Лермонтов-художник: Как он изображал Кавказ в своих работах
- Лермонтов-художник: Как он изображал Кавказ в своих работах
- Связанные вопросы и ответы
- Что значил для Лермонтова Кавказ в его жизни и творчестве
- Какие работы Лермонтова были направлены на изображение Кавказа
- Как Лермонтов изображал природу Кавказа в своих картинах и стихах
- Какие темы и мотивы были характерны для его изображений Кавказа
- Как Лермонтов изображал людей Кавказа в своих работах
- Какие этнические группы были представлены в его работах
- Как Лермонтов изображал войну и конфликты на Кавказе в своих работах
Лермонтов-художник: Как он изображал Кавказ в своих работах
Реферат по литературе
Тема: "Изображение Кавказа в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова"
Введение
1. Детские впечатления Лермонтова о Кавказе
2. Ссылки Лермонтова на Кавказ
3. Тема кавказской природы в произведениях М .Ю. Лермонтова
4. Легенды Кавказа в творчестве Лермонтова
5. Восточные женские образы в произведениях Лермонтова
6. Живопись Лермонтова
7. Смерть поэта
Заключение
Список используемой литературы
Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.
В младенческих летах я мать потерял.
Но мнилось, что в розовый вечера час
Та степь повторяла мне памятный глас.
За это люблю я вершины тех скал,
Люблю я Кавказ.
Я счастлив был с вами, ущелия гор,
Пять лет пронеслось: всё тоскую по вас.
Там видел я пару божественных глаз;
И сердце лепечет, воспомня тот взор:
Люблю я Кавказ!..
Введение
Актуальность темы обусловлена тем что именно на Кавказе произошло становление Лермонтова творческой личностью. Там были написаны наиболее знаменитые его литературные произведения, и именно там Лермонтов попробовал себя не только в роли поэта, но и в роли художника.
Объектом моего исследования является биография периодов пребывания Лермонтова на Кавказе. А так же творчество великого русского поэта, написанное под впечатлением этого края.
Предмет исследования моей рефератной работы это – история создания литературных произведений, написанных в периоды пребывания Лермонтова на Кавказе, а так же воплощение художественного таланта не только в литературе, но и в живописи.
Цели моей работы изучить художественное своеобразие произведений Лермонтова и определить актуальность его творчества.
Задачи моей работы рассмотреть кавказские легенды которые послужили вдохновением для создания некоторых произведений поэта, понять южную линию в творчестве Лермонтова, сопоставив роль Кавказа в его жизни. Изучить некоторые интересные факты биографии этого величайшего человека, которые имели место произойти с ним именно на Кавказе.
1. Детские впечатления Лермонтова о Кавказе
Когда великий поэт был еще маленьким Мишелем, его бабушка — Елизавета Арсеньевна — несколько раз из Тархан приезжала в гости в имение к своей сестре — Екатерине Арсеньевне Столыпиной. Для укрепления здоровья маленького Миши она брала его с собой.
Кавказ с детства стал страстью Лермонтова. С этим местом связано очень многое в его жизни, оно постоянно присутствовало в ней, вдохновляло его.
Впервые Михаил Юрьевич Лермонтов побывал на Кавказе в малолетнем возрасте, когда бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева привозила его на воды, чтобы поправить здоровье внука. Уже первая поездка из далекого пензенского имения Тарханы, несомненно, оставила отпечаток в детском сознании.
