Н Римский-Корсаков биография. Успех и признание
Н Римский-Корсаков биография. Успех и признание
Успех произведений был настолько очевиден, что уже в 1871 г. Римский-Корсаков получает приглашение на должность профессора практического сочинения, инструментовки и оркестровки в Петербургскую консерваторию.
Здесь надо заметить, что без соответствующего образования получить профессорское назначение было не так просто. Однако необычная биография и выдающиеся способности будущего классика никем не подвергались сомнению. Интересно, что на сегодняшний день эта консерватория носит его имя.
Композитор в 1897 году
Через два года музыкант становится инспектором духовых оркестров Морского ведомства, а в 1874 – директором Бесплатной музыкальной школы. В этом же году Римский-Корсаков начинает активно заниматься дирижированием симфонических концертов, а потом и оперных спектаклей.
В биографии Римского-Корсакова отчетливо прослеживается, насколько легко он принимался за тот или иной вид деятельности.
Интересно, что его прозвали «сказочником» за любовь к фантастическому миру сказок. Именно он придумал симметричный лад, который позже назовут «гамма Римского-Корсакова».
Первой оперой маэстро стала «Псковитянка», написанная в 1872 г. Через семь лет он создает «Майскую ночь» по сюжету Н.В. Гоголя . Затем, в 1881 г. появляется наиболее вдохновенная опера «Снегурочка», написанная для сказки А.Н. Островского (см. интересные факты об Островском ).
Интересным фактом в биографии Римского-Корсакова является то, что в начала 1890-х годов у него начал наблюдаться некоторый творческий спад. Однако потом, наоборот, с невероятной интенсивностью выходят потрясающие оперы «Ночь перед Рождеством» (1895), «Садко» (1896), « Моцарт и Сальери» (1897), пролог к опере «Псковитянка» и «Царская невеста» (по драме Льва Мея, 1898).
Римский-Корсаков интересные факты. Николай Римский-Корсаков — интересные факты
В 1844 году в семье статского советника Андрея Петровича Римского-Корсакова, родился сын Николай, будущий талантливый российский композитор. Представляем интересные факты о Николае Римском-Корсакове.
Члены семьи Николая были не просто из известного дворянского семейства, а поколениями служили в военно-морском флоте Российской Империи. Отец композитора умел играть на фортепиано. Благодаря этому у юного Коли появились музыкальные способности. В трехлетнем возрасте будущий композитор попадал в ноты, играя на барабане. А с шести лет с неохотой и без всякого желания занимался уроками музыки. Юный ученик так и не смог впитать в полной мере азы музыки. Все его мечты и стремления были направлены за горизонт в далекие земли. Николай грезил путешествиями по морям и весям. Отец будущего композитора видел в сыне своего приемника.
Изначально Николай Римский-Корсаков должен был стать военно-морским офицером, но судьба распорядилась иначе. Ни окончание военно-морского училища, ни три года плавания по морским просторам не помешали увлечся в полной мере музыкальной наукой. Сильный интерес стал проявляться еще на втором курсе обучения в Морском кадетском корпусе. Во время учебы молодой кадет часто посещал театры, общался с известными композиторами и был частым гостем различных музыкальных кружков. Николай обожал творчество Глинки. В Петербурге у него был наставник Федор Андреевич Канилле, пианист. Именно он посоветовал Римскому-Корсакову сочинять музыку.
Не имея должного музыкального образования, Николая Андреевича пригласили на должность преподавателя музыки не просто в какое-то училище, а прямо в Санкт-Петербургскую консерваторию. В которой он проработал тридцать пять лет. Сегодня консерватория носит имя великого композитора и музыканта Римского-Корсакова.
Свои музыкальные способности Николай проявил еще в одиннадцать лет. Среди многочисленных сочинений Римского-Корсакова пятнадцать опер, три симфонии, инструментальные концерты, кантаты, камерно-инструментальная, вокальная и духовная музыка.
