Направление жоржа Бизе. Жорж Бизе — интересные факты
- Направление жоржа Бизе. Жорж Бизе — интересные факты
- Жорж Бизе арлезианка. История создания
- Жорж Бизе интересные факты. Золотая пора детства и юности
- Клод Дебюсси направление. Дебюсси до импрессионизма
- Жорж Бизе искатели жемчуга. Музыка
- Жорж Бизе произведения.
- Жорж Бизе краткая биография. Краткая биография
Направление жоржа Бизе. Жорж Бизе — интересные факты
Полное имя знаменитого композитора- Александр Сезар Леопольд Бизе. Интересно, что такая вариация имени дарована ему родителями не просто так – в его имя добавили имена известных полководцев: легендарного Цезаря, Александра Македонского и, вероятно, Леопольда I, императора Священной Римской империи. Интересные факты о Жорже Бизе.
Семья
- Имя Жорж дали при крещении.
- Интерес к искусству, музыке, а потом и дальнейшее призвание к этой сфере Жорж (так его звали в домашнем кругу) получил в семье: его мать прекрасно владела фортепиано, а отец преподавал музыку в учебном заведении.
- Отец Жоржа Бизе перед свадьбой был простым парикмахером. Однако, семья невесты потребовала, чтобы он сменил род своей деятельности. Жениху, Адольфу Аману Бизе, пришлось сменить профессию, став учителем музыки.
- Его мать, Эме, обучила своего сына нотной грамоте и игре на фортепиано, когда малышу было всего пять лет.
- Сначала маленький Жорж был увлечено книгами и мечтал стать писателем. Мать приложила немало усилий, чтобы принудить его заниматься музыкой.
- Ребенок был любим, но жил в суровых условиях традиционного воспитания: жесткий график, распорядок дня и занятий, четко ограниченное время на отдых и досуг.
- Уже в юном возрасте, Жоржу было тогда немногим больше девяти лет, он стал учеником консерватории в Париже, так как омел хорошие музыкальные способности.
- Он был один из самых юных учеников в консерватории. Уже в 19 лет он стал композитором.
- Ребенок обладал также хорошим музыкальным слухом, что позволило ему выиграть премию, а также курсы на безвозмездной основе инструменту и основам композиции у П. Циммермана- композитора, музыкального педагога.
- Он восхищался музыкальным даром Л. В. Бетховена и В. А. Моцарта- именно их произведения, уже тогда ставшие известными, сильно повлияли на формирование его музыкального вкуса.
Жорж Бизе арлезианка. История создания
В 1872 году только что созданный парижский театр «Водевиль», готовясь к открытию своего первого сезона, избрал пьесу Альфонса Доде (1840—1897). Молодой писатель, родом из старинного провансальского города Нима, приехал в Париж, где впервые заявил о себе сборником рассказов «Письма с моей мельницы». Среди них один был посвящен трагической истории любви сына провансальского фермера к девушке из города Арля. В 1872 году Доде написал на тот же сюжет драму «Арлезианка». Чистый, неискушенный юноша Фредери всем сердцем полюбил красавицу арлезианку. Уже назначена свадьба, но незадолго до нее в фермерский двор приходит неизвестный. Он говорит, что был любим невестой Фредери, у него есть доказательства этого. Девушка, принадлежавшая ему, не может быть женой другого. Свадьба расстраивается, но Фредери не может этого пережить. Он кончает с собой.
Сама арлезианка на сцене не появляется: она — тот таинственный, невидимый, но притягательный центр, вокруг которого сконцентрировано действие. Драму пронизывают картины фермерского быта Прованса — этого южного края, пропитанного солнцем и дыханием раскаленного ветра, со своими нравами и обычаями, своим, отличным от французского, языком и оригинальным фольклором.
Директор театра Карвальо понял, что драма должна сопровождаться музыкой, передающей аромат Прованса, помогающей психологическому раскрытию образов. Заказ на музыкальное оформление спектакля он сделал Жоржу Бизе , сочинения которого знал и ценил. Бизе, давно известный в музыкальных кругах, но не имевший прочного положения и постоянного заработка, перебивавшийся уроками, корректурами и аранжировками чужих сочинений, с радостью взялся за работу. Ему понравилась драма, в которой было то, что отсутствовало в большинстве оперных либретто: подлинные страсти, яркие характеры, прекрасный, поэтичный язык, живые, не придуманные ситуации.
