10 любопытных фактов о шахматах. Шахбокс, разведка и алкоголь. 10 интересных фактов о шахматах и шахматистах
- 10 любопытных фактов о шахматах. Шахбокс, разведка и алкоголь. 10 интересных фактов о шахматах и шахматистах
- Шахматы для слепых. D: Правила игры для слепых и игроков с ослабленным зрением
- Интересные факты о чемпионах мира по шахматам. Лучшие игроки по Chessmetrics
- Интересные факты про шахматы для детей. История шахмат для детей
- Интересные факты о шахматах. Ферзь раньше был слабой фигурой
- Вопросы по шахматам с ответами. Викторина "Что ты знаешь о шахматах?"
- История шахмат
10 любопытных фактов о шахматах. Шахбокс, разведка и алкоголь. 10 интересных фактов о шахматах и шахматистах
Мир шахмат для обывателей, возможно, не кажется таким уж ярким и интересным – такой стереотип существует в обществе. Но на самом деле на шахматных турнирах кипят нешуточные страсти, которые порой заканчиваются даже… драками! О ярком мире шахматистов и интересных фактах этой игры – в материале «АиФ в Омске» .
1. История существования шахмат насчитывает около полутора тысяч лет, и первоначально их правила были отличными от тех, что мы знаем сейчас. Родиной шахмат является Индия. Именно там возникла родственная традиционным шахматам игра – чатуранга. Принципиальных отличий от современных шахмат в ней два: игроков было четверо, а не двое, причём играли они пара на пару, а ходы предоставлялись в соответствии с результатами бросания игральных костей.
2. Теперь игра выглядит по-другому, и каждый играет сам за себя. Причём у некоторых людей желание выиграть может противоречить даже физическим потребностям в сне и пище! Так, самая длинная партия в шахматы была сыграна в Белграде в 1989 году между И. Николичем и Г. Арсовичем. Она длилась более 20 часов и закончилась ничьей на 269 ходу.
3. Играя в шахматы, постепенно у человека развивается логическое мышление, которое, кстати, может пригодиться не только в игре. Ярким примером могут служить все выдающиеся английские шахматисты периода Второй Мировой войны – большинство из них работали дешифровщиками в британской разведке.
4. В шахматы начали играть в Индии, и лишь потом игра стала распространяться по разным континентам. Первый шахматный турнир прошёл в 1575 году в Мадриде. Хулио Полерио в паре с Джованни Леонардо разбили Руи Лопеса и Альфонсо Серона в серии матчей, устроенной королём Филиппом II.5. Некоторые дети осваивают шахматы чуть ли не в младенчестве – Хосе-Рауль Капабланка, чемпион мира с 1921 по 1927 годы, начал играть в шахматы в четыре года и уже в таком юном возрасте он мог обыграть своего отца.
6. Игра в шахматы настолько популярна в мире, что нашла свой отклик и в искусстве – в 1914 году шахматы дебютировали на киноэкране в фильме «Звонок желания». Шахматы любят и музыканты – солисты группы ABBA Бьёрн и Бенни вместе с Тимом Райсом (автором текстов рок - оперы «Иисус Христос – суперзвезда») написали мюзикл, посвящённый шахматам. В 1986 песня One night in Bangkok из мюзикла попала в верхние строчки хит-парадов.
Шахматы для слепых. D: Правила игры для слепых и игроков с ослабленным зрением
D.1. Организатор соревнований после консультации с арбитром должен иметь возможность изменять следующие правила в зависимости от конкретных условий. В соревнованиях, где участвуют зрячие шахматисты и шахматисты с ослабленным зрением (юридически считающиеся слепыми), любой игрок может потребовать использования двух досок, причем зрячий игрок использует обычную доску, а игрок с ослабленным зрением — доску специальной конструкции. Эта доска специальной конструкции должна удовлетворять следующим требованиям:
D.1.1. размер – не менее 20х20 сантиметров;
D.1.2. черные поля должны быть слегка приподнятые;
D.1.3. в каждом поле должно быть предусмотрено отверстие.
D.1.4. Требования к фигурам следующие:
D.1.4.1. все фигуры должны иметь штифт, с помощью которого фигуру можно вставлять в отверстие в доске;
D.1.4.2. все фигуры должны быть типа «Стаунтон», причем черные фигуры должны иметь особые отметки.
