Интересные факты

Все самое интересное со всего мира!

Когда на Руси начали курить. Когда начала курить Русь?

05.03.2020 в 00:14

Когда на Руси начали курить. Когда начала курить Русь?

Когда на Руси начали курить. Когда начала курить Русь?Когда на Руси начали травиться табаком? Изначально русский народ ведь некурящим был. Только пьющим, да до сексу охочим.

Первые сведения о курении табака в России относятся к середине ХVII века, периоду правления Михаила Романова. В Россию табак завезли английские купцы, и наживались на этом, опустошая и без того скудную российскую казну. Табак был чертовски дорогой забавой и многие россияне из-за своего пристрастия попадали в долговую кабалу. С 1634 года курение и продажа табака были строго запрещены, но процесс тотального распространения курения в России было уже не остановить. За него казнили насмерть, публично били розгами по голой попке, вырывали ноздри и высылали в Сибирь. Но, невероятно сильно было желание русского народа «пыхнуть» табаком! Даже под страхом смертной казни, народ русский, тайно все равно курил.
Если кто попался за курением,тому вырывали ноздрю и сразу с рваными ноздрями отправляли на плаху или в Сибирь! Много безноздревого люда бродило в те времена по необъятной сибирской тайге, стреляя у прохожих табачок.

Сын Михаила Романова Алексей «Тишайший» тоже был нетерпим к курильщикам. А вот сынишка его, Петр, легализовал курение на Руси, ибо сам шибко пристрастился к табачку.

Предприимчивые англичане, почуяв перспективы расширения табачного рынка на восток, пригласили молодого Петра в Англию, подогнали ему девочек,обильно поили спиртным, и… уговорили обалдевшего от халявы молодого Петра дать им разрешение на поставки табака в Россию-матушку. Сам Петр тоже смекнул, какую выгоду для казны российской он сможет извлечь из этой вредной удушливой привычки. Решил он делать деньги из сизого дыма, и по возвращению издал тот злополучный указ.

Огромная страна закурила открыто и мощно. В 1705 году Петр сам учредил две табачные фабрики: В Санкт-Петербурге и в городе Ахтырка. И повелел царь: «Продавать табак в светлицах при кабаках». А у нас ведь как: если государь что-то делает – значит, это хорошо.

А вскоре, через какие-то, пару десятков лет, Россия уже стала выращивать собственный ядреный табак, который называется махорка. Над страной нависли сизые тучи табачного дыма. Надсадным кашлем заходилась великая Русь. Сигарет производилось все больше, а срок жизни курильщиков становилось все меньше. Сегодня Россия занимает стабильное лидирующее место в мире по числу курильщиков. Курит у нас 39,1 процента взрослого населения. А сколько детей тайком «пыхает» — неизвестно .

Когда на Руси начали пить чай. История появления чая в России

Сегодня чай пьют в каждом уголке Земли. Но так было не всегда. К примеру, в древности русичи пили сбитень, медовуху, квас, травяные настои, копорку. В 1638 году высушенные листья чая, около 4 пудов, из Монголии привез русский посол в качестве подарка царю.

Тогда ее при дворе назвали китайской травой. Тому презент неожиданно понравился, но ее запасы вскорости закончились.

Во второй раз чай в Россию привез из Китая посол Иван Перфильев, но напиток не пришелся ко двору до тех пор, пока с его помощью лекарь не избавил царя от сильных болей в желудке. С тех пор чай стали регулярно пить при дворе на Руси, правда, считался он больше лечебным напитком.

Симпатии царственной особы к заморской траве сыграли определенную роль, ведь именно при его правлении начались попытки наладить постоянную доставку чая в Россию.

Когда на Руси начали пить чай. История появления чая в России

Только его сын, Алексей Романович, смог заключить договор о торговом сотрудничестве с Китаем. Так началась история великого Чайного Пути. Доставлялся он караваном в течение 18 месяцев через пустыню, земли Монголии и тайгу. Чтобы долгая дорога не отразилась на вкусе заваренного напитка, его упаковывали в специальную тару – цыбики.

Сначала чай доставляли в Кяхту, откуда на ярмарку на Нижнем Новгороде и только после этого его отправляли в столицу. Чай в те времена был напитком аристократов, знати и богатых людей, так как стоил он действительно больших денег.

Знаете ли вы, что изначально чаи гоняли только в Москве? На тот момент, когда там было около сотни чайных лавок, в Питере открылась только первая, а в провинции про него вообще не знали.

