62 факта о шахматных фигурах. Ценность фигур в шахматах
62 факта о шахматных фигурах. Ценность фигур в шахматах
Ценность фигур в шахматах Александр ШекаКакая самая ценная фигура в шахматах?
Каждая шахматная фигура стоит определённое количество очков, и в этой статье мы узнаем, сколько именно стоит каждая из них.
В шахматах слово сила не относится к неясной мистической концепции. Также нетрудно понять концепцию силы. Когда я говорю о силе, я имею в виду силу фигур по отдельности или в группах. Например, если у вас и вашего оппонента есть одинаковые фигуры на доске, и у вас на одну пешку больше, чем у вашего оппонента, у вас есть силовое преимущество, также известное как материальное преимущество .
Получение материального преимущества — один из лучших способов выиграть партию в шахматы. Если вы сможете срубит все фигуры вашего соперника, его король будет беззащитен, и ваша армия сможет легко поставить мат.
Если по материалу равенство, но большая часть вашей армии нацелена на королевский фланг, а у вашего оппонента только пара защитников в этом секторе, то у вас есть преимущество на этом участке доски. Таким образом, у вас может быть два вида преимуществ.
- 1. Больше фигур в целом
- 2. Больше фигур в определённой области доски
Ценность шахматных фигур
По ходу игры, когда фигуры размениваются или теряются, то нет ничего необычного, когда на доске остаются разные типы фигур. Например, у белых две ладьи, один слон и шесть пешек, тогда как у чёрных может быть две ладьи, один слон, один конь и три пешки.
У кого здесь преимущество?
Белый:
Чёрные:
Самый простой способ ответить на этот вопрос - использовать систему, которая присваивает каждой фигуре числовое значение. Затем вы можете оценить, сколько стоит каждая армия. Каждой шахматной фигуре в порядке возрастания важности присваиваются числовые значения:
Таблица ценности фигур в шахматах
Из таблицы мы видим, что самая ценная фигура в шахматах это король.
У него бесконечная ценность, потому что его проигрыш означает проигрыш игры. Теперь мы можем определить, есть ли у белых преимущество с двумя ладьями, одним слоном и шестью пешками или у чёрных с двумя ладьями, одним слоном, одним конём и тремя пешками.
Две ладьи белых приносят 10 очков, слон - 3 очка, а шесть пешек - 6 очков, то есть в сумме получаем 19 очков. Две ладьи чёрных приносят 10 очков, слон - 3 очка, конь - 3 очка и три пешки - 3 очка. Всего у чёрных 19 очков; точно так же, как у Белых.
Теперь мы видим, что ни у кого нет материального преимущества.
Типичный материальный дисбаланс
- Ферзь (9 очков) против двух ладей (10 очков): Две ладьи имеют преимущество.
- Ферзь (9 очков) и пешка (1 очко) против ладьи (5 очков), слона (3 очка) и коня (3 очка): Сторона с ферзём имеет материальный недостаток - 10 очков по сравнению с 11 очками.
- Конь (3 очка) против трёх пешек (3 очка): здесь ни одна из сторон не имеет преимущества
- Ладья (5 очков) и пешка (1 очко) против слона (3 очка) и коня (3 очка): По очкам 6-6 (равный матч). Однако это случай, когда цифры могут неточно отражать действительное преимущество. Две лёгкие фигуры обычно активнее, чем ладья и пешка, особенно когда на доске много других фигур. Таким образом, две лёгкие фигуры обычно считаются более ценными.
- Ладья (5 очков) против слона (3 очка) и две пешки (2 очка): Эти позиции примерно равны.
Заключение:
Теперь вы должны быть в состоянии определять, насколько выгоден тот или иной размен в шахматах, по крайней мере, с точки зрения силы.
Однако я должен предостеречь вас от чрезмерной зависимости от цифр. Хотя эта таблица значений является полезным инструментом, оценка фигур в некоторых позициях может меняться. В одной позиции три пешки могут превосходить лёгкую фигуру, тогда как в другой позиции вы вполне можете обнаружить, что слон или конь полностью перевешивают три пешки.
Почему шахматы так называются. Персидско-арабское.