D.2. Игра подчиняется следующим правилам:
D.2.1. Ходы должны объявляться отчетливо, повторяться соперником и выполняться на его доске. При превращении пешки игрок должен объявить, какая фигура выбрана. Для того чтобы объявление хода было по возможности более отчетливым, предлагается вместо соответствующих букв использовать следующие имена:
А – «Анна»
B – «Белла»
C – «Цезарь»
D – «Давид»
E – «Ева»
F – «Феликс»
G – «Густав»
H – «Хектор»
Если арбитр не решит иначе, номера горизонталей, считая от белых до черных, называются по-немецки:
1 - eins «айн»
2 - zwei «цвай»
3 - drei «драй»
4 – vier «фир»
5 - fuenf «фюнф»
6 - sechs «зекс»
7 - sieben «зибен»
8 - acht «ахт»
Рокировка объявляется по-немецки «Lange Rochade» («Ланг Рохад», длинная рокировка) и «Kurze Rochade» («Кюрц Рохад», короткая рокировка).
Фигуры получают названия: Koenig «кениг» - король, Dame «даме» - ферзь, Turm «турм» - ладья, Laeufer «лойфер» - слон, Springer «шпрингер» - конь, Bauer «бауэр» - пешка.
D.2.2. Считается, что на доске игрока с ослабленным зрением фигура «тронута» тогда, когда она вынута из фиксирующего отверстия.
D.2.3. Ход считается «сделанным», когда:
D.2.3.1. в случае взятия взятая фигура снята с доски игроком, выполняющим ход;
D.2.3.2. фигура вставлена в другое отверстие;
D.2.3.3. ход объявлен.
D.2.4. Только после этого должны быть включены часы соперника.
D.2.5. Что касается Статей D.2.2 и D.2.3, то для зрячего игрока имеют силу обычные Правила.
D.2.6.1. Должны использоваться шахматные часы специальной конструкции, которая должна давать ему возможность знать о времени и количестве сделанных ходов.
D.2.6.2. В качестве альтернативы могут рассматриваться аналоговые часы со следующими характеристиками:
D.2.6.2.1. циферблат с жесткими стрелками, каждые пять минут которого должны быть отмечены одной выпуклой точкой, а каждые 15 минут - двумя выпуклыми точками, и
D.2.6.2.2.легко нащупываемый флажок; должно быть уделено внимание такому устройству флажка, которое позволяло бы игроку нащупать минутную стрелку в течение последних 5 минут полного часа.
D.2.7. Игрок с ослабленным зрением должен вести запись партии азбукой Брайля, или обычным образом, или с помощью записывающего устройства.
D.2.8. Оговорка при объявлении хода должна быть исправлена немедленно, прежде чем пущены часы соперника.
D.2.9. Если во время партии на двух досках возникли различные позиции, они должны быть приведены в соответствие с помощью арбитра и записей партии обоих игроков. Если обе записи партии соответствуют друг другу, игрок, записавший правильный ход, но выполнивший его неправильно, должен исправить позицию на своей доске согласно записи партии. Если обнаружено, что записи партии отличаются, позиция должна быть возвращена к той, в которой две записи совпадают, и арбитр должен соответственно скорректировать время на часах.
D.2.10. Игрок с ослабленным зрением имеет право иметь помощника, который должен исполнять некоторые или все из нижеперечисленных обязанностей:
D.2.10.1. выполнять ход того или другого игрока на доске соперника,
В случае игры игрока с ослабленным зрением с игроком с нарушением слуха должен использоваться помощник.Источник: https://interesnyefakty.com/stati/15-misticheskih-faktov-o-shahmatah-misticheskaya-tayna-shahmat
Интересные факты о чемпионах мира по шахматам. Лучшие игроки по Chessmetrics
Chessmetrics — это система оценки шахматистов, которая была разработана Джеффом Сонасом. Рейтинг учитывает частоту проведения матчей. По словам Сонаса, «как только вы проведете месяц без игры, ваш рейтинг Chessmetrics начнет падать».
При этом Сонас отметил, что невозможно объективно сравнивать силу игроков разных эпох. При составлении рейтинга он взял за основу периоды доминирования шахматиста над соперниками в различные отрезки времени.
При подсчете очков учитывается процент побед игрока над другими шахматистами, взвешенный с учетом рейтингов других игроков и времени, прошедшего с момента матча. Увеличение производительности на 10% эквивалентно увеличению рейтинга на 85 очков.
