Древний китай конфуций. Конфуцианство, как особый духовно-культурный феномен
Древний китай конфуций. Конфуцианство, как особый духовно-культурный феномен
Конфуцианство – одно из двух базовых традиционных учений Китая (наряду с даосизмом), во многом сформировавшее духовно-культурный облик китайской цивилизации. На протяжении столетий это учение служило идеологическим стержнем китайского государства. Вплоть до свержения монархии в 1911 году и последующего создания Китайской Народной Республики конфуцианство являлось государственной идеологией и официальной религией Поднебесной.
Относительно природы конфуцианства как духовно-культурного феномена среди ученых существует две точки зрения.
Ряд исследователей отказывают конфуцианству в статусе религии, рассматривая его главным образом как этико-политическое учение. Крупнейший отечественный синолог, исследователь истории и философии Китая профессор Е.А. Торчинов в качестве доказательства правомерности такого взгляда приводит практику миссионеров-иезуитов XVII-XVIII веков, воспринимавших конфуцианство как часть гражданского ритуала. По этой причине они не препятствовали новообращенным китайцам отправлять конфуцианский культ.
Вместе с тем все исследователи-синологи определяют религию Китая как «Три учения» : конфуцианство (жу цзя), даосизм (дао цзя) и буддизм (фо цзя).
Традиционно учебники религиоведения следуют приведенному перечислению и, следовательно, включают конфуцианство в сферу религии. Этот принцип использован и при составлении настоящей главы.
Руководствуясь признаками, присущими религиозному мировоззрению, которые были обозначены ранее во вводной главе, мы можем сделать вывод, что, несмотря на свой внешне светский характер, конфуцианство вполне соответствует основным критериям религиозного учения. Его содержание:
– относится к сфере духовной деятельности человека;
– предполагает переживания мистического характера, в результате которых внутреннее наполнение человеческой жизни должно быть гармонизировано;
– утверждает существование духовного мира в форме Неба (Тянь) и сонма предков;
– признает необходимость совершения ритуала, в частности – жертвоприношений, то есть содержит культовую практику.
Термин «конфуцианство» имеет европейское происхождение. В самой Поднебесной это учение известно под названием жу цзя , что буквально означает «учение мудрецов/мыслителей», или «школа ученых». Европейский же термин происходит от имени человека, оказавшего фундаментальное влияние на формирование учения.
Из сохранившихся исторических источников мы можем почерпнуть немало сведений о жизни и деятельности Конфуция. Правда, стоит отметить, что некоторые биографические данные едва ли могут рассматриваться как достоверные и носят, скорее, легендарный, мифологический характер.
Принципы конфуцианства. Конфуцианство
Конфуций (латинизированный вариант имени Кун-фу-цзы) родился в 551 г. до н.э. в княжестве Лу, в эпоху раздробленности Китая, потрясаемого смутами, мятежами и войнами. Крушение древних устоев семейного быта, продажность чиновников, бедствия простого народа создали ситуацию, когда возникла настоятельная потребность в учении, возрождающем на новом уровне древние патриархальные традиции. Это учение и было провозвещано мудрецом из княжества Лу.
Учитель Кун вёл жизнь странствующего проповедника, причём его проповеди были обращены, главным образом, к аристократии Китая, на которую он возлагал большие надежды. Изречения Конфуция, собранные в книге Луньюй («рассуждения и беседы»), стали своеобразной Библией конфуцианства.
Учение Конфуция стало доминирующим в Китае далеко не сразу: во времена царствования деспота Цинь Ши Хуанди оно было фактически под запретом: конфуцианцев жестоко преследовали, их книги уничтожались. Но уже в 1 в. до н.э. император У-ди, которому, в целях консолидации страны, нужна была авторитетная идеологическая система, остановил свой выбор а конфуцианстве. Место погребения Конфуция было преобразовано в комплекс храмов. Через 1000 лет после смерти Учителя храмы в его честь начали строить в каждом китайском городе. Претенденты на получение учёных степеней и чиновничьих должностей совершали в этих храмах молитвенные ритуалы и жертвоприношения… Таким образом, учение Конфуция обрело черты религиозного культа. В эпоху династии Тан ставшему уже легендарным Учителю был присвоен титул «Первого святого». Ещё позднее Конфуций был удостоен титулов «Наставник государства» и «Великий Учитель нации». Принципы конфуцианства, в конце концов, стали всецело определять социальную структуру и внутриполитическую жизнь Китая.