Но особенно большое значение в жизни Лермонтова имело посещение Кавказа в 1825 году, когда ему было около 11 лет. Из Тархан выехали большим обозом, так как с его бабушкой отправился на воды и её брат Александр Алексеевич Столыпин — он ехал с женой и детьми. Ехали и другие родственники, также множество дворовых, гувернёры, лекарь, повара. Елизавета Алексеевна была небогата и бережлива. Но, зная, что Мишу скоро придется отдать в учение в Москву или Петербург, решила сделать ему подарок, очень щедрый, — поездку на Горячие воды на целое лето. Здесь Михаил Юрьевич впервые прочитал "Кавказского пленника" Пушкина. Большая удача, большое счастье было прочитать поэму здесь, в виду снежных гор, — именно там разыгрывается трагедия Пленника и Черкешенки… Здесь же он впервые перелистал альбом Марии Акимовны Шан-Гпрей, в котором было много записей его матери — Марии Михайловны Лермонтовой, — не только французские записи, но и стихи на русском языке. В этот альбом, по просьбе "тетеньки" (как называл он Марию Акимовну), он нарисовал акварелью кавказский вид. В это необыкновенное для Лермонтова время зарождался в нем поэт.
Связанные вопросы и ответы:
Вопрос 1: Что представляет собой тема "Лермонтов-художник пишет и рисует Кавказ"
Ответ: Тема "Лермонтов-художник пишет и рисует Кавказ" относится к творчеству Михаила Юрьевича Лермонтова, русского поэта, писателя и художника, который был очарован Кавказом и его природой. Лермонтов путешествовал по Кавказу, изучая его культуру, историю и красоту, и эти впечатления нашли отражение в его произведениях.
Вопрос 2: В каких произведениях Лермонтова отражена тема Кавказа
Ответ: Лермонтов неоднократно обращался к теме Кавказа в своих произведениях. Одним из самых известных является поэма "Герой нашего времени", в которой он описывает жизнь и приключения Печорина, героя-эксцентрика, живущего на Кавказе. Кроме того, Лермонтов написал множество стихотворений, в которых он воспевал красоту Кавказа, его гор и рек, а также его народы и их традиции.
Вопрос 3: Как Лермонтов изображал Кавказ в своих картинах
Ответ: Лермонтов был талантливым художником, и он не раз обращался к теме Кавказа в своих картинах. Он изображал горы, долины, реки и пейзажи Кавказа, а также его народы и их быт. Лермонтов стремился передать красоту и величие Кавказа, его неповторимую атмосферу и экзотику.
Вопрос 4: Как Лермонтов воспринимал Кавказ и его народы
Ответ: Лермонтов восхищался Кавказом и его народами. Он был очарован их красотой, силой и неповторимостью. Лермонтов считал, что Кавказ - это уникальный регион, где соседствуют разные культуры и народы, и это дает ему особый колорит и неповторимость.
Вопрос 5: Как Лермонтов использовал Кавказ в своем творчестве
Ответ: Лермонтов использовал Кавказ как источник вдохновения для своего творчества. Он путешествовал по Кавказу, изучая его природу, историю и культуру, и эти впечатления нашли отражение в его произведениях. Лермонтов стремился передать красоту и величие Кавказа, его неповторимую атмосферу и экзотику.
Вопрос 6: Как Лермонтов изображал народы Кавказа в своих произведениях
Ответ: Лермонтов изображал народы Кавказа как сильных, воинственных и непоколебимых. Он восхищался их храбростью, честностью и верностью традициям. Лермонтов считал, что народы Кавказа обладают особым духом, который делает их неповторимыми и привлекательными.
Вопрос 7: Как Лермонтов изображал природу Кавказа в своих картинах
Ответ: Лермонтов изображал природу Кавказа как величественную и неповторимую. Он стремился передать ее красоту и величие, ее неповторимую атмосферу и экзотику. Лермонтов изображал горы, долины, реки и пейзажи Кавказа, а также его животных и растения.
Вопрос 8: Как Лермонтов отразил свое восхищение Кавказом в своих произведениях
Ответ: Лермонтов отразил свое восхищение Кавказом в своих произведениях, изображая его красоту, величие и неповторимость. Он стремился передать атмосферу Кавказа, его экзотику и неповторимость. Лермонтов считал, что Кавказ - это уникальный регион, где соседствуют разные культуры и народы, и это дает ему особый колорит и неповторимость.