В конце XIX века чаепитие на Руси становится доступным для всех, потому что грузы с чаем доставляют морем, по железной дороге. Такая доставка обходилась намного дешевле, но для рабочих и крестьян напиток оставался недоступным. Все изменилось после того, как наладили торговлю с Цейлоном и Индией.

Также были заложены первые чайные плантации на Кавказе, так появился грузинский сорт: для рабочих, крестьян и пролетариата. Уже тогда начали закладываться уникальные традиции русского чаепития.

Когда на Руси начали креститься тремя перстами. Крестное знамение двумя перстами

Когда на Руси начали креститься тремя перстами. Крестное знамение двумя перстами

Крестное знамение связано с главным символом христианства

Крест – символ, который находится в самом центре христианской философии, а потому и ритуалы, касающиеся креста, имеют огромное значение для верующих. Считается, что обычай осенять себя крестным знамением ведет свою историю еще с апостольских времен, то есть зародился он на самой заре христианства. Никаких документальных подтверждений этому нет, но по косвенным свидетельствам можно предположить, что в первые века новой эры было принято изображать движением руки крест на отдельных частях тела – на челе, на устах, на очах и т.д.

Когда на Руси начали креститься тремя перстами. Крестное знамение двумя перстами

Христос Пантократор, икона VI в. Пальцы изображены сложенными двуперстно

Большой крест, когда пальцы касаются лба, затем живота, потом правого и левого плеча, стали применять не раньше IX века. Крестились двумя пальцами, вытянутым указательным и чуть согнутым средним, остальные пальцы оставались в согнутом положении. Таким образом подчеркивалась двойная природа Христа – человеческая и божественная. Это положение было закреплено Четвертым Вселенским собором в V веке. Двоеперстие как способ складывать пальцы при осуществлении христианских обрядов можно увидеть уже на мозаиках римских храмов. Судя по всему, этот обычай перстосложения долгие века никак не оспаривался, не требовал обоснования и подтверждения, во всяком случае, до XVI века никаких дискуссий на эту тему не велось.

Когда на Руси начали креститься тремя перстами. Крестное знамение двумя перстами

Мощи прп. Илии Муромца в Киево-Печерской лавре

После крещения Руси был перенят греческий обычай – двоеперстие. Когда возникло троеперстие – вопрос достаточно дискуссионный, поскольку каждая из сторон в споре, длящемся уже больше трех веков, по-своему смотрит на историю каждого из способов перстосложения. По-видимому, греки могли складывать три пальца при крестном знамении уже в XIII веке. Папа Иннокентий III утверждал в своем сочинении, что «креститься следует тремя перстами, ибо это делается с призыванием Троицы».Тем не менее, со временем церковь, когда-то толерантно относившаяся к любым вариантам осуществления крестного знамения, стала считать единственно верным двоеперстие, в итоге по решению Стоглавого собора 1551 года все остальные оказались под запретом; «да будет проклят» - было решено отношении того, кто не принимает двоеперстие.

Когда на Руси начали креститься тремя перстами. Крестное знамение двумя перстами

Когда на Руси начали курить табак. Интересные факты про курение на Руси

Когда на Руси начали курить табак. Интересные факты про курение на Руси Принято считать, что курить табак в нашей стране начали во времена императора Петра Первого. Но это не совсем так. Петр лишь содействовал распространению этой вредной привычки, а покуривать на Руси начали задолго до вступления Петра на русский престол.

Табак в нашей стране был известен еще в первой половине 17 века. Правда, использовали его в основном в качестве лекарственного растения: им с успехом лечили зубную боль, простуду. С успехом применяли для уничтожения вредных насекомых: моли, блох и клопов.

Но со временем европейские купцы начали постепенно приучать русский люд к иному использованию данного зелья, а именно, курить его. Табак начали продавать в кабаках. Подобная забава вызвала резкое осуждение, как царей, так и церкви.

В 1634 году царь Михаил Федорович повелел «казнить смертию» курильщиков, а его сын, Алексей Михайлович, – «пороти ноздри и носы резати», после чего «ссылать в дальние города». Как видим, любителям подымить на Руси приходилось не сладко. Запрещалось ввозить табак из-за границы. При обнаружении у иностранных купцов этого запрещенного товара полагалось «табак сжигать весь без остатку».

