Битва Пересвета с Челубеем на куликовом поле рассказ. Поединок Пересвета с Челубеем (2 фото)
- Битва Пересвета с Челубеем на куликовом поле рассказ. Поединок Пересвета с Челубеем (2 фото)
- Где находится куликово поле. Куликово поле на карте России и Тульской области
- История создания картины Васнецова поединок Пересвета с Челубеем. Картина Виктора Васнецова «Поединок Пересвета с Челубеем»
- Кто такой челубей. Челубей
- Челубей тибетский монах. То что не написано в житиях
Битва Пересвета с Челубеем на куликовом поле рассказ. Поединок Пересвета с Челубеем (2 фото)
О поединке богатырей Пересвета и Челубея перед началом Куликовской битвы (1380 г.) мы хорошо знаем, благодаря картине советского художника М.И.Авилова.
Мастер написал её в трагический для страны, переломный 1943 год, когда важно было поддержать дух советской армии и направить её на достижение победы в освободительной святой войне. Ведь в свое время поединок богатырей решил исход Куликовской битвы в пользу русичей.
В том историческом бою оба воина погибли, но победа была признана за Пересветом, сумевшем доехать на коне до русских полков, а выбитый из седла Челубей остался лежать на поле.
Значение Куликовской битвы для судьбы Русского государства очень велико, поскольку господство Орды тогда основательно пошатнулось.Уже сам исход Куликовской битвы, по мнению историков, был предрешен результатом поединка русского и татарского богатырей.
Оказывается, по сложившимся ещё в древности законам, поединки сильнейших воинов перед боем назначались только при возникновении сложной или неопределённой ситуации.
Это был своего рода жребий для выбора атакующей стороны. Хорошо известно, что войско, первым начинающее бой, всегда несёт большие потери. Поэтому поединок мог иметь решающее значение для исхода боя. Тот из участников, который оказывался проигравшей стороной, обрекал своё войско на большие потери. Что за ситуация в соотношении противоборствующих сил имела место перед Куликовским сражением?
Оказывается, русское и татарское войска были на то время примерно равными по силе, имели примерно одинаковое количество воинов. Это ни у одной из армий не вызывало желания атаковать первыми, так как потерять значительную часть своего войска никому не хотелось. Поэтому боевые полки стояли друг против друга, ожидая действия от противоположной стороны.
У татар была ещё одна причина для затягивания начала сражения – они ждали спешащее к ним на подмогу войско литовского князя Ягайло. Русские по этой же причине были заинтересованы в скорейшем начале боя, пока не произошло объединения сил татар с литовцами.
Вот для разрешения этой ситуации противостояния и был начат поединок. От татарского войска выехал великан-печенег Мурза Челубей, воин огромной силы, владеющий приёмами древней борьбы «Бонч-бо».
Он уже более 300 раз побеждал своих соперников в поединках на копьях, используя хитрый приём: благодаря неимоверной силе он брал копьё на 1 метр длиннее копья соперника, чтобы иметь возможность первым поражать противника.
От русичей вызвался могучий воин Александр Пересвет – монах из Троицко-Сергиевского монастыря. Понимая что защита не спасет от удара противника-гиганта, Пересвет не надел на поединок кольчугу, чтобы быть посвободнее в движениях. Именно это и помогло ему поразить Челубея.
Когда всадники сблизились в смертельном ударе, более длинное копьё печенега проткнуло не защищенное кольчугой тело Пересвета насквозь, но не выбило того из седла из за низкого сопротивления живой плоти железу. А копьё Александра, за счёт сокращения расстояния между противниками, смогло поразить противника насмерть и выбить его из седла.
Русский богатырь ещё некоторое время оставался живым и нашел в себе силы на коне доехал до русского войска. Мамай видел, что победа принадлежит русскому воину, поэтому сразу бросил своих передовых конников в атаку.
Куликовская битва закончилась разгромом Мамаева войска, остатки которого русичи преследовали ещё много вёрст от поля Куликова.
