Медный всадник памятник факты. Медный всадник - история создания
Медный всадник памятник факты. Медный всадник - история создания
Инициатива создания памятника Петру I принадлежит Екатерине II. Именно по ее приказу князь Александр Михайлович Голицын обратился к профессорам Парижской Академии живописи и скульптуры Дидро и Вольтеру, мнению которых Екатерина II полностью доверяла. Известные мастера рекомендовали для этой работы Этьен-Мориса Фальконе, работавшего в то время главным скульптором на фарфоровом заводе. «В нем бездна тонкого вкуса, ума и деликатности, и вместе с тем он неотесан, суров, ни во что не верит. .. Корысти не знает», - писал Дидро о Фальконе.
Этьен-Морис Фальконе всегда мечтал о монументальном искусстве и получив предложение создать конную статую колоссального размера, не раздумывая согласился. 6 сентября 1766 года он подписал контракт, в котором вознаграждение за работу определялось в размере 200 тысяч ливров, что было достаточно скромной суммой – другие мастера просили значительно больше. 50-ти летний мастер приехал в Россию с 17-летней помощницей Мари-Анн Колло.
Мнения об облике будущей скульптуры были самые разные. Так, руководивший созданием памятника Президент Императорской Академии искусств Иван Иванович Бельской представлял скульптуру Петра I, стоявшего в полный рост с жезлом в руке. Екатерина II видела императора, восседающим на коне с жезлом или скипетром, а были и другие предложения. Так, Дидро задумал памятник в виде фонтана с аллегорическими фигурами, а статский советник Штелин направил Бельскому подробное описание своего проекта, согласно которому Петр I должен был предстать в окружении аллегорических статуй Благоразумия и Трудолюбия, Правосудия и Победы, которые подпирают ногами пороки Невежество и Леность, Обман и Зависть. Фальконе отверг традиционный облик монарха-победителя и отказался от изображения аллегорий. «Монумент мой будет прост. Там не будет ни Варварства, ни Любви народов, ни олицетворения Народа… Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он, конечно, был и, тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, и вот ее-то и надо показать людям», - писал он Дидро.
Реставрация медного всадника. Страж города на Неве. Восемь фактов о «Медном всаднике»
Открытие монумента Петру Великому. Гравюра А. К. Мельникова с рисунка А. П. Давыдова, 1782 г. © /
1. Вопреки своему названию, «Медный всадник» в своем составе не имеет ни грамма меди. Памятник Петру Великому был отлит из бронзы, как изначально и задумывалось. Объяснение у этой странности самое простое — в XVIII–XIX веках в русском языке слово «медь» допускалось к употреблению и в отношении бронзы.
2. Официально автором памятника считается французский скульптор Этьен Фальконе , который был рекомендован императрице Екатерине Великой философом Дени Дидро . Однако над созданием «Медного всадника» работал целый коллектив авторов: голову статуи лепила ученица Фальконе Мари Анн Колло , змею создавал русский скульптор Федор Гордеев , отливкой статуи занимался литейный мастер Федор Гордеев .
3. «Медный всадник» сегодня немыслим без своего величественного основания — Гром-камня. В свое время за сообщение о нем казенный крестьянин Семен Вишняков получил премию в размере 100 рублей — очень крупная сумма для России XVIII века. В своём первоначальном виде камень весил около 2000 тонн, имея размеры порядка 13 м в длину, 8 м в высоту и 6 м в ширину. Для перевозки гигантского мегалита в Петербург архитектор Юрий Фельтен разработал уникальную машину, которая позволила успешно решить необычную задачу.
4. Этьен Фальконе до «Медного всадника» не занимался лично отливкой памятника из бронзы. Приглашенный французский мастер литья, однако, оказался не в состоянии выполнить требования скульптора. С этого момента все подготовительные работы к отливке осуществлял сам Фальконе. В 1778 году он покинул Россию, так и не доведя проект до конца. Завершать строительство памятника пришлось Юрию Фельтену. Самого же Фальконе даже не пригласили на открытие памятника.