Одно объяснение = «шах»(персидское)+«мат» (арабское) = «шах умер». В словарях про слово "шахматы" обычно говорится, что оно персидского происхождения от "шах" и "мат" и буквально означает "владыка умер". В действительности же в персидском языке нет слова "мат" в значении "умер". Такое слово есть в арабском. Но в нём имеются свои наименования владыки: султан, эмир, малик и др.
Употребление арабами слова "шах" должно быть чем-то оправдано, как, скажем, употребление слов "раджа", "каган", "хан", "мандарин" или им подобных в русском. Да и по нормам арабского языка, не менявшегося уже более тысячелетия, выражение "шах умер" звучит не "шахмат", а " матааш-шах ". Получается, что не могли русские заимствовать слово "шахматы" ни у персов, ни у арабов по той простой причине, что такого слова не было.
Это подтверждается и тем фактом, что по-персидски и по-арабски эту популярную игру называют одинаково и созвучно: чатранг - шатранг . Будь у персов и арабов свое исконное название, вряд ли они воспользовались бы индийским словом - чатуранга. На санскрите оно означает буквально "четыре рода войск".
Название шахматной игры Мьянмы (ситтуйин) происходит от палийских слов, переводящих смысл санскритского слова чатуранга. Русский историк шахмат Д.И.Саргин считал, что и китайское название шахматной игры -"сянги" так же является попыткой перевода и состоит из китайского "сы" - 四 – "четыре" и "анг" (аналогично персидскому чатр+анг).
Русское же слово "шахматы" отошло от линии прямого заимствования из индийского до среднеазиатско-иранских названий игры (чатуранга — чатранг — шатранг - … чатрак, затрикион). Слово "шахматы" не связано и с попыткой перевести значение предшествующих названий.
Самая сильная фигура в шахматах. Название фигур в шахматах
Название фигур в шахматах Александр ШекаКак называются все шахматные Фигуры?
Многих новичков смущают названия шахматных фигур, особенно разница между ферзём и королём. Почти в каждом шахматном наборе у короля на голове маленькая корона или крест. Ферзь обычно меньше по размеру и имеет ребристый край на макушке. Чтобы лучше понять правила, важно знать обо всех шахматных фигурах и их названиях. Итак, как называются все шахматные фигуры?
Вот названия всех шахматных фигур: король, ферзь, ладья, слон, конь и пешка. Ладья, слон и конь идут парами, пешек всего 8 штук и по одному королю и ферзю.
- Спрятать короля в безопасное место
- Переместите ладью из угла в центр игры
- Для ладьи это должен быть первый ход
- Для короля это должен быть первый ход
- Путь между королём и ладьёй должен быть свободным (никакие фигуры не могут его блокировать)
- Король не может находиться под «шахом» или проходить атакованное поле
Таблица с названиями всех шахматных фигур
Король — самая важная фигура в игре; однако он также является самым слабым.только на одно поле в любом направлении, будь то вперёд, назад или наискосок. У короля также есть особый и уникальный ход, известный как рокировка (который обсуждается ниже). Король никогда не может пойти на опасного для него поле. Игра проиграна, если вы потеряете своего короля.
Рокировка
Это особое правило распространяется на короля и ладью.позволяет сделать две важные вещи:
Вы можете переместить короля на два поля в одну сторону, а затем переместить ладью рядом с королём на противоположной стороне. Однако, чтобы рокировка была возможна должны быть выполнены следующие условия:
Если вы делаете рокировку в сторону, где стоит король, то это называется « Рокировка на Королевский фланг ». Если вы делаете рокировку на другую сторону, где стоит ферзь, это называется « Рокировка на Ферзевый фланг ».
Независимо от того, какую сторону вы выберете, при рокировке король переместится только на два поля.
Ферзь — самая сильная фигура в шахматах.на любое количество клеток по горизонтали, вертикали или диагонали. Однако ему не разрешается перепрыгивать через любые другие фигуры. Он может атаковать любым способом, как ходит. Однако, как и любая другая фигура на доске, если она взята, то она выбывает из игры.