Chessmetrics в декабре 2004 года оценил рейтинги производительности шахматистов с учетом прошлых лет. Он учитывал пиковые результаты за одно-, пяти-, десяти-, 15- и 20-летние периоды.
Наилучший результат за однолетний период показал Бобби Фишер (2881), вторым по этому показателю является Каспаров (2879), третьим — Михаил Ботвинник (2879). Однако в остальных периодах доминировал Каспаров.
В рейтинге Chessmetrics всех времен восемь советских гроссмейстеров вошли в топ-10. Гарри Каспаров доминировал в рейтинге. Следом за ним идут Карпов и Эмануил Ласкер.
В этом рейтинге нет лучшего шахматиста второго десятилетия Магнуса Карлсена. К январю 2005 года 14-летний норвежец достиг на пике 2653 в Chessmetrics.
Сонас не раз признавал, что рейтинг условный, и он лишь пытается объективнее рейтинга Эло отразить список сильнейших. Эксперты согласны с мнением, что Chessmetrics объективнее Эло.
В 2006 году экономисты Чарльз Моул и Джон Най использовали рейтинги Chessmetrics при прогнозировании игр прошлых лет. «Ретроспективная оценка позволяет устанавливать рейтинги, которые представляют собой беспристрастные оценки истинной силы игроков», — написали они в свой книге «Советский сговор? Статистический анализ чемпионата по шахматам 1940–1964 гг.».
Источник: https://interesnyefakty.com/stati/5-faktov-o-shahmatah-15-interesnyh-faktov-o-shahmatah
Интересные факты про шахматы для детей. История шахмат для детей
Шахматы — одна из самых древнейших игр с интересной историей, наполненной легендами. Для многих она является любимым увлечением. Есть люди, которые занимаются шахматами профессионально, и игра становится неотъемлемой частью их жизни. Во многих странах шахматные турниры признаны как отдельный вид спорта. Регулярные соревнования проходят по всему миру.
История появления шахмат
Появилась эта необычная игра примерно 2000 лет назад в Индии. Однако, называлась она иначе – Чатуранга. С тех пор ее правила менялись, и в настоящее время современная игра представляется немного иначе. Слово «шахматы» происходит из персидского языка от двух слов «шах» — «король» и «мат» — «мертв».
Есть предположение, что игра в шахматы была прототипом войны, только без настоящих жертв. Это привлекало многих правителей. Они понимали, что можно обойтись без настоящих тяжелых битв и потерь собственного войска. Обыграв противника в игре, они признавались победителями.
Легенды создания игры
Существует несколько версий происхождения этой игры. Рассмотрим две основные.
Версия 1
Одна из наиболее известных легенд следующая. Как-то после очередного военного похода Раджа (король) понял, что постоянная череда битв утомила его. Он решил устроить отдых. Однако, чем развлечься не знал и приказал своим мудрецам придумать какую-то новую забаву. Попыток предложить что-то необычное было множество. Однако, никто не мог заинтересовать Раджу, ничего его не привлекало.
И вот, однажды, пришел во дворец брамин (мыслитель, наставник в Индии). Принес он с собой разрисованную в клетку доску и замысловатые фигурки из дерева. Он объяснил правителю правила этой игры. Раджа очень остался доволен и предложил взять любую награду этому человеку. Однако, пришедший попросил необычное вознаграждение – зерна пшеницы.
Но в таком количестве, которое получится, если разложить их по клеткам доски. На первую клетку одно, на вторую – две, на третью — четыре и так далее, увеличивая зерна на каждой следующей клетке вдвое. Позабавила эта просьба правителя вначале.
Но самое интересное, что в итоге должно такое количество зерен получиться, которого во всем мире нет. Ведь клеток на шахматной доске 64. Понял Раджа, что нет у него столько зерна, тогда он отдал просто все свои запасы, какие у него были. Стала игра в шахматы после этой истории популярной в стране.
Версия 2
Есть еще не менее интересная версия появления такой игры. Жил был сильный властитель. Много лет он воевал, разбивая все армии своих противников с помощью обученных боевых слонов. Однажды наскучили ему эти битвы. И объявил он своему народу, что желает, чтобы придумали ему новое занятие, да поинтересней.
Каких только интересных вещей ему не приносили из золота и драгоценностей, но ничего его не увлекало. Но вот, однажды, пришел во дворец небогатый Шах и принес деревянную доску и деревянные фигурки. Правитель сначала рассердился, кричал, что это за дар такой простой, деревянный.
