Минин и Пожарский википедия кто такие. Кто такие Минин и Пожарский и за что им благодарна целая страна?
- Минин и Пожарский википедия кто такие. Кто такие Минин и Пожарский и за что им благодарна целая страна?
- Чапаев. Настоящий Чапаев. Легендарный комдив генералом не стал, но им стал его сын
- Иван Сусанин. Как Иван Сусанин спас всю Российскую империю
- Минин и Пожарский кто это кратко, что они сделали. Кратко, кто такой Минин и Пожарский
- Кузьма Минин
- Минин и Пожарский памятник. Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади
Минин и Пожарский википедия кто такие. Кто такие Минин и Пожарский и за что им благодарна целая страна?
Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади — один из наиболее известных памятников Москвы, установленный перед собором Василия Блаженного. Открытый в далёком 1818 году, он стал первым скульптурным памятником в городе, а в наши дни превратился в один из узнаваемых символов столицы и обязательную к посещению туристами достопримечательность.
Монумент посвящён русским национальным героям, руководителям Второго народного ополчения — нижегородскому земскому старосте Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому, а также изгнанию польско-литовских интервентов из Москвы в 1612 году и окончанию Смутного времени.
Последовательность событий в период, называемый Смутой, в России назвать смогут немногие, но, если спросить о Минине и Пожарском, почти каждый ответит: «Это те, кто освободил Москву от поляков».
Оккупация Москвы польско-литовскими интервентами длилась с 1610 по 1612 год. Боярское правительство договорилось с королем Польши Сигизмундом III о признании его сына Владислава русским царем, но на условиях независимости государственной жизни, православной церкви и национального быта.
Однако поляки не собирались выполнять этот договор. Реальной властью в Москве обладали польские военачальники и их пособники из русских бояр. По стране разъезжали отряды польских панов. Захватчики начисто обирали население, топтали посевы, резали скот, сжигали города и села, зверски убивали или угоняли в плен жителей, издевались над русскими обычаями. В то же время на северо-западе страны объявился новый враг — шведы: они захватили древний Новгород.
К осени 1611 года значительная часть России на западе и северо-западе была в руках иноземцев. В полусожженной и разграбленной столице стоял вражеский гарнизон. Повсюду рыскали шайки лихих людей (разбойников). Страна пришла в полный упадок. Она не имела ни центрального правительства, ни армии, ни материальных средств. Ей угрожала потеря государственной независимости. Эту страшную пору народ прозвал «лихолетьем».
Мириться с гибелью государства было просто невозможно. Осенью 1611 года в Нижнем Новгороде по почину земского старосты Кузьмы Минина начали формироваться отряды народного ополчения для борьбы с врагами. Их ядро составили нижегородские посадские и служилые люди. Нужно было избрать военного предводителя будущей народной рати. Выбор пал на одного из лучших военачальников того времени, известного своей храбростью и честностью, — князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Всеми же хозяйственными делами и организацией ополчения ведал Кузьма Минин.
Чапаев. Настоящий Чапаев. Легендарный комдив генералом не стал, но им стал его сын
Среди реальных исторических персон прошлого не найти другого такого, кто стал бы неотъемлемой частью русского фольклора. О чём говорить, если одна из разновидностей шашечных игр называется «чапаевка».
Детство Чапая
Когда 28 января (9 февраля) 1887 года в деревне Будайка Чебоксарского уезда Казанской губернии в семье русского крестьянина Ивана Чапаева родился шестой ребёнок, ни мать, ни отец не могли и подумать о той славе, которая ждёт их сына.
Скорее, думали о предстоящих похоронах – малыш, названный Васенькой, родился семимесячным, был совсем слабеньким и, казалось, не мог выжить.
Однако воля к жизни оказалась сильнее смерти – мальчик выжил и стал расти на радость родителям.
Ни о какой военной карьере Вася Чапаев и не помышлял – в бедной Будайке стояла проблема каждодневного выживания, тут не до кренделей небесных.
Интересно происхождение семейной фамилии. Дед Чапаева, Степан Гаврилович , занимался выгрузкой сплавлявшегося по Волге леса и других тяжёлых грузов на Чебоксарской пристани. И частенько прикрикивал «чапь», «чепь», «чепай», то есть «цепляй» или «зацепляй». Со временем слово «чепай» закрепилось за ним как уличное прозвище, а затем стало официальной фамилией.
