Интересные факты

Все самое интересное со всего мира!

Неизвестные факты из жизни выдающегося композитора Николая Римского-Корсакова

22.03.2024 в 08:47

Неизвестные факты из жизни выдающегося композитора Николая Римского-Корсакова

  • Женат Николая Андреевич был один раз. В браке у них с женой родилось семеро детей, но из них двое не пережили младенческого возраста.
  • Римского-Корсакова иногда называют “сказочником”. Всё потому, что самые популярные и известные его произведения основаны именно на сказках.
  • Мозг гениального композитора работал очень своеобразно – он утверждал, что видит музыку и звуки в целом, как определённые цвета. Современные учёные подтверждают, что это возможно, хотя встречается такой феномен восприятия очень редко.
  • Будучи уже взрослым человеком, Римский-Корсаков вспоминал, что в детстве не любил музыкальные уроки, и занимался ими лишь потому, что на этом настаивали родители.
  • После Октябрьской революции советские власти отобрали квартиру у потомков композитора, умершего в 1908 году, и превратили её в коммуналку на 10 семей. Сейчас в ней функционирует музей Римского-Корсакова.
  • Однажды с Николаем Андреевичем случился инфаркт. Произошло это, когда он узнал о том, что его сатирическая опера “Золотой петушок” оказалась запрещена цензурой, потому что цензоры усмотрели в её либретто насмешку над образом императора. Спустя два дня композитор скончался.
  • Изрядное количество фактов биографии Римского-Корсакова дошло до нас благодаря его жене. Спустя год после смерти супруга она опубликовала его автобиографическое произведение “Летопись моей музыкальной жизни”, которое он написал, но не успел привести в порядок и издать.
  • Произведения Николая Андреевича широко используются в кинематографе, его музыка звучит в более чем 150 фильмов самых разных жанров, от сказок до антиутопии и фантастики. Также её можно услышать в популярных сериалах “Теория Большого взрыва” и “Как я встретил вашу маму”.
  • Единственный фильм о жизни Римского-Корсакова так и называется – “Римский-Корсаков”. Он был снят в СССР в далёком 1953 году. Главную роль в нём сыграл известный актёр Григорий Белов.
  • После революционных событий 1905 года большинство произведений Николая Андреевича были на какое-то время запрещены к исполнению. Произошло это из-за поставленной силами студентов Петербургской консерватории, в которой он был преподавателем, оперы “Кащей Бессмертный”. Эта опера примечательная тем, что в ней зло побеждает добро, как царские власти подавили революцию. Это превратило оперу в политический протест.

Связанные вопросы и ответы:

1. Какие увлечения помимо музыки были у Римского-Корсакова

Ответ: Римский-Корсаков увлекался живописью и часто сам рисовал. Он также увлекался музыкальными инструментами, особенно оркестровыми. Кроме того, ему нравилось путешествовать и изучать национальные культуры разных стран. В свободное время Римский-Корсаков часто занимался чтением книг по философии и искусству.

2. Какие преподавательские должности занимал Римский-Корсаков

Ответ: Римский-Корсаков преподавал в Санкт-Петербургской консерватории, где он был профессором композиции и дирижирования. Он также занимал должность дирижера в Мариинском театре. Помимо этого, Римский-Корсаков часто вел мастер-классы по композиции и оркестровой практике.

3. Какие награды были вручены Римскому-Корсакову за его музыкальные достижения

Ответ: Римскому-Корсакову была присуждена звезда на Голливудской Аллее славы за его значительный вклад в музыкальное искусство. Он также был удостоен множества престижных музыкальных премий, включая Российскую национальную премию в области искусств. Его оперы получили признание не только в России, но и за рубежом.

4. Какие музыкальные произведения Римского-Корсакова считаются наиболее известными

Ответ: Наиболее известными музыкальными произведениями Римского-Корсакова считаются оперы "Снегурочка", "Царская невеста" и "Майская ночь". Его симфоническая сюита "Шехерезада" также пользуется огромной популярностью среди слушателей. Кроме того, Римский-Корсаков написал много произведений для оркестра, камерной музыки и хоров.

5. Как влияли фольклорные темы на творчество Римского-Корсакова

Ответ: Фольклорные темы имели большое влияние на творчество Римского-Корсакова и часто встречаются в его музыкальных произведениях. Он увлекался русской народной музыкой и использовал мотивы из фольклора в своих композициях. Это придавало его музыке национальный колорит и делало его произведения узнаваемыми.