Композитор написал 27 номеров музыки к драме. В них он выразил чувства героя пьесы, Фредери, его отчаяние и страсть; отражен музыкой и характер младшего брата Фредери Жаннэ, мечтательного мальчика с болезненной душой, которого Доде называет Innocent — простодушный. Два эти образа получили музыкальные характеристики, имеющие значение лейтмотивов. Наряду с ними широко разворачиваются сочные картины провансальского быта, зарисовки природы — ясного свежего утра, горячего солнечного дня, праздничного перезвона колоколов, переклички пастухов, далеко разносящиеся в горном воздухе. Музыка пронизана светом и оптимизмом, полна страстной силы жизни, которая торжествует, несмотря на личные трагедии. Музыка к «Арлезианке» стала новым словом во французском искусстве: такой яркости и одновременно тонкой психологизации оно еще не знало.
Задача Бизе была тем более сложной, что оркестр театра «Варьете» состоял всего из 26 человек. Именно для такого минимального состава должна была писаться партитура. Композитор блестяще справился со сложной задачей. Его оркестровка удивительна по лаконизму и эффектности. Кроме обычных для театрального оркестра инструментов, он использовал саксофон с его проникновенным, сходным с человеческим голосом тембром, а также тамбурин, издавна бытовавший в Провансе. Флейта-пикколо, подражающая звучанию народной флейточки галубе, дополнила оркестровые краски.
Премьера спектакля состоялась в сентябре 1872 года. Публика не поняла ни драмы, ни музыки. Пьеса, в которой были выведены простые люди, не устроила буржуазных зрителей, хотевших «красивого» зрелища. Они ждали выхода соблазнительной героини, а он так и не состоялся. Музыка просто мешала им: ее было слишком много, она исполнялась не только по ходу действия, но и в антрактах. Простодушным обывателям казалось, что они попали в оперу, и это их возмущало. Много лет спустя Доде вспоминал: «Мы с Жоржем Бизе, стоя за кулисами, дрожащие, покрытые той дурацкой бледностью, которая покрывает лица только во время премьер, смотрели, как «Арлезианка» проваливается, терпит крах на подмостках «Водевиля» среди безразличия и скуки, охвативших публику. «Они не слушают», — тихо повторял мне великий музыкант, и его взволнованный голос до сих пор отдается в моем сердце. Они не слушали ни его божественной музыки, которую чудесно исполнял крохотный оркестр… ни моей драмы. А через несколько дней они и вовсе перестали ходить, и это, пожалуй, наилучший способ не слушать».
Жорж Бизе интересные факты. Золотая пора детства и юности
У композитора практически не было детства. Уже с четырех лет он знал все ноты и играл на фортепиано. По родительскому наставлению изучение музыки занимало большую часть дня. И у мальчишки просто не оставалось свободного времени на игры и шалости со сверстниками.
Когда Безе поступил в учебное заведение, его день был заранее спланирован: ранний подъем, завтрак и занятия в консерватории. Мама всегда провожала и встречала его. После уроков – ужин в кругу семьи, и снова свидание с нотным станом и клавишами. Жоржа запирали в его комнате наедине с инструментом. Музицирование продолжалось до глубокой ночи, пока он не засыпал от усталости.
Мальчик плакал от обиды и злости, пытался противиться родительским наставлениям, хотя сам видел, насколько сильно раскрывается его талант после упорного труда на занятиях.
Годы, проведенные в консерватории, были плодотворными для композитора. Он обладал неподражаемой творческой интуицией, феноменальным музыкальным слухом и памятью. На занятиях был трудолюбив, с легкостью овладевал тонкостями музыкального искусства. В это время написано несколько всемирно известных композиций. Одна из которых – « Симфония до-мажор ».
Свое произведение семнадцатилетний Безе создал чуть больше, чем за две недели в качестве домашнего задания. Легкость, классическая отточенность формы и живое выражение характеризуют творение юного таланта. Оно стало известно уже после его смерти. В середине 20 века на музыку симфонии американский балетмейстер Дж. Баланчин ставил театральные постановки.
