Неизвестные факты из жизни великих композиторов: что скрывали от публики
- Неизвестные факты из жизни великих композиторов: что скрывали от публики
- Связанные вопросы и ответы
- Какую музыкальную композицию Людвиг ван Бетховен сочинил, будучи глухим
- В каком возрасте прославился Вольфганг Амадей Моцарт
- Какие инструменты играл Иоганн Себастьян Бах
- В чем состояла особенность стиля Петра Ильича Чайковского
- Какую романтическую историю любви пережил Фредерик Шопен
- Какие трудности испытывал Джордж Гершвин при создании своих произведений
- Когда были обнаружены ранние таланты композитора Людвига ван Бетховена
- Какие инструменты предпочитал использовать Игорь Стравинский при сочинении своих опер
Неизвестные факты из жизни великих композиторов: что скрывали от публики
Бах и Шуберт были едва известны на момент своей смерти
Трудно осознать, что о двух самых любимых
композиторах классической музыки почти ничего не было известно за пределами небольшого круга друзей и знакомых в их родных городах, и что только после их смерти – и благодаря усердной работе их восхищенных друзей и родственников – их музыка завоевала ту славу, которой они пользуются сегодня.
Бетховен хотел покончить с собой в возрасте 28 лет
Мы узнаем, как “угрюмый, неуступчивый, эксцентричный, раздражительный и мрачный” Бетховен размышлял о самоубийстве после того, как потерял слух в возрасте 28 лет. В посмертном письме к своему брату композитор жалобно писал: “С ранних лет я был вынужден отделиться от мира и жить в одиночестве. Если время от времени я бросаю вызов своему положению и иду в компанию, как остро я ощущаю ее убогость! …О, это были моменты, которые почти доводили меня до отчаяния; мало что могло заставить меня покончить с жизнью собственными руками”.
Бетховен и Моцарт умерли в бедности
Несмотря на то, что оба композитора обрели всемирную славу в течение своей жизни, последние годы жизни они провели в бедности. Моцарт сильно погряз в долгах, и его творчество больше не пользовалось популярностью, в то время как Бетховен, все более ухудшая свое здоровье и, очевидно, испытывая большую финансовую нужду, написал в Лондонское филармоническое общество с просьбой организовать концерт в его пользу. Общество немедленно прислало ему подарок в размере 100 фунтов стерлингов, чтобы попытаться облегчить его страдания.
Вольфганг Амадей Моцарт – полное имя Иоганн Хризостомус Теофиллус Готлиб Сигизмундус.
Моцарт умел писать ноты раньше, чем слова.
Лист безумно влюбился в молодую парижскую графиню.
Кому не может не понравиться описание в некрологе 1886 года, посвященном подростку Ференцу Листу и его приему во Франции около 60 лет назад: “Маленького Листа боготворила элита парижских дам, и у него был паспорт в избранные круги… живой мальчик, полный озорства и веселья”. Позже мы узнаем, что его “преждевременная страсть” к молодой парижской графине привела к “разочарованию в любви и побудила его к нездоровым привычкам… жестокому приступу злобы века”. Он читал Руссо, Вольтера, Байрона, Дюпена и стал жертвой сомнений и отчаяния. Затем он погрузился в удовольствия Парижа (“этого города погибели”…), оставил церковь и стал посещать увеселительные заведения”.
Ференц Лист – один из самых известных преподавателей фортепиано всех времен.
Лист был настолько популярен, что женщины падали в обморок на его концертах.
Премьера “Мессии” Генделя в Англии была неудачной.
Трудно поверить, учитывая ее огромную популярность сегодня, но мы узнаем, как Гендель, вступив в бесполезную борьбу за первенство в постановке опер в Лондоне XVIII века, поставил там свою любимую “Мессию”, но она была “холодно принята” публикой. Разгневанный и практически без гроша в кармане, он бежал в Дублин, чтобы использовать ее в благотворительном концерте для городской тюрьмы, где ее оценили по достоинству, и это мнение позже разделил весь мир.
