Правила обеденного этикета XIX века. Этикет русского дворянства...
- Правила обеденного этикета XIX века. Этикет русского дворянства...
- Этикет 20 века. Особенности стилевого поведения и правила этикета (обхождения), принятые в европейском и русском обществе в XVI-XIX и начале XX столетия
- Этикет в россии 18 века. II Период: 18-19 в.В.
- Речевой этикет 18 века примеры. Речевой этикет в Российской империи
- История этикета за столом. Краткая история застольного этикета
- Первые правила этикета. Зарождение понятия
- Этикет средневековья. Начало, или особенности застольного этикета в Средневековье
- Этикет англии 19 века. Какие танцы были популярны на викторианских балах
- Этикет 18 века. Изменение этикетных норм в 18 веке
Правила обеденного этикета XIX века. Этикет русского дворянства...
В начале XIX века среди русских дворян этикет был своего рода искусством, поэтому существовали определённые правила и в деле трапезничества. Значение имело все, даже место человека за столом, которое определяло его статус и отношение к хозяину.
"Можно было прийти в гости и сесть за стол даже без приглашения", - говорил французский философ Ипполит Оже о русском гостеприимстве.
Предлагаем узнать 9 правил русского обеденного этикета дворян XIX века! ;
1. Большие семейные обеды с приглашенными поварами
Большие семейные обеды с приглашенными поварами
19-й век был временем расцвета землевладения и крестьянства. В то время как жизнь второго была спокойной и размеренной, первые любили собирать большие званые обеды, приглашая всех слуг. Столы накрывались именно ими, а были они обычно крепостными крестьянами.
2. Строгое время обеда
Строгое время обеда
Обеденная трапеза обычно происходила в полдень или в час дня. Существует знаменитая история. Император Павел I однажды узнал, что графиня Головина обедает в 3 часа дня. Он послал к ней полицейского, чтобы тот приказал ей обедать строго в час дня.
3. Бизнес-обеды
Бизнес-обеды
Во время обеда люди не только ели, но ещё и могли решать важные вопросы, которые касались работы. Гости приходили к хозяину и во время трапезы могли вести важные разговоры об имуществе.
4. Место за столом
Место за столом
Рассадка была вопросом стратегической важности. Во главе стола всегда сидел землевладелец, по правую руку от него – жена, а по левую – наиболее важные и уважаемые гости. Чем дальше от хозяина сидел человек, тем ниже был его социальный статус. При подаче блюд слуги придерживались того же правила. Порой слуги не знали ранга гостя и начинали переглядываться со своим хозяином. Одного взгляда было достаточно для того, чтобы прояснить ситуацию.
5. Столовая посуда
Столовая посуда
Степень роскошности посуды зависела от материального положения хозяина. Если он был очень богатым человеком, то приборы были серебряными. Например, в 1774 году императрица Екатерина Великая подарила своему фавориту, графу Орлову, серебряный обеденный сервиз, который весил около 2 тонн.
6. Подача еды
Подача еды
В соответствии с русскими традициями, блюда подавались одно за другим, а не все сразу. Такую систему в середине 19 века заимствовали у русских сначала французы, а затем и другие европейцы. После каждого блюда подавалось вино.
7. Тост после третьего блюда
Тост после третьего блюда
i.pinimg.com
Первый тост произносил самый уважаемый человек на трапезе, и происходило это отнюдь не в начале обеда, а лишь только во время поедания третьего блюда. Если на трапезе присутствовал император, то он поднимал тост за здоровье всех присутствующих.
8. Беседы
Беседы
За столом нельзя было обсуждать болезни, слуг или романтические отношения, но молчание также считалось дурным тоном или признаком плохого настроения. Признаком же хорошего воспитания считалась непринуждённая беседа. Если два гостя, сидящие рядом, разговаривали друг с другом, они должны были делать это достаточно громко, чтобы разговор услышали и остальные присутствующие за столом.
