Китеж град википедия на карте. Появление города
- Китеж град википедия на карте. Появление города
- Сказание о граде Китеже. Легенда о граде Китеже — былина
- Китеж-град светлояр. А. Асов. Китеж-град на озере Светлояр: легенды и быль…
- Китеж на карте. Охраняемый коттеджный поселок на берегу реки: каждая мечта имеет право на воплощение
- О граде Китеже. Повесть и взыскание о граде сокровенном Китеже
- Китежский летописец. Проблема авторства
- Озеро светлояр. Что-где-откуда: головоломка для любознательных
Китеж град википедия на карте. Появление города
Единственные намеки на реальное существование Китежа можно найти в книге «Китежский летописец». По мнению ученых, эта книга была написана в конце 17 века.
Если верить ей, град Китеж построил великий русский Князь Юрий Всеволодович Владимирский в конце 12 века. Согласно легенде князь, возвращаясь из путешествия в Новгород, по пути остановился возле озера Светлояр — отдохнуть. Но толком отдохнуть ему не удалось: князь был пленен красотой тех мест. Сразу же повелел он построить на берегу озера град Большой Китеж.
Юрий Всеволодович, основатель Китежа, изображён на входе в Нижегородский Кремль
За дело принялись немедленно. Длина построенного города составила 200 саженей (прямая сажень — расстояние между концами пальцев, раскинутых в разные стороны рук, приблизительно 1,6 метра), ширина — 100. Соорудили также несколько церквей, а по случаю лучшие мастера принялись «писать образа».
Церквей много, икон тоже — что еще нужно простому русскому человеку? Город не замедлили прозвать «святым», и народ потянулся к озеру Светлый Яр.
Светлояр
Озеро Светлояр находится в Нижегородской области. Оно расположено близ села Владимирского Воскресенского района, в бассейне Люнды, притока реки Ветлуги. Длина озера — 210 метров, ширина — 175 метров, а общая площадь водного зеркала — около 12 гектаров.
До сих пор нет единого мнения, как возникло озеро. Кто-то настаивает на ледниковой теории происхождении, кто-то отстаивает карстовую гипотезу. Есть версия, что озеро возникло после падения метеорита. Само слово «Светлояр» можно перевести как «Светлое озеро».
Сказание о граде Китеже. Легенда о граде Китеже — былина
Легенда о том, как во время нашествия татар на Русь, Батый услышал про славный Китеж-град и устремился к нему с ордами своими. Придя к городу, они изумились, так как жители города не собирались защищаться, а только молились…
«Легенда о граде Китеже» читать
В ветлужских лесах есть озеро. Расположено оно в лесной чаще. Голубые воды озера лежат неподвижно и днем и ночью. Лишь изредка легкая зыбь пробегает по озеру. Бывают дни, когда до тихих берегов озера доносится протяжное пение и слышится далекий колокольный звон.
Давным-давно, еще до пришествия татар, на месте озера стоял славный град Китеж. В центре города возвышались шесть глав церквей.
Придя на Русь и завоевав многие земли наши, Батый услышал про славный Китеж-град и устремился к нему с ордами своими…
Татары грозовой тучей обложили город и хотели взять его силой, но когда они прорвались к его стенам, то изумились. Жители города не только не построили никаких укреплений, но даже не собирались защищаться. До татар доносился лишь колокольный звон церквей. Жители молились о спасении, так как от татар нечего было ждать чего-либо доброго.
И как только татары ринулись к городу, из-под земли вдруг забили многоводные источники, и татары в страхе отступили.
А вода все бежала и бежала…
Когда стих шум родников, на месте города были лишь волны. Вдали мерцала одинокая глава собора с блестящим посредине крестом. Она медленно погружалась в воду. Вскоре исчез и крест.
Теперь к озеру есть путь, который называется Батыевой тропой. Она может привести каждого прямо к славному городу Китежу.
Китеж-град светлояр. А. Асов. Китеж-град на озере Светлояр: легенды и быль…
Существует древнее славянское предание о священном граде Китежа, согласно которому он сделался невидимым и сокрылся в водах озера Светлояр. По мотивам сказа написано множество книг, статей, поэм, картин, опера Римского-Корсакова.
