Интересные факты о Погорельском. Интересные факты об. А. Погорельском
- Интересные факты о Погорельском. Интересные факты об. А. Погорельском
- Какое влияние оказал на племянника воспитавший его перовский. Погорельский А. -
- Гофман и Погорельский. Иваницкий А. И. (Москва), д.ф.н. ведущий научный сотрудник ИВГИ им. Е. М. Мелетинского РГГУ / 2002
- Творчество погорельского. Автор
- 20 факты из биографии погорельского. Погорельский Антоний Алексеевич
- Монастырка Погорельский. Монастырка - Антоний Погорельский
Интересные факты о Погорельском. Интересные факты об. А. Погорельском
- О его творчестве высоко отзывался сам А. С. Пушкин. Более того, «Лафертовская маковница» Погорельского произвела на него такое впечатление, что в своём произведении «Гробовщик» он процитировал отрывок из неё.
- Когда Пушкин не был ещё так знаменит и известен, критики прохладно встретили его поэму «Руслан и Людмила». Тогда Погорельский, уже обладавший авторитетом в литературной среде, встал на защиту Пушкина.
- На самом деле его звали Алексеем Перовским. Но в историю он вошёл под выбранным им самим псевдонимом.
- Антоний Погорельский никогда не был женат, и его род прервался, так как детей у него тоже не было.
- Долгое время ходили слухи, что именно Антоний Погорельский был настоящим биологическим отцом Алексея Толстого, но они ничем не были подкреплены.
- Всю жизнь Погорельский любил разыгрывать окружающих и подшучивать над ними, из-за чего заработал себе репутацию мистификатора и вообще человека с развитым чувством юмора.
- Одним из ближайших друзей А. Погорельского был В. Жуковский, который, в свою очередь, был близким другом А. С. Пушкина.
- Погорельский великолепно разбирался в ботанике. Он даже опубликовал три тома научных трудов по этому предмету, и читал по нему лекции в университете.
- Происходил Антоний Погорельский из известного дворянского рода Разумовских, но он был внебрачным сыном своего отца. Признать его официально тот не мог, но достойное образование он ему обеспечил, и в дальнейшем также его поддерживал.
- Писатель нередко перечил воле отца. Так, вопреки его желанию он ушёл добровольцем в армию. Правда, когда А. Погорельский возжелал стать членом масонской ложи, отец, который сам был масоном, запретил ему это делать, и литератор подчинился.
- Своим кумиром Антоний Погорельский считал поэта Гёте. Он даже добился личной встречи с ним.
- Помимо собственных произведений, он создавал и талантливые переводы, знакомя таким образом российских читателей с творчеством немецких писателей и поэтов. Немецким языком Погорельский владел свободно. С русского на немецкий он, кстати, тоже переводил.
- Произведение «Двойник, или мои вечера в Малороссии» некоторыми литературоведами считается самым первым фантастическим произведением, написанным на русском языке.
- Причиной смерти Антония Погорельского стал туберкулёз, болезнь, в ту эпоху являвшаяся смертельной. Он отправился лечиться на европейские курорты, но, увы, это не помогло.
- Во время участия в военных действиях А. Погорельский успел побыть как солдатом регулярной армии, так и партизаном.
Какое влияние оказал на племянника воспитавший его перовский. Погорельский А. -
-Вариант 2-Антоний Погорельский, настоящее имя Алексей Алексеевич Перовский (1787, Москва — 9 (21) июля 1836, Варшава) — русский писатель, один из крупнейших прозаиков первой половины XIX века.
Внебрачный сын А. К. Разумовского (см. Перовские), брат государственных деятелей графов Л. А. и В. А. Перовских, дядя А. К. Толстого и братьев Ал. М. и В. М. Жемчужниковых.
