Акт магницкого это. Закон имени Димы Яковлева и акт Магнитского: что это и в чем суть?
Акт магницкого это. Закон имени Димы Яковлева и акт Магнитского: что это и в чем суть?
Российские и американские власти вступили в серьезное противостояние из-за принятия в США закона Магнитского. Согласно этому закону, в США не смогут попасть чиновники, причастные к смерти юриста Сергея Магнитского. В России уже придумали ответ – «Единая Россия» предложила принять «закон Димы Яковлева». Двухлетний Дима Яковлев погиб в США по вине приемного отца.
Закон Димы Яковлева – что это?
Закон имени Димы Яковлева, двухлетнего мальчика, погибшего в США, предложила принять «Единая Россия». Законопроект, который станет ответом России на акт Магнитского в США, в Госдуму внес спикер парламента Сергей Нарышкин. А название для документа предложил «единоросс» Вячеслав Никонов. По его словам, Дима Яковлев погиб после того, как приемный отец оставил его на сутки в запертой машине, стоявшей на солнцепеке.
В список Димы Яковлева депутаты предлагают включить всех, кто виновен в смерти российских детей (закон, на данный момент, затрагивает 22 американских семьи). Кроме «убийц российских детей», сказал Никонов, закон имени Димы Яковлева затронет также людей, совершавших похищения россиян за рубежом (в пример приводится история Виктора Бута ). Кроме того, российский ответ на список Магнитского ударит по руководству тюрьмы Гуантанамо и судьям, вынесших «немыслимые» наказания для людей, совершивших преступления против граждан России.
Акт Магнитского, суть
Закон Магнитского палата представителей Конгресса США одобрила в середине ноября 2012 года. Российские власти сразу же на это заявили, что подготовят достойный ответ. Что же так задело российских чиновников? В тексте акта Магнитского говорится, что США примет визовые и финансовые санкции ко всем тем, кто входит в так называемый «список Магнитского». В этот перечень включены люди, которые причастны к гибели юриста фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского.
В тексте акта Магнитского сказано, что все люди, входящие в этот список, не смогут попасть в США – им запретят въезд и аннулируют визы. Кроме того, все имущество и счета тех, кто попал в список Магнитского, будут арестованы.
Дело Магнитского - что это?
Сергей Магнитский скончался 16 ноября 2009 года в СИЗО «Матросская тишина». Юрист провел под стражей 11 месяцев, его состояние здоровья за это время серьезно ухудшилось. Правозащитники высказывали мысль, что Магнитский погиб, потому что пытался разоблачить хищение, к которому причастны сотрудники МВД России. После смерти Магнитского в отношении него возбудили уголовное дело о хищении.
Фото: ИТАР-ТАСС.
Фото: ИТАР-ТАСС.
Фото: ИТАР-ТАСС.
Список Магнитского первоначально состоял из 60 человек. В него вошли сотрудники следственных изоляторов «Бутырка» и «Матросская тишина», судьи, следователи, прокуроры, представители налоговых инспекций. В июле 2012 года стало известно, что российские оппозиционеры предложили дополнить список Магнитского именами тех, кто преследует оппозицию по политическим мотивам.
В список Магнитского, как писала «Независимая газета», предлагалось включить председателя Центризбиркома Владимира Чурова, главу Следственного комитета Александра Бастрыкина, судей Ольгу Боровкову, Алексея Стеклиева, Глеба Сибириева. Кроме того, в предложенном списке значатся все главы ОВД и следователи по делу о панк-группе Pussy Riot.
Акт Магнитского в США
В акте Магнитского , который в итоге приняла палата представителей, кроме дела самого юриста также упоминаются другие громкие уголовные дела. Это, прежде всего, дела об убийствах Анны Политковской , Пола Хлебникова и Натальи Эстемировой . В тексте закона Магнитского отмечается, что российские власти применяют «избирательное правосудие» и не желают проводить нормальные расследования.
Список Магнитского поименно можно посмотреть здесь . В перечень включены чиновники, которым будет запрещен въезд в США. Кроме самих имен также вкратце объясняется, почему того или иного человека включили в список.
Дело Магнитского суть. Лихие 90-е
Компания Hermitage Capital Management (HCM) была создана зимой 1996 года на острове Гернси как инструмент управления Hermitage Fund. Название не связано со знаменитым музеем Санкт-Петербурга, а заимствовано у одноименной французской гостиницы, рядом с которой располагался офис Republic National Bank, одного из совладельцев HCM Эдмонда Сафры. Компания принадлежала на 51% Safra Republic Investments, а на 49% — Wiltonia Investments израильского миллиардера Бенджамина Штейнмица.
