Интересные факты эпохи Возрождения. искусство эпохи Возрождения – Интересное
Интересные факты эпохи Возрождения. искусство эпохи Возрождения – Интересное
Эпоха в истории европейской культуры 13-16 вв., ознаменовавшая собой наступление Нового времени.
Роль искусства
Возрождение самоопределилось прежде всего в сфере художественного творчества.
Как эпоха европейской истории оно отмечено множеством знаменательных вех — в том числе укреплением экономических и общественных вольностей городов, духовным брожением, приведшим в итоге к Реформации и Контрреформации, Крестьянской войне в Германии, формированием абсолютистской монархии (наиболее масштабной во Франции), началом эпохи Великих географических открытий, изобретением европейского книгопечатания, открытием гелиоцентрической системы в космологии и т. д. Однако первым его признаком, как казалось современникам, явился «расцвет искусств» после долгих веков средневекового «упадка», расцвет, «возродивший» античную художественную мудрость, именно в этом смысле впервые употребляет слово rinascita (от которого происходит французский Renaissance и все его европейские аналоги) Дж. Вазари.При этом художественное творчество и особенно изобразительное искусство понимается теперь как универсальный язык, позволяющий познать тайны «божественной Природы». Подражая природе, воспроизводя ее не по-средневековому условно, а именно натурально, художник вступает в соревнование с Верховным Творцом. Искусство предстает в равной мере и лабораторией, и храмом, где пути естественно-научного познания и богопознания (равно как и впервые формирующееся в своей окончательной самоценности эстетическое чувство, «чувство прекрасного») постоянно пересекаются.
Музыка эпохи Возрождения интересные факты. Музыка эпохи Возрождения
Возрождение, или Ренессанс, — период в истории культуры Западной и Центральной Европы, охватывающий примерно XIV—XVI вв. Свое название этот период получил в связи с возрождением интереса к античному искусству, ставшему идеалом для деятелей культуры нового времени. Композиторы и музыкальные теоретики — Й. Тинкторис, Дж. Царлино и другие — изучали древнегреческие музыкальные трактаты; в произведениях Жоскена Депре, которого сравнивали с Микеланджело, по словам современников, «возродилось утерянное совершенство музыки древних греков»: появившаяся в конце XVI— начале XVII в. опера ориентировалась на законы античной драмы.
Занятия теорией музыки. С гравюры XVI в.Дж. П. Палестрина.Развитие культуры Возрождения связано с подъемом всех сторон жизни общества. Родилось новое мировоззрение — гуманизм (от латинского humanus — «человечный»). Раскрепощение творческих сил привело к бурному развитию науки, торговли, ремесел, в экономике складывались новые, капиталистические отношения. Изобретение книгопечатания способствовало распространению образования. Великие географические открытия и гелиоцентрическая система мира Н. Коперника изменили представления о Земле и Вселенной.
Небывалого расцвета достигли изобразительное искусство, архитектура, литература. Новое мироощущение отразилось в музыке и преобразило ее облик. Она постепенно отходит от норм средневекового канона, индивидуализируется стиль, впервые появляется само понятие «композитор». Изменяется фактура произведений, число голосов увеличивается до четырех, шести и более (известен, например, 36-голосный канон, приписываемый крупнейшему представителю нидерландской школы Й. Окегему). В гармонии господствуют консонирующие созвучия, употребление диссонансов строго ограничивается специальными правилами (см. Консонанс и диссонанс ). Складываются мажорный и минорный лады и тактовая система ритмики, характерные для более поздней музыки.
Все эти новые средства использовались композиторами для передачи особого строя чувств человека эпохи Возрождения — возвышенного, гармоничного, спокойного и величественного. Более тесной становится связь текста и музыки, музыка начинает передавать настроение, или, как тогда говорили, аффекты текста, нередко особыми музыкальными средствами иллюстрируются отдельные слова, такие, как «жизнь», «смерть», «любовь» и др.
Музыка эпохи Возрождения развивалась в двух направлениях — церковном и светском. Основные жанры церковной музыки — месса и мотет — многоголосные полифонические произведения для хора без сопровождения или в сопровождении инструментального ансамбля (см. Хоровая музыка , Полифония ). Из инструментов предпочтение отдавалось органу .
Развитию светской музыки способствовал рост любительского музицирования. Музыка звучала всюду: на улицах, в домах горожан, во дворцах знатных вельмож. Появились первые концертирующие исполнители-виртуозы на лютне, клавесине, органе, виоле , различных видах продольных флейт . В полифонических песнях (мадригале — в Италии, шансон — во Франции) композиторы рассказывали о любви, обо всем, что встречается в жизни. Вот названия некоторых песен: «Охота на оленя», «Эхо», «Битва при Мариньяно».
