Кант интересные факты из жизни. Некоторые факты и легенды о жизни и смерти Иммануила Канта
- Кант интересные факты из жизни. Некоторые факты и легенды о жизни и смерти Иммануила Канта
- Кант личная жизнь. Личная жизнь Канта
- Теория Канта. Теория познания Канта
- Этика Канта. Источники кантовской этики
- Критика Канта. . Кант. Критика чистого разума Канта *(138)
- Кант и россия. Текст научной работы на тему «Был ли Иммануил Кант подданным России?»
- Книги Канта. Автор Иммануил Кант | Immanuel Kant
Кант интересные факты из жизни. Некоторые факты и легенды о жизни и смерти Иммануила Канта
Сегодня вся мировая общественность - а калининградская в особенности - отмечает громкую дату. Ровно 285 лет назад в нашем городе родился великий философ, основоположник немецкой классической философии Иммануил Кант . Сегодня в Кафедральном соборе пройдут Кантовские чтения, торжественные мероприятия состоятся и в Немецко-Русском доме… А «Комсомолка» в свою очередь предлагает вам познакомиться с любопытными фактами из жизни мыслителя и принять участие в викторине.
1 . С рождения слабый здоровьем, Кант выработал для себя гигиеническую программу и придерживался ее неукоснительно. Например, ел один раз в день. Ровно в час на пороге его кабинета появлялся слуга - отставной солдат Лампе и произносил: «Суп на столе!». По мнению русского писателя Михаила Зощенко , Кант «силой разума и воли» умел избавляться от простуды и других болезненных явлений.
2 . Постоянство ученого иногда доходило до крайностей. Кант имел привычку, работая у себя дома, то и дело поднимать глаза к окну и глядеть на острый шпиль кирхи вдали. И вот однажды перед окном философа выстроили здание, напрочь заслонившее привычный ориентир. Якобы Кант выкупил и разрушил помеху. Зная о более чем скромных доходах профессора Альбертины, более правдоподобным выглядит вариант с разросшимися во дворе соседа тополями. Глубоко уважая знаменитого земляка, хозяин согласился изуродовать деревья, спилив им верхушки. Кант вновь обрел покой и широту мысли.
3 . По самой распространенной версии, Кант никогда в жизни не знал женщин. Однако есть и другое мнение. Якобы студенты однажды уговорили-таки любимого преподавателя отправиться вместе с ними в бордель. Когда у вернувшегося из «нумеров» Канта поинтересовались впечатлениями, он ответил лаконично: «Множество мелких суетливых движений».
4 . Похоронен Кант был в общем «профессорском» склепе. Сразу же после смерти о могиле философа забыли. Оккупировавшие Кенигсберг через три года французы устроили в пантеоне конюшню. В результате в 1880 году останки великого философа пришлось долго искать практически на помойке. Их идентификация до сих пор оспаривается некоторыми учеными. Более того, кое-кто утверждает, что знаменитая могила Канта сегодня вообще пуста. На самом деле кантовский прах запаяли в цинковый гроб, затем поместили во второй - металлический. Эту конструкцию опустили в каменный саркофаг, сделанный так, чтобы исключить любую возможность проникновения в могилу.
5 . Пришедшие к власти в Германии нацисты весьма кичились именем Канта, выставляя его «истинным арийцем». Между тем в жилах профессора текла кровь шотландцев и даже куршей - небольшого прусского племени. А имя он носил и вовсе еврейское: Иммануил в переводе - «с нами Бог».
6 . Если самым цитируемым у нас кантовским изречением является фраза о звездном небе и нравственном законе, то самым забавным признанием его гения можно считать пассаж одного из российских руководителей города, в одном из своих публичных выступлений назвавшего Канта «великим калининградцем».
Кант личная жизнь. Личная жизнь Канта
Будучи от природы очень слабым и болезненным, Иммануил Кант подчинил свою жизнь жесткому распорядку дня. Это позволило ему пережить всех друзей, умерев в возрасте 79 лет.
Жители города, зная особенности живущего рядом с ними гения, сверяли по нему часы в буквальном смысле слова. Дело в том, что Кант совершал ежедневные прогулки в определённые часы с точностью до минуты. Его постоянный маршрут горожане назвали «философской тропой».
Рассказывают, что однажды, в силу каких-то причин философ с опозданием вышел на улицу. Кёнигсбергцы, не допуская мысли о том, что их великий современник мог опоздать, перевели часы назад.
Женат Иммануил Кант не был, хотя недостатка в женском внимании не испытывал никогда. Обладая тонким вкусом, безупречными манерами, аристократической грацией и абсолютной простотой, — он был любимцем высшего светского общества.