Продолжались эти гонения на курильщиков до Петра Первого. Именно при нем курение не только перестали запрещать, но и поощряли. Общение царя с иностранцами не прошло даром: начал царь затягиваться табачком.

11 февраля 1697 года запрет на курение в России был снят. По царскому указу табак разрешалось «продавать оный явно».

В 1698 году, во время своей зарубежной поездки, Петр посетил Лондон. Здесь царь не только знакомился с английской промышленностью и флотом, но и заключил договор с лордом Кермартеном на поставку в Россию нескольких тысяч ящиков табака. Кто-то из царской свиты намекнул, что ввоз запретного зелья не понравится русскому патриарху. В ответ Петр заявил, что патриарх должен заботиться о вере, а не исполнять должность таможенного инспектора. Увы, возразить грозному правителю никто не посмел.

Вот так и пошло заокеанское зелье по нашей стране. С 1705 года в России была учреждена «казенная табачная продажа», а через одиннадцать лет открылись две табачные фабрики – в Петербурге и Ахтырке. Причем, количество подобных предприятий ежегодно увеличивалось. Например, в 1860 году в Российской империи насчитывалось более 500 табачных фабрик.

Считалось, что курение успокаивает нервы, поэтому табак активно внедрялся в русскую армию.

Вот так русский царь внес столь вредную привычку в нашу жизнь. Победить курение мы не можем до сих пор.

Когда на Руси начали хоронить в земле. Похороны

Умершего сначала обязательно обмывали, облачали в чистые одежды, клали на лавку головой к красному углу, в котором стояли домашние кумиры — подобие современного иконостаса.

Руки и ноги связывали тонкой веревкой, тело накрывали белым холстом. Стеклянных зеркал в домах не было, вместо них использовали отполированные бронзовые или медные пластины — зерцала. Эти зерцала завешивали полотном, чтобы душа не заблудилась в ином мире, не осталась в зерцале и не забрала с собой кого-нибудь из членов семьи.

Двери в доме, где был покойник, не закрывали на замок, благодаря чему душа могла свободно перемещаться по усадьбе, в ожидании похорон и отправления на небо. Эта традиция в деревнях сохраняется и до настоящего времени, чем иногда пользуются недобросовестные односельчане, и стараются незаметно вынести что-либо со двора или из дома — по-просту украсть.

На глаза покойному клали тяжелые монеты — серебряные или медные, чтобы они не могли открыться. Иногда монеты помещали и в рот покойнику — его плата за перевоз в иной мир.

Издавна на Руси с покойным на Руси три дня — эта традиция сохранилась и с приходом христианства. В дохристианскую эпоху, покойника в день кремации перекладывали в лодку или ладью, в которой он переплывал реку Смородину — славянский аналог древнегреческого Стикса.

Позже, когда умерших начали хоронить в земле, лодка стала менее просторной, немного видоизменилась, приобрела крышку и другое название. Но и до сих пор, увидеть во сне человека в лодке означает его скорую смерть. А гроб, как в старину, называют домовиной.

Все три дня, в течение которых покойник находился дома, жрецы читали специальные напутствия, обращались к Перуну, ранее умершим предкам и высшим силам с просьбой принять его душу, перечисляли его заслуги на этом свете.

Из дома тело в лодке выносили вперед ногами, как будто покойный вышел сам. По традиции, несли его чужие люди, родные же не должны были идти впереди покойника.

Непосредственно перед помещением на место погребального костра, родственники целовали лоб умершего для получения от него энергии.

Иногда вместе с умершим мужем на тот свет отправлялась и его жена, причем делала это добровольно, показывая таким образом, что не желает с ним расставаться. Она одевала свои лучшие одежды, прощалась и родными, и при этом всячески веселилась — ведь впереди ее ждал лучший мир, жизнь с любимым в Свароге или в Ирии. В день кремации ее убивали, а тела сжигали на одной кроде.

Но чаще всего в рай знатного русича сопровождала одна из его наложниц, она добровольно соглашалась умереть, чтобы не расставаться со своим господином.

Вместе с умершим мужчиной сжигали трупы его коней и домашних животных. Для этого кроду составляли из дров, дающих много жара и огня — березы, дуба, кедра. Эти деревья считались священными и наиболее подходящими для кремации.

Пепел с кроды собирали в урну — домовину, и ставили ее на площадку, опорой для которой служили столбы. Сверху столбы закрывали крышкой, после чего и насыпался курган.