Детство провёл в имении Разумовского на Украине (хорошее домашнее образование), окончил Московский университет, перевёл на немецкий язык «Бедную Лизу» Н. М. Карамзина (1807), благодаря Разумовским смог лично познакомиться с Карамзиным и его московским окружением (П. А. Вяземским и В. А. Жуковским, приятельствовавшим с братом Перовского Василием) и получил в этом кругу репутацию шутника и мистификатора. Однако отец, бывший влиятельным масоном, не позволил своему бастарду самому вступить в ложу, вопреки желанию молодого Алексея. В 1809—1810 служил в провинции в ревизорской комиссии, а в 1812 ушёл добровольцем в действующую армию, на сей раз вопреки воле отца. Участвовал во многих сражениях войны (в том числе партизанских отрядах) и Заграничного похода, в том числе в Битве народов и под Кульмом. До 1816 служил в оккупированной союзниками Саксонии адъютантом кн. Н. Г. Репнина (Репнин был женат на урождённой графине Разумовской). В Германии Перовский увлёкся немецким романтизмом и, в частности, Гофманом, что оказало влияние на его творчество.
После выхода в отставку поселился в Петербурге, вошёл в среду арзамасцев. Заботился о воспитании и образовании своего племянника А. К. Толстого, родившегося в 1817 (вскоре после рождения его мать, сестра Перовского, оставила мужа). Среди знакомых Перовского этого времени был и Пушкин: выход «Руслана и Людмилы» он приветствовал, выступив с остроумным разбором критических нападок на поэму (в журнале «Сын Отечества»). Перовский явился одним из самых активных защитников молодого автора.
После смерти отца в июле 1822 поселился в имении Погорельцы на Украине (Сосницкого уезда Черниговской губернии), где жил с сестрой и племянником А. К. Толстым. Написал там повести «Двойник, или Мои вечера в Малороссии», опубликованные под псевдонимом Антоний Погорельский (от названия имения) в 1828, уже когда автор вернулся на службу в Петербург (1825, занимался в основном образовательными вопросами) и съездил с племянником в Германию (1827), где посетил Гёте.
«Двойник» — сборник четырёх новелл, объединённых рамочным сюжетом, связан прежде всего с немецкой фантастической традицией («Серапионовы братья» Гофмана) и предвосхищал «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя и «Русские ночи» В. Ф. Одоевского. Есть в цикле много и от готического романа. Фантастическая повесть «Лафертовская маковница» (опубликована отдельно в 1825) вызвала восторженную оценку Пушкина, который позже процитировал её в своём «Гробовщике». Критика за несколькими исключениями не приняла опередившего своё время «Двойника», увидив в нём нелепую фантастику.
В 1829 Погорельский опубликовал прославившую его сказку «Чёрная курица, или Подземные жители», написанную для племянника Алёши — первую в истории русской литературы книгу о детстве. Известны высокие отзывы о «Чёрной курице» Жуковского и Льва Толстого.
В 1830—1833 опубликовал роман «Монастырка» о жизни выпускницы Смольного института на родине в Малороссии. Этот «нравоописательный роман», сочетавший элементы сентиментальные и романтические, противопоставлялся авторами пушкинского круга «Ивану Выжигину» Булгарина и в целом хорошо был принят публикой и критикой.
Окончательно выйдя в отставку в 1830, Перовский всецело посвятил себя воспитанию племянника, ездил с ним по Италии и общался там с Брюлловым и С. А. Соболевским, затем много ездил по России, вновь встречался с Пушкиным. Скончался от туберкулёза по дороге в Ниццу на место своего лечения.
Гофман и Погорельский. Иваницкий А. И. (Москва), д.ф.н. ведущий научный сотрудник ИВГИ им. Е. М. Мелетинского РГГУ / 2002
Гоголя и Гофмана многажды сравнивали, в том числе и по линии гротеска. Но при этом сам гротеск понимали и принимали по определению. Однако, не разъяснив его существа, можно оказаться в плену ложных связей и различий двух крупнейших гротескных писателей Нового Времени.