И Бах, и Гендель пострадали от неудачной операции на глазах, проведенной шарлатаном-офтальмологом по имени Джон Тейлор. Гендель потерял зрение, Бах умер.
Гендель написал более 40 опер и множество инструментальных и оркестровых произведений, поэтому считается, что он написал больше музыкальных нот, чем любой другой композитор.
Клара Шуман
Это одна из немногих женщин-композиторов до 20 века, о которых слышали большинство музыкантов.
Хильдегард фон Бинген
Немецкая бенедиктинская настоятельница, писательница, композитор, философ, христианский мистик, провидица и эрудит. Она считается основательницей научного естествознания в Германии и была первой известной женщиной-композитором.
Связанные вопросы и ответы:
1. Какой композитор играл на скрипке с тремя струнами и использовал деревянные ногти
Ответ: Этот композитор - Георг Филипп Телеман, немецкий музыкант и композитор барокко. Он играл на скрипке, оснащенной всего тремя струнами, что было необычным для его времени. Также Телеман использовал деревянные ногти для того, чтобы создавать новые звуки на своем инструменте. Эти особенности делали его стиль игры уникальным и запоминающимся.
2. Какой композитор почти стал юристом, но в итоге выбрал музыкальную карьеру
Ответ: Фредерик Шопен, великий польский композитор и пианист, почти уже пошел по пути юриста, но в конце концов отказался от этой идеи в пользу музыкальной карьеры. Шопен начал проявлять свой музыкальный талант с самого детства, и его родители решили поддержать его в этом выборе. Это решение позволило Шопену стать одним из самых выдающихся композиторов и виртуозов на рояле в истории музыки.
3. Какой композитор был близок к тому, чтобы стать профессиональным пловцом, но в конце концов выбрал музыкальный путь
Ответ: Модест Мусоргский, русский композитор периода Романтизма, был в свое время близок к тому, чтобы начать профессиональную карьеру пловца. Однако его любовь к музыке оказалась сильнее, и он решил посвятить себя композиторскому искусству. Этот выбор принес Мусоргскому мировую славу благодаря его произведениям, включая оперу "Борис Годунов" и цикл "Картинки с выставки".
4. Какой композитор был известен своим эксцентричным поведением и любовью к экстравагантным нарядам
Ответ: Людвиг ван Бетховен, немецкий композитор и пианист, славился не только своими талантами, но и своим эксцентричным поведением. Он был известен своим непоколебимым характером, вечными конфликтами с окружающими и любовью к экстравагантным нарядам. Бетховен был приверженцем индивидуальности и подчеркивал ее как в своем образе, так и в своих музыкальных произведениях.
5. Какой композитор вел дневник, в котором описывал свои творческие идеи, а также повседневные события
Ответ: Петр Чайковский, великий русский композитор, вел дневник, в котором подробно описывал свои творческие идеи, размышления о музыке, а также повседневные события своей жизни. Этот дневник стал ценным источником информации о жизни и творчестве Чайковского. Благодаря этим записям мы можем более глубоко понять внутренний мир великого композитора и его подход к созданию музыки.
Какую музыкальную композицию Людвиг ван Бетховен сочинил, будучи глухим
Людвиг ван Бетховен – один из величайших немецких композиторов всех времён. Будущий музыкальный гений родился в 1770 году в Бонне в семье придворного музыканта. С самого детства его обучали игре на различных инструментах: органе, скрипке, клавесине и флейте.
В двенадцать лет Людвиг становится помощником органиста при дворе, а знаменитый немецкий композитор Кристиан Готлоб Нефе берет его к себе в ученики. Позже среди наставников Бетховена были также композиторы Франц Йозеф Гайдн, Иоганн Георг Альбрехтсбергер и Антонио Сальери.
