Лермонтов и космос: что знал великий русский поэт о Вселенной
- Лермонтов и космос: что знал великий русский поэт о Вселенной
- Связанные вопросы и ответы
- Что знал Лермонтов о космосе и законах Вселенной
- Как Лермонтов изучал космос и законы Вселенной
- В каких произведениях Лермонтова можно найти упоминания о космосе и законах Вселенной
- Какие идеи о космосе и законах Вселенной были актуальны в эпоху Лермонтова
Лермонтов и космос: что знал великий русский поэт о Вселенной
Мир Михаила Лермонтова был необычайно широким и разнообразным. Его поэзия и проза восхищали не одно поколение читателей, а его творчество до сих пор остается актуальным и востребованным. Но что знал Лермонтов о космосе и Вселенной?
В начале XIX века, когда жил и творил Лермонтов, астрономия была еще в зачаточном состоянии. Но это не помешало поэту увлечься изучением космоса и Вселенной. Он читал книги о астрономии и космологии, посещал лекции и выставки, посвященные этой теме.
В своих произведениях Лермонтов часто обращался к теме космоса и Вселенной. Он писал о звездах, планетах, межзвездных пространствах и даже о других цивилизациях, которые могут существовать в космосе.
Одна из самых известных поэм Лермонтова, "Демон", также содержит отсылки к космосу и Вселенной. В ней поэт описывает путешествие демона по миру и по космосу, где он встречается с разными существами и цивилизациями.
Также Лермонтов интересовался теорией эволюции и возникновения жизни на Земле. Он был уверен, что жизнь на других планетах также возможна, и что мы не одиноки в космосе.
В целом, Лермонтов был одним из первых русских поэтов, которые обратили внимание на космос и Вселенную. Его интерес к этой теме отразился на его творчестве и оставил неизгладимый след в истории русской литературы.
Список литературы
1. Лермонтов М. Ю. Полное собрание сочинений в 10 томах. - М.: Художественная литература, 1979.
2. Лермонтов М. Ю. Поэмы. - М.: Художественная литература, 1984.
3. Лермонтов М. Ю. Письма. - М.: Художественная литература, 1986.
4. Лермонтов М. Ю. Дневник. - М.: Художественная литература, 1988.
5. Лермонтов М. Ю. Статьи, речи, заметки. - М.: Художественная литература, 1990.
Таблица 1: Список произведений Лермонтова, в которых упоминается космос и Вселенная
Таблица 2: Список произведений Лермонтова, в которых упоминается теория эволюции и возникновение жизни на Земле
Связанные вопросы и ответы:
Вопрос 1: Что знал Лермонтов о Космосе и законах Вселенной
Ответ: Лермонтов был знаком с основными представлениями о Космосе и законах Вселенной своего времени. Он изучал астрономию и физику, что позволяло ему понимать основные принципы строения Вселенной и ее законов. Лермонтов был особенно заинтересован в теории гравитации, которую разработал Исаак Ньютон, и в теории электромагнетизма, которую развивал Майкл Фарадей. Лермонтов также интересовался космологией и изучал работы таких ученых, как Эдмунд Галлей и Уильям Гершель.
Вопрос 2: Как Лермонтов мог узнать о Космосе и законах Вселенной в свое время
Ответ: Лермонтов мог узнать о Космосе и законах Вселенной в свое время благодаря своим научным интересам и знакомству с учеными своего времени. Он посещал лекции и семинары по астрономии и физике, читал научные труды и журналы, общался с учеными и интеллектуалами своего времени. Лермонтов также имел доступ к библиотекам и архивам, где хранились научные труды и документы.
Вопрос 3: Как Лермонтов мог использовать свои знания о Космосе и законах Вселенной в своем творчестве
Ответ: Лермонтов мог использовать свои знания о Космосе и законах Вселенной в своем творчестве, чтобы добавить глубины и смысла к своим произведениям. Он мог вводить космические и физические метафоры, чтобы описать чувства и переживания своих героев. Лермонтов мог также использовать космические и физические принципы, чтобы создать образы и сюжеты, которые были бы более убедительными и убедительными.