6. Каким был характер Римского-Корсакова как личность

Ответ: Римский-Корсаков был трудолюбивым и целеустремленным человеком, который уделял много времени музыкальной деятельности. Он был также известен своей доброжелательностью и отзывчивостью по отношению к студентам и коллегам. В то же время он был требовательным к себе и к окружающим, всегда стремясь к совершенству в своем творчестве.

Какие жанры музыки творил Римский-Корсаков

Ни его талант, ни его энергия, ни беспредельное доброжелательство к ученикам и товарищам никогда не слабели. Славная жизнь и глубоко национальная деятельность такого человека должны составлять нашу гордость и радость. …много ли можно указать во всей истории музыки таких высоких натур, таких великих художников и таких необычайных людей, как Римский-Корсаков?
В. Стасов

Неизвестные факты из жизни выдающегося композитора Николая Римского-Корсакова

Почти через 10 лет после открытия первой русской консерватории в Петербурге, осенью 1871 г. в ее стенах появился новый профессор по классу композиции и оркестровки. Несмотря на молодость — ему шел двадцать восьмой год — он уже приобрел известность как автор оригинальных сочинений для оркестра: Увертюры на русские темы , Фантазии на темы сербских народных песен, симфонической картины по русской былине « Садко » и сюиты на сюжет восточной сказки « Антар ». Кроме этого написано немало романсов и в разгаре находилась работа над исторической оперой « Псковитянка ». Никому в голову не могло прийти (и меньше всего директору консерватории, пригласившему Н. Римского-Корсакова), что он стал композитором, почти не имея музыкальной подготовки.

Римский-Корсаков родился в семье, далекой от художественных интересов. Родители, по семейной традиции, готовили мальчика к службе на флоте (моряками были дядя и старший брат). Хотя музыкальные способности выявились очень рано, серьезно заниматься в маленьком провинциальном городке было не у кого. Уроки фортепианной игры давала соседка, потом знакомая гувернантка и ученица этой гувернантки. Музыкальные впечатления дополняли народные песни в любительском исполнении матери и дяди и культовое пение в Тихвинском мужском монастыре.

В Петербурге, куда Римский-Корсаков приехал поступать в Морской корпус, он бывает в оперном театре и на концертах, узнает «Ивана Сусанина» и «Руслана и Людмилу» Глинки, симфонии Бетховена. В Петербурге же у него появляется наконец настоящий учитель — отличный пианист и образованный музыкант Ф. Канилле. Он посоветовал одаренному ученику самому сочинять музыку, познакомил его с М. Балакиревым, вокруг которого группировались молодые композиторы — М. Мусоргский, Ц. Кюи, позднее к ним присоединился А. Бородин (балакиревский кружок вошел в историю под названием « Могучая кучка »).

Ни один из «кучкистов» не прошел курса специальной музыкальной подготовки. Система, по которой Балакирев готовил их к самостоятельной творческой деятельности, заключалась в следующем: сразу же он предлагал ответственную тему, а дальше под его руководством, в совместных обсуждениях, параллельно с изучением произведений крупнейших композиторов решались все возникавшие в процессе сочинения сложности.

Семнадцатилетнему Римскому-Корсакову Балакирев посоветовал начать с симфонии. Между тем молодой композитор, закончивший Морской корпус, должен был отправиться в кругосветное плавание. К музыке и друзьям по искусству он вернулся лишь через 3 года. Гениальная одаренность помогала Римскому-Корсакову быстро овладеть и музыкальной формой, и яркой колоритной оркестровкой, и приемами сочинения, минуя школьные основы. Создавший сложные симфонические партитуры, работающий над оперой, композитор не знал самых азов музыкальной науки и не был знаком с необходимой терминологией. И вдруг предложение преподавать в консерватории!.. «Если б я хоть капельку поучился, если б я хоть на капельку знал более, чем знал в действительности, то для меня было бы ясно, что я не могу и не имею права взяться за предложенное мне дело, что пойти в профессора было бы с моей стороны и глупо, и недобросовестно», — вспоминал Римский-Корсаков. Но не недобросовестность, а высочайшую ответственность проявил он, начав учиться тем самым основам, которые должен был преподавать.

