Айседоры Дункан шарф. Гибельный шарф Айсидоры Дункан
Айседоры Дункан шарф. Гибельный шарф Айсидоры Дункан
О судьбе этой удивительной женщины можно написать целую книгу. Американская танцовщица, покорившая мир своей пластикой и стилем исполнения. Представительница враждебного запада, удостоившаяся приглашения советского правительства. Жена Сергея Есенина. Мать, потерявшая своих и удочерившая чужих детей. Организатор танцевальной школы в Москве в голодные послереволюционные годы.
Великая танцовщица трагически погибла, напророчив собственную смерть за несколько секунд до трагедии. Вот как это было…
Было очень жарко, от раскаленного асфальта поднимался сизый пар. На Айседоре было надето легкое платье, которое украшал красный шелковый шарф.
Кто-то из бывших поклонников увидел Айседору, не удержался от восхищения и бурно зааплодировал. Айседора призывно подняла руку:
– Adieu, mes atis! Le vais a la gloire! (Прощайте, мои друзья! Я иду к славе! – фр)
И только потом, через несколько минут, многие из тех, кто слышал эту фразу, поняли, что она была пророческой.
Открытый автомобиль Bugatti резко рванул с места и неожиданно остановился. Шофер огорченно махнул рукой – не думал, что в самый неподходящий момент забарахлит мотор. Ветер подхватил край длинного шарфа Айседоры, приподнял его и опустил за борт машины, прямо в спицы колеса.
В следующую секунду машина вновь устремилась вперед – шофер справился с забарахлившим двигателем. Шарф, закрученный спицами, рванул голову Айседоры, вбил ее в борт… Шофер еще несколько секунд давил на педаль газа, не понимая, почему же машина опять начала барахлить. И только потом понял, в чем дело. Но Айседора Дункан уже была мертва.
Прибывший врач подтвердил это.
– Погибла она мгновенно, – он горестно развел руками, – сделать ничего уже нельзя. Ткань шарфа переломила позвоночник и порвала сонную артерию.
Чтобы освободить голову Айседоры, запутавшийся в колесе шарф пришлось разрезать на несколько частей.
Машина, погубившая Айседору Дункан, была продана за фантастическую по тем временам сумму – двести тысяч франков. Похоронили Айседору в Париже, на кладбище Пер-Лашез.
На гроб был положен венок из роз от советского представительства. На черной ленте было выведено золотом: «От сердца России, которое скорбит об Айседоре» .
Незадолго до гибели журналисты спросили о её самом замечательном периоде жизни. «Конечно, Россия, конечно, Есенин» - ответила Айседора.
Анна Дункан. Танец будущего
В начале XX века семья переехала сначала в Лондон, потом в Париж. В 1902 году актриса и танцовщица Лои Фуллер предложила Айседоре отправиться в турне по Европе. Вместе они создавали новые композиции: «Танец серпантин», «Танец огня». «Божественная босоножка» — Дункан стала очень известной в европейской культурной среде.
Айседора Дункан. Фото: biography-life.ru
Айседора Дункан. Фото: aif.ru
Айседора Дункан. Фото: litmir.net
В 1903 году она ездила в Грецию, где обучалась древнегреческому пластическому искусству, а потом переехала жить в Германию. В Грюневальде Дункан купила виллу и набрала воспитанников, которых учила танцевать и фактически содержала. Эта школа проработала до Первой мировой войны .
«Я не собираюсь учить вас танцам. Я просто хочу научить вас летать, как птицы, гнуться, как молодые деревца под ветром, радоваться, как радуется под майским утром бабочка, дышать свободно, как облака, прыгать легко и бесшумно, как серая кошка».
У Дункан появились собственные философские взгляды. Она считала, что учить танцевать нужно всех, чтобы это стало для людей «естественным состоянием». Под влиянием философии Ницше Дункан написала книгу «Танец будущего».
В 1907 году Айседора выступала в Санкт-Петербурге. Ее концерты посещали члены императорской семьи, Михаил Фокин, Сергей Дягилев , Александр Бенуа , Лев Бакст , артисты балета, литераторы. Тогда же танцовщица познакомилась с Константином Станиславским . Позже в своей книге он вспоминал ее слова: «Прежде чем идти на сцену, я должна положить себе в душу какой-то мотор; он начнет внутри работать, и тогда сами ноги, и руки, и тело, помимо моей воли, будут двигаться» .
