Что хорошего сделали античные софисты. Философ-софист Протагор
Что хорошего сделали античные софисты. Философ-софист Протагор
Согласно Протагору, все относительно: нет абсолютной истины и абсолютных моральных ценностей, добра. Однако есть нечто более полезное, более приемлемое и, следовательно, более подходящее. Мудрый человек — это тот, кто понимает пользу относительного, приемлемого и подходящего, кто знает, как убедить в этом других и как реализовать эту пользу.
Философ-софист Протагор утверждал: «Человек — мера всех вещей: существующих вещей в той мере, в какой они существуют, и несуществующих вещей в той мере, в какой они не существуют». Под мерой Протагор понимал своего рода «стандарт суждения» Дж. Anticeri. Западная философия от истоков до наших дней. I Античность.- ТОО ТК «Петрополис», 1997, с.56, в разделе вещи — факты и опыт в целом. С помощью этой знаменитой аксиомы Протагор подчинился отрицанию абсолютного критерия, который отличает бытие от небытия, истину от неистины. Критерием является только человек, индивидуум: «Как отдельные вещи предстают передо мной, так они являются мне, и как они являются вам, так они являются вам». Например, какой ветер дует — теплый или холодный? Ответ, в смысле Протагора, должен быть таким: «Кому холодно, тот холодный; кому не холодно, тот теплый». А если это так, то ни одно, ни другое не является ложным; все истинно, то есть истинно по-своему.
Протагор рассуждал о демократической системе правления и утверждал идею равенства свободных людей. В 444 или 443 году до н.э. Протагор посетил Афины и, по просьбе Перикла, написал свод законов для новой греческой колонии под названием Фурии в южной Италии. Интересно, что эти законы долгое время не менялись, потому что Протагор ввел хитрость: Если кто-то хочет изменить или отменить старый закон или придумать новый, он должен изложить свои причины и, накинув петлю на шею, ждать решения граждан. Предложение принято — все хорошо, если поправки отклонены, то… Well…. Он сам выбрал свою судьбу, накинув на шею веревку с петлей.
Протагор утверждал: для каждого утверждения существует противоречивое утверждение (о каждой вещи, каждом предмете «есть два мнения, которые противоположны друг другу»). Благодаря таким противоположным мнениям философ-софист создал искусство философского диалога, которому впоследствии придали особый блеск Сократ и Платон. Интересны размышления Протагора о глубинном происхождении диалога. «Он был первым, кто сказал, что о каждой вещи есть два мнения, противоположные друг другу. Из них он составил диалог и первым использовал этот способ изложения» Богомолов А.С. Античная философия. — М., 1985, с. 183. Согласно Протагору, очевидно, что диалогическая форма искусства возникает из противоречий, лежащих в глубине самих вещей.
Умение, которому учил Протагор, заключается именно в этой способности придавать вес и значение каждой точке зрения, равно как и той, которая ей противостоит. И его успех основывался на том, что его ученики, обученные этой способности, осваивали каждый новый случай в общественных судах, собраниях и политической жизни в целом.
Афинская школа кратко. Афинская школа Рафаэля Санти - описание картины, филосовы изображенные ней
Рафаэль Санти – художник, график, архитектор эпохи Ренессанса. Считается одним из выдающихся представителей умбрийской школы.
Свою фреску «Афинская школа» великий Рафаэль Санти написал в период с 1509 по 1511 года. Его из Флоренции в Рим пригласил папа Юлий II для оформления парадных залов Папского дворца. Рафаэль оформил в дворце три зала. Станцу делла Сеньятура украшает его шедевр «Афинская школа» . Написана картина очень легко, воздушно, несмотря на то что на ней изображено более пятидесяти персонажей, нет ощущения толпы или сдавленности, настолько все пропорционально, настолько все гармонично на ней расположено.
Все фрески в этом зале объединены одной темой – духовная деятельность человека. В эпоху Ренессанса развивается классический гуманизм. Основой своей идеей он ставит изучение человека и его духовной деятельности. В станце четыре фрески воспевающих, как раз-таки ее: философия, богословие, правосудие, поэзия. Картина воспевает науку, философию и несмотря на то, что она называется «Афинская школа», на ней изображены не только афинские научные светила. Скорее название картины, которое она получила уже намного позже своего создания, показывают тенденцию обращения эпохи Высокого Ренессанса к античной культуре и к науке в целом, которые были забыты в средневековье. Помещение школы изображено не в древнегреческом, а в древнеримском стиле. Во время работы Рафаэля над станцами в Ватикане шли большие строительные работы, при которых были обнаружены древние сооружения. Вдохновленный ими художник изобразил монументальное здание с пышной отделкой, и строгой симметрией. В центре картины аркада, которая акцентирует внимание на двух философах – Платоне и Архимеде. Считается, что ступени лестницы символизируют этапы познания.