Ладья
может ходить на любое поле назад, вперёд или в сторону. Она также не может перепрыгивать через другие фигуры. Ладьи считаются мощными фигурами, особенно когда речь идёт о защите и работе друг с другом для атаки соперника. Взятия в шахматной игре необязательны. Ладья не обязательно должна делать какое-либо взятие; вы можете рубить другие фигуры, когда захотите.
Слон
на любое количество полей, но только по диагонали. Он не может перепрыгивать через фигуры на своём пути. Если слон начинает игру с чёрного поля, он всегда должен двигаться только по чёрным диагоналям и наоборот.
Слон хорош для прикрытия или защиты других фигур на доске. На доске у вас будет всего два слона - белопольный и чернопольный. Тот, кто стоит на белом поле, может двигаться по диагонали по белым полям, а кто на чёрном поле движется только по чёрным полям по диагонали.
Конь
По сравнению со всеми остальными фигурами конь ходит самыми разными способами. Голова коня похожа на лошадь. В общих словах конь ходит на три поля, два поля в одном направлении, а затем ещё на одно поле под прямым углом. В результате получается Г-образная форма. Это единственная фигура, которая может прыгать через другие шахматные фигуры.
Конь может ходить на два поля по вертикали или горизонтали, а затем одно перпендикулярно. Другие фигуры никогда не могут заслонить коня. Он может легко перепрыгивать любые фигуры и забирать вражеские фигуры. Однако, если конь расположен в углу, он сильно ограничен, чем ферзь или слон, и ещё более уязвим для взятия соперником.
Пешка
с другой стороны, классифицируются как самые сложные фигуры на доске. Пешки необычны, потому что они могут брать другие фигуры и ходить по-разному. Они ходят вперёд, но рубят другие фигуры по диагонали.
Пешки могут ходить только на одно поле за раз, за исключением первого хода, в этом случае они могут ходить на два или одно поле вперёд. Пешки могут брать фигуры только по диагонали перед собой. Пешка никогда. Если пешку блокирует фигура, то она не может ходить, пока фигура не уйдёт.
Превращение пешки
Если пешка успешно достигает другой стороны доски, то она может стать любой другой фигурой (превратиться). Обратите внимание, что некоторые люди считают, что пешку можно обменять только на ранее взятую шахматную фигуру. Это неправда. Пешка может быть.
В шахматах есть шесть типов фигур, каждая из которых имеет уникальные возможности и функции. Ниже мы рассмотрим каждый из них:Король
Король - самая важная фигура в игре, но он также является самым слабым. Он может ходить на любое поле в любом направлении, но только на одно поле. У короля есть уникальный ход, называемый рокировкой, который позволяет ему переместиться на два поля в одну сторону, а затем на противоположную сторону, оставляя ладью рядом.Ладья
Ладья - фигура, которая может ходить по вертикали или горизонтали, но не диагонально. Она может быть использована для защиты короля и поддержки других фигур.Слон
Слон - фигура, которая может ходить по диагонали, но не горизонтали или вертикали. Он может быть использован для атаки противника и защиты своих фигур.Конь
Конь - фигура, которая может ходить в любом направлении, но только на два поля. Он может быть использован для быстрого перемещения по диагонали.Пешка
Пешка - самая слабая фигура, но она может быть использована для защиты короля и поддержки других фигур. Пешек в шахматной композиции - 8 штук, и каждый игрок имеет по 8 пешек.Рокировка
Рокировка - уникальный ход короля, который позволяет ему переместиться на два поля в одну сторону, а затем на противоположную сторону, оставляя ладью рядом. Рокировка может быть сделана только в том случае, если король находится на безопасном поле, и ладья находится на соседнем поле.Типы рокировки
Рокировка может быть сделана в двух направлениях: * Рокировка на Королевский фланг: король перемещается на два поля в сторону, где он стоит, а ладья на противоположную сторону. * Рокировка на Ферзевый фланг: король перемещается на два поля в сторону, где стоит ферзь, а ладья на противоположную сторону.Важно!