С давних пор к озеру Светлояр, находящемуся в Семеновском районе Нижегородской области, недалеко от деревни Владимировки приходят люди разных вероисповеданий, чтобы прикоснуться к этой манящей тайне.
Что же скрывается за красивой легендой о городе, «ушедшем» в озеро Светлояр?
Ведические сказания о Китеж-граде на Светлояре
Сказания о невидимом Китеж-граде у озера Светлояр восходят к преданиям ведической старины . Осколки их разбросаны по легендам местных волжских народов - как русских, так и татар, марийцев, мордвы.
А впервые собраны они вместе в «Песнях Гамаюна», первой книге из серии «Веды Руси» , вышедшей в 2005 году. Согласно «Песням», само озеро Светлояр явилось чудом, когда Дива-Додола преследовала бога Велеса Суревича .
А как это было? На сей счёт есть такая старая волжская легенда.
«Влюбился как-то Велес в дивную красавицу Диву-Молонью, дочь владыки туч грозовых, громовых. Ой, и дивно хороша была та царица Молонья, будто козочка молодая! А как шла она мимо, да плечом вела, да косу свою пальчиками перебирала и заплетала, и каблучками, как копытцами, пощелкивала - все просто ума лишались.
И случилось так, что в Диву влюбился не только Велес, но и лучший друг его царь Гром, что орлом летал под облаками, да метал молнии-перуны в Землю-Матушку. Потому его-то и звали Перуном . И были Перун и Велес друзьями, да стали с тех пор врагами, рассорила их красавица…
И вышла она за Перуна замуж. Ну да Велес-то не мог с тем смириться. Прознал он, что растет в саду Ирийском у Лады-матушки цветок заветный, который ландышем зовется. И охраняет тот ландыш-цветок сам лютый Ладон-дракон. А кто сорвёт тот заветный цветок, да даст понюхать его любимой своей, тот завладеет ее сердцем, и забудет она обо всем на свете, и полюбит его больше жизни.
И тогда забрался Велес-бог в сад Ирийский, и Змею тому Ладону глаза отвел, и тот ландыш-цветок унёс. А затем явился он с тем цветком к Диве-Молонье. А в ту пору-то мужа ее Перуна дома не было. Да не день не было и не неделю, и не не месяц не было и не год, а целых триста лет! Ну а Велес-то, конечно, тут как тут. И ландыш в руках, и улыбка на устах, и мед в речах.
Так и так, любимая! Ты все ждешь-дожидаешься Перуна Сварожича, а он-то за тридевять земель верность тебе не хранил. И не мало дев затруднело от объятий его, и деток-то его за последние триста лет народилось в разных землях, словно звезд в небесах!
Тут, конечно, Дива рассердилась. Начала громы и молнии метать. Помчалась на своём Буре-коне вслед за обидчиком, и там где ударил копытом тот конь - явилось озеро. Ну а Велес тогда обратился сам в речку Ландыш (Люнду) и струится вокруг копыт того коня, журчит, заговаривает… И увидела Дива что растет по терновым кустом там чудный ландыш-цвет. Сорвала она тот цветок, вдохнула аромат - и тут же явился пред девою Велес.
Ну и что ты тут поделаешь? Против чар и цветов да ласкового обхождения кто ж устоит? Потому-то и зацвела у Велеса с Дивою любовь. Добился своего сын Солнца и Коровы Небесной!
И как весной набухают почки и расцветают цветы, а затем по осени плоды созревают, так и у Додолушки Дивы и Велеса Сурича поздней осенью родился сын. И его назвали тогда Ярилой, а озеро-то в его память назвали Светлояром».
Затем Велес призвал волшебника Китаврула (см. кентавры ), чтобы тот построил им волшебный град на берегах того святого озера. Вот как об этом говорится в «Песнях Гамаюна» (этот текст - пересказ финно-угорской легенды):
«И тотчас призвал Велес Суревич Китавурла - бога-строителя. И сказал ему Велес Суревич:
На востоке теперь возведи ветроград, назови его Китеж-град! Близ сего Светлоярова озера разведи купальский костёр, а потом из золы ты насыплешь валы. Сделай из венков девичьих чудо-кремль на костровище. Башни выстрой из цветов, а детинец из грибов! Терема - из желудей дубовых, а из шишечек хоромы! Пусть придёт пора чудес - будет город там, где лес! Где горели костры - вознесутся шатры! Встанут улицы и дворцы!