Любопытно, что сам красный командир впоследствии писал свою фамилию именно как «Чепаев», а не «Чапаев».
Бедность семьи Чапаевых погнала их в поисках лучшей доли в Самарскую губернию, в село Балаково. Здесь у отца Василия жил двоюродный брат, выступавший меценатом церковноприходской школы. Мальчика определили на учёбу, рассчитывая, что со временем он станет священником.
Героев рождает война
В 1908 году Василия Чапаева призвали в армию, но через год комиссовали по болезни. Ещё до ухода в армию Василий обзавёлся семьей, женившись на 16-летней дочери священника Пелагее Метлиной . Вернувшись из армии, Чапаев стал заниматься сугубо мирным плотницким ремеслом. В 1912 году, продолжая работать плотником, Василий вместе с семьёй переехал в Мелекесс. До 1914 года в семье Пелагеи и Василия родились трое детей – два сына и дочь.
Всю жизнь Чапаева и его семьи перевернула Первая мировая война. Призванный в сентябре 1914 года, Василий попал на фронт в январе 1915-го. Воевал на Волыни в Галиции и зарекомендовал себя умелым воином. Первую мировую Чапаев заканчивал в чине фельдфебеля, будучи награждённым солдатскими Георгиевскими крестами трёх степеней и Георгиевской медалью.
Осенью 1917 года бравый солдат Чапаев примкнул к большевикам и неожиданно показал себя блестящим организатором. В Николаевском уезде Саратовской губернии он создал 14 отрядов Красной гвардии, которые приняли участие в походе на войска генерала Каледина. На базе этих отрядов в мае 1918 года была создана Пугачёвская бригада под командованием Чапаева. Вместе с этой бригадой полководец-самоучка отбил у чехословаков город Николаевск.
Слава и популярность молодого командира росли на глазах. В сентябре 1918 года Чапаев возглавил 2-ю Николаевскую дивизию, которая наводила страх на противника. Тем не менее крутой нрав Чапаева, его неумение беспрекословно подчиняться привели к тому, что командование почло за благо отправить его с фронта на учёбу в академию Генштаба.
Уже в 1970-х годах ещё один легендарный красный командир Семён Будённый, слушая анекдоты о Чапаеве, качал головой: «Говорил я Ваське: учись, дурак, а то смеяться над тобой будут! Так не послушал ведь!»
Урал, Урал-река, могила его глубока…
Чапаев действительно не усидел долго в академии, вновь отправившись на фронт. Летом 1919 года он возглавил быстро ставшую легендарной 25-ю стрелковую дивизию, в составе которой провёл блестящие операции против войск Колчака . 9 июня 1919 года чапаевцы освободили Уфу, 11 июля – Уральск.
За лето 1919 года комдив Чапаев сумел немало удивить кадровых белых генералов своим полководческим талантом. И соратники, и враги видели в нём настоящего военного самородка. Увы, раскрыться по-настоящему Чапаев не успел.
Трагедия, которую называют единственной военной ошибкой Чапаева, произошла 5 сентября 1919 года. Дивизия Чапаева стремительно наступала, оторвавшись от тылов. Части дивизии остановились на отдых, а штаб разместился в посёлке Лбищенске.
5 сентября белые численностью до 2000 штыков под командованием генерала Бородина , совершив рейд, внезапно атаковали штаб 25-й дивизии. Основные силы чапаевцев находились в 40 км от Лбищенска и на помощь прийти не смогли.
Реальные силы, которые могли оказать сопротивление белым, составляли 600 штыков, и они вступили в бой, который продолжался шесть часов. На самого Чапаева охоту вёл специальный отряд, который, однако, не преуспел. Василию Ивановичу удалось выбраться из дома, где он квартировал, собрать около сотни бойцов, отступавших в беспорядке, и организовать оборону.
Иван Сусанин. Как Иван Сусанин спас всю Российскую империю
Имя Иван Сусанин в наше время стало нарицательным. С малых лет мы узнаем историю о том, что некий мужик, по имени Иван Сусанин завел поляков в болота и тем самым спас от гибели царя Михаила Романова, причем ценой собственной жизни. Он стал народным героем и символом «мужицкой» преданности царю. Что же на самом деле произошло и каким образом Сусанин спас всю Российскую империю?