Последний и выделил несколько десятков миллионов долларов Hermitage Fund и сам стал одним из семи директоров компании, среди которых был и Уильям Браудер. Но вскоре в работе фонда произошли большие перемены. В декабре 1999 года Сафра погиб в результате поджога его дома в Монако. Поджигателем оказался его телохранитель, который был осужден на 10 лет.
После смерти Сафры и финансового кризиса 1998 года у Штейнмица испортились отношения с Браудером из-за разногласий по финансовым вопросам. Впоследствии он вышел из состава директоров фонда Hermitage. По словам источника Forbes, его не удовлетворили результаты работы фонда.
После смерти Сафры и ухода Штейнмица началась новая история Hermitage Fund — доля банка Republic National Bank отошла банку HSBC, структуры которого стали менеджером фонда, а Hermitage Capital Management стала консультантом по инвестициям (investment advisory), ее управляющим директором назначили Браудера. В самом фонде к тому времени насчитывалось $93 млн.
Большую ставку Hermitage делал на акции «Газпрома»: фонд разместил в эти акции около трети активов. Ключевой проблемой этой инвестиции было то, что правительство России законодательно запретило такие вложения (хотя в «Газпроме» и правительстве о Hermitage знали).
Фонд инвестировал сначала через калмыцкие компании («Дальняя степь» и др), чтобы обойти законодательство, акции держали через специальную схему (формально иностранцы не владели активом) — ее помогла реализовать компания консультант по налогом и бухучету Firestone Duncan, в которой работали Константин Пономарев, Сергей Магнитский, Андрей Сандаков и Джемисон Файерстоун.
Схема владения акциями подразумевала агрессивную налоговую оптимизацию. В середине 1990-х на территории страны было несколько внутренних офшорных зон (образцом была Республика Калмыкия), которые при соблюдении определенных условий платили в консолидированный бюджет вместо 35% налога на прибыль — 11%. Но этой льготой структуры Hermitage Fund не удовлетворились, а платили всего 5,5% налога на прибыль. Для этого были наняты на работу сотрудники-инвалиды .
«Конечно, основная цель применения этих компаний — оптимизация», — говорит Пономарев. Это подтверждается и тем, что после закрытия калмыцкого офшора компании Hermitage переехали в Москву, и с инвалидами компания рассталась. «Это был, пожалуй, единственный иностранный фонд в России, который регистрировал свои компании в Калмыкии и «трудоустраивал» инвалидов», — признает бывший инвестор Hermitage Fund.
Налоговые схемы и недоплаты в бюджет в 2000-х не остались незамеченными. Государство агрессивно заставляло платить налоги: массово заводили уголовные дела на сырьевые компании и крупных оптимизаторов. Апогеем этой кампании, получивший политический окрас, стало «дело ЮКОСа» . Эта волна зацепила и Hermitage: 4 декабря 2004 года компания «Дальняя степь», принадлежавшая фонду Hermitage Capital (гендиректором был Браудер, а затем Иван Черкасов), стала фигурантом уголовного дела в связи с неуплатой компанией налогов на 522,6 млн рублей и включением в налоговую декларацию заведомо ложных сведений.
Дело было возбуждено Следственным управлением МВД по Республике Калмыкия, после чего «Дальняя степь» была обанкрочена, а акции «Газпрома» были выведены с ее баланса. Вопрос удалось закрыть — 5 мая 2005 года прокуратура вынесла постановление о прекращении уголовного преследования за отсутствием состава преступлении.
Список Магнитского санкции. Санкции множатся
7 декабря в Брюсселе прошла очередная встреча глав МИД стран Евросоюза. Одним из ключевых вопросов стал глобальный режим санкций ЕС за нарушение прав человека, который в СМИ уже назвали «европейским актом Магнитского». Этот механизм в Брюсселе разрабатывали с 2019 года, когда в евроинститутах сменилось руководство.
Поводом активизировать его разработку стала ситуация вокруг отравления Алексея Навального: 15 сентября глава европейской дипломатии Жозеп Боррель призвал страны ЕС «перестать дискутировать и утвердить механизм», аналогичный «акту Магнитского» в США. Он даже предложил назвать новый режим в честь Навального, но в итоге Евросоюз от этой идеи отказался и оставил его безымянным. Все юридические процедуры Брюссель завершил за два с половиной месяца. Механизм вступит в силу 10 декабря.
