Интересные факты о памятнике Медный всадник.
- Интересные факты о памятнике Медный всадник.
- История знаменитого памятника. Народные названия памятников в России (14 фото)
- Памятник на коне в питере. Медный всадник - история создания
- Кто изображен на памятнике Медный всадник. Вместо памятника Екатерине II
- Медный всадник почему такое название. Смысл названия поэмы Медный всадник Пушкина
Интересные факты о памятнике Медный всадник.
Как будто грома грохотанье -
Тяжело-звонкое скаканье
По потрясенной мостовой.
И, озарен луною бледной,
Простерши руку в вышине,
За ним несется Всадник Медный
На звонко-скачущем коне…
А. Пушкин
Медный всадник. Фото: goldrussian.ru
Памятник Петру I, получивший название Медный всадник с легкой руки Александра Пушкина, - один из символов Северной столицы. Возведенный по воле Екатерины II, он уже более 200 лет украшает Сенатскую площадь. Сегодня мы расскажем об интереснейших фактах и о самых таинственных легендах, связанных с Медным всадником.
Медный всадник: Екатерина II Петру I. Фото: russianlook.com
Создание памятника оказалось очень хлопотным: замысел именитого парижского скульптора Этьена-Мориса Фальконе, специально приглашенного в Россию Екатериной для работы над памятником Петру Великому, был грандиозным. Увековечивая фигуру российского реформатора, было решено создать его скульптуру на коне. Согласно замыслу, наездник поднимался на высокий утес, оставляя позади всех неприятелей и преодолевая тем самым все жизненные трудности.
Перевозка "Гром-камня
Первым испытанием стал поиск камня, который бы послужил постаментом. Вначале предполагалось собрать его из отдельных камней, но все же попытки найти глыбу соответствующих размеров предпринимались. С этой целью даже разместили объявление в газете: и, о чудо, обычный крестьянин согласился доставить в Петербург валун. Считается, что отыскать нужную породу ему помог юродивый, сам камень назван Гром-камнем за то, что когда-то давно пострадал от удара молнии. Доставка постамента длилась 11 месяцев, перемещать глыбу весом в 2400 тонн пришлось зимой, так как она продавливала буквально все на своем пути. Согласно другой легенде, камень был назван Конем, поскольку был найден на одноименном острове и в незапамятные времена лежал у входа во врата иного мира. Согласно поверьям, местные жители приносили коней в жертву богам у этого камня.
Иллюстрация к поэме Медный всадник А. Пушкина кисти Александра Бенуа. Фото: en.wikipedia.org
Когда Гром-камень был доставлен в Петербург, Фальконе стал работать над скульптурой всадника. Чтобы добиться максимальной реалистичности, он соорудил постамент с таким же углом наклона, и раз за разом просил наездника заезжать на него. Наблюдая за движениями лошади и всадника, скульптор постепенно создал эскиз. На протяжении последующих восьми лет статую отливали из бронзы. Название «медный всадник» - это художественный прием Пушкина, на самом деле фигура - бронзовая.
Открытие памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Бумага, гравюра резцом. Середина XIX в. Фото: en.wikipedia.org
Несмотря на то, что Екатерина была в восторге от проекта Фальконе, затянувшаяся работа по отливке статуи рассорила ее со скульптором. Француз уехал в Париж, не дождавшись торжественного открытия. Справедливости ради, отметим, что, когда монумент был представлен публике, по велению Екатерины II отчеканенные по случаю торжества монеты с благодарностью доставили Фальконе.
Медный всадник - визитная карточка Петербурга. Во время войны 1812 года была мысль его эвакуировать, но этому помешал случай. Если верить преданиям, майор российской армии, которому было приказано заниматься памятником, попросил у Александра I разрешения оставить монумент на месте: якобы ему приснился сон, в котором сам Петр I уверял русских, что, пока он на месте, его творению ничего не угрожает.
В годы Великой Отечественной войны за памятник тоже переживали, но снять его с постамента не решились: обложили мешками с песком и досками.
Так медный всадник и пережил блокаду.
История знаменитого памятника. Народные названия памятников в России (14 фото)
Городской суд Сыктывкара обязал местное издание «7×7» выплатить 200 000 рублей за оскорбление символа воинской памяти. В прошлом году на страницах издания появилось интервью одного популярного блогера, назвавшего комплекс Воинской Славы народным названием «бабы жарят крокодила». Вскоре после этого в Роскомнадзор поступила жалоба от одного из читателей, который усмотрел в публикации осквернение символа воинской славы. Решение суда понятно далеко не всем, так как подобное название и ранее употреблялось в центральной прессе. В связи с этими событиями предлагаем вспомнить неофициальные названия других памятников нашей страны.