В гротеске же, с нашей точки зрения, неделимы объективное и субъективное. Объективное — это перераспределение внутри всего живого отношений между человеческим, растительным и животным на основе общей и равной принадлежности всех трех начал и их носителей олицетворенной земле. Изобразительным воплощением такого перераспределения выглядят полотна Босха. У самого Гоголя панорамой такого перераспределения, создающего предпосылки для гротеска, выступает образно-сюжетная экспозиция «Страшной мести»: «Те леса, что стоят на холмах (у Днепра — А. И.), — не леса: то волосы, поросшие на косматой голове лесного деда. Под нею в воде моется борода… Те луга не луга, то зеленый пояс…».
Субъективное в гротеске — это, по-видимому, модальность подачи соответствующего образа автором. Гротескная модальность всегда соединяет смех и ужас, что связано с основной мотивацией самого создания гротескного образа. Она проистекает их подспудного влечения человека к своему дочеловеческому единству с растительным и животным элементами на основе слитности его тела с земляным — материнским.
Однако влечение к этому состоянию (воплощаемое в различных оргийных культах и всевозможной кентавристике) с течением социально-исторического времени все теснее переплетается с ужасом — как по поводу такого переплетения, так и по поводу собственного влечения и неспособности противиться ему. В то же время с ростом «положительного» знания кентавристика становится фантастикой. Поэтому художественная симуляция «кентавристики» оказывается неотделимой от: а) ужаса от нее и самого себя, стремящегося к ней; б) смеха как преодоления ужаса ради нового «о-своения» своего дочеловеческого прошлого; в) смеха как осознания условности своего возвращения к этому прошлому. Поэтому гротеск несводим к изолированным друг от друга ужасу, фантастике, волшебству и комизму, — но всегда представляет их функциональный сплав.
Уникальность Гоголя заключается в том, что в своем поэтическом мышлении, выражаемом в тропах, он воссоздал древнейшие, архаические модели мировосприятия. При этом одним их важнейших свойств гоголевского гротеска составляет отмеченный Ю. В. Манном «уход фантастики в стиль» и в сочетании «фантастических» стилевых форм с «правильным», нефантастическим ходом действия». «Фантастика» Гоголя в огромной степени связана именно с присутствием либо вторжением растительно-животного, «земляного» начала в социальном мире и человеческом естестве. Необъяснимость, непроясненность подоплеки такого присутствия предстают у Гоголя как «беспорядок природы».
Поэтому применительно к Гоголю являются либо не являются гротескными ситуации, сюжетно схожие, но разнящиеся по авторской модальности. Так, гротескны переписывающиеся собаки в бреде Поприщина в «Записках сумасшедшего», крысы в сне городничего в «Ревизоре», свинья, крадущая жалобу Довгочхуна в повести о ссоре Иванов. Но не гротескна кошка, сбежавшая от Пульхерии Ивановны в «Старосветских помещиках» и своим недолгим возвращением предвозвестившая смерть хозяйки. Гротескна явившаяся из-под земли огромная харя в «Заколдованном месте», но не вставший из-под земли мертвец в «Страшной мести». Гротескно свиное рыло, высунувшееся в окно в «Сорочинской ярмарке», но не «звероподобные духи, врывающиеся в церковь в «Вие». Гротескным выглядит страшный сон Шпоньки о будущей жене и тетушке, которая эту жену ему навязывает. Но не чувства Хомы Брута к убитой им ведьме в том же «Вие», где переплетается ужас, влечение и тоска. Гротескно «эдипальное» соперничество Головы со своим сыном Левко в «Майской ночи, или Утопленнице» — но не соперничество колдуна с зятем в «Страшной мести». Гротескны похожие на чертей цыгане в «Сорочинской ярмарке», но не цыгане, прислуживающие чертям и укравшие маленького Ивася в «Вечере накануне Ивана Купала».
Творчество погорельского. Автор
Алексей Алексеевич Перовский
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
В закладки
Любимое
Пользовательская
Пока бросил
Убрать
В процессе
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
Алексе́й Алексе́евич Перо́вский (псевдоним — Антоний Погорельский; 1787—21 июля 1836) — русский писатель, член Российской академии (1829). Брат государственных деятелей графов Л. А. и В. А. Перовских, дядя Алексея Толстого и братьев Алексея и Владимира Жемчужниковых.