Афинские школы. О работе:
Эту монументальную фреску Рафаэль создал, когда ему было всего 25 лет, и она стала одним из шедевров эпохи Высокого Возрождения. Фреска изображает мир древних философов, чьи идеи вдохновляли художников Ренессанса. Под величественными цилиндрическими сводами вымышленного античного здания мы видим всех выдающихся философов древности, беседующих со своими учениками. Именно такие беседы способствовали развитию философской мысли.
«Афинская школа», как начали называть эту фреску спустя много лет после написания, изображает Академию, основанную Платоном в Афинах в IV веке до н.э. Рафаэлю было хорошо известно, что собрания этой Академии проходили под открытым небом, в оливковой рощи. Но, тем не менее, он изображает фоном величественное здание, выдержанное в классическом стиле. Возможно, подобное строение казалось Рафаэлю более подобающим местом для рождения высоких идей Золотого века, чем природный пейзаж.
При взгляде на фреску, основание которой расположено над дверью, изображённые над ней своды кажутся уходящими в бесконечность, хотя высота фрески лишь вчетверо превышает человеческий рост. Рафаэль выстраивает архитектуру изображённого здания по законам театра, и на этих подмостках, как на сцене, эффектно и гармонично располагает человеческие фигуры.
В этой фреске Рафаэля чувствуется влияние целого ряда более ранних работ других великих художников. Однако Рафаэль идёт дальше и усиливает внутреннюю гармоническую связь между архитектурой и людьми, создавая для этого группы фигур, повторяющиеся в ритме архитектурного ансамбля. Центральные арки здания усиливают и подчёркивают основные фигуры - Платона и Аристотеля, и одновременно создают пустое пространство перед ними. Без арок общее впечатление от фрески было бы иным.
Всего на фреске представлено свыше 50 фигур. Многие из них не поддаются атрибуции, на счёт других нет единой точки зрения.
Статуя Аполлона
В изображении большей по размеру, чем человеческие фигуры, и расположенной над ними мраморной скульптуре греческого бога Аполлона применён контраст, что часто встречается в работах Микеланджело. Воплотив в себе мужскую красоту и разум, Аполлон был также богом музыки, что символизирует лира, которую он держит в руках.
В противоположном нефе в стенной ниши стоит симметрично расположенная статуя Минервы, богини войны и мудрости, покровительницы всех учебных заведений.
Платон и Аристотель
Не все фигуры на фреске можно идентифицировать со стопроцентной уверенностью, однако великих греческих философов Платона (427-347 гг. до н.э.) и его ученика Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) легко узнать по названиям книг, которые они держат в руках. Рука Платона обращена вверх, а рука Аристотеля - вниз, раскрытой ладонью к земле. В этих местах сконцентрированы их философские идеи - у Платона более абстрактные, у Аристотеля более практичные и логически обоснованные. Есть версия, что в образе Платона Рафаэль изобразил Леонардо да Винчи.
Автопортрет с древними греками
На фреске Рафаэль написал самого себя, а за своей спиной, возможно, портрет своего учителя, Перуджино. В этой же группе мы видим Птолемея, держащего в руке земную сферу. Птолемей жил во II веке до н.э., был астрономом и утверждал, что Земля является центром вселенной.
Полагают, что фигура, держащая в руке небесную сферу, скорее всего Гиппарх, древнегреческий астроном. По другим версиям фигура принадлежит персидскому пророку Зороастру.
Евклид и ученики
Лысый математик Евклид (Вазари утверждает, что это портрет товарища Рафаэля, архитектора Браманте) демонстрирует начертанные на дощечке чертежи, которые должны подтвердить его геометрическую идею. Студенты Евклида изображены так, что по их жестам и выражению лиц мы можем проследить, на какой стадии понимания мысли учителя находится каждый из них.
Киник Диоген
Полуобнажённая, сидящая на ступенях в крайне неудобной позе фигура - это греческий киник Диоген (ок. 400-325 гг. до н.э.), философия которого основана на принятии аскетического образа жизни как единственного способа достичь истинной независимости и свободы. Сам Диоген полностью отрицал все удобства и жил на окраине Афин в бочке из обожжённой глины.
Математика и музыка
В своих работах Пифагор (ок. 580-ок. 500 гг. до н.э.) пытался связать математику и музыку, поэтому глубоко символично то, что его фигура изображена под статуей Аполлона. На табличке в его руках начертаны математические формулы, с помощью которых он стремился описать музыкальную гармонию, что должно было стать ключом к познанию гармонии мира. Платон использовал эти формулы для расчёта гармонических пропорций души, и эта идея подробно изложена им в трактате«Тимей», с которым он и изображён на фреске.