9. Десерт в заключение
Десерт в заключение
Трапеза всегда начиналась с крёстного знамения, а заканчивалась десертом. Подавали фрукты, сладости или мороженое. В самом конце обеда гостям подавали специальные чашки, чтобы они могли прополоскать рот. Такая мода на полоскание рта после еды появилась ещё в 18 веке. Перед тем как встать, гости также могли перекреститься, а вставать они могли только после того, как это сделает самый уважаемый гость. Ответный визит было принято наносить не раньше, чем через три дня, и не позже, чем через неделю после обеда.
Этикет 20 века. Особенности стилевого поведения и правила этикета (обхождения), принятые в европейском и русском обществе в XVI-XIX и начале XX столетия
Молодые актеры и режиссеры должны знать особенности стилевого поведения русского и западноевропейского общества - это совершенно необходимо в спектаклях классического репертуара.
Материалы, содержащие сведения о быте, этикете и поведении людей в Древнем Египте, Греции, Риме, Византии и раннем средневековье Европы, пока настолько незначительны, что могут быть использованы только как консультационный материал. Режиссерам и актерам предлагается краткое изложение уклада боярского общества XVI и XVII столетий и описание осанки, походки, жестов и манер представителей этого общества.
Обилие исторических материалов, живопись, графика, скульптура, художественно-прикладное искусство и литература ярко и образно освещающие жизнь, быт и нравы западноевропейского общества XVI, XVII и XVIII веков и обстоятельные правила "хорошего тона" русского светского общества XIX столетия, позволили разработать соответствующие упражнения и ввести их в практический курс предмета. С помощью этих упражнений педагоги, актеры и режиссеры имеют возможность практически осваивать пластические особенности поведения феодального, аристократического и буржуазного общества.
Глава тридцать третья
ОСОБЕННОСТИ В ПОВЕДЕНИИ РУССКОГО БОЯРСТВА XVI-XVII ВЕКОВ I Боярское обхождение XVI-XVII столетий частично заимствовано из дворцового этикета Византии, но во многом сохранило народные обычаи. ' В главе использованы материалы кафедры сценического движения ПГИТМиК, разработанные В. В. Калинкой.
298
Россия этого периода была феодальным государством. Крепостное крестьянство жестоко угнеталось, зато крупные феодалы (и в частности бояре) неслыханно обогащались. В политическом и экономическом отношении боярство России никогда не было монолитным - этому мешала постоянная родовая вражда, столкновение личных интересов. Любой ценой бояре старались добиться наибольшего влияния на царя и его родню, шла борьба за захват самых выгодных должностей, неоднократно предпринимались попытки дворцовых переворотов. В этой борьбе все средства были хороши, лишь бы они приводили к поставленной цели, - клевета, доносы, подложные письма, наушничество, поджоги, убийства. Все это оказало огромное влияние на жизнь боярства. Яркой внешней стороной боярского быта оказались особенности в правилах этикета - обхождении.
Основное в облике боярина - его крайняя внешняя сдержанность. Боярин старался меньше говорить, а если и позволял себе пространные речи, то произносил их так, чтобы не выдать настоящей мысли и не раскрыть своих интересов. Этому обучали боярских детей, и так же вели себя слуги боярина. Если слугу посылали по делу, то ему наказывали не смотреть по сторонам, не разговаривать с посторонними (хотя ему не возбранялось подслушивать), а в разговоре по делу сказать только то, с чем он был послан. Замкнутость в поведении считалась достоинством. Основой красоты боярина (среднего и пожилого возраста) считалась дородность. Чем толще был боярин, чем пышнее и длиннее были его усы и борода, тем большего почета он удостаивался. Людей с такой внешностью специально приглашали к царскому двору, особенно на приемы иностранных послов. Дородность свидетельствовала о том, что этот человек не работал, что он богат и знатен. Для того чтобы еще больше подчеркнуть свою толщину, бояре подпоясывались не по талии, а под животом.