Бабы жарят крокодила
В городе Сыктывкар есть вечный огонь и памятник. В народе этот памятник называется «Бабы жарят крокодила». Всё дело в венке, который с определенного ракурса похож на крокодила. Народное название у памятника появилось с первых дней его установки в 1981 году.
Андрей Рублёв рисует Ленина с натуры
Памятники Андрею Рублеву и Владимиру Ленину на Соборной площади города Владимира. Бронзовая фигура Ленина обращена в сторону парка имени Пушкина и памятник Рублёву. Получается, что вождя мирового пролетариата с натуры рисует Андрей Рублёв.
Трое вышли из леса
В подмосковном Королёве на аллее победы установлен Мемориал Славы, прозванный «Трое вышли из леса», так как за ним находится небольшой лесок. На плитах выбиты фамилии воинов, павших в Великую Отечественную войну.
Памятник печени
Памятник жертвам радиационных катастроф в городе Орле скульптора В. Михеева в сквере ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС. Его называют «памятник печени».
Писающий Ленин в Питере
Самое доброе из неформальных названий этого памятника — «Ленин с кепкой» и «танцующий Ленин», из-за необычно экспрессивной позы монумента. Но больше всего местным жителям памятник Ленину на Московской площади известен как «писающий».
Под определенным углом левая рука Ленина превращается в детородный орган, который при движении прохожих в сторону Московского универмага только увеличивается.
Без пяти семь
Памятник героям Октябрьской революции и гражданской войны — монументальная скульптура, установленная в Уфе. В простонародье называется «Без пяти семь». Название появилось во времена Советского Союза. Раньше поблизости был магазин, который закрывался в 19:00 вечера.
Студент-самоубийца
Скульптура Вардкеса Авакяна под названием «Прометей» — на фасаде здания ЮУрГУ в Челябинске. В народе прозван «студентом-самоубийцей».
Бивис и Баттхед
Памятник Василию Татищеву и Вильгельму де Геннину, расположеный в Екатеринбурге на Площади Труда. Молодёжь называет его памятником «Бивису и Баттхеду».
Пушкин на скейтборде
5 ноября 1999 года в Литературном квартале Екатеринбурга появился бронзовый памятник работы Г. А. Геворкяна, воздвигнутый на общественные средства. Поэт изображён в ночной сорочке, с согнутыми руками, что символизирует неожиданность вдохновения.
В народе монумент прозвали «Каратистом» за агрессивный взмах руки и «Пушкиным на скейтборде» за необычную форму пьедестала.
Головастик
Монумент Валериану Куйбышеву, установленый в 1938 году на площади, которая также названа в честь Куйбышева, в городе Куйбышев (ныне Самара). Выполнен по проекту скульптора Манизера. Размеры головы скульптуры немного преувеличены по сравнению с остальной частью конструкции, из-за чего памятник получил не лестное прозвище у горожан — «головастик».
На приёме у проктолога
Памятник Фёдору Михайловичу Достоевскому работы скульптора Александра Рукавишникова. Установлен у здания Российской государственной библиотеки.
Федор Михайлович сидит в очень странной позе, по этой причине памятник получил такие прозвища как «Памятник русскому геморрою», «На приёме у проктолога», «Болезнь Бехтерева», «Эк скрутило!».
Холодильник с бородой
Памятник Карлу Марксу в Москве — установлен в честь основоположника марксизма, деятеля международного коммунистического движения Карла Маркса на Театральной площади.
«В 60-е годы в Москве установили памятник Карлу Марксу. — Фаина Георгиевна, вы видели памятник Марксу? — спросил кто-то у Раневской. — Вы имеете в виду этот холодильник с бородой, что поставили напротив Большого театра? — уточнила Раневская».
Скотобойня
Памятник советскому писателю, общественному деятелю, лауреату Нобелевской премии по литературе Михаилу Александровичу Шолохову, установлен в Москве на Гоголевском бульваре.
Скульптор хотел изобразить лошадей, плывущих по воде, но получилось так, что головы оказались как будто отрубленными, из за чего скульптуру называют «Скотобойня». Также зимой регулярно превращается в памятник «Деду Мазаю», когда в пустую лодку энтузиасты лепят из снега зайцев.