За ратный подвиг во имя Руси Пересвет был причислен к лику святых, его память празднуется в соборе Тульских святых 22 сентября по юлианскому календарю. Могила героя до сих пор так и не найдена.
Где находится куликово поле. Куликово поле на карте России и Тульской области
Путешественникам не составит труда найти место, где находится Куликово поле, на любой географической карте России или в автомобильном навигаторе. Главный ориентир – федеральная трасса М-4 «Дон», Тульская область, г. Тула, г.
Богородицк, далее поворот на г.
Донской и через Бегичевские выселки на поселок Епифань, откуда по дороге Р-145 «Кимовск — Епифань — Куликово Поле — Кресты» рукой подать до Монастырщины и Красного холма, где и находится место легендарной Куликовской битвы.
Куликово поле находится на территории современной Тульской области, на стыке трех районов – Богородицкого, Кимовского и Куркинского районов.
Куликово поле – это не только собственно место, где произошла Куликовская битва, а обширный участок лесостепи Русской равнины, охватывающий территорию бассейна Верхнего Дона и его притока – реки Непрядвы.
Все пространство считается заповедным и охраняется государством, как часть музея-заповедника «Куликово поле».
Знакомство с Куликовым полем можно начать в Епифани – некогда крупном уездном городе, где в старинной купеческой усадьбе работает историко-этнографический музей с богатой экспозицией, посвященной провинциальной культуре и купеческому быту конца XIX – начала XX столетия.
Следующая точка на карте Куликова поля – это деревня Татинки и село Монастырщино на слиянии Непрядвы и Дона. Именно здесь по Татинским бродам часть полков Дмитрия Донского форсировала Дон, чтобы вступить в бой с полчищами Мамая. После Куликовской битвы в селе Монастырщино были похоронены русские воины, сложившие головы во имя победы над общим врагом.
Важно
У погоста был воздвигнут храм Рождества Пресвятой Богородицы (см. Куликово поле, храм в с. Монастырщино, фото Р.Солопов), сначала деревянный, затем каменный, в память о подвиге русских ратников, победивших Мамая.
Старинный храм, Аллея Памяти и Единства – это единый музейно-мемориальный комплекс в селе Монастырщино с уникальной коллекцией предметов, связанных с историей величайшего сражения средневековья.
От села Монастырщино открывается дорога непосредственно к месту Куликовской битвы – полю между рекой Смолкой и балкой Рыбий Верх. Перед взором путешественника отрываются бескрайние просторы ковыльной степи и молодая дубовая посадка – возрожденная Зеленая Дубрава, где стоял Запасной полк, решивший исход сражения.
Еще один мемориал музея-заповедника «Куликово поле» – Красный холм. Пешком из Монастырщины до Красного холма – порядка 7 км, по дороге Р-145 – около 10 км.
Ориентиром послужит колонна-памятник Дмитрию Донскому: обелиск, увенчанный золоченой главкой с крестом, возвышается посреди равнинных полей и виден в радиусе 15 км (см. Куликово поле, колонна-памятник Дмитрию Донскому. Фото Р. Солопов).
Памятник установлен на самом высоком холме Куликова поля. Здесь же на Красном холме сооружен храм во имя Сергия Радонежского – одна из святынь Куликова поля.
Конечная точка путешествия по Куликову полю – Прощеный колодец, святой источник у села Грибоедово, целебные воды которого давали силы русским воинам и омывали их раны после Куликовской битвы. Доехать до Прощеного колодца можно по дороге Р-145, у поворота на населенный пункт Ивановка есть соответствующий указатель.
История создания картины Васнецова поединок Пересвета с Челубеем. Картина Виктора Васнецова «Поединок Пересвета с Челубеем»
Когда мы стояли перед этой картиной, один из насельников Троице-Сергиевой лавры рассказал нам такую историю.
В лавре есть монах, который во времена своей юности, как и многие тогда, был увлечен восточными духовными традициями и боевыми искусствами. Когда началась перестройка, он с друзьями решил поехать в Тибет, дабы поступить в какой-нибудь буддийский монастырь. С 1984 года, когда монастыри Тибета открыли для доступа, правда, по ограниченным квотам, туда стало приезжать множество иностранцев.