Режим предполагает создание черного списка для лиц со всего мира, которые, по оценке Евросоюза, причастны к нарушениям прав человека у себя на родине. Как и другие санкционные механизмы ЕС, он включает традиционный набор ограничений: запрет на въезд в ЕС и доступ к его финансовой системе; заморозку активов в банках; запрет резидентам союза предоставлять лицам из черного списка финансовые услуги. На сегодня имен и названий в нем нет. В Совете ЕС, отвечая на вопрос «Известий» о том, планирует ли Брюссель включить в него кого-либо из россиян, сказали, что «не хотели бы комментировать возможные будущие списки».
При этом сказать, что европейский документ — точная копия американского, нельзя. В отличие от «акта Магнитского», у него нет экстерриториального действия. Другими словами, его компетенция ограничивается территорией Евросоюза.
Между тем, хотя структура этого механизма от других санкционных режимов ЕС не отличается, принципиальная разница в том, что действует он глобально: ограничения могут коснуться даже граждан тех стран, санкции против которых ранее не вводились.
— Как работает механизм санкций Евросоюза: Совет ЕС принимает рамочное решение по определенной теме, исходя из которого вводятся ограничения в отношении физических или юридических лиц. Например, такой механизм был создан по тематике химоружия. Теперь та же история с темой прав человека. Для включения в такие списки Евросоюзу нужна правовая база — учредив такой механизм, он ее создал, — пояснил «Известиям» программный директор Российского совета по международным делам и клуба «Валдай» Иван Тимофеев. — Это касается не только России: туда могут попадать как россияне, так и белорусы, и иранцы, и китайцы.
Справка «Известий»
В 2012 году президент США Барак Обама подписал принятый конгрессом акт «О верховенстве закона и подотчетности имени Сергея Магнитского». Он предусматривает односторонние санкции в отношении должностных лиц в РФ, которые, по оценке Вашингтона, виновны в нарушении прав человека на родине.
В 2016-м американский сенат принял законопроект, который расширил действие этого акта и на другие страны. Позднее аналогичные механизмы приняли Канада, Латвия, Литва, Эстония и Великобритания. Американская версия отличается своей экстерриториальностью: за нарушение санкционного режима США могут применять меры в отношении не только американцев, но и граждан других стран.
Список Магнитского это.
- Иллюстрация: Getty Images/Fotobank
+ T -
Некоторые из тех, кто расстреливал ваших дедов в лагерях, все еще живы и получают военную пенсию. Те, кто отправлял их на смерть, умерли в своих постелях спокойно, заслуженными судьями и прокурорскими работниками. Они никогда не извинялись перед нами, они гневно требовали не ворошить прошлое ради мира в обществе, на самом деле просто защищая свою старость, свою совесть и своих наследников.
Эти люди в ответе за то, что наша страна на десятки лет отстала в своем развитии от Европы. И они забрызганы кровью тех, кто не вписывался в систему или кого уничтожили по принципу случайного выбора, просто чтобы вогнать остальных в состояние животного ужаса и животной покорности. Они никогда ни за что так и не ответили, и мы не знаем их имен, потому что их имена — государственная тайна. Потому что государство у нас, несмотря на смену вывески, все то же, что и прежде.
Те, кто сегодня подмахивает царизму, закручивая гайки, принимает законы о цензуре в Интернете, те, кто держит в тюрьме хулиганок из Pussy Riot, вменяя им в вину преступления, за которые в последний раз судила святая инквизиция, и, судя по всему, мечтая жечь ведьм на костре на Красной площади, те, кто считают даже правду о числе утонувших «раскачиванием лодки», с трудом через утопленников пробирающейся, и те, кто за тощие конвертики от УВП АП оправдывает все это, называясь экспертами и главными редакторами и без устали крутясь каруселью по дрессированным СМИ, — все они, считая себя «охранителями», на деле просто мракобесы и тащат страну в средневековье.
И может, они готовят почву для настоящей охоты на ведьм с настоящими кострами, потому что за железным занавесом и за железным файерволом они почувствуют себя куда защищенней и смогут любиться с властью до гробовой доски.
Из тех, кто недоволен, кто-то успеет уехать, кто-то сядет, кто-то ляжет, многие нагнутся. Страна будет отброшена назад на десятки лет, увязнет в трясине феодализма и в патоке официальной лжи.
