Станиславский. "Для Того Чтобы Процветало Искусство, Нужны не Только Художники, но и Меценаты".
- Станиславский. "Для Того Чтобы Процветало Искусство, Нужны не Только Художники, но и Меценаты".
- Владимир Немирович-Данченко
- Станиславский Моя жизнь в искусстве. Книга к. С. Станиславского "Моя жизнь в искусстве"
- Видео К.С. Станиславский на репетиции, 1938г.
- Станиславского. Детство и юность
- Лихачев. Академик Д. С. Лихачев — выдающийся культуролог ХХ века
- Для того, чтобы процветало искусство нужны не только художники но и меценаты. В чем его отличие от благотворительности и спонсорства.
- Станиславский биография. Краткая биография
Станиславский. "Для Того Чтобы Процветало Искусство, Нужны не Только Художники, но и Меценаты".
Как вы думаете, про кого это к. с. Станиславский?
Скорее всего, образом, послужившим для рождения этой крылатой фразы, был меценат Савва мамонтов или, как называл его сам мэтр, "мой Учитель Эстетики".
Кто такой Савва мамонтов?
Родился мамонтов в Ялуторовске (тобольской губернии, ныне тюменской области) в семье купца. Как раз в годы, когда в Ялуторовске на поселении проживали декабристы, с которыми был дружен отец Саввы Иван Федорович. Даже когда семья мамонтовых перебралась в Москву, этот радушный человек принимал в своем доме Матвея Муравьева - апостола и Александру ентальцеву. Наверное, знакомство с передовой бунтарской мыслью сказалось и на характере Саввы - решительном, жаждущем знаний и действий.
Впоследствии деятельность промышленника Саввы мамонтова оставила огромный отпечаток в истории России. Им были построены железные дороги: на север - открывающая стране выход к океану, и на юг - доступ к запасам угля. Он как меценат всячески способствовал развитию русской оперы: открыл такие известные сегодня имена, как Ф. и. Шаляпин, Н. а. римский - Корсаков, М. П. Мусоргский.
Сам мамонтов очень тяготел к оперной режиссуре и постигал ее реалистические принципы, работая над образами Ивана грозного, Бориса Годунова в своем театре.
Начало современной эстетики единого спектакля было положено именно в опере Саввы мамонтова. Кстати, отсюда и фраза Станиславского.
Древний сибирский город гордится своим выдающимся земляком, и каждый год в Ялуторовске проходит областной фестиваль искусств имени Саввы мамонтова. Также на малой родине установлен и первый в России памятник меценату.
Владимир Немирович-Данченко
Режиссер, педагог, драматург, критик. Учился на физико-математическом и юридическом факультетах Московского университета (1876-1879). Успешно выступал в любительском театре. В 1877 году начал публиковаться (под псевдонимами) как театральный критик. С 1881 писал рассказы, повести, романы и пьесы, ставившиеся в Александринском и Малом театрах, а также в провинции. В 1891-1901 годах преподавал на драматическом отделении Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества (ныне ГИТИС). В 1898 году вместе с К.С. Станиславским основал Московский Художественный театр (МХТ), в труппу которого вошли многие из его учеников. Руководил МХТ и частью его студий.
В 1943 году добился организации Школы-студии при МХАТ, которая носит его имя.
В 1919 году организовал Музыкальную студию МХТ или "Комическую оперу", которая впоследствии отделилась от Художественного театра и стала Музыкальным театром им. Вл. И. Немировича-Данченко. Начал здесь с постановки оперетт ("Мадам Анго" Ш. Лекока, "Перикола" Ж.Оффенбаха), считая, что в "легком жанре" заложены огромные возможности. Целью его дальнейших экспериментов было создание "синтетического" оперного театра, в котором пение сочетается с актерской игрой, мизансцены и сценография основываются на анализе партитуры, усиленные, "сконцентрированные" эмоции героев мощно воздействуют на зрителя, а хор, как в античном театре, комментирует действие. В таком духе под его руководством ставились, например, "Лизистрата" Аристофана на музыку Р.М. Глиэра (1923) и "Кармен" на музыку оперы Ж. Бизе (1924).
В 1925 году выехал с Музыкальным театром на гастроли в Западную Европу и США.