Уже на последнем курсе о нем говорили, как о подающем надежды композиторе. Оперетта в одном действии «Доктор Миракль» — первый профессиональный успех Жоржа. Он написал ее специально для конкурса Жака Оффенбаха, где разделил первое место и 1200 франков с Шарлем Лекоко. И вот в Парижской консерватории выпускной. Ему 19 лет, а он уже стал самым молодым лауреатом Большой Римской премии. Кантата «Кловис и Клотильда» принесла автору внушительный грант на обучение в Италии и получение стипендии от государства.
Клод Дебюсси направление. Дебюсси до импрессионизма
Клод-Ашиль Дебюсси родился 22 августа 1862 года в предместье Парижа Сен-Жермен-ан-Ле . Его отец, мелкий торговец, был владельцем небольшой посудной фаянсовой лавки. Когда Клоду исполнилось два года, его отец продал свой магазинчик, и вся семья переехала в Париж , где Дебюсси-старший устроился на работу бухгалтером в частной фирме.В Париже и прошло почти всё детство Клода Дебюсси за вычетом времени Франко-прусской войны , когда мать будущего композитора уехала вместе с ним в Канны , подальше от военных действий. Именно в Каннах юный Клод в 1870 году начал брать первые уроки фортепиано ; по возвращении в Париж занятия продолжились под руководством Антуанетты Моте де Флёрвиль, тёщи поэта Поля Верлена , к тому же — называвшей себя ученицей Фредерика Шопена .
В 1872 году , в возрасте десяти лет, Клод поступил в Парижскую консерваторию . В классе фортепиано он занимался у известного пианиста и педагога Альбера Мармонтеля, в классе начального сольфеджио — у именитого традиционалиста Альбера Лавиньяка , а орган ему преподавал сам Сезар Франк . В консерватории Дебюсси учился довольно успешно, хотя как ученик ничем особенным не блистал. Только в 1877 году профессура оценила фортепианный талант Дебюсси, присвоив ему вторую премию за исполнение сонаты Шумана . Пребывание в классе гармонии и аккомпанемента Эмиля Дюрана и вовсе привело к открытому конфликту между учеником и педагогом . Верный школьному учебнику гармонии, Дюран никак не мог смириться даже с самыми скромными экспериментами своего ученика. Не забыв о своих стычках с педагогом, спустя много лет Дебюсси писал об этом эпизоде своего обучения: «Гармония в таком виде, как её преподают в консерватории, представляет собой напыщенно-смешной способ сортировки звуков» .
Систематически изучать композицию Дебюсси начал только с декабря 1880 года у профессора, члена Академии Изящных Искусств, Эрнеста Гиро . За полгода до поступления в класс Гиро Дебюсси совершил путешествие по Швейцарии и Италии в качестве домашнего пианиста и учителя музыки в семье богатой русской меценатки Надежды фон Мекк . Лето 1881 и 1882 годов Дебюсси и вовсе провёл под Москвой , в её имении Плещеево .Общение с семьёй фон Мекк и пребывание в России благотворно повлияло на развитие молодого музыканта. В её доме Дебюсси познакомился с новой русской музыкой Чайковского , Бородина , Балакирева и близких к ним композиторов. В ряде писем фон Мекк к Чайковскому иногда упоминался некий «милый французик», который с восхищением отзывается о его музыке и превосходно читает партитуры . Вместе с фон Мекк Дебюсси посетил также Флоренцию , Венецию , Рим , Москву и Вену , где впервые услышал музыкальную драму « Тристан и Изольда », на добрый десяток лет ставшую предметом его восхищения и даже поклонения.Эту равно приятную и выгодную работу молодой музыкант потерял в результате некстати обнаружившейся влюблённости в одну из многочисленных дочерей фон Мекк.
