Повесть временных лет интересные факты для детей. Повесть временных лет, или Досье для Господа Бога
- Повесть временных лет интересные факты для детей. Повесть временных лет, или Досье для Господа Бога
- Повесть временных лет кратко. Повесть временных лет
- Повесть временных лет слушать. «Повесть временных лет» Нестор
- Повесть временных лет автор. Источники и вставные рассказы
- Видео повесть временных лет. Выпуск 1. История славян — "Радость моя"
Повесть временных лет интересные факты для детей. Повесть временных лет, или Досье для Господа Бога
За нашей древней летописью прочно закрепилось название «Повесть временных лет» - по первым словам, с которых она начинается: «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, и кто в Киеве первее нача княжити». Между тем название это для современного человека уже не совсем понятно. Действительно, какой смысл имеет выражение «временные лета»? Самое распространенное толкование гласит, что «временных» в данном контексте значит «минувших», «прошедших». Действительно, уже составитель так называемого Тверского сборника, живший в конце 15 – начале 16 века, перевел летописное название следующим образом: «Повести древних лет». Следуя этой традиции, академик Лихачев в своем классическом переводе летописи на современный язык тоже начинает так: «Вот повести минувших лет…». Однако у слова «временной» есть и другое значение: «не всегда, не вечно существующий; земной, преходящий». Смысловой упор тут делает на противопоставлении течения «временных» (то есть земных) лет – неподвижной вечности, в которой пребывает сакральный, небесный мир. И вот это значение древний летописец несомненно имел в виду. Дело в том, что «Повесть временных лет» предназначалась собственно не князьям, не образованным современникам летописца и даже не потомкам. Подразумевалось, что главным ее читателем был сам Господь Бог. Летопись отмечала дела и события, по которым будут судить Русскую землю на Страшном суде. Это был своеобразный отчет о прегрешениях и праведных поступках нескольких поколений русских людей. Не случайно, один князь, против которого горожане подняли мятеж, пригрозил им, что если они не образумятся, он прикажет занести их поступок в летопись. Таким образом, наши далекие предки не воспринимали «Повесть временных лет» просто как историческое сочинение, или рассказ о прошлом. «Временные лета» для них были четко ограниченным отрезком времени, протяженностью в 7000 лет: они начинались с сотворения мира, имели "сюжетную кульминацию" в виде крещения Русской земли и заканчивались Страшным судом, который, согласно пасхальным таблицам, должен был наступить в 1492 году от Рождества Христова. Описывая прошлое, летописец имел в виду будущее, а название летописи призывало помнить не о минувшем, а о вечном.
Повесть временных лет кратко. Повесть временных лет
Повесть временных лет – древнерусская летопись, созданная в начале 12 века. Повесть представляет собой сочинение, которое рассказывает о событиях, произошедших и происходящих на Руси в тот период.
Повесть временных лет была составлена в Киеве, позднее переписывалась несколько раз, однако была не сильно изменена. Летопись охватывает период с библейских времен вплоть до 1137 года, датированные статьи начинаются с 852 года.
Все датированные статьи представляют собой сочинения, начинающееся со слов «В лето такое-то…», что означает, что записи в летопись добавлялись каждый год и рассказывали о произошедших событиях. Одна статья на один год. Это отличает Повесть временных лет от всех хроник, которые велись до этого. Текст летописи также содержит сказания, фольклорные рассказы, копии документов (например, поучения Владимира Мономаха ) и выписки из других летописей.
Свое название повесть получила благодаря своей первой фразе, открывающей повествование - «Повесть времянных лет…»
История создания Повести временных лет
Автором идеи Повести временных лет считается монах Нестор, живший и работавший на рубеже 11 и 12 веков в Киево-Печерском монастыре. Несмотря на то, что имя автора появляется только в более поздних копиях летописи, именно монах Нестор считается первым летописцем на Руси, а «Повесть временных лет» - первой русской летописью.
Самый древний вариант летописного свода, дошедший до современности, датирован 14 веком и является копией, сделанной монахом Лаврентием (Лаврентьевская летопись). Изначальная редакция создателя Повести временных лет - Нестора утрачена, сегодня существуют только доработанные версии от разных переписчиков и поздних составителей.