Где и когда родился композитор

Петр Чайковский родился 7 мая 1840 года в дворянской семье в Воткинске Вятской губернии. Отец будущего композитора, горный инженер Илья Чайковский, был директором местного завода, а мать Александра Ассиер — пианисткой. Кроме Петра в семье Чайковских было еще четверо детей. Для их воспитания родители выписали из  Петербурга гувернантку  — француженку Фанни Дюрбах. Учился Петр Чайковский хорошо, его любимыми предметами были история и литература.

«В классе нельзя было быть старательнее и понятливее; во время рекреаций же никто не выдумывал более веселых забав; во время общих чтений для развлечения никто не слушал внимательнее, а в сумерках под праздник, когда я собирала своих птенцов вокруг себя и по очереди заставляла рассказывать что-нибудь, никто не фантазировал прелестнее… Его любили все, потому что чувствовали, как он любил всех. Впечатлительности его не было пределов, поэтому обходиться с ним надо было очень осторожно. Обидеть, задеть его мог каждый пустяк. Это был стеклянный ребенок»

Фанни Дюрбах, по книге Модеста Чайковского «Жизнь Петра Ильича Чайковского»

Еще в детстве Петр Чайковский начал сочинять стихи, а затем увлекся музыкой. Чтобы развить способности будущего композитора, родители наняли ему учительницу — бывшую крепостную Марию Пальчикову. Вскоре Чайковский начал на слух подбирать пьесы и романсы, которые играли у него дома. Его брат Модест Чайковский вспоминал: «Когда ему запрещали быть у инструмента, продолжал на чем попало перебирать пальцами. Однажды, увлекшись этим немым бренчанием на стекле оконной рамы, он так разошелся, что разбил его и очень сильно ранил себе руку» .

В 1848 году отец композитора Илья Чайковский вышел в отставку и вместе с семьей переехал в  Москву , а затем в Петербург. Там Петра Чайковского отдали в Императорское училище правоведения — родители хотели, чтобы он получил юридическое образование. Однако в то же время будущий композитор продолжил заниматься музыкой. Вместе с матерью Чайковский часто бывал на балетах и операх в петербургском Большом театре и  Мариинке .

В училище Чайковский познакомился и подружился с поэтом Алексеем Апухтиным. Вместе они издавали журнал «Училищный вестник», где публиковали свои стихи и статьи. Будущий композитор много читал — выписывал журнал «Современник» , покупал книги Александра Пушкина , Александра Грибоедова и  Михаила Лермонтова . Кроме того, в училище он занимался в хоре. Когда преподававший там Гавриил Ломакин болел, его заменял Чайковский и проводил для своих одноклассников уроки музыки. В то же время отец нанял будущему композитору нового педагога — профессионального пианиста Рудольфа Кюндингера. Чайковский вспоминал: «Каждое воскресенье я проводил с ним час и делал быстрый прогресс в игре на фортепиано» . С Кюндингером он занимался около трех лет.

С какими известными музыкантами и композиторами Римский-Корсаков был знаком

Николай Андреевич родился 18 марта в Тихвине. Отношение в его семье к флоту было особенным – Римские-Корсаковы были настоящей «кузницей кадров» ВМФ на протяжении двух веков кряду. Около 20 отличных морских офицеров немаленького калибра, два вице-адмирала, четыре директора Морского корпуса.

Первым в этом ряду был прапрадед будущего композитора, который дослужился до звания контр-адмирала еще при Елизавете Петровне, а особое влияние на юношу имел его родной брат Воин Андреевич Римский-Корсаков, морской офицер и будущий контр-адмирал. Поэтому желание стать моряком у Римского-Корсакова было с самого детства.

« Обезьянничая своего старшего брата Воина Андреевича, бывшего в то время лейтенантом флота и писавшего нам письма из-за границы, я полюбил море, пристрастился к нему, не видав его… оснащал бриг, играл, изображая из себя морехода; а прочитав однажды книгу «Гибель фрегата Ингерманланд», запомнил множество морских технических названий. Сделаться же музыкантом я никогда не мечтал, учился музыке не особенно прилежно, и меня пленяла мысль быть моряком », – писал в мемуарах сам Римский-Корсаков.

Это намерение в семье поддерживали и поэтому отправили мальчика в Санкт-Петербургское морское училище.