Сам Кант так говорили о своем отношении к женщинам: когда я хотел иметь жену, тогда не мог её содержать, а когда уже мог — тогда не хотел.
Дело в том, что первую половину жизни философ прожил достаточно скромно, имея весьма невысокий доход. Свой дом (о котором Кант мечтал давно) он купил только к 60 годам.
Дом Канта в Кёнигсберге
Ел Иммануил Кант только один раз в день – в обед. Причем это был настоящий ритуал. Он никогда не обедал в одиночестве. Как правило, с ним разделяли трапезу от 5 до 9 человек.
Обед Иммануила Канта
Вообще вся жизнь философа была подчинена строгим правилам и огромному количеству привычек (или странностей), которые он сам называл «максимы».
Кант считал, что именно такой образ жизни позволяет максимально плодотворно трудиться. Как видно из биографии, он был не далек от истины: практически до самой старости он не имел никаких серьезных болезней (при своей-то врожденной хилости).
Теория Канта. Теория познания Канта
Одно из основных отличий теории познания Канта в том, что он считал причиной трудности познания действительности — субъект познания, человека и разум. Знание у Канта – совокупность суждений, имеющих одновременно субъективно и объективно достаточное основание. Оно имеет две формы — апостериорное и априорное.1. Апостериорное получено через опыт. Оно не достоверно и носит предположительный характер, требует проверки на практике.2. Априорное существует изначально и носит доопытный характер. Доказательств не требует. На такое знание опираются физика и другие естественные науки.Нельзя не затронуть понимание Кантом разума. Разум – познавательная способность, которая может руководить рассудком, высшая форма сознания. Рассудок не имеет цели и спонтанен, оперирует предельно общими понятиями, категориями (возможность и невозможность, количество, качество и т.д.), с помощью которых систематизируются первоначальные ощущения. С помощью категорий, рассудок переводит индивидуальное восприятие в общезначимый опыт. Разум же предлагает нечто безусловное в форме идей, представлений о конечной цели, побуждает рассудок к действию. В то же время, цели, что дает разум – невыполнимы, так как абсолютное познание невозможно.Существует еще одна форма сознания, помимо рассудка и разума — чувственность. Чувственность помогает систематизировать ощущения в своих формах – пространстве и времени.Подводя итог следует привести схему процесса познания, предложенную Кантом:1. Окружающий мир оказывает воздействие на органы чувств.2. Органы чувств воспринимают образы в формате ощущений.3. Сознание систематизирует образы.4. В разуме человека появляется целостная картина окружающего мира.Данная картина является лишь образом, не имеющим ничего общего с реальностью из-за неразрешимых противоречий и невозможности познания «вещей в себе».
Этика Канта. Источники кантовской этики
Стадии исторического развития нередко сравниваются с этапами индивидуальной жизни. Если воспользоваться этой аналогией, то этика Канта приходится на период европейской истории, сопоставимой с периодом человеческой зрелости, когда индивид освобождается от родительской опеки и становиться вполне самостоятельным. Буржуазное развитие европейских стран означало, что они в духовной жизни освобождаются от власти религиозно-церковных пастырей и ориентируются на науку, просвещение, в политике переход от отеческих форм правления к республиканским. Во всех сферах жизни были подорваны многовековые традиционные устои. Общественные изменения создали новую человеческую ситуацию, суть которой можно охарактеризовать как появление свободной личности, переход к индивидуально-ответственной форме поведения.
Во второй половине 18 века, когда Кант разрабатывал свою философскую систему, для духовной санкции процесса эмансипации личности требовалась новое обоснование нравственности. Необходимо было ответить на вопрос: может ли личность в самой себе найти ту твердую нравственную опору, которую она ранее находила вне себя - в природе, социальной среде, Боге? Данную проблему нельзя было решить в рамках традиционных этических систем. Эмпирическая этика не могла объяснить безусловности, универсальность морали, а теологическая этика- ее субъективной, внутриличностой укорененности. Кант создает теоретическую конструкцию, которая органически объединяет оба эти момента. Лекции по этики 2000 Объясняя почему провалились все предыдущие попытки обоснования нравственности, он пишет: « Все понимали, что человек своим долгом связан с законом, но не догадывался, что он подчинен только своему собственному и тем не менее всеобщему законодательству и что он обязан поступать, лишь сообразуясь со своей собственной волей, устанавливающей, однако, всеобщие законы согласно цели природы» Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1995. Т.4 (1). С. 274. . Кант осмыслил нравственность как самозаконодательный принцип, внутреннюю основу воли в лице каждого разумного существа.
