил во времена Ренессанса и сочинил много музыки для церкви
ЦАРЬ ЕГИПТА (бас)
АМНЕРИС, его дочь (меццо-сопрано)
АМОНАСРО, царь Эфиопии (баритон)
АИДА, его дочь и рабыня Амнерис (сопрано)
РАДАМЕС, начальник дворцовой стражи (тенор)
РАМФИС, верховный жрец (бас)
ГОНЕЦ (тенор)
Время действия: эпоха правления фараонов.
Место действия: Мемфис и Фивы.
Первое исполнение: Каир, 24 декабря 1871 года.
Рассказ об этом великом шедевре оперного искусства мне хочется начать с краткого рассуждения о деньгах и сделать это для того, чтобы продемонстрировать, что серьезные композиторы отнюдь не всегда бедны, беспрестанно борются с невзгодами, не оценены обществом. Отнюдь. Порой, наоборот, они бывают по-царски вознаграждены за свой труд. Известно, что за «Аиду» Верди запросил — и получил без всяких торгов — гонорар в сумме 30 000 долларов. Контракт был подписан, когда композитор не написал еще ни единой ноты. И все, что покупатель получил за свои 150 000 франков, была только одна копия партитуры и право первому поставить оперу в Египте в Каире — и только в Каире. Верди сохранил за собой все остальные права, и они включали отчисления ему за каждое исполнение, где бы то ни было в мире, и публикацию партитуры и либретто. Если вспомнить, что в Европе в 1870 году 30 000 долларов равнялись примерно 200 000 долларов сегодня, а также, что не было налогов, можно представить себе, что хедив Египта, который заплатил эту сумму, сделал высокую ставку на музыкального гения. Я не имею в виду, будто Верди был хапугой. Деньги отнюдь не были для него на первом месте. Его усиленно уговаривали, чтобы он вообще взялся за оперу, но, когда он приступил к работе над «Аидой», он щедро заплатил своему либреттисту, а также передал часть аванса пострадавшим при осаде Парижа. Он очень много и напряженно работал. В качестве исторической канвы Верди взял всего лишь четырехстраничный набросок сюжета, написанный египтологом Мариеттом Би, и вместе со своим французским другом Камиллом дю Локлем развил его в либретто четырехактной оперы. Затем он предложил итальянскому поэту Гисланцони переработать его в итальянское либретто, причем Верди сам дал предельно детальные предписания касательно поворотов сюжета и даже сам написал некоторые стихотворные строки. Что касается музыки, то она была написана за четыре месяца.
Какое название имела одна из самых известных опер, написанная композитором Верди
Это программное симфоническое произведение Чайковский , уже всемирно признаный мастер, автор выдающихся творений во всех музыкальных жанрах, создавал на протяжении 1890—1891 годов. На этот раз его глубоко заинтересовала баллада великого польского поэта Адама Мицкевича (1798—1855) «Дозор» (1829), названной в переводе Пушкина «Воеводой».
Известно, что от написания «Воеводы» его отговаривал любимый племянник В. Давыдов: с ним в сентябре 1890 года состоялся разговор о литературных произведениях, которые могут быть музыкально воплощены. Тем не менее своему издателю П. Юргенсону композитор сообщает: «Я сочиняю симфоническую поэму». В письме к племяннику от 4 октября 1890 года Чайковский продолжает тему спора: он не только не отказался от намерения воплотить балладу Мицкевича в музыке, но практически закончил сочинение, осталось его оркестровать.
Уже была намечена дата премьеры — январь 1891 года, но композитора отвлекли другие замыслы, и на несколько месяцев произведение было отложено. Вернулся к «Воеводе» Чайковский летом. Письма к родным свидетельствуют о том, насколько композитор был увлечен замыслом. В оркестр он решил ввести новый, только что созданный инструмент — челесту. Юргенсону он писал: «По поводу инструментовки этой вещи у меня есть к тебе просьба. Я открыл в Париже новый оркестровый инструмент, нечто среднее между маленьким фортепиано и glockenspiel, с божественно чудным звуком. Инструмент этот я хочу употребить в симфонической поэме Воевода и в балете ("Щелкунчик". — Л.M. )… Называется он "Celesta-Mustel". Я хочу тебя попросить выписать этот инструмент». С 6 по 22 сентября в Майданове, бывшем в это время постоянным приютом композитора, Чайковский оркестровал «Воеводу».