В столице он впервые близко познакомился с классической музыкой, начал посещать концерты и даже сам их устраивать. «В 1860-1861 годах я начал проявлять музыкальную деятельность и в стенах училища. Между товарищами моими нашлись любители музыки и хорового пения. Я управлял составившимся из них хором. Мы разучивали первый хор (мужской) из «Жизни за царя», финал оттуда же… Пели также «Гой ты, Днепр» из «Аскольдовой могилы» и т. д. Хоровое пение почему-то преследовалось в училище начальством, и мы делали это тайком, в пустых классах, за что однажды нам досталось», – вспоминал композитор. Во время учебы в училище Николай Римский-Корсаков продолжал заниматься музыкой, а знакомство в 1861 году с композитором Милием Балакиревым и его кружком «Могучая кучка», в который входили композиторы Цезарь Кюи , Модест Мусоргский , позднее Александр Бородин , оказало на него решающее влияние.

Но прежде одному из лучших выпускников морского училища предстояло несколько дальних морских походов. Гардемарин Римский-Корсаков получил назначение на клипер «Алмаз», который в 1862 году отправился в полное опасностей плавание к берегам Америки.

Какие награды и звания были присуждены ему за его музыкальные достижения

Первым серьезным увлечением композитора Николая Римского-Корсакова была вовсе не музыка, а морские путешествия в дальние страны. Отец, видя тягу ребенка, в 12 лет отдал сына в морской кадетский корпус. Окончание учебы привело его на службу на клипер «Алмаз». На этом судне в 1862 году музыкант совершил экспедицию к берегам Северной Америки. И хотя служебные заботы почти не оставляли молодому офицеру времени для музыки, морское путешествие открыло для него новый, до той поры малознакомый мир. Он побывал в Англии, Норвегии, Франции, Италии, Испании, США и Бразилии, и тема морской стихии вскоре отразилась в его самых известных сказочных произведениях - «Садко», «Сказке о царе Салтане» и

«Шахерезаде».

Профессор-самоучка

Первые попытки сочинять несложные музыкальные произведения у Римского-Корсакова появились еще в 11 лет, а по-настоящему серьезное сочинение написал в 18-летнем возрасте. Именно в стенах кадетского корпуса будущий композитор всерьез увлекся музыкой, брал уроки сольфеджио. Вскоре судьба свела с уже признанным на тот момент композитором Михаилом Балакиревым. Эта встреча предопределила профессиональную судьбу музыканта. По настоянию Балакирева 17-летний юноша, знакомый лишь с азами музыкальной теории, принялся за сочинение первой симфонии. Упорные занятия музыкой принесли свои плоды - в возрасте 27 лет он становится профессором композиции и оркестрового письма в Санкт-Петербургской консерватории. По собственному признанию, в первые годы, занимаясь со студентами, ему приходилось самому изучать главные дисциплины консерватории.

Какие произведения Римского-Корсакова считаются его самыми известными. Композитор и море. История известных произведений Римского-Корсакова

Римский-Корсаков: «Я был 16-ти летний ребёнок, страстно любивший музыку и игравший в неё».Фото: Commons.wikimedia.org

«Могучая кучка»

Римский-Корсаков, наряду с Балакиревым, Мусоргским, Бородиным и Кию был членом знаменитого творческого содружества русских композиторов, сложившегося в Санкт-Петербурге в конце 1850-х и начале 1860-х годов – «Могучая кучка». Творческий союз помог определить национальную направленность его творчества. Национальный колорит, любовь к былинам, русским народным сказкам и произведениям русских писателей станут основой его музыкального творчества.

В 1867 году Римский-Корсаков создаёт оперу «Садко», основанную на былинах и русских народных сказках из сборника собирателя фольклора Александра Афанасьева. Действие в ней происходит в XII веке – Русь, не так давно принявшая Христианство, продолжает сохранять свои старые языческие верования. Премьера оперы с успехом прошла в 1897 году в Московской частной опере Саввы Мамонтова, а через год её увидели в Петербурге.

Народная песня

Новый подъём музыкального творчества связан с обращением к народной песне. Римским-Корсаковым было составлено несколько сборников русских народных песен. Увлечение древними славянскими мифами, фольклором, старинными русскими обрядами и верованиями отразились в операх «Майская ночь» и «Снегурочка».

«Майская ночь» появилась в творчестве композиторам благодаря увлечению произведениями Николая Гоголя, чья книга «Вечера на хуторе близ Диканьки» была любима Римским-Корсаковым с детства. Премьера оперы состоялась в Петербурге в Мариинском театре в 1880 году.

