Коменский Ян Амос интересные факты. Биография:
Коменский Ян Амос интересные факты. Биография:
Ян Амос Коменский, великий чешский педагог, родился 28 марта 1592 года в Южной Моравии. Его родители были протестантами.
Он учился в братской школе, а после смерти отца продолжил образование в латинской школе и Херборнской академии.Поступив в Гейдельбергский университет, Коменский начал работу над созданием энциклопедии «Театр всех вещей» и полным словарём чешского языка.Будучи учителем братской школы, он начал писать дидактический труд, но в связи с гонениями со стороны католиков уехал в Польшу, где преподавал в гимназии и продолжал работу над «Великой дидактикой» .Коменский является автором нескольких учебников по языкознанию, физике и астрономии, руководства по семейному воспитанию «Материнская школа» .
В 1650 году он стал организатором школьного дела в Венгрии, где попытался создать школу нового типа, обучение в которой длилось семь лет, и у каждого класса были свои учителя, учебники и учебные комнаты. Ему удалось организовать только три класса из семи.Коменский старался оживить процесс обучения, вызвать интерес детей к знаниям, широко применяя метод драматизации.
Он является автором первого в мировой истории учебника с иллюстрациями («Мир чувственных вещей в картинках» , 1658), которые представляли собой неотъемлемую часть учебных текстов. Этот учебник выдержал множество переизданий и использовался при обучении вплоть до конца 19 века.Последние годы жизни Ян Амос Коменский провел в Амстердаме и посвятил их борьбе за мир. Умер педагог 15 ноября 1670 года.
Ян Амос Коменский "Великая дидактика"
()
Великая дидактика,
заключающая универсальную теорию
учить всех всему
или верный и тщательно обдуманный способ создавать по всем общинам, городам и сёлам каждого христианского государства такие школы, в которых бы всё юношество того и другого пола, без всякого где бы то ни было исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в правах, исполняться благочестия и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни. Кратко, приятно, основательно, где для всего, что предлагается, основания почерпаются из самой природы вещей; истинность подтверждается параллельными примерами из области механических искусств; порядок распределяется по годам, месяцам, дням и часам, наконец, указывается лёгкий и верный путь для удачного осуществления этого на практике. Началом и концом (руководящим началом) нашей дидактики пусть будет: исследование и открытие метода, при котором учащие меньше бы учили, учащиеся же больше бы учились; в школах было бы меньше шума, одурения, напрасного труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха, и в христианском государстве было бы меньше мрака, смятения, раздоров, а больше света, порядка, мира и спокойствия.
Мы решаемся обещать Великую Дидактику, т.е. универсальное искусство всех учить всему. И притом учить с верным успехом; так, чтобы неуспеха последовать не могло; учить быстро, чтобы ни у учащих, ни у учащихся не было обременения или скуки, чтобы обучение происходило скорее с величайшим удовольствием для той и другой стороны; учить основательно, не поверхностно и, следовательно, не для формы, но подвигая учащихся к истинной науке, добрым нравам и глубокому благочестию. Наконец, всё это мы выясняем apriori, т.е. из самой настоящей неизменной природы вещей, точно заставляя вытекать из живого источника неиссякающие ручейки; затем, соединяя их в одну большую реку, мы устанавливаем некоторое универсальное искусство создавать всеобщие школы. Это искусство учить и учиться на той ступени совершенства, до которой оно, по-видимому, стремится теперь подняться, в значительной мере было неизвестно предшествующим векам, и таким образом учебные занятия и школы были полны трудов и гнёта, колебаний и самообманов, ошибок и заблуждений, так что более основательного образования могли достигнуть лишь те, кто отличался необычайными дарованиями.
, которые до сих пор большей частью были не осведомлены, чего им ждать от своих детей. Они нанимали учителей, обращались к ним с просьбами, задабривали их подарками, даже меняли их часто так же напрасно, как и с некоторой пользой. Но если метод воспитания доведён до безошибочной верности, то результат, на который не всегда надеются, не может, с божией помощью, не воспоследовать.
2. Для учителей , большинство которых совершенно не знало дидактики и вследствие этого, желая выполнить свой долг, мучило себя и истощало свои силы трудолюбием и старательностью; стремясь достигнуть успеха то тем, то другим способом, они меняли метод не без тягостной потери времени и трудов.