Памятник на коне в питере. Медный всадник - история создания
Инициатива создания памятника Петру I принадлежит Екатерине II. Именно по ее приказу князь Александр Михайлович Голицын обратился к профессорам Парижской Академии живописи и скульптуры Дидро и Вольтеру, мнению которых Екатерина II полностью доверяла. Известные мастера рекомендовали для этой работы Этьен-Мориса Фальконе, работавшего в то время главным скульптором на фарфоровом заводе. «В нем бездна тонкого вкуса, ума и деликатности, и вместе с тем он неотесан, суров, ни во что не верит. .. Корысти не знает», - писал Дидро о Фальконе.
Этьен-Морис Фальконе всегда мечтал о монументальном искусстве и получив предложение создать конную статую колоссального размера, не раздумывая согласился. 6 сентября 1766 года он подписал контракт, в котором вознаграждение за работу определялось в размере 200 тысяч ливров, что было достаточно скромной суммой – другие мастера просили значительно больше. 50-ти летний мастер приехал в Россию с 17-летней помощницей Мари-Анн Колло.
Мнения об облике будущей скульптуры были самые разные. Так, руководивший созданием памятника Президент Императорской Академии искусств Иван Иванович Бельской представлял скульптуру Петра I, стоявшего в полный рост с жезлом в руке. Екатерина II видела императора, восседающим на коне с жезлом или скипетром, а были и другие предложения. Так, Дидро задумал памятник в виде фонтана с аллегорическими фигурами, а статский советник Штелин направил Бельскому подробное описание своего проекта, согласно которому Петр I должен был предстать в окружении аллегорических статуй Благоразумия и Трудолюбия, Правосудия и Победы, которые подпирают ногами пороки Невежество и Леность, Обман и Зависть. Фальконе отверг традиционный облик монарха-победителя и отказался от изображения аллегорий. «Монумент мой будет прост. Там не будет ни Варварства, ни Любви народов, ни олицетворения Народа… Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он, конечно, был и, тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, и вот ее-то и надо показать людям», - писал он Дидро.
Кто изображен на памятнике Медный всадник. Вместо памятника Екатерине II
Памятник Медный всадник мог и не увидеть свет, если бы не добрая воля императрицы Екатерины II. Точнее её мудрый и дальновидный расчет.
Для Софии Августы Фредерики Ангальт-Цербстской великий предшественник на российском престоле был безусловным авторитетом во всём. Инициируя различные реформы или приглашая в Петербург талантливейших литераторов, художников и скульпторов, самодержица подражала Петру I. Она была человеком прогрессивным и с готовностью впитывала всё новое в науке и философии. Не зря эпоха государыни Екатерины Алексеевны вошла в отечественную историю под названием «век просвещенного абсолютизма», а еще как «союз философов и монархов».
Заслуги великой императрицы были оценены еще при жизни. Современники даже заговорили о возведении памятника в ее честь. Идея быть увековеченной в бронзе или любом другом металле, конечно же, льстила бывшей прусской принцессе, ставшей во главе крупнейшей страны мира. Но в конечном итоге она решила увековечить для потомков не себя, а именно Петра, вошедшего в историю как царь-реформатор. Тем самым она намеревалась закрепить в общественном сознании мысль, что её преобразования – это продолжение петровских реформ, и что она достойный их продолжатель. В пользу этого решения говорил и календарь: как раз приближался 100-летний юбилей восшествия на трон Петра I, и лучшей даты для реализации этой идеи было не найти.
Подавив тешившие самолюбие мечты о собственном монументе, Екатерина Великая распорядилась отлить памятник своему предшественнику. Задача была поручена русскому скульптору, архитектору и художнику Бартоломео Растрелли, однако подготовленный им вариант императрице не понравился. Что же делать? На помощь пришли французские философы Вольтер и Дени Дидро, с которыми просвещенная царица вела активную переписку, и мнение которых явилось для нее особенно ценным. Они посоветовали обратиться к услугам именитого французского скульптора Этьена-Мориса Фальконе. В 1766 году Дмитрий Алексеевич Голицын, служивший полномочным министром при дворе Людовика XV, вручил 50-летнему Мастеру официальное приглашение в Россию.
Фальконе слыл человеком умным, деликатным, утонченным и бескорыстным, всю жизнь мечтавшим проявить свой талант в монументальном искусстве. Он понимал, что такого шанса ему может больше не представиться и потому безоговорочно принял предложение российского дипломата, посулившего за работу всего 200 тысяч ливров – вознаграждение для такого грандиозного проекта более чем скромное. В августе 1766 года уладили все формальности: подписали контракт, в котором обговорили общий вид и размеры монумента, сумму гонорара и сроки выполнения заказа, а также обязательство скульптора не отвлекаться на другие заказы, пока он будет работать над памятником Петру Первому.