Вопрос 4: Как Лермонтов мог повлиять на развитие науки в России своим знанием о Космосе и законах Вселенной
Ответ: Лермонтов мог повлиять на развитие науки в России своим знанием о Космосе и законах Вселенной, популяризируя научные идеи и принципы среди широкой публики. Он мог использовать свое влияние и авторитет, чтобы привлечь внимание к важным научным проблемам и инициировать дискуссии о них. Лермонтов также мог способствовать развитию науки, поддерживая ученых и интеллектуалов своего времени и способствуя их творческому развитию.
Вопрос 5: Как Лермонтов мог повлиять на развитие искусства в России своим знанием о Космосе и законах Вселенной
Ответ: Лермонтов мог повлиять на развитие искусства в России своим знанием о Космосе и законах Вселенной, добавив новые идеи и образы в свое творчество. Он мог использовать космические и физические метафоры, чтобы создать более глубокие и убедительные образы и сюжеты. Лермонтов также мог способствовать развитию искусства, поддерживая художников и писателей своего времени и способствуя их творческому развитию.
Вопрос 6: Как Лермонтов мог повлиять на развитие общества в России своим знанием о Космосе и законах Вселенной
Ответ: Лермонтов мог повлиять на развитие общества в России своим знанием о Космосе и законах Вселенной, популяризируя научные идеи и принципы среди широкой публики. Он мог использовать свое влияние и авторитет, чтобы привлечь внимание к важным социальным проблемам и инициировать дискуссии о них. Лермонтов также мог способствовать развитию общества, поддерживая социальных активистов и интеллектуалов своего времени и способствуя их творческому развитию.
Вопрос 7: Как Лермонтов мог повлиять на развитие культуры в России своим знанием о Космосе и законах Вселенной
Ответ: Лермонтов мог повлиять на развитие культуры в России своим знанием о Космосе и законах Вселенной, добавив новые идеи и образы в свое творчество. Он мог использовать космические и физические метафоры, чтобы создать более глубокие и убедительные образы и сюжеты. Лермонтов также мог способствовать развитию культуры, поддерживая ученых, художников и писателей своего времени и способствуя их творческому развитию.
Вопрос 8: Как Лермонтов мог повлиять на развитие человечества своим знанием о Космосе и законах Вселенной
Ответ: Лермонтов мог повлиять на развитие человечества своим знанием о Космосе и законах Вселенной, популяризируя научные идеи и принципы среди широкой публики. Он мог использовать свое влияние и авторитет, чтобы привлечь внимание к важным глобальным проблемам и инициировать дискуссии о них. Лермонтов также мог способствовать развитию человечества, поддерживая ученых, художников и писателей своего времени и способствуя их творческому развитию.
Что знал Лермонтов о космосе и законах Вселенной
Первый космонавт планеты Ю.А. Гагарин назвал поэта М.Ю. Лермонтова единственным «космическим» поэтом. Лермонтов первым увидел Землю из безвоздушного пространства: «В небесах торжественно и чудно/ спит Земля в сиянье голубом…» Позже космонавты именно так и описывали Землю.
12 апреля 1961 года на орбите первым восклицанием Ю.А. Гагарина было: «Красота-то какая!», а уж потом произносит положенные по программе слова. И, возвратившись домой, первым делом рассказывает: «Земля радовала сочной палитрой красок. Она окружена ореолом нежно-голубоватого цвета. Затем эта полоса постепенно темнеет, становится бирюзовой, синей, фиолетовой и переходит в угольно-черный цвет. Этот переход очень красив и радует глаз…»
Читать далееКраски неба глазами Лермонтова очень схожи с описанием красок «небесной бездны» Гагарина. Голубой цвет подчеркивает как поэт, так и космонавт. Гагарин восхищается красотой неба, испытывая при этом некую радость, а в стихотворении Лермонтова присутствует грусть.