И надо прямо сказать, что к чужеземцам отношение в монастырях было крайне скверное: все-таки это тибетская национальная духовность. Наш будущий монах и его друзья были разочарованы: они так стремились к этому возвышенному учению, к этому братству, духовным подвигам, мантрам и молитвам. Такое отношение продолжалось до тех пор, пока тибетцы не узнали, что перед ними русские.
Они стали переговариваться между собой, и в разговоре прозвучало слово «Пересвет». Стали выяснять, и оказалось, что имя этого русского монаха записано в особой святой книге, где фиксируются их важнейшие духов¬ные события. Победа Пересвета занесена туда как событие, которое выпало из привычного хода вещей. Оказывается, Челубей был не просто опытным воином и богатырем - это был тибетский монах, прошедший подготовку не только в системе боевых искусств Тибета, но и освоивший древнейшую практику боевой магии Бон-по.
В результате он достиг вершин этого посвящения и обрел статус «бессмертного». Словосочетание «Бон-по» можно перевести как «школа боевой магической речи», то есть искусство борьбы, в котором эффективность приемов боя беспредельно возрастает за счет привлечения путем магических заклинаний силы могучих сущностей потустороннего мира - демонов (бесов). В результате человек впускает в себя «силу зверя», или, проще говоря, превращается в единое с демоном существо, некий симбиоз человека и беса, становясь бесноватым.
Платой за такую услугу является бессмертная душа человека, которая и после смерти не сможет освободиться от этих жутких посмертных объятий сил тьмы. Считалось, что такой монах-воин практически непобедим. Количество таких, избранных духами, воинов-тибетцев всегда было крайне невелико, они считались особым явлением в духовной практике Тибета. Поэтому-то Челубей и был выставлен на единоборство с Пересветом - чтобы еще до начала сражения духовно сломить русских.
На известной картине В. М. Васнецова оба воина изображены в доспехах, что искажает глубинный смысл происходившего. Павел Рыженко написал этот сюжет вернее: Пересвет на схватку вышел без доспехов - в облачении русского монаха великой схимы и с копьем в руке. Поэтому он и сам получил тяжелую рану от Челубея. Но «бессмертного» он убил.
Это вызвало полное замешательство татарского войска: на их глазах произошло то, чего в принципе не может быть. Нарушился привычный ход вещей и пошатнулись незыблемые законы языческого мира. И по сей день служители духов тьмы, мастера восточных единоборств, хранят память о том, что есть некие «русские», у которых есть свой Бог, сила которого неодолима. И этот русский Бог выше всех их богов, и воины этого Бога - непобедимы.
Источник: https://interesnyefakty.com/novosti/kto-pobedil-peresvet-i-chelubey-samaya-izvestnaya-kartina
Кто такой челубей. Челубей
(в некоторых источниках Чалабай, Челибей, Темир-Мирза либо Таврул ) — персонаж «» — литературного произведения XV века.
Согласно «Сказанию…», Челубей отличался не только физической силой, но и особым мастерством военной выучки. Согласно сюжету, 8 сентября 1380 года тюркский богатырь из войска темникаперед началомсражался с инокоми оба поединщика, якобы, погибли в бою, одновременно пронзив друг друга.
Однако, этот эпизод, скорее всего, является вымышленным, как и сам Челубей, и иночество Пересвета. Так, в тексте «» можно видеть, что Пересвет, будучи жив в разгар битвы, на поле «поскакивает на своём добром коне, а злачёным доспехом посвельчивает», когда уже «иные лежат посечены».
В различных редакциях «Сказания…» уразные имена: «Темир-мурза» (вредакции), «Таврул». Имя «Челубей» появляется в третьем издании «» 1680 года, откуда началась лубочная традиция «Сказания…». Из лубочной литературы XVIII—XIX веков имя «Челубей» пришло в произведения художественной литературы и искусства, полностью вытеснив своих предшественников.