Критика Канта. . Кант. Критика чистого разума Канта *(138)
В самом конце XVIII века, как бы в завершение развития рационализма, Кант (1724-1804) дает критику самого разума. Предшествовавший Канту догматический рационализм опирался на принимаемое без всякого исследования и доказательства, как догмат, положение о познаваемости для нас самих вещей, о соответствии наших понятий вещам. Кант в своей "Критике чистого разума" (Kritik der reinen Vernunft 1781)*(139), напротив, обращается к исследованию вопроса об условиях и границах нашего познания и его элементах, априорных и апостериорных*(140).
Под критикой чистого разума Кант подразумевает исследование происхождения, объема и границ человеческого познания. Чистым разумом он называет разум, независимый ни от какого опыта. Критика чистого разума, по мнению Канта, должна предшествовать всякому другому философскому исследованию. Философию, выходящую за пределы опыта, не обосновав этого поверкой силы познания, Кант называет догматизмом; ограничение философии одною областью опыта - эмпиризмом; философское сомнение в возможности всякого превышающего пределы опыта познания - скептицизмом, и всем этим направлениям противополагает свой метод, ставящий все философствование в зависимость от результатов поверки силы человеческого познания, именуя его критицизмом. Критицизм есть трансцендентальная философия или трансцендентальный идеализм в том смысле, что им проверяется возможность трансцендентного, т.е. пределы опыта превышающего знания, и доказывается, что известные элементы, необходимые для опыта, присущи человеческой душе, следовательно, субъективны или идеальны.
Кант и россия. Текст научной работы на тему «Был ли Иммануил Кант подданным России?»
Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 9 (364). Философия. Социология. Культурология. Вып. 36. С. 201—202.
ОТЗЫВЫ, РЕЦЕНЗИИ
УДК 341 ББК 24.44
В. А. Кузнецов
БЫЛ ЛИ ИММАНУИЛ КАНТ ПОДДАННЫМ РОССИИ?
В 1755 г. И. Кант стал преподавать в Ке-нигсбергском университете, в котором учился и защитил диссертацию. Россия в войне с Пруссией в 1758 г. захватила Кенигсберг и привела его жителей в подданство России. Вместе с преподавателями университета на верность императрице России принял присягу и будущий великий философ, основатель классической немецкой философии. Существует легенда, что когда император Петр III вернул королю Пруссии все утраченные в войне с Россией города и земли, то якобы при даче присяге на верность прусскому королю Кант отказался ему переприсягать. Но это легенда. А о том, что Кант какое-то время был подданным России, свидетельствует следующий документ.
Из всеподданнейшего прошения доцента Кенигсбергского университета Эммануила Канта императрице Елизавете 14 декабря 1758 г.
«Эммануэль Кант, магистр, всеподданнейше умоляет е.и.в. всемилостивейшее назначить его на освободившееся место ординарного профессора по кафедре логики и метафизики в Кенигсбергском университете.
Пресветлейшая великодержавнейшая императрица, самодержица всеи России, всемилостивейшая императрица и великая жена!
…Надежда, каковою я себя льщу быть назначенным на академическую службу по предмету сих наук, особенно же всемило-
стивейшее расположение е.и.в. оказывать наукам ваше высочайшае покровительство и снисходительное попечительство, побуждает меня всеподданнейше просить е.и.в. всемилостивейшее благоволить благосклонно утвердить меня на вакантную кафедру ординарного профессора… Готов умереть в моей глубочайшей преданности.
В. и. в наивернейший раб Эммануэль Кант. Кенигсберг, 14 декабря 1758 г.»
(См: Русский архив. 1896. Вып. 7. С. 455456; КаПз1^еп. 1896. Кн. 2).
В декабре 1758 г. в университете освободилось место профессора. Поэтому Кант выставил свою кандидатуру по совету своего благожелателя - профессора богословия пастора Шульца, который стал к тому времени ректором университета. Из пяти кандидатов совет выбрал двух - математика Бока и Канта. Однако решение о занятии вакансии было не в пользу философа. Профессором стал Бок, который был старше его по возрасту и по стажу преподавания.
Профессором кафедры логики и метафизики он стал относительно поздно, в 1770 г. в возрасте 46 лет. Два раза, в 1786 и 1788 г., Кант был ректором Кенигсбергского университета.
В ФИЛОСОФСКИЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы .
(Из словаря В. А. Кузнецова по истории, мифологии, философии.Древнегомира.)
202
В. А. Кузнецов
«Абхидхарма-питака», или «Абхидхамма-питака» - 3-я часть палийского буддийского канона Трипитака, в которой изложены фи-лософско-психологические воззрения раннего буддизма.