В 1792 году Людвиг ван Бетховен переезжает в Вену и уже за первые несколько лет жизни в новом городе успел завоевать себе славу пианиста-виртуоза. Именно в Вене музыкант написал свои самые выдающиеся произведения: Лунную сонату, Патетическая сонату, несколько концертов и увертюр.
В 1796 году у композитора начались проблемы со слухом. Воспаление среднего и внутреннего уха вызвали «тиннитус». Этот звон в ушах мешал Людвигу воспринимать и оценивать не только музыку, но и обычную речь. В последствии состояние усугубилось и Бетховен начал стремительно терять слух.
В 1802 году Людвиг ван Бетховен для улучшения своего состояния по совету врача переезжает в небольшой и тихий городок Гейлигенштадт. Однако такое лечение, к сожалению, не помогло и композитор возвращается обратно в Вену. Тогда его друг, механик и изобретатель Иоганн Непомук Мельцель, изготовил слуховые трубки, которые помогали Бетховену распознавать речь. В настоящее время коллекция слуховых трубок Людвига ван Бетховена хранится в его доме-музее в Бонне.
Несмотря на ощутимое ухудшение слуха Бетховен мог слышать речь и музыку до 1812 года. Однако к 1814 году он был уже почти полностью глухим. Из-за недуга композитор в последние годы своей жизни практически прекратил концертные выступления и мог общаться только при помощи «разговорных тетрадей». В них содержались беседы Бетховена со своими друзьями о музыке, политике, обществе и многих других вопросах.
Для создания музыки композитору приходилось улавливать вибрацию инструмента. Для этого Людвиг ван Бетховен использовал деревянную палочку: один конец которой он держал в зубах, а другой прикладывал к инструменту. Симфония № 9, прозвучавшая в 1824 году, вызвала настоящий восторг у слушателей. Весь зал стоя приветствовал гения, но сам Бетховен смог увидеть лишь овации.
Людвиг ван Бетховен умер 26 марта 1827 года в Вене. Проститься с гением пришли более двадцати тысяч человек.
Людвиг ван Бетховен своим творчеством и великими композициями доказал, что никакая тугоухость не может стать помехой для настоящего искусства!
Людвиг ван Бетховен, один из величайших немецких композиторов всех времён, сочинил свою знаменитую композицию "Мissa Solemnis" (Месса) в 1818 году, будучи уже глухим.
Это произведение является одним из наиболее сложных и технически сложных в его каталоге, и оно требует от исполнителя высокого уровня мастерства и музыкальной чувствительности.
Месса была написана в период, когда Бетховен уже потерял значительную часть слуха, и он не мог слышать музыку, как и обычную речь. Однако, это не помешало ему создать это произведение, которое является одним из его лучших и наиболее известных работ.
Месса Solemnis состоит из шести частей и включает в себя хоры, солистов, оркестр и орган. Она была впервые исполнена в 1823 году в Вене и получила huge success.
Это произведение является примером таланта и искусства Людвига ван Бетховена, который смог создать музыку, которая оставляет глубокое впечатление на слушателей, даже будучи глухим.
В каком возрасте прославился Вольфганг Амадей Моцарт
Полное имя композитора – Иоганн Хризостом Вольфганг Амадей Моцарт. Он родился 27 января 1756 года в Зальцбурге (Австрия), в семье скрипача и композитора Леопольда Моцарта и его супруги Анны Марии Моцарт (до замужества Пертль). Отец был музыкантом придворной капеллы князя-архиепископа зальцбургского, графа Сигизмунда фон Штраттенбаха, , мама – дочь комиссара-попечителя богадельни при небольшой коммуне Санкт-Гильген.
В семье Леопольда и Анны Марии родилось семеро детишек, но выжить удалось только двум, остальные умерли младенцами. Первая из выживших – дочь Мария Анна, которую все называли необычным именем Наннерль. Спустя четыре года после нее родился Вольфганг. Мама очень трудно его рожала, доктора не давали никаких гарантий, что роженица останется в живых, да и сам мальчик был очень слабеньким. Однако все завершилось благополучно, женщина постепенно поправилась.
