Интересные факты

Все самое интересное со всего мира!

Стихи о рыжей дворняге ~ Стихи Эдуарда Асадова ~ beesona.ru. Эдуард Асадов ~ Стихи о рыжей дворняге

13.02.2020 в 01:46

Стихи о рыжей дворняге ~ Стихи Эдуарда Асадова ~ beesona.ru. Эдуард Асадов ~ Стихи о рыжей дворняге

Стихи о рыжей дворняге ~ Стихи Эдуарда Асадова ~ beesona.ru. Эдуард Асадов ~ Стихи о рыжей дворняге

СТИХИ О РЫЖЕЙ ДВОРНЯГЕ

Эдуард Асадов

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Хозяин погладил рукою
Лохматую рыжую спину:
- Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою,
Но все же тебя я покину.
Швырнул под скамейку ошейник
И скрылся под гулким навесом,
Где пестрый людской муравейник
Вливался в вагоны экспресса.
Собака не взвыла ни разу.
И лишь за знакомой спиною
Следили два карие глаза
С почти человечьей тоскою.
Старик у вокзального входа
Сказал:- Что? Оставлен, бедняга?
Эх, будь ты хорошей породы…
А то ведь простая дворняга!
Огонь над трубой заметался,
Взревел паровоз что есть мочи,
На месте, как бык, потоптался
И ринулся в непогодь ночи.
В вагонах, забыв передряги,
Курили, смеялись, дремали…
Тут, видно, о рыжей дворняге
Не думали, не вспоминали.
Не ведал хозяин, что где-то
По шпалам, из сил выбиваясь,
За красным мелькающим светом
Собака бежит задыхаясь!
Споткнувшись, кидается снова,
В кровь лапы о камни разбиты,
Что выпрыгнуть сердце готово
Наружу из пасти раскрытой!

Стихи о рыжей дворняге ~ Стихи Эдуарда Асадова ~ beesona.ru. Эдуард Асадов ~ Стихи о рыжей дворняге

Не ведал хозяин, что силы
Вдруг разом оставили тело,
И, стукнувшись лбом о перила,
Собака под мост полетела…
Труп волны снесли под коряги…
Старик! Ты не знаешь природы:
Ведь может быть тело дворняги,
А сердце - чистейшей породы!

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

"Эдуард Асадов - стихи"
"Стихи о животных"
"Стихи о животных Эдуарда Асадова"

Стихи о рыжей дворняге ~ Стихи Эдуарда Асадова ~ beesona.ru. Эдуард Асадов ~ Стихи о рыжей дворняге 02

Анализ стихотворения Асадова «Стихи о рыжей дворняге»

В 1948 году Эдуард Аркадьевич Асадов (1923–2004) написал одно из самых пронзительных и трогательных произведений о преданности животного человеку. «Стихи о рыжей дворняге» заслуженно входят в список лучших произведений о животных.

В стихотворении рассказывается история брошеного пса. Его хозяин в силу каких-то обстоятельств оставляет питомца на вокзале, а сам садится на поезд и уезжает. Несмотря на то, что автор вкладывает в уста героя слова «Прощай, брат!», у читателя формируется негативное отношение к этому человеку. Чувствуется, что и автор недоволен поступком хозяина, поскольку описывая его действия, он использует жесткие резкие слова – «швырнул под скамейку ошейник».

Другим персонажам произведения нет дела до оставленной собаки. Лишь какой-то старик обращается к псу, сетуя, что взял бы его себе, но тот недостаточно благородной породы:

Эх, будь ты хорошей породы…

А то ведь простая дворняга!

К этому герою автор еще вернется в финале, укоряя его за примитивные поверхностные рассуждения:

Старик! Ты не знаешь природы:

Ведь может быть тело дворняги,

А сердце — чистейшей породы!