Этикет в россии 18 века. II Период: 18-19 в.В.
Изменение этикетных норм в XVIII веке со времен упадка рыцарства все большее влияние на развитие этикета оказывают нравы среднего класса. С одной стороны, блистательные дворы абсолютных монархов предлагают все более сложные правила поведения, с другой, с течением времени бытовые этикетные нормы становятся значительно демократичнее под влиянием новых социальных условий. Недаром просветители 18 века считали, что придворный этикет отдален от основной массы населения и призывали к более естественным манерам.
В Россию европейский этикет проникает в начале 18 века. Артиллерийское и морское образование, которое ввел Петр I для дворян, впоследствии было заменено школой светских манер. Самой популярной стала книга “Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению” (1717) – своего рода учебник этикета, неоднократно перепечатывавшийся в XVIII веке. В этой книжке, пишет русский историк В.Ключеский, вслед за азбукой и цифирью излагались правила, как обращаться в свете. Сидеть за столом и обходиться с вилкой и ножом, на каком расстоянии снимать шляпу при встрече со знакомыми и какую позитуру принимать при поклоне.
Реформы Петра I нарушили традиционную замкнутость боярских, дворянских и городских (посадских) семей. Регламентация всех сторон быта, проводимая Петром I, коснулась в первую очередь института брака. Резко возросло число неравных браков с представителями низших сословий, добившихся «чинов». С 1720 года разрешались браки с иностранцами (при условии сохранения супругом православной веры). Было разрешено заключать браки с разведенными и даже с расстриженными монахами и священниками. Указом 28 февраля 1714 года Петр I запретил во избежание увиливания от государственной службы дворянским и «подъяческим» сыновьям жениться, не окончив школы. Указом от 1722 года «О дураках» браки запрещались слабоумным, если они не проходили годовое «исправление» на службе. Оставался запрет на четвертый по счету брак, плата государству при заключении каждого последующего из трех браков возрастала. Сам царь, знаменитый своим скандальным браком с Мартой Скавронской, будущей императрицей Екатериной Алексеевной, поддерживал добровольный брак, по его мнению, способствовавший «умножению» служилого дворянства. Пары могли познакомиться, как и раньше, в церкви, затем на ставших свободными для женщин прогулках, приемах, ассамблеях (даже воспитанницам монастырей давали часы для знакомства с будущими женихами). В 1720 году Петр I запретил составлять «сговорную запись» и закреплять ее в приказе крепостных дел, заменив «росписью приданого». Реформы Петра I сделали немало для внешней европеизации семейного уклада дворян.
Речевой этикет 18 века примеры. Речевой этикет в Российской империи
Выражение благодарности:
—Позвольте (разрешите) выразить (большую, огромную) благодарность Николаю Петровичу Быстрову за отлично (прекрасно) организованную выставку.
—Фирма (дирекция, ректорат) выражает благодарность всем сотрудникам (преподавательскому составу) за…
—Должен выразить начальнику отдела снабжения (свою) благодарность за…
—Позвольте (разрешите) выразить большую (огромную) благодарность…
За оказание какой-либо услуги, за помощь, важное сообщение, подарок принято благодарить словами:
—Я благодарен вам за то, что…
—(Большое, огромное) спасибо вам (тебе) за…
—(Я) очень (так) благодарен вам!
Эмоциональность, экспрессивность выражения благодарности усиливается, если сказать:
—Нет слов, чтобы выразить вам (мою) благодарность!
—Я до такой степени благодарен вам, что мне трудно найти слова!
—Вы не можете себе представить, как я благодарен вам!
– Моя благодарность не имеет (не знает) границ!
