Почему в мире так много языков мифы легенды действительность. Почему языков так много
Почему в мире так много языков мифы легенды действительность. Почему языков так много
В мире насчитывают 6-7 тысяч языков (такой разброс - оттого, что нет чёткого критерия, что считать языком, а что - диалектом. Самый густонаселённый языками район мира - Папуа - новая Гвинея, где на площади меньше Украины живут 6 миллионов человек, говорящих на 800-1000 языках. Это около 15% всех языков мира. Зона обитания племени, обладающей своим особым языком, может не превышать в поперечнике двух километров.
Английский филолог Марк пейджел проводит аналогию с известным в экологии правилом Рапопорта. В 1975 году аргентинский эколог Эдуардо Рапопорт заметил, что, чем ближе от полюсов к экватору, тем больше видов млекопитающих. Другими словами, в тропиках каждый вид менее многочислен, и его территория обитания занимает меньше места, чем на севере или юге. Позже оказалось, что это верно и для многих других организмов, и не только для фауны, но и для флоры. Причины ясны этого не вполне.
С помощью этнологов Марк пейджел проследил распространение языков коренных жителей Америки - 500 индейских племён - с севера до экватора. Оказалось, что богатство языков нарастает с севера на юг примерно так же, как количество видов млекопитающих (см. Диаграмму.
В чём причина такого сходства? Как считают авторы исследования, чтобы выжить на севере с его скудными ресурсами пищи, племя должно занимать широкую территорию, его члены должны держаться вместе и не обособляться. В богатых пищей тропиках можно разбиться на мелкие группы, которые вскоре перестают понимать язык соседей.
Мало того, появлению отдельных языков может способствовать конкуренция между обособившимися племенами. По выражению талейрана, язык дан дипломату для того, чтобы скрывать свои мысли. "Дипломатическая" скрытность может быть важна и для охотников - собирателей, живущих в тропических джунглях. Мы предположим, члены одного племени открыли удачное место для рыбной ловли или обнаружили вкусные корешки, ранее не употреблявшиеся в пищу. Им невыгодно, чтобы об этом узнали конкуренты, живущие рядом. И есть примеры, когда язык изменяют нарочно. Одно из племён, живущее в Папуа - новой Гвинее, нарочно изменило слово, означавшее "нет", с "биа" на "буне", чтобы не понимали люди из соседней деревни. Другое племя переменило род всех существительных и местоимений: о женщине стали говорить "он", о мужчине - "она", отца стали называть "мать" и наоборот. Наверное, на протяжении столетий такое бывало не раз.
Вместе с возникновением новых языков появилось и закрепилось такое явление, как ксенофобия. Это тоже защита от соперников и возможных врагов.
Чего можно ожидать в будущем? Мы живём в совершенно ином мире, чем папуасы или наши далёкие предки. Защита от конкуренции уже другими средствами ведётся. Глобализация и электронные средства связи выводят на первый план выгоду от взаимопонимания между людьми. Хотя эволюция современных языков продолжается, иногда открывают новые, но гораздо быстрее идёт исчезновение старых, мало распространённых. По мере того как молодёжь малых народов забрасывает родное наречие и примыкает к какому-либо большому языку, ежегодно вымирают 30-50 языков. Из вышеупомянутых 7000 языков мира 40% человечества используют всего 15, и на подавляющем числе языков говорят очень немногие. В том случае, если бы не психологическая защита от чужеродных влияний, заставляющая, как правило, придерживаться родного языка, вымирание шло бы ещё быстрее. Бывает, что психологическая защита подкрепляется юридической: так, в Уэльсе (Великобритания) школьники до 16 лет по закону обязаны учить местный валлийский язык, древний и совершенно непохожий на английский.
Почему в мире так много языков?
По подсчетам лингвистов, в настоящее время в мире насчитывается от 2500 до 7000 естественных языков. Такой большой разброс в оценке количества связан со сложностью разграничения языка и диалекта. Гораздо проще сказать, сколько языков официальных — 95. Среди них наиболее распространен английский. Он имеет статус государственного в 56 странах.
Многообразие естественных языков ученые объясняют прежде всего освоением новых территорий. В результате миграции формировались сообщества, где люди могли говорить на разных языках. Но для того, чтобы понимать друг друга, им требовался единый. И последующим поколениям передавался уже он. Именно так на протяжении сотен тысяч лет создавались языки.
Именно создавались — в прошедшем времени. Глобализация сделала появление новых естественных языков невозможным, так как для этого необходима изоляция определенного сообщества на протяжении минимум пяти-шести поколений. Сейчас это условие невыполнимо ни географически, ни информационно.
Более того, количество естественных языков сокращается и процесс будет продолжаться. В этом виновато, во-первых, неравномерное распределение языков по числу носителей (на 80% населения планеты приходится 80 языков, а на 3500 языков — лишь 0,2% жителей), языки малых народов вымирают. Во-вторых — глобализация и миграция. Переезжая на новое место и меняя уклад жизни, переселенцы лишь на какое-то время сохраняют родной язык. Во втором или третьем поколении он теряется.