Китеж на карте. Охраняемый коттеджный поселок на берегу реки: каждая мечта имеет право на воплощение
Безопасность во всех ее проявлениях
Для тех, кто знает цену созидательной уединенности и целебному спокойствию, поселок «КитежградЪ» на берегу придется по вкусу. Великолепная природа вкупе с комфортабельным домом способна скрасить даже самые трудные дни.
Лучшего и пожелать нельзяВсе больше россиян в качестве места проживания и восстановления сил и здоровья выбирают поселок с коммуникациями.
Уже в самом местоположении нашего поселка читается забота о тех, кто будет здесь жить. Для этого здесь созданы все условия: постарались и застройщики, и сама природа. Пышные кроны стародавних деревьев Тишковского парка, свежий воздух, захватывающий дух панорамный вид, чистое водохранилище… «КитежградЪ» привлекателен не только этим, но и продуманной инфраструктурой – живя здесь, вы не будете испытывать никаких трудностей.
Для возведения коттеджей используются только прошедшие контроль качества строительные материалы от проверенных поставщиков. В дополнение к широкому выбору оригинальных проектов предусмотрена возможность создания абсолютно уникальных архитектурных и дизайнерских решений. Поселок в лесу позволяет восполнить нехватку свободы, характерную для урбанистической шаблонной застройки.
Периметр поселка огорожен надежным забором. В целях обеспечения охраны внутреннего периметра поселка предусмотрен специальный мобильный контроль, более того, оснащен электронной системой контроля движения и контрольно-пропускными пунктами: проникновение нежелательных гостей на территорию исключено.
Однако защита от постороннего вторжения – не единственная грань безопасности. Речь идет также о благоприятной экологической обстановке. Размеры участков, с одной стороны, позволяют насладиться ощущением вольности, а с другой – не обременительны для жителей.
Хоть поселок и расположен в лесу, добраться до ближайшего магазина, автозаправки, аптеки и других важнейших объектов инфраструктуры можно за считанные минуты. До деревни Степаньково – 900 м, до города Пушкино – 9 км. Добраться до коттеджного поселка «КитежградЪ» можно на электричке, автобусе и маршрутке либо на автомобиле. В любом случае дорога отнимет у вас немногим более часа.
О граде Китеже. Повесть и взыскание о граде сокровенном Китеже
Если какой человек обещается истинно идти в него, а не ложно, и от усердия своего поститься начнет, и многие слезы прольет, и пойдет в него, и обещается лучше голодной смертью умереть, а его не покинуть, и иные многие скорби претерпеть и даже смертию умереть, знай, что спасет бог такового, что каждый шаг его будет известен и записан будет ангелом. Ибо на путь спасения пошел, как свидетельствуют о том книги, такие, как патерик Скитский. Был некто отец, и обратил он одну блудницу от блуда. Блудница же пошла с ним в монастырь. И пришла ко вратам монастыря того, и умерла. И была спасена. И другая также отошла в пустыню с отцом, и умерла. И приняли ангелы душу ее, и возвели по лестнице на небо.
Также и с тем человеком. Если случится и умереть ему, — по божественному Писанию рассудится. Ибо бегущий тот духовно подобен спасающемуся от блудницы вавилонской, темной и полной скверны мира сего, о чем святой Иоанн Богослов написал в «Откровении», книге своей. О последнем времени говорит он как о жене, сидящей на звере семиглавом, нагой и бесстыдной. В руках же своих она держит чашу, полную всякой скверны и смрада исполненную, и подает ее в мире живущим и любящим это, — в первую очередь патриархам, царям, и князьям, и воеводам, и всяким властителям богатым, и всем людям в мире сем суетном, любящим сладость его.