В стихотворении десять четверостиший, из них четыре строфы посвящены поведению самой собаки. Автор подробно описывает то, как животное следит понимающим взглядом за удаляющейся фигурой хозяина, как безуспешно преследует поезд; как теряя силы, еле волочит сбитые в кровь лапы. Такое пристальное внимание к состоянию собаки призвано разбудить в читателе сочувствие. Это известная особенность лирики Эдуарда Аркадьевича, который исподволь с помощью своих стихов воспитывает в людях лучшие качества.

Интересно, что в этом стихотворении автор не противопоставляет человеческий мир и мир животных. Говоря о вокзале, поэт сравнивает его с пестрым муравейником, подчеркивая тем самым, что люди ничем не лучше или хуже окружающего их мира. Даже промышленное изделие – паровоз, по мнению автора, похоже на животное:

Взревел паровоз что есть мочи,

На месте, как бык, потоптался…

Объединяет всех этих персонажей – собаку, паровоз – то, что они что-то делают для человека. Люди же в произведении отказываются от действий. Глаголы, которые применяет автор по отношению к героям-людям, чаще используются с частицей «не»: «не думали», «не вспоминали», «не ведал». Поэт повторяет несколько раз «не ведал хозяин, что…», чтобы подчеркнуть безучастие, равнодушие героя.

Мораль стихотворения содержится в последних строках и может применяться не только по отношению к питомцам. Красота человека, по мнению поэта, заключена в сердце. Поэтому так важно уметь вовремя разглядеть за внешностью доброе и преданное сердце.

Стихи о рыжей дворняге ~ Стихи Эдуарда Асадова ~ beesona.ru. Эдуард Асадов ~ Стихи о рыжей дворняге 03

Эдуард Асадов Стихи. Лучшие Стихи Эдуарда Асадова

Стихи о рыжей дворняге ~ Стихи Эдуарда Асадова ~ beesona.ru. Эдуард Асадов ~ Стихи о рыжей дворняге 04
НазваниеТемаДата
Доброта Стихи о любви
На пороге двадцатой весны Стихи о любви, Стихи о войне
Любовь, измена и колдун
Разрыв
Люблю я собаку за верный нрав…
Комары
Свободная любовь Стихи о любви
Пеликан Стихи о любви
Той, которая любит верно! Стихи о любви
Наивность
России
Слово о любви Стихи о любви
Вечер в Ереване
Ты не сомневайся
Двадцатый век
Чудачка
Девушка
Маленькие люди Стихи о любви
О том, чего терять нельзя
Баллада о ненависти и любви Стихи о любви, Стихи о войне
Прямой разговор Стихи о любви
В лесном краю
Люблю я собаку за верный нрав Стихи о любви
Падает снег Стихи о природе, Стихи про зиму
В землянке
Ночь
Литературным недругам моим
Моя звезда
Ангел и бес
Что такое счастье? Стихи о жизни
Все равно я приду
Сердечная история Стихи о любви
Подмосковный рассвет Стихи о войне
Стихи о рыжей дворняге
Разговор с другом
Два петуха
Россия начиналась не с меча! Стихи о войне
Стихи о чести
Дневной свет
Отцы и дети Стихи о войне
Моей маме
Они студентами были Стихи о любви
Зимняя сказка Стихи о природе, Стихи про зиму
Роза друга Стихи о войне
Одна
Письмо любимой Стихи о любви
Трусиха
Дикие гуси
Я могу тебя очень ждать Стихи о любви
Любовь Стихи о любви
О смысле жизни Стихи о жизни
Улетают птицы Стихи о любви
Сегодня редко певцы поют
Золотая кровь Стихи о любви
Задумчиво она идёт по улице Стихи о любви
Яшка
Древнее свидание Стихи о любви
Цвета чувств
Мне уже не шестнадцать, мама!
Телефонный звонок
Баллада о друге Стихи о дружбе, Стихи о войне
Сатана Стихи о любви
Весна в лесу Стихи о природе, Стихи про весну
Лесная река Стихи о любви
Добрый принц
Пусть меня волшебником назначат
Когда мне встречается в людях дурное..