Первое исполнение состоялось под его управлением в Москве 6 (18) ноября 1891 года. Концерт прошел с большим успехом, но еще до него друзья-музыканты, в том числе высоко ценимый Чайковским Танеев, отрицательно отозвались о новом сочинении. Эти отзывы попали на подготовленную почву: композитор тогда мучился сомнениями в своем даре, ему казалось, что он исписался и теперь повторяет самого себя. В порыве горечи, несмотря на то, что ему самому новое сочинение нравилось, он на следующий день после премьеры уничтожил партитуру. «Голубчик, не сожалей "Воеводу", туда ему и дорога, — писал он расстроенному Юргенсону. — Я нисколько не раскаиваюсь, ибо глубоко убежден, что это сочинение, компрометирующее меня». К счастью, сохранились оркестровые голоса, по которым уже после смерти Чайковского партитура была восстановлена и издана в 1897 году М. Беляевым под опусом 78. Нотам было предпослано стихотворение под названием «Воевода» (Из Мицкевича) и подписью — А. С. Пушкин:
Поздно ночью из похода
Возвратился воевода.
Он слугам велит молчать,
В спальню кинулся к постеле,
Дернул полог… В самом деле!
Никого; пуста кровать.
И мрачнее черной ночи,
Он потупил грозны очи,
Стал крутить свой сивый ус…
Вышел вон, замок задвинул:
«Гей, ты, кликнул, чертов кус!
А зачем нет у забора
Ни собаки, ни затвора?
Я вас, хамы!.. Дай ружье,
Приготовь мешок, веревку,
Да сними с гвоздя винтовку,
Ну, за мною!.. Я ж ее!»
Пан и хлопец под забором
Тихим крадутся дозором,
Входят в сад — и сквозь ветвей,
На скамейке, у фонтана,
В белом платье, видят, панна
И мужчина перед ней.
Говорит он: «Все пропало,
Чем лишь только я, бывало,
Наслаждался, что любил:
Белой груди воздыханье,
Нежной ручки пожиманье,
Воевода все купил.
Столько лет тобой страдал я,
Столько лет тебя искал я!
От меня ты отперлась.
Не искал он, не страдал он,
Серебром лишь побряцал он,
И ему ты отдалась.
Я скакал во мраке ночи
Милой панны видеть очи,
Руку нежную пожать,
Пожелать для новоселья
Много лет ей и веселья
И потом навек бежать».
Панна плачет и тоскует,
Он колена ей целует,
А сквозь ветки те глядят,
Ружья наземь опустили,
По патрону откусили
Вбили шомполом заряд.
Подступили осторожно,
«Пан мой, целить мне не можно,
Бедный хлопец прошептал:
Ветер, что ли, плачут очи,
Дрожь берет, в руках нет мочи,
Порох в полку не попал».
«Тише ты, гайдучье племя!
Будешь плакать, дай мне время!
Сыпь на полку… Наводи…
Цель ей в лоб. Левее… выше.
С паном справлюсь сам. Потише;
Прежде я; ты погоди».
Выстрел по саду раздался,
Хлопец пана не дождался;
Воевода закричал,
Воевода пошатнулся…
Хлопец, видно, промахнулся:
Прямо в лоб ему попал.
Какую музыку написал великий композитор Чайковский на военную тему
Бетховенский оркестр ( нем. Beethoven Orchester Bonn ) — немецкий симфонический оркестр , базирующийся в Бонне и носящий имя родившегося в этом городе Людвига ван Бетховена . Помимо самостоятельной работы участвует также в спектаклях Боннской оперы, так что руководитель оркестра является боннским генеральмузикдиректором . До 1945 года назывался Боннский городской оркестр ( нем. Städtisches Orchester Bonn ), затем до 2003 года оркестр Бетховенхалле ( нем. Orchester der Beethovenhalle Bonn ).