Медный всадник почему такое название. Смысл названия поэмы Медный всадник Пушкина
В Санкт-Петербурге на берегу Невы, действительно, стоит памятник в виде всадника. Это Петр I. С этим памятником встречается герой поэмы после наводнения, которое неожиданно постигло город и принесло много несчастий. Для Евгения, героя произведения памятник становится олицетворением личности Петра, и он обращается к нему как к реальному человеку, обвиняя в том, что Петр возвел этот великий город на берегу большой и мощной реки.
Стоит вспомнить историю: как ценою здоровья и жизней многих русских работников и заключённых возводился этот город. Выбор места был понятен лишь самому правителю, министры, приближенные и просто размышляющие люди не могли объяснить, с какой целью столько сил и ресурсов, как материальных, так и человеческих, вкладывается в этот город на отшибе страны.
Евгений, как он думает, потерял в наводнении возлюбленную и обращается с укором к Петру, решением которого стала постройка столицы в этом месте. Главный герой в бреду, он не до конца осознает реальность, потому сознание подкидывает ему наваждение, видение, в котором всадник Петр мчится за ним. Евгений слышит и дыхание коня, и топот его копыт, и даже какие-то крики всадника.
Стоит напомнить, что памятник в Санкт-Петербурге не медный, а бронзовый. Почему же автор изменил материал? Во-первых, бронза на 90% состоит из меди, так что, это художественное решение не является ложью, а во-вторых, медь в большей степени отражает характер персонажа. Да, можно спокойно говорит о том, что памятник Петру I — полноправный персонаж поэмы. Медь — это красный тяжёлый металл, из него изготавливается оружие, медь — олицетворение борьбы, крови, жестокости. Все это описывает Петра I в глазах Евгения, главного героя. Выходит, что выбор эпитета не случаен, напротив, он серьезно продуман.
Получается, что памятник Петру I в поэме»Медный всадник» — это одновременно и символ правителя, и символ самодержавия. С такой точки зрения, мы понимаем, что это не просто бред Евгения, которой перешивки за любимую девушку, а размышление о судьбе всей России. Стоит также вспомнить подробное описание памятника: Петр уверенно пришпарывает коня, который олицетворяет дикую Россию, а задние ноги коня топчут змея, символ прошлого страны, которое пытается отравить настоящее.
О чём поэма Медный всадник
Смысл названия поэмы говорит о силе и могуществе государства, которое как раз и олицетворяет Пётр I, тот самый «Медный всадник». Это символ России, символ мощи и надёжности государства.
В Коломне жил бедный молодой человек по имени Евгений. Обычный служащий, часто думающий о том, что он мог бы стать богатым, что другим всё даётся легко, думал и о погоде. Мысли о разгуле стихии пришли к молодому человеку не случайно. У Евгения была любимая девушка, и из-за наводнения он не увидится с ней 3 дня. Параша, так звали его возлюбленную, нравилась ему настолько, что он уже решил на ней жениться. В голове Евгения зародились мечты о радостной семейной жизни, о будущих детях, о счастливом совместном существовании до гробовой доски.
Пока молодой человек мечтал, воды Невы затопили город и окрестности. Началось ужасное наводнение. Самодержец был уверен, что причина бедствия в том, что Нева была недовольна гранитной одеждой своих берегов. Сам государь был бессилен что-либо сделать. По приказу царя генералы отправились спасать напуганных, погибающих от разгула стихии людей.
Евгений, который переживал за свою любимую девушку, отправился к её скромному домику. Бедного жилища не оказывается на своём месте, вокруг только вода. И над ужасным разрушением от наводнения возвышается «Медный всадник».
Евгений, не найдя и следа от домика любимой девушки, разговаривал сам с собой, громко хохотал. Бедный молодой человек лишился рассудка. Наводнение закончилось, люди постепенно возвращались к прежней жизни.
И только несчастный Евгений так и не смог смириться с потерей. Он потерял разум, скитался по улицам и не возвращался домой, а спал где придётся. Питался несчастный только подаянием.
Однажды он очутился перед «Медным всадником», памятником Петру I. Несчастный безумец в гневе стал угрожать памятнику. Евгений выплеснул всю свою злобу на изображение императора. Вдруг ему показалось, что Медный всадник сошёл со своего постамента и скачет за ним по улицам Петербурга. Памятник преследовал Евгения всю ночь.
С тех пор, проходя мимо изображения Петра I молодой человек боязливо отводил взгляд.
Конец поэмы печален. На маленьком островке нашли занесённый туда наводнением ветхий домик, а на его пороге тело несчастного безумца.
Источник: https://interesnyefakty.com/stati/mednyy-vsadnik-pamyatnik-fakty-mednyy-vsadnik-istoriya-sozdaniya