Интересные факты

Все самое интересное со всего мира!

Рассказы устное народное творчество. Устное народное творчество, как первоисточник детской литературы и детского чтения

25.11.2019 в 02:04

Рассказы устное народное творчество. Устное народное творчество, как первоисточник детской литературы и детского чтения

Ольга Яковенко
Устное народное творчество как первоисточник детской литературы и детского чтения

Устное народное творчество как первоисточник детской литературы и детского чтения . Общее понятие о детском фольклоре . Его классификация.

Народная поэзия с давних времён привлекала детей остротой занимательных и динамических сюжетов, простым и образным языком. Конечно, многое в устном творчестве было непонятно и недоступно детям. И народ – великий художник и педагог – выработал для них особые жанры, - колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, перевёртыши, сказки и легенды. В своём поэтическом творчестве для детей народ воплотил прекрасное знание и понимание психологических особенностей ребёнка. Другим видом детского фольклора было устное творчество самих детей – песенки, считалки, дразнилки. Детский фольклор постоянно обогащался сказками, лирическими и игровыми песнями, пословицами, загадками, частушками, обрядовыми закличками, которые дети на протяжении многих веков отбирали из фольклора взрослых.

В дореволюционную эпоху дети усваивали фольклор прежде всего в живом быту. Это усиливало воспитательную роль фольклора. Они острее чувствовали связь фольклорных произведений с окружающей действительностью. Фольклор открывал им такие явления народной жизни , о которых они не могли узнать из доступных книг.

В свою книгу для детского чтения «Родное слово» известный педагог К. Ушинский включил сказки, песни, пословицы, загадки. Он был убеждён в исключительной важности фольклора для духовного развития ребёнка. Сказка, по его словам, «упражняет мысль образами» и приобщает с детских лет к живому источнику народного языка . О пословицах Ушинскийписал: в них «отразилась русская народная жизнь со всеми своими живописными особенностями…и может быть, ничем нельзя так ввести дитя в понимание народной жизни , как только объяснением значения народных пословиц ».

Большое внимание разработке народной поэзии для детей уделял Л. Толстой. Он считал фольклор незаменимым средством нравственного и эстетического воспитания. Писатель также редактировал, пересказывал и перерабатывал для детей произведения народного творчества : пословицы, устные бытовые сказки , былины.

Детский фольклор — специфическая область устного художественного творчества , имеющая, в отличие от фольклора взрослых, свою поэтику, свои формы бытования и своих носителей. Общий, родовой признак детского фольклора — соотнесение художественного текста с игрой.

«Фольклор для детей — это сложная совокупность жанров, различных по своей природе, времени возникновения, практической и функциональной предназначенности и художественном оформлении».

Она выделяет в детском фольклоре следующиежанры: «колыбельные, детские песни , дразнилки, считалки, жеребьевки, скороговорки, игры, рассказы, сказки, загадки, частушки, детские анекдоты .

В последнее время выделяются в отдельный жанр «страшилки» — рассказы о страшных событиях.

Выделяют материнский фольклор, связанный по существу с фольклором для детей, к которому относят колыбельные, пестушки, потемки, поскакушки, загадки и другие произведения.

Признаки устного народного творчества. Фольклор - устное народное творчество. Особенности фольклора

Фольклор (folk-lore) – международный термин английского происхождения, впервые введенный в науку в 1846 году ученым Вильямом Томсом. В буквальном переводе он означает – "народная мудрость", "народное знание" и обозначает различные проявления народной духовной культуры.

В русской науке закрепились и другие термины: народное поэтическое творчество, народная поэзия, народная словесность. Названием "устное творчество народа" подчеркивают устный характер фольклора в его отличии от письменной литературы. Название "народно-поэтическое творчество" указывает на художественность как на признак, по которому отличают фольклорное произведение от верований, обычаев и обрядов. Такое обозначение ставит фольклор в один ряд с другими видами народного художественного творчества и художественной литературы.1

Фольклор – сложное, синтетическое искусство. Нередко в его произведениях соединяются элементы различных видов искусств – словесного, музыкального, театрального. Его изучают разные науки – история, психология, социология, этнология (этнография)2. Он тесно связан с народным бытом и обрядами. Неслучайно первые русские ученые подходили к фольклору широко, записывая не только произведения словесного искусства, но и фиксируя различные этнографические детали и реалии крестьянского быта. Таким образом, изучение фольклора было для них своеобразной областью народознания3.

Наука, изучающая фольклор, называется фольклористикой . Если под литературой понимать не только письменное художественное творчество, а словесное искусство вообще, то фольклор – особый отдел литературы, а фольклористика, таким образом, является частью литературоведения.