Трогательные Стихи о животных.


В колонках играет - Sunrise Avenue - Forever young Настроение сейчас - Среднее…
Такие стихотворения трогают меня до слёз - и дело здесь вовсе не в их проницательности; года три-четыре назад моя любимая собака умерла у меня на глазах. И я просто не знал что делать… До сих пор слёзы наворачиваются, как вспоминаю…
Негромко хлопнув, затворилась дверь,
А в след смотрели карие глаза.
Ну что ж , собака, сделаешь теперь?
А с шерсти на пол сорвалась слеза.
Лежал на полке, слушал стук колес,
А поезд уносил кудато вдаль,
Вздыхал один в квартире верный пес -
В глазах слеза, застывшая печаль.
Соседка принесла ему еду,
Но отвернулся, в лапы спрятав нос,
Как буд то бы в тумане… иль в бреду
Лишь только вздернулся и опустился хвост.
Четыре дня! Четыре долгих дня,
Он рад родного города огням
И встрече предстоящей очень рад!
Взбежал по лестнице - и ключ в замок,
Ах, кажется все было так давно,
Родного дома преступил порог,
А в комнате… Разбитое окно.
Нос по ветру, ища знакомый след,
Собака шла по запаху, но вот,
Упала, обессиленная в снег
Не веря, что ее он бросить мог.
А карие глаза глядели вдаль,
Замерзли лапы и поджался хвост
И воем с глотки вырвалась печаль,
Но вдруг задвигался холодный черный нос.
Знакомый запах? Да! Знаком! Знаком!
И лапы позабыли вдруг про боль -
Вперед, за милым слабым ветерком
Влекла его собачая любовь!
Сбивая лапы в кровь о мерзлый лед,
Спешила, красный высунув язык
Туда, где человек, скучая, ждет,
Что б радостный его услышать вскрик,
Что б заглянуть в счастливые глаза,
Услышать ласковый, знакомый смех!
Но… Заскрипели, взвизгнув, тормоза
Отбросив пса на мягкий рыхлый снег.
Ползком вперед, а сзади следом кровь,
Туда, где свет горит в родном окне
Влекла его собачая любовь
Но… Не дополз… Уткнулся мордой в снег.
А в даль глядят потухшие глаза,
Как буд-то видят, что не видно мне.
На шерсти - белым хрусталем слеза,
А с неба падает пушистый мягкий снег…
****
Хозяин погладил рукою
Лохматую рыжую спину:
- Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою,
Но все же тебя я покину.
Швырнул под скамейку ошейник
И скрылся под гулким навесом,
Где пестрый людской муравейник
Вливался в вагоны экспресса.
Собака не взвыла ни разу,
И лишь за знакомой спиною
Следили два карие глаза
С почти человечьей тоскою.
Старик у вокзального входа
Сказал: - Что? Оставлен, бедняга?
Эх, будь ты хорошей породы…
А то ведь простая дворняга!
Огонь над трубой заметался,
Взревел паровоз что есть мочи,
На месте, как бык, потоптался
И ринулся в непогодь ночи.
В вагонах, забыв передряги,
Курили, смеялись, дремали…
Тут видно о рыжей дворняге
Не думали, не вспоминали.
Не ведал хозяин, что где-то
По шпалам, из сил выбиваясь,
За красным мелькающим светом
Собака бежит задыхаясь!
Споткнувшись, кидается снова,
В кровь лапы о камни разбиты,
Что выпрыгнуть сердце готово
Наружу из пасти раскрытой!
Не ведал хозяин, что силы
Вдруг разом оставили тело,
И, стукнувшись лбом о перила,
Собака под мост полетела.
Труп волны снесли под коряги…
Старик! Ты не знаешь природы:
Ведь может быть тело дворняги,
А сердце – чистейшей породы!
****
Ты не бросай в собаку камень,
Пусть это лишь бездомный пес,
Но он и так до боли ранен,
Хоть и не знает горьких слез.
Какой хозяин вероломный
Его продал за медный грош?
Чтобы и этот пес бездомный
Узнал предательство и лож.
Нет, он от боли не заплачет,
Но день за днем, за разом раз,
Он грусть свою собачью прячет
В разрезе умных добрых глаз.
Сидит собака под забором,
Страдая от сердечных мук,
Но не страдает от позора
Его, когда-то, бывший друг.