Айседора Дункан. Фото: livejournal.com
Айседора Дункан. Фото: lichnosti.net
Айседора Дункан. Фото: diletant.media
Айседора Дункан вдохновляла многих своих современников: художников Антуана Бурделя, Огюста Родена, Арнольда Роннебека. Позировала для Эдварда Мейбриджа, который сделал серию динамичных фотографий танцующей Дункан. Известная балерина Матильда Кшесинская говорила, что у этой танцовщицы не будет последователей, но ее танец станет частью современного балета. В отношении классических танцев она была права: движения рук в балете вскоре стали более свободными под влиянием «дунканизма».
Айседора Дункан и Есенин. История любви: Сергей Есенин и Айседора Дункан
Сергей Есенин не признавал никакого другого языка, кроме родного. Айседора Дункан владела только английским. Её русский словарь исчерпывался примерно двумя десятками слов — однако этого хватило, чтобы поэт и танцовщица поженились и объездили весь мир.
Трагедии Дункан
Манера танца Айседоры Дункан — без пуант, пачки и корсета, а босиком, в лёгком греческом хитоне — совершила настоящую революцию в хореографии. Танцовщицу называли «божественной босоножкой» и перенимали её пластику, а на модных вечеринках девушки старались двигаться, как Дункан.
Её считают основоположницей современного танца, но мало кто знает, что творческая жизнь «божественной босоножки» складывалась намного счастливее, чем личная. Убеждённая феминистка, Дункан дала себе зарок никогда не выходить замуж, и к 44 годам за её плечами было несколько неудачных романов. Танцовщица трижды рожала детей вне брака, но все они погибли. Сначала произошла страшная автокатастрофа: автомобиль, в котором находились старшие мальчик и девочка, упал с моста в Сену и утонул, похоронив вместе с собой детей и гувернантку. Дверцы заклинило — ни один из пассажиров так и не смог выбраться из смертельной ловушки. Трагедия потрясла весь Париж, но на суде Дункан ходатайствовала за шофёра — потому что он был человеком семейным.
Через какое-то время Айседора решилась стать матерью ещё раз. Она родила сына, но он прожил всего лишь несколько часов. После очередной трагедии танцовщица больше никогда не заводила детей: всё её время теперь занимали танцы и преподавание — Дункан учила хореографии девочек. Поэтому, когда ей пришла телеграмма от наркома просвещения Анатолия Луначарского с приглашением приехать в Советский Союз и основать там собственную школу, Дункан удивилась, но согласилась. Плывя в Москву, танцовщица встретила гадалку на пароходе — та сулила рыжеволосой пассажирке свадьбу в чужой стране. Айседора, умудрённая тяжёлым жизненным опытом, только рассмеялась.
«за-ла-тая га-ла-ва»
сергей есенин к тому времени уже считался национальным поэтом. в свои неполные 26 он тоже имел «бурную» биографию: в 18 лет впервые стал отцом (поэт тогда был не женат), а через несколько лет у него родились ещё двое детей — уже в официальном браке.По воспоминаниям современников, с первой же встречи Есенин и Дункан держались так, словно давно друг друга знали. Когда на вечеринке художника Жоржа (Георгия) Якулова появилась мировая звезда танца в струящемся красном хитоне, Есенин тут же окружил её вниманием. По свидетельствам одного из журналистов, вскоре Айседора уже вальяжно полулежала на софе, а поэт стоял возле неё на коленях. Она гладила его по волосам и говорила на ломаном русском: «За-ла-тая га-ла-ва…». Всё её общение с темпераментным незнакомцем в тот вечер ограничивалось этими словами: «Залатая галава», «Ангель» и «Тчорт». Тогда же танцовщица впервые его поцеловала — и вскоре Есенин переехал в её особняк на Пречистенке. Их не остановил ни языковой барьер, ни солидная разница в возрасте.
Школа Айседоры Дункан. Школа танца Айседоры Дункан: неуместный эротизм или искусство будущего?
