Республика бурятия интересные факты. Интересные факты о Бурятии
- Республика бурятия интересные факты. Интересные факты о Бурятии
- Бурятский бурхан. Что такое бурхан?
- Улан-Удэ интересные факты. Петербуржцы составили топ-5 фактов об Улан-Удэ
- Республика бурятия традиции. Обычаи и традиции, связанные с рождением и воспитанием детей
- Сколько солнечных дней в Бурятии. Рельеф
- Районы республики бурятия. Древнее время
Республика бурятия интересные факты. Интересные факты о Бурятии
Каждый из регионов России уникален и неповторим. В том числе и Бурятия.
На территории Бурятии находится центр буддизма в РФ и один из значительных центров этой религии во всём мире. Он занимает чуть больше гектара, на котором расположились несколько храмов, рынок по продаже сувениров, будки для сожжения благовоний, деревня монахов и некоторые другие постройки.
Весь этот комплекс носит название Иволгинский дацан.Бурятия расположена поблизости от озера Байкал. Основное её население принадлежит к монголоидному антропологическому типу. Европейцам затеряться в бурятской толпе попросту нереально, даже не стоит и пробовать.
Любой житель Бурятии твёрдо уверен, что именно к его региону следует относить Байкал… и при этом основная вина в загрязнении уникального озера лежит на соседней Иркутской области. Иркутяне, вполне закономерно, приписывают Байкал себе, а вред для него – Бурятии.
Бурятия может похвастаться самым длинным в России пятнадцатикилометровым железнодорожным тоннелем – Северомуйским. Через регион проходит участок БАМа. После посёлка Таксимо электрифицированная часть дороги заканчивается, и следующие три тысячи километров поезда следуют только с дизельными локомотивами (тепловозами).
Автомобильные дороги Бурятии также необычны. Нет, не то что они сильно лучше или хуже, чем в среднем по стране. Просто вдоль обочин то и дело попадаются культовые постройки – субурганы. Любой водитель-буддист считает своим долгом остановиться около них и оставить несколько монет либо капель водки. Первое, понятно, куда больше одобряется ламами, второе – повышает безопасность в пути реально.
Там, где сходятся границы России и Монголии, расположен крохотный городок Кяхта. Некогда приграничное положение принесло в него транзитную торговлю и связанное с нею богатство, тут жили десятки купцов-миллионеров. Сегодня в Кяхте не более двадцати тысяч жителей, а историческая застройка постепенно разрушается, простаивая без дела.
Курортный пляжный сезон на берегах Байкала начинается в последних числах июля и продолжается до середины сентября. Именно в этом промежутке глубочайшее озеро планеты «милостиво соизволяет» купаться в нём.
Бурятия – один из немногих регионов, где есть внутреннее воздушное сообщение. Несколько раз за каждую неделю дребезжащее наследие брежневского застоя – Ан-24 – поднимается (вернее, поднимаются) в воздух. Бортовое питание ограничено минеральной водой и тематическими леденцами «Полёт». Шестисоткилометровый рейс по цене равен перелёту до Москвы на современном фирменном аэробусе. Несмотря на данное обстоятельство, билеты на Ан-24 купить довольно сложно.
Республика Бурятия расположена в горной местности. Её рельеф представлен горными хребтами, чередующимися с протяжёнными котловинами. Гор по площади вчетверо больше, чем равнин. Минимальная высота над уровнем моря (Байкал) – 456 метров. На юге республики, на Селенгинском среднегорье, высота гор составляет от одного до полутора километров.
На водоразделах Баргузинского хребта сформирован такой же рельеф, как в Альпах. Северное Прибайкалье отличается тем, что в нём повсюду – вечная мерзлота. Она залегает иногда на глубине всего пятьдесят сантиметров и имеет толщину до половины километра или даже чуть больше.
По Бурятии течёт тридцать тысяч рек, суммарная протяжённость которых достигает ста пятидесяти тысяч километров. 52% региона относятся к бассейну Байкала. Кроме него, в республике есть 35 тысяч озёр, а среди её населения статистически заметны более ста национальностей.
Бурятский бурхан. Что такое бурхан?
Нам трудно представить себе как видели мир люди, жившие в родовом обществе. А видели они его очень интересно. В этом мире практически не было чужих. Все вокруг – друзья, все вокруг – родственники. Соответственно, в родовом обществе у людей было гораздо больше помощников, чем в нашем.