Жорж Бизе искатели жемчуга. Музыка
«Искатели жемчуга» — произведение свежего и яркого таланта. Преодолев традиционную условность ситуаций и персонажей либретто, Бизе удалось наметить в музыке индивидуальность главных героев, придать экзотическим ритуальным и бытовым сценам эмоциональную силу и яркость колорита, запечатлеть мечтательную поэзию природы Востока. Мелодии «Искателей жемчуга» впечатляют красотой и пластичностью. Лучшие из них служат украшением концертных программ.
Первому акту предшествует небольшая оркестровая прелюдия, выдержанная в плавно колышущемся вальсовом ритме. Начальная сцена обрамлена хором «На берегу златом», сопровождающим танцы ловцов; таинственно приглушенный, с монотонными повторениями фраз, он на время оживляется героической мелодией «Вперед, на дно морское» (мужской хор). В центре сцены — первый рассказ Надира «По степям, лесам дремучим», мужественный, отмеченный свежестью мелодики. Дуэт-воспоминание Надира и Зурги «И там, среди цветов» полон восторженного чувства; плавная мелодия в восточном духе звучит на фоне волшебно прозрачного оркестрового сопровождения. Появление Лейлы подготавливается оркестровой прелюдией; хор «Привет тебе, дева» выдержан в легком танцевальном движении. Нежностью колорита, южной мягкостью красок отмечен известный романс Надира «В сиянье ночи лунной». Заключает акт молитва Лейлы «Брама всесильный»; легкие узорчатые рулады певицы сопровождаются приглушенным аккомпанементом хора; на том же фоне звучит тайный диалог Лейлы и Надира.
Жорж Бизе произведения.
французский композитор, автор оркестровых произведений, романсов, фортепианных пьес, а также опер, самой известной из которых стала «Кармен»
Биография
Бизе родился 25 октября 1838 года вв семье учителя пения. Он был зарегистрирован под именем Александр-Сезар-Леопольд Бизе, но при крещении получил имя Жорж, под которым и был известен в дальнейшем. Бизе поступил в Парижскую консерваторию за две недели до того, как ему исполнилось десять лет.
В 1857 году он разделил спремию на конкурсе, организованном, за оперетту «Чудесный доктор» и получил Римскую премию, что позволило ему прожить вв течение трёх лет, сочиняя музыку и занимаясь своим образованием. Отчётным произведением (написание которого было обязательным для всех лауреатов Римской премии) стала опера «Дон Прокопио». За исключением проведённого в Риме периода, Бизе прожил всю свою жизнь в Париже.
После пребывания в Риме он вернулся в Париж, где посвятил себя написанию музыки. В 1863 году он написал оперу «Искатели жемчуга». В этот же период он написал «Пертскую красавицу», музыку к пьесе Альфонса Доде «Арлезианка» и произведение для фортепиано «Детские игры». Также он написал романтическую оперу «Джамиле», обычно рассматриваемую, как предшественницу «Кармен». Сам Бизе забыл о ней, и о симфонии не вспоминали до 1935 года, когда она была обнаружена в библиотеке консерватории. При первом же представлении эта работа получила похвалы раннего романтического периода. Симфония замечательна своим стилистическим сходством с музыкой, которая в тот период почти не была известна в Париже, за исключением, быть может, нескольких песен. В 1874—1875 годах композитор работал над «Кармен». Премьера оперы состоялась в парижском театре «Опера-Комик» 3 марта 1875 года и закончилась провалом. Свою Вторую симфонию, «Рим», Бизе не завершил.
Умер Жорж Бизе 3 июня 1875 года от сердечного приступа,который случсиля в связи с волнением.
Жорж Бизе краткая биография. Краткая биография
Алекса́ндр Сеза́р Леопольд Бизе́ (фр. Alexandre-César-Léopold Bizet, при крещении получил имя Жорж , фр. Georges; 25 октября 1838, Париж — 3 июня 1875, Буживаль) — французский композитор периода романтизма, автор оркестровых произведений, романсов, фортепианных пьес, а также опер, самой известной из которых стала «Кармен».
Он родился 25 октября 1838 года в Париже в семье учителя пения Адольфа Армана Бизе . Был зарегистрирован под именем Александр-Сезар-Леопольд Бизе, но при крещении получил имя Жорж, под которым и был известен в дальнейшем. Первоначально занимался музыкой с матерью Анной Леопольдиной Эмэ (урожд. Дельсарт). Бизе поступил в Парижскую консерваторию за две недели до того, как ему исполнилось 10 лет. Занимался контрапунктом и фугой с П. Циммерманом, а также с замещающим его Ш. Гуно (впоследствии другом Бизе).