Исторические сведения о Сусанине
О самом народном герое мало что известно. Поэтому сегодня факт его героического поступка многими поддается сомнению. Однако существует грамота царя Михаила Романова, которая была вручена зятю Сусанина, в ней было обозначено, что ему даруется половина деревни вместе с избавлением от всех видов податей и повинностей, о самом же спасителе царя и его империи, упоминается весьма кратко. Но исключать данный источник мы не имеем право.
Памятник Ивану Сусанину
Исторически сложившаяся версия говорит о том, что Иван Сусанин был рожден в деревне Домнино, расположенной в 70 верстах от Костромы.
И был, толи крепостным крестьянином, толи служил вотчинным старостой. Кроме того, подтверждается факт, что мужчина был преклонного возраста, имел дочь Антониду и зятя Богдана Сабинина.
Подвиг Ивана Сусанина
1613 год в русских землях – это время Смуты и гражданской войны, которая плавно перешла в борьбу с польской интервенцией. На престол был избран Михаил Федорович Романов, по воли судьбы зимой вместе с матерью проживал в деревне Домнино, именно против него и был направлен отряд поляков. Их задача была захватить царя. Интервенты направились выполнять свою задачу и в окрестностях выше указанной деревни захватили в плен ее жителей, среди них оказался и Сусанин. Пленных пытали, хотели узнать точное местонахождение русского царя. Считается, что Иван, будучи старостой, знал где находится Михаил Романов. И даже согласился помочь полякам, указав, что на рассвете покажет путь.
Подвиг Ивана Сусанина, отображенный на картине
Но взявшись быть проводником, повел отряд в противоположную сторону, завел их вглубь леса к Исуповскому болоту.
Но перед тем, как отправиться в путь, отправил своего зятя сообщить царским особам о опасности. Что он и сделал, Михаил Романов вместе со своей матерью укрылся в Ипатиевском монастыре. Сам же Иван Сусанин был изрублен на части, но и вражескому отряду не удалось избежать смерти, они все погибли в болотных топях.
Михаил Федорович Романов не забыл подвиг героя и через 6 лет щедро отблагодарил родственников Сусанина. О том, что сделал простой мужик для царского рода и всей российской империи не забывали и дальше. Жалованные грамоты и льготные указы родственники получали до1837 года.
Образ Сусанина в российской истории
В период царской России образ Сусанина стал предметом культа. На его честь устанавливали памятники, называли улицы и площадя, посвящали картины, скульптуры, музыкальные и литературные произведения. Использовали в качестве пропаганды для подавления польских восстаний, во время первой мировой войны.
Картина с изображением Сусанина в роли старосты деревни
В начале советского периода подвиг Сусанина встретил негативное отношения, пострадал даже памятник, который был сброшен с постамента.
Его больше не величали героем, а называли «царским слугой». Но уже с 30-х годов ХХ столетия образ вернул себе звание народного героя. Во времена Второй мировой войны много народа повторяли подвиг мужика Ивана, спасая деревни, отряды. Есть даже историческая книга, в которой описаны около шестидесяти подвигов «последователей» Ивана Сусанина.
Минин и Пожарский кто это кратко, что они сделали. Кратко, кто такой Минин и Пожарский
С сентября 1610 года Москва была занята польскими войсками. Боярское правительство договорилось с королем Польши Сигизмундом III о признании его сына Владислава русским царем, но на условиях независимости государственной жизни, православной церкви и национального быта.
Однако поляки не собирались выполнять этот договор. Реальной властью в Москве обладали польские военачальники и их пособники из русских бояр. По стране разъезжали отряды польских панов. Захватчики начисто обирали население, топтали посевы, резали скот, сжигали города и села, зверски убивали или угоняли в плен жителей, издевались над русскими обычаями. В то же время на северо-западе страны объявился новый враг — шведы: они захватили древний Новгород.
К осени 1611 года значительная часть России на западе и северо-западе была в руках иноземцев. В полусожженной и разграбленной столице стоял вражеский гарнизон. Повсюду рыскали шайки лихих людей (разбойников). Страна пришла в полный упадок. Она не имела ни центрального правительства, ни армии, ни материальных средств. Ей угрожала потеря государственной независимости. Эту страшную пору народ прозвал «лихолетьем».
Мириться с гибелью государства было просто невозможно. Осенью 1611 года в Нижнем Новгороде по почину земского старосты Кузьмы Минина начали формироваться отряды народного ополчения для борьбы с врагами. Их ядро составили нижегородские посадские и служилые люди. Нужно было избрать военного предводителя будущей народной рати. Выбор пал на одного из лучших военачальников того времени, известного своей храбростью и честностью, — князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Всеми же хозяйственными делами и организацией ополчения ведал Кузьма Минин.