Первоначально оркестр был создан в 1897 году в Кобленце , а спустя 10 лет, в 1907 году, вместе со своим главным дирижёром Генрихом Зауэром был переведён в Бонн. С первых лет работы в Бонне с оркестром постоянно сотрудничал Рихард Штраус , дирижировавший своими произведениями; за пульт оркестра становились также Макс Брух , Макс Регер , позднее Ханс Пфицнер и Пауль Хиндемит . Во время Первой мировой войны оркестр пережил значительные трудности: концертный зал был отведён под госпиталь, многие музыканты были призваны в армию, а в 1916 году прекратилось государственное и муниципальное финансирование. В межвоенную эпоху положение постепенно восстановилось, а после Второй мировой войны оркестр пришлось воссоздавать заново; здание Бетховенхалле было разрушено бомбой в 1944 году, и лишь к 1959 году был выстроен новый современный концертный зал.
Какое учреждение было основано в честь Людвига ван Бетховена после его смерти
Фортепиано — клавишный струнный музыкальный инструмент. У фортепиано есть родственники — рояли и пианино. Свое название инструмент берет от итальянских слов forte — «громко» и piano — «тихо».
История фортепиано
Прародителями фортепиано можно назвать клавесин и клавикорд. У них существовали серьезные недостатки – отсутствие изменения громкости и быстро затухающий звук. Все это делало практически невозможным использование данных инструментов при концертных выстпуплениях в больших залах.
Механику фортепиано изобрели в Италии в 1709 году, похожие конструкции были разработаны во Франции в 1716 и Германии в 1717 годах. Массовое производство фортепиано в России осуществлялось Тишнером и Виртой в 1818-1820 годах.
На данный момент все крупные производители фортепиано используют схожие механики инструмента.
20 век был чрезвычайно богат на появление новых инструментов. В том числе появились электронные пианино и синтезаторы.
Непосредственно для фортепиано первое произведение было написано в 1732 году, в Италии. Но массово композиторы стали писать для данного инструмента только через полвека. На популяризацию инструмента сильно повлияли известные композиторы Гайдн и Моцарт.
На уроки фортепиано вы можете записаться на сайте
Известные композиторы
Людвиг ван Бетховен (1770-1827)
Один из самых популярных композиторов в мире. Писал для оперы, балета, для спектаклей и не только. Крайне любопытны его произведения для фортепиано, скрипки, виолончели.
Одно из произведений он хотел посвятить Наполеону, но после того, как тот провозгласил себя императором Бетховен назвал третью симфонию «Героическая».
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Немецкий композитор эпохи барокко. Один из самых невероятных композиторов в мире, при этом крайне плодовитый. Написал более 100 произведений. Основатель самой известной музыкальной династии в мире.
Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)
Австрийский композитор, представитель Венской классической школы, невероятный скрипач, органист, дирижер. Обладал потрясающей памятью и способностью к импровизации. Одни из величайших композиторов классической музыки.
Рихард Вагнер (1813-1883)
Немецкий композитор, дирижер. Являлся значимой фигурой не только на музыку, но и на всю европейскую культуру 19-20 века. Оперы Вагнеры поражают воображение своим масштабом.
Вагнер был участником революции 1848-1849 годов в Германии.
Какой композитор был гениальным фортепианистом и сочинил множество произведений для этого инструмента
Дмитрий Шостакович начал писать эту симфонию в Ленинграде в 1941 году. 34-летний профессор Ленинградской консерватории осаждал военкомат и требовал отправить его на фронт, но ему раз за разом ему отказывали. Как многие ленинградцы, Шостакович вступил в ополчение и дежурил на крышах, обезвреживая зажигательные бомбы. Кстати, когда Седьмая симфония прославила Шостаковича на весь мир, на обложке американского журнала Time он появился именно в образе пожарного — как символ борьбы с пламенем фашизма, охватившим мир.
Жил Шостакович прямо в консерватории. Все свободное от дежурств на крыше время он сочинял. Симфония — сложное музыкальное произведение, требующее от композитора высокой самоотдачи. «Сочиняю я с адской скоростью и не могу остановиться», - пишет Шостакович в те дни своему другу. «Я не мог поступить по-другому и не сочинить ее. Я всего лишь хотел запечатлеть образ нашей страны, которая так отчаянно сражается, в собственной музыке», - скажет он позже.
8 июля 1941 г. Композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович во время учений пожарной команды из профессорско-преподавательского состава Ленинградской консерватории. Фото: Рафаил Мазелев/ТАСС
В октябре 1941-го Шостаковича с семьей (он был женат, воспитывал двоих маленьких детей) эвакуировали в Куйбышев (сейчас это Самара). 27 декабря 1941 года симфония была закончена.