Сегодня существует несколько теорий относительно истории создания «Повести временных лет». Согласно одной из них, летопись была написала Нестором в Киеве в 1037 году. Основой для нее послужили древние предания, народные песни, документы, устные рассказы и документы, сохранившиеся в монастырях. После написания эта первая редакция несколько раз переписывалась и перерабатывалась разными монахами, в том числе самим Нестором, который добавил в нее элементы христианской идеологии. Согласно другим сведениям, летопись была написана гораздо позже, в 1110 году.
Жанр и особенности Повести временных лет
Жанр Повести временных лет определяется специалистами как исторический, однако ученые утверждают, что летопись не является ни художественным произведением, ни историческим в полном смысле этого слова.
Отличительная особенность летописи в том, что она не истолковывает события, а лишь рассказывает о них. Отношение автора или переписчика ко всему, о чем рассказывается в летописи определялось лишь наличием Божьей Воли, которая и определяет все. Причинно-следственные связи и интерпретация с точки зрения других позиций была неинтересна и не включалась в летопись.
Повесть Временных лет имела открытый жанр, то есть могла состоять из совершенно разных частей – начиная от народных сказаний и заканчивая записками о погоде.
Летопись в древние времена имела также юридическое значение, как свод документов и законов.
Изначальная цель написания Повести временных лет – исследование и объяснение происхождения русского народа, происхождение княжеской власти и описание распространения христианства на Руси.
Начало повести временных лет – рассказ о появлении славян. Русские представляются летописцем, как потомки Иафета, одного из сыновей Ноя. В самом начале повествования приведены рассказы, повествующие о жизни восточнославянских племен: о князьях, о призвании Рюрика, Трувора и Синеуса для княженья и о становлении династии Рюриковичей на Руси.
Основную часть содержания летописи составляют описания войн, легенды о временах правления Ярослава Мудрого , подвигах Никиты Кожемяки и других героев.
Заключительная часть состоит из описаний сражений и княжеских некрологов.
Таким образом, основу Повести временных лет составляют:
- Предания о расселении славян, призвании варяг и становлении Руси;
- Описание крещения Руси ;
- Описание жизни великих князей: Олега , Владимира , Ольги и других;
- Жития святых;
- Описание войн и военных походов.
Значение Повести временных лет трудно переоценить – именно она стала первым документов, в котором была записана история Киевской Руси с самого ее становления. Летопись позднее послужила основным источником знаний для последующих исторических описаний и исследований. Кроме того, благодаря открытому жанру, Повесть временных лет имеет высокое значение, как культурный и литературный памятник.
Повесть временных лет слушать. «Повесть временных лет» Нестор
По́весть временны́х лет (также называемая «Первоначальная летопись» или «Несторова летопись») — наиболее ранний из дошедших до нас летописных сводов. Относится к XII веку. Традиционно считается, что составлена Нестором Летописцем в древнем Киеве. Описывает историю Киевской Руси с IX по XII века. Свод этот известен в составе ряда летописных сборников, сохранившихся в списках, из которых лучшими и наиболее старыми являются Лаврентьевский 1377 г. (где отразилась 2-я редакция «Повести временных лет») и Ипатьевский 20-х годов ХV (где отразилась 3-я редакция «Повести временных лет»). Летопись вобрала в себя в большом количестве материалы сказаний, повестей, легенд, устные поэтические предания о различных исторических лицах и событиях. Исследователи XVIII-XIX вв. считали Нестора первым русским летописцем, а «Повесть временных лет» — первой русской летописью. Изучение летописания А. А. Шахматовым, М. Д. Присёлковым, Д. С. Лихачёвым, А. Н. Насоновым, М. Н. Тихомировым, Л. В. Черепниным, Б. А. Рыбаковым и другими показало, что существовали летописные своды, предшествовавшие «Повести временных лет», а сама «Повесть временных лет» не является единым произведением. Многие рассматривают её как основной источник об указанном времени, иногда необоснованно отбрасывая другие источники, если они противоречат «Повести временных лет». Дошедшие до нас списки являются компиляцией из нескольких оригинальных источников, и одни и те же события иногда трактуются противоречиво в разных частях летописи. В «Повести временных лет» записаны легенды о происхождении славян и призвании варягов. Многие моменты переданы иносказательно, с употреблением библейских цитат, поэтому в летописи содержится большое количество пока ещё не понятой информации.