Нижегородское войско быстро превратилось в общерусское. Оно ставило своей целью освобождение Москвы и изгнание из страны интервентов.
Весной 1612 года ополчение двинулось на Ярославль, в котором пробыло около четырех месяцев, продолжая подготовку к походу на Москву. За это время оно значительно возросло и окрепло. В июле 1612 года народная дружина Минина и Пожарского выступила на Москву.
24 августа в самой столице произошла упорная и кровопролитная битва. Русские разгромили армию гетмана Ходкевича, который шел на помощь польскому гарнизону, занимавшему Кремль.
В октябре 1612 года, не выдержав голода, осажденный вражеский гарнизон сдал Кремль. Ополчение Минина и Пожарского полностью освободило столицу от врагов .
Вскоре и вся русская земля была очищена от разрозненных отрядов польских панов. Так русский народ, тесно сплотившись перед лицом опасности, спас свою землю от иностранного порабощения.
В память о патриотической деятельности Минина и Пожарского в 1818 году на Красной площади в Москве установлен памятник работы скульптора И. П. Мартоса. На нем выбита надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия».
Кузьма Минин
Кузьма Минин (Захарьев-Сухорук; Кузьма Минич; Козьма Минич Минин Сухорук; Козьма Минич Захарьев Сухорукий). Родился в 1570-е годы - умер 21 мая 1616 года. Русский военный и политический деятель. Организатор и руководитель Земского ополчения 1611-1612 годов в период борьбы русского народа против польской, литовской и шведской интервенций. Русский национальный герой.
Относительно места и времени рождения Кузьмы Минина информации нет. Родился во второй половине XVI века, предположительно, в 1570-е годы.
Отец (предположительно) - Мина Анкудинов из Балахны, солеварщик.
Имел брата Сергея Минина и сестру Софью, ставшую монахиней.
Стоит отметить, что получившая широкое растространение в исторической литературе балахнинская версия основана не на документах, а на народном предании. Последнее, в свою очередь, скорей всего проистекает из того факта, что в Балахне в одной трубе находились бадьи, принадлежавшие балахнинским Мининым и князю Дмитрию Пожарскому . В связи с этим есть предположение, что Минин и Пожарский состояли в неких деловых отношениях, в связи с чем Кузьма и обратился к нему с идеей вместе создать ополчение. Минины долго прозывались Анкудиновыми, а поменяли прозвище после Смуты. Имущество в Балахне Минины получили в конце 1608 года после казни приверженцев Тушинского вора - двух главных солепромышленников Балахны, посадских старост Василия Кухтина и Алексея Суровцева.
Как свидетельствует Писцовая книга города Балахны 1674-1676 годов, Минин владел пятьюстами бадьями рассола, тогда как Дмитрий Пожарский являлся владельцем 100 бадей. В Писцовой книге Заузольской волости за 1591 год за Миной Анкудиновым числился рассол в трубе Каменке (в этой же трубе его сыну Федору также принадлежали рассолы). Т.е. Минины занимались соляными промыслами и с Балахной их могло связывать только семейное дело. Таким образом, балахнинская версия происхождения Мининых ставится под сомнение. Более того, высказывались версии, что балахнинские Минины были лишь однофамильцами Кузьмы.
Озвучивались версии о татарском происхождении Кузьмы Минина, якобы он является крещеным татарином Киришей Миннибаевым. В свое время председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин поддержал версию о татарском происхождении Минина. Об этом говорил патриарх Московский и всея Руси Алексий II, отмечая, что в ополчении Минина и Пожарского было много татар, которые шли освобождать Москву от интервентов потому, что Минин был татарином.
Также эту версию публично озвучивал и Владимир Путин , говоря, что Россию освободил татарин Минин, а освобождение пришло из Казани. Видимо, он имел в виду предшествовавшие созданию и Первого, и Второго ополчений присягу Казанского государства 9 января 1611 года уже мертвому Лжедмитрию II и последовавшее за ним письмо казанцев в Вятскую землю «стати бы, господа, нам православным крестьяном за истинную православную Христову веру всем единодушно, чтоб нам православным крестьяном не отдатись от православныя крестьянския веры в злую и в проклятую латынскую веру». Однако после отбытия в Первое ополчение вместе с войсками и иконой казанской Богоматери большого воеводы Морозова казанцы, которых исторические города Руси призывали на помощь, колебались. Поэтому несмотря на призыв русских городов к Казани, а патриарха Гермогена - и к Нижнему Новгороду, и к Казани - вопреки надеждам русских и обещанию казанцев освобождение московского государства пришло все-такие не из Казани, а благодаря Минину - из Нижнего Новгорода.