3. Для учеников , чтобы можно было довести их до вершин наук без трудности, скуки, окриков и побоев, а как бы играя и шутя.
4. Для школ , которые при правильном методе не только можно будет сохранить в цветущем состоянии, но и без конца умножить. Ведь они будут поистине местами игр, домами наслаждения и удовольствий. И когда (вследствие непогрешимости метода) из какого угодно ученика выйдет учёный (в большей или меньшей степени), никогда не будет недостатка в хороших начальниках школ и научные занятия всегда будут процветать.
5. Для государств - по приведённому ранее свидетельству Цицерона (Сноска: Имеется в виду следующая цитата из Цицерона: « Какой больший и лучший дар мы можем предложить государству, как не тот, чтобы учить и образовывать юношество, особенно при настоящих нравах и в наше время, когда юношество так испорчено, что его нужно обуздывать и сдерживать общими силами »).
С этим согласно знаменитое выражение Диогена-пифагорейца (у Стобея): « Что составляет основу всего государства? - Воспитание юношей ».
Ян Амос Коменский книги. Коменский Ян Амос. Книги онлайн
Ян Амос Коменский (чеш. Jan Amos Komenský, лат. Comenius; 28 марта 1592, Нивнице, Южная Моравия — 15 ноября 1670, Амстердам) — чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель, епископ Чешскобратской церкви, основоположник научной педагогики, систематизатор и популяризатор классно-урочной системы.
Первоначальное образование Ян получил в братской школе. В 1602-04 гг. от чумы умерли его отец, мать и две сестры. В 1608-10 Ян учился в латинской школе города Пршерова. В 1611 году Ян Коменский, в соответствии с догматами своей церкви, прошёл обряд крещения и получил второе имя — Амос.
Затем он учился в Херборнской академии, в Гейдельбергском университете, где приступил к созданию своеобразной энциклопедии — «Театр всех вещей» (1614-27) и начал работу над полным словарём чешского языка («Сокровищница чешского языка», 1612-56). В 1614 Коменский — учитель братской школы в Пршерове. В 1618-21 жил в Фульнеке, изучал труды гуманистов эпохи Возрождения — Т. Кампанеллы, Х. Вивеса и др. В Фульнекский период Коменский написал книгу «Моравские древности» (1618–1621) и составил подробную карту родной Моравии (1618–1627).
В 1627 Коменский приступил к созданию труда по дидактике на чешском языке. В связи с гонениями со стороны католических фанатиков, Коменский эмигрировал в Польшу, в город Лешно (где в 1626 году моравские братья основали свою гимназию). Здесь он преподавал в братской гимназии, закончил свою «Дидактику» на чешском языке (1632), а затем переработал её и перевёл на латинский язык, назвав «Великой дидактикой» (Didactica Magna) (1633-38), подготовил несколько учебников.
В 40-е гг. опубликовал ряд учебников. В 1651 году трансильванский князь Дьёрдь II Ракоци предложил Коменскому осуществить реформу школ в его землях. Преподавание по новой системе началось в городе Шарошпатак.
Вскоре Коменский вернулся в Лешно. В 1655 году Лешно взяли шведы — союзники запорожского гетмана Богдана Хмельницкого, воевавшего с Речью Посполитой. Как местные лютеране, так и Ян Амос Коменский и моравские братья, прежде много претерпевшие от католического фанатизма, радушно встретили протестантскую (лютеранскую) армию.
В 1656 году Коменский выехал в Амстердам через Гамбург.
Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, Коменский применил метод драматизации учебного материала и на основе «Открытой двери к языкам» написал ряд пьес, составивших книгу «Школа-игра» (1656). В Венгрии Коменский закончил первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658), в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов.
Итог своей долгой жизни Коменский подвёл в сочинении «Единственно необходимое» (1668).
Современная система образования сложилась под влиянием идей Яна Амоса Коменского. Лекци. Педагогическая система Яна Амоса Коменского
План лекции:
1. Основные этапы педагогической деятельности Я.А.Коменского.
2. Философские и педагогические основы системы Я.А.Коменского.
3. Классно-урочная система Я.А.Коменского.
4. Возрастная периодизация. Система школ и содержание образования.
5. Дидактическая система Я.А.Коменского.