Что значил для Лермонтова Кавказ в его жизни и творчестве
На Кавказе М. Ю. Лермонтов впервые побывал в 1818 году, когда бабушка Е. А. Арсеньева привезла его на воды на лечение. Эта первая поездка оставила весомый отпечаток в сознании писателя. Однако особенно большое значение в жизни писателя имело посещение Кавказа в 1825 году. На тот момент Лермонтову было 11 лет. Эта поездка была подарком Елизаветы Алексеевны внуку перед тем, как он отправится на учение в Петербург или Москву.
Самые яркие детские впечатления поэта были порождены именно броской природой Кавказа. С пребыванием здесь в 1825 году связано и первое детское увлечение М. Ю. Лермонтова – именно здесь он узнал о чувстве любви, оставившем память на всю жизнь.
Пробуждение первого чувства соединялось с острым восприятием красот кавказской природы. Вк «Аул Бастунжи» Лермонтов называет себя «сыном Кавказа».
Однако знакомство с Кавказом не ограничивается только детством поэта. 25 февраля 1837 года за, написанное на смерть Пушкина, Лермонтов был отправлен в Нижегородский драгунский полк, который действовал на Кавказе. Край, так любимый поэтом, возродил Лермонтова, позволил ему обрести равновесие и гармонию.
Замечание 1
В этот период Кавказ в сознании Лермонтова ассоциируется с местом свободы, противопоставляемым «стране рабов, стране господ».
По дороге в полк поэт заболел, и потому отправился на лечение в Пятигорск. В Севастополе и Пятигорске Лермонтов встречается со многими интересными людьми, например, доктором Н. В. Майером, который позже в повести «Княжна Мери» стал прототипом доктора Вернера, с декабристами В. М. Голицыным, С. И. Кривцовым, В. Н. Лихаревым, а также близко сходится с А. И. Одоевским.
Затем, после окончания лечения, Лермонтов едет в Тамань.
Во время первой кавказской ссылки поэт стал близко дружить с двоюродным братом – А. А. Хастатовым, который часто брал Лермонтова с собой на кумыкские свадьбы и пирушки. Лермонтов наблюдал зажигательные пляски, слушал чарующие песни, а также рассказы ио казаках и абреках. Лермонтов наслаждался природой Предкавказья. Дружеские встречи, удивительные пейзажи, рассказы о храбрости и удали джигитов запечатлевались в памяти поэта и отразились в его творчестве.
В конце 1837 году благодаря хлопотам бабушки поэта переводят в Новгород, в Гродненский гусарский полк. Результатом скитаний Лермонтова по Закавказью и Северному Кавказу стали такие произведения, как:
- «Герой нашего времени»,
- «Мцыри»,
- «Ашик-Кериб»,
- «Тамара»,
- «Беглец»,
- «Дары Терека»,
- «Свиданье»,
- «Казачья колыбельная песня»,
- «Прощание»,
- «Кинжал»,
- Кавказская редакция «Демона»,
- «Хаджи Абрек».
В 1840 году, во время второй ссылки, Лермонтов после дуэли с Эрнестом де Брантом, сыном французского посла, попадает в Малую Чечню. Поэта переводят с тем же чином в Тенгинский пехотный полк, который воевал на Кавказе. Поэтв боевых действиях.
На службе на Кавказе Лермонтов не расставался со своими записными книжками, куда вносил отельные сюжеты своих произведений, услышанные из уст кавказцев. Лермонтова интересует духовная жизнь Востока, и в некоторых произведениях (например, «Спор», «Тамара») Лермонтов качается вопросов «восточного мировоззрения».
В апреле 1841 года Лермонтов после отпуска в Петербурге снова возвращается на Кавказ. В мае 1840 года он прибывает в Пятигорск, чтобы пройти лечение на минеральных водах. В этот период Лермонтов пишет несколько стихотворений – «Утес», «Сон», «Они любили друг друга…», «Свиданье», «Тамара», «Выхожу один я на дорогу…», «Листок», «Пророк», «Морская царевна».