Замечание, предупреждение:
—Фирма (дирекция, правление, редакция) вынуждена сделать (серьезное) предупреждение (замечание)…
—К (большому) сожалению (огорчению), должен (вынужден) сделать замечание (вынести порицание)…
Нередко люди, особенно наделенные властью, считают необходимым высказывать свои предложения, советы в категорической форме:
—Все (вы) обязаны (должны)…
—Вам непременно следует поступить так…
—Категорически (настойчиво) советую (предлагаю) сделать…
Советы, предложения, высказанные в такой форме, похожи на приказание или распоряжение и не всегда рождают желание следовать им, особенно если разговор происходит между сослуживцами одного ранга. Побуждение к действию советом, предложением может быть выражено в деликатной, вежливой или нейтральной форме:
—Разрешите (позвольте) дать вам совет (посоветовать вам)…
—Разрешите предложить вам…
—(Я) хочу (мне хотелось бы, мне хочется) посоветовать (предложить) вам…
—Я посоветовал бы (предложил бы) вам…
—Я советую (предлагаю) вам…
Обращение с просьбой должно быть деликатным, предельно вежливым, но без излишнего заискивания:
—Сделайте одолжение, выполните (мою) просьбу…
—Если вам не трудно (вас это не затруднит)…
—Не сочтите за труд, пожалуйста, отнесите…
—(Не) могу ли я попросить вас…
– (Пожалуйста), (очень вас прошу) разрешите мне…
Просьба может быть выражена с некоторой категоричностью:
—Настоятельно (убедительно, очень) прошу вас (тебя)…
Согласие, разрешение формулируется следующим образом:
—(Сейчас, незамедлительно) будет сделано (выполнено).
—Пожалуйста (разрешаю, не возражаю).
—Согласен отпустить вас.
—Согласен, поступайте (делайте) так, как вы считаете.
При отказе используются выражения:
—(Я) не могу (не в силах, не в состоянии) помочь (разрешить, оказать содействие).
—(Я) не могу (не в силах, не в состоянии) выполнить вашу просьбу.
—В настоящее время это (сделать) невозможно.
—Поймите, сейчас не время просить (обращаться с такой просьбой).
—Простите, но мы (я) не можем (могу) выполнить вашу просьбу.
– Я вынужден запретить (отказать, не разрешить).
Среди деловых людей любого ранга принято решать особенно важные для них вопросы в полуофициальной обстановке. Для этого устраиваются охота, рыбалка, выезд на природу, следует приглашение на дачу, в ресторан, сауну. В соответствии с обстановкой меняется и речевой этикет, он становится менее официальным, приобретает непринужденный эмоционально-экспрессивный характер. Но и в такой обстановке соблюдается субординация, не допускается фамильярный тон выражений, речевая «распущенность».
Немаловажным компонентом речевого этикета является комплимент. Тактично и вовремя сказанный, он поднимает настроение у адресата, настраивает его на положительное отношение к оппоненту. Комплимент говорится в начале разговора, при встрече, знакомстве или во время беседы, при расставании. Комплимент всегда приятен. Опасен только неискренний комплимент, комплимент ради комплимента, чрезмерно восторженный комплимент.
Комплимент относится к внешнему виду, свидетельствует об отличных профессиональных способностях адресата, его высокой нравственности, дает общую положительную оценку:
—Вы хорошо (отлично, прекрасно, превосходно, великолепно, молодо) выглядите.
—Вы не меняетесь (не изменились, не стареете).
—Время вас щадит (не берет).
—Вы (так, очень) обаятельны (умны, сообразительны, находчивы, рассудительны, практичны).
—Вы хороший (отличный, прекрасный, превосходный) специалист (экономист, менеджер, предприниматель, компаньон).
—Вы хорошо (отлично, прекрасно, превосходно) ведете (свое) хозяйство (дело, торговлю, строительство).
—Вы умеете хорошо (прекрасно) руководить (управлять) людьми, организовывать их.
—С вами приятно (хорошо, отлично) иметь дело (работать, сотрудничать).