Великий чешский мыслитель и педагог, основоположник научной педагогики Ян Амос Коменский (1592-1670). Рано потерял родителей, воспитывался в семье дяди. Получил среднее и высшее образование за счет общины «чешских братьев». Мысль о том, что существующая школа уже устарела, возникает у него еще во время обучения в латинской школе. Высшее богословское образование получил в университетах Германии в гг. Гейдельберг и Гернборн. После окончания вуза определил цель жизни как служение своему чешскому народу. В Чехии был избран священником общины и одновременно руководил братской школой. Во время Тридцатилетней войны был вынужден вместе с другими чехами покинуть родину и поселиться в польском городе Лешно, где в целом и продолжал жить и работать. В это время он пишет свои первые, ставшие известными всему миру произведения: «Открытая дверь языков и всех наук» (1631), «Великая дидактика» (1632), «Материнская школа» (1633) и др. Подлинную известность Я.А.Коменскому приносит книга «Великая дидактика», которую автор пишет на чешском языке под названием «Дидактика». Слово «Великая» в названии было дописано переводчиками книги на латинский язык. Кроме этих работ мыслитель создает многотомное произведение «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» (в числе которого были такие педагогические части как «Пансофия» и «Пампедия»), а также «Мир чувственных вещей в картинках», учебники и учебные пособия (физика и др.). Кроме Польши он жил (в силу разных причин) и работал в Швеции, Венгрии в 1656 г. переехал в Голландию, где и скончался.
Я.А.Коменский выражал гуманистические идеи, направленные не только к обществу в целом, но и по отношению к школе, называя её «мастерской гуманности». Придавал огромное значение образованию человека, которое должно было культивироваться государством. «Обучать всех всему» – лейтмотив всех педагогических работ мыслителя. Придавал огромное значение воспитанию. «Человек становится человеком только благодаря воспитанию», говорил он. Образование человека должно быть основано на изучении родного языка. Начальное образование основывается на родном языке, а дальше обучение может строится на традиционном латинском языке. Я.А.Коменский формулирует общие закономерности воспитания, основываясь на принципах природосообразности. «Точный порядок школы надо заимствовать от природы», говорит педагог. Человек есть микрокосм (часть природы) и чтобы его воспитывать необходимо учитывать все законы природы.
Я.А.Коменский вводит в практику классно-урочную систему обучения. Класс – дети примерно одного возраста и одного уровня подготовки. В классе возможна не только индивидуальная, но, в этом и был новаторский вклад, и коллективная работа. Это позволило ускорить и улучшить качество работы учителя. Кроме этого такая форма обучения как урок также позволила придать работе учителя системность и технологичность. По сравнению с тем, что было ранее, классно-урочная система стала принципиально «скачком» в развитии педагогической теории и практики.
Педагог выделяет четыре возрастных периода, в которых необходимо целенаправленно заниматься образованием. Каждый период по 6 лет: детство (от рождения до 6 лет включительно), отрочество (от 6 до 12), юность (от 12 до 18), возмужалость (от 18 до 24 лет). Для первого периода он предлагает специально культивируемую «Материнскую школу». Тем самым мыслитель обосновывает систему и дошкольной педагогики. Далее идут «Школа родного языка», «Латинская школа» (или «гимназия») и обучение в академии (университете). В каждом из этих периодов, кроме четвертого, ученый предлагает собственные оригинальные педагогические идеи.
Дидактическая система Я.А.Коменского полностью соотносима с современным пониманием педагогического процесса. В его системе все компоненты и логика, в целом, соответствуют идеям сегодняшнего уровня науки. Так педагог вскрывает закономерности образования, выделяет цели, задачи, формы, методы, средства, формулирует принципы обучения и воспитания. Целями воспитания он определяет как подготовку человека к жизни и к загробной жизни. Из этой цели вытекают три основные задачи: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), управление собой (нравственное воспитание) и стремление к богу (религиозное воспитание). Классно-урочная система была основной формой и раскрывала всю систему методов обучения. Кроме этого педагог выделяет систему дидактических принципов, такие как, наглядности, сознательности, систематичности, последовательности, посильности и прочности. Учебники, составленные Я.А.Коменским. Нравственное воспитание и дисциплина в школе. Роль учителя и требования к нему. Значение педагогической теории Я.А.Коменского, ее влияние на развитие мировой педагогики.