В наше время Айседору Дункан называют родоначальницей танца «модерн» и гением хореографии, а в начале ХХ в. ее танцы шокировали и возмущали. Манера танцевать босиком и в полупрозрачных хитонах вызывала недоумение и гневные отклики.Айседора увлекалась танцами с 6 лет, а со своей концертной программой впервые выступила в Будапеште в 1903 г. Через год она завоевала Россию. Ее «свободный танец» высоко оценили любители русского балета, а С. Дягилев даже говорил, что ее гастроли нанесли классическому балету «удар, от которого он никогда не оправится». Андрей Белый восхищенно писал: «…она вышла, легкая радостная, с детским лицом. И я понял, что она – о несказанном. В ее улыбке была заря. В движениях тела – аромат зеленого луга. Складки ее туники, точно журча, бились пенными струями, когда отдавалась она пляске вольной и чистой». В 1907 г. в России была издана книга Дункан «Танец будущего», где она объясняла свои взгляды на искусство.Танец был для Айседоры больше, чем просто танец, она создала собственную философию естественности и свободы: «Для меня танец не только искусство, позволяющее человеческой душе выявиться в движениях, но он еще и основа целой концепции жизни, более утонченной, более гармоничной, более естественной. …все подчиняется этому верховному ритму, характерным признаком которого является струение. Ни в чем природа не совершает скачков; между всеми моментами и состояниями жизни существует последовательность, которую должна свято соблюдать в своем искусстве и танцовщица, иначе она превратится в неестественную, лишенную истинной красоты, марионетку. Искать в природе наиболее прекрасные формы и находить движение, которое выявляет душу этим форм, – вот искусство танцовщицы», – писала она в статье «Искусство танца» в 1913 г.Айседора Дункан со своими ученицами, 1917 г.В Америке Айседору не признавали, и она решила перебраться в Европу, где к новым направлениям хореографии относились более благосклонно. В Париже она открыла свою школу танцев. Но помня о своем успехе в России, Дункан мечтает туда вернуться. Айседора написала письмо Луначарскому, заявив о том, что устала от буржуазного, коммерческого искусства и мечтает танцевать для простых людей, для масс. В ответ он пригласил Дункан в Россию и пообещал ей «школу и тысячу детей». Ей предоставили особняк на Пречистенке с двумя большими залами для танцев.Особняк на Пречистенке, предоставленный советской властью Айседоре Дункан под школу танцаУченицы Школы танца Айседоры Дункан, Москва, 1923 г.Несмотря на то, что Дункан была все еще достаточно популярна в России, на нее обрушился шквал критики. В. Мейерхольд называл ее «абсолютно устаревшей», пришедшие к власти большевики считали ее танец мистическим и непрактичным. Критики с возмущением писали о ее зрелом возрасте и лишнем весе, отмечая не танцевальное искусство, а «массивные ноги» и «трясущиеся груди». Ее наряд называли безвкусным, писали, что она нелепо и вульгарно выглядит в полупрозрачных коротких туниках.Девушки из школы танца Айседоры ДунканАмериканец Ф. Голдер, описывая праздник, на котором танцевала Дункан, не сдерживался в выражениях: «Специальным гостем была Айседора Дункан; женщина была либо пьяной, либо сумасшедшей, либо и то, и другое. Она была полуодета, и просила юношей одернуть ее хитон».Айседора Дункан со своими ученицамиВо время своего пребывания в России Айседора Дункан познакомилась с Сергеем Есениным и в 1922 г. вышла за него замуж. А вскоре ей поступило предложение дать серию представлений в США. На этот раз Америка встретила ее аншлагами и овациями, но не во всех городах. Ее изгнали из Чикаго и Бостона, в Бруклине она упала со сцены. Критики снова были беспощадны: в ее коротком красном наряде видели большевистскую пропаганду и неуместный эротизм.Родоначальница *свободного танца* Айседора ДунканВ 1923 г. Дункан и Есенин вернулись в Россию, но на этот раз ее приняли прохладно: многие винили ее в алкоголизме поэта. Их бурный роман закончился трагическим финалом, и танцовщице пришлось вернуться в Европу. «Сколько бед человечество могло бы избежать, если бы люди не делали так много неверных движений», – говорила Айседора.