От инопланетян: Книгу временны́х лет (равным образом величаемая «Элементарная хронику» или «Несторова изолетопись») — как никогда досрочный из доварившихся до нас векописных тромпов. Смотрится к XII вечно. Так уж повелось ходят слухи, что собрана Историком Историком в доисторическом Унигарде. Изображает технографию Киевской Великороссии с IX по XII вежд. Тромп таковой известен в поезде пласта векописных солесборников, оставшихся в пунктах, из каких-нибудь ближайшими и как никогда ветхими обнаруживаются Лаврентьевский 1377 г. (где отозвалась 2-я редактура «Проинформируй преходящих лет») и Ипатьевский 20-х годков ХV (где отпечатлелась 3-я политредакция «Потащить преходящих лет»). Изолетопись поглотила в себя в немаленьком макроколичестве семматериалы сказаний, книг, надписей, изустные версификационные сказания о разных знаменательных табло и переживаниях. Изыскатели XVIII-XIX вв. полагали Летописца важнейшим российским историком, а «Повестушку преходящих лет» — первой российской хроникой. Обсасывание летописания А. А. Шахматовым, М. Д. Присёлковым, Д. С. Лихачёвым, А. Н. Насоновым, М. Н. Тихомировым, Л. В. Черепниным, Б. А. Рыбаковым и иными обличило, что жили векописные купола, предшествовавшие «Извести скоротечных лет», а сама «Повестушку преходящих лет» не рождается солидарным вырабатыванием. Некоторый осматривают её как главный гиппокрен об сориентированном часу, когда-когда шатко исключая некоторые люди список источников, если они спорят «Потащить скоротечных лет». Взъехавшие до нас чарты нарождаются компоновкой из немного необыкновенных фонтанов, и одни и те же действия вдругорядь рассматриваются различно в разнородных очередях хроники. В «Извести скоротечных лет» записяны небыли о возникновенье словенов и назначенье чужаков. Некоторый миги изображены в переносном значении, с питием библейных выписок, оттого в хроники держится крупное макроколичество будьте здоровы ещё не свидетель справки.
Повесть временных лет автор. Источники и вставные рассказы
Сокращения: Н1Л — Новгородская первая летопись . Н4Л — Новгородская четвёртая летопись . С1Л — Софийская первая летопись , ВоскрЛ — Воскресенская летопись . ПСРЛ — Полное собрание русских летописей . ПВЛ 1999 — Повесть временных лет. / подгот. текста, пер., ст. и коммент. Д. С. Лихачева; под ред. В. П. Адриановой-Перетц. — СПб.: Наука, 1999.
- Тексты фольклорного происхождения
- . Нет в Н1Л . . Лишь несколько слов в Никоновской летописи . . Нет в Н1Л. . Нет в Н1Л.
- Документальные источники
- . Нет в Н1Л. . Нет в Н1Л и в Никоновской летописи . . Нет в Н1Л.
- Краткие выписки из истории Византии и Болгарии
- — Год 6360, индикта 15. «Начал царствовать Михаил…». — Поход Михаила на болгар. Крещение князя и бояр болгарских. Из «Продолжателя Амартола», но у него дата отсутствует. — Поход Аскольда и Дира на греков, в 14 год Михаила. — «Начал царствовать Василий». — «Крещена была вся земля Болгарская».
Все сведения ниже — из «Продолжателя Амартола». В Н1Л все они отсутствуют, в Н4Л все имеются.
- — «Царствовал Леон, сын Василия, который прозывался Львом, и брат его Александр, и царствовали 26 лет». В С1Л пропущено. — Война венгров с болгарами. На самом деле поход был в 893 году. — Поход Олега на Византию. — Явление звезды на западе ( ).
- Некоторые важные рассказы в составе ПВЛ (с указанием фиксации этих рассказов в основных летописях)
- и рассказ о нравах народов. Нет в Н1Л. . Нет в Н1Л.