История этикета за столом. Краткая история застольного этикета
Этикет — это протокол поведения. В общественных местах, в театре, за столом и даже в транспорте. Появилось это слово в 16 веке, но правила поведения существовали всегда.
Сегодня мы поговорим об истории формирования этикета за столом.
Можно ли положить ноги на стол? А есть лежа? Куда деть кость, когда съедено мясо? Можно ли вытереть руки о скатерть, если нет салфеток? Как быть с чавканьем?
Некоторые ограничения раньше показались бы странными (подумаешь, бросил кость на пол, там всегда крутятся собаки!), а сейчас мы можем даже не замечать их. Конечно же, свод ограничений формировался постепенно.
Античный мир
Здесь правил поведения за столом не существовало. Можно было сидеть, лежать, облить соседа вином и громко рыгнуть. Никто не обращал на это внимания.
Правила появились тогда, когда стало необходимо отличить своих людей от чужеземцев, аристократов от простолюдинов.
При трапезе в античном мире не только ели, но и вели беседы, обсуждали насущные вопросы. Главным был ужин, причем не так важно, что было есть, главное, с кем.
В рацион входили лепешки, пироги, сыр, оливки, фрукты, жареное мясо, птица, рыба, много соусов. Пили разбавленное водой вино. Состояние алкогольного опьянения осуждалось.
Еда подавалась на блюдах, отдельной посуды, вилок и ложек как таковых не было, Обычно ложкой служил кусочек хлеба. Скатертей не существовало.
Средние века
Этикет поведения за столом усложнился. Теперь существовала индивидуальная посуда, пищу на нее раскладывала служанка, причем ни в коем случае нельзя было дотрагиваться до еды. Теперь уже чавканье считалось дурным тоном, кости надо было оставлять на специальной тарелке, надкусанный кусок нельзя положить назад на общее блюдо.
В это время в моду вошли стихи-памятки о манерах поведения.
В книгах же уже пытаются размышлять о том, зачем вообще нужна культура поведения, что уместно и неуместно.
В правилах было зафиксировано обязательное мытье рук перед едой. Появились скатерти на столах, хотя салфеток еще не было.
Из еды было популярно мясо с гарниром, много специй и чеснока, хлеб, пироги. Целое искусство и развлечение для гостей — пирог, из которого вылетают маленькие птички. В богатых домах пища была жирной, тяжелой. Беднякам же приходилось довольствоваться овощами, бобовыми, хлебом. Мясо на столе было редкостью.
Вместе с христианской религией в Европу пришли ограничения и посты. Они были необходимы, потому что царил культ избыточности в пище. Люди, которые имели такую возможность, откровенно переедали.
В это время не только много ели, но и много пили, вино, пиво. Даже соревнования устраивали, кто сможет больше выпить (вот откуда современные пищевые развлечения американцев!).
С общего блюда ели руками, ложки пока еще редкость, но можно есть с ножа. Туши и дичь разделывали прямо на столе, раздача соответствовала определенным правилам этикета (кому, что и в каком порядке подавать).
Первые правила этикета. Зарождение понятия
История возникновения этого понятия берет свое начало во Франции. Связано это с тем, что термин впервые был употреблен именно при дворе французского короля . Перед очередным светским мероприятием приглашенным раздавали специальные карточки. На них были указаны основные положения поведения.
Так появился первый официальный свод правил поведения в культурном обществе. С той поры началось активное развитие этикета в высших сословиях, несмотря на то, что определенные положения и нормы существовали еще в далекие времена.
Эксперты уверяют, что первые негласные правила работали на территории Европы еще в период Средневековья, но они не были где-либо зафиксированы. Гостей, участвующих в длительных застольях, рассаживали в определенной последовательности, хотя в то время еще не было столовых приборов в их современном понимании.
Родиной понятия «этикет» общепризнанно считается Франция, однако, некоторые эксперты уверяют, что должность страны-родоначальника вышеуказанного явления оспаривает еще и Англия. Несмотря на становление определенных норм поведения, они не могли развиваться в должной мере из-за суровых и жестоких условий того времени. В результате чего, нравственность, мораль и духовность отошли на второй план.