После возвращения продолжил работу над реформированием оперы. Привлекал к сотрудничеству с театром молодых композиторов. Осуществил первую в Москве и лучшую для своего времени постановку оперы Д.Д. Шостаковича "Катерина Измайлова" (1934). Впоследствии работал с молодым Т.Н. Хренниковым, поставил его первую оперу "В бурю" (1939). Считал не только возможной, но и необходимой переработку старых либретто (для всех классических опер в его постановке писались новые тексты: над "Травиатой" Дж. Верди в 1934 году, например, работала поэтесса Вера Инбер).
В середине 1930-х годов включил в состав Музыкального театра труппу "Московский Художественный балет" под руководством балерины Большого театра Викторины Кригер.
В 1941 году по инициативе Вл. И. Немировича-Данченко Музыкальный театр его имени был объединен с Оперным театром им. К.С. Станиславского. Владимир Иванович стал первым художественным руководителем Московского Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко и сохранял за собой этот пост до последнего дня жизни.
Даже в самые тяжелые годы он не отказывался от пристрастия к оперетте: в 1937 году с блеском поставил "Прекрасную Елену" Оффенбаха, в 1942 году одобрил включение в репертуар театра "Цыганского барона" И. Штрауса.
Станиславский Моя жизнь в искусстве. Книга к. С. Станиславского "Моя жизнь в искусстве"
"Моя жизнь в искусстве" -- классическое произведение мировой театральной литературы. Среди множества мемуаров деятелей театра нет книги, равной по своему идейному богатству, по силе и ясности художественного изложения книге Константина Сергеевича Станиславского.
Свои воспоминания Станиславский писал не ради воспоминаний. Ему абсолютно чуждо бесстрастие летописца. Рассказывая о прошлом, он всеми помыслами обращен к настоящему и будущему. Дух борьбы за жизненное, правдивое искусство пронизывает каждую страницу автобиографии великого реформатора театрального искусства.
Из своей многообразной жизни в искусстве Станиславский отбирает только те факты, которые помогают раскрытию его основной творческой темы. Останавливается ли он на сыгранной им роли или осуществленной постановке -- он делает это во имя тех принципов сценического реализма, утверждению которых он как актер, режиссер и мыслитель отдал весь свой гигантский труд.
"Моя жизнь в искусстве" написана суровым и мужественным пером. Взыскательный и требовательный художник, Станиславский исключительно строг ко всему, что касается театра. Уже на склоне дней, обращаясь к молодежи, он пишет: "Вы, мои молодые друзья, должны вносить в храм искусства все лучшие человеческие мысли и побуждения, отряхивая на пороге мелкую пыль и грязь жизни".
В своем творчестве Станиславский предельно самокритичен. Он никогда не увлекается своими победами и не скрывает своих поражений. Каждая ошибка -- для него урок, каждая победа -- лишь ступень к дальнейшему совершенствованию. Он не терпит никаких компромиссов или смягчающих обстоятельств. По отношению к себе он всегда остается неподкупным и нелицеприятным судьей.
Творческий путь Станиславского был порою тернист и труден. Он знал и временные заблуждения и досадные срывы. Но его путеводной звездой была жизненная правда, и она неизменно выводила его на верную дорогу из тупиков дурной театральной условности. В театре он любил только то, что "способствует артистам и спектаклю воссоздать жизнь человеческого духа в самой пьесе и в отдельных ее ролях". Поэтому он стремился отражать на сцене действительность в ее самых существенных и типических проявлениях. Пристально вглядываясь в окружающую его жизнь, он добивался того, чтобы искусство было понятным и близким народу. О театре для народа он мечтал еще в конце прошлого века, когда вместе с Вл. И. Немировичем-Данченко создавал Художественно-общедоступный театр. Театр с большой буквы он строил сам и помогал строить другим в годы после Великой Октябрьской социалистической революции, когда в нашей стране были созданы небывалые условия для расцвета искусства. В своем творчестве Станиславский всю жизнь оставался истинным и преданным слугой народа.
Видео К.С. Станиславский на репетиции, 1938г.
Станиславского. Детство и юность
Константин Сергеевич появился на свет 17 (5) января 1863 года в столичном семействе Алексеевых, принадлежавшим династии крупных промышленников. Станиславский – это сценический псевдоним, которым он воспользовался в зрелые годы.
Семья Алексеевых была большая: у Кости было еще девять братьев и сестер. Родители, ни в чем не знавшие нужды, большое внимание уделяли воспитанию детей. С ними занимались лучшие преподаватели по литературе, естественным наукам, иностранным языкам, танцам, музыке.