Фольклор – это словесное устное творчество. Ему присущи свойства искусства слова. Этим он близок к литературе. Вместе с тем он имеет свои специфические особенности: синкретизм, традиционность, анонимность, вариативность и импровизация .

Предпосылки возникновения фольклора появились в первобытно-общинном строе с началом формирования искусства. Древнему искусству слова была присуща утилитарность – стремление практически влиять на природу и людские дела.

Древнейший фольклор находился в синкретическом состоянии (от греческого слова synkretismos – соединение). Синкретическое состояние – это состояние слитности, нерасчлененности. Искусство еще было не отделено от других видов духовной деятельности, существовало в соединении с другими видами духовного сознания. Позднее за состоянием синкретизма последовало выделение художественного творчества вместе с другими видами общественного сознания в самостоятельную область духовной деятельности.

Фольклорные произведения анонимны . Их автор – народ. Любое из них создается на основе традиции. В свое время В.Г. Белинский писал о специфике фольклорного произведения: там нет "знаменитых имен, потому что автор словесности всегда народ. Никто не знает, кто сложил его простые и наивные песни, в которых так безыскусственно и ярко отразилась внутренняя и внешняя жизнь юного народа или племени. И переходит песня из рода в род, от поколения к поколению; и изменяется она со временем: то укоротят ее, то удлинят, то переделают, то соединят ее с другой песнею, то сложат другую песню в дополнение к ней – и вот из песен выходят поэмы, которых автором может назвать себя только народ".4

Безусловно прав академик Д.С. Лихачев, который отмечал, что автора в фольклорном произведении нет не только потому, что сведения о нем, если он и был, утрачены, но и потому, что он выпадает из самой поэтики фольклора; он не нужен с точки зрения структуры произведения. В фольклорных произведениях может быть исполнитель, рассказчик, сказитель, но в нём нет автора, сочинителя как элемента самой художественной структуры.

Традиционная преемственность охватывает большие исторические промежутки – целые столетия. По словам академика А.А. Потебни, фольклор возникает "из памятных источников, т. е. передается по памяти из уст в уста насколько хватает памяти, но непременно прошедший сквозь значительный слой народного понимания"5. Каждый носитель фольклора творит в границах общепринятой традиции, опираясь на предшественников, повторяя, изменяя, дополняя текст произведения. В литературе присутствуют писатель и читатель, а в фольклоре – исполнитель и слушатель. "На произведениях фольклора всегда лежит печать времени и той среды, в которой они длительное время жили, или “бытовали”. По этим причинам фольклор и называют народным массовым творчеством. У него нет индивидуальных авторов, хотя есть много талантливых исполнителей и творцов, в совершенстве владеющих общепринятыми традиционными приемами сказывания и пения. Фольклор непосредственно народен по содержанию – т. е. по мыслям и чувствам, в нем выраженным. Фольклор народен и по стилю – т. е. по форме передачи содержания. Фольклор народен по происхождению, по всем приметам и свойствам традиционного образного содержания и традиционным стилевым формам".6В этом состоит коллективная природа фольклора. Традиционность – важнейшее и основное специфическое свойство фольклора.

Сказки устного народного творчества примеры. Сказки — ведущий жанр устного народного творчества

Ольга Яковенко
Сказки — ведущий жанр устного народного творчества

Сказки – ведущий жанр устного народного творчества . Тематические группы сказок . Занимательность сюжета, четкость характеристик, типичность образов героев сказок : простота композиции, традиционные приемы построения народной сказки : присказки , повторы, концовки.

Сказка – это вымышленная история с радостным концом и непременной победой добросердечна над злом

Сказки - это коллективно созданные и традиционно хранимые народом устные прозаические художественные повествования такого реального содержания, которое по необходимости требует использования приемов неправдоподобного изображения реальности.

Сказка - 1 . Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, лицах (обычно с участием волшебных сил) . Сказка - 2 . Выдумка, неправда, небылица.

Сказки возникли в незапамятные времена. О древности сказок говорит , например, такойфакт: в необработанных вариантах известного “Теремка” в роли теремка выступала кобылья голова, которую славянская фольклорная традиция наделяла многими чудесными свойствами. Иными словами, корни этой сказки уходят в славянское язычество. При этом сказки свидетельствуют отнюдь не о примитивности народного сознания , а о гениальной способности народа создать единый гармоничный образ мира, связав в нем все сущее - небо и землю, человека и природу, жизнь и смерть.

В сказке непременно торжествуют истина и добро. Сказка всегда на стороне обиженных и притесняемых, о чем бы она не повествовала.

Больше всего привлекает детей сказочный герой . Обычно это человекидеальный: добрый, справедливый, красивый, сильный; он обязательно добивается успеха.