Портрет Моцарта в детстве
Дочь и сын Моцартов с раннего детства полюбили музыку, и проявили способности к ней. Отец дал первые уроки игры на клавесине дочери Наннерль, и трехлетний Вольфганг внимательно прислушивался к звукам музыки. Они приводили его в волнение, и мальчик начал частенько подходить к инструменту. Своими детскими ручонками он нажимал клавиши и подбирал созвучия, звучащие очень органично. Мало того, он играючи проигрывал отрывки понравившихся музыкальных произведений, даже если слышал их всего один раз.
Поэтому отец не стал откладывать обучение сына музыке на более позднее время, и приступил к занятиям с ним в четыре года. Но пьесы и менуэты, написанные другими музыкантами, вскоре наскучили маленькому гению, и в пятилетнем возрасте он начал сам писать собственные небольшие произведения. Спустя год мальчик уже виртуозно играл на скрипке, причем, осилил ее самостоятельно, без помощи со стороны.
Сестра с братом никогда не ходили в школу, они учились дома, у отца Леопольда. И нужно отметить, что получили приличное образование. Вольфганг всегда серьезно относился к изучению любого предмета. Например, когда они проходили математику, то мальчик учился с таким усердием, что в доме не оставалось ни одной чистой поверхности, все они были исписаны мелом. Мальчик записывал цифры, уравнения, задачи.
Какие инструменты играл Иоганн Себастьян Бах
И оганн Себастьян Бах — композитор немецкого происхождения. Было бы неправильно называть его только автором собственных произведений. За свою творческую биографию именитый мужчина успел попробовать себя в самых разных ипостасях. Он виртуозно играл на нескольких инструментах, в отличие от многих, хорошо импровизировал.
Также мог похвастаться исключительным педагогическим даром и талантом, подготовив целую плеяду музыкантов и оказав огромное влияние на еще большее число людей. Ему поклонялись Моцарт и Бетховен, его считали настоящим гением.
Несмотря на теплые оценки некоторых современников, музыка Иоганна Себастьяна Баха не пользовалась большой популярностью при жизни. По крайней мере такой, какой она заслуживала.
Мужчина родился на закате музыкальной традиции барокко. Именно он суммировал все те наработки, которые были до него, и сумел достойно закончить эпоху, став наиболее ярким ее представителем.
В отличие от многих современников, он умело работал с многоголосием, предлагал новаторские решения, которые не всем приходились по нраву.
Помимо собственно музыкальной деятельности, Бах известен и как убежденный последователь протестантской религии, многогранный и развитый человек. А также многодетный семьянин. За время жизни он успел зачать и воспитать больше десяти детей.
Несмотря на неоднозначные оценки, время показало, что творчество немецкого композитора как нельзя долговечное и актуальное. Сейчас практически все произведения музыканта считаются великой классикой.
В чем состояла особенность стиля Петра Ильича Чайковского
Очень редко произведения Чайковского в оркестровке содержат видовые инструменты в качестве колористических; они в его оркестре предназначены, в основном, для насыщения звучания всей группы. Композитор предпочитает чистые тембры, редко смешивая их; трактует инструменты согласно их мелодико-психологической природе.
Именно поэтому, начиная со второй половины ХІХ в., развитие оркестровки в русской музыке двигалось двумя путями:
- Лирико-психологическая трактовка групп инструментов (П.Чайковский);
- Виртуозно-колористическая (Н.Римский-Корсаков).
Так, например, английский рожок для Петра Ильича являлся не столько тембром, воплощающим мир востока, сколько – выражающим скорбные переживания; любовная лирика была связана, как правило, с тембром кларнета, тромбоны же и трубы – с олицетворением образа рока.
Тематика произведений П.И.Чайковского
- Музыка композитора содержит как весьма короткие, лаконичные темы, темы-символы, так и развернутые во времени мелодии широкого дыхания;
- часто интонационная основа тем внутренне конфликтна: отдельные интонации могут быть отделены от темы, получая самостоятельное развитие (мотивное вычленение). В основном, этот прием обусловлен драматической природой музыки, предполагающей интенсивность и динамику сквозного развития.