В ту пору стало модным устраивать домашние любительские театры, и семейство Алексеевых не стало исключением. Для близких друзей и родственников они организовывали небольшие спектакли, в которых неизменно принимал участие маленький Костя.
Он испытывал большое удовольствие во время выступлений, и родители поддерживали интересы сына. Впрочем, театр рассматривался ими только в качестве приятного увлечения. Повзрослев, Константин должен был возглавить дело отца и руководить крупной фабрикой.
Так и случилось. По окончанию Лазаревского института юный Алексеев занимался отцовскими делами, развивал производство, заключал договора, однако не прекращал мечтать о театре.
Лихачев. Академик Д. С. Лихачев — выдающийся культуролог ХХ века
Дмитрий Сергеевич Лихачев — один из великих людей ХХ века. Его научное наследие чрезвычайно обширно и разнообразно. Среди произведений Лихачева — академические монографии, посвященные различным аспектам истории культуры, от поэтики древнерусской литературы до садово-паркового искусстваXVIII–XIX веков,научные статьи и публицистические заметки, комментарии к различным литературным памятникам, включая горячо любимое ученым «Слово о полку Игореве», редакторские предисловия, рецензии, переводы и многое другое.
Лихачев стал сотрудником отдела (впоследствии сектора) древнерусской литературы Института русской литературы Академии наук (Пушкинского Дома) в 1937 году. Его первой монографией стала брошюра « Оборона древнерусских городов », написанная им в соавторстве с археологом профессором М. А. Тихановой в блокадном Ленинграде, специально для солдат, защищавших ленинградские рубежи (эту брошюру по распоряжению ленинградского обкома раздавали в окопах).
В послевоенные годы Лихачев защитил кандидатскую и докторскую диссертации, посвященные древнерусскому летописанию. В 1954 году Д. С. Лихачев становится заведующим сектором древнерусской литературы ИРЛИ. В 1958 году издает монографию « Человек в литературе Древней Руси », где впервые была представлена теория смены культурно-исторических стилей в средневековой русской литературе. Необходимость систематизации работы по изучению и подготовке к публикации древнерусских письменных памятников вызывает к жизни его фундаментальную « Текстологию » ( 1962 ), которая произвела настоящую революцию в современном литературоведении, причем не только в сфере отечественной медиевистики, но и в теоретико-литературной области, поскольку лихачевское учение об истории создания текста как о «ключе» к интерпретации его содержания стало одним из первых образцов семиотического мышления в литературоведении. В 1967 году появляется « Поэтика древнерусской литературы », в которой Д. С. Лихачев опровергает взгляд на «евразийскую» природу русской культуры, а также разрабатывает революционное для того времени понятие «хронотопа», которое легло в основу современного изучения отражения временных категорий мышления в искусстве и культуре. Тогда же, в 1960–1970-х годах, Лихачевым создано множество статей, посвященных крупнейшим фигурам «допетровского» периода отечественной словесности (лучшие из них представлены в сборнике «Великое наследие» — самой популярной книге Лихачева-литературоведа, неоднократно переиздававшейся. Особое внимание на всем протяжении своего творческого пути Лихачев-литературовед уделял «Слову о полку Игореве», защищая этот шедевр древнерусской литературы от выпадов скептиков, отрицавших подлинность «Слова». Работы Д. С. Лихачева, посвященные «Слову», знаменовали собой начало нового этапа активного изучения бессмертного произведения; по инициативе и под руководством Д. С. Лихачева в1980-егоды была создана «Энциклопедия „Слова о полку Игореве“».
Для того, чтобы процветало искусство нужны не только художники но и меценаты. В чем его отличие от благотворительности и спонсорства.
История меценатства.
«Для того, чтобы процветало искусство, нужны не только художники, но и меценаты». К.С. Станиславский
Кто такие меценаты и чем же они занимаются? Думаю, что совсем не каждый сможет ответить на этот вопрос. Нет, из школьных уроков истории и литературы, мы конечно помним, что вроде бы меценаты вкладывают, свои деньги во что-то. Но в чем же тогда отличие меценатства от благотворительности и спонсорства? Давайте сначала постараемся разобраться в каждом из этих понятий.