Был внебрачным сыном Алексея Разумовского.
Детство провёл в почепском имении Разумовского, получил хорошее домашнее образование. Затем учился в Московском университете (1805—1807), получив по окончании его степень доктора философских и словесных наук. Перевёл на немецкий язык «Бедную Лизу» Николая Карамзина (1807), благодаря Разумовским смог лично познакомиться с Карамзиным и его московским окружением (Петром Вяземским и Василием Жуковским) и получил в этом кругу репутацию шутника и мистификатора. Однако отец, бывший влиятельным масоном, не позволил своему бастарду самому вступить в ложу, вопреки желанию молодого Алексея.
В 1808 году отдельной книгой были изданы три публичные лекции Алексея Перовского по ботанике: «Как различать животных от растений», «О цели и пользе Линеевой системы растений» и «О растениях, которые бы полезно было размножать в России».
В 1808—1810 годах служил в 6-м департаменте Сената, а в 1812 году, вопреки воле отца, ушёл добровольцем в действующую армию — в чине штаб-ротмистра он был зачислен в 3-й Украинский казачий полк. Участвовал во многих сражениях войны (в том числе партизанских отрядах) и заграничного похода, в том числе в Битве народов под Лейпцигом (был адъютантом при генерале Генрихе Жомини) и в сражении под Кульмом. После взятия Лейпцига он был назначен старшим адъютантом князя Николая Репнина. В мае 1814 года Погорельский был переведён в лейб-гвардии Уланский полк, стоявший в Дрездене, и до 1816 года служил в оккупированной союзниками Саксонии. В Германии Перовский увлёкся немецким романтизмом и, в частности, Гофманом, что оказало влияние на его творчество.
После выхода в отставку поселился в Петербурге, вошёл в среду арзамасцев, был избран в члены Вольного общества любителей российской словесности. Заботился о воспитании и образовании своего племянника Алексея Толстого, родившегося в 1817 (вскоре после рождения его мать, сестра Перовского, оставила мужа). Ходили слухи, что Алексей Константинович — плод кровосмесительного союза Перовского с собственной сестрой. Среди знакомых Перовского этого времени был и Пушкин: выход «Руслана и Людмилы» он приветствовал, выступив с остроумным разбором критических нападок на поэму (в журнале «Сын Отечества»). Перовский явился одним из самых активных защитников молодого автора.
После смерти отца в июле 1822 года поселился в имении Погорельцы (Сосницкий уезд Черниговской губернии), где жил с сестрой и племянником А. К. Толстым. Написал там повести «Двойник, или Мои вечера в Малороссии», опубликованные под псевдонимом Антоний Погорельский (от названия имения) в 1828 году, уже когда автор вернулся на службу (в 1825—1830 годах он был попечителем Харьковского учебного округа) и съездил с племянником в Германию (1827), где посетил Гёте.
«Двойник» — сборник четырёх новелл, объединённых рамочным сюжетом, связан, прежде всего, с немецкой фантастической традицией («Серапионовы братья» Гофмана) и предвосхищал «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя и «Русские ночи» В. Ф. Одоевского. Есть в цикле много и от готического романа. Фантастическая повесть «Лафертовская маковница» (опубликована отдельно в 1825) вызвала восторженную оценку Пушкина, который позже процитировал её в своём «Гробовщике». Критика за несколькими исключениями не приняла опередившего своё время «Двойника», увидев в нём нелепую фантастику.
В 1829 году Погорельский опубликовал прославившую его сказку «Чёрная курица, или Подземные жители», написанную для племянника Алёши — первую в истории русской литературы книгу о детстве.
В 1830—1833 опубликовал роман «Монастырка» о жизни выпускницы Смольного института на родине в Малороссии. Этот «нравоописательный роман», сочетавший элементы сентиментальные и романтические, противопоставлялся авторами пушкинского круга «Ивану Выжигину» Булгарина и в целом хорошо был принят публикой и критикой.