Однако на протяжении последних 400 лет идет работа над созданием искусственных языков. Одни придумываются в произведениях художественной литературы, компьютерных играх, то есть там, где авторы создают вымышленные миры. Другие — чтобы помочь людям с особенностями развития общаться друг с другом. К искусственным языкам относятся и языки программирования, задачей которых является управление компьютерной системой.
Предпринимаются также попытки создать универсальный язык. Пока безуспешные. Основная причина провалов даже не финансовая. Язык — это культурный код. Следовательно, при переходе к универсальному языку люди потеряют свою культуру и национальную идентичность. Неудивительно, что идея создания всеобщего языка не вызывает большого воодушевления.
Почему в мире так много зла и несправедливости. Почему в мире так много несправедливости?
С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!
Наверно, это тот вопрос, который задают себе многие, особенно когда он затрагивает их личные интересы: «Я был ему хорошим другом, почему он меня предал?», «Я сделал столько хорошего, почему мои достижения не оценили?», «Я так хорошо к ней отношусь, почему она меня не ценит?», «Я никому не делал зла, почему со мной случилось такое несчастье?» и т.д. Подобные вопросы в различных вариациях часто сопровождают нас при несчастье, проблемах, сложных ситуациях. Наверняка их будет легче пережить, если мы будем знать ответ на это самое «почему».
Счастливая жизнь складывается из удачных решений поступающих день за днем задач. И у всякой задачи есть свои условия, то, что «дано» изначально. Те самые несправедливости, ниспосылающиеся нам, это условия задачи. Мы же должны позаботиться о решении. Проблема многих людей в том, что они пытаются изменить условия, они сетуют и сердятся на них. Они ищут виноватых или опускают руки, считая, что если они не могут повлиять на условия, значит, они ни на что уже не могут влиять.
Или можно провести параллель с играми. В каждой игре есть свои правила: что можно и чего нельзя игроку, а также свои условия. Чтобы выйти победителем, игрок должен соблюсти правила и принять условия. Но представьте себе игрока, который вместо того, чтобы начать игру, выражает протест против ее условий. Так поступает большинство из нас. Мы тратим много времени и душевных сил, борясь с тем, что от нас не зависит, что нам неподвластно. Например, внешние события, поведение и отношение к нам других. И воспринимаем те условия, которые нам не нравятся, как несправедливость. А жизнь – это та же игра. О чем не раз сказано в Коране и Сунне:
«Поистине, жизнь эта как вода, которую Мы низвели с неба и благодаря которой переплелись между собой растения земли из тех, что идут в пищу людям и животным. Когда же земля одевается в свой убор и приукрашивается, а обитатели ее решают, что они властны над ней, приходит к ней наше веление ночью или днем, и превращаем Мы ее в жнивье, будто и не было на ней ничего еще вчера. Так разъясняем Мы знамения людям размышляющим» (Сура «Юнус», аят 24).
«И приведи им пример (, сказав, что) жизнь эта подобна воде, которую Мы ниспослали с неба и благодаря которой переплелись между собой растения земли (, но уже скоро) они (превращаются) в сухую траву, и ветер уносит ее: (только) Аллах надо всем властен! Богатство и сыновья – украшение этой жизни, но праведные дела (, плоды которых) вечны, лучше перед Господом твоим по награде и (на них) лучше (возлагать надежды)» (Сура «Пещера» (аль-Каф), аяты 45-46).
«Знайте же, что жизнь эта – только игра и забава, и украшение, и похвальба друг перед другом и (соперничество между собой) в приумножении богатств и (количества) детей. (Все это) подобно дождю, приводящему в восторг земледельцев растениями (, которые появляются благодаря) ему (и которые) потом засыхают, и ты видишь их пожелтевшими, а потом они превращаются в труху. А в мире вечном (уготовано) суровое наказание (для врагов Аллаха) и прощение Аллаха и благоволение (Его для тех, кто поклонялся Ему, что же касается) жизни этой, то она только ослепляет!» (Сура «Железо», аят 20).
«Жизнь эта – не более чем забава и игра, а мир иной и есть жизнь (вечная, настоящая), если бы только они знали!» (Сура «Паук», аят 64).
Жизнь – это та же игра, и к ней нужно относиться как к игре. Несправедливости – это те самые условия игры. Задача верующего не в том, чтобы бороться с ними, а в том, чтобы приняв их как волю Всевышнего, идти к победе. В этом мире много несправедливости не потому что он несовершенен или плох, а потому что он – игра. И как в игре несправедливость (вернее то что мы считаем несправедливостью – на самом деле это необходимая часть нашей жизни и этого мира) – это лишь игровая ситуация, условия «эксперимента», в котором мы участвуем.
Это как искусственно созданные условия, чтобы проверить нас. Как сказано в суре «Мульк» («Власть»): «Благословен Тот, в Чьей руке власть, Кто способен на всякую вещь. Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше» . И у каждого из нас по воле Всевышнего – своя «игровая ситуация», свои «несправедливости» и испытания. В конце концов, то что мы считаем несправедливостью, это всего лишь особенность нашего пути, нашей личной игры. Только наши эмоции или недалекий ум заставляют нас давать такой ярлык тем или иным событиям.
И потому не стоит в сознании «выделять» несправедливости этого мира и вашей жизни как нечто нежелательное, опасное и т.п. Просто примите их как часть игры. И вы наверняка выиграете!