Интересные меры длины.
Интересные меры длины.
Система древнерусских мер длины включала в себя следующие основные меры: версту, сажень, аршин, локоть, пядь и вершок.
АРШИН - старинная русская мера длины, равная, в современном исчислении 0,7112м. Аршином, так же, называли мерную линейку, на которую, обычно, наносили деления в вершках.
Для мелких мер длины базовой величиной была, применяемая испокон на Руси мера - "пядь" (c 17-го века - длину равную пяди называли уже иначе – "четверть аршина", "четверть", "четь"), из которой глазомерно, легко можно было получить меньшие доли – два вершка (1/2 пяди) или вершок (1/4 пяди).
ШАГ - средняя длина человеческого шага = 71 см. Одна из древнейших мер длины.
ВЕРСТА - старорусская путевая мера (её раннее название - ''поприще''). Этим словом, первоначально называли расстояние, пройденное от одного поворота плуга до другого во время пахоты. Два названия долгое время употреблялись параллельно, как синонимы. При Петре Первом одна верста равнялась 500 саженей, в современном исчислении - 213,36 X 500 = 1066,8 м.
"Верстой" также назывался верстовой столб на дороге.
Уложением 1649 года была установлена "межевая верста" в 1 тысячу саженей. Позже, в XVIII веке наряду с ней стала использоваться и "путевая верста" в 500 саженей ("пятисотная верста").
САЖЕНЬ - одна из наиболее распространенных на Руси мер длины. Различных по назначению (и, соответственно, величине) саженей было больше десяти. "Маховая сажень" - расстояние между концами пальцев широко расставленных рук взрослого мужчины. " Косая сажен " - самая длинная: расстояние от носка левой ноги до конца среднего пальца поднятой вверх правой руки. Используется в словосочетании: "у него косая сажень в плечах " (в значении - богатырь, великан)
По данным историков и архитекторов, саженей было более 10 и они имели свои названия, были несоизмеримы и не кратны одна другой. Сажени: городовая - 284,8 см, без названия - 258,4 см, великая - 244,0 см, греческая - 230,4 см, казённая - 217,6 см, царская - 197,4 см, церковная - 186,4 см, народная - 176,0 см, кладочная - 159,7 см, простая - 150,8 см, малая - 142,4 см и ещё одна без названия - 134,5 см (данные из одного источника), а так же - дворовая, мостовая.
Сажени употреблялись до введения метрической системы мер.
ЛОКОТЬ равнялся длине руки от пальцев до локтя (по другим данным - "расстояние по прямой от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца руки"). Величина этой древнейшей меры длины, по разным источникам, составляла от 38 до 47 см. С 16-го века постепенно вытесняется аршином и в 19 веке почти не употребляется.
ЛАДОНЬ = 1/6 локтя (локоть шестиладонный)
ВЕРШОК равнялся 1/16 аршина, 1/4 четверти. В современном исчислении - 4,44см. Наименование "Вершок" происходит от слова "верх". В литературе XVII в. встречаются и доли вершка - полвершки и четвертьвершки.
Интересные меры измерения. История появления мер
Развитие человеческого общества было невозможным без постижения искусства счета. Но и этого оказалось мало. Для ведения многих дел нужны были и определенные единицы длины, массы и площади. Их человек придумывал в самых неожиданных формах. Например, любые расстояния определялись переходами, или шагами. Старинные меры измерения, касающиеся роста человека или уточнения количества ткани, соответствовали длине пальца или сустава, размаху рук и т. д., то есть всему тому, что являлось своеобразным измерительным прибором, всегда находящимся при себе.
Об очень интересных способах определения длины нашими предками мы узнаем из летописей и старинных грамот. Это и «вержение камня», то есть его бросок, и «пушечный выстрел», и «перестрел» (дальность полета стрелы), и многое другое. Порой единица измерения обозначала расстояние, на котором еще был слышен крик того или иного животного. Это был «петушиный крик», «бычачий рев» и т. д. Интересная мера длины существовала у народов Сибири. Ее называли «бука», и подразумевала она под собой то расстояние, на котором у человека зрительно в единое целое сливались рога быка.
Из дошедших до нас летописей можно сделать вывод о том, что старинные меры измерения на Руси появились в 11-12 веках. Это были такие единицы, как верста, сажень, локоть и пядь. Однако в те времена придуманные человеком способы определения длины были еще крайне неустойчивы. Они несколько различались в зависимости от княжества и постоянно изменялись во времени.
Из летописей 13-15 веков мы узнаем о том, что старинные меры измерения сыпучих тел (как правило, зерновых культур) - кадь, половинки, четверти и осьмины. В 16-17 вв. эти термины исчезли из обихода. Основной мерой сыпучих тел с указанного периода становится четверть, которая примерно соответствовала шести пудам.
В ряде документов эпохи Киевской Руси встречается слово «золотник». Эта весовая единица имела такое же распространение, как берковец и пуд.
