Мастера лжи или красноречия. Принци. Ориентируемся на слушателя
- Мастера лжи или красноречия. Принци. Ориентируемся на слушателя
- Красноречие примеры из литературы. Засорение речи жаргонами
- Софисты философия кратко. Билет № 6 Софистика.Ее основные принципы.Главные софисты.
- Софизм пример. Понятие софизма
- Софисты это. Этический релятивизм древних софистов
- Софизм это. Упоминания в литературе
- Софисты основные идеи. Софистика – уникальная способность одурить и доказать то чего не существует
Мастера лжи или красноречия. Принци. Ориентируемся на слушателя
Любая аудитория придерживается каких-либо установок. Установка – чувства аудитории, связанные с каким-либо поводом, объектом, человеком, вопросом и т. д. Установка – это, своего рода мнение. Например, фраза «Я считаю, что необходимо всерьез заниматься иностранными языками» означает, что человек обладает положительной установкой на владение иностранными языками.
Убеждающая речь обязывает оратора узнать, какого мнения придерживаются слушатели по конкретному вопросу. Правильный анализ целевой аудитории помогает более адекватно оценить шансы на успех публичного выступления. Собрав всю нужную информацию об ориентировках людей на вашу установку, можно сформировать примерный план действий:
- Если слушатели позитивно относятся к вашей установке, то есть разделяют ваше мнение по конкретному вопросу, то стоит обдумать, чего бы вы хотели от них. Ваша задача – разработать конкретный план выступления, который поможет побудить людей совершить нужное вам действие.
- Если мнение аудитории нейтральное или оно попросту отсутствует, вам нужно его сформировать, причем в выгодном для вас свете. Если люди не осведомлены в вопросе, который вы озвучиваете, вам нужно проинформировать их, после чего склонить к своим убеждениям. Если люди обладают необходимой информацией, но занимают нейтральную позицию, ваша задача – привести как можно больше аргументов, которые подтверждают вашу точку зрения. С такой стратегией привлечь аудиторию на свою сторону не составит труда.
Отдельно стоит обсудить ситуацию, в которой слушатели не согласны с вашей точкой зрения:
- Если аудитория не принимает вашу цель, но настроена умеренно, не враждебно, стоит попытаться привлечь их на свою сторону с помощью аргументов и фактов. Информация должна быть представлена объективно, кратко. Не должно быть расплывчатости, лжи или недосказанности. Представьте себя на месте слушателей. Хорошая речь – это такие слова, которые, если не поменяют точку зрения на противоположную, то хотя бы заставят скептически настроенных людей начать верить оратору и обдумать его мнение.
- Если аудитория настроена враждебно, любые попытки сразу поменять ее мнение с помощью публичного выступления, скорее всего, закончатся фиаско. В этом случае к теме разговора лучше подойти издалека, начав речь с незначительного, но адекватного предложения людям. Вы должны показать, что даже маленькая ваша идея чего-то стоит. Позже, уже в другом выступлении можно предложить людям продвинуться дальше. Вероятно, к этому моменту они уже будут вас воспринимать как человека, который предлагает достойные цели.
Но не стоит слишком полагаться на одну лишь речь. Порой даже самые лучшие слова не приводят к нужной цели, если речь идет о враждебно настроенной аудитории.
Красноречие примеры из литературы. Засорение речи жаргонами
- Произведение А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» наполнено тюремным жаргоном. Это связано с тем, что люди находятся в своём особенном, отделённом от остального общества, мире. Вместо «доносить» говорят «стучать», вместо «начальник оперативно-режимной связи» — «кум». Заключённых тоже называют жаргонным языком — по номеру, а не имени и фамилии. Таким образом, показывается атмосфера, царившая в тюрьме: бесправие заключённых и неуважение к ним. Ведь отношение к речи – отражение отношения к себе. Заключенные в основе своей – сломленные и опустившиеся люди, которые не находят причин уважать себя и окружение. Поэтому любому человеку, отдающему себе должное, нельзя засорять свою речь, иначе общество будет относиться к нему так, будто он сам себе не нужен, а ему и подавно.
- Жаргонизмы можно найти в творчестве В. В. Маяковского . Например, в стихотворении «О дряни». Автор, являющийся сторонником революционных идей, использует такие слова, как «мурло», «мразь», «фигурять». Это свидетельствует об уровне его культуры речи. Несмотря на высокий интеллект и творческую одаренность, В. В. Маяковский считает употребление жаргонизмов допустимым. Это создаёт определённую атмосферу произведения, а также точно выражает мысли и чувства автора. Таким образом, жаргонная лексика может найти применение в искусстве, но все-таки в жизни, в общении с родными и близкими, коллегами и прохожими эта манера выражаться может пагубно отразиться на отношениях.