Особую роль играли старшие. Они были учителями, и знания их были ценными, помогали выжить. При этом, поскольку жизненный опыт одного поколения мало отличался от жизненного опыта поколения следующего, опыт предков не устаревал. Более того, с точки зрения тогдашних людей, окружающие умирали незаметно, словно бы уходили, но иногда возвращались, чтобы помочь. Во время пришедший на память рассказ деда – чем не помощь?
С точки зрения человека родового общества умершие предки, даже уйдя, находились рядом, жили своей, загробной жизнью тут же, неподалеку и реально заботились о благосостоянии и выживании племени.
Советую всем моим читателям посмотреть замечательный японский фильм «Легенда о Нараяме», снятый в 1983 году. Действие фильма происходит в Японии приблизительно в середине 19-го века. В Европе и в Америке уже ходили поезда, а люди, живущие в маленькой японской деревушке, все еще пребывают во временах вполне доисторических. Тех, кто доживает до 70 лет, чтобы не кормить, уносят умирать на гору Нараяма, где за много лет (а может быть, веков) образовалось кладбище предков.
Видимо так, на местах захоронений предков, у некоторых народов Центраральной Азии и Сибири образовались бурханы, места посвященные обожествленным предкам, которые превратились в места обитания духов всех враждебных и дружественных стихий. Почитание бурханов – традиционная религия бурятов, киргизов, тувинцев и хакасов.
Бурхан обычно находится на возвышенности или на перекрестке дорог. Он представляет собой высокое старое дерево или огромный валун. Иногда на бурхане есть и дерево, и валун, а кроме них стоят столбы, которые обвязывают цветными лентами. Слово «бурхан» тюркского происхождения, и обозначает «хозяин места». Вполне возможно, что традиционные ворота – тории в японской национальной религии синто тоже восходят к аналогичным святилищам.
Бурхан метит место, где обитают духи-покровители племени, управляющие стихиями. Им традиционно полагаются подарки. В старое время к бурхану приносили еду, которую, как правило, съедали совместно все члены племени. Логика подобного действия была простой. Люди довольны едой, значит, и предки будут довольны. На родовом святилище традиционно проводятся языческие обряды, здесь иногда, для пущей важности события решаются споры и заключаются договоры.
Чуть позже на бурханах стали оставлять денежки, металлические и бумажные. Это была как бы племенная ссудная касса. Жертвованные деньги при нужде можно было взять, но потом их следовало вернуть на то же место. Интересно, что даже сейчас этот закон работает, и деньги у бурханов не исчезают. Могущественны духи, однако!
Кстати, в Бурятии бурханы – туристический объект, куда возят, в том числе, и иностранцев. Естественно, что зарубежные туристы оставляют на святом месте денежки своей страны. Для прикола, так сказать. Местные коллекционеры посещают бурханы и собирают здесь монетки разных стран, оплачивая их по текущему курсу российскими деньгами. Некоторые уже собрали полную коллекцию монеток евро с символами всех стран объединенной Европы. А среди таких евро встречаются очень редкие монеты!
В России – куда же без водки. Буряты, живущие в окрестностях Байкала, поливают землю на бурхане водкой. И правильно делают! Бурятам водку пить противопоказано – быстро пьянеют и очень быстро спиваются. Тут никакие духи-оберегатели не спасут.
Самый знаменитый бурхан находится на острове Ольхон, который находится на озере Байкал. Это – скала Шаманка с двумя вершинами, одно из самых красивых мест на Байкале. Фотографию этой скалы можно найти практически в любом материале о самом глубоком озере на планете – печатном или опубликованном в Сети.
Улан-Удэ интересные факты. Петербуржцы составили топ-5 фактов об Улан-Удэ
Сайт saint-petersburg.ru
9 июля на городском новостном портале северной столицы Санкт-Петербург.ру появился материал об Улан-Удэ
Публикацию питерские журналисты привязывают к новости о том, что столица Бурятии в скором времени станет одним из пунктов нового туристического маршрута «Великий чайный путь».
- Президент Владимир Путин, председатель КНР Си Цзиньпин и президент Монголии Цахиагийн Элбэгдорж на трехстороннем совещании в рамках саммита БРИКС пришли в согласию по многим вопросам, в том числе и развития туризма. Поэтому вскоре во многих международных путеводителях появится новый маршрут - "Великий чайный путь", обслуживать который будет специальный экскурсионный поезд "Звезда Евразии". Поезд будет следовать из Пекина, далее в Читу, затем в Улан-Удэ, конечной станет Иркутск, - сообщает портал.