А наши потомки даже не будут знать, кого винить в этом. Чиновники и приспешники системы умеют выходить из воды сухими, оставаться со властью и во власти, менять убеждения и собственные воспоминания с легкостью.
Лет через пятьдесят развенчают культ Путина, ну и что: наши-то жизни уже все промелькнут в душном безвременье.
А дети тех, кто прислуживал и обслуживал систему, унаследуют участки в Соснах и Горках и будут прислуживать и обслуживать дальше. Как это сейчас происходит.
«Список Магнитского» потому вызвал такое воспаление в тканях власти, такую злобу среди охранителей, что он впервые называет публично причастных к деградации нашей страны среди среднего звена карателей, что снимает карнавальные масочки с безликих исполнителей, что пугает личной ответственностью людей, сросшихся с сознанием своей сакральной безответственности.
И то, что они так реагируют, значит: нет больнее приема против них, чем просто их знать, знать в лицо и знать их имена, помнить им все. Просто помнить, не забывать. «Список Магнитского» у каждого должен быть свой, и еще один на всех — где-нибудь в интернете, на иностранных серверах.
Потому что иначе безвременье и беспамятство, в котором барахтается наша страна, так и не кончатся никогда. Вынырнем, вдохнем — и назад, в трясину. Навечно.
Никита магнитский. Семья Сергея Магнитского побывала в Сенате США
Сенатор Бенджамин Кардин: «Я получаю множество писем от граждан России со словами благодарности за принятие закона Магнитского»
ВАШИНГТОН — Наталья, Наташа и Никита Магнитские встретились в четверг на Капитолийском холме с американскими сенаторами и конгрессменами, инициировавшими и принимавшими закон Магнитского. Встреча с сенатором Бенджамином Кардиным произошла в том самом зале сенатского Комитета по международным делам, где решалась судьба закона, получившего имя родного им человека – голосование уникальное, если учесть, что оно объединило обе партии – голоса республиканцев и демократов на Капитолийском холме в последние годы редко звучат в унисон.
После встречи в зале заседаний за закрытыми дверями, сенатор Кардин и члены семьи Магнитского выступили перед журналистами. На встрече также присутствовали активные лоббисты закона Магнитского – президент Freedom House Дэвид Крамер и президент Hermitage Capital Билл Браудер.
Сенатор Кардин в частности сказал:
«Для нас большая честь принимать сегодня семью Магнитского в столице США. Мы приветствуем его маму, жену и сына. Мы аплодируем их мужеству – их сын, муж и отец совершил гражданский подвиг, поступив так, как нам кажется должен поступать каждый патриот своей страны. Работа, которую проводит семья Магнитских предельно важна. Своим присутствием здесь сегодня они придали проблеме живое человеческое лицо. Статистика важна, и мы знаем, что тысячи людей стали жертвами подобных нарушений прав человека, но теперь эти нарушения олицетворены. Глядя на эту красивую семью, на его юного сына – международное сообщество осознаёт, что случившееся в России не может пройти безнаказанно, именно поэтому так важно их присутствие сегодня здесь. Мы хотим, чтобы вы — семья Магнитского знали – благодаря мужеству вашего сына, мужа и отца происходят хорошие перемены, вы спасаете жизни, вы придаете мужество другим. Я должен сказать, что получаю множество писем от граждан России, которые говорят мне, что Россия может и должна стать лучше. И ради будущего России, она должна решить эту проблему. Вы помогли нам поднять международные стандарты до более высокого уровня, узаконить требование, чтобы каждая страна призывала к ответу тех своих граждан, которые виноваты в нарушениях прав человека, и если страны не будут соблюдать эти требования, тогда международное сообщество не позволит им легализовать действия подобных личностей».
Ответное выступление матери Сергея – Натальи Магнитской – было искренним и эмоциональным. «Для нас очень важно, что мы можем, глядя в глаза, лично сказать спасибо людям, принимавшим закон имени моего сына». Она также поблагодарила журналистов, «благодаря которым люди узнают правду о том, что случилось».
Президент Freedom House Дэвид Крамер в комментарии Русской службе «Голоса Америки» подчеркнул, что встреча с семьей Сергея Магнитского несет важнейший смысл. Вместе с тем, «это напоминание о том, что нам предстоит еще огромная работа. Мы должны добиться принятия закона Магнитского странами Европы, убедиться в том, что список принят к действию Госдепартментом США и министерством финансов. И мы продолжим работать в этом направлении», – подчеркнул Дэвид Крамер.