Но Шах объяснил правила этой игры и научил короля, как действовать. Понравилась властителю эта новинка. Почти сразу он выигрывать стал. И каждый раз, как правитель приближался к фигурке короля, кричал: «Шах», то есть «Король», а когда побеждал еще добавлял: «Шах! Мат!», то есть «гибель королю».
Шахматы в Европе и России
В Европе и России (в то время на Руси) шахматы появились в 9-10 веке. В это время игра некоторым образом видоизменилась, правила стали другими. В том виде, в котором мы знаем шахматы сейчас — сама игра сформировалась только в 18 веке. И с тех пор изменений практически не было.
На Руси шахматы быстро завоевали популярность и играли в нее и ремесленники, и даже бояре, и царские особы. Появились умельцы, которые изготавливали доски и фигуры для этого популярного увлечения. Их называли шахматниками. Увлечение было столь велико, что иностранные гости Русского государства, удивлялись такому интересу к шахматам.
Первый серьезный шахматный турнир в России прошел в конце 19 века в Санкт-Петербурге. С тех пор стали регулярно проводиться соревнования среди сильнейших шахматистов. Стали появляться имена прославившихся игроков, которые одержали множество побед.
Такие имена как Ботвинник Михаил, Смыслов Василий, Таль Михаил, Борис Спасский, Карпов Анатолий, Гарри Каспаров вошли навсегда в историю о шахматах. Они стали известны не только в России, но и далеко за рубежом.
Виды шахмат
В период исторического развития шахмат постепенно появлялись некоторые изменения, правила. Современность тоже внесла свои коррективы и в результате мы можем познакомиться с интересными разновидностями шахмат.
- Заочные шахматы – играем удаленно. В данном виде участники находятся на расстоянии друг от друга (в разных городах). Связь, какие ходы выполняются, держат по телефону, другими техническими средствами связи, например, через сообщения.
Интересные факты о шахматах. Ферзь раньше был слабой фигурой
Две испанские девицы играют в шахматы. Иллюстрация из книги Альфонсо X Мудрого, XIII век. Изображение: Wikimedia Commons
Современный ферзь, или королева, — сильнейший юнит, который может ходить на любое количество клеток во всех направлениях. Но так было не всегда.
В классических средневековых шахматах, заимствованных европейцами у арабов, ферзь был слабейшим персонажем в игре и перемещался только на одно поле по диагонали.
Но где‑то около 1300 года, чтобы немного разнообразить игру, ему добавили возможность первым ходом «прыгнуть» на два поля по диагонали, горизонтали и вертикали. Получилась эдакая бешеная версия пешки, но всё равно не сильно полезная.
Самой могущественной фигурой на доске ферзь стал только после очередной реформы правил в XV веке.
Мнения историков, о том, почему так произошло, разнятся. Самая популярная версия гласит , что ферзя усилила королева Испании Изабелла I, которая сама якобы была заядлой шахматисткой.
В её стране, как, впрочем, и в большинстве государств Европы, фигура эта именовалась не визирем (советником), а королевой. И могущественная Изабелла посчитала возмутительным, что её аналог на доске ограничен в ходах, а потому заставила придворных переписать правила. В итоге в соседней Италии её вариант игры стал именоваться «шахматы королевы» или, уничижительно, «шахматы сумасшедшей».
Есть также теории, что королеву усилили , впечатлившись могуществом других властительных дам средневековья, таких как Элеонора Аквитанская или Бланка Кастильская. Или это вообще была своеобразная дань чести рыцарскому культу Девы Марии — некоторые средневековые поэты ассоциировали фигуру с самой Богородицей.
И, кстати, вплоть до XII века пешки, дошедшие до конца доски, в ферзя не превращались, потому что двух королев в одной стране быть не могло. Только потом в правила добавился пункт, разрешающий такую трансформацию. Но превращённая фигура называлась именно советником, а не второй королевой.
Вопросы по шахматам с ответами. Викторина "Что ты знаешь о шахматах?"
Данная викторина для детей дошкольного возраста (5-7 лет) с вопросами и загадками.
Викторина
"Что ты знаешь о шахматах"
Научиться играть в шахматы - легко,
но трудно научить играть хорошо.
Х.Р.Капабланка
Подготовка и организация викторины
Данная викторина командная и разработана для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет. За каждый правильный ответ команде начисляется 1 балл, за не правильный ответ - 0 баллов.
Длительность викторины 30-35 минут.
Цель: определить уровень знаний детей о шахматной игре.