Сказка строится по принципу цепной композиции, включающей в себя, как правило, троекратные повторы. Часто сказка включает песенки , прибаутки. Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. Образность дополняется забавностью сказок . В них, как правило, есть не только яркие живые образы, но и юмор.

Сказки о животных – самая древняя их разновидность. Герои сказок – волк , заяц, кот, медведь и многие другие животные ( «Петушок – золотой гребешок» , «Звери в яме» ).

Сказки о животных в яркой иносказательной форме отражают человеческий мир.

Волшебные сказки для детей полностью построены на вымысле, и заключают в себе особый мир со своими законами. Они имеют сложную структуру, определенные композиционные схемы, круг сюжетов и мотивов.

В волшебных сказках мы часто находим мотив испытания. «Морозко» .

Главные особенности волшебных сказок – это мотивы превращения, с которыми мы сталкиваемся в текстах «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» , «Царевна-Лягушка» .

Другая характерная особенность этого рода сказок – выполнение сложных задач, например, борьба героя с Кощеем или Змеем-Горынычем.

Счастливый финал волшебных сказок традиционно указывает на торжество светлого начала, победу добра.

В социально-бытовых сказках нашли свое отражение черты народного быта русских людей с самых древних времен. Здесь мы находим такие мотивы и темы, как сказка о трех братьях , в которых всегда есть противопоставление младшего старшим; это сказки о правде и кривде , о злой мачехе и умной доброй падчерице и т. п.

В любом случае, народные сказки несут в себе сокровища той великой мудрости, которая накапливалась целыми поколениями. Сказки баюкают , погружают в атмосферу волшебства и чуда. Они учат взрослых смотреть на мир непосредственным открытым взглядом, а детям в легкой и занимательной форме открывают важные жизненные истины.

Устное народное творчество доклад. Устное народное творчество русского народа

4

Рассказы устное народное творчество. Устное народное творчество, как первоисточник детской литературы и детского чтения

Устное народное творчество представляет собой обширный пласт русской культуры, формировавшийся на протяжении многих столетий. В произведениях русского фольклора отражаются многие чувства народа и его переживания, история, серьезные раздумья о смысле жизни, юмор, веселье и многое другое. Большинство произведений устного народного творчества существуют в стихотворной форме, которая позволяла их хорошо запоминать и передавать из поколения в поколение в устной форме.

К малым жанрам фольклора относятся небольшие по объему произведения: частушки, потешки, прибаутки, пословицы, загадки, колыбельные песни, небылицы, скороговорки. Иногда их относят к детскому фольклорному творчеству, потому, что знакомство человека в давние времена с этими произведениями происходило в том возрасте, когда он еще даже не разговаривал. Эти произведения интересны своей яркостью, доступностью, понятной для всех формой.

Малые жанры русского фольклора:


Русские народные пословицы

Рассказы устное народное творчество. Устное народное творчество, как первоисточник детской литературы и детского чтения 01

Русские пословицы и поговорки - представляют собой краткое, ритмически организованное, образное народное высказывание часто назидательного, поучающего содержания, это своеобразные народные афоризмы. Часто состоят из двух частей, подкрепленных рифмой, имеют ритм, характерную аллитерацию и ассонансы.

Подробнее >>


Русские народные потешки

Рассказы устное народное творчество. Устное народное творчество, как первоисточник детской литературы и детского чтения 02

Народные потешки – рифмованные коротенькие истории, песенки и стишки, сочетаемые с простыми движениями, предназначенные для развлечения ребенка, тренировки его памяти, развития мелкой моторики рук и координации движений, гармоничного развития ребенка в целом, посредством ненавязчивой игровой формы.

Подробнее >>


Русские народные прибаутки

Рассказы устное народное творчество. Устное народное творчество, как первоисточник детской литературы и детского чтения 03

Прибаутки или забавушки – маленькие смешные часто рифмованные произведения, рассказывающие в яркой, занимательной форме об интересных событиях, произошедших с её героями. Отличаются динамичным содержанием, энергичными поступками героев, призваны заинтересовать ребенка, развить его воображение, принести позитивные эмоции.

Подробнее >>


Русские народные небылицы

Рассказы устное народное творчество. Устное народное творчество, как первоисточник детской литературы и детского чтения 04

Русские народные небылицы - небольшие по объему сказочные истории, иногда поданные в рифмованной форме, сюжет которых построен на бессмысленных, неподдающихся логике событиях. Их задача – развеселить слушающего, привить ребенку чувство юмора, логику, фантазию и развить весь процесс мышления в целом.

Подробнее >>


Русские народные скороговорки

Рассказы устное народное творчество. Устное народное творчество, как первоисточник детской литературы и детского чтения 05

Русская скороговорка – короткая шуточная фраза, построенная на сочетании труднопроизносимых звуков, придуманная нашими предками для развлечения и используемая сейчас для коррекции проблем с речью и дикцией.