5. «Медный всадник» — классический пример русской неторопливости при строительстве чего-либо. От разработки первых эскизов до открытия памятника прошло 16 лет. Императрица Екатерина II, выдвинув идею памятника Петру Великому, смогла получить желаемое лишь к 20-летию своего царствования. Зато появилась возможность приурочить открытие памятника к 100-летию восшествия Петра I на престол.
6. Первые полвека своего существования монумент Петру Великому в Петербурге не имел какого-то особого названия. Все изменила поэма Александра Пушкина «Медный всадник», написанная в 1833 году, и опубликованная впервые в 1837 году. Название оказалось чрезвычайно удачным, и теперь конную статую Петра Великого иначе и не называют.
7. За свою историю «Медный всадник» пережил несколько реставраций. Во время первой из них, в 1909 году, был вскрыт люк в крупе коня, после чего было удалено 150 ведер воды, проникшей внутрь через многочисленные трещины. Во время масштабной реставрации 1976 года, к которой были привлечены лучшие советские специалисты, большинство трещин, угрожавших памятнику, были заделаны.
8. Согласно легенде, Петербург не падет и не будет разрушен, пока «Медный всадник» занимает свое место. Во время блокады Ленинграда в период Великой Отечественной войны монумент Петру I был обшит бревнами и досками и вокруг него уложили мешки с песком и землей. Сам памятник избежал попаданий гитлеровских бомб и снарядов, а город не был взят немцами.
Медный всадник почему такое название. Медный всадник? Почему медный?
«Медный всадник» – знаменитый памятник Петру Великому в Санкт-Петербурге и яркий пример того, как изделия из металла (в данном случае – скульптура из бронзы) могут украшать не только интерьеры, но и города. «Медный всадник» давно уже стал символом северной столицы.
Автор памятника – французский скульптор Этьен-Морис Фальконе, приглашенный специально в Россию по указу Екатерины II князем Голицыным. В 1765 г. Екатерине, после поисков скульптура через своих послов, к нему посоветовали обратиться Дидро и Вольтер, вкусу которых она доверяла. Так 50-летний Фальконе, работавший в то время на парижском фарфоровом заводе и мечтавший о монументальной скульптуре, получил заказ с условием, что выполнит его за 8 лет.
Екатерина думала установить памятник великому основателю
Петербурга в самом центре Сенатской площади, однако Фальконе поступил по-своему
и перенес скульптуру ближе к Неве. Видение будущего памятника у художника и
великой императрицы просто разительно отличалось; по этому поводу было немало
трений.
Екатерина II хотела видеть Петра в стиле римских императоров – с жезлом
и скипетром в руках, царственно восседающем на коне. Но Фальконе узрел в
«Медном всаднике», прежде всего, государственного деятеля, а не великого
полководца и основателя, с чем он также был согласен. В итоге Фальконе сумел
убедить всех, и через 3 года работы над моделью памятника в натуральную
величину были готовы. Еще 12 лет ушло на гипсовую модель «Медного всадника»,
и в 1774 г. памятник начали отливать из бронзы.
Почему же его называют «Медным всадником», когда этот шедевр – скульптура из бронзы? Название пришло позднее от одноименной поэмы А. С. Пушкина, где слово «медный» поэт относил к бронзе (как и в других своих произведениях), как и было принято в те времена: «колокольная медь», «медных пушек звонкий ряд» и т.д.
Отливкой памятника долго никто не хотел заниматься – пугали его огромные размеры. К тому же, по расчётам Фальконе для равновесия монумента передние стенки скульптуры должны были быть тончайшими – не больше сантиметра. Французский литейщик, которого специально пригласили для этого, даже назвал своего земляка сумасшедшим и отказался, ведь такого способа отливки никто раньше в мире не делал. Но в итоге мастер, готовый решиться, нашелся. Это был русский рабочий, отливавший пушки – Емельян Хайлов.