Важно помнить, что король никогда не может пойти на опасное поле, и игра проиграна, если вы потеряете своего короля.Ферзь. Что такое ферзь
Ферзь (другое название - королева), как и ладья, это тяжёлая дальнобойная фигура. Считается сильнейшей, и в девять пешек. Сочетает в себе возможности слона и ладьи: перемещается по диагоналям, вертикали и диагонали. Ниже наглядно продемонстрировано, на какие поля может встать ферзь, если на пути нет других фигур.
Находясь в центре доски ферзь может занять до 27 полей, на краю доски - 21 поле.
В распоряжении игроков есть всего один ферзь. Начинает игру, находясь на клетке d1 (белый) и d8 (чёрный). Чтобы было легче запомнить, где должен стоять ферзь, следует запомнить фразу: «Ферзь любит свой цвет», поскольку стоит на клетке своего цвета. Определяет название фланга (половина доски с вертикали d по вертикаль a называется ферзевым флангом).
Правила шахмат предусматривают появление дополнительных ферзей. Для этого нужно довести пешку до последней горизонтали соперника и повысить её до нужной фигуры. На примере ниже превращение пешки носит «добивающий» характер.
Лучшая защита: 1. Qxd8+ Bxd8 2. h8=Q a5 3. g5 b6 4. Qxd8+ Ka7 5. g6 a4 6. g7 Ka6 7. g8=Q Kb5 8. Qdd5+ Kb4 9. Qc4+ Ka3 10. Qc3#. Худшая: 1. Qxd8+ Bxd8 2. h8=Q Kb8 3. Qxd8#.
Как правило, потеря ферзя означает поражение, потому что защищаться против соперника с лишней королевой практически невозможно. Но есть исключения, которые зависят от конкретной позиции. Яркий пример - ситуация на картинке.
У белых ферзь против ладьи (пять пешек) и слона (три). При этом белые имеют в распоряжении две лишние пешки. Казалось бы, качественное и численное преимущество, которое должно привести к победе… Но если приглядеться повнимательнее, в глаза тут же бросается печальное положение белого ферзя (он не способен сделать ни единого хода, где бы не был убит), а также чёрная пешка на a4. Пехотинец спокойно доходит до поля превращения и матует вражеского монарха при поддержке ладьи и слона.
Факты о шахматах. Ферзь раньше был слабой фигурой
Две испанские девицы играют в шахматы. Иллюстрация из книги Альфонсо X Мудрого, XIII век. Изображение: Wikimedia Commons
Современный ферзь, или королева, — сильнейший юнит, который может ходить на любое количество клеток во всех направлениях. Но так было не всегда.
В классических средневековых шахматах, заимствованных европейцами у арабов, ферзь был слабейшим персонажем в игре и перемещался только на одно поле по диагонали.
Но где‑то около 1300 года, чтобы немного разнообразить игру, ему добавили возможность первым ходом «прыгнуть» на два поля по диагонали, горизонтали и вертикали. Получилась эдакая бешеная версия пешки, но всё равно не сильно полезная.
Самой могущественной фигурой на доске ферзь стал только после очередной реформы правил в XV веке.
Мнения историков, о том, почему так произошло, разнятся. Самая популярная версия гласит , что ферзя усилила королева Испании Изабелла I, которая сама якобы была заядлой шахматисткой.
В её стране, как, впрочем, и в большинстве государств Европы, фигура эта именовалась не визирем (советником), а королевой. И могущественная Изабелла посчитала возмутительным, что её аналог на доске ограничен в ходах, а потому заставила придворных переписать правила. В итоге в соседней Италии её вариант игры стал именоваться «шахматы королевы» или, уничижительно, «шахматы сумасшедшей».
Есть также теории, что королеву усилили , впечатлившись могуществом других властительных дам средневековья, таких как Элеонора Аквитанская или Бланка Кастильская. Или это вообще была своеобразная дань чести рыцарскому культу Девы Марии — некоторые средневековые поэты ассоциировали фигуру с самой Богородицей.
И, кстати, вплоть до XII века пешки, дошедшие до конца доски, в ферзя не превращались, потому что двух королев в одной стране быть не могло. Только потом в правила добавился пункт, разрешающий такую трансформацию. Но превращённая фигура называлась именно советником, а не второй королевой.