Художники стрит-арт. направление
Художники стрит-арт. направление
Стрит-арт (англ. Street art — уличное искусство) — направление в современном изобразительном искусстве, отличительной особенностью которого является ярко выраженный урбанистический характер.
Основной частью стрит арта является граффити (иначе спрей-арт), но нельзя считать, что стрит-арт это и есть граффити. К стрит-арту также относятся постеры (некоммерческие), трафареты, различные скульптурные инсталляции и т. п. В уличном искусстве важна каждая деталь, мелочь, тень, цвет, линия. Художник создает свой стилизованный логотип — «уникальный знак» и изображает его на участках городского ландшафта. Самое главное в стрит-арте — не присвоить территорию, а вовлечь зрителя в диалог и показать различную сюжетную программу.
На 2010 год ни в одном музее мира не существует отделов коллекционирования и хранения стрит-арта.
Опубликованный в 1918 г. российскими футуристами Декрет № 1 «О демократизации искусств (заборная литература и площадная живопись)» гласит:
По легенде, история граффити начинается в 1942 году, во время Второй мировой войны, когда рабочий Килрой принимается писать 'Kilroy was here' на каждом ящике с бомбами, которые производят на фабрике в Детройте. Солдаты в Европе воспроизводят эту фразу на стенах, устоявших во время бомбардировок. Позже к этому первому проявлению вируса присоединяются подписи Корнбреда в Филадельфии в 1950-х — 1960-х годах. Художник берёт город приступом вместе с Cool Erl и Top Cat. Втроём они создают граффити, в подлинном смысле давая начало этому течению.
Из Филадельфии течение в конце 1960-x годов приходит в Нью-Йорк. Там всё начиналось в квартале Washington Heights в Манхэттене. В 1971 году «тег» распространяется повсюду, покрывая стены вагонов метро. Julio 204 — первый, кто помещает номер своей улицы рядом со своим псевдонимом. Первым райтером, признанным за пределами собственного квартала, стал Taki 183. Он оставляет следы своего присутствия в очень многих городских местах, становясь своеобразным «поджигателем» и провоцируя волну подражаний среди многих райтеров.
В то же время начинает появляться новая форма. 1972 год отмечает рождение нового эстетического языка. В то время как между райтерами, ищущими славы посредством своих псевдонимов, вспыхивает настоящая война, некоторые из них для того, чтобы как-то отличиться, используют неожиданные стилистические включения. Так зародилась основа стиля и кода граффити, используемого и сегодня.
Быстрый и бесконтрольный рост движения вызывает определенный интерес культурных инстанций, от критиков до галерей. Поэтому начало 1980-х отмечает впечатляющее количество выставок, где молодые райтеры получают признание как художники в полном смысле этого слова. В 1981 году престижный журнал Арт Форум посвящает статью явлению Fashion Moda. В том же году райтеры принимают участие в выставке PSI New York/New Wave вместе с другими художниками, среди которых Жан-Мишель Баскиа, а также Джозеф Кошут , Уильям Берроуз, Нэн Голдин, Энди Уорхол и Лоуренс Вайнер . В 1982 году Fashion Moda выставляется на Dokumenta 7 в Касселе, Германия. С тем же озадачивающим очевидным успехом первые райтеры выставляются во многих музеях Европы параллельно с выставками в лучших галереях Нью-Йорка.
Одновременно с художественным признанием искусство граффити испытывает на себе жесткие санкции, которые вынуждают его развиваться вне метро и улиц. Давление оказывает значительный и подчас фатальный эффект на художественное развитие многих райтеров. Но не все смиряются с этим, и кое-кто ищет новые пути развития, дающие место многочисленным ответвлениям. С этого момента движение получает второе дыхание и обеспечивает себе дальнейшее развитие.
Стрит-арт художники россии. Части стен 2
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: 0331C, 56, 8 рублей, А13, Aber, A.D.E.D., Adno, Akue, Aroe, Дмитрий Aske, Александр Blot, Chervi, Concrete Jungle, Dusto, Eloom, FSFE Collective, Giwe, Gred, Herman IX, Алексей Luka, Марат Morik, Миша Most, Muluk, Nomerz, Nootk, Petro, Sasha RTS, Rtue, Sakvo, Sam, Slak, Snekzy, Stfnv, Super, SY, Turbo, Vedro, Vitae Viazi, Юрий QZX, Zukclub, Zoom, Юрий Аверин, Сергей Акрамов, Стас Багс, Глаз, Голд, ГРИША, Стас Добрый, Злые, Александр Жунёв, Максим Има, Квадрат, Кейс, Кирилл Кто, Алексей Кио, Магия рептилий, Манос, Мозги, Роман Мураткин, НагАр, Иван Найнти, Нож, Вадим Ноль, Осколки, Алексей Партола, Тимофей Радя, Районс, Реванш, Илья Робе, Сциссор, Команда Той, Фрукты, Алексей Шидловский, Степан Шоболов, Александр Яровиков.