Софисты философия кратко. Билет № 6 Софистика.Ее основные принципы.Главные софисты.
Cофисты термин, которым в древнегреческой литературе обозначали учителей мудрости и красноречия, философов 2-ой пол. V 1-ой пол. IV вв. до н. э которые впервые в Греции стали преподавать сво искусство за плату. Софистика, как показывает научное исследование этого течения, явление далеко не однозначное. Хотя этот термин вошл в обиход в значении искусно вводящего в заблуждение рассуждения, само по себе слово софист означало просто мудрец и до середины века не имело никакого одиозного оттенка. Изменением значения слова история обязана противникам софистов, среди которых наиболее известными являются Сократ, его ученики Ксенофонт и Платон, а также Аристофан, высмеивавший софистику в своих комедиях. Появление подобных врагов софистики было связано, прежде всего, с тем, что духу античности было чуждо использование мудрости в качестве средства к существованию. Так, Сократ считал, что философ, преподающий бесплатно, волен беседовать с кем угодно, тогда как тот, кто берт деньги за уроки, становится, в определнном смысле, рабом своего ученика. Сами софисты, очевидно, не придавали большого значения подобного рода доводам и очень часто запрашивали за свои уроки довольно большие суммы, которые могли позволить себе лишь знатные люди. Чтобы привлечь к себе учеников, они активно использовали разного рода рекламу, например, по словам Исократа, обещали приблизить своих учеников к богам. Кроме того, некоторые софисты, например Гиппий и Горгий, одевались в пурпурные одежды, что также делалось для того, чтобы привлечь к себе внимание.
Софизм пример. Понятие софизма
Итак, софизм – это рассуждение, которое используется для обоснования какой-либо абсурдной посылки или утверждения, содержащего противоречие общепринятому представлению. Приведем яркий пример из области математики: если 5=2+3, при этом 2 – четное, а 3 – нечетное, то результат их суммы (5) будет одновременно четным и нечетным. Данный софизм приводится знаменитым философом Древней Греции – Аристотелем.
Софистика
С момента появления понятия «софизм» оно связывалось с мыслью о преднамеренной фальсификации. Это обосновывалось мнением известного философа Протагора. Он считал задачей софиста – преподнести худший аргумента как лучший, используя уловки в речи. То есть заботиться нужно не о достижении истины, а об успехе. Важно – выиграть в дискуссии, споре, судебном процессе, а не установить правдивость тезиса. Именно с этим связано и известное мнение Протагора о том, что мерилом истины является мнение человека. Впоследствии Платон опроверг данную мысль, поскольку считал, что нельзя умозаключения строить на субъективизме, иначе придется считать правдивым любые высказывания людей.
В качестве прием софизм был введен группой древнегреческих мыслителей, называвших себя софистами. Они обучали обеспеченную молодежь риторике, ораторскому мастерству и искусству спора. Таким образом осуществлялась подготовка к дальнейшей политической или иной карьере.
В прямом смысле софистов сложно назвать философами, поскольку какими-либо научными исследованиями и рассуждениями они не занимались. Их целью был поиск методики, направленной на решение практических задач. При этом именно они первыми обратили внимание на различие в законах природы и культуры, отмечая, что последнюю создают сами люди: искусственным путем. В силу приведенного тезиса сами законы оказываются релятивными, или относительными, поскольку то, что придумал какой-то человек, не может быть объективным по определению. Из-за этого человек и становится мерилом всех вещей, как сказал Протагор. Данный философ также активно отрицал возможность определения и достижения истины. Прежде всего, поскольку отсутствует единый критерий познания окружающих вещей и явлений. Все люди делают это по-разному, душа одного человека видит мир абсолютно по-другому. Таким образом, человек как мера самостоятельно определяет, что для него добро, а что – зло, где правда, а где ложь.
Из вышесказанного вытекает, что любое умозаключение или любой тезис может быть истинным в той или иной ситуации. Поэтому стоит упомянуть еще об одной мысли Протагора: все по-своему верно и правдиво. В нашем мире нет и не может быть единой абсолютной истины, а также четко определенных, признанных всеми моральных ценностей.
Софистов очень часто обвиняли в субъективном подходе и релятивизме (принцип относительности). Другие философы в большинстве случаев отзывались о них пренебрежительно. Например, Аристотель считал софизм не обучением, а «натаскиванием», то есть его целью не был научный поиск истины, а просто победа в споре любыми методами, поэтому философ называл его «мнимой мудростью».