Имеются данные, что определенные правила хороших манер появились в XIV веке в границах Италии. В государстве начал наблюдаться культурный личностный рост. Социальная сущность стала иметь значение в обществе.
В XV веке в странах Европы начали использовать личные столовые приборы. Спустя столетие, эти атрибуты стали обязательными во время проведения обедов. Использование вилки и ножа стало толчком к формированию общественного европейского этикета.
На развитие и распространение этого эффекта особо повлиял придворный ритуал. Появилась необходимость в должности церемониймейстера, который тщательно следил за выполнением всех необходимых указаний и предписаний.
Составляли списки лиц, которые имели право сопровождать монархов во время их прогулок и прочих мероприятий.
Этикет средневековья. Начало, или особенности застольного этикета в Средневековье
Общеустановленные нормы поведения в обществе и, в частности, этикет за столом, отличаются в каждом народе даже в современное время. Как ни удивительно, наиболее распространенные правила поведения в ходе трапезы были приняты в Средневековье, но со временем они приняли современную форму. Эксперты узнали, как выглядел обед несколько веков назад.
После развала Западной Римской империи настало время Средневековья, и Европа почувствовала негативное влияние феодалов. Меню аристократов мало чем отличалось от крестьянского, люди ели много каш, бобовых, овощей и хлеба. Питательность продовольствия заменяли количеством, поэтому жители того времени имели лишний вес. Отличительной чертой выходцев из Средневековья являлся вздутый живот, который появлялся из-за несварения желудка.
Крестьяне ели мясо исключительно в праздничные дни, и то не всегда, а вот у феодалов мясные блюда присутствовали на каждом пиршестве. Аристократы часто баловали себя свининой, рыбой и гусиным мясом, а также не отказывались от зайчатины. Застолье в средние века проводили с внушительным числом приглашенных, которые сидели за столами в соответствии со статусом - люди из высшего класса занимали места ближе непосредственно к хозяину. Столы чаще ставили буквой “Т” или “П”.
Во времена раннего Средневековья привычные для нас скатерти не стелили, и такого понятия попросту не существовало. Вместо тарелок использовались углубления, размещенные на поверхности столов, и именно туда складывалась пища. За столами имели право сидеть исключительно мужчины, и лишь в XI веке вместе с ними стали есть женщины, когда и начали появляться зачатки этикета.
Люди начали понимать, что следует мыть руки перед трапезой и после, а также появились правила подачи блюд. Жидкая еда помещалась в миски, но одна порция тогда была рассчитана на двоих, а мясо клали, как правило, на хлеб. Остатки пищи попадали собакам и нищим, а само меню XIII века практически не отличалось между статусами.
В XII столетии на столах появилась скатерть, края которой служили салфетками для гостей, а среди столовых приборов имелись ножи и ложки. Однако последними граждане просто набирали себе конфеты, а супы привычно выпивали прямо из мисок. Во дворцах все приборы производили из драгоценных металлов, украшая камнями. Вилка появилась в обиходе только в XV веке и исключительно на территории Италии, где и стартовала эпоха Возрождения. В оставшейся Европе вилками не спешили пользоваться и считали этот прибор происками дьявола, а блюда продолжали есть руками даже королевские особы.
Только во время правления Короля-солнце во Франции начали действовать первые строгие нормы застольного этикета, но они оказались настолько сложными, что пришлось выпускать специальные пособия по этикету за столом. Именно тогда возникла должность церемониймейстера, которому полагалось следить за тем, как гости выполняли требования поведения на пиршестве.
Этикет англии 19 века. Какие танцы были популярны на викторианских балах
Вплоть до ХХ века в Англии большой популярностью пользовались контрдансы или «народные танцы», которые «приспособили» к светским балам. И это не был один танец, а более сотни его разновидностей: например, в 1651 году их было 105, а в 1653 — уже 112.