Галерея RuArts представляет уникальный проект Алексея Партола «Части стен 2» — фото-альманах российского уличного искусства, а также выставку избранных работ, созданных специально для проекта.
«Части стен 2» — это первое масштабное исследование уличного искусства России от Калининграда до Петропавловска-Камчатского, попытка зафиксировать работы наиболее заметных граффити и стрит-арт художников, совершенно разных и непохожих друг на друга, рисующих как нелегально, так и в легальных местах, их подходы и методы работы на улице. Концепция проекта строится в первую очередь на исследовании городской среды и уличной культуры в каждом отдельном российском городе: Калининград, Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Краснодар, Севастополь, Саратов, Волгоград, Нижний Новгород, Пермь, Екатеринбург, Тюмень, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Владивосток, Петропавловск-Камчатский.
В проекте принимают участие только российские художники, имеющие «уличный бэкграунд»: более 70 авторов и команд из 17 городов России. Таким образом, задача автора проекта— продемонстрировать срез российского уличного искусства, представить художников, имеющих большой опыт работы на улице и сотрудничающих с галереями и музеями. Среди этих художников как совсем молодые, так и уже известные имена, авторы самых масштабных муралов в мире, а также участники международных биеннале уличного искусства, крупных фестивалей и выставок. Несмотря на коммерческий успех, они не покидают улицу, определяя визуальную культуру города.
Дизайнером альбома «Части стен 2 » выступили Алексей Партола и Никита К. Скрябин, сооснователь издательства «Ось», известный московский художник. Альбом построен на материале, отснятом Алексеем Партола в ходе его годового фотографического исследования и состоит из 2 томов: документация создания работ художников, тексты и творческие манифесты художников составляют первый том альманаха, второй том состоит только из фотографий, на которых зафиксированы работы на улице.
ОБ АВТОРЕ ПРОЕКТА: Алексей Партола (1990), выпускник РЭУ им. Плеханова, Британской высшей школы дизайна, фотохудожник, графический дизайнер, автор и куратор многих проектов, автор книги «Призраки». Сооснователь издательства «Ось». Один из основателей принт-маркета «Вкус бумаги». Автор более 200 проектов в качестве дизайнера. Живет и работает в Москве. Работы автора находятся в собраниях музеев, художественных галерей, фондах и в частных коллекциях.
Первая книга Алексея Партола «Части стен» вышла в 2014 году, и включала в себя интервью 25 художников, отобранных автором, и холсты, созданные каждым из них в своем уникальном стиле. Основной целью проекта было рассказать о самых интересных граффити-художниках России, о том, как они работают и как взаимодействуют с галереями и музейными институциями, применяя навыки, приобретенные на улице, в строгом академическом пространстве. Книга продаётся по всему миру.
ВЫСТАВКА входит в специальную программу III Биеннале искусства уличной волны АРТМОССФЕРА.
Художники стрит-арта екатеринбург. Степан (Айфо) Тропин, директор галереи уличного искусства «Свитер»:
Весной этого года FIFA TV выпустило новую серию презентационных роликов , посвященных городам — хозяевам чемпионата мира по футболу — 2018. Серия про Екатеринбург называлась «Стрит-арт-столица России». В кадр попали все самые известные объекты «Стенограффии». Организаторы фестиваля говорят, что это была не их идея. Кто-то сказал ребятам из FIFA, что уличное искусство — визитная карточка Екатеринбурга, и съемочная группа сама к ним пришла и предложила сделать
Иностранцы и жители других российских городов давно знают, что в Екатеринбурге есть не только Храм на Крови, Плотинка, Исеть, Музей ИЗО, ГЦСИ и «Ельцин-центр». Обязательной частью программы становятся неоновая арка у «Салюта», сквозная работа «Самолетик», портрет молодого Юрия Гагарина, прижимающего к груди голубку, стрит-арт к юбилею Победы на кольце у «Дирижабля» и самые большие в мире банки сгущенки и супа Кэмпбелл. Все эти объекты давно можно найти в популярном туристическом приложенииIzi.Travel. Гид предлагает два варианта маршрута: «Екатеринбург — галерея под открытым небом» и «Мир глазами улиц» (на английском и на русском).
В первой части спецпроекта «Философия крыш» мы решили вспомнить самые важные события и имена уличных художников, благодаря которым Екатеринбург стал российской столицей стрит-арта. В качестве бонуса предлагаем вам несколько десятков фотографий глубоких, противоречивых, красивых и умных проектов уральских стрит-арт-артистов. Одни рисунки стерлись, другие осели в галереях или были выкуплены коллекционерами, но многие из них до сих пор можно увидеть на улицах уральской столицы.