Далее журналисты пишут о том, что из всех трех упомянутых российских городов менее известным считается именно наша столица:
«Пожалуй, из перечисленного меньше всего мы знаем о бурятском городе, поэтому вот несколько фактов об Улан-Удэ.
1. Улан-Удэ основан в 1666 году (не правда ли, красивая цифра) русскими князьями для сбора натуральной дани с коренного населения. Кстати, ночной Улан-Удэ очень красив.
2. В Улан-Удэ находится самый большой памятник вождю пролетариата В. И. Ленину. И состоит он всего лишь из головы вождя.
3. В Республике Бурятия, а, соответственно, и в Улан-Удэ, празднуют гуннский Новый год. Да-да, тех самых кочевников гуннов, чьим самым знаменитым вождем был кровожадный Аттила. Он провел своих степных воинов от Азии до Италии.
4. Улан-Удэ - это не только город в Азии, но и крупный азиатский железнодорожный узел, через который проходит железнодорожная линии в монгольский Улан-Батор, а затем в Китай. Теперь можно понять, почему Владимир Путин внес Улан-Удэ в маршрут «Великого чайного пути».
5. До самого чистого озера в мире - Байкала - из Улан-Удэ всего пара часов на электричке»
Каждый факт, приведенный порталом, сопровождается красочной фотографией видов города.
Немного о самом портале Санкт-Петербург.ру. Как утверждают его создатели, он является городским новостным порталом, на котором представлены все самые обсуждаемые новости и события Санкт-Петербурга в режиме on-line, репортажи и комментарии, фотохроника и анонсы. Портал создан в августе 1999 года. Сегодня он является одним из самых популярных информационных ресурсов Санкт-Петербурга. Ежедневная посещаемость портала составляет 15-17 тыс. человек.
Республика бурятия традиции. Обычаи и традиции, связанные с рождением и воспитанием детей
Дети в жизни бурята занимают значительное место. Самым распространенным и добрым благопожеланием у бурят считалось: «Халуунда hууха хубуунтэй, хадамда ошохо басагатай болоорой» —«Имей сыновей, чтобы продолжили твой род, имей дочерей, чтобы выдать замуж». В нем отражено отношение бурят к детям. Многодетность всегда почиталась за счастье; родителям, имеющим много детей, оказывалось больше почтения и уважения. Отсутствие детей считалось наказанием свыше, ибо остаться без потомства значило прекратить род, не сохранить домашнего очага. Если бурят умирал бездетным, то говорили, что огонь его потух. Самая же страшная клятва заключалась словах: «Пусть потухнет мой очаг!»
Желание иметь детей, сознание необходимости продолжения рода было настолько велико, что оно породило обычай при отсутствии своих детей усыновлять чужих, в основном детей своих родственников, чаще всего мальчиков. По нормам обычного права мужчина мог взять в дом вторую жену, если от первого брака у него не было детей.
Отца и мать ребенка не называли собственными именами: к словам «отец» или «мать» добавлялось имя ребенка (например, Батын аба — отец Бату).
В основе чрезвычайно высокой смертности детей лежали различные причины—социальная неустроенность, низкий уровень культуры, отсутствие врачебной помощи и т. п. Так как болезнь и смерть объясняли недоброжелательством злых духов, стремление сохранить здоровье и жизнь детей породило целый комплекс обрядов, магических церемоний и ритуалов, искупительных жертвоприношений. Дней через шесть-семь после родов справлялся обряд укладывания ребенка в колыбель—«улгээдэ оруулха». Этот обряд был, по существу, семейным торжеством, на которое собирались родственники и соседи, одаривавшие новорожденного.
Имя ребенку давал кто-либо из старших гостей. «Ежели в юрте родится младенец, то дожидаются посторонних, кто первый в юрту войдет и какое слово скажет, то новорожденному и имя, или на что отец перво взглянет… много есть и русских имен, потому что трафится перво русской войти в юрту, тако ж и дают имена, как зовут прохожева; и ежели младенец долго будет жить, то тех, кто дал имя, дарят и почитают» — писал М. Татаринов.
В семьях, где часто умирали дети, ребенка нарекали неблагозвучным именем, чтобы отвлечь от него таким образом внимание злых духов. Поэтому нередко встречались имена, обозначающие животных (Буха —Бык, Шоно — Волк), обидные прозвища (Хазагай--Кривой, Тэнэг—Глупый) и такие имена, как Шулуун (Камень), Балта (Молот), Тумэр (Железо).