Минин и Пожарский памятник. Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади
Фото памятника Минину и Пожарскому
Памятник Минину и Пожарскому расположен перед Собором Василия Блаженного на Красной площади в Москве. Это первый памятник в столице, сооруженный не в честь государя, а в благодарность народным героям. Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади, созданный великим русским скульптором Иваном Петровичем Мартосом, стал лучшей его работой. Скульптурная композиция отражает патриотизм и доблесть не только двух героев России, но и всего русского народа.
Из истории
В 1803 году Вольное общество любителей словесности, наук и художеств Санкт-Петербурга выступило с инициативой собрать средства на создание памятника в честь героев нижегородского ополчения 1612 года. Главной фигурой композиции должен был стать народный герой нижегородский земской староста Кузьма Минин, а установить монумент планировалось в Нижнем Новгороде , поскольку именно здесь собралось Второе земское ополчение.
Для справки: В 1612 году нижегородский купец Кузьма Минин призвал создать народное ополчение и изгнать иноземцев из Москвы. Главным воеводой он предложил назначить нижегородского князя Дмитрия Пожарского. Под Нижним Новгородом было собрано огромное войско, для которого люди приносили одежду, оружие и деньги. Под руководством этих патриотов народное ополчение с иконой Казанской Божией матери направилось в Москву и 4 ноября 1612 года был штурмом взят Китай-город и иноземцы были изгнаны из столицы.
Создание памятника
В 1808 году прошел конкурс на выполнение проекта памятника, в результате которого победу одержала работа Ивана Мартоса. Средства на строительство собирали по всей России, причем все желающие могли увидеть гравюру с изображением будущего монумента.
Над скульптурной композицией Иван Мартос работал 14 лет – с 1804 по 1817 год. Установить ее планировалось в 1812 году к 200-летию победы над польско-литовскими интервентами, но война с Наполеоном помешала выполнить эти планы. Вместе с тем, победа России над французами вызвала новую волну патриотизма, воплощением которого стала созданная Мартосом скульптурная композиция.
Описание
Главной фигурой памятника является фигура Кузьмы Минина - его поднятая вверх рука указывает Пожарскому и всему русскому народу на Москву, призывая защитить ее от чужеземного ига. Мужественный торс и широкий шаг героя выражают его уверенность и решительность.
Дмитрий Пожарский изображен сидящим, он еще не оправился после ранения, но уже откликнулся на призыв Минина. В одной его руке - щит с изображением Спаса, а другая рука – на мече, протянутом Кузьмой Мининым.
Меч объединяет фигуры двух героев, подчеркивает их единство и выражает готовность возглавить ополчение и повести народ на борьбу с иностранным игом.
Работы Ивана Мартоса в большей своей части выполнены в классическом стиле и поэтому можно видеть, что лицом Минин напоминает Зевса и оба героя имеют античные одеяния. Но, если присмотреться, то можно заметить, что на щите изображен Спас. Рубаха Кузьмы отделана узором, характерным для русской одежды, а стрижка выполнена скобой, как у русского мужика, то есть, автор хотел подчеркнуть важную роль русского народа в победе над оккупантами.
Памятник был открыт 20 февраля 1818 года. На церемонии присутствовали император Александр I, его супруга, императрица Елизавета Алексеевна и большое число жителей Москвы. Первоначально скульптуры находились в центре Красной площади , а позже композицию сместили к Собору Василия Блаженного , чтобы освободить место для прохода демонстраций и военных парадов.
В Нижнем Новгороде вместо монумента установили обелиск в честь героев ополчения, а в 2005 году по инициативе Юрия Лужкова под руководством Зураба Церетели была отлита копия памятника, установленного в Москве. Эту композицию поместили под стенами Нижегородского Кремля , рядом с церковью Иоанна Предтечи. Именно с паперти этого храма Кузьма Минин призывал народ объединиться и освободить Москву.
Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади на фоне Собора Василия Блаженного является символом Москвы. Этот монумент посвящен героизму всего русского народа, сплотившегося в борьбе против польско-литовского ига.