Однако Пятигорску, столь любимому поэтом, было суждено сыграть в его судьбе роковую роль. Кроме прочих знакомых здесь Лермонтов встретил Мартынова, своего товарища по Школе юнкеров. Ссора повлекла за собой вызов. Лермонтов не придал значения этой размолвке, и принял вызов, не собираясь стрелять в своего товарища. Однако выстрел Мартынова сразил поэта наповал.
Какие работы Лермонтова были направлены на изображение Кавказа
Многие русские поэты и писатели вдохновлялись природой Кавказа, его бытом и традициями. Среди них одно из первых мест занимает великий поэт М. Ю. Лермонтов.
Любовь к Кавказу зародилась в душе поэта еще в детстве. Летом 1825 г. в возрасте 10 лет маленький Лермонтов приехал на Кавказ вместе со своей бабушкой на кавказские минеральные воды. Здесь, в Пятигорске, Лермонтов впервые влюбился. 4 года спустя он написал об этом в своей тетради: "Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея десять лет от роду?" .
Самые ранние свои стихотворения Лермонтов посвятил Кавказу. 14-летний Лермонтов пишет поэмы "Черкесы" (1828 г.), "Кавказский пленник" (1828 г.) и пр., в которых сильно подражает Пушкину.
Чуть позже Лермонтов пишет стихотворение "Прими, прими мой грустный труд…" (1830 г.), где описывает природу Кавказа. В этот же период юный поэт выражает свою привязанность к Кавказу в одноименном стихотворении "Кавказ". Вообще в своих юношеских тетрадях Лермонтов часто возвращается на Кавказ в своих воспоминаниях.
После гибели Пушкина Лермонтов пишет стихотворения на смерть великого поэта, за что вскоре отправляется в ссылку на Кавказ (в 1837 г.). Это пребывание поэта на Кавказе отразилось в таких произведениях, как поэма "Мцыри" (1839) и роман "Герой нашего времени" (1838-1840). Оба произведения писались уже в Петербурге по возвращении из ссылки.
В 1839 г. молодой поэт Лермонтов завершает работу над знаменитой поэмой "Демон", над которой работал с 14 лет. На последних этапах работы в "Демоне" появляются описания природы Кавказа и местных жителей. Главной героиней поэмы является грузинка Тамара.
Вторая ссылка Лермонтова на Кавказ состоялась в 1840 году после дуэли. На этот раз ссылка для него оказалась значительно тяжелее: Лермонтов был переведен из гвардии в пехоту. На этот раз Лермонтов чувствует себя на Кавказе совсем не так, как во время первой ссылки. Ни кавказская природа, ни быт горцев, ни боевая жизнь уже не вдохновляют его. Кавказская природа и кавказская жизнь если являются в его произведениях этого времени, то большею частью не главным сюжетом, а лишь фоном для картин совсем иного рода: "Герой нашего времени", "Валерик" и др.
Как Лермонтов изображал природу Кавказа в своих картинах и стихах
реферат
Лермонтову – писателю всегда помогал Лермонтов-художник. Наиболее интересны пейзажи, выполненные маслом, — «Вид Пятигорска», «Кавказский вид с саклей» («Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты»), «Вид горы Крестовой», «Вид Тифлиса», «Окрестности селения Карагач» («Кавказский вид с верблюдами») и другие (все 1837— 1838). Любая кавказская панорама Лермонтова — это как бы малый фрагмент вселенной, тем не менее выразивший всю бесконечность мироздания. Руины, монастыри, храмы, лепящиеся на склонах гор, представляются зрителю естественными вкраплениями в природный ландшафт. Вписанные в каждый пейзаж фигурки людей — всадники, погонщики и верблюды, грузинки набирающие в Куре воду, — подчинены изначально заданному ритму; их малый масштаб подчеркивает космическую безмерность целого. Но несмотря на романтическую интонацию, лермонтовские панорамы, как показал исследователь его творчества Ираклий Андроников, во многом совпадают с реальной топографией изображаемых мест, а кроме того, с описанием этих мест в произведениях. В этом убеждаешься, знакомясь с обнаруженной в наше время лермонтовской картиной «Вид Крестовой горы». На небольшом картоне масляными красками поэт нарисовал один из чудесных горных пейзажей, так живо напоминающий нам зарисовки из «Бэлы». Перед нами в обрамлении суровых скал высится покрытая снегом гора, вершину