Одним из самых вдохновенных и поэтичных произведений композитора стала «Снегурочка», основанная на одноимённой пьесе Александра Островского. Царство берендея, гусляры, скоморохи, лешие, противопоставление мира реального и сказочного, прославление могущественной силы природы – все это сделало весеннюю сказку по-настоящему народной и праздничной. Сам композитор называл «Снегурочку» своим лучшим творением.

«Царская невеста» и «Сказка о царе Салтане»

«Царская» невеста» была написана в 1898 году по драме Льва Мея. Историческую основу эпохи Ивана Грозного композитор в ней использовал как фон. Основное внимание автора сосредоточено не на событиях XVI века, а на коллизиях личной драмы героев. История жизни главных героев, гениально переданная музыкантом, когда-то была записана Николаем Карамзиным и попала в одну из самых популярных книг первой половины XIX века – «Историю государства Российского».

Идею написать оперу по известному произведению Александра Пушкина – «Сказка о царе Салтане» - Римскому-Корсакову подсказал музыкальный критик Владимир Стасов. Закончить работу над произведением удалось к 100-летнему юбилею Пушкина – в 1899 году. А премьера состоялась в 1900 году на сцене московской частной оперы Товарищества Солодовниковского театра. Для композитора опера стала очень значимой. После тяжелой, драматической «Царской невесты», музыкально поставленная пушкинская сказка изобиловала легким юмором и иронией.

Все успешные годы музыкального творчества Николай Римский-Корсаков не оставлял и педагогическую деятельность. Ему удалось создать собственную музыкальную школу и воспитать в ее духе целую плеяду известных композиторов и музыкантов, среди которых - Александр Глазунов, Михаил Гнесин, Михаил Ипполитов-Иванов, Сергей Прокофьев, Игорь Стравинский.

Какие произведения Римского-Корсакова считаются его самыми известными

    Текст работы размещён без изображений и формул.Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

    Римский-Корсаков (Николай Андреевич) - известный русский композитор, родился в 1844 году в Тихвине; образование получил в морском кадетском корпусе. Трехлетнее дальнее плавание дало ему возможность довольно усидчиво заняться композицией. По возвращении из этого путешествия, Р.-Корсаков представил Балакиреву свою первую симфонию, которая она имела большой успех. За ней, в области симфонической музыки, последовали «Садко» и «Сербская фантазия». Опера Р.-Корсакова «Псковитянка», на текст Мея, была поставлена на сцене Мариинского театра в 1873 году. Получив в 1871 году место профессора специального теоретического класса композиции в Санкт-Петербургской консерватории, и занимая с 1883 по 1893 год место помощника управляющего придворной певческой капеллой Р.-Корсаков, находил время для обширной композиторской деятельности в области оперной, симфонической, камерной, а позднее и церковной музыки. На сцене Мариинского театра в 1880 году появилась опера Р.-Корсакова «Майская ночь», а в 1882 году - «Снегурочка», в которой лирический талант автора и истинно-народная его манера в обработке национальных мелодий. Оперы «Млада» (1892) и «Ночь перед Рождеством» (1895) скоро были сняты с репертуара Мариинской сцены. В 1897 году Р.-Корсаков окончил фантастическую оперу «Садко», в которую вошли многие элементы симфонической музыкальной картины того же имени. Небольшая опера «Моцарт и Сальери», на текст Пушкина, поставлена Московской частной оперной труппой в 1898 году в Москве, в 1899 году - в Санкт-Петербурге. Не менее обширна и замечательна деятельность Р.-Корсакова как симфониста. Из его симфонических произведений особенно выделяются «Антар», «Шехерезада», «Испанское каприччио», «Воскресная увертюра». Кроме того, он написал струнные квартет и септет, фортепьянный концерт, фантазию для скрипки на русские темы, много романсов и хоров. Он переработал оперу «Борис Годунов» Мусоргского и некоторые другие сочинения, оставшиеся после этого композитора; принимал деятельное участие в окончании оперы «Князь Игорь» Бородина и в оркестровке «Каменного гостя» Даргомыжского. Ему же принадлежит «Практический учебник гармонии» (1886). Новые его произведения оперы «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне-лебеди», по Пушкину (1900); «Сервилия», по Мею (1902); «Кощей Бессмертный» (1902) - осенняя сказочка; «Пан воевода» в 4 действиях; «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