Асадов медвежонок. «Медвежонок» Э. Асадов

«Медвежонок» Эдуард Асадов

Беспощадный выстрел был и меткий.
Мать осела, зарычав негромко,
Боль, веревки, скрип телеги, клетка…
Все как страшный сон для медвежонка…

Город суетливый, непонятный,
Зоопарк — зеленая тюрьма,
Публика снует туда-обратно,
За оградой высятся дома…

Солнца блеск, смеющиеся губы,
Возгласы, катанье на лошадке,
Сбросить бы свою медвежью шубу
И бежать в тайгу во все лопатки!

Вспомнил мать и сладкий мед пчелы,
И заныло сердце медвежонка,
Носом, словно мокрая клеенка,
Он, сопя, обнюхивал углы.

Если в клетку из тайги попасть,
Как тесна и как противна клетка!
Медвежонок грыз стальную сетку
И до крови расцарапал пасть.

Боль, обида — все смешалось в сердце.
Он, рыча, корябал доски пола,
Бил с размаху лапой в стены, дверцу
Под нестройный гул толпы веселой.

Кто-то произнес: — Глядите в оба!
Надо стать подальше, полукругом.
Невелик еще, а сколько злобы!
Ишь, какая лютая зверюга!

Силищи да ярости в нем сколько,
Попадись-ка в лапы — разорвет! —
А «зверюге» надо было только
С плачем ткнуться матери в живот.

Анализ стихотворения Асадова «Медвежонок»

Для чего нужна поэзия? Судя по произведениям Эдуарда Аркадьевича Асадова (1923–2004), не только для выражения собственных чувств и впечатлений, но и для воспитания читателя, внушения ему хороших мыслей и подталкивания к правильным поступкам. В своих стихотворениях автор деликатно поднимает очень важные вопросы. При этом он использует такие художественные средства и приемы, что читатель не может не проникнуться сочувствием к героям стихотворений.

«Медвежонок», написанный в 1948 году, – как раз такое произведение. Его главный герой – попавший в зоопарк детеныш лесной медведицы. Мать застрелили охотники, и теперь малыш мерит тяжелыми шагами пол клетки. Вокруг толпятся посетители зоопарка, шумят голоса, а медвежонок, тоскуя по дому и матери, мечется по клетке и пробует то сломать ее прутья, то раскопать пол, то разбить дверцу.

Поэт присутствует в стихотворении в качестве рассказчика. Он наблюдает за злоключениями персонажа с самого момента гибели медведицы. Чтобы заставить читателя сильнее сопереживать герою, автор прибегает к олицетворению. Животное наделяется человеческими качествами, оно начинает испытывать душевную боль, обиду, видеть сны, мечтать и страдать от несправедливости:
Вспомнил мать и сладкий мед пчелы,
И заныло сердце медвежонка…

Эмоциональные восклицания, оформленные в виде мыслей животного, добавляют ему сходства с человеком:
Как тесна и как противна клетка!

Поэт стремится вызвать симпатию к герою. Для этого используются сравнения, например, нос медвежонка похож на мокрую клеенку. Читателю, который немного знаком с советским бытом, это напомнит о том, как подкладывали клеенку младенцам в кроватку, чтобы сохранить матрас сухим. Таким образом, между человеческим и медвежьим детенышем становится все меньше различий.