Материалы: Бочонки с номерами, конверты с вопросами по теории и задания по практике игры.
Ход викторины:
Педагог: Сегодня, у нас будет проходит викторина "Что ты знаешь о шахматах". На этой викторине мы вспомним, что мы знаем о шахматной игре. Сейчас мы разделимся на две команды (детям раздаются эмблемы команд).
Как будет проходить викторина? В начале будет разминка, т.е. вы будете отгадывать загадки о шахматах. Затем вы будете отвечать на вопросы. Чтобы узнать какой будет вопрос, вы по очереди достаете из коробки бочонок с номером, потом берете конверт с этим номеров, там будет лежать вопрос. Я зачитываю вам вопрос, а вы будете отвечать на него четко и полно. И так, каждый участник команды.
За каждый правильный ответ вы получите 1 балл (педагог выставляет кружок кружок на доске под эмблемой команды).
После ответов на все вопросы и задания по теории шахмат, педагог вместе с детьми подсчитывает баллы и подводит итоги викторины.
Приложение №1
Контрольные вопросы и практические задания к викторине
“ Что ты знаешь о шахматах”
Что такое МАТ? (Шах королю, и он не может спастись от шаха).
Каких знаменитых шахматистов ты знаешь? (А.М. Чичорин, Р. Капабланка, Л. Алехин, Г. Каспаров, А. Карпов и др.).
Во сколько очков оценивается ладья, слон, ферзь? (5, 3, 9).
На каком расстоянии могут сблизиться короли? (Одна клетка).
С чем сравнивается ход коня? (С буквой – Г).
Как бьет пешка? (Впереди себя, наискосок).
Какая фигура может перескакивать как через свои фигуры, так и через фигуры противника? (Конь).
8. Как называется результат беспроигрышной партии? (Ничья).
9. Что такое рокировка? (Это ход двумя фигурами одновременно).
10. Что такое шах королю? (Это такая позиция, когда любая фигура противника объявляет бой королю).
Цель шахматного боя? (Поставить МАТ королю противника).
Король главная фигура в игре или сильная? (Главная).
Какая фигура может превратиться в другую любую фигуру и как? (Пешка).
Что такое шахматное поле? (Это квадратная клеточка белого или черного цвета на шахматной доске).
Может ли пешка перейти с белого поля на черное? (Да).
Сколько на шахматной доске всего слонов? (4).
Может ли ферзь ходить как слон? (Да).
Назвать поле, где стоит данная фигура (Задание на демонстрационной доске).
Исправь ошибку в расстановке фигур на доске.
Назови место расположения пешки, которая может пройти Ферзя (Задание на демонстрационной доске).
Назови фигуру, которая поставила шах королю противника и ее месторасположения на доске (Задание на демонстрационной доске).
Поставлен ли мат королю противника или нет. Объясни ситуацию. (Задание на демонстрационной доске).
Назови фигуру и ее месторасположения, которая сделала “вилку”.
Загадки о шахматах
1. Стою на самом краю, 2. Я силой и мощью своей
Путь откроют – пойду. Лишь по прямым полям
Только прямо хожу, И линиям прокладываю путь.
Как зовут, не скажу. И горе тем, кто на пути моем
(Ладья) Пытается “вздремнуть”.
(Ладья)
3. Не живет в зверинце, 4. Когда мы станем в строй,
Не берет гостинцы, Нас спутает любой.
По косой он ходит, Но лишь начнется бой.
Хоботом не водит. У каждого путь – свой.
(Слон) (Белопольные и
Чернопольные Слоны)
5. Два братца в одной армии служат,
А встретиться друг с другом не могут.
(Белопольные и
Чернопольные Слоны)
6. Я смел, и строен, и высок:
Предпочитаю ходить и бить
Всегда по-своему: наискосок.
(Слон любого цвета)
7. Передвигается не косо и не прямо,
А буквой “Г” – так шахматисты говорят.
(Конь)
8. Гладкий люблю я, расчищенный путь:
На шаг в любую сторону могу шагнуть!
(Король)
9. Два братца через грядку смотрят,
А подойти друг к другу не могут.
Научиться играть в шахматы - легко, но трудно научить играть хорошо.
Подготовка и организация викторины
Данная викторина командная и разработана для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет. За каждый правильный ответ команде начисляется 1 балл, за не правильный ответ - 0 баллов.
Длительность викторины 30-35 минут.
Цель: определить уровень знаний детей о шахматной игре.