Небеса Лермонтова – космос, из которого он смотрит на землю. Он завидует звездам. В мире звезд и неба поэт чувствует гармонию, которой так не хватает человеку. Звездное небо – его дом. С вопросами он обращается к звездам, которые далеки и не могут дать ответа. Ответ он дает себе сам – он другой, не такой как все люди, его мечты и стремления идеальны, далеки от земной жизни. Лермонтов верит в светлый Высший мир, в жизнь бесконечную, из высот и далей которой земная жизнь выглядит лишь кратким эпизодом.
Стихотворение Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» было написано за несколько дней до 15 июля , до дня дуэли и смерти Михаила Юрьевича.
В ночной час одиноко выходит поэт к пустынному склону Машука. В небесах – южная голубая ночь, в туманном синем свете – земля. Звезды мерцают, их далекие лучи делаются то ярче, то чуть гаснут. Там, на высоте, таинственная беседа. Мир и покой. В лунном свете стелилась впереди покрытая мелкой каменной осыпью машукских скал дорога – кремнистый путь.
«Выхожу один я на дорогу…» принадлежит «к лучшим созданиям Лермонтова». Поэт взволнован величием ночи, очарован торжественной тишиной и покоем, разлитым в природе.
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Как Лермонтов изучал космос и законы Вселенной
I.
Лермонтов — все еще спорный поэт. Спорят не о размерах его таланта, даже не об его историко-литературном значении, а преимущественно о внутреннем смысле его творчества. Это — судьба почти всякого большего писателя. Художественные создания суггестивно вызывают в каждом из нас свой ряд эмоций и мыслей, и уже одно это обстоятельство в значительной степени предопределяет различия в наших суждениях о писателе. Интуиция, здесь законная более, чем где-либо, нередко с успехом вступает в борьбу с логикой аргументов. Всего сильнее чувствуется это при оценке лирических поэтов. Нелегко уловить рельеф дюн, поверхность которых то и дело изменяется под давлением ветра: так же трудно бывает порою уловить твердую сердцевину лирической поэзии с её капризным перебоем чувств и настроений. Лермонтов в этом отношении, несомненно, представляет значительные трудности. Еще Белинский, анализируя стихотворения Лермонтова, нашел в них «все силы, все элементы, из которых слагается жизнь и поэзия»: «несокрушимая сила и мощь духа, смирение жалоб, елейное благоухание молитвы, пламенное, бурное одушевление, тихая грусть, кроткая задумчивость, вопли гордого страдания, стоны отчаяния, таинственная нежность чувства, неукротимые порывы дерзких желаний, целомудренная чистота, недуги современного общества, картины мировой жизни, хмельные обаяния жизни, укоры совести, умилительное раскаяние, рыдание страсти и тихие слезы, как звук за звуком, льющиеся в полноте умирённого бурею жизни сердца, упоения любви, трепет разлуки, радость свидания, чувство матери, презрение к прозе жизни, безумная жажда восторгов, полнота упивающегося роскошью бытия духа, пламенная вера, мука душевной пустоты, стон отвращающегося самого себя чувства замершей жизни, яд отрицания, холод сомнения, борьба полноты чувства с разрушающею силою рефлексии, падший дух неба, гордый демон и невинный младенец, буйная вакханка и чистая дева — все, все в поэзии Лермонтова: и небо и земля, и рай и ад»… Такая расточительная роскошь и такое неизмеримое богатство идей и образов! И хочется спросить себя: «Где же тут полнее всего выражается душа Лермонтова? что можно считать основным в этом разнообразии мотивов?» Хочется свои интуитивные восприятия прояснить логикой аргументов. По отношению к Лермонтову сущность вопроса сводится к определению философского смысла его поэзии. Правда, В.