Интересные меры сбережения икры у рыбы. Почему рыбы откладывают миллионы икринок
Тот факт, что некоторые виды рыб способны откладывать до нескольких миллионов икринок за один нерест, считается общеизвестным. Но для чего же необходимо такое огромное количество икры?
Большинство видов рыб не обременяет себя заботой о потомстве . Собравшись на нерестилище, самки просто выпускают в воду яйцеклетки, а самцы оплодотворяют их. Как следствие, процент выживших личинок ничтожно мал. Из всех икринок, отложенных самками, имеют шанс превратиться во взрослых рыб всего 3-4. Зародыши становятся пищей для взрослых рыб, погибают из-за нехватки кислорода, икра пересыхает во время отливов. Часто личинки оказываются выброшенными волнами на берег.
Понятно, что при таком подходе, для сохранения популяции рыб необходимо огромное количество выметанной икры. Сом и щука способны откладывать за нерест по 100 тысяч икринок, лещ - 250 тысяч. Налим мечет до пяти, а треска до девяти миллионов икринок за один раз.
Для того чтобы икринки рыб, не заботящихся о своем потомстве, имели шанс выжить, они определенным образом приспособлены к окружающей среде. У большинства рыб, нерестящихся на быстрых течениях, икра обладает клейкостью. Благодаря этому личинки прилипают к камням, растениям или грунту, что и позволяет им оставаться в водной среде.
Лишь некоторые виды рыб проявляют родительскую заботу о своем потомстве. Причем, как правило, исполняют родительский долг самцы, а не самки.
Некоторые самцы делаю специальные ямки на дне, и приглашают самок откладывать в них икру. После этого они заботливо охраняют свое потомство до тех пор, пока не выведутся личинки. Самцы обдувают икру плавниками, убирают сор и погибшие икринки.
У других видов рыб самцы идут еще дальше - они строят настоящие гнезда в раковинах, расщелинах и небольших пещерах. У некоторых пород самцы просто хранят икру во рту.
Вследствие такой заботы, число выживающих мальков достаточно велико. Поэтому как раз такие виды рыб и не отличаются особой плодовитостью - они могут откладывать от десятков до сотен икринок за один раз.
Интересные меры веса. Самые запутанные меры
Морока страшная со всякими мерами, особенно веса. Не всяк запомнить возьмется. Разве вот что покороче. Берковец (такая, кстати, фамилия у одной моей знакомой, а у другой — Центнер) — это 10 пудов. В килограммы пуд перевести — 16,38 будет. У меня закралась мысль, что пуд был уважаемее, чем 16,38 кг, которым он равнялся.
Вот из чего я исхожу (пусть даже это не быль, а анекдот, но анекдоты часто из жизни берутся). Мужик задремал на колхозном собрании. Соседка толкает его в бок: «Премировали тебя — 20 кг пшеницы, а мне — пуд!» Мужик на все собрание возмутился: «Какой-то там бабе пуд, а мне — 20 кг! Я что, хуже ее работал?»
С детства запомнилось, что в пуде — просто 16 кг, а в фунте — ровно 400 г (на самом деле — чуток больше). Округляли? Наверное! Не международная же торговля, зерно и шерсть взвешивали — эта продукция в собственном хозяйстве производилась, и точного учета не требовалось. А на базаре даже масло коровье «с походом» отвешивали, так что сотые-десятые компенсировались с лихвой.
Некоторые меры сыпучих тел, похоже, изобретались на ходу и в каждой местности свои. В Поволжье, например, на зерновом складе замер шел насыпками — это довольно увесистые металлические бадейки, вывешенные на каждый вид зерна: ржи в ней 10 кг, а проса — гораздо больше. А когда картофель в хранилище засыпали, отсчитывали маленками (слышится корень мал , но тяжеленькая была эта деревянная кадочка — на два ведра клубней). И опять вес разный: картофелины не по калибру же отбирали. Но учет вели не на килограммы, а на количество этих посудин. Это очень облегчало жизнь и расходы «на содержание аппарата».
Вот конторка управляющего пушкинским Болдино. По площади имение занимало не только болдинские земли, а заходило и в нынешние соседние административные районы. Сейчас в каждом районе трехэтажное здание занимают руководящие и учитывающие органы, а у болдинского управляющего офисом была небольшая изба. В одном углу безмен — для взвешивания подати маслом, шерстью, в другом — ларь под яйца, в третьем — бюро с чернильницей и учетной книгой. Свободного пространства — как раз для размаха плети, которой задолжников пороли: скамья для порки занимала четвертый угол. А под «большую» продукцию — с полей и огорода — были вымерены сусеки-отсеки.
«Разновесье» в России и вообще в Европе в 18 веке было жуткое! Например, в обиходе насчитывалась не одна сотня единиц, именуемых фунтом. Потому и встал вопрос о выработке международной системы мер. Ученые — почему я и привела цитату из Менделеева — тоже страдали от такого разнообразия, они первыми и подняли этот вопрос.
И вездесущий Петр Первый начал стандартизацию мер с самым строгим подходом к делу: контроль за исполнением возложил на государственные органы,