Материалы
Бочонки с номерами, конверты с вопросами по теории и задания по практике игры.
Ход викторины
Педагог: Сегодня, у нас будет проходить викторина "Что ты знаешь о шахматах". На этой викторине мы вспомним, что мы знаем о шахматной игре. Сейчас мы разделимся на две команды (детям раздаются эмблемы команд).
Как будет проходить викторина? В начале будет разминка, т.е. вы будете отгадывать загадки о шахматах. Затем вы будете отвечать на вопросы. Чтобы узнать какой будет вопрос, вы по очереди достаете из коробки бочонок с номером, потом берете конверт с этим номером, там будет лежать вопрос. Я зачитываю вам вопрос, а вы будете отвечать на него четко и полно. И так, каждый участник команды.
За каждый правильный ответ вы получите 1 балл (педагог выставляет кружок кружок на доске под эмблемой команды).
После ответов на все вопросы и задания по теории шахмат, педагог вместе с детьми подсчитывает баллы и подводит итоги викторины.
История шахмат
Шахматы - древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Сейчас - одна из наиболее распространенных настольных игр. Сочетает в себе элементы спорта, науки и искусства. Имеет воспитательное значение: способствует становлению личности, учит логически мыслить и планировать свои действия, развивает концентрацию внимания и усидчивость. При игре в шахматы проявляются многие особенности человеческой личности, поэтому они иногда используются в качестве модели научных исследований в психологии и педагогике. Использовались они и для выявления возможностей ЭВМ при решении задач так называемого переборного типа, когда из возможных элементов решения нужно выбрать наилучший.
В разных странах эта игра имеет свое название: в Англии – чесс (chess), в Испании – ахедрес (el axedres), в Германии – шах (Schach), во Франции – эшек (echecs). Русское название происходит от персидского «шах мат» – властитель побежден.
Индийские корни
Существует древняя легенда, которая приписывает создание шахмат некоему брамину. За свое изобретение он попросил у раджи незначительную, на первый взгляд, награду: столько пшеничных зёрен, сколько окажется на шахматной доске, если на первую клетку положить одно зерно, на вторую - два зерна, на третью - четыре зерна и т. д. Оказалось, что такого количества зерна нет на всей планете (оно равно 264− 1 ≈ 1,845×1019зёрен, чего достаточно, чтобы заполнить хранилище объёмом 180 км³). Так это было, или не совсем, сказать сложно, но, так или иначе, родиной шахмат является Индия.
Не позже начала VI века на северо-западе Индии появилась первая известная нам игра, родственная шахматам — чатуранга. Она имела уже вполне узнаваемый «шахматный» вид, но принципиально отличалась от современных шахмат двумя особенностями: игроков было четверо, а не двое (играли пара на пару), а ходы делались в соответствии с результатами бросания игральных костей. Каждый игрок имел по четыре фигуры (колесница (ладья), конь, слон, король) и по четыре пешки. Конь и король ходили так же, как в шахматах, колесница и слон были гораздо слабее нынешних шахматных ладьи и слона. Ферзя не было вовсе. Для выигрыша в партии нужно было уничтожить всё войско противников.
Арабские преобразования
В том же VI или, возможно, в VII веке чатуранга была заимствована арабами. На Арабском Востоке чатуранга была преобразована: игроков стало двое, каждый получил под управление два комплекта фигур чатуранги, один из королей стал ферзём (ходил на одно поле по диагонали). От костей отказались, стали ходить по одному ходу строго по очереди. Победа стала фиксироваться не по уничтожению всех фигур , а по постановке мата либо пата, а также при завершении игры с королём и хотя бы одной фигурой против одного короля (последние два варианта были вынужденными, так как поставить мат со слабыми фигурами, унаследованными от чатуранги, удавалось далеко не всегда). Получившаяся игра называлась у арабов — шатрандж, у персов — «шатранг». Позднее, попав к таджикам, шатрандж получил на таджикском название «шахмат» (в переводе — «властитель повержен»). Первое упоминание о шатраднже датируется приблизительно 550 годом. 600 год — первое упоминание шатранджа в художественной литературе — персидской рукописи «Карнамук». В 819 году при дворе халифа аль-Мамуна в Хоросане прошёл турнир трёх сильнейших игроков того времени: Джабира ал-Куфи, Абылджафара Ансари и Зайраба Катана. В 847 году вышла первая шахматная книга, которую написал Аль-Алли.