Стрит-арт художники мира. 9 современных стрит-арт художников, за которыми надо следить
Назвать кого-то «вторым Бэнкси» уже давно звучит как сомнительный комплимент – кроме Бэнкси есть десятки актуальных художников, упаковывающих социальные или чисто эстетические высказывания в разноцветные (или черно-белые) уличные картинки. Вместе с лимитированной арт-серией Hennessy Very Special, воплотившей своенравный и независимый дух стрит-арта, рассказываем о современных уличных (и не только) художниках, за которыми надо следить, а также о городах, куда стоит поехать, чтобы посмотреть на их работы.
Felipe Pantone
Фелипе Пантоне родился в Буэнос-Айресе, в 10 лет переехал Испанию, а в 12 – начал рисовать граффити. Впрочем, официальное образование в области изящных искусств он тоже получил – в Валенсии, где и находится его студия. Пантоне – это псевдоним. Когда художник начинал заниматься стрит-артом, его ник был Paint One, но в процессе это все слилось в одно слово. А вот если ты встретишь Фелипе где-то на улице, ты его не узнаешь – художник принципиально не фотографируется. Стиль Фелипе напомнит тебе о каллиграфии, винтажной типографике и, художественном течении второй половины XX века, которое использовало оптические иллюзии и геометрические абстракции, дающие зрителю впечатление движущихся узоров. Художник много путешествует, поэтому темы динамичности, трансформации, современных технологий и их связи с искусством тоже важны в его творчестве: он даже пишет об этом в своем манифесте, который так и называется –.
Сейчас Фелипе продолжает рисовать на улицах, устраивает собственные выставки и сотрудничает с разными компаниями. Например, Пантоне стал, сделавшим фильтры специально для Instagram, а в этом году стал автором этикетки лимитированной серии Hennessy Very Special Limited Edition и арт-объекта — инсталляции, состоящей из ста пронумерованных элементов, каждый из которых можно купить и персонализировать. Это продолжение одного из проектов художника –. Он считает, что в мире, где все подвержено кастомизации – от телефона до кроссовок –из предложенных Пантоне паттернов, глитчей и элементов компьютерной графики. Configurable Art — это взаимодействие технологий, интернета и искусства. Принципу динамичности и тут нашлось место: художественные элементы, которые можно использовать для создания рисунка, обновляются.
Ближайшее произведение Фелипе – монументальное граффити на боковой стене торгового центра «Атриум» в Москве и 24-метровaя инсталляциявнутри. Работы Пантоне также можно увидеть в арт-квартале Винвуд в Майами, Риме, Гонконге и других городах – из последних творений нас больше всего впечатлила трехмерная инсталляция в (Бангкок, Таиланд).
Если не собираешься никуда ехать, можешь не сходя с места заценить его мурал в виде QR-кода (самый большой в мире, как утверждает сам художник) высотой 25 метров и шириной 30. Оригинал находится в бельгийском Хасселте, но отсканировать можно.
Vhils
Вилс родился в Лиссабоне и рос там в то время, когда атмосфера в Португалии была весьма терпима к граффити, а рисовать на улице было безопасно и намного интереснее, чем сидеть у телевизора. Так что Вилс начал ставить теги на пути в школу, потом переключился на поезда – он жил возле пригородной железнодорожной линии, потом стал выбираться в другие города Португалии и Европы, присоединяться к арт-группам и участвовать в выставках. В конце концов добрался и до Лондона, где закончил престижный колледж искусств и дизайна, а в 2008-м Бэнкси (ну да, какая статья про стрит-арт без Бэнкси!) пригласил его поучаствовать в фестивале стрит-арта в Лондоне. Дальше были другие фестивали, выставки и биеннале современного искусства, работы по всему миру – в галереях и на улицах.
Это тот самый автор, работы которого ты узнаешь в любом городе мира из-за специфической фактуры и техники: это портреты людей, созданные с помощью абразивных инструментов и жидкостей, разрушения штукатурки стен, скретчинга и даже контролируемых взрывов. Часть работы всегда остается незаконченной – дальше в дело вступает окружающая среда, под воздействием которой произведение продолжает меняться. Вилс напоминает, что стрит-арт – это не только краска, а еще и дрель, молоток и зубило, и в его случае уличное искусство больше похоже на археологические работы, открывающие то, что лежит под поверхностью. Создание некоторых его произведений занимает не меньше месяца. Среди героев портретов – и реальные герои, узнаваемые жителями города, и неизвестные люди, превращенные в иконы, например, жители трущоб в Рио-де-Жанейро, чьи лица появились на стенах, оставшихся после сноса домов.
Много масштабных творений Вилса ты встретишь на улицах Лиссабона и других городов Португалии ( чекай карту ). Не пропусти крутую коллаборацию с Шепардом Фейри, которая сочетает фирменные яркие краски Шепарда с фирменным грубым многослойным стилем Вилса. Если до Лиссабона ехать далеко, можешь сгонять в Киев. Там на улице Михайловской – портрет Сергея Нигояна , первого погибшего во время Евромайдана, а в Москве – портрет Маяковского , практически выгравированный на многослойной штукатурке.