Мотиватором для творчества Николая Римского-Корсакова являлась красота русской земли, родного края. Не зря его называют «народным» композитором. Все, что он видел вокруг себя, весь окружающий мир, старался выразить музыкой. Будь это могучий русский лес, безграничное синее море, бушующий ветер или тихое пение соловья – все это можно услышать в произведениях Римского-Корсакова. Также у композитора был цветной слух. Что это значит? Эту способность называют синестезией: «видеть» музыкальные тональности в цвете. Например, ре мажор у Римского-Корсакова был желтым, им он мог описывать безкрайнюю красоту пустынь по которой шествуют горделивые караваны верблюдов; а ре бемоль мажор имел цвет темный, теплый, который можно увидеть поздний летний вечер. А море он описывал в ми мажоре, так как ми мажор имел синий цвет. Такое же свойство соотносить музыку с цветом было у Скрябина Александра Николаевича. Еще Римский-Корсаков нашел способ выразить музыкой фантастический мир с помощью «гаммы Римского-Корсакова». Из названия гаммы следует, что она является плодом творчества композитора.
Семья римского-корсакова. Nikolai Rimsky-Korsakov
Ни его талант, ни его энергия, ни беспредельное доброжелательство к ученикам и товарищам никогда не слабели. Славная жизнь и глубоко национальная деятельность такого человека должны составлять нашу гордость и радость. …много ли можно указать во всей истории музыки таких высоких натур, таких великих художников и таких необычайных людей, как Римский-Корсаков?
В. Стасов
Почти через 10 лет после открытия первой русской консерватории в Петербурге, осенью 1871 г. в ее стенах появился новый профессор по классу композиции и оркестровки. Несмотря на молодость — ему шел двадцать восьмой год — он уже приобрел известность как автор оригинальных сочинений для оркестра: Увертюры на русские темы , Фантазии на темы сербских народных песен, симфонической картины по русской былине « Садко » и сюиты на сюжет восточной сказки « Антар ». Кроме этого написано немало романсов и в разгаре находилась работа над исторической оперой « Псковитянка ». Никому в голову не могло прийти (и меньше всего директору консерватории, пригласившему Н. Римского-Корсакова), что он стал композитором, почти не имея музыкальной подготовки.
Римский-Корсаков родился в семье, далекой от художественных интересов. Родители, по семейной традиции, готовили мальчика к службе на флоте (моряками были дядя и старший брат). Хотя музыкальные способности выявились очень рано, серьезно заниматься в маленьком провинциальном городке было не у кого. Уроки фортепианной игры давала соседка, потом знакомая гувернантка и ученица этой гувернантки. Музыкальные впечатления дополняли народные песни в любительском исполнении матери и дяди и культовое пение в Тихвинском мужском монастыре.
В Петербурге, куда Римский-Корсаков приехал поступать в Морской корпус, он бывает в оперном театре и на концертах, узнает «Ивана Сусанина» и «Руслана и Людмилу» Глинки, симфонии Бетховена. В Петербурге же у него появляется наконец настоящий учитель — отличный пианист и образованный музыкант Ф. Канилле. Он посоветовал одаренному ученику самому сочинять музыку, познакомил его с М. Балакиревым, вокруг которого группировались молодые композиторы — М. Мусоргский, Ц. Кюи, позднее к ним присоединился А. Бородин (балакиревский кружок вошел в историю под названием « Могучая кучка »).
Ни один из «кучкистов» не прошел курса специальной музыкальной подготовки. Система, по которой Балакирев готовил их к самостоятельной творческой деятельности, заключалась в следующем: сразу же он предлагал ответственную тему, а дальше под его руководством, в совместных обсуждениях, параллельно с изучением произведений крупнейших композиторов решались все возникавшие в процессе сочинения сложности.
Семнадцатилетнему Римскому-Корсакову Балакирев посоветовал начать с симфонии. Между тем молодой композитор, закончивший Морской корпус, должен был отправиться в кругосветное плавание. К музыке и друзьям по искусству он вернулся лишь через 3 года. Гениальная одаренность помогала Римскому-Корсакову быстро овладеть и музыкальной формой, и яркой колоритной оркестровкой, и приемами сочинения, минуя школьные основы. Создавший сложные симфонические партитуры, работающий над оперой, композитор не знал самых азов музыкальной науки и не был знаком с необходимой терминологией. И вдруг предложение преподавать в консерватории!.. «Если б я хоть капельку поучился, если б я хоть на капельку знал более, чем знал в действительности, то для меня было бы ясно, что я не могу и не имею права взяться за предложенное мне дело, что пойти в профессора было бы с моей стороны и глупо, и недобросовестно», — вспоминал Римский-Корсаков. Но не недобросовестность, а высочайшую ответственность проявил он, начав учиться тем самым основам, которые должен был преподавать.