которой венчает каменный крест. Огибая её, по склону проходит дорога, внизу, вырываясь из глубоких расселин, сливаются вместе два бурных горных потока. А выше на фоне голубого неба белеет гряда далеких гор, как бы растворяясь в прозрачном воздухе, которым напоена вся картина. Невольно на память вместе с текстом романа приходят строки из письма поэта к Святославу Раевскому, где он делится впечатлениями от Военно-Грузинской дороги: «Лазил на снеговую (Крестовую) гору, на самый верх, что не совсем легко – оттуда видна половина Грузии как на блюдечке, и, право, я не берусь объединить или описать этого удивительного чувства: для меня горный воздух – бальзам, хандра к черту, сердце бьется , грудь высоко дышит – ничего не надо в эту минуту; так сидел бы да смотрел целую жизнь» Но при всем правдоподобии картины мы, к сожалению, не сможем отыскать на натуре её подлинный прообраз, да и в описании Крестового перевала по роману имеются расхождения с рисунком. Некоторые лермонтоведы пытались объяснить это собирательным характером картины и элементами художественной фантазии автора. Но это не соответствует истине. Дело в том, что лермонтовский пейзаж, как это подметил один из исследователей А. Симченко, представлен в перевернутом виде, в так называемом зеркальном отображении, и предельно сжат по горизонтали. Эти особенности картины легко объяснимы. По возвращении с Кавказа, Лермонтов некоторые свои рисунки автолитографировал, чтобы иметь возможность подарить их друзьям. До нашего времени дошли четыре оттиска одного из таких рисунков, причем два из них раскрашены акварелью. Очевидно, и свою картину «Вид Крестовой Горы» Лермонтов писал с литографированного рисунка. Искажение же подлинных масштабов было связано с желанием вместить в ограниченный формат живописную панораму гор, которой поэт всегда восхищался. Перевернем пейзаж на картине в подлинном его развороте, и все станет на свои места. Перед нами изображение реального вида со склона Гуд-горы на Чертову долину и гору Крестовую. И если обратимся тексту «Бэлы», то увидим, что изображение картины полностью совпадает с описанием этого места в романе. Даже время суток на картине, о котором можно судить по характеру освещения и направленности теней, точно соответствует описанию переезда через перевал в «Бэле». |
Какие темы и мотивы были характерны для его изображений Кавказа
Этнические системы являются одновременно:
- биологически обусловленными сообществами людей , подобным львиным прайдам или муравейникам ;
- формой приспособления людей к ландшафту ;
- взаимно комплементарными группами людей, осознающих своё единство и противопоставляющих себя другим этническим системам;
- группами людей со сходным стереотипом поведения;
- группами людей, имеющих общее происхождение и синхронную историю ;
- устойчивыми эволюционирующими системами ;
- иерархическими структурами.
Этнические системы, в общем случае, не являются следующими единствами:
- языковыми ,
- религиозными
- культурными ,
- юридическими ,
хотя и могут ими быть.
Различаются следующие виды этнических систем, в порядке снижения уровня этнической иерархии: суперэтнос , этнос , субэтнос , конвиксия и консорция . Этническая система является результатом эволюции этнической единицы более низкого порядка или деградации системы более высокого; она содержится в системе более высокого уровня и включает в себя системы более низкого.
- Суперэтнос
- Самая крупная этническая система. Состоит из этносов . Общий для всего суперэтноса стереотип поведения является мировосприятием его членов и определяет их отношения к фундаментальным вопросам жизни. Примеры: российский, европейский, тюркский, римский, мусульманский суперэтносы.
- Этнос
- Этническая система более низкого порядка, обычно в обиходе называемая народом . Члены этноса объединены общим стереотипом поведения, имеющим определённую связь с ландшафтом ( месторазвитием этноса), и, как правило, включающим религию, язык, политическое и экономическое устройство. Этот стереотип поведения обычно называется национальным характером .