Софисты это. Этический релятивизм древних софистов
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Софисты обосновывают право человека смотреть на окружающий мир сквозь призму своих интересов и целей. Протагор первым выдвинул теорию, согласно которой возможно воспитание. Он полагал, что существует два уровня законов: естественный и социально-нравственный. Некоторые софисты полагали, чтоявляется врожденным качеством человека, хотя и проявляется она поздно. Отсюда их негативное отношение к существующейкак неспособной быть истинной. Они приравнивают искусственное и противоестественное. В результате появляется точка зрения об условности законов морали и общества для человека. Соответственно, нравственное поведение человека заключается, прежде всего, в соблюдении общепринятых норм поведения. Софисты сделали важное наблюдение, характеризующее специфику норм морали как норм, кодирующих неприродныемежду людьми. Их нарушение связано с позором и наказанием только в том случае, если это нарушение замечено другими людьми. Если оно не замечено, то нарушителю ничего не грозит. В греческомне было разделения на частную и гражданскую жизнь. Закон добродетели равнялся закону полиса. Человек был, прежде всего, гражданином полиса, поэтому в качестве морального субъекта он был публичным человеком. Это было не лицемерие, поскольку наедине с собой он переставал быть нравственным. |
Софизм это. Упоминания в литературе
Конечно, некоторые софисты злоупотребляли своими познаниями и умениями, изобретая или обнаруживая парадоксальные ситуации в языке и мышлении, и выводя ими из равновесия неискушенных людей. Но через этот опыт искушения ума необходимо было пройти. Плод софистической лукавой выдумки – софизм , был внешним негативным поводом для развития логики. Сократ и Платон детально изучили положительные и отрицательные стороны софистического дискурса, выдвигая свои контраргументы против релятивистских и нигилистических выводов (Платон посвятил анализу учений софистов несколько своих важных диалогов: «Протагор», «Горгий», «Евтидем», «Софист» и др.). Позднее Аристотель, имея в своем распоряжении более совершенные логические средства, разработал методологию распознавания и нейтрализации софизмов в трактате «О софистических опровержениях».
А. А. Корольков, Педагогическая антропология в зеркале философии, 2017
Отказ от признания существования общеобязательных истин привел софистов к прагматизации знания, то есть к его использованию в личных целях. Наиболее ярко это выразилось в создании софистов – логических ошибок, обладающих доказательной слой. Пример – софизм «Рогатый»: «Можно ли потерять то, что ты не имеешь? – Нет. – Ты терял рога? – Нет. – Следовательно, ты их имеешь». В социально-политических условиях греческих городов-государств использование софизмов, а также различных риторических приемов позволяло получить реальную политическую власть. Тем самым философия из теоретического познания превращалась в средство политической борьбы.
А. А. Акулова, История философии. Курс лекций в конспективном изложении. Учебное пособие, 2014
Что касается трактата «Пирроновы положения», то в нем отдельные философы рассматриваются только в качестве примера для того или иного скептического тезиса. Первая книга этого произведения представляет собой введение в скептицизм. В ней устанавливаются отличительные свойства скептицизма, его понятия, начала, цель, способы (тропы) воздержания от суждения, скептические выражения и отличие скептицизма от смежных с ним типов философствования. Вторая книга носит логический характер, трактуя о критерии, истине, знаке, доказательстве, силлогизмах, индукции, определениях, о целом и части, о родах и видах, общих качествах и о софизмах . Первые 20 глав третьей книги посвящены только физической стороне философии, т. е., в античном понимании, всей действительности в целом. Здесь речь идет о богах, о причине, телах, смешении, движении, месте, времени, числе. Главы 21–32 посвящены этике – рассуждениям о хорошем, дурном и безразличном по природе, об искусстве по отношению к жизни, об изучаемом, обучающем и учащемся, о способе изучения, о пользе, приносимой искусством жить. Таким образом, видим, что физика, логика и этика в обобщенном виде представлены во 2-ой и 3-ей книгах «Пирроновых положений». Эти три основные главы или книги (а точнее две книги – 2-я и 3-я) представляют собой параллель VII–XI книгам трактата «Против ученых», но носят более общий характер. Таким образом, «Пирроновы положения» представляют теоретическое ядро античного скептицизма. Поэтому, исходя из цели и задач настоящего исследования, я рассматриваю «Пирроновы положения» в качестве его основного источника.
Софизм – это философская школа, которая возникла в античности и была известна своими изобретательными логическими трюками и парадоксами. Софисты использовали язык и мышление для создания логических ошибок, которые казались доказательными, но на самом деле были пустыми.
Некоторые софисты злоупотребляли своими познаниями и умениями, изобретая или обнаруживая парадоксальные ситуации в языке и мышлении, и выводя ими из равновесия неискушенных людей. Однако, через этот опыт искушения ума необходимо было пройти.