    Какое влияние оказал Римский-Корсаков на развитие музыкальной культуры

    М.А.Брызгалов/ Mikhail Bryzgalov. © Материалы предоставлены Российским национальным музеем музыки
    © Материалы предоставлены Российским национальным музеем музыки
    Р.Ж.Аляутдинов/ Rinat Alyautdinov. © Материалы предоставлены Российским национальным музеем музыки
    © Материалы предоставлены Российским национальным музеем музыки
    Граф П.П.Шереметев, писатель Арно Брошар, Александра Конюс-Брошар, супруга графа Югетт Бюлтелл/ Count Pierre Chérémeteff, writer Arnaud Brochard, Alexandra Conus-Brochard, Count’s wife Huguette Bultel . © Материалы предоставлены Российским национальным музеем музыки

    6–7 апреля 2023 года Русский дом науки и  культуры в Париже провел серию мероприятий, посвященных 150-летию со дня рождения легендарного композитора, гениального пианиста, талантливого дирижера Сергея Васильевича Рахманинова.

    В преддверии открытия выставки Российского национального музея музыки «Сергей Рахманинов: “Я — русский композитор”» в Русском доме состоялся круглый стол на тему жизни и творчества музыканта. О семье, учебе, педагогах, близких и друзьях, музыкальном наследии знаменитого композитора, его жизни в России и за рубежом французской публике рассказал генеральный директор Музея, заслуженный деятель искусств М.А.Брызгалов.

    Выставка подготовлена Российским национальным музеем музыки при поддержке Министерства культуры России и базируется на материалах, в разное время переданных родственниками и близкими друзьями композитора в Музей. Этот крупнейший в мире музыкальный музей насчитывает 3,6 тысячи единиц хранения личного архива Сергея Рахманинова.

    В Париже были представлены редко экспонируемые и малоизвестные документы и фотографии композитора, которые призваны осветить три главные сферы творчества С.Рахманинова: сочинение музыки, исполнительскую и дирижерскую деятельность. Большинство представленных экспонатов дополнены интерактивными QR-кодами, по которым можно прослушать записи произведений Рахманинова из фондов музыкального музея.

    7 апреля, открывая торжественную церемонию, Постоянный представитель Российской Федерации при ЮНЕСКО Р.Ж.Аляут­динов выступил с приветственным словом в адрес гостей и организаторов выставки: «Вклад Рахманинова в мировую музыкальную культуру огромен. Его музыка — о человеке, его единении с природой. В ней любовь к родной земле и бескорыстная всепоглощающая сила, дающая надежду на лучшее, на процветание». Два года назад по инициативе России и при поддержке нескольких стран, в том числе Швейцарии и Азербайджана, юбилей С.В.Рахманинова был внесен в список памятных дат ЮНЕСКО.

    М.А.Брызгалов, представляя мероприятия, одновременно прошедшие 1 апреля, в день рождения композитора, в 42 регионах России, отметил, что в отличие от многих других музыкантов Рахманинов смог найти свое место и на чужбине, где пианист приобрел и закрепил мировую известность.

    Президент Парижской русской консерватории им. С.Рахманинова, бессменный председатель Русского музыкального общества во Франции граф П.П.Шереметев, рассказал о другой, не менее известной стороне жизни и деятельности С.Рахманинова — благотворительности и бескорыстной помощи не только деятелям культуры, но и фонду обороны СССР: «Переживая за страну, Сергей Васильевич перечислил в фонд Красной армии денежный сбор от нескольких концертов, которые он дал в США, сопроводив пожертвование словами “От одного из русских…”».

    Внимательно изучая выставочные стенды о зарубежной жизни пианиста, правнучка Рахманинова Александра Конюс-Брошар, которой с ноября 2022 года декретом французского премьер-министра Элизабет Борн была вновь присвоена фамилия Рахманинова, добавила: «В доме на вилле Сенар я провела часть своего детства. Для меня очень трогательны мероприятия, которые посвящены 150-летию моего прадедушки».

    Завершил торжественный вечер фортепианный концерт лауреатов международных конкурсов Жоскена Оталя, зарекомендовавшего себя на крупных музыкальных площадках в Европе и в Америке, Дениса Гроцкого, выпускника аспирантуры Российской академии музыки им. Гнесиных, члена французского авторского сообщества S.A.C.E.M., и педагога Русской консерватории им. С.Рахманинова в Париже Юлии Орловой.

    Мероприятия в честь юбилея композитора в Париже проходят при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и представительства Россотрудничества во Франции.

