Геродот вклад в науку. ГЕРОДОТ (др.-греч. о о , лат. Herodotus)
Геродот вклад в науку. ГЕРОДОТ (др.-греч. о о , лат. Herodotus)
Греческий историк родом из Галикарнаса (Малая Азия).
Принадлежал к высшей аристократии Галикарнаса, участвовал в политической борьбе и был изгнан тираном Лигдамидом. Долгое время жил на Самосе, затем в Дельфах и Афинах (40-е – 30-е гг. до н.э.). Был близок к кружку Перикла. Выступал с чтением своих сочинений на афинской агоре в 447 или 445 гг. до н.э. Участвовал в основании Фурий, афинской колонии в южной Италии, где очевидно и умер. Много путешествовал, вероятно, с 455 по 447 гг. до н.э. Среди прочих земель посетил Египет, Вавилон, Сирию, Финикию, Причерноморье. Написал историю Греко-персидских войн.
Его «История» делится на 9 книг, каждая из которых носит название одной из девяти муз. Деление позднее, произведено александрийскими учеными. По своему содержанию вся «История» распадается на две части: первые четыре книги – это предыстория Греко-Персидских войн, а вторая, с пятой по девятую, – собственно история этих войн, от Ионийского восстания и до Платейской битвы. В первой части Геродот рассказывает о странах и народах, которые входили в состав Персидского государства или соприкасались с Персией и Грецией. Это Лидия, Египет, Скифия, Кирена, Ливия, Фракия и, конечно, сама Персия. Это своего рода историко-географическая и этнографическая энциклопедия большей части тогдашней ойкумены.
Во второй части уже идет непрерывный рассказ о самой войне: Геродот описывает Ионийское восстание, поход Мардония и войну с Ксерксом. Всю свою книгу Геродот подчинил одному сюжету – противостоянию Персии и Греции, а более широко, – борьбе Востока и Запада. У Геродота уже четко прослеживается деление на греков и варваров. Рассказ Геродота исключительно благоприятен для Афин. Именно он назвал афинян «спасителями Эллады» (VII, 139), но отдал должное и спартанцам, охарактеризовав их людьми, которые никогда не станут рабами персов (VII, 103).
Главный источник Геродота – устная традиция, в том числе личные наблюдения и сообщения разных лиц, среди которых были и крупные политики. Использовал он и письменные источники: труды своих предшественников, поэтов и логографов , особенно Гекатея, изречения оракулов, надписи. Как исторический источник Геродот достаточно надежен. Он стремился быть максимально объективным и намеренно никогда не искажал факты. Но, с другой стороны, он передавал сведения, полученные им из разных источников, иногда враждебных друг другу. В результате у Геродота в отношении некоторых политических деятелей (например, Фемистокла и Клеомена) можно найти противоречивые высказывания, поскольку он не старался согласовывать разные мнения. Это был его принцип. Он писал: «Я обязан передавать то, что говорят, но вовсе не обязан верить этому». Геродот был крупным писателем, он написал замечательное художественное произведение, предназначенное для широкой публики. Недаром вся его книга дошла до нас целиком.
Геродот умело меняет стили изложения в зависимости от того, о чем рассказывает, часто делает отступления от основной темы, избегая тем самым монотонности. Он старается сообщить как можно больше фактов. Эта словоохотливость Геродота составляет наиболее привлекательную черту его книги. Геродот, видимо, первым ввел в свое повествование речи действующих лиц. Хотя уже в древности у Геродота было много критиков, начиная с Фукидида , но его никогда не переставали читать. Его ценили не только как историка, но и как великолепного стилиста, мастера простой, но в то же время изысканной речи. «Отцом истории» его назвал Цицерон.
Сочинения :
Herodoti historiae / Ed. C. Hude. Oxford, 1990. 2 vols.;
Геродот. История / Пер. Г.А. Стратановского. Л., 1972;
Геродот. История / Пер. Ф. Мищенко. М., 2008.
Иллюстрации :
1. Геродот. Римская копия греческого оригинала н. IV в. до н.э. Найдена в районе Porta Metronia в Риме (Национальный музей);
2. Статуя Геродота в его родном городе Галикарнасе (современный Бодрум, Турция);
3. Страница «Истории» Геродота, переведенной на латынь Лоренцо Валла и изданной в Венеции в 1494 г. (Йельский ун-т, США).
Почему Геродот отец истории. Почему Геродот — отец истории
Геродот – греческий историк, который за свою жизнь очень много путешествовал и потом записал свои наблюдения. Он жил в V веке до нашей эры. Записи Геродота представляют собой огромную историческую ценность, так как сведения, изложенные в них, являются уникальными, многие из них невозможно почерпнуть из других источников. К тому же, они очень точные. Современные ученые подтвердили достоверность практически всех приведенных Геродотом фактов, которые было возможно проверить.