Почему она Седьмая? Все просто: композиторы последовательно нумеруют свои произведения одного жанра. Это была седьмая по счету симфония Шостаковича. «Ленинградской» симфонию стали называть позже — с легкой руки Анны Ахматовой. Полностью она называется так: «Симфония №7 «Ленинградская» до мажор соч. 60» (60 — это порядковый номер в полном собрании сочинений автора).
Композитор Дмитрий Шостакович за рабочим столом. Фото: Георгий Петрусов/ТАСС
Симфония имеет классическую четырехчастную структуру. Теоретики музыки посвятили немало подробных трудов скрупулезному анализу симфонии. Мы же опишем это произведение кратко, чтобы даже далекий от симфонической музыки слушатель в общих чертах понимал, о чем эта музыка.
1 часть. Эпос, воспевающий мощь процветающей Страны Советов, мир и покой большой страны. Но вдруг гармония нарушается барабанной дробью, все более различимой: начинается эпизод нашествия фашизма. «Пляска ученых крыс под дудку крысолова»,- охарактеризовал Алексей Толстой этот момент. Далее музыка передает, как железная махина уничтожения сталкивается с отчаянным сопротивлением. В финале части мы будто слышим плач, крик. Это самая продолжительная часть.
2 часть. Мягкое скерцо, затишье после битвы.
3 часть. Величавое адажио. Реквием по погибшим, тема упоения жизнью и преклонения перед природой, «возрождение красоты из праха и пепла» (Алексей Толстой).
4 часть. Неукротимая борьба и гнев, перемежаемый воспоминанием о павших, предвестие победы.
Состав оркестра:
- деревянные духовые: 4 флейты, 3 гобоя, 5кларнетов, 3 фагота;
- медные духовые: 8 валторн,6 труб, 6 тромбонов, туба;
- ударные: литавры, треугольник, 2 малых барабана, тарелки, большой барабан, там-там, ксилофон;
- клавишные: фортепиано;
- щипковые струнные: 2 арфы;
струнные: первые скрипки, вторые скрипки, альты, виолончели, контрабасы.
Общая длительность симфонии — около 68 минут.
Симфонию Шостакович дописал, еще раз напомним, в конце 1942-го. До конца войны оставалось еще 2,5 года. Только представьте, какой силой духа надо было обладать, чтобы сочинить в это время симфонию, обличающую и приговаривающую фашизм (не говоря уже о композиторском таланте).
Как называется массивная музыкальная композиция, написанная композитором Шостаковичем во время Второй мировой войны
Фредерик Францишек Шопен был сыном француза Миколая (Николя) Шопена и польки Теклы Юстины, урожденной Кшижановской. Предполагается, что он родился 1 марта 1810 года, однако в свидетельстве о крещении указано 22 февраля. Несмотря на это несоответствие, признана дата, отмечаемая композитором и его семьей — первый день марта. Фредерик был вторым ребенком Теклы и Миколая. У него было три сестры: старшая Людвика и две младшие Изабела и Эмилия. Через несколько месяцев после рождения Фредерика его родители переехали из усадьбы в деревне Желязова-Воля в Варшаву.
Дом Шопенов был наполнен музыкой и соответствовал самым изысканным канонам стиля польской аристократии. Отец играл на флейте и скрипке, мать прекрасно пела и играла на фортепиано. Людвика тоже научилась играть на этом инструменте. Мать начала обучать игре на фортепиано и Фредерика, когда ему было 4-5 лет. Мальчик начал получать регулярное музыкальное образование в возрасте 6 лет под руководством чешского скрипача и учителя Войцеха Живны, у которого он занимался до 1822 года, и который привил мальчику любовь к творчеству Иоганна Себастьяна Баха, Вольфганга Амадея Моцарта, Йозефа Гайдна. Когда ученик превзошел мастера, педагогом Шопена стал Вильгельм Вацлав Вюрфель — отличный пианист и профессор консерватории.
Маленький Фредерик начал сочинять свои первые произведения — мазурки и полонезы, которые отец скрупулезно записывал для него. «Полонез соль минор» был издан, когда Шопену было всего 7 лет — с тех пор он начал выступать в домах варшавской знати и аристократии. Юный Шопен играл также во дворце Радзивиллов, во дворце Бельведер при великом князе Константине, а также в семьях Сапег и Потоцких. В польских газетах появились упоминания о гениальном ребенке.