Контрдансы нравились викторианским людям своей простотой: в них не было сложных фигур и шагов, и их могли танцевать многие из присутствующих — допускалось несколько колонн танцующих по 4-8 человек. Интересны и названия контрдансов — «Дженни собирает груши», «Приятная компания», «Все в лесу зеленое», «Однажды летним днем», «Возвращение весны» и так далее. Важно помнить и о том, что именно с вида контрданса — кадрили — обыкновенно открывался викторианских бал. Мы уже писали об этом выше.
«Кадриль представляет собой вид турнира, где с одинаковым равнодушием атакуют и парируют удары, где небрежно выказывают расположение и так же небрежно его ищут», — писал композитор Ференц Лист.
Любили танцевать и котильон, который называли танцем-импровизацией. Так, ведущая пара придумывала фигуры и движения, даже заимствуя их у других танцев, а следующие пары их повторяли. Не менее популярным танцем был буланже — упрощенный котильон. Он отличался тем, что в нем дамы постоянно меняли партнеров, и могли потанцевать с каждым из участвующих в развлечении джентльменов.
А вот вальс стал самым спорным танцем викторианской эпохи. И его даже запрещали за безнравственность — как король Франции Людовик XIII. Это было связано с тем, что во время вальса в XVI веке партнер не просто кружил свою партнершу, а поднимал ее над полом и «переносил по воздуху», сжимая в объятиях.
В Англии вальс появился в 1812 году под названием «немецкий вальс» и сразу же вызвал большой скандал. В нравоучительных книгах и пособиях по этикету его называли не иначе как танцем для «девиц легкого поведения». Лорд Байрон и вовсе заявил, что танцующие вальс «вертятся подобно двум майским жукам, насаженным на одно шило».
Этикет 18 века. Изменение этикетных норм в 18 веке
Одним из важных источников понимания хороших манер этого периода являются письма лорда Честерфилда к сыну, где автор ставит своей целью направлять поведение молодого человека в любом обществе и стране Европы.
Хорошее воспитание предусматривало естественную манеру держаться в сочетании с вежливостью и вниманием к другим людям. Большое значение придавалось скромности, но она не должна была быть сопряжена с застенчивостью и неловкостью. Признавалось, что необходимо обладать не только моральными достоинствами, но и хорошими манерами, при отсутствии последних можно легко вызвать смех по отношению к себе или даже обидеть окружающих. Поэтому хорошо воспитанный человек должен был быть внимателен при употреблении титулов и имен, не говорить много о себе, владеть собой и не демонстрировать своих эмоций. Громкий смех осуждался как проявление вульгарности, то же самое касалось употребления пословиц и просторечных выражений. Также осуждались принятые еще в 11 веке пренебрежение к низшим и грубость к кому бы то ни было, включая слуг. Человек должен был уметь формулировать свою мысль ясно и четко как устно, так и письменно.
Важным представлялось иметь хорошую осанку, хорошо танцевать и тщательно следить за своей одеждой (имеется в виду не только следование моде, но и безукоризненная чистота, игнорируемая ранее). По-прежнему придавалось важнейшее значение соблюдению всех форм вежливости по отношению к женщине - следовало почтительно приветствовать ее, не сидеть, когда она стоит, оказывать всевозможные услуги, а порой и открыто льстить.
Поведение при королевском дворе сильно отличалось от принятого в век абсолютизма. При соблюдении всех этических норм (не обращаться к монарху первым, не выбирать тему беседы самому и т. д.) правильным поведением считалась почтительность без признаков смущения и тем более без самоуничижения. Эти же нормы поведения распространялись и в отношении к другим вышестоящим лицам. Ценность человеческой личности независимо от происхождения все больше возрастала, хотя предрассудки, связанные с происхождением, были еще чрезвычайно сильны.