Тому же, кто хочет и желает спастись, подобает бежать мира и сладости его. Как сказал тот же Иоанн, провидя духом святым: «Жена побежит в пустыню, и змей будет гнаться по следу ее, тот, что совращает с правого пути хотящего жить смиренно и духовно». И тот проклятый змей учит широким и пространным путем ходить, стезею злобы, и сбивает с правого пути, и совращает, и велит жить растленной жизнью, и устрашает по правому пути ходящих.
Но того, кто хочет, и ищет, и желает спасения, того человека наиболее вразумляет благодать божия, и помогает ему, и учит, и ведет его на совершенное духовное смиренное житие. Ибо никто никогда и нигде не оставлен был господом. Когда бы ни призвал, услышан был им. И когда ни попросит, не будет ли прият им? И чего не взыщет, не обрящет ли у него? Ибо всех приемлет господь, к нему приходящих, с радостью и всех призывает. Ведь обычно даже силы на небесах не видят лицо божие. А когда грешник на земле покается, тогда ясно зрят лицо Христово силы все небесные, и открывается слава божества его, и видят лицо его. Ибо единой ради души грешной кающейся радость бывает на небесах всем силам небесным и всем святым его. А силы — это ангелы и архангелы, херувимы и серафимы, начала, и власти, и господствия. А святые — это вот кто: пророки, и апостолы, и святители, и преподобные, и праведники, мученики, и мученицы, и другие святые. Ради единого грешника покаяния бывает радость всем силам небесным и всем святым его.
Китежский летописец. Проблема авторства
Можно предполагать наличие трёх версий создания Китежского летописца:
1) поэтапное коллективно-индивидуальное, силами нескольких поколений (В.Л. Комарович);
2) групповое одновременное (основано на фрагменте из концовки текста Летописца: «Сию убо мы книгу Летописец написали в лета… и уложили собором…»);
Несостоятельность первой версии аргументировалась выше.
Вторая версия не может считаться доказанной, поскольку употребление местоимения «мы» в книжной речи возможно как для множественного числа, так и для единственного, а фраза «уложили собором» не обязательно является однородным членом по отношению к сказуемому «написали» из первой части предложения. Уже в качестве гипотезы предлагается на рассмотрение вариант «утопления информации» автором, желающим сохранить инкогнито (своего рода «имярек»).
Доказательства, которые можно «пощупать», имеются, на наш взгляд, только у третьей версии. Прежде всего, это фрагмент из текста Летописца: «но на первое слово возвращуся», трактовать которое можно только как первое лицо единственного числа, ибо невозможно себе представить ошибку такого рода под пером коллектива авторов. Несомненно, что даже при стократном повторении группа людей ни разу не скажет о себе «я», так же как женщина не употребит в отношении себя глагол мужского рода, а мужчина — женского. Характерно, что принцип игры «в испорченный телефон» при переписывании текста сработал весьма незначительно: разночтения «возвращуся» — «возвратимся» очень редки, а в ранних списках и вовсе не встречаются.
Фраза «но на первое слово возвращуся» относится к числу тех, которые попали в текст Китежского летописца из Костромского жития. Бросается в глаза, что аналогичные фрагменты Костромского жития строго воздержаны в стиле «мы» («…по сём же паки о житии… князя Георгия глаголати возвратимся»), а значит, употребление формы единственного числа в Китежском летописце — не слепое копирование, а сознательная авторская переработка.
Добавим, что незначительное общее число разночтений позволяет говорить о едином центре создания текста Китежского летописца. Особенно заметным это становится при сопоставлении списков по «ключевым точкам», идентичность которых не может быть случайной. Обратим внимание на упоминавшуюся уже форму «брезе»: сама по себе являющаяся исключением для текста Китежского летописца, она тем не менее во всех списках встречается в одном и том же месте, тогда как форму «бреге» можно встретить где угодно, но только не там. Это также, хоть и косвенно, может свидетельствовать в пользу третьей версии (когда создателей много, центров может быть несколько, либо один).