Подробнее >>


Русские народные частушки

Рассказы устное народное творчество. Устное народное творчество, как первоисточник детской литературы и детского чтения 06

Русские частушки - широта души русского человека, его тонкое чувство юмора и красота поэтической души в коротких, хлестких, берущих за душу, заставляющих смеяться и плакать в мелодичных рифмованных четверостишиях.

Подробнее >>


Русские народные загадки

Рассказы устное народное творчество. Устное народное творчество, как первоисточник детской литературы и детского чтения 07

Русская загадка – вопросительное иносказательно описание предметов и явлений, особый вид развлекательного, острословного жанра, призванный заставлять человека думать, проявлять сообразительность, развивать его память и внимание.

Подробнее >>


Русские народные колыбельные песни

Рассказы устное народное творчество. Устное народное творчество, как первоисточник детской литературы и детского чтения 08

Русская колыбельная – тихий, ритмичный и мелодичный напев, призванный успокоить ребенка и уложить его спать, сопровождающийся легким покачиванием детской колыбельки.


Произведения устного народного творчества и поэтические сказания о прошлом. Статья «История возникновения устного народного творчества».

Ирина Хорева
Статья «История возникновения устного народного творчества».

Обучение и воспитание детей исторически возникло с развитием человечества. Чтобы сохранить себя как вид на Земле, уже первобытные люди были заинтересованы в том, чтобы передавать молодому поколению опыт добычи пищи, защиты от непогоды и т. д. Эти первоначальные виды обучения и воспитания, когда ребёнок овладевал знаниями, умениями, навыками в процессе совместной деятельности со взрослыми, подражая им. Новое поколение, восприняв опыт предков, использовал его, внося усовершенствования. Вместе с опытом трудовой деятельности, передавался и опыт общения с другими людьми. Эти отношения из поколения в поколения закреплялись, развивались и совершенствовались в языке, символах.

С развитием русской народной культуры , появились правила обучения и воспитания детей, советы и наставления, запреты и разрешения. Уже в древнейших русских летописях, в устном народном творчестве , особенно в сказках и пословицах, утверждается мысль о том, что человек воспитуем и обучаем, что самое ценное человеческое качество – добродетель и её надо прививать, её надо учить, ибо причиной многих человеческих пороков является незнание, невежество. Добродетель – умение хорошо поступать, а хорошо поступать, в нашем случае, владеть коммуникативными умениями.

Одним из действенных средств воспитания человека, в семье и не только, является устное народное творчество , как неисчерпаемый источник искусства , основа народной культуры , эффективное средство эстетического воспитания детей, проверенным опытом каждого народа . Сила фольклора как средства семейного воспитания заключается в том, что своим содержанием учит детей различать добро и зло, а так же поведению «это можно» , «это нельзя» , «это хорошо» , «это плохо» , учит детей давать ответы на разные жизненные вопросы.

Слушая произведения устного народного творчества , ребёнок с помощью родителей делает выводы о своём поведении, стараясь избежать ошибок героев. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их юмору, ненавязчивости, знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество – неоценимое богатство народа , выработанный веками взгляд на жизнь, общество и правила поведения и общения в нём.

Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество , выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполнила литература.

Для детей народ создал замечательные сказки, песенки, потешки, загадки, поговорки, прибаутки и т. д. Произведения устного народного творчества не утратило своего воздействия на ребёнка и в наши дни. В этих произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народа . Просто и убедительно «говорит» сказка о победе добра над злом, правды над ложью, о торжестве справедливости. Положительный герой сказки всегда побеждает. Сказка показывает труд как основу жизни – трудолюбивый герой награждается, ленивый наказывается. В сказке прославляется разум, находчивость, отвага, мудрость.

Большинство песенок, потешек, прибауток создалось в процессе труда на природе в быту, в семье. Отсюда их чёткость, ритмичность, краткость и выразительность. Веками народ отбирал и хранил , передавая из уст в уста, из поколения в поколения, эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма, юмора. Благодаря простоте и мелодичности звучания дети, играя, легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову приучаясь пользоваться им в своей речи. Этим и черпается глубина воздействия на ребёнка малых поэтических форм устного народного творчества . Они оказывают и нравственное влияние – пробуждают в ребёнке чувство симпатии, любви к людям, окружающим его, ко всему живому, интерес и уважение к труду.

С удивительным педагогическим талантом «ведёт» народ ребёнка от простеньких игровых потешек к сложным поэтическим образам сказок; от строк забавляющих, успокаивающих к ситуациям, требующим от маленького слушателя напряжения всех душевных сил.