Уже во время учёбы в консерватории (1848—1857) Бизе пробовал себя в качестве композитора. В этот период он блестяще овладел композиторской техникой и исполнительским мастерством. Ференц Лист, услышавший в исполнении Бизе свою фортепианную музыку, воскликнул: « Бог мой! Я считал, что это может исполнить один человек – я. Но оказывается, нас двое !».
В 1857 году он разделил с Шарлем Лекоком премию на конкурсе, организованном Жаком Оффенбахом, за оперетту «Доктор Миракль» и получил Римскую премию. В том же году Бизе представил на конкурс кантату «Кловис и Клотильда», за которую также получил Римскую премию, что позволило ему прожить в Риме в течение трёх лет, сочиняя музыку и занимаясь своим образованием. Отчётным произведением (написание которого было обязательным для всех лауреатов Римской премии) стала опера «Дон Прокопио». Опера была неизвестна публике до 1895 года, когда композитор Ш. Малерб опубликовал описание «Дона Прокопио», найденного им в архиве умершего директора консерватории Обера. В 1906 году в редакции Малерба (с написанными им речитативами) первая опера Бизе была поставлена в театре Монте-Карло.
За исключением проведённого в Риме периода, Бизе прожил всю свою жизнь в Париже. После пребывания в Риме он вернулся в Париж, где посвятил себя написанию музыки. В 1863 году он написал оперу «Искатели жемчуга». В этот же период он написал «Пертскую красавицу» (1867), произведение для фортепиано «Детские игры» (1870), музыку к пьесе Альфонса Доде «Арлезианка» (1872). Премьера «Арлезианки» состоялась 11 октября 1872 года; ни пьеса, ни музыка успеха у публики не имели. Композитор сделал из музыки к «Арлезианке» концертную сюиту. В 1878 году П. И. Чайковский писал Н. Ф. фон Мекк: « Кстати о свежести в музыке, рекомендую Вам оркестровую сюиту покойного Bizet «L'Arlesienne». Это в своем роде шедевр» . Вторая сюита на музыки к спектаклю («Пастораль», «Интермеццо», «Менуэт», «Фарандола») была составлена Гиро уже после смерти Бизе.
В 1867 году журнал «Revue Nationale et Etrangère» предложил Бизе постоянное сотрудничество в качестве музыкального обозревателя, статьи Бизе выходят под псевдонимом Гастона де Бетси. Также он написал романтическую оперу «Джамиле» (1870), обычно рассматриваемую, как предшественницу «Кармен», и симфонию C-dur. Сам Бизе забыл о ней, и о симфонии не вспоминали до 1935 года, когда она была обнаружена в библиотеке консерватории. Симфония замечательна своим стилистическим сходством с музыкой Франца Шуберта, которая в тот период почти не была известна в Париже, за исключением, быть может, нескольких песен. В 1874—1875 годах композитор работал над «Кармен». Летом 1874 года, в Буживале, композитор заканчивает оперу, оркестровка партитуры заняла всего два месяца. Премьера оперы состоялась в парижском театре «Опера-Комик» 3 марта 1875 года и закончилась провалом. После премьеры Бизе был убеждён, что работа не удалась. Он умер от сердечного приступа спустя всего три месяца, не зная, что «Кармен» окажется вершиной его успеха и навсегда войдёт в число наиболее узнаваемых и популярных классических произведений мира. П.И. Чайковский, который был большим поклонником этой оперы писал: «… Но вот является француз (которого смело назову гениальным), у которого все эти пикантности и пряности не результат выдуманности, а льются свободным потоком, льстят слуху и в то же время трогают и волнуют. Он как бы говорит: «…вы не хотите ничего величавого, грандиозного и сильного, вы хотите хорошенького, вот вам и хорошенькое, joli. Bizet — художник, отдающий дань испорченности вкусов своего века, но согретый истинным, неподдельным чувством и вдохновением ».