Окончательно выйдя в отставку в 1830, Перовский всецело посвятил себя воспитанию племянника, ездил с ним по Италии и общался там с Брюлловым и С. А. Соболевским, затем много ездил по России, вновь встречался с Пушкиным. Скончался от туберкулёза по дороге в Ниццу на место своего лечения. Похоронен на Вольском Православном кладбище Варшавы. Не имея собственных детей, оставил наследниками имения Красный Рог сестру и племянника, А. К. Толстого.
20 факты из биографии погорельского. Погорельский Антоний Алексеевич
Дата рождения:
Место рождения: Москва
Алексе́й Алексе́евич Перовский (псевдоним Антоний Погорельский; 1787 — 9 (21) июля 1836) — русский писатель, член Российской академии (1829). Брат государственных деятелей графов Л. А. и В. А. Перовских, дядя Алексея Толстого и братьев Алексея и Владимира Жемчужниковых.
События
Информация
Был внебрачным сыном А. К. Разумовского (см. Перовские).
Детство провёл в почепском имении Разумовского, получил хорошее домашнее образование. Затем учился в Московском университете (1805—1807), получив по окончании его степень доктора философских и словесных наук (декабрь 1807). Перевёл на немецкий язык «Бедную Лизу» Николая Карамзина (1807), благодаря Разумовским смог лично познакомиться с Карамзиным и его московским окружением (Петром Вяземским и Василием Жуковским) и получил в этом кругу репутацию шутника и мистификатора. Однако отец, бывший влиятельным масоном, не позволил своему бастарду самому вступить в ложу, вопреки желанию молодого Алексея.
В 1808 году отдельной книгой были изданы три публичные лекции Алексея Перовского по ботанике: «Как различать животных от растений», «О цели и пользе Линеевой системы растений» и «О растениях, которые бы полезно было размножать в России».
В 1808—1810 годах служил в 6-м департаменте Сената, а в 1812 году, вопреки воле отца, ушёл добровольцем в действующую армию — в чине штаб-ротмистра он был зачислен в 3-й Украинский казачий полк. Участвовал во многих сражениях войны (в том числе партизанских отрядах) и заграничного похода, в том числе в Битве народов под Лейпцигом (был адъютантом при генерале Генрихе Жомини) и в сражении под Кульмом. После взятия Лейпцига он был назначен старшим адъютантом князя Николая Репнина. В мае 1814 года Погорельский был переведён в лейб-гвардии Уланский полк, стоявший в Дрездене, и до 1816 года служил в оккупированной союзниками Саксонии. В Германии Перовский увлёкся немецким романтизмом и, в частности, Гофманом, что оказало влияние на его творчество.
После выхода в отставку поселился в Петербурге, вошёл в среду арзамасцев, был избран в члены Вольного общества любителей российской словесности. Заботился о воспитании и образовании своего племянника Алексея Толстого, родившегося в 1817 (вскоре после рождения Алексея его мать, сестра Перовского, оставила мужа). Ходили слухи, что Алексей Константинович — плод кровосмесительного союза Перовского с собственной сестрой. Среди знакомых Перовского этого времени был и Пушкин: выход «Руслана и Людмилы» он приветствовал, выступив с остроумным разбором критических нападок на поэму (в журнале «Сын Отечества»). Перовский явился одним из самых активных защитников молодого автора.
После смерти отца в июле 1822 года поселился в имении Погорельцы (Сосницкий уезд Черниговской губернии), где жил с сестрой и племянником А. К. Толстым. Написал там повести «Двойник, или Мои вечера в Малороссии», опубликованные под псевдонимом Антоний Погорельский (от названия имения) в 1828 году, уже когда автор вернулся на службу (в 1825—1830 годах он был попечителем Харьковского учебного округа) и съездил с племянником в Германию (1827), где посетил Гёте.