С проникновением в Бурятию ламаизма стали внедряться иноязычные имена, как правило, тибетского и санскритского происхождения: Галсан (Счастье), Дамба (Высший), Ринчин (Драгоценный), Арьяа (Святой).Заимствованные русские имена иногда подвергались сильным фонетическим изменениям. Например, имя Роман произносилось Армаан, Василий — Башиила, или Башел.
Постоянная боязнь потерять ребенка породила всевозможные предохранительные меры, сопровождаемые магическими церемониями, обрядами. В некоторых местах перед входом в жилище ставили березку, от которой протягивалась к стене веревка с привязанными к ней лоскутками материи или кусок невода. Эти знаки, называемые зээк, ставились, чтобы посторонние не входили в дом. К комплексу предохранительных мер относились обереги, которыми могли быть нож и кнут, подкладываемые под постельку ребенка, голенная кость — шаата сэмэгэн, шкуры и крылья совы. В качестве оберегов использовались нередко и ветки шиповника. Но самым действенным оберегом, по мнению бурят, считался своеобразный амулет, данный шаманом, — hасюуhан. Семья, где дети часто болели или умирали, нередко обращалась к шаману или шаманке с просьбой стать крестным отцом — найжи баабай или крестной матерью—найжа тоодэй. Шаман совершал брызгание вином, давал амулет, пользовался в семье особым уважением и часто навещал ребенка. Если тот вырастал здоровым, то родители считали себя обязанным шаману и одаривали его.
Сколько солнечных дней в Бурятии. Рельеф
Республика Бурятия входит в горную зону, занимающую значительную часть юга Восточной Сибири . Рельеф характеризуется мощными горными хребтами и обширными, глубокими и иногда почти замкнутыми межгорными котловинами. Площадь гор более чем в 4 раза превышает площадь, занимаемую низменностями. Для Республики Бурятия характерна значительная приподнятость над уровнем моря. Самой низкой отметкой является уровень озера Байкал — 456 м в тихоокеанской отметке, а наиболее высокой покрытая ледниками вершина Мунку-Сардык в Восточных Саянах 3491 м над уровнем моря.
Южная часть республики, представленная Селенгинским среднегорьем, охватывает значительную часть бассейна реки Селенги — основной водной артерии Байкалa , включая все ее крупные притоки, и характеризуется преобладанием гор средней высоты 1000-1500 метров над уровнем моря.
К озеру Байкал прилегают высокие хребты Прибайкалья с разделяющими их широкими межгорными котловинами. В их пояс входит нагорье Восточного Саяна простирающегося с северо-запада на юго-восток на расстояние около 1000 км при ширине в пределах 200-300 км и возвышающееся в центральной части хребтов более чем на 2500-3000 м. Пояс гор Прибайкалья продолжают Хамар-Дабан , Улан-Бургасы , Баргузинский , Икатский и Байкальский хребты . Водоразделы Баргузинского хребта представляют собой классические альпийские формы рельефа.
Севернее Прибайкалье продолжают хребты Станового нагорья : Южно-Муйский , Северо-Муйский , Удокан, Каларский.
К северо-востоку Прибайкалья примыкает Витимское плоскогорье . Для всего Северного Прибайкалья характерно сплошное распространение вечной мерзлоты , залегающей порой на глубине 0,5 метра и мощностью до 500-600 метров.
Районы республики бурятия. Древнее время
Каменные орудия с горы Хэнгэрэктэ в Хоринском районе датируются финалом нижнего палеолита (от 450 до 250 тыс. л. н.).
В массиве Хотык на левобережье реки Она , между сёлами Анинск и Алан, находится комплекс археологических памятников эпохи палеолита Хотык. Наиболее ранняя мустьерская индустрия Хотык (уровень 4) относится к докаргинскому времени (60—80 тыс. л. н.).
В Тункинской долине на правом берегу реки Иркут на стоянке Туяна найдены фрагментированные останки первобытных людей (части большеберцовой, бедренной и пяточной костей) возрастом ок. 31 и ок. 50 (>49,7) тыс. лет назад, а также каменные орудия и костяные артефакты.
Стоянка Хотык-3 датируется возрастом 30—40 тыс. лет назад. Поселение Толбага в долине реки Хилок функционировало в конце малохетского потепления 34860±2100 л. н., поселение Санный Мыс в долине реки Уда — 25 тыс. л. н., поселение Каменка-A в долине реки Брянка — 24—28 тыс. л. н., поселение Варварина Гора— 34,9 тыс. л. н., стоянка Ошурково в долине реки Селенга — 10900±500 лет назад. Поселения Усть-Кяхта 3 и Усть-Кяхта 17 существовали 11—12 тыс. л. н. .