- Субэтнос , конвиксия и консорция
- части этноса , обычно жёстко привязанные к определённому ландшафту и связанные общим бытом или судьбой. Примеры: поморы , старообрядцы , казаки .
Этнические системы более высокого порядка обычно существуют дольше, чем системы более низкого. В частности, консорция может не пережить своих основателей.
Химера — этническая форма и продукт контакта несовместимых (имеющих отрицательную комплементарность) этносов, принадлежащих к различным суперэтническим системам. В её среде расцветают антисистемные идеологии. Например: контакт хуннов и китайцев в III в. н. э. (после захвата большей части Ханьского Китая хуннами), Арабский халифат в X в. н. э., Болгарское царство (созданное болгарами на славянских землях в 660 г. н. э.), государства инков и муисков, Хазарский каганат , Волжская Булгария .
Ксения — сочетание, при котором один этнос — «гость», вкрапление в теле другого, — живёт изолированно, не нарушая этнической системы «хозяина». Например, в Российской империи — колонии поволжских немцев, присутствие ксений безвредно для вмещающего этноса.
Симбиоз — сочетание этносов, при котором каждый занимает свою экологическую нишу, свой ландшафт, полностью сохраняя своё национальное своеобразие. При симбиозе этносы взаимодействуют и обогащают друг друга. Он — оптимальная форма контакта, повышающая жизненные возможности каждого из народов.
Этническая антисистема : системная целостность людей с негативным мироощущением, которое представляет собой специфическое отношение к материальному миру, выражающееся в стремлении к упрощению систем, то есть к уменьшению плотности системных связей.
Как Лермонтов изображал людей Кавказа в своих работах
ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФ Кафедра русской и классической филологии
Кавказские мотивы в творчестве М.Ю. Лермонтова. К 200-летию со дня рождения поэта
Хавкина И.В.
ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Кафедра русской и классической филологии
Тема Кавказа, края войны и свободы, нашла последовательное отражение в поэзии и прозе многих русских писателей-классиков. По-разному вечные темы - природные стихии, величественная красота гор, война и любовь, храбрость и отвага были отражены в произведениях Г.Р. Державина, В.А. Жуковского, А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, И.А. Бунина, В.В. Хлебникова, С. А. Есенина, А.А. Ахматовой и др.
Но особое место Кавказ занял в судьбе и творчестве великого русского поэта М.Ю. Лермонтова. Впервые на Кавказе М.Ю. Лермонтов побывал еще ребенком, сюда для лечения на горячих водах его привозила бабушка Е.А. Арсеньева. Неизгладимый след в его памяти оставили детские поездки на Кавказ с родными в 1818, 1820, 1825 гг. Основательно поэт знакомится с Кавказом во время первой ссылки в 1837 году за стихотворение «Смерть поэта», написанное сразу после кончины А.С. Пушкина и получившее широкий общественный резонанс. Именно в это время М.Ю. Лермонтов посещает Ставрополь, Кизляр, Пятигорск, Кисловодск и Тифлис. Вторая ссылка М.Ю. Лермонтова на Кавказ состоялась в 1840-1841 гг. Кавказские мотивы доминируют в творчестве поэта: это и лирические стихотворения - «Черкешенка», «Кавказ», «Кавказу», «Утро на Кавказе», «Крест на скале», «Люблю я цепи синих гор», «Синие горы Кавказа, приветствую вас!», «Дары Терека», «Валерик», «Казачья колыбельная песня», «Утес», «Спор», и поэмы - «Хаджи Абрек», «Черкесы», «Кавказский пленник», «Демон», «Мцыри», «Исмаил Бей», «Аул Бастунджи», и роман - «Герой нашего времени».
М.Ю. Лермонтов был строгим судьей своего творчества: в свой единственный прижизненный сборник (1840 г.) поэт включил всего 26 стихотворений из 400 и 2 поэмы из 30.