Имя «Челубей (Чалабай)» —происхождения, судя по составу и звучанию (ср.). Сын султана Мурада I, взявший в 1393 году столицугород, носил имя «Челяби-эмир».
Челубей тибетский монах. То что не написано в житиях
Недавно на собеседовании у Святейшего Патриарха я обратил внимание на картину, висящую в его приемной. Это был подлинник картины Павла Рыженко «Победа Пересвета». На полотне изображена знаменитая схватка непобедимого татаро-монгольского богатыря Челубея и нашего Александра Пересвета — монаха, который по особому благословению преподобного Сергия Радонежского вышел со своим собратом Андреем Ослябей на бой на Куликовом поле.
Великая мудрость и прозорливость замечательного русского святого, преподобного Сергия, проявилась в самой сути этой схватки. Это была битва сил света и сил тьмы. И это вовсе не образное выражение, а самое существо событий, произошедших 8 сентября 1380 года.
Когда мы стояли перед этой картиной, один из игуменов Троице-Сергиевой лавры рассказал нам такую историю. В лавре есть монах, который во времена своей юности, как и многие тогда, был увлечен восточными духовными традициями и боевыми искусствами. Когда началась перестройка, он с друзьями решил поехать в Тибет, дабы поступить в какой-нибудь буддийский монастырь. С 1984 года, когда монастыри Тибета открыли для доступа, правда, по ограниченным квотам, туда стало приезжать множество иностранцев. И надо прямо сказать, что к чужеземцам отношение в монастырях было крайне скверное: все-таки это тибетская национальная духовность. Наш будущий монах и его друзья были разочарованы: они так стремились к этому возвышенному учению, к этому братству, духовным подвигам, мантрам и молитвам. Такое отношение продолжалось до тех пор, пока тибетцы не узнали, что перед ними русские. Они стали переговариваться между собой, и в разговоре прозвучало слово «Пересвет». Стали выяснять, и оказалось, что имя этого русского монаха записано в особой святой книге, где фиксируются их важнейшие духов¬ные события. Победа Пересвета занесена туда как событие, которое выпало из привычного хода вещей.
Оказывается, Челубей был не просто опытным воином и богатырем — это был тибетский монах, прошедший подготовку не только в системе боевых искусств Тибета, но и освоивший древнейшую практику боевой магии — Бон-по. В результате он достиг вершин этого посвящения и обрел статус «бессмертного». Словосочетание «Бон-по» можно перевести как «школа боевой магической речи», то есть искусство борьбы, в котором эффективность приемов боя беспредельно возрастает за счет привлечения путем магических заклинаний силы могучих сущностей потустороннего мира — демонов (бесов). В результате человек впускает в себя «силу зверя», или, проще говоря, превращается в единое с демоном существо, некий симбиоз человека и беса, становясь бесноватым. Платой за такую услугу является бессмертная душа человека, которая и после смерти не сможет освободиться от этих жутких посмертных объятий сил тьмы.
Считалось, что такой монах-воин практически непобедим. Количество таких, избранных духами, воинов-тибетцев всегда было крайне невелико, они считались особым явлением в духовной практике Тибета. Поэтому-то Челубей и был выставлен на единоборство с Пересветом — чтобы еще до начала сражения духовно сломить русских.
На известной картине В. М. Васнецова оба воина изображены в доспехах, что искажает глубинный смысл происходившего. Павел Рыженко написал этот сюжет вернее: Пересвет на схватку вышел без доспехов — в облачении русского монаха великой схимы и с копьем в руке. Поэтому он и сам получил тяжелую рану от Челубея. Но «бессмертного» он убил. Это вызвало полное замешательство татарского войска: на их глазах произошло то, чего в принципе не может быть. Нарушился привычный ход вещей и пошатнулись незыблемые законы языческого мира.
И по сей день служители духов тьмы, мастера восточных единоборств, хранят память о том, что есть некие «русские», у которых есть свой Бог, сила которого неодолима. И этот русский Бог выше всех их богов, и воины этого Бога — непобедимы.