В области сонатной формы (традиционно – первая часть 4-частного симфонического цикла, очень часто – и финала) Чайковский совершает ряд открытий, среди которых:
- особая смысловая роль темы вступления;
- перетекание разработки темы в зону репризы;
- отсутствие главной тональности в начале репризы;
- особая роль коды, где зачастую происходит тематическое преобразование.
В этом отношении композитор открывает принципы симфонической драматургии конца ХІХ – начала ХХ века.
Какую романтическую историю любви пережил Фредерик Шопен
Никто не мог даже предположить, что Жорж Санд и Фредерик Шопен могут влюбиться друг в друга. Слишком уж разными они были — хрупкий болезненный юноша с манерами рыцаря и решительная женщина в мужском костюме, с неизменной сигарой в зубах. Тем не менее их роман продолжался десять лет и сподвиг обоих на создание выдающихся произведений — он писал музыку, она — книги.
«Что это за отвратительная женщина?»
К моменту знакомства у неё был солидный жизненный опыт за плечами. Амандина Аврора Люсиль Дюпен , которой было немного за тридцать, успела пожить в женском монастыре, выскочить замуж, родить сына и дочь, оставить супруга, уехать вслед за любовником в Париж и написать несколько романов под мужским псевдонимом «Жорж Санд». Фредерику Шопену не было ещё и тридцати. Он слыл музыкальным гением и виртуозом, объездил с концертами множество стран и был брошен той, с которой был помолвлен.
Когда они впервые встретились на светском вечере в доме их общей знакомой, Шопен развлекал гостей игрой на фортепиано. Хозяйка дома решила познакомить двух творческих натур, но музыкант тогда не придал значения этой встрече. А после спрашивал знакомых: «Что это за отвратительная женщина — Жорж Санд? Да и женщина ли она вообще?». Молодого человека с изысканными манерами тогда шокировало фривольное поведение и экстравагантный внешний вид писательницы, которая не просто носила мужской костюм, но ещё и дополняла его высокими грубыми сапогами, шляпой и сигарой. А вот «возмутительница спокойствия», по-видимому, сразу обратила внимание на молодого композитора.
Совсем не медовый месяц
Санд и Шопен часто пересекались на разных светских мероприятиях. После общения с писательницей мнение музыканта о ней изменилось, и спустя какое-то время пара начала встречаться — пока втайне от окружающих. Спустя несколько месяцев влюблённые стали жить вместе открыто, а в конце 1838-го уехали «зимовать» на Майорку — вместе с детьми Санд, как одна семья. В то время Шопена, который с детства страдал от туберкулёза, мучили приступы кашля, и пара надеялась, что мягкий климат поможет поправить здоровье.
Однако вышло наоборот: в Испании музыканту стало только хуже. Санд ухаживала за ним день и ночь, а тут ещё владелец квартиры узнал о недуге своего постояльца. По законам того времени, мебель и все предметы, к которым прикасался больной, приходилось сжигать — разумеется, оплачивать их стоимость пришлось Шопену и Санд. Самих же молодых выставили за дверь. Поскольку никто не соглашался принять человека, страдающего туберкулёзом, другого жилья они так и не нашли — их приютили лишь в монастыре.
На этом злоключения не закончились. Влюблённым предстояло вернуться в Париж, но все корабли отказывались брать их на борт. После ряда безуспешных попыток всё же удалось уговорить одного из капитанов. Правда, гениальному композитору, блистательной писательнице и двум детям выделили худшую из всех кают — по соседству с загоном для свиней. Как потом говорил Шопен, у этих свиней были условия на порядок лучше, чем у него. Санд же ни на что не жаловалась.
Дети против!