Точные даты жизни Геродота неизвестны, но удалось установить, что родился он между 490 и 480 г. до н.э., а умер примерно в 425 г. до н.э. Его родиной является город Галикарнас, расположенный в юго-западной части Малой Азии. Геродот имел активную гражданскую позицию. В его городе установилась тираническая власть, и в ходе борьбы с ней он навлек на себя гнев властей, его стали преследовать, поэтому будущий историк был вынужден покинуть родные места.
После этого Геродот поселился на Самосе, но не остался жить там в спокойствии, а стал много путешествовать. Им обследована значительная часть Греции, множество островов Эгейского моря, Египет и Ливия, Финикия и Вавилон, Сицилия и Италия. Ученые предполагают, что «отец истории» посетил также и побережье Черного моря.
После основной части своих странствий Геродот стал жить в Афинах, где его разносторонние знания вызвали интерес у таких людей, как Перикл и его последователи. В то время в столице Греции сложилась среда , состоявшая из ученых и культурных людей, в нее вошел и Геродот. Этот человек, имея за плечами обширный опыт путешествий, общался с умнейшими людьми своего времени, и все это помогло ему написать труд, который можно считать первым серьезным историческим свидетельством. «История», написанная им, является и сегодня очень популярным научным документом. Она состоит из девяти частей, каждая из которых посвящена одной из муз и названа ее именем.
Труд Геродота в разное время оценивали очень по-разному. Еще в древние времена, в период до нашей эры, он подвергался критике со стороны таких людей, как Аристотель и Плутарх. Они считали, что Геродот недостаточно точен. Позднее, во времена Средневековья, в Европе очень ценился труд Геродота, а сведения, описанные в нем. Считались неоспоримыми. Но с XVIII века люди снова стали сомневаться в том, что изложенные Геродотом факты соответствовали истине. Однако современные исследования их подтверждают. Оказалось, что Геродот был гораздо более точен и беспристрастен, чем другие историки его времени и те, кто жил и писал после него.
Сам он, начиная свой труд, пишет, что с равным вниманием будет описывать и большие, и малые города, так как видел, как великие города становились малыми или вовсе исчезали, а совсем ничтожные поселения развивались и превращались в большие. Геродот, заключая, что человеческое счастье изменчиво, счел, что нужно отнестись с равным вниманием ко всему, что он встретил на своем пути и что было ему известно.
Именно за эту беспристрастность и точность изложенных сведений Геродота и называют отцом истории.
Геродот интересные факты. Геродот – первый историк в мировой литературе
И все же, ученые склонны считать, что именно Геродот является наиглавнейшим исследователем и историком. Он излагал факты, его интересовали исключительно географические открытия, пусть и не собственные. Много он писал и о мифологической стороне и верованиях людей древней Греции. Рассказывал мыслитель и о зарождении городов, колоний. Сухие исторические повествования предшественников Геродот облачал в интересные истории.
Гекатей в этом плане ничего не сделал. Поэтому наши современники именно Геродота считают наиглавнейшим историком древней Греции, оставившем значительный след в мировой литературе и культуре в целом.
Рассказы Геродота содержат очень ценные материалы, поскольку основаны не только на мифологии, но и на эмпирическом опыте, полученном им самим в путешествиях. Кстати, мыслитель не критиковал идеи и материалы, собранные предшественниками, а облачал их в рациональные повествования, основанные на доказательных принципах. Уже за это он получил уважение у современных исследователей, литераторов и историков, а также грековедов.
Геродот излагал разные версии предшественников о тех или иных событиях, сравнивал их и говорил, какая из мыслей представляется ему наиболее достоверной и почему. Так рассуждал он о связях Аргоса с персами. Руководствуясь вовсе не политическими соображениями, а объективными оценками, Геродот выдвинул целый ряд версий и подвел к ним доказательную базу. Правда сейчас уже невозможно установить, какая из идей может быть достоверной, и имеют ли они вообще право на существование.
Судя по тому, как сам Геродот излагал свои мысли, ученые пришли к выводу о том, что и сам он не был уверен на все 100% в том, что есть хоть какая-то из правильных идей и версий того или иного события или исторического факта. В том же случае, когда ученый был уверен в своей правоте и достоверности фактов, он приводил одну единственно правильную версию событий и давал полное объяснение всему.
К примеру, повествование, в котором рассказывается о смерти Кира. У Геродота была лишь одна мысль по поводу его кончины, и он ее придерживался, несмотря на существование иных идей у других мыслителей.
Итак, учения Геродота, несомненно, нужно и важно считать древнейшим литературным памятником. В мировой истории этот мыслитель сыграл практически ключевую роль. О чем и говорят современные исследователи и историки.