Благотворительность – это жертвование на определенные цели как денег, так и вещей, медикаментов, словом, любых ресурсов. Отдельные люди или же целые компании видя острые проблемы в обществе, помогают в средствах их решения. Так, крупные компании способны осуществлять систематическую поддержку науки, решать – в масштабах региона или страны в целом – проблемы в области образования и здравоохранения. Такие проекты носят характер социальных инвестиций. Средний и малый бизнес обычно поддерживает конкретные учреждения – детский дом, хоспис, общество инвалидов, ветеранов. Некоторые предприятия выделяют для помощи не деньги, а свою продукцию (продукты – для детского дома, приюта), либо услуги (строительная фирма помогает возводить храм).
Спонсорство – это заключение договора с компанией на взаимовыгодных условиях, где обе стороны получают нечто, чего они хотят или что им нужно. Как правило, Вам приходится организовать выпуск рекламы данной компании или выполнять определенную работу. Безусловно, в большинстве случаев спонсор продвигает свой брэнд за счет проводимых под его маркой благотворительных акций, и с точки зрения маркетинга, это не самое худшее вложение средств. Однако спонсорская помощь налагает на получателя и некоторые обязательства.
Меценатство. Символом меценатства стал приближенный императора Августа, древнеримский государственный деятель Гай Цильний Меценат (родился между 74-64 гг. – умер в 8 г. н.э.), чье имя как покровителя науки и искусства стало нарицательным. Меценат покровительствовал лучшим поэтам своего времени – Горацию, Вергилию, Проперцию. На первый взгляд, меценатство отличается от благотворительности более узкой сферой деятельности: меценат оказывает поддержку лишь проектам в области культуры, науки и искусства. Однако можно найти и более глубокое различие между благотворительностью и меценатством, лежащее в сфере мотивации. Меценат помогает не столько человеку, сколько, если так можно выразиться, той общественной роли, которую он играет. Он поддерживает нищего гениального художника не потому, что тот беден, а из-за того, что он художник. То есть поддерживается не сам человек, а его талант; его роль в развитии культуры, науки, искусства.
Теперь все начинает проясняться! Образно говоря, если благотворитель помогает человеку потому, что тот беден, меценат – ради его таланта, то спонсор помогает бедному художнику, заказывая ему картину со своим логотипом.
«Само отношение предпринимателя к своему делу было несколько иным, чем на Западе. На свою деятельность они смотрели не только, как на источник наживы, а как на выполнение задачи, своего рода миссию, возложенную Богом или судьбою…»
Меценатством богатые люди занимались издавна. Так, при раскопках в Феспиях (Древняя Греция) археологи нашли каменную плиту, в которой говорится о передаче крупной коллекции разнообразных предметов искусства местному храму, проводившему раз в пять лет торжества поэтов, музыкантов, артистов. В России меценатством стали заниматься намного позже, в конце XVIII в. Одним из первых меценатов стал А.С. Строганов (1733-1801) –представитель известного рода, первым из родственников получившего графское достоинство. Он предоставлял широкие возможности для изучения собственной картинной галереи, в которую входило 87 картин живописцев флорентийской, римской, ломбардской и венецианской школ. Материальную поддержку от Строганова получали поэт Г.Р. Державин, баснописец И.А. Крылов, скульптор И.П. Мартос (автор знаменитой скульптурной группы в честь Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, располагающейся ныне на Красной площади) и др. Строганов принял активное участие в постройке Казанского собора в Петербурге, не щадил своего здоровья и, простудившись, умер в день его освящения.
Станиславский биография. Краткая биография
Константи́н Серге́евич Станисла́вский (настоящая фамилия — Алексе́ев ; 5 января 1863, Москва — 7 августа 1938, Москва) — русский театральный режиссёр, актёр и педагог, реформатор театра. Создатель знаменитой актёрской системы, которая на протяжении 100 лет имеет огромную популярность в России и в мире. Первый Народный артист СССР (1936).
В 1888 году стал одним из основателей Московского общества искусства и литературы. В 1898 году вместе с Вл. И. Немировичем-Данченко основал Московский Художественный театр.
Константин Алексеев родился 17 января 1863 года в Москве, в многодетной (всего у него было девять братьев и сестёр) семье известного промышленника, состоявшей в родстве с С. И. Мамонтовым и братьями Третьяковыми. Отец — Алексеев, Сергей Владимирович (1836—1893), мать — Елизавета Васильевна (урождённая Яковлева), (1841—1904).
Старший брат — театральный режиссёр и либреттист Владимир Сергеевич Алексеев. Младшая сестра — Зинаида Сергеевна Соколова (Алексеева), заслуженная артистка РСФСР. Московский городской голова Н. А. Алексеев приходился Константину Сергеевичу двоюродным братом.