Когда М.Ю. Лермонтов в последний раз уезжал на Кавказ, князь В.Ф. Одоевский подарил ему записную книжку с дарственной надписью «Поэту Лермонтову дается сия моя старая и любимая книга с тем, чтобы он возвратил мне ее сам, и всю исписанную». В эту книжку М.Ю. Лермонтов успел вписать 16 последних лирических шедевров, среди которых: «Спор», «Тамара», «Листок».
Кавказская земля стала местом трагической гибели поэта. Спустя два века каждый читатель его произведений закрывает книгу с восторгом и горестью. Для всех остается загадкой, как молодой человек, страдающий и гонимый, успел сказать так много, проникновенно и разнообразно с такой философской мудростью и неустрашимой отвагой.
Какие этнические группы были представлены в его работах
Природа Кавказа в поэме Лермонтова «Мцыри».
Презентация УЧЕНИЦЫ 8 «А» класса
Филатовой анастасии.
Начало поэмы
-Поэма начинается с подробного описания монастыря, стоящего в живописном месте, месте слияния двух рек: даже бурные реки Кавказа тут обнимаются как сестры.
-Сначала картина мира, распростертого перед героем, прекрасна и безоблачна. Это «пышные поля», деревья, сошедшиеся на поляне, как братья в танце, «причудливые, как мечты» горные хребты. Лермонтов глазами Мцыри описывает живописную природу Кавказа. Природа здесь является не только фоном, она передает все изменения во внутреннем мире героя.
«Характер» природы Кавказа
Кавказ называли краем вольности, вид его гор и необъятных лесов дарит потрясающее ощущение свободы. Мцыри тоже видит все это, он восхищен и опьянен своими ощущениями: «И было сердцу моему / Легко, не знаю почему».
Но Кавказ не только красивый, он дикий и самобытный край. Пейзаж сменяется. Теперь перед взглядом Мцыри бушует гроза. Покорных монахов, боящихся божьего гнева, она непременно напугает, Мцыри же хочет побрататься с ветром и молниями: «О, я как брат / Обняться с бурей был бы рад!».
Взгляд Мцыри на мир
До сих пор мы говорили о пейзаже в поэме исключительно как о романтическом. В то же время, вместе с романтическими описаниями окружающей действительности, в произведении дается и вполне реалистический взгляд на мир. Это – взгляд самого Мцыри. Он воспринимает природу не восторженно, а такой, какая она есть, в целостности. И спокойные, и тревожные картины, и безмятежность утра и рев потока, и абсолютная ночная тьма, и невероятный дневной зной – все это кажется герою естественным. Мцыри видит природу во всей ее гармонии, не выбирая из нее чего-либо одного, и это свидетельствует о широте его внутреннего мира.
Сцена битвы.
Сцена битвы, несомненно, самая красочная в поэме. Для создания необходимой атмосферы Лермонтов использует здесь всевозможные художественные средства: эпитеты (для описания силы зверя и героя), метафоры, сравнения (как пара змей; как будто сам я был рожден в семействе барсов и волков), антитезы. Используется и олицетворение, причем антропоморфными чертами наделяется не только барс, но и все вокруг: ночная тень, лес, в котором происходит событие и месяц, наблюдающий за ним. Все природа оживает и атакует Мцыри, однако он одерживает над ней верх.
В этом эпизоде роль описания природы в поэме «Мцыри» Лермонтова приобретает особую значимость, поскольку через противоборство с ней герой раскрывается как сильный и смелый человек, как тот, кем человек», а Мцыри «визжит» как зверь. Этим еще раз подчеркивается единство героя и природы.
Антропоморфизм — перенесение человеческого образа и его свойств на неодушевлённые предметы, одушевлённых существ (животных, растения), явления и силы природы, сверхъестественных существ, абстрактные понятия и др
Заключение поэмы
Образ горного потока, грозы, барса – все они играют огромную роль в произведении, добавляя все новые штрихи к портрету героя. Наблюдая бурлящий ручей, Мцыри видит «немолчный ропот, вечный спор / С упрямой грудою камней». Точно так же и сам он неустанно борется со своей судьбой. Однако, как потоку бесполезно спорить с каменным руслом, так и Мцыри, обессиленный, возвращается к монастырю. Здесь он с горечь признает: хоть он и считал себя истинным сыном природы, но тюрьма изменила его, разорвала связь с окружающим миром.