Для отливки понадобилось 176 т бронзы и 4 т железа (для равновесия). Отлить скульптуру удалось лишь за 3 года: во время 1-ой отливки лопнула труба, и раскаленная бронза повредила верхнюю часть скульптуры – к ужасу Фальконе. Хайлов, рискуя жизнью, сумел собрать часть вытекшего металла, но полностью изъян удалось исправить только через 2 года. В память об этом на одной из плащевых складок Петра мастер написал: "Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года".
С Гром-камнем, на котором вздымается конь Петра I, история не менее интересна. Как задумал Фальконе, основанием памятника должна была стать естественная скала в виде волны – напоминание о том, что Пётр I открыл России нужный путь к морю. Поисками монолита занялась Академия художеств – еще, когда была готова лишь голова памятника, которую вылепила ученица Фальконе, приехавшая с ним в Россию – 17-летняя Мари-Ан Колло. Гром-камень нашли у деревни Лахты. Из-за того, что в него когда-то ударила молния и сделала в нем расщелину, местные жители его так и прозвали. По преданию на Гром-камень несколько раз входил сам Петр, чтобы обозреть окрестности.
Массивный гранит доставляли до места почти год. Его первоначальный вес был 2000 т. Сам же памятник весит – 8 т, а в ширину – 5 м.
Но установить памятник Фальконе так и не пришлось. К этому моменту он совсем рассорился с императрицей и вместе со своей ученицей в 1778 г. отбыл из России. Руководить установкой бронзовой скульптуры на постамент доверили архитектору Ф. Г. Гордееву.
Наконец, 7 августа 1782 г. торжественное открытие «Медного всадника» состоялось. На Сенатской площади собралось много народу и войска, а императрица Екатерина II смотрела на открытие с балкона Сената и со слезами на глазах поклонилась изображению в бронзе великого Петра. Такого массивного и красивого изделия из металла Санкт-Петербург раньше не знавал. Эта скульптура из бронзы и сегодня – украшение не только северной столицы, но и всей Европы, один из лучших памятников Петру I.
Трещина на медном всаднике. "Медного всадника" отмыли и открыли заново
Еще один символ Санкт-Петербурга обрел второе рождение. "Всадник медный на звонко скачущем коне", каким его представил Пушкин, открылся после реставрации.
"Медного всадника" отмыли, покрыли защитным напылением и даже выкачали из монумента семь ведер дождевой воды. Теперь спасают ограду Летнего сада. На ней заменили уже более тысячи кованых фрагментов.
По словам начальника участка ЗАО "Специалист" Глеба Яковского, "ограду изъела ржавчина, весь крепеж сгнил. Была опасность, что она может упасть. Последствия могли бы быть непредсказуемыми".
В садово-парковых хозяйствах города декораторы разбивают газоны. Еще недавно нимфы у входа в Главное Адмиралтейство были в плачевном состоянии. Теперь же трещины в скульптурах заделали, а с фасада сняли леса.
Строительные леса разбирают и на Петропавловской крепости. Верхолазы восстанавливают лепнину и проверяют большие колокола крепостного карильона. "Большую часть памятников Петропавловской крепости за эти два годы мы сумели отреставрировать. Привели в порядок фасады. Это здорово", - говорит директор Петропавловской крепости Борис Аракчеев.
Таможня передает музеям Петербурга более 2000 тысяч изъятых предметов старины - это подарок к юбилею. А в городском Законодательном собрании депутаты презентуют Золотую книгу. В нее впишут имена и события, прославившие северную столицу. Несомненно, туда впишут авторов гимна великому городу на музыку Глиера и слова петербуржца Чупрова. Сегодня его впервые исполнили под сводами Мариинского дворца.
"Российский рекордсмен по реставрациям, фестивалям и визитам мировых знаменитостей" - так теперь в шутку говорят о Петербурге. О приближающемся юбилее в городе напоминает практически все, и едва ли не каждое событие становится его символом. Уже несколько дней в Петербурге идут дожди, но их считают хорошей приметой.