К сожалению, перспективы определения имени составителя Китежского летописца столь же туманны, как и в отношении, например, автора «Слова о полку Игореве». Имя религиозного публициста, давшего в руки старообрядцев столь мощное идеологическое оружие (коим, несомненно, являлся Китежский летописец), было надежно сокрыто даже от современников, в том числе служителей официальной церкви и Министерства внутренних дел. «Летописец, неизвестно кем составленный и написанный»— единственный результат такого рода поисков.
Озеро светлояр. Что-где-откуда: головоломка для любознательных
Что загадочного в истории некрупного (470 на 350 м – всего-то навсего неполных 14 га) озерца глубиной в 34 с лишком метра, чем оно притягивает к себе тысячи туристов и почему водоем-овал идеальной формы, будоража научные умы, заставляет исследователей-энтузиастов снаряжать в этот район экспедиции каждые пару-тройку лет – разговор непростой. Прямых ответов на ряд вопросов нет. Например, о том, почему водолазы так и не смогли рассмотреть придонную часть и предполагают, что дна у озера-тайны два. Или о том, что ночью, приложив ухо к поверхности почвы, можно услышать то ли глубинный звон, то ли гул, исходящий откуда-то издалека.
И это мы еще не касаемся реального происхождения Светлояр-озера. А оно, надо сказать, прямо-таки космическое – чему, собственно, и удивляться особо не приходится, если взглянуть на серию фотографий, сделанных с высоты птичьего полета. Сравнение с гигантским синим то ли зрачком, то ли глазом – наиболее предсказуемая реакция тех, кто с подобного ракурса этот феномен созерцал и запечатлел на снимке. Столь «правильные» очертания иметь может кратер, выбитый прилетевшим из космоса метеоритом. Догадка эта, кстати, наиболее правдоподобна и не раз подтверждалась учеными.
Существуют, однако, и иные, не менее занимательные точки зрения на физико-географические «корни» озера-лунки с воронкообразным основанием. Их как минимум пять – от карстовой (провальной) до ледниково-тектонической.
Исследователями высказывалось предположение, что сложным донным рельефом, с центральной ямой-котловиной и системой террас над нею, озеро-загадка обязано неравномерному двухфазному формированию. Первоначальный этап состоялся 1100-1200 лет назад и завершился образованием основной воронки, поначалу неглубокой. Следующая фаза провалила 17-метровую чашу примерно на такую же глубину, окружив ее невидимыми снаружи дугами-террасами. Произошло это лет 400 спустя, приблизительно во времена Батыева нашествия.
Не исключено, что необычностью подводного «ландшафта» впадина-овал все же обязана не внешнему вмешательству или тектоническим процессам, а банальной привычке рек менять русло. В полукилометре от двуярусного водоема-ребуса протекает речушка Люнда, древний приток Ветлуги. Петляла она вначале по одной дорожке, а затем надумала свернуть с привычного пути. На месте же старого маршрута сохранился своеобразный люк – природный сток в несколько ступеней, и сегодня подпитывающий Люнду-путешественницу.
Окрестные родники, между прочим, остались «при деле» и исправно поставляют чистейшую воду в бездонный, по сути, Светлояр-сосуд. Хотя «суть» в этом контексте – понятие относительное, судя по аномальным показателям геолокаторов, согласно которым дно-воронка не пропускает звуковых сигналов. Что бы это значило, по сей день непонятно, но фантастических гипотез выдвигается множество – вплоть до зеркала-портала в земной или «небесный» параллельный мир. Похоже, что озерцо-то не с пучком, а с целой охапкой мистических тайн, которые еще предстоит раскрывать да обдумывать – причем не исключительно геологам…
С «родословной» звучного наименования-топонима разобраться проще. Оно красноречиво намекает на связь с «весенней» ипостасью дохристианского славянского бога Солнца Сварога юношей Ярилой. Позволяя «разложить» топоним на словосочетание «Праведный Ярила-бог». В восприятии древних русичей светлый-чистый-праведный – цепочка определений-близнецов. Впрочем, теория эта неединственная. Поскольку яром нередко называют обрывистый берег, балку или крутой разлом-трещину в почве, возможна и альтернативная трактовка – «Светлый обрыв». Обе интерпретации поэтичны, по-своему убедительны и допускают взаимодействие.