О. Ключевский (в статье «Грусть») не советовал нам искать у Лермонтова «того поэтического света, какой бросает поэт-философ на мироздание, чтобы по-своему осветить соотношение его частей, их стройность или нескладицу», и утверждал, что «у него нет поисков смысла жизни», что он — «поэт не миросозерцания, а настроения», что «поэзия Лермонтова — только настроение без притязания осветить мир каким-либо философским или поэтическим светом, расшириться в цельное миросозерцание». Но если у поэта, действительно, нет цельного миросозерцания, у него могут быть элементы миросозерцания, и важно выяснить эти элементы и их сочетание, определяемое психологией поэта, которая во всех подобных случаях должна служить для исследователя руководящим компасом. Наконец, самое «настроение» поэта, его поэтическая концепция мира уже есть философия. в сущности каждый истинный поэт философ. Философ даже и в том случае, если он не знаком ни с одной философской книгой. Философично само поэтическое созерцание. Душа поэта — призматический кристалл, в котором преломляется его мироощущение. У поэта — своя, непосредственная философия, которая может обладать даже большой внутренней убедительностью, если он сумеет очаровать нас своими образами и звуками. Имел ли известный шеллингианец, проф. М. Г. Павлов, какое-нибудь влияние на Лермонтова или не имел никакого, все равно мы в праве искать философского содержания в его поэзии. «Музыка моего сердца», писал Лермонтов в одной заметке 1830 г., «была совсем расстроена нынче. Ни одного звука не мог я извлечь из скрипки, из фортепьяно, чтоб они не возмутили моего слуха». Для поэта мир — величественная арфа, настроенная в тон «музыке» его сердца. Лермонтов дорожит музыкой своего сердца и инстинктивно ищет гармонии в мироздании. в этом смысле у него есть своя философия. её предметом является вековечная проблема о земле и небе , как двух стихиях нравственного бытия человека. Наша литературная критика уже не раз говорила об «элементах немецкого идеалистического романтизма» в поэзии Лермонтова (Коробка), об его «громадном тяготении к сверхчувственному миру» (Андреевский), об его «поэтическом лунатизме» (Спасович), об его мистическом «движении — оттуда сюда» (Мережковский) и пр. Разобраться в этом вопросе первостепенной важности значит открыть тот внутренний свет, который озаряет все мотивы и образы в поэзии Лермонтова, значит найти золотые нити в сложной ткани его творчества.
В каких произведениях Лермонтова можно найти упоминания о космосе и законах Вселенной
Биография Лермонтова слишком коротка и хрестоматийна, чтобы здесь подробно на ней останавливаться: родился 3(15) октября 1814-го в Москве, в 1837-м написал своё самое знаменитое стихотворение «Смерть поэта» и переведён служить на Кавказ; в июле 1841-го убит на дуэли «тупым служакой» МАРТЫНОВЫМ (который, правда, всю оставшуюся жизнь в день гибели Лермонтова, 15 (27) июля, страшно напивался, корил себя и плакал).
Один из якорей лермонтовской легенды — это, конечно, привязка к гибели ПУШКИНА и последующее утверждение Лермонтова в роли первого поэта империи. Существует мнение, что если бы не смерть А.С.П. и громадный общественный резонанс, вызванный знаменитыми строками в память «солнца русской поэзии», Лермонтов не «выстрелил» бы и остался не более чем салонным поэтом. Едва ли это так: масштаб дарования М.Ю. поистине громаден, однако мало ли крупных поэтов ушло, так и не заняв по-настоящему достойного места в литературе?..
Один из самых живучих мифов о Лермонтове — это слова Николая ПЕРВОГО , якобы сказанные по поводу известий о гибели поэта на дуэли: «Собаке собачья смерть». Император, конечно, имел много оснований недолюбливать М.Ю., однако более правдоподобной представляется другая версия о реакции Николая Павловича на смерть поэта: «Господа, получено известие, что тот, кто мог заменить нам Пушкина, убит!» — встревоженно сказал царь царедворцам.