Вернувшись во Францию, «семейство» поселилось в поместье Жорж Санд. Но и там счастья не было: Шопен по-прежнему болел, сын ревновал мать к чужому мужчине. А повзрослевшая дочь наоборот — настраивала «отчима» против матери. Отношения постепенно начали сходить на нет, и в 1847 году Шопен не выдержал. Музыкант собрал вещи и ушёл. Санд не стала его останавливать.
Поначалу они слали друг другу письма, но дочь Санд рассказывала Шопену про измены экс-подруги.
«Я предпочитаю видеть вас во враждебном лагере, чем защищаться от противницы, которая вскормлена моей грудью и моим молоком», — писала сама Жорж композитору.
А вскоре прекратились и письма. В последний раз Шопен и Санд встретились случайно — за полтора года до смерти композитора. Он не стал разговаривать с бывшей возлюбленной, но до конца жизни поддерживал тёплые отношения с её дочерью. А умирая, всё-таки вспомнил писательницу: «Она обещала, что я умру в её объятьях».
После Шопена
В романе Жорж Санд «Лукреция Флориани» возникают чёткие ассоциации: Лукреция — это сама писательница. А молодой эгоист Кароль, которого она так любила и из-за которого погибла, очень напоминает Шопена. Однако реальность отличалась от сюжета романа. Санд пережила своего любимого на 27 лет. После его смерти у неё был ещё один мужчина — с ним она оставалась до последних лет, ухаживая за хозяйством и заботясь о детях.
Шопену отношения с эпатажной Санд давались с большим трудом, но многие биографы сходятся во мнении: именно в те годы композитор написал свои лучшие произведения. Их отношения продолжались около десяти лет и принесли обоим много страданий: наверное, счастливый брак и спокойная семейная жизнь — слишком сложное понятие для двух гениев под одной крышей. Но об их романе помнят до сих пор. Даже спустя почти две сотни лет.
Какие трудности испытывал Джордж Гершвин при создании своих произведений
…Я был рожден не вовремя. По темпераменту и склонностям мне надлежало, как и Баху, хотя и иного масштаба, жить в безвестности и регулярно творить для установленной службы и Бога. Я устоял в мире, в котором был рожден… я выжил… несмотря на торгашества издателей, музыкальные фестивали, рекламу…
И. Стравинский
…Стравинский — истинно русский композитор… Русский дух неистребим в сердце этого настоящего подлинно большого, многогранного таланта, рожденного землей русской и кровно с ней связанного…
Д. Шостакович
Творческая жизнь И. Стравинского — это живая история музыки XX в. В ней, как в зеркале, отразились процессы развития современного искусства, пытливо ищущего новые пути. Стравинский снискал репутацию дерзкого ниспровергателя традиций. В его музыке возникает множественность стилей, постоянно пересекающихся и подчас трудно поддающихся классификации, за что композитор заслужил от современников прозвище «человек с тысячью лиц». Он подобен Фокуснику из своего балета «Петрушка» : свободно перемещает жанры, формы, стили на своей творческой сцене, как бы подчиняя их правилам собственной игры. Утверждая, что «музыка способна выражать лишь самое себя», Стравинский тем не менее стремился жить «con Tempo» (т. е. вместе со временем). В «Диалогах», изданных в 1959-63 гг., он вспоминает уличные шумы в Петербурге, масленичные гулянья на Марсовом поле, которые, по его словам, помогли ему увидеть своего Петрушку. А о « Симфонии в трех движениях » (1945) композитор говорил как о произведении, связанном с конкретными впечатлениями о войне, с воспоминаниями о бесчинствах коричневорубашечников в Мюнхене, жертвой которых едва не стал он сам.
Когда были обнаружены ранние таланты композитора Людвига ван Бетховена
В 1933 году, в год прихода к власти Гитлера, в Байройте отмечали пятидесятую годовщину смерти композитора Рихарда Вагнера фестивалем "Вагнер и новая Германия". С приходом к власти нацистов возникла особая, крепнущая из года в год связь между оперным композитором XIX века и диктатором ХХ века. Пожалуй, ни один другой музыкант не был так крепко связан с нацизмом, и ничье творчество не омрачалось так ассоциациями с Третьим Рейхом, как творчество Вагнера.