Асадов Стихи о рыжей дворняге текст. Эдуард Асадов, самые читаемые стихотворения:

    Когда мне встречается в людях дурное, То долгое время я верить стараюсь, Что это скорее всего напускное, Что это случайность. И я ошибаюсь. И,…

    Когда мне встречается в людях дурное…

    Я могу тебя очень ждать, Долго-долго и верно-верно, И ночами могу не спать Год, и два, и всю жизнь, наверно! Пусть листочки календаря Облетят…

    Я могу тебя очень ждать…

    Не привыкайте никогда к любви! Не соглашайтесь, как бы ни устали, Чтоб замолчали ваши соловьи И чтоб цветы прекрасные увяли. И, главное, не…

    Не привыкайте никогда к любви

    Хозяин погладил рукою Лохматую рыжую спину: - Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою, Но всё же тебя я покину. Швырнул под скамейку ошейник И…

    Стихи о рыжей дворняге

    Когда на лице твоём холод и скука, Когда ты живёшь в раздраженье и споре, Ты даже не знаешь, какая ты мука, И даже не знаешь, какое ты горе….

Роберт рождественский Стихи. УТРО

В. Соколову Есть граница между ночью и утром, между тьмой и зыбким рассветом, между призрачной тишью и мудрым ветром… Вот осиновый лист трясется, до прожилок за ночь промокнув. Ждет, когда появится солнце… В доме стали заметней окна. Спит, раскинув улицы, город, все в нем — от проводов антенных до замков, до афиш на стенах,— все полно ожиданием: скоро, скоро! скоро!!— вы слышите?— скоро птицы грянут звонким обвалом, растворятся, сгинут туманы… Темнота заползает в подвалы, в подворотни, в пустые карманы, наклоняется над часами, смотрит выцветшими глазами (ей уже не поможет это),— и она говорит голосами тех, кто не переносит света. Говорит спокойно вначале, а потом клокоча от гнева: — Люди! Что ж это? Ведь при мне вы тоже кое-что различали. Шли, с моею правдой не ссорясь, хоть и медленно, да осторожно… Я темней становилась нарочно, чтоб вас не мучила совесть, чтобы вы не видели грязи, чтобы вы себя не корили… Разве было плохо вам? Разве вы об этом тогда говорили? Разве вы тогда понимали в беспокойных красках рассвета? Вы за солнце луну принимали. Разве я виновата в этом? Ночь, молчи! Все равно не перекричать разрастающейся вполнеба зари. Замолчи! Будет утро тебе отвечать. Будет утро с тобой говорить. Ты себя оставь для своих льстецов, а с такими советами к нам не лезь — человек погибает в конце концов, если он скрывает свою болезнь. …Мы хотим оглядеться и вспомнить теперь тех, кто песен своих не допел до утра… Говоришь, что грязь не видна при тебе? Мы хотим ее видеть! Ты слышишь? Пора знать, в каких притаилась она углах, в искаженные лица врагов взглянуть, чтобы руки скрутить им! Чтоб шеи свернуть! …Зазвенели будильники на столах. А за ними нехотя, как всегда, коридор наполняется скрипом дверей, в трубах с клекотом гулким проснулась вода. С добрым утром! Ты спишь еще? Встань скорей! Ты сегодня веселое платье надень. Встань! Я птицам петь для тебя велю. Начинается день. Начинается день! Я люблю это время. Я жизнь люблю!

Песнь о собаке. Сергей Есенин

Весь материал взял с сайта pishi-stihi.ru/pesn-o-sobake-esenin.html
«Песнь о собаке» Сергей Есенин

Утром в ржаном закуте,
Где златятся рогожи в ряд,
Семерых ощенила сука,
Рыжих семерых щенят.

До вечера она их ласкала,
Причесывая языком,
И струился снежок подталый
Под теплым ее животом.

А вечером, когда куры
Обсиживают шесток,
Вышел хозяин хмурый,
Семерых всех поклал в мешок.

По сугробам она бежала,
Поспевая за ним бежать…
И так долго, долго дрожала
Воды незамерзшей гладь.

А когда чуть плелась обратно,
Слизывая пот с боков,
Показался ей месяц над хатой
Одним из ее щенков.