У главы государства, по свидетельствам современников, были личные основания и для первого, и для второго заявления. Начнём с того, что царя чрезвычайно оскорбило то, что Лермонтов считал виновным в смерти Пушкина лично его, Николая I. Это обвинение в очень резкой форме изложено в «Смерти поэта». Между тем известно, что Лермонтов с Пушкиным знаком не был, обстоятельства его гибели знал понаслышке, со слов общих знакомых, между тем как Николай велел передать умирающему А.С.П. записку со словами «О жене и детях не беспокойся, я беру их на свои руки» и заплатил громадные долги поэта. Далее. В феврале 1840-го Михаил Юрьевич, уже имея «первое предупреждение» власти, затеял дуэль с сыном французского посла в России Эрнестом де БАРАНТОМ . (Один из главных советских литературоведов Ираклий АНДРОНИКОВ отмечал, что «дуэль была подстроена аристократией», а не сам М.Ю. в свойственной ему милой манере спровоцировал конфликт. — Авт.) После несостоявшегося заклания упрямого Баранта Лермонтов — автор не только «Смерти поэта» и идеолого-диверсионного стихотворения «Прощай, немытая Россия», но и вполне верноподданнического «Опять, народные витии» — был отправлен в страшную ссылку на курорты Северного Кавказа: «…ибо в то время это было единственное место ратных подвигов нашей гвардейской молодёжи, и туда устремлены были взоры и мысли высшего светского общества», — пишет декабрист Александр МУРАВЬЁВ .
Какие идеи о космосе и законах Вселенной были актуальны в эпоху Лермонтова
Михаил Юрьевичпрожил очень короткую жизнь – всего 27 лет. Его жизнь в литературе была еще короче – лишь четыре года, с 1837 по 1841 годы. Бо́льшая часть произведений написана с 1828 г. по 1836 г., однако взыскательный поэт не считал их достойными публикации и был разгневан, когда отдельные его сочинения попали в печать. Значительно меньшее количество произведений создано в 1837 – 1841 гг., но качество их неизмеримо выше. Из созданногоым в юношеский период 1828 – 1836 гг. лишь несколько («Ангел», «Нищий», «Парус», «Русалка», «Умирающий гладиатор», драма «Маскарад» и поэма «Демон» в шестой редакции) являются истинными шедеврами, в то время как практически все произведения, принадлежащие к зрелому периоду, – классические.Главная особенность творческой эволюцииа заключается в высказанности всех основных идей еще в раннем периоде развития поэта, который смотрит на мир с позиций личностных воззрений, вполне оформившихся уже в ранней юности. Однако свое поэтическое мастерствооттачивает долго и кропотливо, с вполне отчетливой «оглядкой» на авторитеты,,а. Поэт стремится проникнуть в существо Мироздания и человека, задает вечные вопросы бытию и самому себе. Оригинальное и зрелое содержание, свойственное юношескому периоду лермонтовского творчества, помещено в несовершенную пока, ученическую форму, при этом богатство идей, эмоциональной наполненности, творческий потенциал уже в эти годы неоспоримы. Зрелый период творчестваа становится лишь качественным углублением идей, заявленных и разрабатываемых в юности, именно в этом направлении зарождаются и новые представления о мире и о личности. Самым основным отличием юношеской лирики 1828 – 1836 гг. от лирической поэзии зрелого периода 1837 – 1841 гг. стоит считать саму степень художественности, которая постепенно совершенствуется, оттачивается, лирический герой перестает осознаваться лишь как alter ego автора, а приобретает типические черты современникаа. И посколькувесьма критически относится к своему раннему творчеству, не считая свои стихотворения достойными публикации, исследователи считают рубежным 1837 год, когда решение о печати собственных лирических произведений поэтом все же принимается. Однако широкая известность приходит ку именно как к автору романа «Герой нашего времени», публикация которого осуществляется в 1838 – 1840 гг. в журнале «Отечественные записки».