Рихард Вагнер, один из девяти детей в семье лейпцигского рабочего, родился 22 мая 1813 года. Вскоре после его рождения семья переехала в Дрезден, а позже - в Прагу. В молодости Вагнер увлекался театром и музыкой - как частью театрального искусства. К моменту, когда Рихард был готов начать учебу, он принял решение посвятить себя композиторскому искусству и приступил к изучению музыки в Лейпцигском университете. Ранний брак Вагнера с актрисой Минной Планер вскоре был расторгнут из-за неверности обоих супругов. Рихард, который постоянно испытывал денежные затруднения переезжает в Ригу, потом в Париж, и, наконец, возвращается в Дрезден, где музыкант надеется обрести сценический успех и спастись от кредиторов. Первый успех пришел к Вагнеру после постановки оперы "Риенци, последний из трибунов". Примерно в это же время композитор включился в деятельность подпольного националистического движения, и это стало причиной его высылки в Цюрих после революции 1848 года. В 1850 году Вагнер опубликовал в журнале позорную статью "Иудаизм в Музыке" (нем. Judentum in der Musik ), в которой он утверждал, что евреи не способны к истинному творчеству. По мнению Вагнера, еврейский художник может только "говорить, подражая другим, творить, подражая другим, он не может по-настоящему говорить, писать, создавать собственное искусство".
Какие инструменты предпочитал использовать Игорь Стравинский при сочинении своих опер
Первая мировая война положила конец романтической эпохе: свойственная романтизму возвышенность чувств не смогла пережить потрясения военных лет. Сложившиеся оперные формы также клонились к упадку, это было время неопределенности и эксперимента. Тяга к Средневековью, с особой силой выразившаяся в Парсифале и Пеллеасе , дала последние вспышки в таких произведениях, как Любовь трех королей (1913) Итало Монтемецци (1875–1952), Рыцари Экебу (1925) Риккардо Зандонаи (1883–1944), Семирама (1910) и Пламя (1934) Отторино Респиги (1879–1936). Австрийский постромантизм в лице Франца Шреккера (1878–1933; Далекий звук , 1912; Стигматизированный , 1918), Александра фон Цемлинского (1871–1942; Флорентийская трагедия ; Карлик – 1922) и Эрика Вольфганга Корнгольда (1897–1957; Мертвый город , 1920; Чудо Гелианы , 1927) использовал средневековые мотивы для художественного исследования спиритуалистических идей или патологических психических явлений. Вагнеровское наследие, подхваченное Рихардом Штраусом, перешло затем к т.н. новой венской школе, в частности к А.Шёнбергу (1874–1951) и А.Бергу (1885–1935), чьи оперы являются своего рода антиромантической реакцией: это выражено и в сознательном отходе от традиционного музыкального языка, особенно гармонического, и в выборе «жестоких» сюжетов. Первая опера Берга Воццек (1925) – история несчастного, угнетенного солдата – это захватывающе сильная драма, несмотря на ее необычайно сложную, высокоинтеллектуальную форму; вторая опера композитора, Лулу (1937, закончена после смерти автора Ф.Церхой), – не менее экспрессивная музыкальная драма о распутной женщине. После серии небольших остропсихологических опер, среди которых наибольшей известностью пользуется Ожидание (1909), Шёнберг всю жизнь работал над сюжетом Моисей и Аарон (1954, опера осталась незаконченной) – по библейской истории о конфликте косноязычного пророка Моисея и красноречивого Аарона, соблазнившего израильтян поклониться золотому тельцу. Сцены оргии, разрушения и человеческого жертвоприношения, которые способны возмутить любую театральную цензуру, а также доходящая до крайности сложность сочинения препятствуют его популярности в оперном театре.