Лао Лай, Лаолай (I тыс. до н. э.) - один из превознесенных конфуцианством преданных родителям сыновей. Достигнув 70-летнего возраста, он продолжал носить пестрые детские платья и играл в игрушки, чтобы родители не почувствовали, как они стары.
Инь Хао (даты жизни неизвестны) - крупный китайский сановник, уволенный по ложному доносу. Не осмеливаясь открыто выражать свое возмущение, он писал в воздухе иероглифы, которые означали: «Ох, и стран-
ные дела творятся!»; прославился как мастер рассуждения на темы даосизма.
Синезий Киренский (370/5-413/4) - греческий философ, писатель, толкователь снов, ученик Ипатии; в 410, хотя он и не был крещен, избран епископом Птолемаиды.
Евфидем - 1) афинский архонт в 555/554 до н. э; 2) Хиосский - софист, старший современник Сократа, герой диалога Платона.
Девятивратный град - в индийской традиции метафора тела человека; «девять врат»: глаза, уши, ноздри, рот и два органа выделения. Образ восходит к Упанишадам, где число «врат» - 11 (добавлялись пуп и черепной шов).
Сведения об авторе
Кузнецов Владимир Александрович - доктор исторических наук, доцент, доцент кафедры философии Челябинского государственного университета. vladkuz@mail.ru
WAS IMMANUEL KANT THE RUSSIAN CITIZEN?
V. A. Kuznetsov
Chelyabinsk State University. vladkuz@mail.ru
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы .
Книги Канта. Автор Иммануил Кант | Immanuel Kant
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
В закладки
Любимое
Пользовательская
Пока бросил
Убрать
В процессе
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
День рождения :
Дата смерти :(79 лет)
Знак зодиака : Дракон, Телец ♉
Иммануил Кант (нем. Immanuel Kant) 22 апреля 1724, Кёнигсберг, Пруссия — 12 февраля 1804, там же) — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма.
Родился в небогатой семье ремесленника-седельщика. Мальчик был назван в честь святого Эммануила. Под попечением доктора теологии Франца Альберта Шульца, заметившего в Иммануиле одарённость, Кант окончил престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум», а затем поступил в Кёнигсбергский университет. Из-за смерти отца завершить учёбу ему не удаётся и, чтобы прокормить семью, Кант на 10 лет становится домашним учителем. Именно в это время, в 1747—1755, он разработал и опубликовал свою космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности, не утратившую актуальности до сих пор.
В 1755 Кант защищает диссертацию и получает докторскую степень, что, наконец, даёт ему право преподавать в университете. Начались сорок лет преподавательской деятельности.
Во время Семилетней войны с 1758 по 1762 год Кёнигсберг находился под юрисдикцией российского правительства, что нашло отражение в деловой переписке философа.
В частности, прошение на должность ординарного профессора в 1758 г. он адресует императрице Елизавете Петровне.
Естественнонаучные и философские изыскания Канта дополняются «политологическими» опусами: в трактате «К вечному миру» он впервые прописал культурные и философские основы будущего объединения Европы в семью просвещённых народов, утверждая, что «просвещение — это мужество пользоваться собственным разумом».
С 1770 принято вести отсчёт «критического» периода в творчестве Канта. В этом году в возрасте 46 лет он назначен профессором логики и метафизики Кёнигсбергского университета, где до 1797 преподавал обширный цикл дисциплин — философских, математических, физических.
В этот период Кантом были написаны фундаментальные философские работы, принёсшие учёному репутацию одного из выдающихся мыслителей XVIII века и оказавшие огромное влияние на дальнейшее развитие мировой философской мысли:
«Критика чистого разума» (1781) — гносеология (эпистемология)
«Критика практического разума» (1788) — этика
«Критика способности суждения» (1790) — эстетика
Будучи слаб здоровьем, Кант подчинил свою жизнь жёсткому режиму, что позволило ему пережить всех своих друзей. Его точность следования распорядку стала притчей во языцех даже среди пунктуальных немцев и вызвала к жизни немало поговорок и анекдотов. Женат он не был. Шутил, что когда он хотел иметь жену, не мог её содержать, а когда уже мог — то не хотел. Впрочем, женоненавистником также не был, охотно с ними беседовал, был приятным светским собеседником. В старости за ним ухаживала одна из сестёр.
Несмотря на философию, мог иногда проявить этнические предрассудки, в частности, юдофобию.
Кант был похоронен у восточного угла северной стороны Кафедрального собора Кёнигсберга в профессорском склепе, над его могилой была возведена часовня. В 1924 году, к 200-летию Канта, часовню заменили новым сооружением, в виде открытого колонного зала, разительно отличающимся по стилю от самого собора.