Герой умирает, а пейзаж над ним снова сменяется на безмятежный. Герой умирает примиренный с этим миром, и последний его взгляд останавливается на далеком Кавказе .
Как Лермонтов изображал войну и конфликты на Кавказе в своих работах
Кавказ в жизни и творчестве Лермонтова не просто сыграл большую роль, но и стал основополагающей темой, которая проходит через всю судьбу поэта. Интерес к влиянию Кавказа на творчество поэта вызван несколькими причинами. Лермонтов бывал на Кавказе неоднократно, начиная с детского возраста. На Кавказе поэт дважды был в ссылке, и здесь жеоборвалась его короткая жизнь.
Михаил Юрьевич Лермонтов впервые на Кавказе побывал будучи шестилетним ребенком. Бабушка Лермонтова Елизавета Алексеевна Арсеньева привозила своего внука на воды для того, чтобы поправить его здоровье. Первая же поездка на Кавказ оставила неизгладимый отпечаток в сознании еще маленького Лермонтова.
Однако самое большое значение имело посещение им Кавказа в 1825 году. На тот момент поэту было 11 лет. Самым ярким воспоминанием об этомявляется первая любовь Лермонтова, которую мальчик держал в глубокой тайне.
Будучи уже взрослым, Лермонтов трижды приезжал на Кавказ, и всегда эти поездки совершались не по своей воле. Кавказ был местом первой ссылки Лермонтова, куда он был отправлен в 1837 году загибели А. С. Пушкина«Смерть поэта».
До этого момента поэтические способности Лермонтова были известны только в офицерских и светских кружках. Стихотворение «Смерть поэта» стало чрезвычайнои быстро распространялось в списках. Когда это произведение дошло до императора, Лермонтова арестовали. За ходом судебного разбирательства наблюдал сам император. Друзья Пушкина, особенно Жуковский, бывший близким семье императора, а также бабушка Лермонтова, которая имела связи в свете, сделали все, чтобы смягчить участь Лермонтова. Поэт был переведен в Нижегородский драгунский полк, который в то время действовал на Кавказе. Лермонтов отправился в ссылку, сопровождаемый повышенным вниманием со стороны общества, часть которого ему сочувствовала, а часть затаила вражду.
Первое пребывание на Кавказе длилось всего несколько месяцев. Несмотря на кратковременное пребывание на Кавказе, поэт сильно изменился в нравственном отношении.
Первый период пребывания Лермонтова на Кавказе имел исключительную значимость для творчества Михаила Юрьевича. Во время своего пребывания в Пятигорске и Кисловодске Лермонтов заканчивает работу над романом «Герой нашего времени». в этом романе нашли отражение большая любовь поэта к Кавказу и личные наблюдения поэта.
Изначально произведение существовало лишь в виде нескольких отдельных глав, которые были опубликованы в качестве самостоятельных повестей в журнале «Отечественные записки». Однако в скором времени роман дополнился новыми главами и вышел полностью, получив завершенность.
Первое издание романа разошлось практически сразу. Сразу же на него появилась и критика. Практически все, за исключением Белинского, считали, что в образе главного героя произведения Лермонтов изобразил себя, и считали, что подобный герой не может претендовать на роль героя своего времени. поэтому во втором издании романа Лермонтов в «» провел черту между Печориным и собой, обозначив главную идею своего произведения.
По возвращении из ссылки, Лермонтов опубликовал множество новых произведений, и стал одним из популярнейших писателей. В петербургском обществе тоже совершенно иначе воспринимают Лермонтова, он пользуется популярностью среди любительниц героев и знаменитостей. Пребывание на Кавказе повлияло на написание произведений «Мцыри» и «Демон».