«Двойник» — сборник четырёх новелл, объединённых рамочным сюжетом, связан, прежде всего, с немецкой фантастической традицией («Серапионовы братья» Гофмана) и предвосхищал «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя и «Русские ночи» В. Ф. Одоевского. Есть в цикле много и от готического романа. Фантастическая повесть «Лафертовская маковница» (опубликована отдельно в 1825) вызвала восторженную оценку Пушкина, который позже процитировал её в своём «Гробовщике». Критика за несколькими исключениями не приняла опередившего своё время «Двойника», увидев в нём нелепую фантастику.
В 1829 году Погорельский опубликовал прославившую его сказку «Чёрная курица, или Подземные жители», написанную для племянника Алёши — чуть ли не первую в истории русской литературы книгу о детстве.
В 1830—1833 опубликовал роман «Монастырка» о жизни выпускницы Смольного института на родине в Малороссии. Этот «нравоописательный роман», сочетавший элементы сентиментальные и романтические, противопоставлялся авторами пушкинского круга «Ивану Выжигину» Булгарина и в целом хорошо был принят публикой и критикой.
Окончательно выйдя в отставку в 1830 году, Перовский всецело посвятил себя воспитанию племянника, ездил с ним по Италии и общался там с К. П. Брюлловым и С. А. Соболевским, затем много ездил по России, вновь встречался с Пушкиным. Скончался от туберкулёза по дороге в Ниццу, куда направлялся на лечение. Похоронен на Вольском православном кладбище в Варшаве. Не имея собственных детей, оставил имение Красный Рог в наследство сестре и племяннику — А. К. Толстому и К И Карелову.
Монастырка Погорельский. Монастырка - Антоний Погорельский
Имя писателя Антония Погорельского (1787—1836) современному читателю мало знакомо, широкой известностью пользуется лишь одно его произведение — волшебная повесть «Черная курица, или Подземные жители», заслужившая, как известно, высокую оценку В. А. Жуковского и давно вошедшая в золотой фонд детской классики.
Литературное наследие Погорельского невелико, тем не менее исследователи единодушно признают его заслуги в развитии русской прозы: он стал создателем первой фантастической повести и одного из первых бытовых, «семейных» романов и занял в литературном процессе заметное место, оказав влияние на формирование и развитие романтического направления и отразившись в творческом сознании таких младших современников, как В. Ф. Одоевский и Н. В. Гоголь.
В самой личности и судьбе Алексея Алексеевича Перовского — таково его настоящее имя — отразились черты современной ему эпохи. Внебрачный сын графа Алексея Кирилловича Разумовского (фамилия Перовский происходит от названия подмосковной вотчины Перово), он получил блестящее домашнее образование, а Московский университет окончил за два года с ученой степенью доктора философских и словесных наук. К этому времени относится его первый литературный опыт — перевод на немецкий язык «Бедной Лизы» Н. М. Карамзина — и начало государственной службы, прерванной вторжением Наполеона в Россию. Молодой литератор, имеющий неплохую чиновничью должность, в самом начале Отечественной войны оставил службу и стал офицером, чтобы принять участие в сражении с врагом.
Роман «Монастырка» публиковался двумя частями с перерывом в три года (1830 год — 1-я часть, 1833-й — 2-я), который заслужил высокие оценки критиков и очень быстро приобрел большую популярность. Причин этому несколько. Прежде всего, читателя занимала напряженная событийная основа, позволяющая даже говорить об авантюрном начале. Привлекательным было и само место действия — Малороссия, заключающая в себе определенную экзотичность; вызывали интерес характеры персонажей, в которых, несмотря на некоторую односторонность и прямолинейность, заметно было и стремление к психологическому анализу; производила яркое впечатление живая, сочная народная речь. Все это заставляло с неотрывным вниманием следить за приключениями героев. «Не чуждый некоторой сентиментальности и искусственности сюжета, роман раскрывал внутреннюю логику характеров, и картины быта и нравов обретали в нем силу жизненной правды» .