    В каких странах были проведены премьеры произведений композитора

    Родился великий композитор в маленьком городе Тихвин. Его родители были дворянами из старинной династии. Один из предков юного Коли работал при императрице Елизавете. Отец будущего музыканта был высокопоставленным чиновником и даже несколько лет занимал губернаторскую должность. Хотя мать также относилась к древнему и славному роду, бабушкой Николая по материнской линии была простая крестьянка. У мальчика был старший брат по имени Воин. Разница между ними составляла более 20 лет. Для маленького Коли старший брат выполнял роль наставника и всегда был авторитетом.

    С ранних лет родители планировали, что Николай будет служить на флоте. Отец будущего композитора любил музыку и сам блестяще владел игрой на фортепиано. Вначале мальчик занимался пением в хоре, а потом увлекся фольклором. Коля обожал слушать церковные песнопения и народные напевки, частушки и песни. Увлечение фольклором в будущем определит направление творчества молодого музыканта и подарит ему множество тем для новых композиций. Уже в девятилетнем возрасте Коля сочиняет свое первое музыкальное произведение.

    Николай Римский-Корсаков в детстве

    В подростковом возрасте Николая отдают в кадетский корпус, в котором обучались будущие моряки. Юноша переезжает в Петербург и приходит в восторг от культурной жизни столицы царской России. Он с удовольствием ходит в оперный театр, знакомится с произведениями самых знаменитых композиторов классической музыки.

    Музыка настолько увлекает молодого человека, что он начинает учиться играть на виолончели, а потом и осваивает игру на фортепиано. В середине 19-го века Николай заканчивает обучение в училище. В это же время умирает отец семейства, что стало для будущего маэстро настоящей трагедией. Воин вместе с матерью приезжают в Петербург.

    В каком возрасте Римский-Корсаков начал заниматься музыкой

    Будучи кадетом Морского корпуса, Николай в начале 1860-х годов познакомился со знаменитым музыкантом Милием Балакиревым, который ввел его в свой кружок «Могучая кучка». Музыка полностью заслонила интерес Римского-Корсакова к морскому делу. Он решил подать в отставку, но по настоянию старшего брата все же отправился в кругосветное плавание. Три года службы на клипере «Алмаз» стали для Николая отличной проверкой серьезности его увлечения музыкой. В свободное от вахты время он работал над своей Первой симфонией. И труд этот увенчался успехом: дебютную симфонию морского офицера Римского-Корсакова исполнил оркестр под управлением самого Милия Балакирева.

    В 27 лет у Римского-Корсакова появилась возможность преподавать: его пригласили профессором композиции и оркестрового письма в Санкт-Петербургскую консерваторию. Будучи больше музыкантом-практиком, чем теоретиком, Николай Андреевич параллельно со своими студентами сел за парту и начал штудировать музыкальную теорию. Не оставил он и морскую службу. Его, дирижирующего в офицерском мундире, еще долго можно было увидеть в столице или Кронштадте, главной базе флота.

    В 1880 году в Мариинском театре публике была представлена опера, над которой Римский-Корсаков начал работать еще в 1877 году, «Майская ночь», написанная по мотивам его любимой книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Произведение имело успех, но, увы, краткосрочный. Оперу исполнили всего один раз, а потом сняли с репертуара.

    Непростая судьба была и еще у одной знаменитой работы композитора — «Садко». От первого замысла до желаемого результата ушло около пятнадцати лет. Когда же произведение было предложено дирекции Мариинского театра, оно встретило холодный прием. Император Николай II собственноручно вычеркнул его из репертуара. В итоге «Садко» был поставлен на сцене Московской частной оперы.

    Триумфу не помешали даже некоторые сложности произведения. В одной из его частей автор использовал сложнейший тактовый размер, 11/4. Хор и музыканты постоянно сбивались. Выкрутился дирижер, который на этот размер сочинил строчку-подсказку: «Рим-ский Кор-са-ков со-всем с у-ма со-шел». Только проговаривая про себя эту фразу, некоторые исполнители могли не сбиваться.

    Римский-Корсаков-композитор сочинил 15 опер, несколько симфоний, великолепную симфоническую сюиту «Шехерезада». Однако нельзя не отметить, что не меньше сделал он для России и в качестве педагога. Среди его воспитанников Александр Глазунов, Михаил Гнесин, Анатолий Лядов, Сергей Прокофьев , Игорь Стравинский — целая музыкальная школа.