Плод софистической лукавой выдумки – софизм, был внешним негативным поводом для развития логики. Сократ и Платон детально изучили положительные и отрицательные стороны софистического дискурса, выдвигая свои контраргументы против релятивистских и нигилистических выводов.
Позднее Аристотель, имея в своем распоряжении более совершенные логические средства, разработал методологию распознавания и нейтрализации софизмов в трактате «О софистических опровержениях».
Отказ от признания существования общеобязательных истин привел софистов к прагматизации знания, то есть к его использованию в личных целях. Наиболее ярко это выразилось в создании софистов – логических ошибок, обладающих доказательной слоем.
Пример – софизм «Рогатый»: «Можно ли потерять то, что ты не имеешь? – Нет. – Ты терял рога? – Нет. – Следовательно, ты их имеешь».
В социально-политических условиях греческих городов-государств использование софизмов, а также различных риторических приемов позволяло получить реальную политическую власть. Тем самым философия из теоретического познания превращалась в средство политической борьбы.
Софисты основные идеи. Софистика – уникальная способность одурить и доказать то чего не существует
Давай поговорим о софистике – особом искусстве, которое позволяет убедить людей в чем-то, чего на самом деле не существует. Софисты используют хитрые аргументы и логические трюки, чтобы “одурить” и ввести в заблуждение. В этой статье мы рассмотрим, что такое софистика, как она работает и для чего используется.
Софистика – это философская и риторическая традиция, которая развивалась в Древней Греции в V-IV веках до н.э. Софисты были преподавателями и мастерами аргументации, которые обучали людей искусству убеждения и риторике. Они занимались исследованием и преподаванием навыков аргументации, логики и риторики, а также основ философии и общественных наук.
Софисты учили своих учеников различным методам и приемам, которые помогали достигать успеха в убеждении других людей и ведении публичных выступлений. Они считали, что искусство риторики и аргументации является ключевым инструментом для достижения целей в политике, деловой сфере и общественной жизни.
Однако софисты также были предметом критики со стороны некоторых философов, в том числе Сократа и Платона. Им было высказано обвинение в отсутствии моральных принципов и в использовании искусства риторики для манипуляции и обмана людей.
Для чего используют?
- Риторика и публичные выступления. Софистика включает в себя искусство риторики, то есть убедительного и эффективного общения с публикой. С помощью софистических приемов и методов люди могут разрабатывать и представлять свои аргументы и идеи с максимальной убедительностью.
- Политика и право. Софисты обучали своих учеников навыкам аргументации и логики, которые могли быть полезными в политической и правовой сферах. Они помогали людям разрабатывать и защищать свои политические и правовые позиции, а также учили, как эффективно участвовать в дебатах и переговорах.
- Образование и обучение. Софистика имеет важное значение в образовательных процессах. Она помогает развивать навыки критического мышления, анализа и коммуникации. Софистические методы могут использоваться для улучшения способностей учеников к аргументации и самовыражению.
- Деловая сфера. В мире бизнеса софистические навыки могут быть полезны для успешных переговоров, презентаций и убеждения клиентов или партнеров. Умение эффективно коммуницировать и убеждать способствует достижению успеха в деловой сфере.
- Медиа и общественное мнение. Софистика может использоваться для формирования общественного мнения и манипулирования публичным дискурсом. Она актуальна в политических кампаниях, рекламе, пиаре и других медийных контекстах.
Что сходно с софистикой?
- Риторика. Риторика – это искусство убедительного и эффективного общения. Она также занимается развитием навыков аргументации и презентации и используется для убеждения аудитории. Риторика тесно связана с софистикой, поскольку обе концепции изучают то, как влиять на мнение других людей и достигать целей через убедительное общение.
- Манипуляция. Манипуляция включает в себя использование различных методов и приемов для влияния на мысли, чувства и поведение других людей. Хотя софистика и риторика используются с некоторыми элементами манипуляции, важно отличать эти концепции. Софистика и риторика могут быть применены с этической целью убеждения, в то время как манипуляция подразумевает неправедные, скрытые или обманные методы влияния.
- Публичные выступления и презентации. Софистика и риторика связаны с искусством публичных выступлений и презентаций. Обе концепции изучают, как эффективно коммуницировать с аудиторией, убеждать и воздействовать на ее мысли и чувства. Коммуникативные навыки, такие как умение говорить перед аудиторией и презентовать свои идеи, являются общими для этих концепций.
- Дебаты. Дебаты – это форма аргументации и обсуждения, где две или более стороны представляют свои аргументы и взаимодействуют друг с другом. Дебаты требуют использования логики, аргументации и убеждения, что делает их схожими с софистикой и риторикой.