Как вытащить стрелу из лица, если ты хирург 15 века.
В начале 15 века английский хирург Джон брэдмор провел одну из первых известных в истории челюстно-лицевых операций. Он стрелу из покалеченного лица 16-летнего принца уэльского достал.
21 июля 1403 года войска короля Генриха IV разбили мятежников Генри перси в битве близ города шрусбери ценой тяжелого ранения наследника престола. 16-Летний Генрих монмут, принц уэльский, возглавлял левый фланг королевской армии.
Лучники повстанцев засыпали противников стрелами. По словам хрониста Томаса уолсингема, солдаты короля "Падали, как Листья После Первых Осенних Заморозков". В пылу боя молодой принц повел свой отряд на вражеских лучников. Он открыл забрало шлема, чтоб отдать приказ, и вражеская стрела впилась в щеку под левым глазом. По свидетельству Тито Ливио фруловиси, биографа Генриха, принц продолжил атаку с восклицанием, что хочет "Вдохновить Воинов не Словом, а Делом".
Одержав победу, король велел доставить раненого сына в ближайший замок кенилворт для лечения. Рана Генриха была потенциально смертельной: стрела попала под углом в левую щеку, пробила скулу и застряла в кости задней части носа у шейных позвонков. Только в том случае, если бы острие углубилось еще на 3 сантиметра, история не знала бы победителя при азенкуре, а Шекспир не написал бы пьесу "Генрих V".
После нескольких неудачных попыток вытащить наконечник стрелы "Зельем и Другими Методами", которые только умножали страдания парня, Генрих IV обратился за помощью к Джону брэдмору. Тот был опытным хирургом, но подрабатывал изготовлением украшений и фальшивомонетничеством, из-за чего имел проблемы с законом.
Чтобы достать острие, лондонский врач создал уникальные щипцы - "Экстрактор Брэдмора". Он состоял из тонких концов, которые общей шириной не превышали втулку наконечника стрелы, и винтового механизма, который проходил через их центр и позволял зафиксировать наконечник перед извлечением.
"Сначала я сделал маленькие зонды из сердцевины бузины, хорошо высушенной и обернутой чистой тканью. Эти зонды были пропитаны медом розы. После этого я сделал более крупные и длинные зонды и продолжал увеличивать эти зонды до тех пор, пока не получил желаемую ширину и глубину раны", - писал брэдмор в своем трактате.
Наконец хирург ввел щипцы во втулку стрелы: "перемещая их туда-сюда, понемногу (с помощью господа) я вытащил наконечник. Джентльмены и слуги вышеупомянутого принца стояли рядом и все благодарили господа".
Операция без обезболивания проходила. Чтобы рана не нагнаивалась, брэдмор залил ее белым вином и закрыл пропитанными медом тампонами. Через 20 дней принц Генрих начал поправляться.
Итак, Джон брэдмор выполнил одну из первых в истории полностью успешных челюстно-лицевых операций. Рана Генриха зажила, но шрам остался на всю жизнь. Брэдмор придворным королевским врачом стал. Принц дополнительно назначил ему пенсию 10 марок в год.