В синюю высь звонко
Глядела она, скуля,
А месяц скользил тонкий
И скрылся за холм в полях.

И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег.
Сергей Есенин неоднократно признавался в том, что животных любит гораздо больше, чем людей. По мнению поэта, братья наши меньшие – существа более благородные и возвышенные, их натуре присущи преданность и честность, а жестокость обусловлена не тщеславием и попыткой самоутвердится, а банальным инстинктом самосохранения. Подобные мировоззрения на тот момент не были новаторскими, и до Есенина их высказывали многие литераторы. Однако мало кому удавалось так контрастно и ярко противопоставить человека животному, как сделал это поэт в своем стихотворении «Песнь о собаке», написанном в 1915 году.

В основе сюжета этого произведения – типичная и весьма банальная история о том, как на сельском подворье ощенилась рыжая сука, а хозяин, не пожелавший возиться со щенками и решать, куда же их пристроить, попросту утопил малышей в реке. С человеческой точки зрения такой поступок, безусловно, является жестоким, однако в этот момент мало кто задумывается над тем, что и у обычной дворовой собаки тоже есть чувства, она может страдать так же сильно, как и человек.

Когда «хмурый хозяин» сложил новорожденных щенков, которых она так тщательно «причесывала языком», в мешок и понес к реке, собака бежала за ним по сугробам, а после смотрела, как «долго, долго дрожала воды незамерзшей гладь». Подчиняясь воле человека, который решил, что имеет право распоряжаться жизнями щенков, их мать не смогла смириться с потерей. Но и изменить что-либо было не в ее власти. Поэтому, еле плетясь в хлев и слизывая пот с боков, она силилась понять своим собачьим умом, почему люди, которым она служила верой и правдой, обошлись с ней так жестоко и несправедливо. Однако все, что осталось рыжей суке, так это выть на молодой месяц, который животное приняло за одного из своих щенков.

О том, что горе животного может быть таким же огромным, как у человека, свидетельствует финальная фраза стихотворения «покатились глаза собачьи золотыми звездами в снег». Вся жизнь этого животного – это подачка, которая, по мнению автора, больше похожа на камень, который швыряет в беззащитное существо веселящаяся людская толпа. Есенин недоумевает, почему мир настолько жесток, что любая жизнь не стоит в нем ни гроша. И в первую очередь страдают те, кто доверчив и не может себя защитить от более сильных, самоуверенных и безжалостных существ, которые именуются людьми.

Поэт неоднократно возвращался к теме неравенства между человеком и животным, опровергая саму концепцию того, что люди являются высшими созданиями. Для Есенина все живые существа были равны, и даже обычные деревья в своих произведениях он наделял разумом и чувствами. Однако автор был убежден в том, что лично ему гораздо комфортнее в обществе берез и кленов, чем в компании пьяных представителей столичного бомонда и проституток, алчных, беспринципных и лишенных тех высоких духовных качестве, которыми обладают низшие существа – животные. Кроме того, на примере обычной собаки поэт попытался показать, что люди беспощадны не только по отношению к тем, кого приручили, но и к самим себе. Они готов уничтожить каждого, кто встает у них на пути и мешает осуществлению честолюбивых замыслов. Человеческая жизнь, равно как и собачья, по мнению поэта не представляет для общества какую-либо ценность. Но если у человека все же есть возможность себя защитить, то животные лишены и этой малости. Поэтому Есенин сочувствует им гораздо больше, чем людям, и намного ближе воспринимает горе обычной дворовой собаки, чем человека.

Это стихотворение после публикации вызвало много споров и насмешек в адрес Есенина, которому критики предлагали ориентироваться в своих произведениях на впечатлительных барышень. Однако лишь некоторые литераторы смогли понять, что именно хотел поэт сказать своей «Песней о собаке», в которой попытался развеять миф о бездушности животных.

Видео СТИХИ О РЫЖЕЙ ДВОРНЯГЕ( Эдуард Асадов)