Первый и незаконнорождённый его сын от крестьянской девушки Авдотьи Назаровны Копыловой В. С. Сергеев (1883—1941) был усыновлён отцом Станиславского С. В. Алексеевым, по имени которого получил фамилию и отчество, впоследствии стал профессором МГУ, историком античности.
С. В. Алексеев, отец К. С. Станиславского.
Жена — Мария Петровна Лилина (1866—1943; по мужу — Алексеева) — актриса МХТ.
В 1878—1881 годах учился в гимназии при Лазаревском институте, после начал службу в семейной фирме. В семье увлекались театром, в московском доме был специально перестроенный для театральных представлений зал, в имении Любимовке — театральный флигель.
Сценические опыты начал в 1877 году в домашнем Алексеевском кружке. Усиленно занимался пластикой и вокалом с лучшими педагогами, учился на примерах актёров Малого театра, среди его кумиров были Ленский, Музиль, Федотова, Ермолова. Играл в опереттах: «Графиня де ла Фронтьер» Лекока (атаман разбойников), «Мадемуазель Нитуш» Эрве (Флоридор), а также в комической опере «Микадо» Салливана (Нанки-Пу).
На любительской сцене в доме А. А. Карзинкина на Покровском бульваре в декабре 1884 года состоялось его первое выступление в роли Подколесина в гоголевской «Женитьбе». Также впервые молодой актёр работал под руководством артиста Малого театра М. А. Решимова, ставившего спектакль.
В день премьеры не обошлось и без курьёза, запомнившегося Константину Сергеевичу на всю жизнь. На склоне лет он сам рассказал об этом эпизоде: «В последнем акте пьесы, как известно, Подколесин вылезает в окно. Сцена, где происходит спектакль, была так мала, что приходилось, вылезая из окна, шагать по стоящему за кулисами роялю. Конечно, я продавил крышку и оборвал несколько струн. Беда в том, что спектакль давался лишь как скучная прелюдия к предстоящим веселым танцам». Но в полночь не смогли найти мастера для починки рояля, и незадачливому исполнителю пришлось весь вечер сидеть в углу зала и петь все танцы подряд. «Это был один из самых веселых балов, — вспоминал К. С. Станиславский, — но, конечно, не для меня». Посочувствуем и мы не только бедному юноше, но и очаровательным барышням, лишившимся в этот вечер элегантного и умелого красавца кавалера…
В 1886 году Константина Алексеева избрали членом дирекции и казначеем Московского отделения Русского музыкального общества и состоящей при нём консерватории. Его сотоварищами по дирекции консерватории были П. И. Чайковский, С. И. Танеев, С. М. Третьяков. Вместе с певцом и педагогом Ф. П. Комиссаржевским и художником Ф. Л. Соллогубом Алексеев разрабатывает проект Московского Общества Искусства и Литературы (МОИиЛ), вложив в него личные финансовые средства. В это время, чтобы скрыть свою настоящую фамилию, взял для сцены фамилию Станиславский.
К. С. Алексеев в роли доктора Штокмана в пьесе Генрика Ибсена «Враг народа», 1900 год
Толчком к созданию Общества послужила встреча с режиссёром А. Ф. Федотовым: в его спектакле «Игроки» Н. Гоголя Станиславский сыграл Ихарева. Первый спектакль состоялся 8 (20) декабря 1888 года. За десять лет работы на сцене МОИиЛ Станиславский стал известным актёром, его исполнение ряда ролей сравнивалось с лучшими работами профессионалов императорской сцены, часто в пользу актёра-любителя: Анания Яковлева в «Горькой судьбине» (1888) и Платона Имшина в «Самоуправах» А. Писемского; Паратова в «Бесприданнице» А. Островского (1890); Звездинцева в «Плодах просвещения» Л. Толстого (1891). На сцене Общества первый режиссёрский опыт — «Горящие письма» П. Гнедича (1889). Большое впечатление на театральную общественность, в том числе и на Станиславского, произвели гастроли в России, в 1885 и 1890 годах, Мейнингенского театра, отличавшегося высокой постановочной культурой. В 1896 году по поводу поставленного Станиславским «Отелло» Н. Эфрос напишет: «Мейнингенцы, должно быть, оставили глубокий след в памяти К. С. Станиславского. Их постановка рисуется ему в виде прекрасного идеала, и он всеми силами стремится приблизиться к этому идеалу. „Отелло“ — большой шаг вперед по этому симпатичному пути».