В XV—XVI вв. возрастает значение искусства танца, появляются многочисленные трактаты и практические руководства по хореографии, сборники танцевальной музыки, в которые включаются популярные танцы того времени — бас-данс, бранль, павана, гальярда.
В эпоху Возрождения формируются национальные музыкальные школы. Самая крупная из них — нидерландская (франко-фламандская) полифоническая школа. Ее представители — Г. Дюфаи, К. Жанекен, Й. Окегем, Я. Обрехт, Жоскен Депре, О. Лассо. Среди других национальных школ — итальянская (Дж. П. Палестрина), испанская (Т. Л. де Виктория), английская (У. Берд), немецкая (Л. Зенфль).
Эпоха Возрождения завершается появлением новых музыкальных жанров : сольной песни, оратории, оперы, подлинный расцвет которых наступает в последующем столетии (см. Западноевропейская музыка XVII—XX вв. ).
Научные открытия эпохи Возрождения таблица. Наука и техника эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.)
В XIV-XVI вв. в культуре и технике Италии, а позже и других стран произошли изменения, подготовившие переход от Средневековья к Новому времени. Важной чертой эпохи Возрождения явился переход к новому мышлению, основным содержанием которого стал гуманизм. Гуманистами выдвигался идеал нового человека, творца своей судьбы и своего бытия.
Основная работа по развитию науки в период Ренессанса выпала на долю инженеров и практиков. Официальная наука, которую преподавали в университетах, себя исчерпала и начала тормозить развитие прогресса. Появление книгопечатания открыло невиданные возможности для распространения литературных и научных произведений. По своему значению изобретение книгопечатания сравнимо с изобретением колеса или письменности. Печатание книг не только удешевило их по сравнению с рукописными, но и сделало чтение и знания массовыми и общедоступными. Первым, кто придумал технологию для печатания, был Иоганн Гуттенберг, а первой книгой стала Библия. До конца XV в. типографии появились в Италии, Швеции, Франции.
С появлением пороха и нового оружия изменились способы ведения войны, что повлияло на фортификацию. В XVI в. придумали мушкеты – ружья с курком, снабженным тлеющим фитилем. В то же время изобрели пистолет и колесный замок для поджигания заряда. Так произошло разделение огнестрельного оружия на ручное, стрелковое, и тяжелое, артиллерийское. Спрос на оружие привел к развитию металлургии и увеличению добычи железной, медной и оловянной руд.
Появление пушек и огнестрельного оружия обезопасило путешествия. В XV в. появляется новый тип парусного судна ‑ каравелла. Эти корабли были невелики по размеру, имели небольшой экипаж, но вместительный трюм.
В XV в. активно развивалась картография и география. В 1490 г. М. Бехайм создал первый глобус. В конце XV – нач. XVI вв. поиски европейцев морского пути в Индию и Китай увенчались открытием побережья Центральной Америки Колумбом. В 1498 г. Васко да Гама достиг Индии, обогнув Африку. Идея достичь Индии и Китая западным путем была реализована экспедицией Магеллана – Эль-Кано, совершившей первое кругосветное путешествие. Эти открытия стимулировали развитие картографии. Карты стали более точными, на них стали наноситься широты, очертания берегов, порты. Для навигации использовались компас и астролябия, качество которых улучшилось к XVI в.
Последствия Великих географических открытий: «продовольственная революция» в Европе, связанная с внедрением новых культур: картофеля, кукурузы, томатов, подсолнечника, ананасов, широким импортом пряностей, какао, чая; распространение иноземных товаров в Европе; научно-технический прогресс. Но были отрицательные моменты: первооткрыватели вывезли из Нового Света много золота и серебра, что привело к снижению цен на драгметаллы, а, следовательно, увеличились цены на остальные товары; расцвет пиратства и работорговли, была уничтожена культура индейцев.
Ученые Возрождения. В эпоху Возрождения получили новый импульс развития многие науки. Самым известным ученым того времени считается Леонардо да Винчи. Насчитываются сотни его изобретений, самыми известными стали приспособления для передачи движения (цепная передача, ременная передача), роликовые опоры, разные станки, ткацкие машины, музыкальные инструменты. Леонардо принимал участие в организации мелиорационных работ, в устройстве гидросооружений, проектировал отвод русла реки Арно у Пизанского моста. Он сделал ряд наблюдений по теоретической акустике, заметил явление резонанса. Леонардо выдвинул универсальную физическую концепцию волнового движения. По этой концепции свет, звук, запах, магнетизм и даже мысль распространяются волнами. Много размышлял да Винчи над проблемой полета. В 1490 г. он спроектировал, а возможно построил, модель летательного аппарата с крыльями, как у летучей мыши. Аппарат должен был использовать мускульные усилия рук и ног. Да Винчи создал первый проект парашюта. Большинство проектов Леонардо остались невоплощенными.