Геродот история. Общая характеристика
Сочинение Геродота — не история в современном смысле слова. Хотя основным сюжетом для неё стала история греко-персидских войн (вторая половина представляет собой последовательный исторический рассказ о греко-персидских войнах , заканчивающийся на известии о занятии эллинами Сеста в 479 г. до н. э. ), автор попутно создаёт настоящую энциклопедию, содержащую географические, этнографические, естественно-исторические и литературные сведения. Первая половина содержит в себе рассказы о возвышении Персидского царства, о Вавилонии , Ассирии , Египте , Скифии , Ливии и проч.
Единство изложения достигается в известной мере и тем ещё, что с первых слов и до конца историк старается проследить борьбу между варварами и эллинами:
Геродот из Галикарнаса собрал и записал эти сведения, чтобы прошедшие события с течением времени не пришли в забвение и великие и удивления достойные деяния как эллинов, так и варваров не остались в безвестности, в особенности же то, почему они вели войны друг с другом
Этот первостепенный по своей важности труд античной историографии дошёл до нас во множестве списков X—XV вв. на греческом языке и был впервые опубликован (в переводе на латынь ) Лоренцо Валлой в конце XV в. н. э.
Самые древние рукописи X—XI веков известны по так называемым stirps Florentina. Рукописи XIV века известны по stirps Romana. Рукописи эти, вывезенные византийскими учёными в Западную Европу после взятия Константинополя турками в 1453 г. , хранятся в настоящее время в библиотеках Рима , Флоренции , Милана , Мадрида , Парижа , Оксфорда , Кембриджа , Гейдельберга и других городов. Число их довольно значительно; так, в капитальном критическом издании Г. Штейна (Берлин, 1869—1881) учтено 46 рукописей.
Кроме того, в начале XX века были найдены папирусные отрывки труда Геродота, относящиеся к I—III вв. н. э.
Одной из главных проблем, встающих перед исследователем, изучающим наследие этого греческого автора, становится вопрос о тех задачах, которые ставились при написании этого труда в целом и того или иного логоса в частности. Некоторые историки, например Э. Д. Фролов , считают, что Геродот работал по строго продуманному плану, в связи с чем указывают на наличие у него «главной темы, сводящейся к росту персидского могущества и развитию греко-персидского конфликта».
.Геродот о варварах. Персы, как варвары в труде Геродота
Возникновению некоего образа варвара-перса в представлении греков способствовала греческая историография V в. до н.э., и прежде всего, труд Геродота. Подходы «отца истории» к изображению персов получают далеко неоднозначную оценку в современной историографии. Мнения современных исследователей значительно разнятся, от заявлений, что Геродот вообще был свободен от всякой предосудительности и чувства эллинского превосходства над варварами111, и до утверждения, что тема «персидской ущербности» по сравнению с греками вполне очевидна и проходит через весь его труд112. На мой взгляд, представления «отца истории» о персах и Персии в некоторых наиболее важных аспектах заметно близки к тому, что мы обнаружили у Эсхила, афинский патриотизм которого не подлежит никакому сомнению113.
Э. Леви, посвятивший обстоятельное исследование образу варваров в труде Геродота, замечает, что «отец истории» при характеристике негреческого мира стремился выступать с двух позиций: во-первых, как истинный продолжатель традиций ионийской школы логографов, проявляющих интерес к разнообразным варварским народам114, а, во-вторых, как автор труда, в основе которого лежит описание масштабного конфликта между Европой и Азией, с несомненным акцентом на враждебность эллинов и варваров - персов115. Справедливость данного вывода вполне очевидна. Там, где «отец истории» уделял внимание описанию «достопримечательностей», он стремился быть объективным в суждениях,заметно преобладание нейтральных или «положительных» характеристик негреков, в частности, народов Востока. Однака, оценки персов Геродотом становятся во многом иными стоит только обратиться к примерам изложения историком событий Греко-персидских войн, особенно тех мест, где «отец истории» прямо сравнивает греков и персов.
Действительно, труд Геродота определенно распадается на две части: в первой, состоящей из отдельных логосов, преобладают этнографические описания: здесь Геродот реализует одну из заявленных во «введении» целей своего труда, а именно, описать «великие и достойные удивления деяния как эллинов, так и варваров» ( ),чтобы они не пришли в забвение; вторая часть полностью посвящена изображению конфликта греков и персов, и в этом контексте раскрывается вторая цель Геродота: описать то, почему эллины и варвары воевали друг с другом ( ) (см.: Hdt., I p). Причем, Геродот уже достаточно широко пользуется понятием «варвары» (203 раза). Показательно, что из всех случаев использования термина «варвары», 26 приходятся на I – V книги, тогда как остальные 177 – на VI – IX книги116. В последнем случае определение «варвары», наряду с другими, такими как персы и мидяне, употреблялся для обозначения многоплеменного войска Ксеркса, причем, чаще всего, наряду с применением параллельного термина «эллины» в отношении греков. Причем, если в первой части труда Геродота противопоставление эллинов и варваров практически не просматривается, то, напротив, во второй части – эта поляризация наиболее отчетливо проявляется особенно при описании Греко-персидских войн, которые историк представляет как войны против варваров117.